Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 1. С. 136-149
СТАТЬИ
Научная статья УДК 78.071.2
doi: 10.26156/operamus.2024.16.1.007
Основные векторы творческого поиска в исполнительской деятельности К. А. Эрдели
Марина Михайловна Подгузова
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-8397-477X
Аннотация. Статья посвящена исполнительской деятельности выдающейся отечественной арфистки К. А. Эрдели. Широко известно, что концертирование являлось одним из основных направлений ее творчества, которому было посвящено около семи десятков лет жизни исполнительницы.
Ксения Александровна выступала на разных концертных площадках царской России и Советского Союза. География ее гастрольных поездок поражает своей широтой и охватом фактически всех городов нашей страны. В каждом из них она старалась сделать свой инструмент любимым, доступным и близким всем без исключения слушателям. В предлагаемой публикации впервые предприняты попытки анализа исполнительской деятельности К. А. Эрдели. Рассмотрены основные векторы творческого поиска в контексте активной работы арфистки по обогащению и качественному обновлению концертного репертуара. Сделан вывод о принципиальном значении для отечественного арфового искусства впервые введенной ею практики сольных арфо-вых концертов.
Представленные в статье архивные документы — письма зарубежных коллег, программа концерта исполнительницы, списки ее неопубликованных переложений и редакций для ансамблей арф и камерных составов с участием инструмента — позволяют сделать вывод о беспрецедентном значении для отечественного арфового искусства деятельности К. А. Эрдели, сумевшей поднять исполнительство на данном инструменте на небывалую до того времени высоту.
Ключевые слова: Ксения Эрдели, арфа, арфистка, арфовое искусство, арфовое исполнительство, арфовый репертуар
Для цитирования: Подгузова М. М. Основные векторы творческого поиска в исполнительской деятельности К. А. Эрдели // Opera musicologica. 2024. Том 16. № 1. С. 136-149. https://doi.Org/10.26156/operamus.2024.16.1.007
© Подгузова М. М., 2024
Original article
doi: 10.26156/operamus.2024.16.1.007
Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 1. P. 136-149
ARTICLES
The Main Vectors of Creative Search in the Performing Activity of K. A. Erdeli
Marina M. Podguzova
Moscow State Tchaikovsky Conservatory, Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8397-477X
Abstract. The article is devoted to performing activities of the outstanding domestic harpist K. A. Erdely. It is widely known that concert performance was one of the main directions of her work, taking about seven decades of the performer's life. Ksenia Alexandrovna performed at various concert venues in Tsarist Russia and the Soviet Union. The geography of her tours is striking, covering practically all cities of our country. In each of them, she tried to make her instrument loved, accessible and close to all listeners without exception. The proposed publication is the first to make an attempt to analyze the performance activities of K. A. Erdely, considering the main vectors of her creative search and active work to enrich and update the quality of her concert repertoire. The conclusion is made about fundamental importance of the practice of solo harp concerts, that she was the first to introduce, for the domestic harp art. The archival documents presented in the article — letters from foreign colleagues, the concert program of the performer, lists of her unpublished transcriptions and editions for harp ensembles and chamber compositions with the instrument — allow us to conclude that the activity of K. A. Erdely is unprecedented for the domestic harp art, as managed to raise the level of harp performance, to an unprecedented height.
Keywords: Ksenia Erdely, harp, harpist, harp art, harp performance, harp repertoire
For citation: Podguzova, Marina M. The Main Vectors of Creative Search in the Performing Activity of K. A. Erdeli. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 1. P. 136-149. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.L007
© Marina M. Podguzova, 2024
Марина Подгузова
Основные векторы творческого поиска в исполнительской деятельности К. А. Эрдели
Имя выдающейся отечественной арфистки Ксении Александровны Эрдели (1878-1971) широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Оставленное ею обширное наследие чрезвычайно востребовано среди исполнителей на арфе по всему миру. Методические установки, сборники переложений, пьесы советских композиторов, написанные при ее содействии, и, конечно, любовь и преданность своему делу, являвшиеся отличительными чертами Ксении Александровны, вдохновляют многие поколения арфистов.
