более двух, эти сайты можно объединить ОДНИМ СЕРВЕРОМ, на котором можно расположить одновременно функционирующие два и более сайтов. В этом случае не используется подключение к интернет. При этом сервер может быть организован на одном системном блоке, установленном в учебном заведении по договорённости с администрацией. Желательно к системному блоку иметь WI-FI роутер, монитор для работы, бесперебойный блок питания, клавиатуру, мышь, рабочее место.
При создании ОБЩЕШКОЛЬНОГО WI-FI СЕРВЕРА, желающих организовать свой мобильный компьютерный класс может быть неограниченно. В этом случае возможны не только поурочная тематика, но и общешкольные мероприятия, семинары методических объединений, а так же конференции, выставки, конкурсы, различные общешкольные мероприятия. Публикация электронных дневников, связи с родителями, родительским комитетом, спортивно-массовые мероприятия и т. д.
Так же возможна РАССЫЛКА между преподавателями и администрацией, коллегами, учащимися, родителями, что значительно повышает информативность резко снижает бумажный документооборот.
ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ WI-FI СЕРВЕР позволяет круглосуточную работу учебных сайтов, что даёт возможность всем участникам образовательного процесса заходить и пользоваться в свободном доступе на интересующую учебную тематику в любое удобное для них время. Использование единой базы данных сервера и перекрёстные ссылки для меж предметных связей между мобильными компьютерными классами улучшают образовательный процесс. Они могут быть использованы в текущем учебном процессе гибридно, как совместная работа с дополнительным
Библиографический список
материалом, индивидуальными заданиями, модулями тестирования.
При этих возможностях полностью отпадают расходы на интернет, улучшается КАЧЕСТВО образования.
Перераспределение функций представителей педагогических структур и специалистов IT, для создания полноценной работы преподавателей, желающих организовать на своём персональном ноутбуке модель, обладающую свойствами IT-медиа. Расширение возможностей IT предоставляет пользователю (преподавателю) самостоятельно организовать собственную WI-FI сеть, объединяющую между собой различные устройства, имеющие стандартные подключения всевозможного оборудования, устройств передачи данных пользователей-учащихся: 1. Ноутбуки, 2. Персональные компьютеры, 3. Планшеты, 4. Коммуникаторы.
Таким образом, мобильный компьютерный класс имеет гибкую настройку и может быть адаптирован для организации не только учебного процесса. Указанная модель в рабочей комплектации имеет невысокую стоимость, может быть использована не только как мобильный компьютерный класс, но и как рабочее звено в организации семинаров, симпозиумов, круглых столов, научных конференций. Высокотехнологичная сфера «Мобильный компьютерный класс» позволяет пользоваться дополнительным материалом, библиотеками, объединять цели и задачи нескольких дисциплин, создавать межпредметные связи, пользоваться образовательными услугами в любое учебное и вне учебное время, создавать активные методические объединения, делиться передовым опытом, улучшать качество образования.
1. Мальцев В.Г. Web-сайт кафедры. Опыт создания и применения: учебно-методическое пособие. Норильский индустр. ин-т. Норильск, 2006.
2. Федько С., Дмитренко А. Опыт интеграции образовательных ресурсов в местные локальные сети ЕМО г. Норильск. Available at: http://www.norsport.ru
References
1. Mal'cev V.G. Web-sajtkafedry. Opytsozdaniya iprimeneniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Noril'skij industr. in-t. Noril'sk, 2006.
2. Fed'ko S., Dmitrenko A. Opyt integracii obrazovatel'nyh resursov v mestnye lokal'nye seti EMO g. Noril'sk. Available at: http://www. norsport.ru
Статья поступила в редакцию 10.03.18
УДК 37.062
Lopoukha T.L., Cand. of Science (Pedagogy), Head of Department, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: lopoukha@yandex.ru
Manin A.A., senior teacher, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: aam101278@yandex.ru Chebatarev V.A., Head of Teaching and Methodical Department, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: chebatarev_vitalii@mail.ru
MILITARY SOCIALIZATION OF MILITARY SERVANTS IN THE SYSTEM OF WORK WITH PERSONAL COMPOSITION. The
article analyzes problems of military socialization of servicemen, its features in higher educational institutions. It is concluded that military socialization, including political, legal, economic, subcultural and other forms of socialization implemented in a form specific for servicemen, has a complex, professionally oriented character. The military socialization of servicemen is aimed at preparing a personality model corresponding to the existing social order and political regime. The mechanisms of military socialization in military high schools are analyzed. The integral model of the military socialization of cadets is being constructed, in it specific social, pedagogical and psychological technologies are used.
Key words: military socialization of servicemen, model of socialization of military cadets, historical features of military socialization, mechanisms, stages and means.
Т.Л. Лопуха, канд. пед. наук, доц., зав. каф. Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, Е-mail: lopoukha@yandex.ru
A.А. Манин, ст. преп., Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, Е-mail: aam101278@yandex.ru
B.А. Чебатарёв, начальник учебно-методического отдела, Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, E-mail: lopoukha@yandex.ru
ВОИНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ
В статье анализируются проблемы воинской социализации военнослужащих, её особенности в высших учебных заведениях. Делается вывод о том, что воинская социализация, включая осуществляемые в специфической для военнослужащих форме, политическую, правовую, экономическую, субкультурную и другие виды социализации, имеет комплексный, профес-
сионально ориентированный характер. Воинская социализация военнослужащих нацелена на подготовку модели личности соответствующей существующему социальному порядку и политическому режиму. Анализируются механизмы воинской социализации в военных вузах. Конструируется интегральная модель воинской социализации курсантов, которая реализуется с использованием конкретных социальных, педагогических и психологических технологий.
