ло: 1) накоплению, систематизации и запоминанию информации об окружающей действительности, с которой связана жизнедеятельность и общественная полезность труда; 2) мобилизации физических, психических и социальных функций личности в процессе освоения новых видов трудовой и общественно-полезной
Библиографический список
деятельности, развитию интеллектуально-личностных свойств; 3) приобретению опыта социально-личностной ориентации, обеспечивающей позитивную адаптацию в обществе, усвоению норм гражданственности и проявлению личностной позиции в процессе участия в трудовой и общественной жизни общества.
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV-XVII вв. I редкол. тома: С. Ф. Егоров [и др.]. - M., 1985.
2. Антология педагогической мысли России, XVIII век I АПН СССР; редкол.: Г. Н. Волков [и др.]. - M., 1985.
3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. - M., 1987.
4. Ахаян, Т.К. Mировоззрение и гражданская активность школьников II Педагогика школы. - M., 1977.
5. Беленцов, С.И. Проблема гражданского воспитания в русской педагогике и школе в конце XIX - начале ХХ вв.: дис. ... канд. пед. наук. - M., 2GGG.
6. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - M., 1989.
7. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников I С.В. Кривых, Г.А. Коновалова. - Новокузнецк, 2GG2. Bibliography
1. Antologiya pedagogicheskoyj mihsli Drevneyj Rusi i Russkogo gosudarstva, XIV-XVII vv. I redkol. toma: S. F. Egorov [i dr.]. - M., 1985.
2. Antologiya pedagogicheskoyj mihsli Rossii, XVIII vek I APN SSSR; redkol.: G. N. Volkov [i dr.]. - M., 1985.
3. Antologiya pedagogicheskoyj mihsli Rossii pervoyj polovinih XIX veka. - M., 1987.
4. Akhayan, T.K. Mirovozzrenie i grazhdanskaya aktivnostj shkoljnikov II Pedagogika shkolih. - M., 1977.
5. Belencov, S.I. Problema grazhdanskogo vospitaniya v russkoyj pedagogike i shkole v konce KhIKh - nachale KhKh vv.: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2GGG.
6. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologiya razvitiya lichnosti v ontogeneze. - M., 1989.
7. Krivihkh, S.V. Pedagogicheskie osnovih patrioticheskogo vospitaniya shkoljnikov I S.V. Krivihkh, G.A. Konovalova. - Novokuzneck, 2GG2.
Статья поступила в редакцию 15.11.14
УДК37.035.7
Chebataryov V.A., Lopoukha A.D. SOCIALIZATION IN THE FORMATION OF THE INDIVIDUAL MILITARY PERSONNEL. The paper examines the basic scientific approaches to socialization, the nature and contents of this social phenomenon. The question about the lack of readiness of the military problems of socialization with deep consideration of the specificity of the Institute of military service. The analysis of dissertation research problems shows that they are dedicated mainly to problems of political, legal, subcultural-consumer socialization of military officers. It is noted that features of the Institute of military service require a deeply specific, complex military socialization of the professional military. Examining theoretical perspectives on socialization, the authors come to the conclusion about the necessity of discussing the consideration of military socialization as a phenomenon of integrating the processes of political, legal, cultural and other areas of socialization of the military. The problems of the technology of military socialization of military people are least developed questions. The authors make a conclusion about the necessity of a deeper development of practical issues of socialization in pedagogy.
Key words: socialization, formation of a person, society as a subject of socialization, military socialization.
В.А. Чебатарев, ВрИО начальника учебно-методического отдела Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (филиал), г. Новосибирск, E-mail: chebatarev_vitalii@mail.ru; А.Д. Лопуха, д-р пед. наук, проф. каф. военной педагогики и психологии Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева Министерства внутренних дел России, г. Новосибирск, E-mail: lopoukha@yandex.ru
СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ КАДРОВЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В работе анализируются основные научные подходы к социализации личности, сущность и содержание этого социального феномена. Поставлен вопрос о недостаточной разработанности проблем воинской социализации с учетом глубокой специфики института военной службы. Анализ диссертационных исследований проблемы показывает, что они посвящены, в основном, проблемам их политической, правовой, субкультурно-бытовой социализации военнослужащих. Отмечено, что особенности института воинской службы требуют глубоко специфической, комплексной воинской социализации представителей профессиональных военных. Исследовав теоретические представления о социализации авторы приходят к выводу о необходимости постановки проблемы о рассмотрении воинской социализации как феномена интегрирующего процессы политической, правовой, культурно-бытовой и других направлений социализации военнослужащих. Наименее разработаны проблемы технологий воинской социализации военнослужащих. Сделан вывод о необходимости более глубокой разработки практических вопросов социализации в педагогической науке.
