Научная статья на тему 'Исполнительская деятельность Елены Гилельс (к 75-летию со дня рождения)'

Исполнительская деятельность Елены Гилельс (к 75-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Елена Гилельс / репертуар / исполнительство / фортепианный дуэт / гастрольная деятельность / московская фортепианная школа / Elena Gilels / repertoire / performance / piano duet / touring activity / Moscow Piano School

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бадалов Олег Павлович

В статье воссоздана творческая биография заслуженной артистки РФ Елены Эмильевны Гилельс (1948–1996). Материалом исследования послужили периодические источники, данные архива семьи пианистки, воспоминания современников, неизвестные до настоящего времени в России зарубежные рецензии на ее концерты. Анализ документов позволил выявить три периода исполнительской деятельности пианистки: первый (1966–70) — репрезентация на советской и мировой сценах, второй (1971–90) — время наивысших творческих свершений в сольном и камерном исполнительстве, третий (1991–96) — завершающий. Изучение аудиозаписей Е. Гилельс каждого из периодов позволило охарактеризовать особенности исполнительского стиля. Творческая деятельность Елены Гилельс как пианистки-солистки, участницы камерных ансамблей рассматривается автором как комплексный феномен, развивавшийся в социокультурном контексте своего времени. Делается вывод о том, что, получив образование у ярчайших представителей Московской и Ленинградской фортепианных школ, находясь в сфере творческого притяжения своего отца — выдающегося пианиста, признанного во всем мире, Е. Гилельс внесла весомый вклад в развитие фортепианной культуры, выступая в СССР и постсоветской России, а также достойно представляя русскую фортепианную школу в многочисленных зарубежных турне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elena Gilels’ Performing Activities (To the 75th Anniversary)

The article recreates the artistic biography of a representative of the Gilels musical dynasty, Honored Artist of the Russian Federation Elena Emilievna Gilels, and gives an analysis of her performing activities. The research material includes periodical sources, archival materials from the pianist’s family, memoirs of contemporaries, and foreign reviews of E. Gilels’ concerts, unknown in Russia until now. The analysis of the sources made it possible to identify three periods of the pianist’s performing activity: the first (1966–70) — the pianist’s representation on the Soviet and world concert halls, the second (1971–90) — the time of the highest creative achievements in solo and chamber performance, and the third (1991– 96) — the final stage. The study of audio recordings of E. Gilels from each of the three periods of creative activity allowed the authors to identify the features of the pianist’s performing style. The creative activity of E. Gilels as a solo pianist, member of chamber ensembles, and an active figure in world of piano performance is considered by the author as a complex phenomenon, which developed in the sociocultural context of the time. The author concludes that having been educated by the brightest representatives of the Moscow and Leningrad piano schools, being in the sphere of creative attraction of her father, one of the outstanding pianists in the world, E. Gilels made a significant contribution to the development of piano culture, performing in the USSR and post-Soviet Russia, and also worthily representing the Russian Piano Tradition on numerous foreign tours.

Текст научной работы на тему «Исполнительская деятельность Елены Гилельс (к 75-летию со дня рождения)»

Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 1. С. 150-168

СТАТЬИ

Научная статья УДК 78.07+785

doi: 10.26156/operamus.2024.16.1.008

Исполнительская деятельность Елены Гилельс (к 75-летию со дня рождения)

Олег Павлович Бадалов

Фонд содействия сохранению творческого наследия Эмиля Гилельса, Москва, Россия

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-2706-1458

Аннотация. В статье воссоздана творческая биография заслуженной артистки РФ Елены Эмильевны Гилельс (1948-1996). Материалом исследования послужили периодические источники, данные архива семьи пианистки, воспоминания современников, неизвестные до настоящего времени в России зарубежные рецензии на ее концерты. Анализ документов позволил выявить три периода исполнительской деятельности пианистки: первый (1966-70) — репрезентация на советской и мировой сценах, второй (1971-90) — время наивысших творческих свершений в сольном и камерном исполнительстве, третий (1991-96) — завершающий. Изучение аудиозаписей Е. Гилельс каждого из периодов позволило охарактеризовать особенности исполнительского стиля.

Творческая деятельность Елены Гилельс как пианистки-солистки, участницы камерных ансамблей рассматривается автором как комплексный феномен, развивавшийся в социокультурном контексте своего времени. Делается вывод о том, что, получив образование у ярчайших представителей Московской и Ленинградской фортепианных школ, находясь в сфере творческого притяжения своего отца — выдающегося пианиста, признанного во всем мире, Е. Гилельс внесла весомый вклад в развитие фортепианной культуры, выступая в СССР и постсоветской России, а также достойно представляя русскую фортепианную школу в многочисленных зарубежных турне.

Ключевые слова: Елена Гилельс, репертуар, исполнительство, фортепианный дуэт, гастрольная деятельность, московская фортепианная школа

Для цитирования: Бадалов О. П. Исполнительская деятельность Елены Гилельс (к 75-летию со дня рождения // Opera musicologica. 2024. Том 16. № 1. С. 150-168. https://doi.Org/10.26156/operamus.2024.16.1.008

© Бадалов О. П., 2024

Original article

doi: 10.26156/operamus.2024.16.1.008

Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 1. P. 150-168

ARTICLES

Elena Gilels' Performing Activities (To the 75th Anniversary)

Oleg P. Badalov

Emil Gilels Foundation, Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2706-1458

Abstract. The article recreates the artistic biography of a representative of the Gilels musical dynasty, Honored Artist of the Russian Federation Elena Emilievna Gilels, and gives an analysis of her performing activities. The research material includes periodical sources, archival materials from the pianist's family, memoirs of contemporaries, and foreign reviews of E. Gilels' concerts, unknown in Russia until now. The analysis of the sources made it possible to identify three periods of the pianist's performing activity: the first (1966-70) — the pianist's representation on the Soviet and world concert halls, the second (1971-90) — the time of the highest creative achievements in solo and chamber performance, and the third (199196) — the final stage. The study of audio recordings of E. Gilels from each of the three periods of creative activity allowed the authors to identify the features of the pianist's performing style. The creative activity of E. Gilels as a solo pianist, member of chamber ensembles, and an active figure in world of piano performance is considered by the author as a complex phenomenon, which developed in the sociocultural context of the time. The author concludes that having been educated by the brightest representatives of the Moscow and Leningrad piano schools, being in the sphere of creative attraction of her father, one of the outstanding pianists in the world, E. Gilels made a significant contribution to the development of piano culture, performing in the USSR and post-Soviet Russia, and also worthily representing the Russian Piano Tradition on numerous foreign tours.

