Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 1. С. 210-221
РЕЦЕНЗИИ
Рецензия на сборник статей
УДК 792.072, 792.8
doi: 10.26156/operamus.2024.16.1.010
Яркий след Наталии Лазаревны Дунаевой
Наталья Владимировна Копысева
Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия
[email protected], https://orcid.org/0009-0004-7531-4722
Аннотация. Материал представляет рецензию на сборник памяти известного историка балета, доцента Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Наталии Лазаревны Дунаевой (1933-2020) "Omnia Praeclara Rara". Рассмотрены основные этапы биографии главной героини книги, даны краткий портрет ее личности, а также оценка влияния на последователей; показана важность источниковедения как дисциплины, введенной Наталией Лазаревной в программу подготовки балетоведов. В рецензии проанализировано содержание основных разделов — "IN MEMORIAM" и «Научные статьи и публикации». Отдельно раскрыты деятельность учеников Дунаевой в годы обучения, а также развитие ее педагогических и научных идей в настоящее время.
Ключевые слова: Наталия Лазаревна Дунаева, "Omnia Praeclara Rara", воспоминания, балет, источниковедение, история и теория хореографического искусства
Для цитирования: Копысева Н. В. Яркий след Наталии Лазаревны Дунаевой // Opera musicologica. 2024. Том 16. № 1. С. 210-221. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.010
© Копысева Н. В., 2024
Review of the collection of articles doi: 10.26156/operamus.2024.16.1.010
Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 1. P. 210-221
REVIEWS
Bright Impact of Natalia Dunayeva
Natalya ^ Kopyseva
Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia [email protected], https://orcid.org/0009-0004-7531-4722
Abstract. TThis material is a review of the memorial collection dedicated to the renowned ballet historian, Associate Professor of the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory and the A. Ya. Vaganova Russian Ballet Academy, Natalia Lazarevna Dunayeva (19332020). The collection is titled "Omnia Praeclara Rara". The main stages of the biography of the main heroine of the book are considered, a short portrait of her personality is given, as well as an assessment of her influence on the followers. The review demonstrates significance of the "Source Studies", a discipline introduced by Natalia Lazarevna in the program of training ballet researchers. The content of the main sections — "IN MEMORIAM" and "Scientific articles and publications" — was analyzed. The activities of Duna-yeva's pupils during the years of study are separately disclosed. The review also considers how the students continue to uphold her pedagogical and scientific ideas at present.
Keywords: memories, ballet, source studies, creativity, ballet studies
For citation: Kopyseva, Natalya V. Bright Impact of Natalia Dunayeva. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 1. P. 210-221. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.L010
© Natalya V. Kopyseva, 2024
Наталья Копысева
Яркий след Наталии Лазаревны Дунаевой
Сборник "Omnia Praeclara Rara" 1 (ил. 1), что в переводе означает «Все прекрасное бывает редко», посвящен памяти известного историка балета, доцента Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римско-го-Корсакого и Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Наталии Лазаревны Дунаевой (1933-2020). Составитель сборника — кандидат философских наук, доцент кафедры режиссуры балета СПбГК Наталья Александровна Яковлева — смогла собрать и объединить в гармоничное целое не только воспоминания учеников, коллег и друзей Дунаевой, но и научные публикации российских и зарубежных специалистов в области балетного искусства.
В разделе "In Memoriam" воспоминания двенадцати авторов сменяют друг друга так, будто бы повествование в одном рассказе логически вытекает из другого. Мы видим в них человека незаурядного: исследователя и педагога, разработавшего свою методику описательной реконструкции ушедших в прошлое балетных спектаклей, подготовившего специальный курс источниковедения и создавшего уникальную конференцию — Источниковедческие чтения по истории балета (1991). Теперь они носят имя своей основательницы: каждую весну в Санкт-Петербургской консерватории проводятся Дунаевские чтения. Кроме того, перед нами предстает интеллигентная обаятельная женщина, обладающая цепкой памятью (по воспоминанию коллег и учеников, Наталия Лазаревна знала по имени-отчеству не только их, но и всех их домочадцев, и даже клички питомцев), — всегда доброжелательная, готовая прийти на помощь, но в то же время умеющая держать дистанцию и довольно жестко добиваться освоения своего предмета.
