Библиографический список / References
1. Maariv newspaper, main, internal news, Carmel, L. Dec. 10, 2006.
2. Report, Hekart, S. & Gitelman, V. Indexes of road safety in Israel in comparison to Europe as part of the ETSC-PIN program. 2008.
3. Bechor S., Morik, S. & Gitelma V. The Institute of transportation research - the Technion. May, 2012.
4. Lotan Z. head scientist of Or Yarok. Speed of driving: the need for management. Decade to Or-Yarok. 2010.
5. Negbi-Partuk, O. "Playing with fire" - investing in safety is worthwhile. Annual convention on property - risk management. Nov. 2012.
6. Or-Yarok. Or-Yarok Newsletter. 17. Oct. 2010.
7. Israeli Police website. Research Department. Annual reports of 2005 - 2015.
Статья поступила в редакцию 10.06.19
УДК 37.01
Lopoukha T.L., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: lopoukha@yandex.ru
Alekhin I.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Military University of Ministry of Defense of Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: lopoukha@yandex.ru
MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE OFFICERS IN MILITARY SCHOOLS. The article analyzes the development of the system of professional education for future officers, identifies its mechanisms. The aim of the article is to identify and use mechanisms for the development of the system of professional education for future officers. The study is conducted on the basis of methods of systemic and axiological approaches. The researchers have studied the influence of social, biological and spiritual factors on the process of professional education from the standpoint of their internal unity and interaction. The special role of the professionally-oriented social environment of a military university, which provides for the formation of basic professional orientations, is considered. The influence on the socialization process of future officers who dominate the society of social relations is noted. The mechanisms for developing the system of professional education of cadets are specified, it is noted that the motivational, behavioral, cognitive and emotional structures of their personality are included in the process of forming the professional qualities of future officers. The development of the system of professional education takes place under the influence of rational and irrational mechanisms of regulation.
Key words: professional education, military education, military-professional environment, professional education of cadets.
Т.Л. Лопуха, канд. пед. наук, доц., Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, E-mail: lopoukha@yandex.ru
И.А. Алёхин, д-р пед. наук, проф., Военный университет Министерства обороны РФ, г. Москва, E-mail: lopoukha@yandex.ru
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ
В статье анализируется развитие системы профессионального воспитания будущих офицеров, выявляются его механизмы. Целью представленной нами статьи является выявление и использование механизмов развития системы профессионального воспитания будущих офицеров. Исследование проводилось на основе методов системного и аксиологического подходов. Нами исследовано влияние социальных, биологических и духовных факторов на процесс профессионального воспитания с позиций их внутреннего единства и взаимодействия. Рассматривается особая роль профессионально-ориентированной социальной среды военного вуза, обеспечивающей формирование базовых профессиональных ориентаций. Отмечено влияние на процесс социализации будущих офицеров, господствующих в обществе социальных отношений. Уточнены механизмы развития системы профессионального воспитания курсантов, отмечено, что в процесс формирования профессиональных качеств будущих офицеров включены мотивационные, поведенческие, познавательные и эмоциональные структуры их личности. Развитие системы профессионального воспитания происходит под влиянием рациональных и иррациональных механизмов регуляции.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, военное образование, военно-профессиональная среда, профессиональное воспитание курсантов.
В современных динамично усложняющихся геополитических условиях, характерных появлением новых исторических вызовов и угроз безопасности России, проблема совершенствования профессионального воспитания будущих офицеров является ключевой в системе военного образования.