Сольная концертная деятельность была одним из основных направлений творчества К. А. Эрдели. Начатая арфисткой в конце девяностых годов XIX столетия, она с разной степенью интенсивности продолжалась на протяжении фактически семидесяти лет — до конца 60-х годов прошлого века.
Ксения Александровна выступала на самых разных площадках сначала царской России, а потом и Советского Союза. Среди них были как знаменитые залы, в стенах которых проходили концерты А. И. Зилоти, Р. Р. Буллериана, Русского музыкального общества, так и маленькие помещения деревенских клубов, в одном из которых, к примеру, состоялось выступление арфистки 14 января 1926 г., — об этом свидетельствует сохранившийся в ее архивном фонде в Российском национальном музее музыки Адрес от Шефкомиссии Добровольного шефского общества над деревней Мосгубрабиса за безвозмездное участие в концерте 1
Гастрольная деятельность арфистки охватывала фактически все города Советского Союза, во многих из них до появления исполнительницы арфу ни разу не видели и не знали. В каждом таком населенном пункте она смогла сделать свой инструмент любимым, а возможность новой встречи с ним — привлекательной и долгожданной.
1 От шефкомиссии Добровольного шефского общества над деревней Мосгубрабиса за безвозмездное участие в концерте 14 января 1926 года Адрес. РНММ. Ф. 347. № 5215. 1 л.
Во время Первой мировой и Великой Отечественной войн К. А. Эрде-ли совместно с выдающимися музыкантами, актерами и другими деятелями искусства выступала в военных госпиталях, а также концертировала, направляя сборы от выступлений в фонд обороны.
Расцвет исполнительской деятельности арфистки, по ее собственному утверждению, пришелся на советские годы:
Тут и бесчисленные концерты в Москве (иной раз по три выступления за один вечер), и множество гастрольных поездок, и существенное обновление репертуара, и стремление найти новые жанры концертных выступлений (ансамбли арф), и творческая дружба с замечательными певцами, артистами драмы и балета [Эрдели 2015, 124].
Новаторской практикой, внедренной К. А. Эрдели в сфере исполнительства, стали впервые введенные ею в России в 1900-х гг. сольные арфовые концерты. Ранее арфисты принимали участие лишь в сборных программах, даже если те анонсировались как сольные.
Примером может служить концертная деятельность солистки оркестра Большого театра, профессора Московской консерватории Иды Ивановны Эйхенвальд 2, расцвет которой пришелся на последние десятилетия XIX в. М. А. Фёдорова [Фёдорова 2018], впервые предпринявшая попытки анализа выступлений арфистки на эстраде, отмечала, что
чаще всего в прессе такие концерты представлялись читателям как сольные концерты Иды Ивановны, однако назвать их сольными в современном понимании нельзя. В них почти всегда принимали участие и другие музыканты. В свою очередь это не подразумевало исполнение ансамблей с участием арфы, но, безусловно, и не исключало совместной игры <.> По сути, это был род сборных, составных концертов из нескольких исполнителей, но не сольных [Фёдорова 2018, 53-54].
Причиной отсутствия такого рода арфовых программ стал крайне ограниченный круг пригодных для исполнения на эстраде сочинений. Число композиторов, произведения которых звучали со сцены, «сводилось к трем-четырем именам» [Фёдорова 2018, 56]. Таким образом,
2 Ида Ивановна Эйхенвальд (1842-1917) — русская арфистка немецкого происхождения, педагог. В 1861 г. переехала в Россию. Солистка оркестров Мариинского и Большого театров. Первый профессор по классу арфы Московской консерватории.
за скудностью музыкальной литературы арфисты просто не имели возможности составить наполненную сольную программу.
Ксения Александровна стала первой арфисткой, которая смогла не только выстроить полноценный концертный репертуар, привлечь публику на свои выступления, но и удержать ее, сделать постоянной посетительницей арфовых концертов. Внедренная ею исполнительская практика стала своего рода новаторством не только в отечественном арфовом искусстве, но и в музыкальной культуре нашей страны в целом.
Со временем репертуар арфистки трансформировался как качественно, так и количественно. Полностью сформировавшимся его можно считать к тридцатым годам прошлого столетия. Однако направление творческого поиска, выраженное в максимальном расширении круга сочинений, пригодных для исполнения на эстраде, и кардинальной смене сложившихся к тому моменту программных стереотипов, было определено уже в начале XX в.
