обогащения субъективного опыта, приобретения и развития способности к трансформации внешней среды, через воздействие на нее. Образование раскрывает задатки человека, когнитивную сферу, талантливость и креативность. Ж. Аллак утверждал, что когда социально-политическая и экономическая политика государства будет конструктивной, образование сможет готовить одаренных, мобильных, четко представляющих свою жизненную стратегию индивидов. В этом случае нивелируются социальные диспропорции, поражающие любое общество по всей траектории его эволюции.
Высшее образование - это основополагающее условие экономического развития социума. Целостное развитие в образовательных организациях интеллектуальных и нравственных ресурсов личности в их конструктивной взаимообусловленности инициирует эффективное, гуманное освоение индивидом потенциала природы и социума, актуализирует совершенствование просоциальных технологий изыскания материальной и духовной составляющих, опираясь на гуманистические приоритеты развития человеческой культуры.
Область образования мы экстраполируем как стратегию для совершенствования национальной экономики и как основополагающий ареал жизни человека. Ум, но не технология являются базовым капиталом и настоящего, и будущего. Кризисное состояние российского общества делает еще более важным значение высшего образования. Правовое сознание, правовая культура, правовое воспитание не могут сформироваться у необразованного, примитивного индивида. Когда мы постулируем, что у каждого индивида в обществе присутствуют права и обязанности, мы полагаем, что образование как право человека актуализирует развитие его творческих способностей, способствует его привлечению к участию во всех областях жизни социума.
В совершенствовании отношений человека с окружающим социумом образованию отводится значимая роль. Оно обеспечивает экологическое просвещение личности, оснащает индивида багажом технологических, инновационных средств, форм, методов, способствующих превенции экономической и нравственной катастроф человечества, а также дающих возможность ликвидировать уже существующие деструктивные тенденции к слому фундамента человеческой цивилизации. Образование тесно взаимосвязано с человекознанием и с определением роли личности в социуме.
Структурные составляющие подсистемы национального образования, взаимосвязанные между собой, составляют континуум непрерывного образования, ориентированный на фаси-литацию и развитие психического, физического, умственного, нравственного здоровья индивида и социума.
Высшее образование является индикатором всего спектра социальных проблем, констатированных в российском обществе [4].
Библиографический список
К наиболее значимым из них относятся:
1. Проблемы социально-экономического характера, детерминированные модернизацией системы высшего образования, связной с переходом на двухуровневую систему, инициирующую научно-обоснованные концепции и технологии управления высшей школой, прежде всего, экономикой высшего образования.
2. Проблема выбора образовательной организации. Сегодня выбор образовательной организации, в которой студент хотел бы получить образование, сопряжен с ответственностью за этот выбор.
3. Профессиональный выбор после окончания образовательной организации. Сегодня выпускник вуза, имеющий диплом, не всегда может устроиться по выбранной профессии. Это создает дополнительные трудности и выпускникам и образовательным организациям.
4. Личностное и профессиональное совершенствование человека. Сегодня необходимы условия, актуализирующие потребность развития способности индивида и формирования готовности социального взаимодействия. Социум должен задуматься об обеспечении оптимальных условий для творческой самореализации личности, предоставлении возможности для непрерывного образования, в том числе послевузовского, обеспечивающего не только повышение квалификации работника, но и предоставляющие ему возможность получения новой специальности.
5. Интеграция национального образования в мировое образовательное пространство. Это стремление способствует интенсивному обновлению национального образования, создает предпосылки для взаимодействия образовательных систем различных стран и регионов. Не отказываясь от этнического культурного менталитета, образование любой страны стремится к интеграции с международной образовательной средой.
Таким образом, обеспечивается реальное культурное развитие современного социума. Мы выделили уровни современного образования, позволяющие человеку эффективно приспосабливаться к социальной жизни и дающие возможность улучшения
Макроуровень предполагает образование в рамках международных образовательных программ, в парадигме межгосударственного конструктивного диалога .
Мезоуровень предполагает образование в институтах воспитания на индивидуальном срезе.
Микроуровень предполагает самообразование.
Устойчивое и динамичное совершенствование homo sapiens , социума и земной культуры обеспечивается за счет гармоничного функционирования и развития образования на всех уровнях.