В профессиональном воспитании курсантов военных вузов действуют социальные законы, определяющие его характер. Специфику и характер процесса успешного профессионального воспитания раскрывает механизм действия социальных законов, который, по мнению ПВ. Осипова, является принципом «построения системы социальных связей и отношений, в которых индивиды взаимоотносятся друг с другом в конкретных условиях места и времени» [1, с. 392]. Он считает, что элементами механизма функционирования социальных законов являются однотипные свойства и признаки объектов социальной системы, детерминирующие её поведение в данных условиях. Профессиональное воспитание - это социальный процесс, указанное свойство ему придает взаимодействие относительно однородных групп компонентов социальной организации, которые связаны структурно-функциональными или причинными зависимостями [2, с. 193]. Указанный социальный процесс отличается массовостью и может быть оценен как вероятностно-детерминированный. Причиной детерминации является совокупность зависимых и независимых переменных, которые, взаимодействуя, вызывают изменения в профессиональном воспитании как системе и успешности профессионального воспитания обучаемых. По мнению В.А. Ядова, «механизм действия социальных законов по своей природе всегда останется вероятностным» [3, с. 10].
Проблема, которую мы решаем в своем исследовании, состоит в том, что существует противоречие, между высокими требованиями, предъявляемыми к профессиональным качествам выпускников военных вузов, и недостаточной разработкой теоретических и ценностных основ развития системы их профессионального воспитания. Целью представленной нами статьи является выявление и использование механизмов развития системы профессионального воспитания будущих офицеров, способствующих разрешению выявленного противоречия.
Свое исследование мы проводили на основе методов системного и аксиологического подходов.
Понятие «механизм» в русском языке трактуется как «система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности... Последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление» [4, с. 354]. Процесс профессионального воспитания курсантов военных вузов проходит с использованием социальных и психологических механизмов социализации. Механизм социализации является, по мнению В.Е. Шинкевича, соединением факторов, представляющих условия социальной среды, с личностными [5, с. 72].
Указанные факторы, как считает Д.Д. Невирко, могут соединяться в ходе:
- стихийного взаимодействия компонентов социальной среды и личности;
- организованного, специального взаимодействия среды и обучаемого при посредстве системы религиозных, научных, моральных, социально-психологических, культурных символов;
- преобразующей духовной и материальной деятельности, обусловленной творческой природой сознания и психики личности;
- самосознания и самопознания обучаемых [6, с. 80].
Исследуя и выявляя социальные механизмы, действующие в профессиональном воспитании, необходимо, на наш взгляд, установить:
- существующую систему социальных связей, которыми обусловлен процесс профессионального воспитания;
- ориентацию деятельности групп обучаемых в сходных условиях;
- повторяемость и устойчивость социальной деятельности и взаимодействия курсантов и педагогических работников в системе профессионального воспитания, действующей при данных условиях.
Профессиональное воспитание реализуется по законам, действующим в сфере социализации личности.
В современных философской, социологической, педагогической и психологической науках существуют различные подходы к выделению механизмов со-
циализации и воспитания личности. Они достаточно тесно связаны с подходами к социализации как объекту изучения. К ним относятся: социальный, биологический, конвергентный, неклассической социологии и полифакторный подходы.
В первом случае социальные факторы считаются в развитии личности приоритетными (К. Левин, С.И. Григорьев, А.Д. Лопуха, Т. Парсонс, Р Мертон, В.Н. Филиппов).
Во втором - подчёркивается значимость биологической сущности социализируемых (А.Л. Гезелл, К. Конрад, З. Фрейд, А.Н. Леонтьев).
Конвергентный подход сочетает значимость социальных и биологических факторов, признается приоритетность биологических (Н.Ф. Лазурский, В. Штерн, В.В. Турченко, Л.В. Мардахаев и др.).
В рамках полифакторного подхода учитываются социальные, биологические факторы и возможности саморазвития личности (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, В.А. Беловолов, А.М. Егорычев и др.).
Подход неклассической социологии рассматривает биологические, социальные и духовные факторы как тесно взаимодействующие, обладающие внутренним единством (С.И. Григорьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, В.Г Не-мировский, Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич и др.)
Социализация обучаемых в военных вузах происходит под воздействием широкого круга факторов внешней и внутренней среды: социально контролируемых, особенно значимых и неконтролируемых, зачастую неожиданно возникающих. В их ряду особенно значимы контролируемые факторы, среди которых профессиональное воспитание занимает особое место. Профессиональная социализация курсантов военных вузов осуществляется в основном в рамках системы профессионального воспитания, оно же обеспечивает рациональные ответы системы по минимизации воздействия неконтролируемых негативных факторов в рамках создаваемых механизмов защиты от негативного информационно-психологического воздействия.
