Научная статья на тему 'Особенности профессиональной социализации курсантов в условиях военного вуза'

Особенности профессиональной социализации курсантов в условиях военного вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1125
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ВУЗ / MILITARY HIGHER SCHOOL / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / ВОЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / MILITARY SOCIALIZATION / КУРСАНТЫ / STUDENTS / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / НАСИЛИЕ / VIOLENCE / НЕНАСИЛИЕ / NONVIOLENCE / ВОИНСКАЯ СРЕДА / MILITARY COMMUNITY / SERVICEMAN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Опошнянский Алексей Валентинович

В статье рассматривается проблема современной первичной профессиональной социализации будущих офицеров, становления их как личностей и профессионалов. Затрагивается вопрос насилия и ненасилия в Вооруженных силах РФ. Представлено определение понятия «военная социализация», установлены основные этапы формирования личности военнослужащего: адаптирование, индивидуализация и интеграция. Раскрыто содержание процесса профессиональной социализации будущего офицера (становление внутреннего Я курсанта, формирование его как военнослужащего и профессионала).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF STUDENTS’ PROFESSIONAL SOCIALIZATION IN THE CONDITIONS OF MILITARY HIGHER SCHOOL

The article deals with the modern primary professional socialization of future officers, their personal and professional development. The problem of violence and nonviolence in the Armed Forces of the Russian Federation is discussed. The author presents a definition of "military socialization", considers the basic stages of military personal development: adaptation, individualization and integration. The paper describes the content of the process of professional socialization of future officers (development of student’s “Self", development as a military man and a professional).

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной социализации курсантов в условиях военного вуза»

УДК 378.6:316.614

Опошнянский Алексей Валентинович

кандидат философских наук, доцент Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА

Oposhnyanskiy Alexey Valentinovich

PhD (Philosophy), Assistant Professor, Krasnodar Higher Military School

SPECIAL FEATURES OF STUDENTS' PROFESSIONAL SOCIALIZATION IN THE CONDITIONS OF MILITARY HIGHER SCHOOL

Аннотация:

В статье рассматривается проблема современной первичной профессиональной социализации будущих офицеров, становления их как личностей и профессионалов. Затрагивается вопрос насилия и ненасилия в Вооруженных силах РФ. Представлено определение понятия «военная социализация», установлены основные этапы формирования личности военнослужащего: адаптирование, индивидуализация и интеграция. Раскрыто содержание процесса профессиональной социализации будущего офицера (становление внутреннего Я курсанта, формирование его как военнослужащего и профессионала).

Ключевые слова:

военный вуз, профессиональная социализация, военная социализация, курсанты, военнослужащий, насилие, ненасилие, воинская среда.

Summary:

The article deals with the modern primary professional socialization of future officers, their personal and professional development. The problem of violence and nonviolence in the Armed Forces of the Russian Federation is discussed. The author presents a definition of "military socialization", considers the basic stages of military personal development: adaptation, individuali-zation and integration. The paper describes the content of the process of professional socialization of future officers (development of student's "Self", development as a military man and a professional).

Keywords:

military higher school, professional socialization, military socialization, students, serviceman, violence, nonviolence, military community.

В современных условиях преобразования российского общества остро стоит вопрос профессиональной социализации будущих офицеров. Так, сегодня в информационном пространстве широко известны примеры насилия в вооруженных силах других стран. На этом фоне стоит отметить практику ненасилия над российскими курсантами, которые в будущем будут защищать Отечество, обеспечивать его безопасность. Противоречивые факторы ненасилия и насилия требуют научного анализа с целью их обоснования и ликвидации последнего в профессиональной социализации курсантов.

Управлять перспективной военной техникой должны ненасильно обученные, подготовленные и всесторонне развитые офицерские кадры [1]. В связи с этим сегодня актуален вопрос профессионального становления курсантов. Профессиональная социализация курсанта на современном этапе требует особой тактики и стратегии в образовательно-воспитательной среде военного вуза.

Авторские подходы к проблеме насилия и ненасилия требуют исторического экскурса с целью подтверждения их правомерности. Например, существование проблем формирования личности в военном вузе объясняется тем, что начало третьего тысячелетия связано с глобальными социально-экономическими преобразованиями, обусловленными переходом человечества в новое качественное состояние. Человек - существо социальное, с первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научился говорить. Усвоение социального опыта совершенно индивидуально, так как возникающие социальные ситуации по-разному воспринимаются, осмысливаются и переживаются разными личностями.

