корректнее сформулирован запрос, тем больше вероятность получить ссылку на искомую информацию. Ответ из базы данных приходит в виде стандартного HTML документа.
Компьютерные телеконференции - глобальная сеть Интернет позволяет поддерживать такой важный режим связи, как телеконференции. Под компьютерной телеконференцией понимается специальным образом организованная область памяти на компьютере, поддерживающем работу телекоммуникационной системы. Все абоненты, имеющие доступ к этой области памяти (к телеконференции), имеют возможность, как получить на свой компьютер весь текст, который уже находился к этому моменту в этой области памяти, так и добавить к нему свой текст. По мере добавления к телеконференции текстов и реплик, присылаемых её участниками, общий текст становится все более похожим на стенограмму обычной конференции. Отсюда и название - телеконференция.
Электронные библиотеки - формы использования сетевых технологий в образовании могут быть различными. В принципе, хранение документов в электронном виде на носителе, доступном из сети, и в формате, интерпретируемом любым достаточно распространённым пользовательским программным пакетом, уже является образовательной сетевой технологией.
Таким образом, положительные свойства сетевых информационных технологий будут способствовать развитию самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности будущих учителей математики к организации и повышению их познавательного и профессионального интереса [2 - 4].
Большинство вузов республики Дагестан в настоящее время имеют доступ к компьютерным сетям. Однако информатизация учебной и научной деятельности, в частности в Дагестанском государственном педагогическом университете находится
Библиографический список
на недостаточно востребованном уровне. Результаты сплошного анкетирования, проведённого исследования осведомлённости студентов факультета математики, физики и информатики Дагестанского государственного педагогического университета о методах применения сетевых технологии составили 55 студентов третьего курса, где показали недостаточный уровень знаний в области данной технологии. Несмотря на общее положительное отношение студентов к инновациям в современном профессиональном образовании, наблюдается низкий уровень сформированности, готовности будущих учителей математики к организации применения сетевых технологии, что объясняется отсутствием соответствующего содержания в процессе подготовки специалистов средствами современных технологий. Под системой формирования готовности будем понимать процесс приобретения совокупности содержания, форм, методов с целью формирования профессиональной готовности будущих учителей математики к организации и применению сетевых и иных Интернет-технологий, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность будущего учителя. Таким образом, формы и методы обучения направлены на развитие компонентов готовности студентов - будущих учителей математики к организации применения сетевых технологии в соответствии с целями каждого элемента системы. К первоочередным задачам, как нам кажется, применительно к высшим учебным заведениям относится и создание электронных библиотек, развитие дистанционного обучения, модернизация, и развитие существующей сетевой инфраструктуры, и увеличение пропускной способности используемых каналов передачи информации. Только в этом случае они могут стать важными источниками информационных и телекоммуникационных услуг для учреждений профессионального образования.
1. Зенкина С.В., Герасимова Е.К. Использование сетевых сервисов в подготовке современных электронных учебных материалов. Информатика и образование. 2014; 6 (255): 49 - 52.
2. Кулибекова РД. Интегрированный курс «Геоинформационные системы» с использованием пакета Mapinfo Professional. European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013; 1.
3. Кулибеков Н.А. О теоретических основах разработки профессионально направленных программ по математике для студентов-гуманитариев. European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013. 1 (29): 127.
4. Кулибеков Н.А. Проблемы проектирования и разработки профессионально направленных учебных программ по математике. European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013; 4 (7): 174 - 181.
References
1. Zenkina S.V., Gerasimova E.K. Ispol'zovanie setevyh servisov v podgotovke sovremennyh 'elektronnyh uchebnyh materialov. Informatika i obrazovanie. 2014; 6 (255): 49 - 52.
2. Kulibekova R.D. Integrirovannyj kurs «Geoinformacionnye sistemy» s ispol'zovaniem paketa Mapinfo Professional. European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal social'nyh nauk). 2013; 1.
3. Kulibekov N.A. O teoreticheskih osnovah razrabotki professional'no napravlennyh programm po matematike dlya studentov-gumanitariev. European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal social'nyh nauk). 2013. 1 (29): 127.
4. Kulibekov N.A. Problemy proektirovaniya i razrabotki professional'no napravlennyh uchebnyh programm po matematike. European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal social'nyh nauk). 2013; 4 (7): 174 - 181.
Статья поступила в редакцию 05.12.15
УДК 37.017.4
Lopoukha T.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk,
Russia), Е-mail: lopoukha@yandex.ru
Podmarenko A.A., teacher, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), Е-mail: lopoukha@yandex.ru
THE POLITICAL EDUCATION OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS: THE MODERN APPROACH. The article analyzes problems of political education of cadets in military schools. The role of the spiritual factor in a war and the significance of its rationally-ideological level, are generated in the process of political education. It is concluded that for the successful formation of rational and ideological elements of the spiritual factor the school requires a system of political training and education of military personnel. The lack of political education of the troops in the face of rising military threats of Russia poses serious risks to the whole system of their preparations for the defense of the motherland. Exploring the experience of shaping political opinion of officers in pre-Soviet, Soviet periods, the authors suggest an overall logic of organization of political education of cadets in military schools.