«Социализация отражает, с одной стороны, совокупность всех социальных процессов усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, входящих в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом и позволяющих функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений» [7, с. 143]. С другой стороны, мы видим значимость процесса его вхождения в профессиональную офицерскую среду, приобщения к системе её социальных связей, освоение социальных влияний офицерского сообщества посредством системного профессионального воспитания, обеспечивающего становление курсанта как офицера, преображение его естественных, врожденных способностей, их окультуривание в соответствии с социальным заказом общества в системе военно-профессионального образования.
Таким образом, в профессиональном воспитании субъектом внешнего воздействия выступает военно-профессиональная среда, её факторы и условия, с другой стороны, личность обучаемого активно влияет на своё профессиональное развитие путём самообразования, саморазвития, самовоспитания и т. п., выступая социальным субъектом профессионального воспитания.
Внутренние факторы, мобилизуемые под влиянием внешних условий, их рефлексии обучаемыми, обеспечивают присвоение (интериоризацию) профессиональных ценностей под влиянием профессионально ориентированной среды военного вуза. Их присвоение обеспечивает формирование на этой основе профессионально значимых в профессии офицера ценностей.
Указанные воспитательные процессы обеспечивают трансформации их ранее унаследованных качеств, порой связаны с существенной реконструкцией личности обучаемых для формирования компетенций офицерской профессии.
Создаваемая в военном вузе профессионально ориентированная социальная среда обеспечивает формирование базовых профессиональных ориента-ций, позволяет выравнивать иерархию профессиональных ценностей курсантов, представляя в качестве ориентира базовые ценности российского офицерства, сформировавшиеся исторически и закрепленные нормативно современные.
Сущность социализации с позиций универсумной парадигмы социального развития В.Г Немировского [8] и деятельностного подхода (Д.Д. Невирко, Л.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский) реализуется в ходе прохождения пяти стадий развития личности. Большинство из них связано с профессиональным воспитанием. В процессе указанных стадий социализации осуществляется семейное, социально-групповое, национальное, религиозное, идеологическое, половое и духовное самоопределение (идентификация).
Весомыми факторами профессионального воспитания курсантов являются компоненты профессионально ориентированной социальной среды, включенные в процесс военного образования.
К ним относятся:
- совокупность приобретенных статусов и ролей, которые определяют социальное положение обучаемых, по словам П.А. Сорокина, - «совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т. е. её членами» [9, с. 229];
- группа элементов социального института военной службы, системы военного образования, военного вуза, в которой курсанты осваивают роль обучаемого, будущего офицера с целью приобретения такого статуса;
- конкретные события и факты социальной практики, в процессе обучения влияющие на процесс профессионального воспитания.
Существенна значимость для успешности профессионального воспитания агентов социализации (семьи, групп сверстников, структур на основе дружеских отношений) [10; 11; 12].
Модели, механизмы и ведущие формы социализации будущих офицеров трансформируются правящими элитами сообразно особенностям господствующих в обществе социальных отношений. Крутые изменения здесь наблюдаются обычно в периоды крупных социальных перемен либо при нарастании внешних и внутренних угроз. Сегодня это происходит вполне естественно, «так как лидеры общества стремятся популяризировать среди граждан благоприятные для себя схемы поведения» [13, с. 164].
Обучаемые находятся в реально существующей действительности, осваивая систему общественных отношений, в том числе военно-профессиональных, в этом особую значимость имеет ближайшая микросреда. Кризисное состояние общества переходного периода делает её разновекторной (авторитарность - демократия; офицерское товарищество - прагматический расчет; патриотизм -космополитизм; принципиальность - толерантность и т. д.). В таких условиях воинская социализация курсантов приобретает противоречивый и затяжной характер, не заканчивается в условиях вуза. Ускорить её может только системно организованное профессиональное воспитание, которое мобилизует возможности и способности курсантов на решение образовательных задач. Оно использует мобилизующие возможности нашего общества и военно-профессиональной среды, в том числе сформированной в досоветский и советский периоды.