Ключевые слова: социализация, становление личности, общество как субъект социализации, воинская социализация.
Анализ широкого круга источников свидетельствует о разнообразных подходах к определению сущности и содержания социализации как социального феномена. Вместе с тем, существует нечто общее в его понимании представителями многих научных школ.
В ходе социализации человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Вполне естественно, что любое общество заинтересовано в формировании у своих граждан социально целесообразных морально-нравственных, интеллектуальных, правовых ценностей, эстетических и физических
идеалов для неконфликтного взаимодействия. Объективно содержание таких ценностей и идеалов существенно отличается у представителей разных рас, этнических групп в зависимости от особенностей их культуры, исторических традиций, социального устройства, особенностей окружающей природной среды. Более того, весьма существенно рознятся идеалы и ценности представителей разных социальных, профессиональных, конфессиональных групп в одном и том же государственном образовании.
Вопросы социализации наиболее глубоко исследуются в рамках социологической науки (особенно социологии права и де-виантного (отклоняющегося) поведения), социальной педагогики и психологии, политологии. Вместе с тем, практика социализации свидетельствует о том, что ее практическое осуществление ведется в рамках педагогики (воспитание, обучение, развитие, педагогизация воспитательной среды и т.д.). Сказанное заинтересовало нас со следующих позиций - уточнить, насколько глубоко исследован педагогической наукой этот сегмент образовательной деятельности, отражен на уровнях разработки теории и методики организации педагогического труда в области социализации в целом и отдельных профессиональных группах, в частности.
Изучение перечня защищенных по проблемам социализации диссертаций на сайте Российской государственной библиотеки свидетельствует о том, что при достаточно большом их количестве (245 работ) они посвящены, в основном, разработке теоретических проблем социализации. Основное количество защит проведено по социологическим наукам (113 работ), педагогическим наукам (62 работы), политическим наукам (22 работы), экономическим наукам (9 работ), психологическим наукам (6 работ). Анализ областей научных интересов диссертантов в исследовании социализации представителей различных профессиональных групп свидетельствует о рассмотрении в основном научных проблем политической, правовой, профессиональной социализации представителей различных групп. К основным видам социализации так же относят полоролевую, этническую, конфессиональную, субкультурно-групповую социализацию. Сегодня достаточно глубоко рассматриваются и процессы идеологический, экономической и духовной социализации. Гораздо менее глубоко разработаны проблемы социализации военнослужащих (впрочем и в этих исследованиях речь идет в основном об их политической, правовой, этнической и субкультурно-групповой социализации).
Интересно то, что практике воинской социализации не посвящено ни одной (!) диссертации, а ее практика в военных вузах Министерства обороны РФ практически не исследована. Это, безусловно, делает выяснение проблем воинской социализации в условиях нарастания военных угроз особенно актуальным.
Сказанное делает актуальным при разработке проблем воинской социализации курсантов военных вузов выявление основных научных подходов к социализации, ее сущности и содержания как специфического социального феномена. В современном обществе возникают многочисленные конкурирующие потоки социализации, которые борются между собой и зачастую противодействуют государству и обществу. Личность формирует свой жизненный выбор исходя из индивидуальной оценки этих конкурирующих социализационных процессов, определяя собственные приоритеты и выбор тех или иных ценностей, поведенческих стандартов, областей предпочтительной профессиональной деятельности.
По мнению Д.Д. Невирко, «социализацию человека необходимо понимать как интегральный процесс, включение его в систему социальных отношений и приобретение профессионально и общественно значимых черт» [1, с. 73]. В ходе него вырабатывается профессионально ориентированная позиция личности, формируются качества, обеспечивающие выполнение социальной роли в соответствии с приобретенным статусом.
Человек в ходе социализации сознательно усваивает готовые формы и способы социальной жизни, вырабатывает смысложизненные ценностные ориентации. Как считает К.В.Рубчевский,социализацияэто«важнейшаясоставляющаяпро-цесса развития личности, его стержень и позитивный элемент» [2, с. 88].
В ходе социализации существуют двусторонние связи личности и общества. Последнее наделяет человека определенным набором свойств и качеств, представляя возможность получить конкретную социальную роль. Личность при этом включается в социальные (в том числе профессиональные) процессы, осваивает нормы и ценности данного общества (социальной группы),
приобретает социальный опыт, формирует при этом смысложиз-ненные установки и ценности, личностные убеждения, что способствует воспроизводству существующих социальных (в том числе воинских) отношений. По мнению Г.В. Осипова «социализация - это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур, в различные действия социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности» [3, с. 329].
В политологии сущность социализации рассматривается как «приобщение к социальному опыту, накопленному предшествующими поколениями людей. В процессе социализации формируется жизненная позиция на основе усвоения социального опыта. Особую роль в этом процессе играет культура» [4, с. 424]. С позиций психологической науки «социализация личности представляет процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе и группе» [5, с. 97].