Каждый автор живо рассказывает о запомнившихся ему чертах характера Н. Л. Дунаевой и об эпизодах встреч с ней. Ученики говорят о ней как о гениальном наставнике, который мог не только интересно преподнести материал, но и сделать научную работу увлекательной:
1 Omnia Praeclara Rara : сборник памяти Наталии Лазаревны Дунаевой / Научный редактор и составитель Н. А. Яковлева ; Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург: Чистый лист, 2023. 316 с. ISBN 978-5-901528-92-1
Знакомство с любым сухим справочником или библиографическим указателем нередко, благодаря Наталии Лазаревне, превращалось для нас в захватывающее детективное расследование и становилось истоком возможного будущего научного изыскания 2.
Лекции Наталии Лазаревны невозможно было пропустить <...>. Я ценила каждое ее слово, жадно впитывала все, что она говорила3.
Н. Л. Дунаева вооружила нас знаниями, умениями и навыками проведения научного исследования.4
Благодаря ее методам, еще будучи студенткой, я могла параллельно изучать материалы по русским и польским источникам.5
В очерках освещаются разные этапы жизни Наталии Лазаревны, в частности, моменты ее биографии до того, как она стала преподавать в Консерватории. Из воспоминаний А. М. Полубенцева «Памяти Ната-
2 Свешникова А. Л. Вспоминая Учителя. С. 23.
3 Балинская О. В. Неоценимый дар. С. 28.
4 Федорченко О. А. Командарм балетоведов. С. 34.
5 Сибильска Иоанна. Фея Крошка. С. 26.
лии Лазаревны Дунаевой» мы узнаем, что Дунаева относилась к Никите Александровичу Долгушину с большим уважением, и что они
познакомились в Вагановском училище в период его учебы, где она преподавала русскую литературу и вела семинары по зарубежной литературе 6.
Н. А. Долгушин в 1988 г. пригласил Дунаеву преподавать на кафедре режиссуры балета; именно тогда началась ее интенсивная новаторская деятельность в рамках программы «История и теория хореографического искусства». В том же году в Консерватории открылась одноименная кафедра (1988-2014), для студентов которой Дунаева разработала специальный курс «Источниковедение».
Алексей Викторович Фомкин в очерке «Дисциплина со странным названием» рассказывает, что он познакомился с Наталией Лазаревной, когда в 1995 г. курс балетоведения был создан и в Академии имени А. Я. Вагановой:
Она открыла мне мир Архива: запаха и вкуса архивных документов...7
Здесь же описывается и такой сюжет ее биографии:
много лет она преподавала русский язык частным образом по собственной методике (которая, увы, ушла вместе с ней), позволявшей в том числе овладеть грамотностью людям с дислексией 8.
Елена Пантелеевна Яковлева упоминает о близости научных интересов профессора кафедры русского искусства Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Р. И. Власовой и Н. Л. Дунаевой. Власова принимала участие в Научных чтениях кафедры режиссуры балета с 1994 по 1998 г., где ею были представлены доклады об оформлении балетных спектаклей С. Б. Вирса-ладзе и В. М. Ходасевич. Позднее эстафету подхватила Е. Н. Байгузина, выступившая с сообщением о творчестве Л. С. Бакста. А в 2004 г. сама
6 Полубенцев А. М. Памяти Наталии Лазаревны Дунаевой. С. 17.
7 Фомкин А. В. Дисциплина со странным названием. С. 31.
8 Фомкин А. В. Дисциплина со странным названием. С. 32.
Е. П. Яковлева впервые приняла участие в XIII Чтениях с докладом «О сотрудничестве Н. К. Рериха с Л. Ф. Мясиным».
Елена Николаевна Байгузина пишет о том, что для многих, как и для нее, Дунаева стала судьбоносным человеком,
некой реперной точкой, после которой происходила существенная корректировка координатной системы, а порой и жизни — личной, научной, профессиональной 9.
В сложное время, в 2004 г., благодаря хлопотам Дунаевой, Елена Николаевна была приглашена на должность доцента в Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой. С теплотой и нежностью автор эссе сравнивает Дунаеву с мисс Марпл в исполнении английской актрисы Джоан Хиксон.