Процесс социализации, по мнению большинства серьезных исследователей, продолжается у человека в течение всей жизни [10; 7; 5 и др.]. Для военнослужащих - офицеров - преимущественно в форме профессионального воспитания (сборы, военно-политическая подготовка, информирование, правовая подготовка, курсовая переподготовка и т. п.).
Профессиональное воспитание курсанта начинается с его прибытия в военный вуз. Оно проводится путём освоения элементов военно-профессиональной культуры, боевых традиций и ценностей офицерского корпуса, усвоения офицерских (в том числе и бытовых) обычаев.
Курсанты приспосабливаются (адаптируются) к реальной военно-профессиональной среде и устанавливают с ней отношения. С учётом того, что это принципиально новая реальность, воспитуемые используют различные механизмы включения в среду - от приспособления до интеграции и активного взаимодействия с ней. В военном вузе для этого используются преимущественно педагогические формы и методы.
Чтобы усвоить роль, место и возможности профессионального воспитания в формировании профессиональных качеств будущих офицеров, необходимо уяснить сущность механизмов развития его системы в военных вузах. Вполне определённо, что в профессиональном воспитании действуют основные механизмы социализации личности, которые использует система профессионального воспитания.
К ним, по мнению Т. Парсонса, относятся механизмы «изучения новых познавательных, оценочных и выразительных элементов направленности действия через взаимодействия с другими... механизм защиты, дающий возможность разрешения конфликта между потребностями. Второй механизм тесно связан с третьим - механизмом приспособления, который сублимирует конфликты, связанные с внешними объектами. Такое приспособление влечет за собой интернализацию элементов социального контроля, его можно сравнить с супер-эго» [14, с. 17]. Указанное свидетельствует о том, что в ходе социализации когнитивные (познавательные) механизмы сопутствуют механизмам адаптации. Эти механизмы во многом определяют успешность профессионального воспитания.
К познавательным механизмам Парсонс относит имитацию и идентификацию, базирующиеся на уважении или любви (к родителям, Отечеству, службе). Для идентификации с другой личностью, социальной группой необходимо, чтобы последние установили с воспитуемым отношения определенного характера. По мнению Парсонса, человек получает индивидуальную нравственность от родителей, а защитные механизмы социализации контролируют происходящие изменения его личности, обеспечивая её стабильность, выполняя функции адаптации в группе [14]. Таким образом, механизмы социализации личности (адаптации, защитные, познавательные) формируют общий вектор профессиональных качеств курсантов, характеризующий их как будущих офицеров.
У З. Фрейда понятие «защитный механизм» означает совокупность процессов, свойственных неврозам, или вытеснение, обращение в свою противоположность в защитных целях [15].
В качестве механизма социализации Ю. И. Гревцов выделяет имитацию как стремление «копировать поведение родителей, друзей, учителей, которые выступают для него примером», а также идентификацию - «процесс усвоения ... жизненной позиции родителей и других взрослых» [16, с. 262].
В качестве других механизмов, формирующих личность, Ю. Гревцов отмечает вину и стыд, выступающие социальными регуляторами и формируемые людьми в процессе взросления и социального научения.
С.А. Беличева подразделяет социально-психологические механизмы социализации на неосознанные, относя к ним внушение, заражение, подражание и идентификацию, и осознаваемые - авторитет, престиж, популярность, референтная группа [17].
Эти социально-психологические механизмы проявляют себя в групповых военно-профессиональных ценностях и нормах и, как объективно существующие явления, отражаются в сознании обучаемого, формируют его смысложизненные ориентации, тактику и стратегию профессионального поведения.