Нам представляется, что важнейшей целью развития высшей школы является повышение качества образования студентов, расширение возможности для интеграции их в профессии и жизни.
1. Садовничий В.А. Образование как фактор национальной безопасности России. Alma mater. 1998; 3: 3 - 8.
2. Аллак Ж. Вклад в будущее: Приоритет образования: перевод с английского. Москва: Педагогика-Пресс, 1993 .
3. Саймон Б. Общество и образование: перевод с английского. Под редакцией и В.Я. Пилиповского. Москва: Прогресс, 1989.
4. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Конструирование образовательного процесса на основе идей ненасилия и толерантности. Научное мнение. 2014; 9-2: 62 - 64.
References
1. Sadovnichij V.A. Obrazovanie kak faktor nacional'noj bezopasnosti Rossii. Alma mater. 1998; 3: 3 - 8.
2. Allak Zh. Vklad vbuduschee: Prioritet obrazovaniya: perevod s anglijskogo. Moskva: Pedagogika-Press, 1993 .
3. Sajmon B. Obschestvo iobrazovanie: perevod s anglijskogo. Pod redakciej i V.Ya. Pilipovskogo. Moskva: Progress, 1989.
4. Fortova L.K., Ovchinnikov O.M. Konstruirovanie obrazovatel'nogo processa na osnove idej nenasiliya i tolerantnosti. Nauchnoe mnenie. 2014; 9-2: 62 - 64.
Статья поступила в редакцию 04.12.17
УДК 377.2
Holina L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Physical and Mathematical and Information Economic
Education, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: l.holina33@yandex.ru
Bushuev A.Yu., postgraduate, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: buschuev78@mail.ru
SOCIOLIZATION OF CONSCRIPT SERVICEMEN IN THE CONDITIONS OF THE MILITARY EDUCATIONAL CENTER. The
research gives a brief description of the modern military society and its special part - conscript servicemen, who are being trained in the educational centers of the military high school. The notion of socialization of junior specialists in the educational center, the difficulties of socialization and the stages are considered. Macro and micro levels of socialization are described. The problem of eval-
uation of the socialization of military personnel in the educational center is solved on the basis of successful adaptation. The areas for further study are given.
Key words: adaptation, conscript servicemen, junior specialist, socialization, professional training, educational center.
Л.И. Холина, д-р пед. наук, проф. Института физико-математического и информационно-экономического образования Новосибирского государственного педагогического университета, E-mail: l.holina33@yandex.ru А.Ю. Бушуев, аспирант Новосибирского государственного педагогического университета, E-mail: buschuev78@mail.ru
СОЦИОЛИЗАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ВОЕННОГО ВУЗА
В данной статье даётся краткая характеристика современного военного социума и его особой части - военнослужащих по призыву, проходящих профессиональную подготовку в учебных центрах военного вуза.
Рассматриваются понятие социализации младших специалистов в учебном центре, сложности социализации, этапы. Описаны макро- и микроуровни социализации. Проблема оценки социализации военнослужащих в учебном центре решается на основе успешности адаптации. Названы направления, требующие дальнейшего исследования.
Ключевые слова: адаптация, военнослужащий по призыву, младший специалист, социализация, профессиональная подготовка, учебный центр.
Происходящие изменения во всех сферах жизнедеятельности современного общества, в первую очередь социальной и духовной, отражаются на системе военного образования, требуя повышения эффективности профессиональной подготовки военных кадров в соответствии с особенностями воинского социума. Он понимается нами как «объединение людей с общественно значимыми социальными функциями, корпоративными интересами, своеобразной субкультурой отношений и поведения, спецификой нравственных, патриотических императивов и духовных ценностей, обусловленных профессиональной ролью защитника Отечества» [1, с. 439].
Служба в армии - это важнейший период социального и гражданского становления личности, период возникновения интереса к проблемам социальной действительности и их критического осмысления, определение своего места в социальных отношениях. В процессе службы в рядах Вооруженных сил происходит усвоение призывником профессионального военного языка, социальных ценностей, норм, культуры, присущих армейской жизни, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [2, с. 4].