Ключевые слова: воинская социализация военнослужащих, модель социализации курсантов военных вузов, исторические особенности воинской социализации, механизмы, этапы и средства.
Социализация военнослужащих является одной из форм профессиональной социализации. В ходе неё личность интегрируется в определённую профессиональную группу (в данном случае - в офицерскую), жёстко структурированную корпоративную среду, обладающую большой закрытостью, с собственной офицерской субкультурой, которая имеет существенное отличие даже в рамках воинской культуры как социального феномена. Несмотря на общие формы, в которых она реализуется (военное обучение, боевая подготовка, практическое несение службы, воинское воспитание, приобщение к воинской культуре и быту, их специфическое эстетическое воздействие), ее особенности чрезвычайно велики.
С учётом того, что оборонная сфера в любом государстве представляет социальный институт такой же значимости как политические институты, экономика, правовая система - воинская социализация является однопорядковым явлением с политической и правовой социализацией. Вместе с тем, социализация военнослужащих включает в себя политическую, правовую, культурную и другие виды социализации с глубокой воинской спецификой и является специфической комплексной формой социализации. В ходе неё, проходя политическую, правовую, субкультурную социализацию военнослужащие, сообразно своему служебному положению (социальной роли) обретают полный статус военнослужащего определенной категории. Это не преувеличение, вспомним, что в формулировке Л.В. Мардахаева социализация предполагает «...усвоение языка, социальных ценностей и опыта, норм, установок, образцов поведения, присущих данной социальной группе.» [1]. Так вот, все это, включая язык (командирский) у офицеров кардинально отличается. Чем вызваны эти особенности?
В первую очередь конечно характером профессиональной деятельности. С одной стороны это определяется тем, что военнослужащие выполняют профессиональные задачи на поле боя оружием, их деятельность связана с применением организованного, легитимизированного государством насилия. С другой - тем, что организаторы этого насилия - офицеры, им представлены права применять командные полномочия, ставить подчиненным задачи, связанные для них с риском для жизни. Что же представляет собой воинская социализация, в чем она заключается, каков её механизм, в каких методах, формах осуществляется?
Общество предоставляет своим членам набор определенных социальных ролей, соответствующий его социальной модели. Личность, в соответствии со своими способностями и предпочтениями делает конкретный выбор. Это полностью отвечает выводам зарубежной и отечественной политической и социологических наук о том, что социализация связана с распределением людей по социальным позициям, которые характеризуют «место личности в системе отечественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы» [2, с. 158-159]. Позиции имеют разную доступность, соответствуют возможностям среднестатистической личности общества. Институты общества (например, армия) определяют перечень требований к качествам этих социальных позиций. Он определяется, к примеру, для офицеров в государственных образовательных стандартах и квалификационных требованиях к уровню подготовки специалистов. В зависимости от социальной ситуации в обществе спрос на людей с определенными качествами и перечень таких качеств может существенно меняться (например, на креативных, творческих, инициативных личностей либо добросовестных исполнителей).
Государство - основной заказчик социализации в образовательных организациях Вооруженных Сил. Поэтому модель, формы и методы, технологии социализации военнослужащих определяются характером господствующего политического режима. В зависимости от типа режима варьируется достаточно широкий
спектр используемых методов, форм и средств социализации военнослужащих. Так в досоветский период, при монархической форме государства и, следовательно, авторитарном типе режима в офицерской среде существовали жесткие правила поведения и воинской чести офицеров, офицерские училища были рассадниками высокой культуры, славились качеством образования, высокой была значимость воинских традиций и ритуалов, создавалась воспитывающая бытовая среда, а отношения младших и старших офицеров, как правило, строились на демократической основе [4; 5].
После Октябрьской революции в социалистической республике, при тоталитарном правящем режиме напротив, основной механизм социализации носил репрессивную направленность, воспитание велось на идеях интернационализма и классовой борьбы, обучение носило политизированный характер [6; 7]. Тем не менее, к 60-м годам прошлого века социализация офицерского состава шла уже в рамках высших военно-учебных заведений, возрождались офицерские традиции, понятия воинской чести и офицерской демократии. К 80-м годам, высокий, после Отечественной войны, авторитет офицерской профессии к началу «перестройки» резко снизился, а к началу 90-х она стала непрестижной, отрицаемой [8, с. 193-195].
В ходе демократических преобразований российское общество впало в опасное заблуждение, сделав вывод о том, что «в связи с произошедшими в мире изменениями какой-либо конкретный государственный источник опасности для России отсутствует.» [9, с. 292].
В ходе реформ было разрушено большинство прославленных военных вузов, институты офицерской демократии (офицерские собрания, суды офицерской чести), в кадровом вопросе расцвела коррупция, в отношениях между младшими и старшими, в бытность министром обороны А.Э. Сердюкова - откровенный беспредел [8, с. 38-43]. Серьезные перемены в материально-бытовом положении офицером началась в 2012 году, когда решением В.В. Путина были приняты кардинальные меры по обеспечению офицеров жильем и повышению их денежного довольствия.