Keywords: Elena Gilels, repertoire, performance, piano duet, touring activity, Moscow Piano School

For citation: Badalov, Oleg P. Elena Gilels' Performing Activities (To the 75th Anniversary). Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 1. P. 150-168. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.L008

© Oleg P. Badalov, 2024

Олег Бадалов

Исполнительская деятельность Елены Гилельс (к 75-летию со дня рождения)

Есть ли у художника личная биография, кроме той, что в ремесле?

М. Цветаева 1

Одной из ведущих пианисток поколения советских музыкантов, вышедших на международную сцену в конце 1960-х гг., была Елена Эмильевна Гилельс (1948-1996). Ее исполнительская деятельность началась в период учебы в Московской консерватории (класс профессора Я. Флиера); время пребывания Е. Гилельс в Ленинградской консерватории (1976-80) в качестве ассистента-стажера профессора П. Серебрякова, а после его ухода из жизни — профессора Г. Федоровой, совпало с международным успехом ее аудиозаписей и значительными свершениями в сольном и ансамблевом исполнительстве. Е. Гилельс — солистка Московской государственной филармонии, заслуженная артистка Российской Федерации — была известна на родине, прежде всего, благодаря выступлениям в составе фортепианного дуэта вместе с отцом. Между тем, она осуществляла значительную концертную деятельность за рубежом в сфере сольного и камерного исполнительства, сотрудничала с выдающимися дирижерами (К. Бём, Л. Маазель, П. Ардженто, С. Одзава, К. Аббадо и др.), о чем было неизвестно в России 2. При жизни Е. Гилельс о ее успешных выступлениях в Европе было упомянуто в кратком информационном сообщении журнала «Советская музыка» 3 за 1976 г.; несколько строк в справочнике «Современные пианисты» 4 ограничивали знакомство советской аудитории с творческим обликом пианистки.

1 Цветаева Марина Ивановна. Проза. Москва: АСТ, 2000. С. 248.

2 География гастролей Е. Гилельс включала следующие страны: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Ирландия, Италия, Испания, Македония, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Румыния, Словения, США, Таиланд, Турция, Уругвай, Финляндия, Франция, Чехия, Япония.

3 Советская музыка и музыканты на эстрадах и сценах мира // Советская музыка. 1976. № 3 (448). С. 135.

4 Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты. Москва : Советский композитор, 1990. С. 222.

Ил. 1. Сольный концерт Елены Гилельс в Палаццо Киджи-Сарачини. Сиена, Италия. 20 февраля 1976 года

Fig.1. Elena Gilels' recital at Palazzo Chigi-Saracini. Siena, Italy. February 20, 1976

Несмотря на значительные достижения, исполнительское творчество Е. Гилельс до сих пор не стало предметом научного исследования. Первые шаги в преодолении сложившейся ситуации сделаны автором настоящей статьи, обобщившим основные вехи трагически недолгого жизненного пути пианистки [Бадалов 2022, 1198-1202]. Данная публикация посвящена изучению гастрольной деятельности и исполнительского наследия Е. Гилельс; главные задачи работы — создание периодизации исполнительской деятельности пианистки, формирование представления о значении ее творчества в развитии музыкальной жизни России и зарубежья; выявление основных черт исполнительского стиля.

* * *

Впервые на профессиональной сцене Елена выступила 27 января

1966 г. с филармоническим оркестром под управлением М. Павермана в Свердловске, где «исполнила блестяще» Рапсодию на тему Паганини С. Рахманинова [Паверман 1999, 173]. 7 февраля это сочинение было повторено в Минске (дирижер Н. Ярви). Первый сольный концерт Елены состоялся 23 апреля 1967 г. в Ярославской филармонии 5. Выступления в СССР стали основой для зарубежного дебюта Е. Гилельс 16 августа

1967 г. на Седьмом Международном фестивале в Ментоне (Франция) 6. Концерт имел хорошие отзывы критиков:

талант Елены Гилельс многообещающий, хотя еще рано сравнивать ее с отцом, но уже теперь ее игра, точно рассчитанная сила звучности и ее разнообразие, отличная техника <...> позволяют предсказать молодой пианистке прекрасное будущее 7.

Успешное выступление Елены на фестивале вызвало интерес заграничных импресарио, на ее имя в Госконцерт стали поступать заявки. Ввиду того, что Е. Гилельс была студенткой консерватории, ее полноценная концертная деятельность была невозможна. Прогнозируя ее разовые выступления, стремясь упорядочить их финансовую составляющую, коллегия Министерства культуры СССР утвердила

в порядке исключения <...> (оплату выступлений. — О. Б.) пианистки — студентки Московской государственной консерватории Е. Э. Гилельс — по низшей ставке инструменталиста солиста первой категории, т. е. в размере 10 руб. 50 коп. 8

Выступив 1 января 1968 г. в Праге с Первым концертом П. Чайковского (дирижер Й. Сук), Елена продемонстрировала

5 Программа концерта 23 апреля 1967 г.: И. С. Бах. Хроматическая фантазия и фуга; Г. Гендель. Чакона G-dur; М. Клементи. Соната ор. 40 №3; Р. Шуман. Вариации на тему К. Вик, Арабески; С. Прокофьев. Соната № 2, Adagio из балета «Золушка»; С. Рахманинов. Прелюдия ор. 23 c-moll; А. Скрябин. Прелюдия D-dur.