Профессиональная социализация - это, с одной стороны, двусторонний процесс, включающий освоение человеком определенного социального опыта посредством вхождения в определенную социальную среду, соответственно, определенную систему социальных связей, с другой стороны, способность активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет последующих активных действий в процессе активного включения индивида непосредственно в социальную среду.

Процесс социализации может осуществляться и в различных неформальных объединениях, и в специальных социальных институтах, профессиональной социализации - только в специальных

социальных институтах. К социальным институтам, одной из важнейших функций которых является профессиональная социализация личности, относятся высшие военные учебные заведения.

Военная социализация - привыкание к новым условиям, процесс и результат усвоения знаний, умений, навыков, социального опыта, последующего их воспроизводства, формирование мировоззрения, жизненных принципов, духовных ценностей на основе требований законодательных и нормативно-правовых актов, общевоинских уставов, квалификационных требований, учебных программ, приказов вышестоящего командования, воинских традиций и ритуалов [2].

Процесс профессиональной социализации курсантов Краснодарского высшего военного училища (КВВУ) происходит в течение всего периода обучения в военно-учебном заведении. На начальном этапе пребывания в воинской среде происходит адаптация молодых людей к новым, непривычным для них условиям, затем привыкание, которые являются структурными компонентами профессиональной социализации.

В этом процессе ненасильственным путем формируются командно-методические навыки и навыки воспитательной работы - от командира отделения на втором курсе до командира роты на пятом курсе.

Важным условием для педагогов, руководящих процессом формирования личностных качеств у курсантов, необходимым для становления военного профессионала, является изучение гуманитарных, социальных, экономических и военно-профессиональных дисциплин. Их цель: дать будущим офицерам военно-профессиональные знания, знания закономерностей развития личности в воинском коллективе, оказать помощь в овладении методами познания психологических особенностей военнослужащих, раскрыть сущность и содержание воспитательного процесса, обосновать наиболее действенные технологии и алгоритмы обучения, принципы, методы и направления воспитания военнослужащих [3].

Если социализация представляет процесс всестороннего развития личности, начинающийся с момента осознания человеком себя и продолжающийся практически всю его сознательную жизнь, то профессиональная социализация будущих офицеров происходит в военном вузе. Выделяются следующие стадии формирования личности военнослужащего: адаптирование, индивидуализация и интеграция. Характеристикой всех этих трех этапов в целом является процесс увеличения, преумножения различных социальных связей личности прежде всего с воинским коллективом и окружающим внешним миром в целом.

В данном контексте следует упомянуть общеизвестный социальный фактор, а именно: вся жизнь человека состоит из больших или малых конфликтов, подчинения одних людей другими - в семье, детском саду, школе и т. д., присутствует данное явление и в вооруженных силах. Насилие -одна из форм принуждения, осуществляемая вопреки воле тех, против кого она направлена [4].

Решив посвятить себя военному делу, курсанты вступают в особую систему взаимоотношений - воинскую, которая подразумевает строгую иерархию и субординацию, отношения подчиненности и исполнение воли вышестоящих руководителей. Курсанты усваивают истину: чтобы научиться управлять, нужно научиться подчиняться. В начале военной карьеры каждый военнослужащий проходит курс начальной военной подготовки, где изучает азы военного дела - общевоенные дисциплины, общественно-государственную подготовку и др. В ходе занятий военнослужащему разъясняются основы военной профессии и его основная задача - защита Родины, происходит его знакомство с системой обязанностей, регламентируемой военным законодательством и общевоинскими уставами, по защите государства от агрессии, закладываются принципы верности военной присяге, беззаветному служению народу России, объясняются обязанности соблюдения положений Конституции и законов Российской Федерации, требований общевоинских уставов, непререкаемого выполнения приказов командиров и начальников, доказывается необходимость приобретения и совершенствования воинского мастерства, проявление дисциплинированности, гордости своей воинской частью и принадлежностью к вооруженным силам [5].

Одним из главных принципов строительства вооруженных сил является принцип единоначалия, который подразумевает строгое соблюдение иерархии взаимоотношений в вооруженных силах - начальники и подчиненные, старшие и младшие. Важной особенностью военной службы является обязательное принятие военной присяги на верность российскому народу и Отечеству, в ходе которой дается клятва свято соблюдать Конституцию и законы, выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников [6].