О маленьких слабостях Н. Л., любви к коту по имени Мышка, и тут же — о постоянном интересе к Невельским Бахтинским чтениям мы узнаем из воспоминаний Людмилы Мироновны Максимовской. Автор особо отмечает отношение Н. Л. к старшеклассникам — членам кружка «Пчела», которые занимались историей города и окрестностей, биографикой, топонимикой и т. д.:
Наталия Лазаревна внимательно и доброжелательно выслушивала их доклады, которым отводилось полдня на Невельских Бахтинских чтениях, и каждому юному докладчику задавала вопросы: «Какими источниками вы пользовались? Кто был вашим предшественником? Какие еще необходимы разыскания для полноты картины?» 10
Н. Л. сама уважительно относилась к документальному факту, чему и учила других. Была виртуозным и артистичным докладчиком. Умела включать слушателей во все перипетии мысли и сюжета в развитии темы сообщения. Всегда отличалась строгостью и академичностью речи.
Ирина Борисовна Ваганова в статье «Не говори с тоской: их нет, Но с благодарностию: были...» (С. 59) описывает помощь Дунаевой при работе с архивными материалами Н. М. Дудинской и К. М. Сергеева. Недостающая часть архива Сергеева, благодаря Наталии Лазаревне, нашлась через несколько лет.
9 Байгузина Е. Н. Наталия Лазаревна Дунаева. Штрихи к портрету. С. 47.
10 Максимовская Л. М. «Я не мыслю пропустить Невель...»: Н. Л. Дунаева на Невельских Бахтинских чтениях. С. 52.
Наталия Лазаревна была действительным членом Русского генеалогического общества, где они с Мариной Александровной Доммес постоянно встречались на докладах. Узнав, что некоторые предки Марины Александровны были связаны с Псковской губернией, Дунаева предложила ей выступать в Невельских научных чтениях:
В Невель съезжались исследователи из разных городов России и зарубежных стран с докладами, где освещались вопросы истории тех мест, рассказывалось о живших там представителях разных профессий ".
Благодаря Дунаевой, предложившей подготовить тексты к изданию и привлекшей своих студентов к написанию комментариев к статьям, появился сборник Константина Аполлоновича Скальковского «Статьи о балете. 1868-1905», в котором Наталия Лазаревна стала научным редактором и автором обстоятельной вступительной статьи. Как говорит М. А. Доммес, «работать с ней (Дунаевой) было интересно и полезно» 12.
Владимир Исаакович Карлик приводит в пример Наталию Лазаревну как образец человека, который и в 70-80 лет мог преподавать, творить, работать над новыми книгами, организовывать Чтения 13.
При чтении раздела «Научные статьи и публикации» рецензируемого сборника вызывает восхищение разностороннее видение авторов работ. Здесь собрана информация не только о балете, но и о театральном искусстве в целом. Неординарность, перенятая последователями у Дунаевой, ощущается даже в заголовках. Подбор тем — нетипичный и разнообразный, что вновь подтверждает важность источниковедения как дисциплины.
Раздел представлен публикациями 15 авторов; многие из них (О. А. Фе-дорченко, И. А. Пушкина, Н. А. Коршунова, Е. Н. Байгузина) — постоянные участники Дунаевских научных чтений. В статье Ольги Анатольевны Федорченко «„Экзотические балеты" Ф. Тальони „Креолка" и „Дая", или История и география эпохи балетного романтизма» автору удалось доказать, что хореограф Филиппо Тальони обладал обширными разносторонними познаниями: сценарии его балетов опираются на исторические факты и реалии тех стран, «которые он избрал в качестве географического места действия своих балетов». Ирина Алексеевна Пушкина («„Немая из Портичи": от Лиз Нобле к М. Кшесинской и А. Павловой»), опираясь
11 Доммес М. А. Мое общение с Наталией Лазаревной Дунаевой. С. 62.
12 Доммес М. А. Мое общение с Наталией Лазаревной Дунаевой. С. 63.
13 Карлик В. И. Так вы станете балетоведом... С. 66.
на документы, увлекает нас историей Фенеллы в исполнении разных артисток в опере Д. Обера.
Н. А. Коршунова, автор статьи «А. А. Черепнин размышляет... (из неопубликованной рукописи)», анализирует любопытный документ — рукопись московского балетного критика Александра Александровича Че-репнина «Теоретическое исследование хореографии». В труде, насчитывающем 96 машинописных страниц, Черепнин фиксирует свои мысли о месте танца (балета и балетного артиста) в современном меняющемся мире — имеется в виду начало XX в., послереволюционная эпоха. Наталья Александровна комментирует и обобщает тексты Черепнина,
предлагающего нам науку, способную соединить эстетику и технику — морфологию танца
Хотя мысль о неизбежном исчезновении танца при построении «идеального» общества не воплотилась, Коршунова считает, что рукопись Черепнина «заслуживает самого пристального внимания как развернутый, объемный, логично выстроенный труд, наполненный глубокими размышлениями о сущности и законах танцевального искусства».