Сущностью механизма успешной социализации, как считает Д.Д. Невирко, является обеспечение приведения качеств личности в соответствие с требованиями профессиональной среды [6, с. 83]. Таким образом, профессиональное воспитание является одним из важнейших факторов социализации курсантов к требованиям офицерской профессиональной среды. Следовательно, содержанием механизмов развития системы профессионального образования является процесс определения существующих, отбора и использования оптимальных способов и форм организации и осуществления воспитывающего воздействия, формирующих и развивающих профессиональные качества курсантов.
Это обеспечивает согласование ожидания воспитуемых от профессионального воспитания в военном вузе, социального заказа общества системе военного образования и существующих в офицерской среде базовых профессиональных ценностей.
В профессиональном воспитании в процесс формирования профессиональных качеств будущих офицеров включены мотивационные, поведенческие, эмоциональные и познавательные структуры личности обучаемых. Механизмы профессионального воспитания начинают действовать с момента принятия человеком решения о профессиональном выборе. Запуск механизма профессионального воспитания курсанта осуществляет стимул как основу взаимодействия его интересов, ценностных ориентаций, потребностей и компонентов профессиональной военно-образовательной среды.
Система профессионального воспитания как интегральная основа формирования профессиональных качеств будущих офицеров должна иметь четко сформулированную, концептуально означенную цель, обеспечивать благоприятную военно-профессиональную среду, отвечать основным факторам, действующим в современной системе военного образования. В условиях рыночных преобразований повышается значимость материальных мотивационных составляющих, оптимистических служебных перспектив выпускников.
В условиях, когда относительно недавно сформированная система обладает низкой эффективностью, при этом находясь на этапе «накопления повторений состояний системы», за которым следует этап разрушения системы либо её реорганизации, либо самоорганизации, необходим как минимум поиск механизмов её развития для реорганизации на уровне, обеспечивающем успешное решение функциональных задач.
В педагогическом словаре «развитие» - «специфический тип движения, характеризующий системы любого рода, поскольку они претерпевают качественные изменения, переходят в иное состояние, в том числе в свою противоположность» [18, с. 222].
В социологии социальное развитие в широком смысле слова понимается как совокупность социальных, экономических, духовных, политических процессов, развертывающихся в обществе, а в узком - как развитие сферы социальных отношений [19, с. 272].
Законы развития социальные выражают при этом устойчивые связи между социальными общностями и сферами их жизнедеятельности. Они выступают в обществе как законы практической деятельности, выступая как тенденции развития социальных интересов различных групп и базирующихся на них действий.
В материалистической диалектике (учении о развитии в его наиболее полном виде) «развитие» определяется как «универсальное и фундаментальное свойство бытия, его атрибут» [20, с. 132]. Основным источником развития материалистическая диалектика определяет внутренние противоречия. С учетом этого естественным процессом развития социальных систем является саморазвитие. В логике синергетики создание сложных, открытых, самоорганизуемых систем, обладающих органической целостностью, обеспечивает их самоорганизацию [21].
Именно выявление существующих в системе профессионального воспитания противоречий является поиском источников развития. Их разрешение обеспечивает включение механизмов развития. Разрешение противоречий в ходе развития между интеграционными процессами, связанными со стремлением элементов воспитательной системы к целостности, и дезинтеграционными, нарушающими её стабильность, нормы и ценности, разрушающими составляющие её материальные элементы, являются движущей силой развития [22, с. 367].
Развитие системы профессионального воспитания будущих офицеров, с одной стороны, проходит на основе общих закономерностей, с другой - определяется её специфическими особенностями.
Следует отметить, что развитие системы профессионального образования в военных вузах происходит под влиянием двух типов механизмов регуляции -рационального (сознательного) и иррационального (стихийного). Это положение теории государственного управления предполагает, что сознательное управление социальными системами обеспечено государством с использованием научно обоснованных механизмов [23]. С их использованием государство в процессе управления регулирует системы профессионального образования. Стихийные механизмы управления функционируют зачастую в ущерб социальным целям государства, внося элементы деструкции в процессы воспитания. Так, например, стихийный регулятор (механизм) рынка в 90-е годы резко сместил значимость
меркантильных и социальных мотиваторов офицерской службы. Либеральная модель идеологических отношений сделала малозначимыми офицерские традиции и ценности, которые в суверенном государстве не подлежат коммерциона-лизации.