Однако в условиях духовно-нравственного кризиса, характерного для современного общества, у значительной части молодёжи формируется негативное отношение к прохождению обязательной воинской службы. Среди факторов риска формирования неготовности молодых людей к прохождению воинской службы можно назвать деформацию ценностно-нормативной сфер в обществе, а также особенности ценностно-смысловой сферы призывников: гармоничность или дисгармоничность актуальных смысловых состояний, сбалансированность временной перспективы, толерантность к неопределенности, уровень жизнестойкости, оптимальное использование копинг-стратегий личности [2, с. 4].
Названные особенности военного социума актуализировали проблему, обозначенную в названии данной статьи.
В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности МО РФ является совершенствование системы комплектования ВС РФ сержантским составом, начало которому было положено в 2002 г. [3 - 5].
Военнослужащие по призыву, желающие получить должности младших специалистов по прибытии в войска, первоначально поступают в расположение учебных центров высших военно-учебных заведениях МО РФ, учебные воинские части ВС РФ с целью профессиональной подготовки к исполнению должностных и функциональных обязанностей в соответствии с занимаемой должностью.
В данной статье предметом исследования является военнослужащие по призыву, проходящие профессиональную военную подготовку к вооруженной защите Отечества в учебных центрах (УЦ), интегрированных в военные вузы. В них решаются задачи в области обороны и военной безопасности специфическими методами и в специфических условиях.
Лица, призванные на военную службу, и проходящие профессиональную подготовку младших специалистов в УЦ, составляют особую часть военного социума. Её осуществляют молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, пришедшие из гражданской
среды, прошедшие обучение в гражданских образовательных учреждениях разного уровня, имеющие гражданские специальности и опыт работы. Вхождение таких молодых людей в военный социум на определенном этапе жизнедеятельности сопровождается рядом серьезных трудностей. Это подтверждают результаты исследований по разным аспектам социально-педагогического сопровождения военнослужащих [1; 2; 6].
Вектор нашего исследования обращен на процесс социализации курсантов УЦ вуза, изучение его особенностей, которые анализируются, исходя из понимания сущности социализации, знании её этапов, факторов и средств.
Опираясь на научную позицию С.В. Евтушенко, И.Ю. Тархановой, под социализацией в рамках профессиональной подготовки призывников мы понимаем процесс взаимодействия индивида с обществом, ведущий к обретению определенной субъектной позиции в системе общественных отношений [7]. В частности, в результате призыва в ВС РФ социальная роль индивида существенно меняется. Он становиться Защитником Отечества, что налагает на него не только определённые обязанности, но и требует выполнения конкретных социальных ролей в воинском социуме: «старшины воинского подразделения», «заместителя командира подразделения», «сержанта» и др.
В рамках концепции личностного адаптационного потенциала проблема социализации рассматривается в двух аспектах:
- адекватность восприятия морально-нравственных норм;
- отношение к требованиям непосредственного социального окружения [8, с 157].
Они проявляются в профессиональной подготовке младших специалистов, создавая определенные сложности, связанные:
- с напряженностью образовательного процесса, обусловленной совмещением обучения с исполнением воинских обязанностей, что влечет ограничение свободного времени у военнослужащих по призыву;
- с направлением процесса обучения командиром-единоначальником;
- с ведущей ролью официальных служебных отношений, детально и жестко регламентируемых Уставами ВС РФ и другими руководящими документами, которые определяют принципиальный подход к содержанию, организации и методике воинского обучения и воспитания;
- относительной узостью социальной сферы, в которой призывники могут себя реализовать.
Исходя из понимания сложностей социализации призывников, «учебные центры, как элементы дополнительного профессионального образования взрослых в контексте непрерывного образования, сегодня находятся в поиске внутренних источников развития, инновационных подходов к реализации образовательных, социальных программ и на этой основе повышения качества профессионального образования, в том числе и в военной сфере» [9, с. 3].
Сущность социализации раскрывается через процессы адаптации и обособления (индивидуализации). В военном образовании превалируют первые. Многие офицеры, командиры все более осознают необходимость сокращения сферы действия жесткого авторитарного единоличного и распространения
демократического стиля управления воинскими коллективами, основной принцип которого - гибкость во взаимоотношениях с подчинёнными. Демократичность в своей основе, подчеркивает Ю.Б. Торгованов, представляет собой власть, которая не подавляет подчиненных, а тактично направляет их деятельность по наиболее актуальному пути [10, с. 277 - 279].