Еще одной немаловажной особенностью военной службы является беспрекословность служебного подчинения и безусловность повиновения подчиненных военнослужащих требованиям командиров и начальников. Командиры в случае открытого неподчинения наделены государством в виде законов и уставов полномочиями принуждения до дисциплинарного ареста, а в исключительных случаях им предоставляется право применить оружие к нарушителю. Является

это насилием командиров и начальников над подчиненными или особой формой взаимоотношений при добровольном принятии присяги и согласии исполнять служебные обязанности - вопрос риторический.

В целом можно сказать, что процесс профессиональной социализации будущего офицера означает становление в курсанте образа его внутреннего Я, осознание его себя как личности, формирование его как военнослужащего и профессионала. Это не происходит одномоментно, а вырабатывается на протяжении всего времени пребывания курсанта в военном вузе под систематическим воздействием множества факторов.

Профессиональная социализация в деятельности всех военнослужащих имеет основополагающую роль в осуществлении их ратного труда - вооруженной защиты Отечества. Она считается приоритетным направлением служебной деятельности каждого без исключения командира и начальника. Поэтому одним из определяющих факторов профессионализма будущего офицера является умение быть подготовленным, осуществлять воспитание и обучение подчиненных. Создание оптимальных условий и технологий воспитательной деятельности продиктовано потребностями воинской практики, которые могут быть удовлетворены через разрешение противоречий в воинской среде.

Общеизвестно, чтобы стать офицером-профессионалом, необходим титанический труд обучаемого, командиров и начальников, научно-педагогического состава. Социальные, гуманитарные и экономические, военно-профессиональные дисциплины призваны дать будущему офицеру определенную систему знаний о человеке и обществе, помочь ему ориентироваться в сложной системе социальных, политических, экономических и правовых отношений, научить свободно чувствовать себя в пространстве идей, в системе воинского управления и взаимоотношений в воинских коллективах вооруженных сил, которая строится на принципах единоначалия, беспрекословного повиновения, воинской дисциплины, строгой субординации, что снимает с них личностное насилие и переводит каждое отношение в ненасильственное согласно уставным требованиям. Профессиональная социализация помогает жить в быстро изменяющемся мире, выработать целостный взгляд на этот мир, развивать мышление курсанта, способность осваивать новую информацию и принимать эффективные решения, воспитать чувство гражданской ответственности, патриотизма, долга и воинской чести, умение работать с подчиненными, обеспечить необходимое физическое развитие и дальнейшее профессиональное совершенствование.

Ссылки:

1. Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному собранию // Российская газета. 2013. № 6258. 13 дек.

2. Опошнянский А.В. Социально-философские основания профессиональной социализации : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2007.

3. Основы организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях МО РФ : указания статс-секретаря - заместителя МО РФ от 22.09.2008 № 172/1/6423 ; О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» : приказ МО РФ от 15.09.2014 № 670.

4. Философский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://vslovare.ru/slovo/filosofskiij-slovar/nasilie/285774 (дата обращения: 21.01.2016).

5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации 2011. М., 2011. 608 с.

6. О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 (ред. от 05.10.2015).

References:

1. 'Message from the President of the Russian Federation Vladimir Putin to the Federal Assembly' 2013, Russian newspaper, no. 6258, December 13.

2. Oposhnyansky, AV 2007, Social and philosophical foundations of professional socialization, PhD thesis abstract, Krasnodar.

3. Fundamentals of educational work in military schools of the Russian Defense Ministry: Secretary of State directions - Deputy Russian Defense Ministry on 22.09.2008 № 172/1/6423; On measures to implement certain provisions of Article 81 of the Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ "On Education in the Russian Federation": an order from the Ministry of Defense of the Russian Federation 15.09.2014 № 670.

4. Philosophical Dictionary 2016, retrieved 21 January 2016, <http://vslovare.ru/slovo/filosofskiij-slovar/nasilie/285774>.

5. The military regulations of the Armed Forces of the Russian Federation 2011, Moscow, 608 p.

6. On Military Duty and Military Service: feder. Law of 28.03.1998 № 53-FZ (ed. by 05.10.2015) 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.