Д. М. Хитрова, опираясь на письма П. А. Гусева к Ю. И. Слонимскому, повествует о том, как Георгий Баланчивадзе (будущий Джордж Балан-чин) «назначил сам себя» ассистентом Федора Лопухова во время работы последнего над «Танцсимфонией»:
Лопухов не утруждал себя особым разъяснением принципов танц-симфонии исполнителям <...> Покажет и ладно. Если бы не Баланчин, мы бы и не поняли всех этих тонкостей -2-3-4 параллельных «голоса»... Все это с восхищением и удивлением расшифровывал нам Баланчин. И очень задумывался 15.
«Восхищение и удивление» вызывало то,
что классическая лексика может вообще сказать что-то новое, что классический танец не принадлежит ушедшему безвозвратно миру балетов Петипа
14 Коршунова Н. А. А. А. Черепнин размышляет... (из неопубликованной рукописи. С. 154.
15 Хитрова Д. М. Баланчин перед отъездом (по материалам архива Ю. И. Слонимского). С. 135.
16 Хитрова Д. М. Баланчин перед отъездом (по материалам архива Ю. И. Слонимского). С. 136.
Детальный анализ театральных эскизов из коллекции музея Академии Русского балета, представленный в работе Е. Н. Байгузиной «Обзор фонда театральных эскизов из художественной коллекции Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой» (С. 259-286), раскрывает общие тенденции русского и советского театрально-декорационного искусства XX в. Автор начинает с описания ранних эскизов форменной одежды воспитанников Императорского петербургского театрального училища, выполненных А. И. Шарлеманем и М. М. Далькевичем, затем переходит к сопоставлению работ художников-оформителей, таких как К. А. Коровин, Б. М. Эрбштейн, П. И. Гончаров, М. П. Зандин, А. А. Коломойцев, В. М. Ходасевич, В. Г. Борискович, Т. Г. Бруни, С. Б. Вирсаладзе, В. Я. Ле-венталь, Л. Л. Луконина и И. И. Пресс, — изобразительная стилистика меняется с тенденциями времени, а также с музыкой, пространством и требованиями хореографов.
По крупицам, опираясь на факты и документы, реконструирует образ героини своего исследования Ирина Анатольевна Болгачева в статье «Выступления итальянской танцовщицы Карлотты Брианцы в России (18871892, 1896 годы)». В фокусе внимания оказывается творческая судьба Карлотты, становление ее как артистки, путь от холодного приема петербургской публики и критики к совершенному успеху. Критики сходятся во мнении о невероятной выносливости и технике танцовщицы:
Целый ряд двойных туров на носках ей нипочем; она делает их так легко и с такой уверенностью, как будто глотает одну за другой устрицу (Сергей Худеков).
Александр Семенович Ласкин опубликовал свой доклад, зачитанный на одной из конференций в рамках фестиваля «Дягилев. Р. 8.», и посвятил его памяти Наталии Лазаревны Дунаевой. В предисловии автор подчеркивает близость его методов работы с архивными документами с методикой Дунаевой, а именно:
Сперва следовало услышать голос из прошлого, запечатлевшийся в письме или другом источнике, а уже потом делать выводы
Особого внимания заслуживают статьи Павла Вячеславовича Дмитриева («А. Я. Левинсон о А. Л. Волынском» — представлен некролог
17 Ласкин А. С. Габриэль Астрюк против Сергея Дягилева. К истории одной интриги. С. 119.
А. Я. Левинсона, посвященный памяти Акима Львовича Волынского) и Татьяны Аркадьевны Синельниковой («Денис Лешков и дело об авторстве „Материалов по истории русского балета". О. И. Лешкова и М. В. Борисоглебский в суде (1937-1939)»). В последней публикации, кроме биографических справок, дано описание сложных взаимоотношений и судебных разбирательств Ольги Ивановны Лешковой, сестры Дениса Ивановича Лешкова, передавшей некоторые работы своего брата по истории балета в Ленинградский государственный хореографический техникум, и Михаила Васильевича Борисоглебского, редактора-организатора этого техникума.