Key words: political education of cadets, spiritual factor and its structure, moral and psychological factors of social consciousness, political convictions and their formation.
Т.Л. Лопуха, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирское высшее
военное командное училище, г. Новосибирск, E-mail: lopoukha@yandex.ru
А.А. Подмаренко, преп. каф. тактики, Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск,
Е-mail: lopoukha@yandex.ru
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД
В статье анализируются проблемы политического воспитания курсантов военных вузов. Раскрывается роль духовного фактора в войне и значимость его рационально-идеологического уровня, формируемого в процессе политического воспитания. Делается вывод о том, что для успешного формирования рационально-идеологических элементов духовного фактора необходима система политического обучения и воспитания военнослужащих. Отсутствие политического воспитания военнослужащих в условиях роста военных угроз России несет серьезные риски всей системе их подготовки к защите Отечества.
Исследуя опыт формирования политических убеждений у офицеров в досоветский, советский периоды, авторы предлагают общую логику организации политического воспитания курсантов военных вузов.
Ключевые слова: политическое воспитание курсантов, духовный фактор и его структура, морально-психологический фактор общественного сознания, политические убеждения и их формирование.
Специфика военной службы кадровых военнослужащих подразумевает формирование у них устойчивых политических убеждений, основанных на государственно-патриотических ценностях.
В советский период воспитание курсантов военных вузов включало в себя в неразрывном единстве идейно-политическое, нравственное, правовое, воинское, трудовое, эстетическое и физическое воспитание [1, с. 300].
Главное место по праву занимало идейно-политическое воспитание, поскольку именно оно формировало политические убеждения будущих офицеров, являющиеся основой их преданности своему Отечеству. Именно они являлись основой духовного фактора, играющего определяющую роль в войнах современности, считали Г.В. Средин, Д.А. Волкогонов и М.П. Коробейников [2, с. 8 - 15]. В структуре духовного фактора они выделяли рационально-идеологический и общественно-психологический уровни. В рационально-идеологическом мировоззренческие элементы выражены наиболее ярко и рельефно, поскольку отражают процессы, происходящие в природе, обществе и мышлении. В силу сказанного господство в общественном, групповом и индивидуальном сознании государственно-патриотических мировоззренческих политических установок создает профессиональную позицию социальной группы офицеров и ее отдельных представителей в решении стоящих перед российским обществом социальных и военных задач. Поэтому сформированные в ходе политического воспитания мировоззренческие политические установки имеют военно-профессиональную государственно-патриотическую направленность и служат теоретической основой социальных действий и профессиональных поступков кадровых военнослужащих.
Указанный рационально-идеологический уровень духовного фактора военной мощи государства содержит элементы двух форм общественного сознания: политической и моральной [2, с. 12]. В качестве основных из них в политическом воспитании будущих офицеров выступают: современные социально-политические концепции войны, морально-политические (социальные) идеи о защите Отечества, понятия о мужестве, отваге, героизме и моральной стойкости российских офицеров, военно-технические знания, государственно-патриотические идеи.
Представляющие второй уровень (общественно-психологический) элементы отражают на уровне обыденного сознания действительность военной службы и воздействуют на нее. К ним относятся: комплекс моральных представлений о войне, ее ходе и последствиях, элементы национальных и боевых традиций, патриотические чувства, воинские обычаи, моральная оценка с позиций офицера боевого опыта.
Анализируя вышеизложенное, мы видим, что в силу проводившейся смены социальных ориентиров в 90-е годы XX века из системы воспитания профессиональных военных был изъят его органически необходимый уровень - идейно-политическое воспитание, при этом элементы общественно-психологического были переданы в состав морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности [3; 4]. При этом, как это сегодня достаточно очевидно, государственная политика России, имеющая патриотическую направленность и закрепленные в общевоинских уставах задачи воспитания военнослужащих как патриотов и военных профессионалов, проводящих в войсках политику государства [5], требуют глубокого разъяснения военной и внешней политики военнослужащим.
Вполне очевидно, что для успешного формирования рационально-идеологических элементов духовного фактора, имеющих государственно-патриотическую направленность, необходима целенаправленная деятельность командиров, органов по работе
с личным составом, система политического обучения и воспитания военнослужащих.
Общественно-политические элементы развиваются не только под влиянием существующей системы воспитания, но и зачастую стихийно, под влиянием агрессивной окружающей среды и негативных обстоятельств современной действительности.