С учётом того, что система профессионального воспитания с позиции теории систем включает в себя элементы, связи, цель и субъекта (наблюдателя) [24], для нашего исследования необходимо определить совокупность механизмов, обеспечивающих её успешность.
В процессе воинской социализации ядром сознательной (регулируемой) части, которой является профессиональное воспитание, его система выступает не только основным субъектом, но и контролирующим органом воспитательного процесса. Интеграция курсантов в социальную группу офицеров российской армии происходит посредством принятия ими культуры, духовных и социальных ценностей российского офицерства, их освоения, формирования на их основе социальных и духовных профессиональных качеств. Параллельно осуществляется адаптация обучаемых к реальной образовательной среде военного вуза. В ходе нее обучаемые согласуют свою самооценку, социальные притязания с уровнем личностных возможностей и реальностями социальной среды, в которой они претендуют на социальную роль офицера. Адаптация в основном обеспечивает включение воспитуемого в систему профессиональных общественных отношений, но полная самореализация в офицерском сообществе зависит от сформированности у него социальных, духовных и профессиональных качеств.
Поэтому формирование адекватной внутренней структуры психики и мировоззрения, усвоение ценностей офицерской среды, норм и традиций социальной среды осуществляется в процессе интериоризации. В ходе нее элементы внешней профессиональной среды переводятся во внутреннее «Я», формируя военно-профессионально ориентированную индивидуальность и духовный мир курсантов.
Здесь мы видим, что, если в фазе адаптации индивид приспосабливается к социальной среде, то в ходе интериоризации «воздействие социальной среды, преломляясь через внутреннее «Я» человека, проявляется в изменении его поведения в зависимости от уровня сформированности социальных и духовных качеств» [25, с. 18].
Таким образом, интериоризация (интернализация), представляющая собой «освоение индивидом выработанных обществом и различными группами норм, ценностей, установок, представлений, стереотипов и т. д.» [19, с. 96], имеет итогом формирование системы внутренних регуляторов поведения. В ходе нее формируется определенный тип социальной активности, обусловленный соединением особенностей личности, социальных условий и оптимальной организации профессионального воспитания.
Особое влияние на усвоение социальных ценностей оказывает функционирующий конкретно-исторический тип культуры. В их рамках существуют субкультуры, обеспечивающие формирование личности определенного типа (в нашем случае обладающей качествами, присущими офицерам). Такими субкультурами в военных вузах являются профессиональные воспитание и обучение, сопровождаемые развитием личности обучаемых. Военное образование имеет значимый для развития офицерских качеств круг компетенций и качеств личности, норм офицерской морали и нравственности. Соответственно успешность профессионального воспитания определяется развитостью научных знаний, способом профессионального воспитания, их научной, мировоззренческой и морально-нравственной направленностью.
Заказ общества на подготовку офицера с заданными качествами, соответствующими квалификационным требованиям заказчиков подготовки специалистов, формулируется командующими видов вооруженных сил и родов войск.
Формирование компетенций осуществляется в процессе обучения как специально организованная познавательная деятельность.
Профессиональное воспитание как форма социализации обучаемых является сложным, полным противоречий социальным процессом включения курсантов в жизнь профессионального сообщества офицеров, его бытовую и служебную деятельность, наделение их личностной неповторимостью и профессиональной индивидуальностью. Его критерий - степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни [26, с. 201]. Воспитание предполагает активность человека в преобразовании личностных качеств. Для будущего офицера важно не только усвоение профессиональных понятий и поведенческих навыков, но и формирование профессиональных убеждений, чувств, привычек, отвечающих потребностям общества, изложенным в требованиях к качествам специалиста такого уровня.