Какую же модель личности готовят в ходе воинской социализации военно-образовательные заведения России? Исторические требования к качествам выпускника воинского вуза всегда соответствовали существующему социальному порядку. Системная подготовка офицеров в России началась в эпоху царствования Петра I, когда в 1698 году им были созданы артиллерийская и пехотная школа в Москве, мореходная в Азове, а уже в 1701 -инженерная и артиллерийская в Азове со сроком обучения в 5 - 7 лет [10, с. 27]. Изначально, несмотря на дворянско-сослов-ный характер воспитуемых, меры социализации были чрезвычайно жесткими, с опорой на физическое и социальное насилие и смертной казнью за большинство воинских преступлений. При этом особенно жестко карались государственная измена и вероотступничество. В соответствии со сводом военно-уголовного законодательства смертная казнь предусматривались по 122 статьям, а наказания, зачастую, имели членовредительский характер (порки, пытки, клеймение, четвертование и т. п.) [11, с. 169-199]. Данным воинским артикулом четко расписывались права военнослужащих всех степеней, порядок подчиненности и устанавливался строгий запрет на беспричинное наказание солдат без государственной нужды. Требования носили деспотический характер и не подлежали обсуждению. На службу широко принимались иностранцы, которые имели серьезные преимущества в продвижении по службе и денежном довольствии. Для повышения престижа офицерской профессии Петр I в Табеле о рангах 1722 года вводит офицерские звания, приравнивает их к государственным и придворным чинам, а Указом от 20 февраля 1714 года ввел обязательное образование дворян [12, с. 25-35].
Будущий офицер социализировался как верноподданная, законно и богобоязненная личность, внутренне готовая к бессрочной воинской службе и ее лишениям.
В последующем, в 1736 году Анна Иоанновна ограничила службу дворян 25 годами, а Петр III манифестом «О даровании
вольности российскому дворянству» от 18 февраля 1762 года освободил их от обязательной службы [12, с. 71]. После принятия этих мер отношения в корпоративной офицерской среде смягчились, офицеры не подвергались телесным наказаниям, вместе с тем, особенно во времена царствования Екатерины II, был сделан уклон в воинской социализации на повышение роли воспитания у обучаемых чести, развития достоинства. Тем не менее, жесткие меры воздействия на нерадивых по-прежнему принимались.
Вплоть до 1917 года преобладала модель офицера подданного монархии, которую можно было охарактеризовать словами «Слуга царю, отец солдатам». Офицеры получали высокое по тем временам общее образование, были достаточно хорошо интегрированы в культурную жизнь страны, занимали высокие позиции в сферах государственного управления и науки. Соответственно социальным реалиям общества у обучаемых формировались средствами обучения и воспитания, социальной средой, агентами воинской социализации преданность и поддержка режима, четкое понимание своего места в социальной иерархии, дисциплинированность, исполнительность. Выход за пределы предписанных такой моделью качеств личности означал жесткую корпоративную ответственность, о чем ярко свидетельствует А.И. Куприн в его книге «Поединок» и граф А.А. Игнатьев [13] в своих воспоминаниях.
Успешность воинской социализации военнослужащих тесно связана с состоянием оборонного сознания общества.
Рассмотрим, как менялось состояние оборонного сознания в конце 80-х-90-е годы XX века. В этот период в обществе велась активная работа по дискредитации армии и военной службы. Формирование подобного отношения вызвало в конце 80-х гг. прогрессирующий рост преступности, в особенности самовольных оставлений части, дедовщины, вплоть до фактов массового расстрела сослуживцев. Следствием снижения возможностей ВС РФ по защите Отечества и осознания населением снизившегося качества военнослужащих стало глубокое падение доверия населения к армии. Так, в сложном 1992 году армии доверяло до 60% опрошенных граждан, а после неудачной компании в Чеченской республике только 29%.
Армия как опора устойчивости государства сознательно ослаблялась остаточной социальной политикой и негативной информации в СМИ об армии, изменялось отношение к службе солдат и сержантов. Если в 1975 г. служили с большим интересом, понимая важность и необходимость выполнения воинского долга с 77,7%, то в 1997 г. таких было только 20% [14]. Своей военной службой в 2004 г. были полностью удовлетворены только 14,2% кадровых военнослужащих. Большинство (64%) опрошенных офицеров и прапорщиков отметили, что лишь частично удовлетворены условиями своей военной службы. Подобное безразличие к проблемам армии усиливало отторжение обществом и института военной службы.
В последующем отношение российской молодежи к военной службе несколько изменилось. Было осознано обществом усиление военной опасности, декларация В.В. Путиным государственно-патриотической идеологии привела к некоторым позитивным переменам. В 2011 г. В.В. Путиным принято решение о реализации программы перевооружения армии, гуманизации условий службы военнослужащих по призыву, кардинально увеличена оплата труда военнослужащих.
Ситуация сегодня изменилась, но инерция предыдущей ситуации сохраняет пороки существующей модели воинской социализации.
Сердцевиной обеспечения успешности воинской социализации являются отношение к армии, военной службе, желание и готовность исполнить конституционный долг.
В рамках выполнения Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 гг. проведено исследование, в котором уча-ствовало1528 респондентов из разных регионов страны в возрасте от 18 до 35 лет.
Опросы показали, что более трети (38%) опрошенных молодых людей в той или иной степени признают наличие внешних или внутренних угроз.
Вместе с тем, вполне очевидно, что в условиях, когда подавляющая часть молодежи считает воинскую службу неприятной, необязательной для всех (37% и 28% опрошенных), модель воинской социализации должна измениться [15].