При этом отсутствие должным образом сложившихся рационально-идеологических элементов духовного фактора в офицерской среде из-за длительного отсутствия политического воспитания в постсоветский период отрицательно влияет на общественно-психологические. Их отсутствие снижает государственно-патриотическую и военно-политическую направленность чувств, привычек, настроений, мнений, мировоззренческих установок офицеров, концентрацию их воли на выполнение слу-жебно-боевых задач.
Безусловно, что получаемые будущими офицерами военно-политические установки при изучении военно-исторических и политологических дисциплин формируют некоторые рационально-идеологические установки, но они не подкрепляются целенаправленным идейно-политическим воспитанием [6; 7].
В офицерской среде требованиями действующего законодательства о военной службе в качестве обязательной закрепляется государственно-патриотическая ориентация политического сознания [5]. При этом вполне очевидно, что военным содержанием политического сознания являются государственно-правовые идеи о защите Отечества, их развитие в военной доктрине, концепциях военного строительства, теории государственно-патриотического воспитания военнослужащих. Их усвоение имеет огромное значение для идейно-политического воспитания будущих офицеров и обеспечения безопасности России в конечном итоге.
В современных условиях нарастает опасность глобальных военных конфликтов, в которых повышается значение духовного фактора с его политической и моральной компонентами. История свидетельствует о том, что, будучи недооцененными, проблемы морального и политического воспитания приводили мощные государства к поражению в войнах.
В 1940 году офицер русской армии Е. Шелль в статье «Государственно-политическое воспитание армии» отметил, что выдвинутый на Западе «совершенно не государственный принцип - «армия вне политики» введен политиками-профессионалами для удобства вести свои эгоистические партийные дела в условиях парламентаризма... современный вооруженный народ не будет боеспособным, если не будет проникнут единой идеологией. Идеологией политической. Если каждый воин должен понимать своей маневр, подавно он должен знать, за что проливает свою кровь. Цели войны должны быть ему совершенно известны и понятны» [8, с. 420 - 421]. Отмечая причины победы Красной Армии в Гражданской войне, офицер Генерального штаба Н. Колесников в качестве главной отметил введенное в ней политическое воспитание: «Красные ввели политграмоту. Конечно, 90% всего материала абсолютная и нудная чепуха обо всех этих программах, платформах, партиях, секциях, но есть и несомненно боевой материал, который не может не восприниматься массами с пониманием, сочувствием и, может быть, даже (почему нет?) с фанатизмом» [8, с. 417]. Подобные выводы делают и представители зарубежной военной психологии. Так, Н. Коупленд считал: «Высокое моральное состояние войск - это средство, способное превратить поражение в победу» [9, с. 12].
В современных военно-педагогических исследованиях и учебной литературе проблематика идейно-политического воспитания с начала 90-х годов прошлого столетия фактически отсутствует.
При этом в ряде случаев такие авторитетные военные педагоги и психологи, как Б.П. Бархаев, А.Г. Караяни, В.Ф. Привалов, И.В. Сыромятников, анализируя проблематику общественного сознания в плане выявления морально-психологического фактора боевой готовности, отмечают, что наука, идеология, мораль, общественная психология вносят в него свой вклад. При этом основой теоретического сознания является идеология [10, с. 425]. Отмечая роль доктринальных идеологических установок по проблемам войны и мира, военной политики государства, они очевидно заданно, в духе постсоветских установок военной педагогики, абсолютизируют роль обыденного сознания, среди регуляторов которого ведущая роль отведена морали. В условиях нарастания угрозы новой войны, деморализации российского социума, такая ошибка может дорого стоить безопасности государства.
Формирование научного государственно-патриотического мировоззрения, политических взглядов и убеждений офицерских кадров в современных условиях объективно необходимо.
А.В. Барабанщиков, М.И. Дьяченко, Н.Ф. Феденко считали политические убеждения психическими образованиями в личности воина, устойчивым «сплавом» из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов его сознания [1].
Отметим, что политические убеждения
- являются ядром научного мировоззрения офицера;
- в отличие от знаний и взглядов имеют большую побудительную силу и выступают в качестве принципов его поведения;
- политические убеждения обуславливают государственно-патриотическую направленность личности;
- определяют характер профессиональной деятельности и направленность поступков.
Фактически политические убеждения представляют единство политических знаний и практических действий, поэтому формируются в процессе политического воспитания.
Структурно они включают: политические знания; морально политические чувства (патриотизма, любви к Отечеству, ненависти к его врагам); политическую волю, проявляющуюся в образцовой служебно-боевой деятельности.
Становление политических убеждений у курсантов военного вуза предполагает: глубокое усвоение основ политики российского государства, его военной политики; выработку положительного отношения к ним; формирование уверенности в истинности политических знаний, убеждений; обеспечение готовности применять их в служебной практике.