С.В. Демочкин считает, что в системе военного образования назрела необходимость отказа от педагогической авторитарности и чрезмерно жесткой регламентации педагогического воздействия на военнослужащих ВС РФ. Сегодня необходимо находить педагогические приемы, ориентированные на конкретную личность и учитывающие все его интересы и потребности, представляющие возможности для проявления ее индивидуальности [6, с. 3].
Процесс социализации зависит от образовательной среды, т. е. от окружающих человека условий жизнедеятельности. Эта проблема находит отражение в военной педагогике и психологии [6; 8; 9; 11;12].
Исследователи выделяют два уровня» социального окружения - макро- и микроуровни [13].
Образовательная макросреда включает всё окружающее военного человека: общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. При этом макросреда охватывает общественно-экономическую систему в целом (производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание и культуру общества) в той мере, в которой она оказывает влияние на Вооруженные Силы.
На микроуровне в образовательную среду включены непосредственное социальное окружение военнослужащего - семья, друзья, воинский коллектив, микрогруппы в подразделении.
Профессиональная подготовка младших специалистов в условиях УЦ проходит на основе единого методологического подхода по двум уровням:
1 уровень - общевойсковая подготовка продолжительностью 1 мес.;
2 уровень - подготовка по военно-учетной специальности (3 мес.) [14; 15].
Процесс обучения по овладению военно-учётной специальностью (подготовка по специальности) осуществляется в определенной последовательности и делится на этапы, на каждом из которых обучаемый овладевает определенной частью знаний, умений и навыков. Основными этапами являются:
- выработка стремления к овладению специальностью;
- ознакомление с содержанием осваиваемой специальности;
- обучение практическим действиям.
Длительность периода прохождения профессиональной подготовки в Учебном центре непосредственно связана с адаптацией военнослужащих по призыву, которая, согласно ст. 34.1. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», должна составлять не менее 1 месяца [16].
Процесс профессиональной адаптации рассматривается в разных аспектах: «социализация, которая отражает способность адекватно воспринимать предлагаемую социальную роль» (А.Г. Маклаков); поэтапное освоение личностью специфики профессии и принятия норм, ценностей, обусловленных требованиями профессиональной деятельности [17, с. 11] (Ю.В. Кечкин); процесс постепенного вхождения личности в конкретные условия боевой деятельности, овладения им социальной ролью вооруженного защитника Родины и усвоения психологии новой микросреды (воинского коллектива) (Ж.Д. Сенокосов) [8, с. 157; 17, с. 11; 18, с. 15].
Необходимо отметить, что процесс адаптации военнослужащих по призыву обусловлен многими факторами, главными из которых являются: уровень развития воинского коллектива; характер боевой деятельности и уровень ее организации; социально-психологические особенности личности призывника, образовательная среда. На основании этого выделяют виды адаптации военнослужащих по призыву:
- социально-психологическую адаптацию (усвоение военнослужащими роли и статуса занимаемой должности и места
Библиографический список
подразделения в общей организационной структуре, воинской части, приспособление к ближайшему социальному окружению в коллективе, стилю работы командиров (начальников) и сослуживцев, особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе);
- профессиональную адаптацию (освоение профессиональных знаний, навыков, умений, приобретение качеств личности военнослужащего).
Результатом успешного завершения процесса адаптации призывников является достаточно полное усвоение военнослужащих по призыву новой социальной роли защитника Отечества, уставных норм взаимоотношений, закрепление в виде навыков и привычек таких способов поведения и форм общения, которые наиболее точно соответствуют требованиям боевой деятельности [19, с. 60].
К оценке результатов социализации взрослого человека как полноценно функционирующего социального субъекта можно подойти, на наш взгляд, с позиций нескольких социальных эффектов: социальной зрелости личности, социальной адаптивности личности, социальной адекватности личности, социальной идентичности взрослого человека. Поэтому задача дополнительного профессионального образования сегодня состоит не только в том, чтобы передать человеку знания и умения, необходимые в условиях постоянного обновления профессиональной сферы. Она в большой степени определяется тем, чтобы развить такие профессионально-личностные качества, которые позволили бы ему успешно трудиться, эффективно преодолевать стресс, обрести новые жизненные ориентиры, а при необходимости - самостоятельно изменять профессиональную деятельность.