С запретом на формирование идеологии в качестве общегосударственной и проведением во второй половине 80-90-х годов в сознание людей либеральных идеологии и ценностей, иерархия ценностных ориентаций курсантов существенно изменилась. Если в советское время на первое место ставились патриотические ценности, на второе - военно-профессиональные, а на последнее - меркантильные, то в постсоветский период на первом месте оказались меркантильные, а патриотические переместились на третье место.
Если достаточно эффективная мотивация курсантов к добросовестной службе в советское время обеспечивалась преимущественно политическими и социальными мотивациями, то в 90-е годы ситуация кардинально изменилась. Для курсантов наиболее значимыми стали меркантильные ценности. Это вызвано тем, что в молодежной среде в целом трудовые мотивации сменились нетрудовыми [16; 17; 18 и др.].
В настоящее время, в связи с повышением внимания руководства государства к проблемам обеспечения обороны, в условиях повышения материального положения военнослужащих, происходит выход на первую позицию военно-корпоративных ценностей. Их динамика представлена в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п Показатели развитости патриотизма Число респондентов, давших предложенный ответ
офицеры курсанты
1999 г 2004 г 2014 г 1999 г 2004 г 2014 г
1. Любовь к малой Родине 50 63 64 56 59 55
2. Любовь к своему народу 42 56 57 37 61 59
3. Уважение к национальной культуре 47 67 64 49 72 71
4. Уважение к традициям своего народа 40 51 54 34 47 43
5. Исполнение национальных обычаев 10 17 15 4 7 8
6. Уважение веры предков 21 42 40 23 61 59
7. Исполнение религиозных обрядов 1 7 7 2 8 12
8. Любовь к Отечеству 57 63 61 43 57 59
9. Чувство благодарности Отечеству 37 42 39 36 37 37
10. Осознание национально-государственных интересов России 53 60 64 42 65 63
11. Готовность защищать интересы своего народа 49 58 65 19 49 67
12. Готовность выступить на защиту РФ с оружием в руках 61 83 83 91 96 81
13. Способность подчинить личные интересы интересам своей нации 56 59 61 29 32 43
Количество опрошенных 1=124 1=140 1=110 Y=120 Y=147 Y=152
Динамика ценностей офицеров и курсантов НВВКУ
(в % к числу опрошенных в каждой группе)
Мы уже упоминали о том, какие качества формировались в системе воинской социализации у офицеров в советский период. С тех пор уже достаточно очевидны сложившиеся правовые и политические, воинские и морально-нравственные требования к модели личности современного офицера Вооруженных Сил России.
Общие требования, как мы уже говорили, сформулированы в действующем законодательстве и подзаконных нормативно-правовых актах органов военного управления, таких как «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», Общевоинских уставах и др. С учетом постсоветских социальных реалий, Россия - социальное правовое государство, демократическая республика [19, с. 4]. Характеристика ее правящего режима при этом не столь очевидна. По мнению А.П. Бутенко, современный политический режим имеет признаки авторитаризма [20, с. 31]. Собственно и неудивительно, исторически в России всегда преобладали авторитарные формы государственного управления. Авторитарный режим обеспечивает удержание власти любым путем. При этом - он не вмешивается в социальные сферы не связанные с политикой и не влияющие на нее. По мнению Д.Д. Невирко, «в системе социализации экономические, социальные, культурные, религиозные качества личности формируются вне контроля властных структур» [21, с. 15]. Человек при этом - объект политических манипуляций. Такую модель социализации Д.Д. Невирко называет авторитарной. При этом, по его мнению, формируется авторитарный тип личности, отчужденный от политики. Идеал авторитарной «личности» - независимость и профессионализм.
Сопоставляя общую логику воинской социализации курсантов в военных вузах со сказанным можно подтвердить, что формирование аполитичного сознания - это реалия 90-х годов прошлого века, практически сразу возникает и культ профессионала-исполнителя. В условиях роста военных угроз уже к 1995 году выяснилось, что такая модель личности офицера профессионально и статусно несостоятельна и уже в июне 1995 года в войсках и в вузах восстанавливается система воспитательной работы, обращаются к истории офицерского корпуса и традициям русского офицерства [22]. В дальнейшем позиции воинской социализации будущих офицеров серьезно усилило принятие государственных программ патриотического воспитания населения России.
С учетом глубокой специфики армия по методам управления является авторитарным институтом. Человек, интегрируясь в него, обязан делать только то, что предписано ему законами, приказами, инструкциями, уставами, обязан разделять государственную идеологию. Это требование зафиксировано в обязанностях военнослужащего законом «О статусе военнослужащих» и общевоинским уставам, которые детально прописывают детали воинского быта, направленность и характер обучения и воспитания, порядок отдыха военнослужащих и вводят жесткие запретительные меры, ограничивающие отклонения от порядка поведения в общественных местах, взаимоотношениях с сослуживцами. Выработка качеств офицера соответственно их требованиям не благое пожелание, а уставная обязанность курсантов военных вузов.
В процессе воинской социализации институт военной службы выступает как ведущий субъект и активный орган специфического воинского социального контроля. Интеграция курсантов в корпорацию профессиональных военнослужащих проходит через усвоение им элементов воинской культуры, воинских, социально-групповых и духовных ценностей. На их основе формируются адекватные офицерской службе духовные и социальные качества обучаемых, и проходит адаптация к военно-социальной среде.