Фактически на этот же период пришлось и начало активной сольной карьеры К. А. Эрдели, которое, к тому же, было ознаменовано полным отказом арфистки от большинства сочинений, составлявших тогда основу созданного для данного инструмента концертного репертуара.
Напомним, что в конце XIX — начале XX столетий литература для арфы состояла преимущественно из виртуозных, но достаточно несовершенных в художественном отношении произведений арфистов-исполнителей. Число оригинальных сочинений, созданных профессиональными композиторами для названного инструмента, было весьма ограниченным. В связи с этим К. А. Эрдели предпринимала активные попытки обогащения репертуара переложениями как для арфы соло, так и для камерных составов с участием данного инструмента. Позднее арфистка отмечала:
С этого времени транскрипции фортепианных миниатюр начинают играть пусть еще не главную, но уже достаточно значительную роль в моем репертуаре. Сейчас я думаю, что мой протест против репертуара XIX века был, пожалуй, чересчур категоричным, но обновление его, замена эффектных, но малосодержательных чисто арфовых пьес произведениями мировой классики (пусть даже в переложениях) были необходимы [Эрдели 2015, 123].
Так началась масштабная работа по созданию транскрипций для арфы, осуществляемая К. А. Эрдели и привлеченными ею к данной деятельности музыкантами на протяжении всей дальнейшей творческой жизни ар-
фистки. Постепенно все более значимое место в ее концертных программах стали занималть переложения произведений выдающихся композиторов: П. И. Чайковского М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, А. К. Лядова, К. Дебюсси, Ф. Мендельсона и других, для арфы соло и ансамблей с участием арфы.
Следует обратить внимание, что камерное исполнительство являлось одним из основных, если не главным, направлением концертной деятельности К. А. Эрдели. Она считала, что
арфе исторически и по природе своей свойственно быть аккомпанирующим инструментом [Эрдели 2015, 128].
Среди партнеров арфистки на протяжении длительной исполнительской карьеры были выдающиеся отечественные музыканты — Н. А. Обухова, И. С. Козловский, П. М. Норцов, В. В. Борисовский, А. В. Вержбило-вич, О. В. Гзовская и многие другие.
Транскрипции для ансамблей с участием арфы составляли три четверти репертуара Ксении Александровны. Значительная часть из них, около 250 миниатюр из числа, близкого к трем сотням камерных произведений, регулярно исполняемых арфисткой на эстраде, была осуществлена для голоса в сопровождении названного инструмента, поскольку, по мнению К. А. Эрдели,
вокальное искусство является любимым искусством нашего слушателя [Эрдели 2015, 131].
Отметим здесь и значительное преобладание в ее репертуаре обработок сочинений русских композиторов.
Как видно, Ксения Александровна, активно пропагандирующая свой инструмент, тонко чувствовала генетическое тяготение широкого советского слушателя к песенной природе музыкального искусства. Стремясь перевести арфу из категории доступного лишь избранным аристократического инструмента в разряд близких и любимых всеми без исключения тембров, а также сделать ее неотъемлемой частью советского искусства, во многом опирающегося на музыкальные потребности вновь образующегося общества, она обогащала свои концертные программы вокальными сочинениями.
Не менее значительным направлением в формировании репертуара К. А. Эрдели было исполнение произведений современных профессио-
нальных композиторов для арфы, среди которых — сочинения М. Равеля, Ш. М. Видора, С. С. Прокофьева.
«Интродукция и Allegro» 3 Равеля была впервые исполнена Ксенией Александровной в нашей стране в 1909 г., спустя два года после мировой премьеры, осуществленной французской арфисткой Мишлен Кан (Michelin Caen) 4. К. А. Эрдели вспоминала, что инициатором исполнения ею данного сочинения был Александр Ильич Зилоти, приславший арфистке летом 1908 г. его рукописный экземпляр. Она отмечала:
Много пришлось потрудиться, разучивая партию, столь резко отличавшуюся от той арфовой музыки, которую мне до тех пор приходилось играть [Эрдели 2015, 58].