Ориентация дополнительного профессионального образования на развитие личности взрослого человека, способного активно действовать в текущей социокультурной ситуации, предполагает построение новой стратегии его образования и самообразования, способствующей социализации личности в субъект-субъектном понимании - не только присвоение социальных норм и ценностей, но и привнесение своей индивидуальности в процесс социальных отношений, принятие участия в нем в качестве активного деятеля [20].
Профессиональная подготовка призывников имеет ярко выраженную практическую направленность и осуществляется в ходе плановых учений, занятий и тренировок по предметам боевой подготовки в составе штатных подразделений и самостоятельной подготовки. Таким образом, адаптационные способности личности имеют большое значение для успеха профессиональной деятельности [21 - 23]. Именно они, подчеркивает А.Г. Маклаков, «обусловливают тот факт, что в одних и тех же условиях разные люди обладают различными функциональными состояниями». По мнению Н.Н. Азарнова и А.Н. Капустина, адаптационный период - это наиболее трудное время становления младших специалистов, и нередко именно он задает тон сержантской карьере [8, с. 157 - 159; 24, с. 62;]. Ж.Г. Сенокосов считает, что «глубокое осознание необходимости выполнения воинского долга, чувство личной ответственности за его исполнение, отношения дружбы и воинского товарищества, являющиеся результатом адаптированности призывников, служат нравственно-психологической основой их устойчивости в бою» [18, с. 15].
Обобщая выше изложенное отметим, что в современной военной педагогике, теории и методике военного профессионального образования решается проблема социализации военнослужащих по призыву. Можно отметить ряд направлений:
1) исследуются особенности адаптации личности с её индивидуальными особенностями к условиям обучения в УЦ ввуза,
2) рассматриваются возможности гибкого реагирования военнослужащим на собственные социокультурные изменения, 3) изучается характер влияние образовательной среды УЦ на процесс адаптации и обособления призывников, 4) анализируются возможности социально контролируемой социализации на основе создания организационно-педагогических условий.
Необходимо создать в УЦ такую образовательную среду, которая сможет обеспечить социализацию всех призывников, успешную адаптацию к образовательному процессу на основе эффективной социально-педагогической поддержки.
1. Митрахович В.А. Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011; 2: 439 - 445.
2. Приймак Е.Н. Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе социализации в рядах Вооружённых Сил: методические рекомендации Москва: КРЕДО, 2015: 28.
3. О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 352 Available at: http://base.garant.ru/184504/#ixzz4YQkOu9cu
4. Перечень поручений Президента РФ № ПР-8887 от 11.08.2011 г.
5. Барышников Н.В., Коржан Э.А. Инноватизация образовательного процесса в военном вузе Педагогика. 2016; 10: 30 - 36.
6. Демочкин С.В. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления курсантов военного вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2011.
7. Евтушенко С.В. Свет профессиональной школы. Профессиональный колледж как воспитательная система: научно-методический сборник. Москва: АНО Центр ИРПО, 2010: 6 - 11.
8. Психология и педагогика. Военная психология: учебник для вузов. Под редакцией А.Г. Маклакова. Санкт-Петербург [и др.]. Питер: Питер Принт, 2005.
9. Волков С.Б. Социально-педагогическое сопровождение реориентации бывших военнослужащих в процессе их профессиональной переподготовки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук.Москва. 2010.
10. Управление подразделениями в мирное время: учебник. Под общей редакцией Ю.Б. Торгованова. Красноярск: СФУ, 2015: 382.
11. Татаров И. В. Военно-профессиональная подготовка по призыву. Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск: ЧОУ ВО «САФиАД», 2017: 226 - 228.
12. Бушуев А.Ю. Военно-профессиональная подготовка военнослужащих по призыву. Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: материалы междун. науч.-практ. конференции. Новосибирск: ЧОУ ВО «САФиАД», 2017: 288 - 290.