Механизм воинской социализации представляет собой активный процесс, в ходе которого факторы и условия военно-социальной среды соединяются в ходе взаимодействия с личностными факторами обучаемых. Они объединяются по каналам:
- преобразующей воинской деятельности в материальной и духовной сферах. Она обусловлена активной творческой природой сознания личности и его психики;
- специфического взаимодействия военно-социальной среды и личности через системы устойчивых символики и ритуалов, знаковых форм;
- самосознания и самоидентификации;
- через стихийное (природное) взаимодействие компонентов военной среды и элементов личности обучаемых.
Функционирование механизмов воинской социализации происходит в условиях действия воинских норм, которые препятствуют патологиям и перекосам в ходе социализации.
Механизмы воинской социализации действуют, реализуя ряд циклов, в соответствии с установками социологической и психологической наук [21; 23]. Последние включают:
1. Познание, в ходе которого социализируемый оценивает военную среду, характер ее компонентов и их значимости, осваивает формы служебного и бытового общения и воинской деятельности.
2. Адаптацию. Она характеризуется тем, что личность ищет и использует средства и способы приспособления к воинской среде, осваивает возможности для развития и проявления индивидуальных качеств.
3. Интеграцию. На данном этапе военнослужащий закрепляет свои позиции в военно-корпоративной среде через реализацию личностных притязаний и потребностей в условиях действия требований, предъявляемых воинской средой.
Таким образом, социализация военнослужащих проходит в три этапа и обеспечивается различными социальными и психологическими механизмами.
К механизмам познавательным (реализуемым в процессе военного обучения) можно отнести исследованные Т. Парсон-сом, механизмы восприятия идентификации, понимания, подражания, интеракции, фасилитации, интеллектуализации [24]. Они глубоко исследованы в психологической науке Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Р.С. Немовым и др.
На этапе адаптации в процессе воинской социализации военнослужащих используются защитные механизмы: регрессии, проекции, интроекции, сублимации, аннулирования действия [25].
В процессе воинской социализации на этапе интеграции включаются механизмы престижа, популярности, авторитета, референтной группы [25]. Основными в процессе воинской социализации, безусловно, являются фазы адаптации и интеграции.
В ходе социальной адаптации личность взаимодействует с воинской средой. В ходе взаимодействия согласуются требования и ожидания объекта и субъекта социализации. В соответствии с существующими в теории социализации подходами [25; 26] обучаемый приспосабливается к ролевым функциям, воинским нормам, условиям воинского труда, военно-корпоративным общностям, группам и слоям, существующим с сфере воинской службы организациям и институтам. С учётом системно-комплексного характера воинской социализации в её ходе социализируемый проходит специфические политическую, правовую, экономическую, бытовую, духовную и субкультурную социализацию. Их итогом становится обретение курсантом системы качеств необходимых для получения статуса офицера и включения в деятельность военной организации в указанной социальной роли. Отметим, что статус офицера курсант приобретает в мирное время добровольно, тогда как военнослужащие по призыву осваивают свою роль по обязанности.
В ходе воинской социализации курсант, проходя ее этапы, согласует свои притязания с учетом самооценки личностных возможностей и способностей, реалиями воинской среды, которые он оценивает со значимостью для него и социальной ценностью предлагаемой обществом, в лице института военной службы, социальной роли. При этом субъект социализации регулирует ее процесс через институты военного образования, воспитательной работы, систему воинских правовых норм и социальных ценностей, ритуалов, знаков и символов, посредством технологий по их выработке у социализируемого, их дальнейшего воспроизводства, развития, передачи.
В данном процессе возможны отклонения. Он может быть искажен некими случайностями и конкретными событиями [27; 28].
Возможность воинской социализации курсанта зависит также от развитости его духовных и социальных качеств.
Следующей фазой социализации является процесс интери-оризации. В ходе него элементы внешней (воинской) среды переводятся во внутреннее содержание личности курсанта. В итоге происходит индивидуализация личности, формируется её военно-профессионально ориентированный духовный мир, определяется направленность профессиональной активности.
Вполне очевидно, в ходе адаптации происходит приспособление обучаемых к воинской среде, а в фазе интериоризации под воздействием нее личность переводит требования и ценности в качества, соответствующие модели личности офицера,
предлагаемой обществом в качестве эталона. Это меняет структуру личности социализированного, его поведение сообразно условно сформированных воинских и духовно-нравственных качеств.
На этапах познания и адаптации происходит нарушение ранее сложившегося стереотипа поведения, затем личность адаптируется к условиям воинской корпоративной деятельности и восстанавливается равновесие и стабилизация стереотипа поведения на новом уровне сообразно особенностей воинской среды.
Человек интериоризирует определенные социальные ценности в условиях конкретного исторического типа культуры. С указанной позиции очевидно, что воинская социализация должна проводиться с учетом развитости воинской культуры и исторического опыта подготовки офицеров в России.
К числу важнейших средств, которые обеспечивают становление личности социализируемых курсантов военных вузов, относятся воспитание, обучение и их самостоятельная деятельность в указанной сфере. Обучение и воспитание, влияние воинской среды в военных вузах взаимосвязаны, представляют собой единый учебно-воспитательный процесс. В силу сказанного военное образование представляет собой основу, интегральную форму воинской социализации в военных вузах. Здесь регулиру-
ются не только относительно направляемая и относительно контролируемая социализация в форме социального воспитания, но и стихийная, а также сознательное изменение себя самим военнослужащим сообразно объективным условиям.