6 Программа выступлений Е. Гилельс в Ментоне: Г. Гендель. Чакона G-dur; Р. Шуман. Арабески и Вариации на тему К. Вик; М. Клементи. Соната ор. 40 №3; Ф. Лист. Испанская рапсодия; С. Прокофьев. Соната №3; фортепианный квартет g-moll В. А. Моцарта KV 478.

7 Au Festival de Musique de Menton // Nice-Matin. 1967. 21 août.

8 Решение коллегии Министерства культуры СССР от 15 декабря 1967 г. 2 л.

масштабность и благородную сдержанность, широкое дыхание [Самойло 1968, 3].

В 1969 г. состоялся гастрольный тур Государственного академического симфонического оркестра (ГАСО) под управлением Е. Светланова по Северной Америке. Среди солистов, участвовавших в гастролях, были признанные мастера Э. Гилельс, Л. Коган, М. Ростропович; в числе надежд отечественного исполнительского искусства — Г. Соколов, В. Третьяков и Е. Гилельс. Американский дебют Елены состоялся 16 февраля 1969 г. в Карнеги-холле с Первым концертом П. Чайковского. «Советская культура» упомянула о Елене в информационном сообщении о гастролях ГАСО:

Советский оркестр при переполненном зале дал 12 концертов <...> успех оркестра в равной мере разделили <...> молодые музыканты Виктор Третьяков, Григорий Соколов и Елена Гилельс [Аничкин 1969, 1].

В «Нью-Йорк таймс» Елене были посвящены две статьи. Первая, анонсирующая выступление, давала общую информацию о пианистке; она интересна высказыванием Э. Гилельса о том, что со дня дебюта в Свердловске Елена значительно эволюционировала как исполнитель 9.

Вторая статья — развернутая рецензия на состоявшийся концерт, где автор характеризует Елену как «энергичную пианистку», которая «обладает интеллектуальными и техническими средствами для того, чтобы сформировать свою публику»; пишет о ее «громоподобных двойных октавах первой и третьей частей», указывая, что «гибкая, часто довольно ловкая техника не позволяла ее тону становиться стеклянным и резким в самых громких пассажах». Отдельно был отмечен лиризм исполнения, который «многообещающе расцвел в первой каденции, а затем и в Andantino» [Henahan 1969, 28].

Представление об исполнительстве Е. Гилельс начального периода творчества дает запись Первого концерта П. Чайковского с концерта ГАСО под руководством Е. Светланова в Москве 20 февраля 1968 г. Диск был издан «Мелодией» в 2008 г. к 80-летию дирижера 10. Несмотря на отсутствие опыта игры с таким коллективом, как ГАСО, Елена справилась

9 Whitman A. For Gilels: Like Father, like Daughter // The New York Times. 1969. 14 february.

10 Концерт Государственного академического симфонического оркестра под управлением Евгения Светланова, 20 февраля 1968 г. (live) 2 CD / MEL CD 1001471, 2008.

со своими задачами, что засвидетельствовал год спустя американский рецензент:

«тинейджер по имени Елена Гилельс выстояла против монстра <...>, не позволила концерту Чайковского пересилить себя» [Henahan 1969, 28 (перевод автора статьи)].

28 октября 1969 г. состоялся «блестящий дебют Елены Гилельс в Париже», где в Театре Елисейских полей она исполнила Третий концерт Л. Бетховена (дирижер Ш. Брюк), продемонстрировав

глубину в чувствах, выраженных со скромностью, врожденную музыкальность ".

Помимо гастролей за пределами СССР в рассматриваемый период творчества Елена выступала в Москве, Ленинграде, Минске, Бресте, Тарту, Брянске, Экибастузе. Ее активное концертирование в 1966-70 гг. привлекло внимание Фонда имени Алекса де Вриза (Бельгия), в 1970-м отметившего Елену своей премией Prix Alex de Vries (организация сольных концертов и информационная поддержка). Фонд был создан в 1965 г. в Антверпене в память о бельгийском пианисте Алексе де Вризе его вдовой Дениз Толковски. Деятельность Фонда распространялась на весь мир, он имел филиалы в США, Японии, Германии, поддерживая артистов из разных стран в начале их карьеры. Из советских музыкантов того времени, кроме Е. Гилельс, среди стипендиатов Фонда были Марина Хвития (1969), Татьяна Харченко (1975), Владимир Виардо (1976) 12.

Присуждение премии Фонда завершает первый период исполнительской деятельности Е. Гилельс. Второй период охватывает 1971-90 гг. и характеризуется интенсивным накоплением концертного репертуара

11 Tolkovsky D. Briljant debuut van Elena Gilels in Parijs // De Nieuwe Gazet. 1969. 19 november.

12 Consonant : Maandelijks muziekmagazine. 1976. December. Nummer 4. Editor D. Tolkowsky.

13 Р. Шуман. Крейслериана (1970); В. А. Моцарт. Двойной концерт, Л. Бетховен. Сонаты №№17, 21, 30, Ф. Шопен. Фантазия (1971); В. А. Моцарт. Концерт № 27 (1974); Ф. Шопен. Баллада № 2, Скерцо № 2 (1975); В. А. Моцарт. Рондо для фортепиано с оркестром, Й. Гайдн. Концерт G-dur (1978); Р. Шуман. Концерт a-moll; М. Мусоргский. Картинки с выставки (1979); В. А. Моцарт. Концерт № 23 (1981); Л. Бетховен. 15 вариаций с фугой, Соната № 32 (1984); Л. Бетховен. Сонаты №№ 12, 18, 26 (1985); Ф. Шопен. Соната № 3 (1986); П. Чайковский. Концерт №2 (1989); Ф. Шуберт. Фантазия «Скиталец», П. Чайковский. Тема с вариациями ор. 19 № 6, Л. Бетховен. Концерт №5 (1990); В. А. Моцарт. Концерт № 26 (1991).