По мнению В.В. Касьянова, социализация это «процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки свойственные его социальной роли... в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные [6, с. 161].
В социальной педагогике социализация рассматривается как «процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использовать их в окружающей среде [7, с. 65].
По мнению Л.В. Мардахаева «Социализация - это процесс становления личности, усвоения индивидом языка социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социального опыта» [8].
Анализируя вышеприведенные определения сущности социализации можно прийти к выводу о том, что они соответствуют пониманию явления социализации первыми авторами этого термина. Так, Э. Гиддинс понимал социализацию как «развитие социальной природы или характера индивида» [9, с. 47]. (Речь шла о приспособлении индивида к требованиям общества).
Т. Парсонс определял социализацию как «совокупность процессов, посредством которых люди становятся членами системы социальной общности и устанавливают определенный социальный статус [10, с. 173]. Им была разработана «Теория социального действия», в которой делался вывод о том, что «система социальных отношений, в которую включено действующее лицо не просто имеют ситуационное значение, а непосредственно образует саму личность» [11, с. 460].
При этом он полагал, что формируемые в ходе социализации качества личности определяются ролями, занимаемыми индивидом, а он выбирает социальные роли, соответствующие структуре его личности. При этом Т. Парсонс считал - ценности и нормы - это ценностное содержание самой личности. Следовательно, они могут использоваться в качестве индикаторов социа-лизированности личности.
Значимой является и «нормативно-ценностная система внешних стимулов», регулирующих действия и внутреннюю структуру всех принадлежащих одному культурному полю деятелей» [12, с. 22]. Отметим сказанное, поскольку «внешние символы», ритуалы и традиции - один из основных инструментов воинской социализации, цель которой - формирование служеб-но-боевых качеств военнослужащего в соответствии с должностным предназначением, достижением им полного соответствия своему статусу (для курсантов - офицерскому) для успешного вхождения в должность (исполнения социальной роли). В силу сказанного, воинская социализация офицера (особенно развитие его ценностно-мотивационных структур, подготовка в качестве специалиста в области военного управления, развитие военно-профессиональных компетенций) имеет в военных вузах МО РФ глубокие особенности. В условиях транзитивного общества социализация кадровых военных зачастую подвержена глубоким трансформациям. (Р. Мертон считает их аномиями ценностно-нормативной системы общества, в частности, между традиционными социальными целями и институциональными целями их достижения). Мертон полагал, что «в процессе со-
циализации личность может, либо приспосабливаться к такому дисбалансу принимая социальные ценности и нормы, либо отклоняясь от них, нарушая правомерные пути удовлетворения потребностей» [13, с. 202-203].
Н. Смелзер трактует социализацию как «передачу от поколения к поколению культуры общества» [14, с. 43]. Он считает, что социализация происходит в процессе принятия верований, норм и правил, усвоения социальных ценностей и разделения определенных идеалов. Прекращение социализации в его мнении приводит к гибели культуры. Данный вывод для нашего исследования особенно значим, поскольку позволяют научно осознать причины упадка воинской культуры после событий 1917 и 1991 годов, связанные с глубокой трансформацией основных структур социализации.
По мнению Н. Смелзера, основными функциями социализации является обеспечение связи между индивидами, обеспечение сохранения обществ. «Социализация не только дает нам возможность общаться между собой посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения» [14, с. 95].
Общество направляет социализацию личности в нужном ему ключе, объекты социализации чаще стремятся к адаптации. Отмечая это, Смелзер констатирует, что «стремления к конформизму - скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой» [14, с. 96]. Этот вывод так же значим для воинской социализации, поскольку и психобиологические возможности обучаемых и канва военной культуры офицера определяют ведущую модель воинской социализации в военных вузах, специфику идеалов, ценностей, традиций и норм повседневной деятельности.
В российской социологии и социальной психологии наибольший вклад внесен Г.Н. Андреевой [15], В.А. Ядовым [16], Г.В. Осиповым [3], Б.Г. Ананьевым [17], В.Г. Харчевой [18]. Наиболее глубокие исследования проблем правовой социализации принадлежат О.В. Степанову [19] и П.А. Самыгину [20]. В последние годы психологическая, политическая и правовая социализация военнослужащих стала темой ряда исследований [21; 22; 23], которые используют ее проблемы в современных условиях
Библиографический список
и являются, на наш взгляд, значимыми в определении сущности и содержания воинской социализации как интегративного ядра социализации военнослужащих.