Само же военное образование, в ходе которого решаются основные задачи социализации традиционно представляет собой вполне определенный набор компетенций (знаний, навыков и умений), которые являются основой для формирования у будущего офицера комплекса качеств, определяемых моделью личности выпускника, целями обучения и воспитания, определенными сообразно уровня развитости социума, военной культуры, техники, внедрением в учебный курс научных достижений в реальное историческое время.
Конкретный заказ социума в формировании личности офицера определенного типа выполняется институтами воинской социализации в соответствии с моделью, параметры которой заданы требованиями заказчиков образовательных услуг. Её структура и содержание, требования к уровню воинской социализации определяются на основе исторического опыта, с учетом современных реалий для деятельности офицеров, в основе которых научные разработки, апробированные способы военно-профессиональной деятельности, военно-профессиональная аналитика, государственные политико-идеологические установки.
Цель -
воинская социализация
Модель - либерально-авторитарная
Направления
Политическая
Военно-профессиональная
Интериоризация
Различия социализируемых:
- социально-групповые
- этнические
- конфессиональные
- территориальные
- культурные
Фазы социализации
Адаптация
Механизмы
Престижа,
популярности,
авторитета,
Регрессии, проекции
интроекции,
сублимации,
Потребности Потенциальные возможности
/ Личность \ ^ курсанта /
Индивидуальность
Направленность личности Интересы
Среда
воинской социализации:
- военно-корпоративные группы
- статусы, служебно-должностные роли и позиции воинские ценности, нормы, знания, навыки, умения
технологии передачи и воспроизводства образцов, норм и ценностей офицерской среды
- обычаи, традиции, ритуалы
- современные события функционирования группы кадровых военнослужащих
- случайности и эксцессы, социальные и бытовые проблемы
Формирование компетенций
согласно ФГОС и КТ
Готовность и способность к исполнению обязанностей по1-
воинской должности
Рис. 1. Модель воинской социализации курсантов военных вузов
Формирование военно-профессиональных компетенций курсантов проводится посредством обучения (специально организованной познавательной деятельности), которая ведется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, квалификационными требованиями, основными образовательными программами военных вузов. В нём происходит профессиональная подготовка, психологическая закалка личности курсанта, овладение основными закономерностями развития военного дела.
В профессиональном воспитании, как форме социализации, реализован многосторонний процесс вхождения курсанта в жизнь, быт, военно-профессиональную деятельность кадровых военных, освоения ими специфических духовно-нравственных устоев офицерской корпорации, становления его индивидуально-личностных и творческих потенций. В воспитании основным критерием является соответствие свойств и качеств воспиту-емого требованиям жизни [29, с. 201]. Воспитуемый должен освоить профессиональные понятия, виды воспитательной деятельности, правила поведения офицера, выработать государственно-патриотические убеждения, чувства, профессиональные привычки сообразно требованиям субъекта воинской социализации.
В ходе воспитания (работы с личным составом) происходит взаимодействие разноуровневых систем воспитывающей среды, в которую включены социум, его институты, воспитатели и социализируемые индивиды. Воспитание осуществляется в соответствии с принципами педагогики, на основе традиционных и инновационных методов. В процессе воинской социализации личность осуществляет самообучение, самовоспитание, саморазвитие под влиянием воинской среды и не программируемых информационно-воспитательных воздействий. Результаты всех форм воинской социализации проходят проверку в ходе повседневной жизнедеятельности, которая в установленных формах и самооценки личностью степени соответствия своих качеств образовательному идеалу. На результат воинской социализации существенно влияют социально-групповые, демографические,
Библиографический список
этнические, профессиональные и субкультурные особенности [30].
В ходе воинской социализации развитие курсантов, формирование их воинских качеств происходит путем наращивания их социально-политических, духовных, воинских, психологических качеств и выработки способностей самостоятельно совершенствовать свои социальные потенции и личностные офицерские качества, развивать интеллектуальные навыки, строить успешную служебную карьеру.
Таким образом, воинская социализация курсантов осуществляется в рамках интегральной модели воинской социализации, представленной на рисунке 1.
Приведённая модель воинской социализации реализуется посредством конкретных педагогических, психологических и социальных технологий, в рамках структурно-функциональной модели процесса воинской социализации, в которой элементы личности взаимодействуют с факторами и условиями социальной среды. Такие модели в условиях воинских организаций основаны преимущественно на принципах интереса или подчинения. Принцип материального интереса присущ моделям воинской социализации стран Запада. В восточных обществах преобладают религиозные мотивации, армии КНР и КНДР широко используют в социализации и воинском воспитании военнослужащих элементы технологий социальной мобилизации.
Подведём краткие итоги:
1. Воинская социализация является комплексной социальной системой, объединяющей различные направления социализации военнослужащих в процессе работы с личным составом.
2. Теоретическая модель воинской социализации позволяет конкретизировать содержание и сущность, и установить существующие связи между различными составляющими, логику интеграции природных составляющих человеческой личности с военно-социальной средой.
3. Содержание моделей воинской социализации соответствует задачам и особенностям социализации различных групп военнослужащих (формы, методы, принципы, среда).
1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Москва: Гардарики, 2005.
2. Осипов Г.В., Кабыща А.В., Тульчинский М.Р.. Социология. Москва: Наука, 1995.