Итак, первое исполнение названного произведения на российской земле состоялась 3 января 1909 г. в одном из концертов А. И. Зилоти. «Интродукция» и ее исполнительница имели шумный успех как у публики, так и у критики, полностью оправдав наметившуюся тенденцию к применению арфы в произведениях современных композиторов.
К советским премьерам, осуществленным Эрдели, можно отнести Вариации на тему В. А. Моцарта М. И. Глинки 5, Фантазию Л. Шпора 6, Концерт для арфы B-dur Г. Ф. Генделя 7. Все названные сочинения имеют в нашей стране длительную исполнительскую судьбу и по сей день звучат на эстраде.
Пополнение круга концертных сочинений новинками, созданными современными зарубежными композиторами и арфистами-исполнителями, стало еще одним ведущим вектором в построении репертуара К. А. Эрдели. Она вела обширную переписку с выдающимися иностранными коллегами, среди которых — А. Ренье 8, М. Турнье 9, М. Гранжани 10,
3 Равель М. Интродукция и Allegro для арфы, флейты, кларнета и струнного квартета Ges-dur.
4 Mишлен Кан (Michelin Caen) (1889-1987) — французская арфистка и пианистка. Профессор École Normale de Musique de Paris «Alfred Cortot».
5 Глинка М. И. Вариации на тему В. А. Mоцарта Es-dur для арфы или фортепиано.
6 Шпор Л. Фантазия c-moll ор. 35 для арфы.
7 Гендель Г. Ф. Концерт для органа или арфы с оркестром В-dur ор. 4, № 6, HWV 294.
8 Генриетта Ренье (Henriette Renié, 1875-1956) — французская арфистка, композитор и педагог.
9 Mарсель Люсьен Турнье (Marcel Lucien Tournier, 1879-1951) — французский арфист, композитор, педагог. Солист оркестра Парижской оперы. Профессор Парижской консерватории. Создал множество произведений для арфы, а также камерные и симфонические сочинения.
i" Гранжани Mарсель (Marcel Georges Lucien Grandjany, 1891-1985) — американский арфист, педагог французского происхождения. Вел активную сольную концертную
К. Сальседо ", Л. Паскуали ^ и другие. Основной темой переписки являлся обмен произведениями для арфы.
В архивном фонде К. А. Эрдели в РНММ сохранился французский оригинал письма Лианы Паскуали, адресованного арфистке. Его содержание составляют именно вопросы обмена арфовыми нотами. Ниже представлен перевод письма, осуществленный автором данной публикации:
Дорогая мадам Эрдели.
<...> Я возобновляю свои обращения к Вам, полные благодарности за присланные ноты, которые доставили мне большое удовольствие и обогатили мою музыкальную библиотеку.
Я обнаружила в ней значительные пробелы в отношении русской музыки. Мне бы очень хотелось, и я была бы очень признательна, если бы Вы мне прислали 13 некоторые ноты из прилагаемого мною списка.
• Глинка — Балакирев «Жаворонок»
Заранее Вас благодарю, дорогая мадам, и, в свою очередь, предлагаю Вам услуги по пересылке нот итальянских или французских композиторов, которые Вы пожелаете
В результате активного эпистолярного общения К. А. Эрдели с зарубежными коллегами отечественные арфисты получили возможность исполнять сочинения Ж. Тайфер, П. Хиндемита, А. Русселя, Н. Рота, а также своих соратников по арфовому искусству — Гранжани и Сальседо, что являлось предметом профессиональной гордости Ксении Александровны.
деятельность. Профессор Джульярдской школы музыки.
11 Карлос Сальседо (Salzedo Carlos, 1885-1961) — американский арфист французского происхождения. С 1901 концертировал как солист по странам Европы. Солист оркестров «Ассоциации обладателей первых премий Парижской консерватории», «Метрополитен-опера». Президент Национальной ассоциации американских арфистов. Преподавал в Джульярдской школе музыки и Кёртисовском институте музыки.
12 Лиана Паскуали (Liana Pasquali, 1915-2010) — румынская арфистка итальянского происхождения. Профессор Бухарестской консерватории, основатель национальной румынской школы игры на арфе.
13 Паскуали Л. Письмо К. А. Эрдели. [Дата письма не установлена]. РНММ. Ф. 347. № 672. Л. 21.