кристаллизацией творческой индивидуальности, широкой географией гастролей, записью дисков в СССР и Германии. Рассмотрим основные вехи второго периода.

15-30 ноября 1972 г. Е. Гилельс приняла участие в Третьем Международном конкурсе пианистов в Монтевидео. Это был первый выезд советских исполнителей в столицу Уругвая. Конкурс был достаточно сложным, о чем свидетельствует программа, представленная Еленой 14. Первую премию жюри разделило между Владимиром Бакком (класс Я. Зака) и Юрием Слесаревым (класс В. Мержанова). Елене Гилельс была присуждена Пятая премия. Приказом Министра культуры СССР лауреатам была объявлена благодарность «в связи с успешным выступлением на конкурсе» 15.

Утверждению авторитета Е. Гилельс на европейской сцене способствовало участие в Зальцбургском фестивале (1972), на котором она вместе с отцом исполнила Двойной концерт (К. 365) В. А. Моцарта в сопровождении Венского филармонического оркестра (дирижер К. Бём). В начале 1950-х гг. Эмиль Гилельс исполнял Двойной концерт (дирижер К. Кондрашин) вместе с Я. Заком Однако именно в дуэте с дочерью интерпретация этого сочинения приобрела мировое признание.

По воспоминаниям П. Никитенко ", рождением этого дуэта артисты обязаны сыну Карла Бёма, который, побывав на концерте Елены, рассказал отцу об услышанном. Дирижер предложил Э. Гилельсу подготовить для фестиваля Двойной концерт вместе с дочерью [Никитенко 2022, 57]. Идея Бёма была созвучна истории создания этого произведения, написанного В. А. Моцартом для исполнения совместно с сестрой, которой предназначалась первая партия. Концерт был подготовлен Гилельсами с учетом этого обстоятельства: Эмиль Григорьевич исполнял партию второго рояля, Елена — первого.

14 Программа конкурсного выступления Е. Гилельс: 1-й тур: Ф. Мендельсон. Серьезные вариации; С. Прокофьев. Соната № 3; 2-й тур: И. С. Бах. ХТК, 1-й том. Прелюдия и фуга № 24; Ф. Шопен. Этюд ор. 10 № 5; Ф. Лист. Трансцендентный этюд f-moll; К. Дебюсси. Этюд «Кварты»; 3-й тур: Л. Бетховен. Соната № 21; Р. Шуман. Крейслериана; А. Хачатурян. Токката; В. А. Моцарт. Фантазия d-moll; Финал: Л. Бетховен. Концерт № 3 (дир. Х. Лопес).

15 Приказ министра культуры СССР от 18 декабря 1972 г. № 760. Об объявлении благодарности и установлении разовых концертных ставок лауреатам Международного конкурса пианистов в г. Монтевидео (Уругвай). 2 л.

16 См.: Эмиль Гилельс в ансамблях. 4 CD. CD 1 / MEL CD 1002210. Мелодия, 2013.

17 Пётр Порфирьевич Никитенко — физик, доктор физико-математических наук, профессор, муж Е. Э. Гилельс.

Критики, «единодушно подчеркивая безупречную ансамблевую игру солистов и оркестра», отметили, что «Елена ни на мгновение не оказалась в тени своего великого отца» 18;

исполнение концерта превзошло все ожидания, было блистательным и одухотворенным, что соответствовало авторскому замыслу <...> Советским пианистам удалось достигнуть абсолютной слитности звучания сольных партий и оркестра 19.

Убедиться в органичном слиянии двух роялей можно, прослушав запись, сделанную в 1973 г. на Deutsche Grammophon GmbH, которая переиздается до настоящего времени. Выдающаяся представительница французской фортепианной культуры Надя Буланже охарактеризовала запись Гилельсов как

редкое явление, он исполнен безукоризненно, с чувством, блеском 20.

Важное место в исполнительской деятельности Е. Гилельс занимала программа из сочинений Ф. Шуберта для фортепиано в четыре руки, подготовленная вместе с отцом. Идея создания программы принадлежит менеджерам фирмы Polidor, решившим продлить коммерческий успех, который имел дуэт Гилельсов. Узнав, что Эмиль Григорьевич любит играть с Еленой в домашней обстановке четырехручные миниатюры Ф. Шуберта, называя их «мои маленькие лакомства», фирма инициировала запись этих произведений 17-21 июля 1978 г. в Западном Берлине [Никитенко 2022, 73]. Концертных планов на шубертовскую программу не было — запись планировалась как студийная работа с последующей реализацией на аудионосителях. Но в феврале 1981 г. Э. Гилельс перенес тяжелый инфаркт. Исходя из коммерческих соображений, Госконцерт не афишировал данный факт, способный негативно сказаться на заключении долгосрочных контрактов на гастроли и записи пианиста за пределами СССР.

В период реабилитации Э. Гилельса после болезни было принято решение заменить анонсированные программы дуэтами Ф. Шуберта, сведя

18 Erfolg bei der Alex de Vries Fonds // Suddeutsche Zeitung. 1972. 1 September.

19 Concert Mozart interprété par Emil et Elena Gilels // Le Soir. 1974. 17 octobre.

20 Буланже Н. Письмо к Э. Г. Гилельсу. Париж, 1975. Декабрь. Цит. по: Баренбойм Л.

Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста. Москва : Советский композитор, 1990.

С. 172.