Тему балетоведов продолжает Светлана Борисовна Потемкина:
Переписка двух классиков отечественного балетоведения представляет интерес сразу в нескольких качествах: как подтекст эпохи, как диалог на профессиональные темы и как человеческие отношения, не связанные бытом 1®.
Из публикации Элизабет Кэнделл «Хореографическое училище в годы военного коммунизма: отрывок из двойной биографии Джорджа Балан-чина и Лидии Ивановой» (перевод Д. М. Хитровой) мы узнаем о жизни в стенах хореографического училища после революции 1917 г., о замечательных педагогах, таких как Александр Викторович Ширяев, старавшихся поддержать воспитанников в это голодное и холодное время. Отмечается чувство «почти семейной общности», которое помогало справляться с трудностями. Упоминается об Учкоме (ученическом комитете), спектаклях, поставленных совместно с учениками драматической школы, занимавшей верхние этажи. Говорится о дружбе с Юрием Иосифовичем Слонимским и о дебюте Баланчина-хореографа.
К. А. Азеева в статье «Мариэтта Франгопуло: мизансцены в Большом доме» поведала о судьбе Мариэтты Харлампьевны, преподавателя истории балета и основателя музея Ленинградского хореографического училища, гречанки по национальности, попавшей под репрессии 193738 гг. — после директивы о ликвидации «Греческой антисоветской контрреволюционной повстанческой шпионской подпольной организации».
Рассказ о том, как удалось выявить ошибку, в результате которой портрет музыканта Антала Дорати, работы художника Александра Евгеньевича Яковлева, вплоть до последнего времени назывался портретом Про-
1® Потемкина С. Б. «Когда Вы научитесь посылать письма...» (письма Н. Д. Волкова к Ю. И. Слонимскому 1945-1965 годов). С. 235.
кофьева, читаем у Елены Пантелеевны Яковлевой («К атрибуции портрета дирижера Русского балета Монте-Карло Антала Дорати (1937) работы Александра Яковлева»).
О русском периоде жизни родоначальницы японского балета Ольги Сапфир (Ольги Ивановны Павловой, 1907-1981) делится своими исследованиями Аяко Кадзи.
С биографией балерины, педагога, хореографа Феи Ивановны Балаби-ной знакомит нас Ирина Борисовна Ваганова («Балерина, педагог, балетмейстер: к 110-летию со дня рождения Ф. И. Балабиной»). Здесь мы узнаем об учебе героини публикации на Вечерних курсах при Ленинградском хореографическом техникуме, где она познакомилась со своим будущим мужем и партнером Константином Сергеевым. Автор отмечает их выступления в балетной труппе, организованной И. Ф. Кшесинским для гастролей по городам Сибири и Дальнего Востока. Упоминает о поступлении на дневное отделение Хореографического техникума (Балабина в течение двух лет занималась в классе А. Я. Вагановой), после окончания которого артисты были приняты на работу в Государственный театр оперы и балета. Подробно описываются балеты и концерты, в которых принимала участие Фея Ивановна. Особое внимание уделено ее постановочной и педагогической деятельности. Она — единственная женщина-педагог, которая выпустила мужской класс:
Пятеро из ее учеников — Сергей Викулов, Игорь Чернышев, Константин Рассадин, Анатолий Нисневич, Геннадий Селюцкий — были приняты в Кировский театр, заняв там вскоре ведущее положение 19.
В конце сборника "Omnia Praeclara Rara" представлена избранная библиография работ Н. Л. Дунаевой, а также список ее сценариев, по которым сняты научно-популярные и учебные фильмы, циклы телевизионных передач и отдельные телепередачи, что придает еще большую ценность книге.
Последователи Наталии Лазаревны увлечены своим делом на протяжении долгих лет. Ярким показателем того, как она смогла привить не только интерес, но и любовь к созданной ею дисциплине, является активное участие учеников в Дунаевских научных чтениях, объединяющих историков балета, театроведов, искусствоведов, музыковедов, верно хранящих память о ней.
19 Ваганова И. Б. Балерина, педагог, балетмейстер: к 110-летию со дня рождения Ф. И. Балабиной. С. 255.
Статья поступила в редакцию: 12.12.2023; одобрена после рецензирования: 28.12.2023;
принята к публикации: 15.01.2024; опубликована: 25.03.2024. The article was submitted: 12.12.2023; approved after reviewing: 28.12.2023; accepted for publication: 15.01.2024; published: 25.03.2024.
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)