Сущность профессионального воспитания курсантов заключается в том, что оно представляет собой процесс организованного взаимодействия воспитательной среды, включающей институты государства, гражданского общества, системы профессионального воспитания и воспитуемых, интернализирующих нормы и ценности военно-профессиональный группы офицеров с целью формирования необходимых статусных качеств.
Стихийные механизмы, воздействующие на систему, подлежат контролю, а в случае негативного развития процесса профессионального воспитания их действие ограничивается механизмом защиты от негативных воздействий.
Механизмы развития системы профессионального воспитания будущих офицеров функционируют комплексно в рамках системы военного образования, повышая его качество, обеспечивая оптимальное взаимодействие военно-профессионально ориентированной среды воспитания и личности, в ходе преобразу-
Библиографический список
ющей материальной и духовной деятельности, формирующей профессионально значимые качества. Невнимание к действующим в профессиональном образовании механизмов, нарушение действующих в них норм превращает их в патологические и снижает действенность системы профессионального воспитания.
1. Осипов ГВ. Социология и социальное мифотворчество. Москва: Норма, 2002.
2. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Москва: Прогресс, 1969.
3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет, 1995.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Москва: ИТИ Технологии, 2006.
5. Шинкевич В.Е. Опыт социологического осмысления проблемы мобилизации как интегральной основы формирования высокопрофессиональных качеств курсантов и слушателей образовательных учреждений органов внутренних дел России (по материалам социологических исследований). Красноярск: СЮИ МВД России, 2007.
6. Невирко Д.Д. Особенность социализации личности в авторитарных институтах России 90-х годов (опыт социологического анализа специфики профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел). Красноярск: СЮИ МВД России. 1999.
7. Осипов ГВ., Кабыща А.В., Тульнинский М.Р Социология. Москва: Наука, 1995.
8. Немировский В.Г. Общая социология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва: Политиздат, 1992.
10. Масионис Дж. Социология. Москва: Питер, 2004.
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Москва: Академия, 2003. 200 с.
12. Беккер Г, Босков А. Современная социологическая теория в её преемственности и изложении. Москва: Иностранная литература, 1961.
13. Шаран П. Сравнительная политология. В 2 т. Т. 1. Москва: Дело, 1992.
14. Parsons T., Bales R., Shils E. Working papers in the Theory of Action. New York, 1953.
15. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. Москва: Педагогика, 1993.
16. Гревцов Ю.И. Социология. Санкт-Петербург: Юридический центр «Пресс», 2003.
17. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Москва, Редакц.-изд. центр консорциума «Соц. здоровье России», 1994.
18. Краткий педагогический словарь пропагандиста. Под редакцией М.И. Кондакова. Москва: Политиздат, 1984.
19. Краткий словарь по социологии. Под редакцией Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. Москва: Политиздат, 1988.
20. Философия. Под редакцией В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
21. Пригожин И. Перспективы исследования сложности. Системные исследования: методологические проблемы. Москва: Наука, 1986.
22. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Москва: Изд. центр «Академия», 2004.
23. Дидык М.Е. Система государственного управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
24. Волкова В.Н. Теория систем. Москва: Высшая школа, 2006.
25. Невирко Д.Д. Модели социализации личности как функциональное отражение политических режимов. Образование и социальное развитие региона. Барнаул: Изд-во «День», 1999; 3 - 4.
26. Мертон РК. Социальная теория и социальная структура. Глава 4. Социальная структура и аномия. Ретритизм. Социс. 1992; 4. References
1. Osipov G.V. Sociologiya isocial'noe mifotvorchestvo. Moskva: Norma, 2002.
2. Schepan'skij Ya. 'Elementarnye ponyatiya sociologii. Moskva: Progress, 1969.
3. Yadov V.A. Sociologicheskoe issledovanie: metodologiya, programma, metody. Samara: Samarskij universitet, 1995.
4. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 80 000 slovi frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: ITI Tehnologii, 2006.