к минимуму сольные выступления. До конца 1981 г. Эмиль Григорьевич выступил в симфонических концертах (сольных не было вообще) лишь дважды, а шубертовская программа совместно с Еленой была исполнена в городах Чехии, Германии, Франции, Ирландии, Англии; в 1983 г. она исполнялась в Москве и Восточном Берлине, в 1984-м — в Наантали, Люд-вигсбурге и Москве [Федорович 2020, 526-527].

Отзывы критики были более чем одобрительные:

невозможно не восхищаться тем, как скрупулезно они следовали замыслу Шуберта <...> Безукоризненное техническое мастерство, чистота игры, убежденность в трактовке целого, свойственные этим замечательным пианистам, не изменили им 21.

О сольном исполнительстве Е. Гилельс второго периода творчества дает представление диск с произведениями Р. Шумана, записанный «Мелодией» в 1978 г. 2 2 Пианистка предстает мастером тонкой звукописи, что наиболее ярко проявилось в «Детских сценах». Она исполняет цикл очень осязаемо и отчетливо, ровно, четко выстраивая форму. В своем исполнении Е. Гилельс передает картины незамысловатого, наивного, простого детского восприятия мира, не стремится удивить трактовкой, а «дает слово» Р. Шуману, словно передавая взгляд композитора на своих детей и на самого себя в прошлом.

Успешные выступления в крупнейших центрах фортепианного исполнительства Западной Европы и США открыли перед Еленой двери лучших концертных залов 23. Благодаря академизму исполнения, отсутствию театральных эффектов, которыми часто грешат молодые исполнители, искусство Е. Гилельс нашло отклик у японской аудитории. В программке одного из турне по Японии она была названа «цветком советского фортепианного мира». Елена осуществила четыре концертных турне в Стране Восходящего Солнца, что само по себе свидетельствует о ее большом успехе: 1978 г. — 10 сольных концертов 24; 1984 г. — 5 концертов (4 соль-

21 Franz Schubert à quatre mains // La Dernière Heure. 1983. 30 octobre.

22 С10-09461-2. Мелодия, 1978. На диске «Елена Гилельс играет Р. Шумана» представлены «Детские сцены» ор. 15; Арабески ор. 18; Вариации на тему Andantino К. Вик из Сонаты № 3 фа минор ор. 14; Р. Шуман — Ф. Лист. «Посвящение» ор. 25, № 1.

23 Е. Гилельс выступала в Королевском театре и Дворце изящных искусств в Брюсселе, Концертном зале «Финляндия» в Хельсинки, Концертном зале королевы Елизаветы в Антверпене, Театре Елисейских полей в Париже, Дворце изящных искусств в Шарле-руа, Большом дворце фестивалей в Зальцбурге, Метрополь-театре в Берлине, Ройял-фестивал-холле и Вигмор-холле в Лондоне и др.

24 Были представлены две программы: 1 — Р. Шуман. «Детские сцены», Арабески, Вариации на тему К. Вик, «Порыв» из «Фантастических пьес»; С. Прокофьев. Соната № 2;

ных и 1 симфонический) 25; 1990 г. — 12 сольных концертов 2б; 1991 г. — 8 симфонических концертов

В 1989 г. Е. Гилельс впервые гастролировала в Таиланде. В Бангкоке ее исполнение Двадцать седьмого концерта В. А. Моцарта (дирижер В. Овчинников) потрясло публику:

сердца аудитории она завоевала, играя вторую часть. Разве лишь сам Моцарт мог лучше выразить нежность и тоску, заключенные в прекрасной мелодии, так глубоко затронувшей чувства пианистки. Медленные части концертов — места обитания ангелов, и Елена была лишь в шаге от небес, когда пропускала каждую музыкальную фразу сквозь свою душу. Спустившись на землю, она буквально разожгла огонь в потрясающей третьей части

концерта 28.

Во втором периоде своего творчества Е. Гилельс много ездила по СССР (Россия, Белоруссия, Украина, Прибалтика), но особенно любила выступать в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Яркие воспоминания об особенностях гастролей на периферии оставил сокурсник Елены по консерватории В. Бакк:

гостиница — деревянный барак, удобства во дворе. <.> Выхожу на сцену и вижу поцарапанное старое пианино <...> Шарю ногами по полу, пытаясь попробовать педали. Их нет! [Гаук 2009, 508].

Несмотря на малокомфортные условия концертирования, Елена не избегала утомительных поездок на Восток, хотя не понаслышке знала о состоянии провинциальных концертных площадок СССР и отношении к гастролирующим музыкантам на периферии [Горностаева 1991,

Ф. Лист. «Утешение № 3», Испанская рапсодия; 2 — Ф. Мендельсон. Серьезные вариации; С. Прокофьев. Сонатина, Соната №3; М. Мусоргский. «Картинки с выставки».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Были исполнены: Л. Бетховен. Andante Favori, Сонаты №№ 17, 32, 15 вариаций с фугой, Концерт № 3; Р. Шуман. Крейслериана; С. Рахманинов. Прелюдии ор. 3 №2, ор. 32 №6, 12, ор. 23 №7, 10; М. Мирзоев. Прелюдия ор. 2 № 5, Интермеццо ор. 21 №7, Ноктюрн ор. 21 № 9, С. Прокофьев. Соната № 3.

26 Л. Бетховен. Соната для фортепиано № 30; Ф. Шуберт. Фантазия «Скиталец»; П. Чайковский. Тема с вариациями ор.19; С. Прокофьев. Соната № 2; Л. Бетховен. Сонаты №№ 17, 14; С. Рахманинов Прелюдии ор. 32 №№ 11, 12, ор. 23 №№ 5, 10; А. Хачатурян. Токката.

27 Л. Бетховен. Концерт № 5.