14 В оригинале письма другие произведения (кроме «Жаворонка») не указаны. Возможно, имелось в виду, что в каждом письме Паскуали просила прислать ей что-либо, это и составляло список. — Прим. автора.
15 Паскуали Л. Письмо К. А. Эрдели. [Дата письма не установлена]. РНММ. Ф. 347. № 672. Л. 21 об.
О значительном обновлении репертуара советских арфистов она сообщала в письме к М. Э. Гольдштейну приславшему исполнительнице из Германии в качестве новинки «Венгерскую рапсодию» М. Б. Тойман-Шетохиной; посылка вызвала ее негодование:
Пьесу Т[ойман] — Шетохиной я знала 100 лет тому назад, мне кажется, она сама мне ее играла, только не помню в каком городе, кажется, в Киеве, куда я ездила на гастроли с В. И. Сафоновым. Пьеса у меня не сохранилась, так как в 18-м году погибла вся моя квартира и мой архив.
Откровенно говоря, репертуар, объявленный в этом каталоге 17, мне знаком более 50 лет тому назад, и сейчас особого интереса не представляет. Пьесы Баха, Генделя, Скарлатти и другая старинная классика, а также Шпор, Лист у нас есть. Но мы сейчас увлекаемся новой музыкой, небольшое количество пьес нам удалось получить из Парижа, Лондона, Милана, Нью-Йорка, Румынии и др. 18
Максимально активным периодом сотрудничества с зарубежными арфистами, продолжавшегося на протяжении фактически всей творческой деятельности, Ксения Александровна называла конец 20-х — начало 30-х гг. прошлого столетия. В нашей стране это было время начинавшегося «закручивания гаек», производимого государственным репрессивным маховиком абсолютно во всех областях, тем более в сфере общения с представителями иностранных государств. Поразительно, что в указанные годы К. А. Эрдели находила возможность не только для выживания в сложнейших политических и экономических условиях, но и для активной деятельности на ниве своего искусства, в том числе с целью обновления все еще достаточно ограниченного в то время круга концертных сочинений для арфы.
В этот же период полностью определился программный принцип выступлений исполнительницы. Ксения Александровна отмечала:
Я беру на себя смелость утверждать, что в построении программ арфовых концертов мною было сказано новое слово [Эрдели 2015, 126-127].
16 Михаил Эммануилович Гольдштейн (1917-1989) — композитор, скрипач, педагог. В 1964 г. переехал в Германию. С 1969 преподавал в Гамбургской Высшей школе музыки.
17 Речь идет о каталоге пьес для арфы, вышедших в свет в издательстве Zimmermann, размещенном на последней странице издания.
18 Эрдели К. А. Письмо М. Э. Гольдштейну 18 февраля 1965 г. РНММ. Ф. 347. № 783. Л.11 об.
Новация заключалась в строгом подчинении репертуара того или иного выступления выбранной тематике — например, творчеству одного из композиторов, русской, французской или старинной музыке.
Ниже приведена программа сольного концерта арфистки, состоявшегося в 1948 г. в Центральном Доме Красной Армии, наглядно иллюстрирующая вышеназванный подход:
ПРОГРАММА 19
Фестиваль мастеров искусств к 30-летию Советской армии. Творческие отчеты профессоров МГК им. П. И. Чайковского. Заслуженный деятель искусств профессор К. А. Эрдели.
I отделение
И. С. Бах — А. И. Зилотти — Органная прелюдия; Й. Гайдн — Адажио; X. Глюк — И. Брамс — Гавот; Ф. Мендельсон — Прелюдия; Э. Григ — Романс;
Ш. Гуно — Е. А. Вальтер-Кюне — Фантазия «Фауст»
Исполняет К. А. Эрдели Г. Доницетти — Ария из оперы «Любовный напиток»; Дж. Россини — Канцонетта из оперы «Севильский цирюльник»;
Исполняют К. А. Эрдели и Заслуженный артист РСФСР А. И. Орфёнов 2°.
II отделение
М. И. Глинка — «Жаворонок»;
А. П. Есаулов — «Старинный вальс»;
А. С. Грибоедов — Два вальса;
П. И. Чайковский — «Далёкое прошлое»;
А. Г. Рубинштейн — Мелодия;
Р. М. Глиэр — Экспромт.