13. Чернов С.А. Психолого-педагогические основы воспитательной работы офицера с различными категориями военнослужащих: учебное пособие. Новосибирск: НВВКУ, 2006.
14. Руководство по подготовке младших специалистов в учебных воинских частях ВС РФ. Приложение к приказу МО РФ от 24.09.2015 г. № 560.
15. Подготовка военнослужащих по контракту. Available at: http://recrut.mil.ru/career/soldiering/qualification/soldier.htm
16. О воинской обязанности и военной службе. ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53 ФЗ.
17. Кечкин Ю.В. Профессионально-мотивационная адаптация курсантов в военном вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2016.
18. Сенокосов Ж.Г. Повышение психологической устойчивости молодых солдат в условиях боевой деятельности как адаптационный процесс. Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. Тезисы докладов и научных сообщений. Москва: ВПА им. В.И. Ленина, 1987: 14 - 15.
19. Муцынов С.С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе: учебное пособие. Москва: ИВИ МО СССР, 1989: 60.
20. Тарханова И.Ю. Организационно-педагогические условия социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 4. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=14192
21. Холина Л.И., Попов А.С. Особенности гуманизации современного российского высшего военного образования Международный на-учно-исследовательскийжурнал. 2016; № 8 (50); Ч. 5: 67 - 69.
22. Авдеев В.В., Калякин В.В., Лопуха А.Д. и др. Качество образования в военном вузе. Новосибирск: Министерство обороны РФ, филиал военного учебно-научного центра сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ», 2012.
23. Классова О.В., Классов А. Б. Автоматизация учебного процесса в структурных подразделениях вуза. Педагогический профессионализм в образовании: сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. Новосибирск: НГПУ, 2015: 72 - 75.
24. Азарнов Н.Н., Капустин А.Н. Социальная психология военного управления. Москва: ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 1992.
References
1. Mitrahovich V.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya professionalizma u voennosluzhaschih kontraktnoj sluzhby. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki <http://cyЬerleninka.ru/journal/n/uchenye-zapiski-orlovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-seriya-gumanitarnye-i-sotsialnye-nauki>. 2011; 2: 439 - 445.
2. Prijmak E.N. Psihologicheskoe soprovozhdenie voennosluzhaschih na 'etape socializacii v ryadah Vooruzhennyh Sil: metodicheskie rekomendacii Moskva: KREDO, 2015: 28.
3. O federal'noj programme «Reformirovanie sistemy voennogo o^azovaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2010 g. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 maya 2002 g. № 352 Available at: http://base.garant.ru/184504/#ixzz4YQkOu9cu
4. Perechen'poruchenijPrezidenta RF № PR-8887 ot 11.08.2011 g.
5. Baryshnikov N.V., Korzhan 'E.A. Innovatizaciya obrazovatel'nogo processa v voennom vuze Pedagogika. 2016; 10: 30 - 36.
6. Demochkin S.V. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo stanovleniya kursantov voennogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2011.
7. Evtushenko S.V. Svetprofessional'nojshkoly. Professional'nyjkolledzh kak vospitatel'naya sistema: nauchno-metodicheskij sbornik. Moskva: ANO Centr IRPO, 2010: 6 - 11.
8. Psihologiya i pedagogika. Voennaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Pod redakciej A.G. Maklakova. Sankt-Peterburg [i dr.]. Piter: Piter Print, 2005.
9. Volkov S.B. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie reorientacii Ьyvshih voennosluzhaschih v processe ih professional'noj perepodgotovki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk.Moskva. 2010.
10. Upravlenie podrazdeleniyami vmirnoe vremya: uchebnik. Pod obschej redakciej Yu.B. Torgovanova. Krasnoyarsk: SFU, 2015: 382.
11. Tatarov I. V. Voenno-professional'naya podgotovka po prizyvu. Nepreryvnoe professional'noe o^azovanie: teoriya i praktika: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: ChOU VO «SAFiAD», 2017: 226 - 228.
12. Bushuev A.Yu. Voenno-professional'naya podgotovka voennosluzhaschih po prizyvu. Nepreryvnoe professional'noe o^azovanie: teoriya i praktika: materialy mezhdun. nauch.-prakt. konferencii. Novosibirsk: ChOU VO «SAFiAD», 2017: 288 - 290.