28 Panichsrisuk P. Mozart from the heart // The Nation (Bangkok Newspaper). 1989. 12 September (перевод автора статьи).

187-190]. Она осознавала свою ответственность перед публикой, которая ждала ее концертов. В 1977 г. в одном из писем от слушателей Восточной Сибири ей писали:

огромный привет Вам от зрителей, остающихся жить воспоминаниями о Вашем выступлении в Ангарске. Ждем. Приезжайте [Сухиненко 1977, 2].

Третий период исполнительской деятельности Е. Гилельс охватывает 1990-е гг. В это время Госконцерт утратил монополию на советских артистов, которые сами стали формировать свои гастрольные маршруты. Организацией выступлений Елены стал заниматься «Совинарт». Пианистка осуществила концертные турне в Японии, Нидерландах и Испании, успешно выступила на международных фестивалях «Охридское лето» в Македонии и «Май Яначека» в Чехии 29. Продолжались гастроли и в России. Журналист Н. Долгополов вспоминал о беседах с Еленой, которая

уверяла: интерес к классической музыке катастрофически упал. То ли шутила, то ли душу изливала: «Приезжаешь в какой-нибудь наш городок, выглядываешь перед выходом из-за кулис, а в зале человек 20-30» [Долгополов 2020, 201].

С начала 1990-х гг. заметное место в концертной деятельности Е. Ги-лельс заняло камерное музицирование: совместно с датской певицей Т. Бродсгаард (сопрано) были подготовлены романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, "МаёсЬепЫитеп" Р. Штрауса, «Гадкий утенок» С. Прокофьева; дуэты Ф. Шуберта Елена исполняла с болгарской пианисткой М. Молловой, музыку П. Чайковского — с японской скрипачкой К. Нага-той. Эти программы звучали в 1991-94 гг. в Чехии, Дании, Бельгии, Болгарии. Репрезентантом камерно-инструментального исполнительства Е. Гилельс третьего периода творчества служит СБ, записанный в 1992 г. в Бельгии совместно с Нагатой — в прошлом, как и Елена, стипендиаткой Фонда имени Алекса де Вриза 30. На диске представлена «прочувствованная интерпретация двух опытных музыкантов», в которой

29 Mrkacova E. Jelena Gilelsova na Janackove maji // Den. 1993. 1 cervna.

30 Tchaikowsky Peter I. Meditation and other Pieces for Violin and Piano. Kuniko Nagata — Elena Guilels. Talent CD DOM 2910 30. 1992: Медитация ор. 72 №5, Скерцо ор. 42, Мелодия ор. 42, Меланхолическая серенада ор. 26, Вальс-скерцо ор. 34, Романс ор. 5, Лис-

захватывающий лиризм, гибкая техника Кунико Нагаты <...> сочетается с проницательным чувством, чистой и твердой игрой, музыкальностью, ощущением звукового баланса Елены Гилельс [Olivier 1994, 12, перевод автора статьи].

На протяжении всех трех периодов своей исполнительской деятельности Е. Гилельс систематически пополняла репертуар новыми произведениями 3\ но наиболее часто она исполняла Моцарта, Бетховена, Шумана. Данное обстоятельство значительно повлияло на формирование творческого почерка пианистки. Для понимания эволюции исполнительского стиля Е. Гилельс рассмотрим некоторые рецензии каждого из трех периодов ее творчества.

Рецензии первого периода, цитированные выше, носят прогностический характер — констатируют наличие очевидного технического ресурса пианистки и выражают уверенность в ее дальнейшем прогрессе. Среди отзывов на концерты второго периода творчества заслуживает внимания рецензия New York Times от 24 января 1977 г. на сольный концерт Е. Гилельс, состоявшийся в одном из центральных концертных залов Нью-Йорка 92nd Street Y 32. Прошло 10 лет со дня дебюта Елены в Нью-Йорке; за это время ее пианизм оформился, появилась возможность вести речь о творческой индивидуальности артистки. Рецензент отмечал, что Е. Гилельс имеет «свои представления о музыке и отточенную технику», но иногда ей не хватает физической мощи, например, «чтобы выдержать напряжение в лязгающих финальных гармониях Мусоргского»; было отмечено, что в «Детских сценах» Р. Шумана пианистка ясно выявляла скрытые подголоски, «но, в целом, ее чтение этих сердечных виньеток звучало довольно отстраненно, временами — даже холодновато»; в Сонате № 2 С. Прокофьева Елена

тщательно работала с текстом, даже если ей не удавалось заставить несколько рассудочный материал звучать особенно интересно. Ее импульсивные интерпретации <...> заинтриговывали, если не убеждали [Davis 1977, 19, перевод автора статьи].

ток из альбома ор. 19, Песня без слов ор. 2, Сентиментальный вальс ор. 51, «Осенняя песнь» ор. 37, Andante Cantabile ор. 11, Баркарола ор. 37, Грустная песенка ор. 40.

31 Концертные программы Е. Гилельс 1968-1995. 15 л. Машинопись. Архив семьи Ги-лельс.

32 Программа концерта: Р. Шуман. «Детские сцены»; М. Мусоргский. «Картинки с выставки»; С. Прокофьев. Соната № 2.

ЙШТЙЮАЙЙи it

«от. 'г, mmtz

i

Ил. 2. Рекламный постер Елены Гилельс: «Идеальная техника. Глубокое и поэтическое чувство. Унаследовав огромный талант, она сейчас — раскрывшийся цветок советского фортепианного мира». Япония. 1990

Fig. 2. Elena Gilels' promotional poster: "Perfect technique. A profound and poetic sensibility. Inheriting his great talent, he is now blossoming into the flower of the Soviet piano world". Japan. 1990

В этой достаточно сдержанной рецензии отчетливо слышны интонации отзыва на первый нью-йоркский концерт Елены в 1968 г.:

19-летняя дочь советского виртуоза Эмиля Гилельса, дала похвальное, хотя и не полностью электризующее исполнение [Henahan 1969, 28].