Исполняет К. А. Эрдели
19 РГАЛИ. Ф. 2190. Оп. 2. Ед. хр. 380. Л. 1, 2.
2° Анатолий Иванович Орфёнов (1908-1987) — русский и советский оперный певец, педагог. Солист Большого театра, художественный руководитель вокальной группы Всесоюзного радио, заведующий оперной труппой Большого театра. Доцент Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Преподавал в Каирской и Бра-тиславской консерваториях. Заслуженный артист РСФСР. Лауреат Сталинской премии второй степени.
М. И. Глинка — «Сомнение»;
П. И. Чайковский — Романс Полины из оперы «Пиковая дама».
Исполняют К. А. Эрдели и солистка ГАБТ Л. Ельчанинова 2\
Вступительное слово — Доброхотов.
Первое отделение концерта целиком посвящено зарубежной музыке, второе — русской. Оба они включали как произведения для арфы соло, основную часть которых составляли переложения, осуществленные арфисткой, так и вокальные миниатюры, обработка которых, за исключением «Сомнения» М. И. Глинки, тоже принадлежала К. А. Эрдели. Мы видим, что программа каждого отделения концерта была тематически выдержана, в нее входили сольные и камерно-вокальные произведения — это способствовало привлечению дополнительного внимания публики к концертам арфистки.
Следует отметить, что значительное количество переложений, осуществленных К. А. Эрдели, было опубликовано. Однако при жизни исполнительницы вышли в свет лишь транскрипции, созданные ею для арфы соло. Скромное начало публикациям сочинений и обработок, входивших в репертуар исполнительницы, осуществленных как ею самой, так и другими музыкантами для ансамблей арф и ансамблей с участием арфы, было положено лишь в последние годы 22.
Документы, хранящиеся в Архиве Московской государственной консерватории, позволяют установить перечень подготовленных к печати, но так и не изданных работ арфистки, основную часть которых составляют именно переложения для камерных составов:
Подготовлены к печати
1. Вагнер — Эрдели. Концертная пьеса на тему оперы «Тангейзер»
2. В. Н. Цыбин. Концерт для арфы с квартетом. Редакция, каденция и финал К. А. Эрдели 23.
3. Романсы и арии в сопровождении арфы. Редакция и обработка аккомпанемента К. А. Эрдели:
а) сборник из произведений русских классиков;
21 Лариса Петровна Ельчанинова (1909-?) — оперная певица (меццо-сопрано). Солистка Большого театра, Московской филармонии.
22 Ансамбли для голоса и арфы / составление и редакция: М. М. Подгузова; Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2020. 40 е.; Арфа. Ансамбли. Хрестоматия. Выпуск 1 / сост. М. М. Подгузова. Москва: Композитор, 2008. 100 с.
23 Личное дело профессора Эрдели К. А. АМГК. Ф. 2. Оп. 24. Ед. хр. 1693. Л. 66.
б) сборник из произведений старинных русских авторов — Варламова, Гурилёва, Даргомыжского, Яковлева и др.;
в) сборник из произведений западных классиков.
4. Дуэты для 2-х арф в редакции К. А. Эрдели.
5. Квартеты для 4-х арф 24.
В сборник дуэтов, предлагаемых к изданию, планировалось включить переложения произведений как зарубежных, так и русских композиторов. Список этих переложений был найден в РНММ:
Приготовленные для печати дуэты в редакции К. А. Эрдели
Бетховен — Контрданс Боккерини — Менуэт Гайдн — Каприччио Чайковский — Песня без слов Аренский — Вальс Бах — Фейнберг — Ларго Глиэр — Четыре пьесы Гендель — Концерт Бах — Бурре
Чайковский — Вальс из балета «Спящая красавица» 25.
Авторы транскрипций в данном перечне не названы, указан лишь их редактор. Однако можно установить, что предполагаемое издание должно было содержать не только переложения К. А. Эрдели, но и других музыкантов. В их числе обработки Концерта Г. Ф. Генделя 2® и Вальса из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица», осуществленные Н. Г. Парфёновым для дуэта арф.