13. Chernov S.A. Psihologo-pedagogicheskie osnovy vospitatel'noj raЬoty oficera s razlichnymi kategoriyami voennosluzhaschih: uchebnoe posobie. Novosibirsk: NVVKU, 2006.
14. Rukovodstvo po podgotovke mladshih specialistov v ucheЬnyh voinskih chastyah VS RF. Prilozhenie k prikazu MO RF ot 24.09.2015 g. № 560.
15. Podgotovka voennosluzhaschih po kontraktu. Available at: http://recrut.mil.ru/career/soldiering/qualification/soldier.htm
16. O voinskoj oЬyazannosti i voennoj sluzhЬe. FZ ot 28 marta 1998 g. № 53 FZ.
17. Kechkin Yu.V. Professional'no-motivacionnaya adaptaciya kursantov v voennom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2016.
18. Senokosov Zh.G. Povyshenie psihologicheskoj ustojchivosti molodyh soldat v usloviyah boevoj deyatel'nosti kak adaptacionnyj process. Puti povysheniya 'effektivnosti moral'no-politicheskoj i psihologicheskoj podgotovki lichnogo sostava v podrazdelenii, chasti. Tezisy dokladov i nauchnyh soo^chenij. Moskva: VPA im. V.I. Lenina, 1987: 14 - 15.
19. Mucynov S.S. Molodye voiny: vospitanie i adaptaciya v kollektive: uchebnoe posobie. Moskva: IVI MO SSSR, 1989: 60.
20. Tarhanova I.Yu. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya socializacii vzroslyh sredstvami dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Sovremennye proNemy nauki i ofrazovaniya. 2014; № 4. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14192
21. Holina L.I., Popov A.S. Osobennosti gumanizacii sovremennogo rossijskogo vysshego voennogo obrazovaniya Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016; № 8 (50); Ch. 5: 67 - 69.
22. Avdeev V.V., Kalyakin V.V., Lopuha A.D. i dr. Kachestvo o^azovaniya v voennom vuze. Novosibirsk: Ministerstvo oborony RF, filial voennogo uchebno-nauchnogo centra suhoputnyh vojsk «Obschevojskovaya akademiya Vooruzhennyh Sil RF», 2012.
23. Klassova O.V., Klassov A. B. Avtomatizaciya uchebnogo processa v strukturnyh podrazdeleniyah vuza. Pedagogicheskijprofessionalizm v o^azovanii: sbornik nauchnyh trudov XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: NGPU, 2015: 72 - 75.
24. Azarnov N.N., Kapustin A.N. Social'naya psihologiya voennogo upravleniya. Moskva: VVIA im. N.E. Zhukovskogo, 1992.
Статья поступила в редакцию 08.12.17
УДК 377.2
Holina L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Physical and Mathematical and Information Economic
Education, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: l.holina33@yandex.ru
Tatarov I.V., postgraduate, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: belka143@inbox.ru
THE SPECIFIC FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF YOUNG COMMANDERS IN THE EDUCATIONAL CENTER OF A MILITARY UNIVERSITY. The article describes the place of additional professional education and the educational center (EC) for the preparation of junior commanders integrated into a military higher education institution in the system of continuous military professional education. The specifics of the implementation of the principle of continuity of education in the EC and the theoretical preconditions for solving the problem of improving the professional training of servicemen (personal, andragogic, systemic approaches) are described. The professional training of junior commanders among conscripts is considered as a system, a process and a result. The example of the activity of the educational center of Novosibirsk Higher Military Command School has shown the need and the possibility of improving the educational process on the basis of integrating the theoretical and methodological approaches and components of the quality of professional training as a system and as a process in evaluating results.
Key words: continuous military professional education, additional professional education, training center, junior commander, professional training.
Л.И. Холина, д-р пед. наук, проф. Института физико-математического и информационно-экономического
образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск,
E-mail: l.holina33@yandex.ru
И.В. Татаров, аспирант, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск,
E-mail: belka143@inbox.ru
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье рассматривается место дополнительного профессионального образования и учебного центра (УЦ) подготовки младших командиров, интегрированного в военный вуз, в системе непрерывного военного профессионального образования, Описаны особенности реализации принципа непрерывности образования в УЦ и теоретические предпосылки решения проблемы совершенствования профессиональной подготовки военнослужащих (личностный, деятельностный, андрагогиче-ский, системный подходы).