Обратившись к рецензии от 1993 г. (третий период творчества), можно проследить ту же тенденцию. Критик отмечает высокий исполнительский уровень:

сразу стало понятно, что она искусная пианистка <...>, как и все великие пианисты, Елена Гилельс играет с убеждением в собственной правоте,

указывает на сдержанность и контроль над процессом исполнения:

в «Детских сценах» Шумана все четко структурировано, со своевременными паузами. Короткая атака, но романтический штрих. Очень трезво и трогательно она смогла создать образ в пьесе «Просящее дитя» <...> С неожиданно сдержанным для русского музыканта нравом она начала «Adagio sostenuto» (в Сонате ор. 27 № 2 Л. Бетховена — О. Б.). Можно даже сказать, что она на мгновение забыла, к какой традиции принадлежит [Biemans 1993, 23].

Стабильность исполнения трактуется критиком как недостаток: несмотря на то, что

играет она более чем превосходно <. >, ее мастерство имеет как положительные, так и отрицательные стороны <. > Сонату ор. 31 № 2 «Буря» она играет со своим видением, которое настолько устоялось за годы концертирования, что слушатель ожидает и получает высокое качество, но не должен предвидеть никаких сюрпризов. Она ничего не оставляет на волю случая [Biemans 1993, 23].

Таким образом, уже с 1968 г. у Е. Гилельс вырабатывался свой исполнительский стиль, который оформился к концу 1970-х: сдержанность высказывания, ясное «моцартовское» туше, минимум педали, ювелирная отделка мельчайших подголосков. Это и обусловило международный резонанс ее ансамблевых записей Моцарта и Шуберта совместно с Э. Ги-лельсом. Ведя о них речь, ни один рецензент не приуменьшал исполнительских возможностей Елены в сравнении с ее великим отцом. Напротив, критики не сразу определяли, кто и какую партию исполняет:

когда слушатели закрывали глаза, они забывали, что звучат два инструмента; 33 можно предположить, что Эмиль играет первую партию, а Елена — вторую, но точно это услышать нельзя 3\

33 Emil et Elena Gilels au Palais des Beaux-Arts // Le Figaro. 1974. 18 octobre.

34 Plaistow S. The 50 best Wolfgang Amadeus Mozart recordings. 1974. November // The Gramophone Newsletter, 2023. URL: https://www.gramophone.co.uk/features/article/the-50-

Как известно, первую партию всегда исполняла Е. Гилельс.

Отметим, что в рецензиях первых двух периодов творчества Е. Гилельс критики не избегали упоминания об Эмиле Григорьевиче, невольно сравнивая Елену с отцом:

люди привычно и несправедливо ожидают большего от детей знаменитых родителей. Елена Гилельс (29) — дочь выдающегося советского виртуоза Эмиля Гилельса, безусловно, имеет выдающееся имя, которому нужно соответствовать [Davis 1977, 19].

Любому музыканту понятно, что «соответствовать» Э. Гилельсу в сольном исполнительстве было непросто даже признанным мастерам мирового пианизма, а для 29-летней артистки это было маловероятно. Тем ярче звучат слова народного артиста России, профессора Ю. Слесарева, приведенные в программке концерта памяти Е. Гилельс от 14 ноября 2006 г.:

сейчас я понимаю, что творческая жизнь Лены не была такой легкой, как представляется на первый взгляд. Казалось бы, быть дочерью великого Гилельса — это самые радужные перспективы, блестящие гастроли, заранее готовый успех у публики, но, с другой стороны, это постоянный и не всегда здоровый интерес окружающих, колоссальная ответственность, невозможность оступиться ни на шаг 35.

В рецензиях на концерты третьего периода творчества Е. Гилельс достаточно навязчивые сравнения с отцом ушли — в мировом исполнительском пространстве она заняла свою нишу.

На основании вышеизложенного можно сделать определенные выводы. Концертная деятельность Е. Гилельс продолжалась тридцать лет и оборвалась из-за скоропостижного ухода из жизни. Анализ сохранившихся программ выступлений и рецензий в зарубежной печати позволил выделить три этапа в ее исполнительстве. Первый этап (1966-70) — репрезентация Елены на ведущих концертных площадках мира (Москва, Прага, Париж, Нью-Йорк) и гастроли в СССР. Ввиду того, что в эти годы Е. Гилельс была студенткой Московской консерватории, число выступлений было небольшим.

best-wolfgang-amadeus-mozart-recordings (дата обращения: 15.01.2024).

35 Слесарев Ю. Памяти Елены Гилельс. Программа сольного концерта Ю. Слесарева, посвящённого памяти Елены Гилельс. Москва, Большой зал МГК имени П. Чайковского. 14 ноября 2006 г. 1 л. Архив семьи Гилельс.

Второй этап творчества (1971-90) характеризуется интенсивностью концертирования в Европе и СССР, выступлениями в Северной и Южной Америке, Японии, Новой Зеландии; в это время были осуществлены аудиозаписи, по праву ставшие эталонными, — Двойной концерт В. А. Моцарта и сочинения Ф. Шуберта для фортепиано в четыре руки (в ансамбле с Э. Гилельсом). На заключительном этапе (1991-96) активность сольного концертирования была снижена по причине болезни; большее внимание было уделено камерному музицированию.

Изучение аудиодисков Е. Гилельс позволяет утверждать, что пианистка имела совершенный исполнительский аппарат, благодаря чему решала технические задачи высшей сложности. Ее манера характеризуется лаконичностью высказывания, вниманием к мельчайшим деталям текста, ясной артикуляцией. Елена Эмильевна владела богатой динамической палитрой, благодаря чему ее fortissimo оставалось в рамках «поющего (не ударного)» рояля, а pianissimo была свойственна тонкая филировка звука.