Значительная часть наследия К. А. Эрдели в данной области требует публикации и введения в исполнительский обиход. Представляется, что остающиеся до настоящего времени в рукописях ансамблевые транскрипции и редакции исполнительницы были бы востребованы широким кругом современных арфистов.
Можно сделать следующий вывод: в рамках исполнительской деятельности К. А. Эрдели была проведена колоссальная работа по созданию нового концертного репертуара для арфы. Легкие для восприятия сольные
24 Личное дело профессора Эрдели К. А. АМГК. Ф. 2. Оп. 24. Ед. хр. 1693. Л. 67.
25 Репертуар К. А. Эрдели для исполнения по радио и телевидению. РНММ. Ф. 347. № 5077 а, № 8312. Л. 22.
2® Гендель Г. Ф. Концерт для органа или арфы с оркестром В-с!ж ор. 4, № 6, HWV 294.
пьесы, авторство которых принадлежит арфистам XIX столетия, полностью были заменены на транскрипции фортепианных миниатюр, сочинения современных исполнителей на инструменте и профессиональных композиторов.
Индивидуальными новациями арфистки в области отечественного арфового исполнительства стали впервые введенные ею сольные (в современном понимании) концерты, а также тематическая организованность их программ.
Концертная деятельность К. А. Эрдели, имевшая в своей основе векторы максимального обогащения и изменения сложившегося к моменту ее начала концертного репертуара в сторону преобладания в нем художественно ценных музыкальных сочинений, а также активной пропаганды инструмента и развития искусства игры на нем в нашей стране посредством организации исключительно арфовых концертов, не стала лишь ее индивидуальной практикой. Напротив, она дала старт тенденциям дальнейшего качественного роста отечественного исполнительства на инструменте, которые были развиты и достигли значительного прогресса в творчестве выдающихся арфистов — М. А. Корчинской, М. Д. Гореловой, Н. Г. Парфёнова, В. Г. Дуловой.
Аббревиатуры
АМГК — Архив Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Мосгубрабис — Московский губернский профессиональный союз работников искусств.
РНММ — Российский национальный музей музыки.
РГАЛИ — Российский государственный архив литературы и искусства.
Список рукописных источников
Личное дело профессора Эрдели К. А. АМГК. Ф. 2. Оп. 24. Ед. хр. 1693. 126 л. От шефкомиссии Добровольного шефского общества над деревней Мосгубраби-са за безвозмездное участие в концерте 14 января 1926 года Адрес. РНММ. Ф. 347. № 5215. 1 л.
ПаскуалиЛ. Письмо К. А. Эрдели [Дата письма не установлена]. РНММ. Ф. 347. № 672. Л. 21-21 об.
Репертуар К. А. Эрдели для исполнения по радио и телевидению. РНММ. Ф. 347.
№ 5077 а, № 8312. 22 л. Эрдели К. А. Письмо Л. А. Кассилю 2 февраля 1948 года. РГАЛИ. Ф. 2190. Оп. 2. Ед. хр. 380. 2 л.
Эрдели К. А. Письмо М. Э. Гольдштейну 18 февраля 1965 года. РНММ. Ф. 347. № 783. Л. 11-11 об.
Список источников
[1] Фёдорова 2018 — Фёдорова М. А. История класса арфы Московской консерва-
тории (по архивным материалам): дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Москва, 2018. 241 с.
[2] Эрдели 2015 — Эрдели К. А. Арфа в моей жизни. Санкт-Петербург: Люмьер. 2015.
196 с.
References
[1] Fedorova, Mariya A. (2018). Istoriya klassa arfy Moskovskoy konservatorii (po arkh-
ivnym materialam) [History of the harp class of the Moscow Conservatory (based on archival materials)]: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02. Moscow State Tchaikovsky Conservatory responsible organization. Moscow, 241 pp. (in Russian, unpublished).
[2] Erdeli, Kseniа (2015). Arfa v moey zhizni [Harp in my life]. St. Petersburg: Lyum'er. 196 p.
(in Russian).
Статья поступила в редакцию: 18.10.2023; одобрена после рецензирования: 02.11.2023;
принята к публикации: 15.01.2024; опубликована: 25.03.2024. The article was submitted: 18.10.2023; approved after reviewing: 02.11.2023; accepted for publication: 15.01.2024; published: 25.03.2024.
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)