3. Желтов В.В. Основы политологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004: 544.
4. Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений 1700 - 1910 гг. Москва, 1910.
5. Лопуха А.Д., Чернов С.А. История образования и педагогической мысли. Новосибирск: НВВКУ, 2008.
6. Партийно-политическая работа в Красной Армии. Документы. 1921 - 1929 гг. Под редакцией М.И. Ясюкова. Москва: Воениздат, 1989.
7. Партийно-политическая работа в Красной Армии. Документы. Июль 1929 - май 1941 г. Под ред. Н.И. Смориго. Москва: Воениз-дат, 1985.
8. Лопуха А.Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2001.
9. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Москва: Новый Юрист, 1998.
10. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. Москва: Воениздат, 1990.
11. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. Москва: Проспект, 1999.
12. Писарькова Л.Ф., Данилина Г.Я. История России XVIII-XIX вв. Под редакцией А.Н. Сахарова. Москва: Вербум-М, 2003.
13. Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. Москва: Воениздат, 1985.
14. Лопуха А.Д. Жизненные силы патриотизма в современной России: опыт социологического анализа. Москва: Русаки, 2000.
15. Давыдов Д.Г., Грабовский И.В. Отношение российской молодежи к военной службе. Военно-социологические исследования. 2004; 3 (7): 35 - 48.
16. Военно-социологические исследования. Сборник статей. 3 (19). Москва: ГУВР СЦ ВС РФ, 2007.
17. Григорьев С.И. Социокультурный потенциал учащейся молодежи Сибири начала XXI века. Образование и социальное развитие региона. 2014; 1: 59 - 65.
18. Гуслякова Л.Г., Говорухина Г.В. Трансформация смысложизненных ориентаций молодежи (2003-2013 годы). Образование исоциаль-ное развитие региона. 2014; 1: 51 - 59.
19. Конституция Российской Федерации. Москва, 2017.
20. Бутенко А.П. Социальные вопросы истории и теории тоталитаризма. Социс. 1998; 6: 18 - 22.
21. Невирко Д.Д. Модели социализации личности как функциональное отражение политических режимов. Образование и социальное развитие региона. 1999; 2: 13 - 22.
22. О совершенствовании системы воспитательной работы в ВС РФ: Приказ Министра обороны Российской Федерации № 235 от 03.06.1995.
23. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации. Человек и общество. 1971; 9: 144 - 150.
24. Парсонс Т. Система координат действия и обещая теория систем действия: культура, личность и место. Американская социологическая мысль. Москва: Наука, 1996: 462 - 478.
25. Невирко Д.Д. Особенности социализации личности в авторитарных институтах России 90-х годов (опыт социологического анализа специфики профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел). Красноярск: СибЮИ МВД России, 1999.
26. Giddings F.H. The Theory of Socialization: A Syllabus of Sociological Principles for the Use of College and University Classes. New York; London, MacMillan & Co., Ltd. XIV, 1897.
27. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
28. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория. Социс. 2003; 1: 109 - 115.
29. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. Москва: Педагогика, 1987: 205 - 295.
30. Кон И.С. Открытие «Я». Москва: Политиздат, 1978.
References
1. Mardahaev L.V. Social'naya pedagogika. Moskva: Gardariki, 2005.
2. Osipov G.V., Kabyscha A.V., Tul'chinskij M.R.. Sociologiya. Moskva: Nauka, 1995.
3. Zheltov V.V. Osnovypolitologii. Rostov-na-Donu: Feniks, 2004: 544.
4. Grekov F.V. Kratkij istoricheskij ocherk voenno-uchebnyh zavedenij 1700 - 1910 gg. Moskva, 1910.
5. Lopuha A.D., Chernov S.A. Istoriya obrazovaniya ipedagogicheskojmysli. Novosibirsk: NVVKU, 2008.
6. Partijno-politicheskaya rabota v KrasnojArmii. Dokumenty. 1921 - 1929 gg. Pod redakciej M.I. Yasyukova. Moskva: Voenizdat, 1989.
7. Partijno-politicheskaya rabota v Krasnoj Armii. Dokumenty. Iyul' 1929 - maj 1941 g. Pod red. N.I. Smorigo. Moskva: Voenizdat, 1985.
8. Lopuha A.D. Teoreticheskie osnovy sovremennoj sistemy vospitaniya patriotizma voennyh kadrov. Novosibirsk: Novosib. gos. un-t, 2001.
9. Vengerov A.B. Teoriya gosudarstva iprava. Moskva: Novyj Yurist, 1998.
10. Kamenev A.I. Istoriya podgotovki oficerskih kadrov vRossii. Moskva: Voenizdat, 1990.
11. Titov Yu.P. Hrestomatiya po istorii gosudarstva iprava Rossii. Moskva: Prospekt, 1999.
12. Pisar'kova L.F., Danilina G.Ya. Istoriya RossiiXVIII-XIX vv. Pod redakciej A.N. Saharova. Moskva: Verbum-M, 2003.
13. Ignat'ev A.A. Pyat'desyat let vstroyu. Moskva: Voenizdat, 1985.
14. Lopuha A.D. Zhiznennye sily patriotizma v sovremennoj Rossii: opyt sociologicheskogo analiza. Moskva: Rusaki, 2000.
15. Davydov D.G., Grabovskij I.V. Otnoshenie rossijskoj molodezhi k voennoj sluzhbe. Voenno-sociologicheskie issledovaniya. 2004; 3 (7): 35 - 48.