Подводя итог, отметим, что, получив образование у ярчайших представителей Московской и Ленинградской фортепианных школ, находясь в сфере творческого притяжения своего отца — одного из выдающихся пианистов мира, Е. Гилельс принимала активное участие в развитии культуры СССР и постсоветской России, достойно представляя традиции отечественного музыкального искусства в многочисленных зарубежных турне.

Архивные источники

Концертные программы Е. Гилельс 1968-1995. 15 л. Машинопись. Архив семьи Гилельс. Никитенко П. Елена Гилельс какой я ее знал и помню. Москва, 2022. 185 л. Машинопись. Архив семьи Гилельс. Приказ министра культуры СССР от 18 декабря 1972 г. № 760. Об объявлении благодарности и установлении разовых концертных ставок лауреатам Международного конкурса пианистов в г. Монтевидео (Уругвай). 2 л. Решение коллегии Министерства культуры СССР от 15 декабря 1967 г. 2 л. Слесарев Ю. Памяти Елены Гилельс. Программа сольного концерта Ю. Слесарева, посвященного памяти Елены Гилельс. Москва, Большой зал МГК имени П. Чайковского. 14 ноября 2006 г. 1 л. Архив семьи Гилельс. Сухиненко В. Письмо к Е. Э. Гилельс от 21 декабря 1977 г. 2 л. Архив семьи Гилельс.

Список источников

[1] Аничкин 1969 — Аничкин О. Фестиваль советских музыкантов // Советская культура. 1969. 18 марта. C. 1.

[2] Бадалов 2022 — Бадалов О. П. Елена Гилельс: творческий портрет пианистки //

Диалоги о культуре и искусстве : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 12-14 октября 2022 г.) / Пермский государственный институт культуры; ред. кол. : Н. И. Тю-ленева и др. Пермь : ПГИК, 2022. С. 1198-1202.

[3] Гаук 2009 — Гаук П. А. Москва — Вена — Москва, или Хроника маменькиного

сынка: автобиографический роман. Москва : Классика - ХХ1, 2009. 760 с.

[4] Горностаева 1991 — Горностаева В. Любит ли музыку директор филармонии //

Два часа после концерта. Москва : Советский композитор, 1991. С. 187-190.

[5] Паверман 1999 — Паверман М. Войти в музыкальный мир: Воспоминания дири-

жера / лит. запись и сост. В. М. Павермана. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 1999. 208 с.

[6] Самойло 1968 — Самойло К. Аплодирует Злата Прага // Вечерняя Москва. 1968.

13 января. № 11 (13441). С. 3.

[7] Biemans 1993 — Biemans H. Virtuoos pianorecital Elena Gilels // Bennekoms Nieuws-

blad. 1993. 5 Oktober. P. 23.

[8] Davis 1977 — Davis P. Elena Gilels in New York Debut as Pianist // The New York Times.

1977. 24 January. P. 19.

[9] Henahan 1969 — Henahan D. Elena Gilels, 19, Plays Tchaikovsky // The New York Times.

1969. 17 February. P. 28.

[10] Olivier 1994 — Olivier. Kuniko Nagata et Elena Guilels rendent hommage a Tchaikow-

sky // La Semaine d'Anvers. 1994. 18 mars. Р. 12.

References

[1] Anichkin, Oleg (1969). "Festival' sovetskikh muzykantov" ["Festival of Soviet Musi-

cians"]. In Sovetskaya kul'tura. 1969, 18th of March. No. 33 (4003), р. 1 (in Russian).

[2] Badalov, Oleg P. (2022). "Elena Gilels: tvorcheskiy portret pianistki" ["Elena Gilels:

creative portrait of a pianist"]. In Dialogi o kul'ture i iskusstve [Dialogues about the culture and the art]: Materials of the 11th All-Russian scientific and practical conference with international participation (Perm, October 12-14, 2022), Perm State Institute of Culture; editorial board of N. I. Tyuleneva and others. Perm: PGIK, рр. 1198-1202 (in Russian).

[3] Gauk, Pavel A. (2009). Moskva — Vena — Moskva, ili Khronika mamen'kinogo synka

[Moscow — Vienna — Moscow, or Chronicle of a Mama's Boy]: an autobiographical novel. Moscow: Klassika - XXI, 760 р. (in Russian).

[4] Gornostaeva, Vera V (1991). "Lyubit li muzyku direktor filarmonii" ["Does the director

of the Philharmonic like music". In Dva chasa posle koncerta [Two hours after the concert]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, рр. 187-190 (in Russian).

[5] Paverman, Mark I. (1999). Voyti v muzykal'nyy mir: Vospominaniya dirizhera [Enter to

the Musical World: Conductor's Memoirs], literary recording and compilation by Valery M. Paverman. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 208 p. (in Russian).

[6] Samoylo, Konstantin (1968). "Aplodiruet Zlata Praga" ["Zlata Prague applauds"]. In Ve-

chernyaya Moskva. 1968. 13th of January. No. 11 (13441), р. 3 (in Russian).

[7] Biemans, Hans. (1993). Virtuoos pianorecital Elena Gilels. In Bennekoms Nieuwsblad.

1993. 5 Oktober. P. 23.

[8] Davis, Peter G. (1977). Elena Gilels in New York Debut as Pianist. In The New York Times.

1977. 24 January. P. 19.

[9] Henahan, Donal. (1969). Elena Gilels, 19, Plays Tchaikovsky. In The New York Times.

1969. 17 February. P. 28.

[10] Olivier. (1994). Kuniko Nagata et Elena Guilels rendent hommage à Tchaikowsky. In La

Semaine d'Anvers. 1994. 18 mars. P. 12.

Статья поступила в редакцию: 09.11.2023; одобрена после рецензирования: 09.12.2023;

принята к публикации: 15.01.2024; опубликована: 25.03.2024. The article was submitted: 09.11.2023; approved after reviewing: 09.12.2023; accepted for publication: 15.01.2024; published: 25.03.2024.

© 0

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.