Профессиональная подготовка младших командиров из числа военнослужащих по призыву рассмотрена как система, процесс и результат. На примере деятельности учебного центра Новосибирского высшего военного командного училища показана необходимость и возможность совершенствования образовательного процесса на основе интеграции теоретико-методологических подходов и компонентов качества профессиональной подготовки как системы и как процесса при оценке результатов.
Ключевые слова: непрерывное военное профессиональное образование. дополнительное профессиональное образование, учебный центр, младший командир, профессиональная подготовка.
История отечественной военной науки и практики доказала значимую роль младших командиров в управлении солдатами воинских подразделений. Подготовка сержантов всегда осуществлялась в соответствии с требованиями общества по обеспечению безопасности государства. Современный этап реформирования российского военного образования направлен на оптимизацию профессиональной подготовки младших командиров из числа военнослужащих по призыву, которая рассматривается как один из основных приоритетов развития системы военного образования до 2020 г.1
С этой целью в стране создаются учебные центры (УЦ) подготовки младших командиров в воинских частях вооруженных Сил Российской федерации (ВС РФ) и учебные центры, интегрированные в военные высшие учебные заведения (ввузы) Министерства обороны РФ (МО РФ).
В данной статье рассматриваются УЦ второго типа и особенности профессиональной подготовки в них призывников по военно-учетной специальности ВС РФ. Поставленная задача обусловлена тем, что начиная с 2002 г. УЦ включены в систему дополнительного профессионального образования (ДПО) [1]. В связи с этим становятся востребованными теоретико-методологические, психолого-педагогические исследования, практи-ко-ориентированные разработки, помогающие содержательному наполнению и организации системы ДПО в целом, и УЦ в частности. В данной работе рассмотрены некоторые теоретические предпосылки решения названной проблемы.
К ним мы относим, прежде всего, принцип непрерывности военного профессионального образования. Его реализация в условиях изменяющегося социума, реформирования ВС РФ должна стать фактором, позволяющим получить специалисту современные глубокие и разносторонние знания через систему ДПО, воспользоваться ими в новых условиях, адаптироваться к различным социальным трансформациям. Однако решение
проблемы создания такой целостной непрерывной системы военного образования, неотъемлемой частью которой является УЦ, не имеет всесторонней теоретической проработки, на которой должно строиться практическое воплощение. В русле этой проблемы решается задача, обозначенная в названии данной статье.
Отметим ряд особенностей, характерных для УЦ военного вуза, напрямую связанных с непрерывностью военного профессионального образования.
Во-первых, учебные центры подготовки младших командиров включены в систему ДПО по формальным основаниям, так как не соответствуют прямому предназначению (стажировка, переподготовка, повышение квалификации). В них не реализуется такая идея непрерывности как вариативность, основанная на свободе выбора: поменять профессию, получить дополнительную квалификацию в процессе переподготовки, продвигаться по уровням и ступеням профессионального образования [11]. Обучаясь в УЦ, человек не может самостоятельно выбрать свою образовательную траекторию, что не согласуется с принципом непрерывности.
Во-вторых, в УЦ направляются военкоматами лица с разным уровнем образования (среднее, среднее профессиональное, высшее), владеющие разными специальностями, качествами личности, адекватными полученным специальностям, и не связанные с профессиональной военной деятельностью. При этом абсолютное большинство курсантов УЦ не планируют заниматься ею в дальнейшем. Ни одна из существующих форм ДПО не предполагает обучение лиц с таким разнообразием исходных данных. Поэтому педагогический процесс в УЦ необходимо строить на основе личностного подхода и теории личностно-ориен-тированного образования, в котором учитываются особенности духовно-нравственного и интеллектуального развития курсантов, обеспечиваются индивидуализация и дифференциация
1 Путин В. В. Семь базовых задач совершенствования военной организации государства Россий-ское военное обозрение. 2013; № 7 (111): 2-3.