5. Shinkevich V.E. Opyt sociologicheskogo osmysleniya problemy mobilizacii kak integral'noj osnovy formirovaniya vysokoprofessional'nyh kachestv kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij organov vnutrennih del Rossii (po materialam sociologicheskih issledovanij). Krasnoyarsk: SYuI MVD Rossii, 2007.
6. Nevirko D.D. Osobennost' socializacii lichnosti v avtoritarnyh institutah Rossii 90-h godov (opyt sociologicheskogo analiza specifiki professional'noj podgotovki kadrov organov vnutrennih del). Krasnoyarsk: SYuI MVD Rossii. 1999.
7. Osipov G.V., Kabyscha A.V., Tul'chinskij M.R. Sociologiya. Moskva: Nauka, 1995.
8. Nemirovskij V.G. Obschaya sociologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2004.
9. Sorokin P.A. Chelovek. Civilizaciya. Obschestvo. Moskva: Politizdat, 1992.
10. Masionis Dzh. Sociologiya. Moskva: Piter, 2004.
11. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika. Moskva: Akademiya, 2003. 200 s.
12. Bekker G., Boskov A. Sovremennaya sociologicheskaya teoriya v ee preemstvennostii izlozhenii. Moskva: Inostrannaya literatura, 1961.
13. Sharan P. Sravnitel'naya politologiya. V 2 t. T. 1. Moskva: Delo, 1992.
14. Parsons T., Bales R., Shils E. Working papers in the Theory of Action. New York, 1953.
15. Frejd A. Psihologiya Ya izaschitnye mehanizmy. Moskva: Pedagogika, 1993.
16. Grevcov Yu.I. Sociologiya. Sankt-Peterburg: Yuridicheskij centr «Press», 2003.
17. Belicheva S.A. Osnovy preventivnojpsihologii. Moskva, Redakc.-izd. centr konsorciuma «Soc. zdorov'e Rossii», 1994.
18. Kratkijpedagogicheskijslovar'propagandista. Pod redakciej M.I. Kondakova. Moskva: Politizdat, 1984.
19. Kratkij slovar' po sociologii. Pod redakciej D.M. Gvishiani, N.I. Lapina. Moskva: Politizdat, 1988.
20. Filosofiya. Pod redakciej V.P. Kohanovskogo. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007.
21. Prigozhin I. Perspektivy issledovaniya slozhnosti. Sistemnye issledovaniya: metodologicheskie problemy. Moskva: Nauka, 1986.
22. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika. Moskva: Izd. centr «Akademiya», 2004.
23. Didyk M.E. Sistema gosudarstvennogo upravleniya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007.
24. Volkova V.N. Teoriya sistem. Moskva: Vysshaya shkola, 2006.
25. Nevirko D.D. Modeli socializacii lichnosti kak funkcional'noe otrazhenie politicheskih rezhimov. Obrazovanie isocial'noerazvitieregiona. Barnaul: Izd-vo «Den'», 1999; 3 - 4.
26. Merton R.K. Social'naya teoriya i social'naya struktura. Glava 4. Social'naya struktura i anomiya. Retritizm. Socis. 1992; 4.
Статья поступила в редакцию 12.07.19
УДК 372.212.1
Mikerina A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South-Ural State Humanitarian
Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: mikerinaas@yandex.ru
Evtushenko I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South-Ural State Humanitarian
Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: irinav-80@mail.ru
Ivanova I.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South-Ural State Humanitarian
Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: sovest74@mail.ru
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SENSORY DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN IN GROUPS OF SHORT-TERM STAY. In the article a problem of organization of pedagogical conditions of sensory development of young children in groups of short-term stay. The importance of the organization of variable forms of preschool education is substantiated. The authors determined the functional purpose, revealed the model of organization of groups of short-term stay. Special attention is paid to building partnerships in the system "teacher-child-parent". The contents of pedagogical conditions of sensory development of young children in groups of short-term stay are worked out. The small experience of realization of the developed pedagogical conditions in the preschool educational organization is presented.
Key words: sensory development, young children, short-term stay groups, perception.