Библиографический список
В сознании и поведении офицеров политические убеждения проявляются в виде социальной ориентировки, высших мотивов военно-профессиональной деятельности, психологических установок к действию, состояния уверенности в истинности политической ориентации, усвоенных знаний и в общественно значимых действиях и поступках.
Особая значимость политических убеждений заключается в том, что они играют ведущую роль в активизации профессиональной деятельности личности, выполняя побудительную, регулятивную и смыслообразующую функции. Побудительная функция политических убеждений имеет мобилизующую роль в активизации учебной и служебной деятельности, формировании политической активности курсантов. Регулятивная обеспечивает их научную ориентацию в социальной действительности, ставит ориентиры военно-профессиональной подготовке. Смыслоо-бразующая функция политических убеждений обуславливает высокий социальный и личностный смысл военной службы, обеспечивает формирование профессионально ориентированной жизненной стратегии будущих офицеров.
Состоя структурно из рациональных, эмоциональных и волевых компонентов сознания, политические убеждения реализуются в следующей логике: знания о политических явлениях закрепляются морально-политическими чувствами и через формирование политических установок реализуются в служебной деятельности.
Единство этих компонентов обеспечивает формирование государственно-патриотического профессионального мировоззрения офицера как устойчивого ядра его смысложизненной стратегии.
Политические убеждения, будучи сформированными, обладают высокой устойчивостью и оказывают решающее влияние на психику курсантов, определяя военно-профессиональную направленность их личности. Их уровень может быть оценен: степенью усвоенности политических знаний; характером эмоциональных реакций на социально-политические процессы в стране и за рубежом, общественно-политической активностью и результатами служебной деятельности.
Политическое воспитание будущих офицеров реализуется в ходе изучения политической теории и практики, истории войн и военного искусства и разносторонних мероприятий по воспитанию офицерских кадров.
1. Основы психологии и педагогики. Под редакцией АВ. Барабанщикова, КФ. Феденко. Москва: Воениздат, 1981.
2. Средин Г.В., Волкогонов ДА, Коробейников М.П. Человек в современной войне. Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов. Москва: Воениздат, 1981.
3. Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации. Под редакцией H.M. Резника. Москва: 12 ЦТ МО РФ, 2005.
4. Aрзамаскин Ю.К, Вакаров A^., Кепель О.В. Оптимизация морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных сил Российской Федерации. Москва: ВУ, 2006.
5. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.11.2007; № 1495 (редакция от 14.01.2013).
6. Желтов В.В. Основы политологии. Ростов на Дону: «Феникс», 2004.
7. Aвдеев В.В., Визер В.Г. Военная история. Hовосибирск: HВВКУ, 2009.
8. Душа армии. Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российской вооруженной силы. Москва: Военный университет, HВHЦ «Отечество и воин», 1997.
9. Коупленд H. Психология и солдат. Перевод с английского A.T. Сапронова, В.М. Катеринича. Москва: Воениздат, 1991.
10. Бархаев Б.П., Караяни A.r., Перевалов В.Ф., Сыромятников И.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. Москва: Воениздат, 2006.
References
1. Osnovypsihologiiipedagogiki. Pod redakciej A.V. Barabanschikova, N.F. Fedenko. Moskva: Voenizdat, 1981.
2. Sredin G.V., Volkogonov D.A., Korobejnikov M.P. Chelovek v sovremennoj vojne. Problemy moral'no-politicheskoj i psihologicheskoj podgotovki sovetskih voinov. Moskva: Voenizdat, 1981.
3. Sistema moral'no-psihologicheskogo obespecheniya v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii. Pod redakciej N.I. Reznika. Moskva: 12 CT MO RF, 2005.
4. Arzamaskin Yu.N., Vakarov A.F., Kepel' O.V. Optimizaciya moral'no-psihologicheskogo obespecheniya deyatel'nosti Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii. Moskva: VU, 2006.
5. Ob utverzhdenii obschevoinskih ustavov Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 10.11.2007; № 1495 (redakciya ot 14.01.2013).
6. Zheltov V.V. Osnovypolitologii. Rostov na Donu: «Feniks», 2004.
7. Avdeev V.V., Vizer V.G. Voennaya istoriya. Novosibirsk: NVVKU, 2009.
8. Dusha armii. Russkaya voennaya 'emigraciya o moral'no-psihologicheskih osnovah rossijskoj vooruzhennojsily. Moskva: Voennyj universitet, NVNC «Otechestvo i voin», 1997.
9. Kouplend N. Psihologiya i soldat. Perevod s anglijskogo A.T. Sapronova, V.M. Katerinicha. Moskva: Voenizdat, 1991.
10. Barhaev B.P., Karayani A.G., Perevalov V.F., Syromyatnikov I.V. Psihologiya i pedagogika professional'noj deyatel'nosti oficera. Moskva: Voenizdat, 2006.
Статья поступила в редакцию 30.11.15