16. Voenno-sociologicheskie issledovaniya. Sbornik statej. 3 (19). Moskva: GUVR SC VS RF, 2007.
17. Grigor'ev S.I. Sociokul'turnyj potencial uchaschejsya molodezhi Sibiri nachala XXI veka. Obrazovanie i social'noe razvitie regiona. 2014; 1: 59 - 65.
18. Guslyakova L.G., Govoruhina G.V. Transformaciya smyslozhiznennyh orientacij molodezhi (2003-2013 gody). Obrazovanie i social'noe razvitie regiona. 2014; 1: 51 - 59.
19. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Moskva, 2017.
20. Butenko A.P. Social'nye voprosy istorii i teorii totalitarizma. Socis. 1998; 6: 18 - 22.
21. Nevirko D.D. Modeli socializacii lichnosti kak funkcional'noe otrazhenie politicheskih rezhimov. Obrazovanie i social'noe razvitie regiona. 1999; 2: 13 - 22.
22. O sovershenstvovanii sistemy vospitatel'noj raboty v VS RF: Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii № 235 ot 3.06.1995.
23. Anan'ev B.G. O psihologicheskih 'effektah socializacii. Chelovek i obschestvo. 1971; 9: 144 - 150.
24. Parsons T. Sistema koordinat dejstviya i obeschaya teoriya sistem dejstviya: kul'tura, lichnost' i mesto. Amerikanskaya sociologicheskaya mysl'. Moskva: Nauka, 1996: 462 - 478.
25. Nevirko D.D. Osobennosti socializacii lichnosti v avtoritarnyh institutah Rossii 90-h godov (opyt sociologicheskogo analiza specifiki professional'noj podgotovki kadrov organov vnutrennih del). Krasnoyarsk: SibYuI MVD Rossii, 1999.
26. Giddings F.H. The Theory of Socialization: A Syllabus of Sociological Principles for the Use of College and University Classes. New York; London, MacMillan & Co., Ltd. XIV, 1897.
27. Samygin P.S. Deviantnoe povedenie molodezhi. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006.
28. Kovaleva A.I. Koncepciya socializacii molodezhi: normy, otkloneniya, socializacionnaya traektoriya. Socis. 2003; 1: 109 - 115.
29. Russo Zh.-Zh. 'Emil'ilio vospitanii. Moskva: Pedagogika, 1987: 205 - 295.
30. Kon I.S. Otkrytie «Ya». Moskva: Politizdat, 1978.
Статья поступила в редакцию 15.03.18
УДК 159.923
Naumova Yu.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Novosibirsk State University of Economics and Management
(Novosibirsk, Russia), E-mail: yk-mail@mail.ru
Fil T.A., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department, Novosibirsk State University of Economics and Management
(Novosibirsk, Russia), E-mail: T.A._Fil@mail.ru
THE STUDY OF THE STRUCTURAL COMPONENTS OF THE INDENTITY OF A TEACHER WITH CHARISMA. The current state of the Russian educational system, connected with its modernization, makes new demands on the personal characteristics of the teacher, contributing to the improvement of the quality of education. In this regard, it is important to recognize the teacher's professional qualifications and evaluate them as meaningful. Some of these qualities are charisma and identity. The analysis of existing literature makes it possible to conclude that the development of charisma, and hence the achievement of identity determines not only the quality of life of a single teacher, but also all subjects of the educational process.
Key words: personality, teacher, charisma, identity, identity of charismatic person.
Ю.А. Наумова, канд. психол. наук, доц., Новосибирский государственный университет экономики и управления,
г. Новосибирск, E-mail: yk-mail@mail.ru
Т.А. Филь, канд. психол. наук, зав. каф., Новосибирский государственный университет экономики и управления,
г. Новосибирск, E-mail: T.A._Fil@mail.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА, ОБЛАДАЮЩЕГО ХАРИЗМАТИЧНОСТЬЮ
В статье раскрывается проблема осознания педагогом своих профессиональных качеств и оценка их как значимых. Проведенный теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований позволил уточнить понятия «харизматичность» личности и «идентичность личности педагога, обладающего харизматичностью». Рассматривается проведенное исследование среди педагогов города Новосибирска. Анализ существующей литературы дает возможность сделать вывод о том, что развитие харизматичности, а значит и достижение идентичности определяет не только качество жизни отдельно взятого педагога, но и всех субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: личность, педагог, харизматичность, идентичность, идентичность харизматической личности.
Изучение структуры идентичности личности педагога, обладающего харизматичностью, позволяет решать значительное количество психолого-педагогических вопросов, связанных с самореализацией, достижением педагогом успеха во всех значимых для него сферах жизнедеятельности, а также вопросов, связанных с повышением его компетентности и педагогического мастерства. Анализ существующей литературы дает возможность сделать вывод о том, что развитие харизматичности, а значит и достижение идентичности определяет не только качество жизни
отдельно взятого педагога, но и всех субъектов образовательного процесса [1]. К характеристикам харизматичности относят: чувствительность к окружающему миру и потребностям людей; видение будущего; поведение, идущее вразрез с традицией; личные риски [2].
Проанализировав различные концепции структуры идентичности, мы пришли к выводу, что идентичность личности педагога, обладающего харизматичностью, представлена такими компонентами, как: аффективный, мотивационный, поведенческий и