С учетом проблемы исследования, для нас безусловно важной была концепция социализационной нормы, разработанная А.И. Ковалевой [24, с. 110] и О.О. Намлинской, исследовавшими противоречивые особенности идентификации русской молодежи [25].
В социализации курсантов военных вузов отдельные особенности познавательной деятельности исследовались М.В. Лихачевым [26], регуляции дисциплинарных отношений -А.Л. Забарой [27].
С позиций определения теоретических основ воинской социализации для нас наиболее значимыми являются идеи Т. Парсонса, Р. Мертона, Н. Смелзера, Г.В, Осипова, Л.В. Мардаха-ева.
Анализ вышесказанного приводит к выводам о том, что:
а) в области политологии, социологии, юридической науки, психологии не существует единого подхода к определению сущности и содержания социализации, большинство научных исследований указанной проблемы носит теоретико-аналитический характер описания по итогам эмпирических исследований состояния отдельных свойств личности социализируемых;
б) проблема воинской социализации на данный момент в вышеперечисленных науках не исследовалась;
в) существует достаточно консолидированное мнение о том, что практика социализации курсантов (обучение, воспитание, развитие, формирование воинских качеств и ценностей, нормирование социализационных процессов) в педагогической науке исследована недостаточно, хотя именно она определяет успешность воинской социализации.
Подведем итог:
1. Сущность социализации в общем плане состоит во всесторонней подготовке личности к исполнению социальных ролей, достижению полного социального статуса и включении человека в социальные институты и процессы.
2. Воинская социализация - важнейшая, интегрирующая, системообразующая составляющая социализации военнослужащих.
3. Социализация личности и ее включение в социальные институты, группы и процессы имеет специфику, которая должна полно учитываться в моделях и технологиях социализации.
1. Невирко, Д.Д. Особенности социализации личности в авторитарных институтах России 90-х годов (опыт социологического анализа специфики профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел): монография. - Красноярск, 1999.
2. Рубчевский, К.В. Общество и человек: феномен социализации личности на рубеже второго и третьего тысячелетий: монография. -Красноярск, 2003.
3. Осипов, Г.В. Социология и социальное мифотворчество: монография. - М., 2002.
4. Желтов, В.В. Основы политологии: учеб. пособ. - Ростов-на-Дону, 2004.
5. Полянцева, О.И. Психология: учеб. пособ. - Ростов-на-Дону, 2002.
6. Касьянов, В.В. Основы социологии и политологии: учеб. пособ. - Ростов-на-Дону, 2005.
7. Иванов, А.В. Социальная педагогика: учеб. пособ. / А.В. Иванов [и др.]; под общ. ред А.В. Иванова. - М., 2010.
8. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник. - М., 2005.
9. Giddings, F.H. The Theory of Socialization: A Syllabus of Sociological Principles for the Use of College and University Classes. New York; London, MacMillan & Co., Ltd. xiv, 1897.
10. Парсонс, Т.О структуре социального действия. - М., 2000.
11. Парсонс, Т. Система координат действия и обещая теория систем действия: культура, личность и место // Американская социологическая мысль. - М., 1996.
12. Примаков, В.Л. Социализация офицера в условиях военной службы. - М., 2000.
13. Девятко, И.Д. Мертоновский корректив к парсоновской версии структурного функционализма // Очерки истории теоретической социологии XX столетия. - М., 1994.
14. Смелзер, Н. Социология: учебник. - М., 1994.
15. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник. - М., 2001.
16. Ядов, В.А. Становление личности: Общественное и индивидуальное // Социологические исследования. - 1986. - № 3.
17. Ананьев, Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. - 1971. - Вып. 9.
18. Харчева, В.Г. Основы социологии: учеб. пособ. - М., 1999.
19. Степанов, О.В. Социология права: учебное пособие / О.В. Степанов, П.С. Самыгин. - Ростов-на-Дону, 2006.
20. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодежи. - Ростов-на-Дону, 2006.
21. Козырь, В.И. Правовая социализация учащихся системы высшего военного образования: дис. ... канд. соц. наук. - Ставрополь, 2002.
22. Лигинчук, Г.Г. Социальные стереотипы как фактор политической социализации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: дисс. ... канд. полит. наук. - М., 2005.
23. Ровенских, О.А. Педагогическая технология процесса адаптации военнослужащих к условиям профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2011.
24. Ковалева, А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс. - 2003. - № 1.
25. Намлинская, О.О. Русская идентичность в молодежной среде // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 2.
26. Лихачев, М.В. Познавательная деятельность как сфера социализации курсанта в военном училище: автореферат дис. ... канд. соц. наук. - М., 1995.
27. Забара, А.Л. Социальная регуляция дисциплинарных отношений в ВС РФ: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М., 1998.
Bibliography
1. Nevirko, D.D. Osobennosti socializacii lichnosti v avtoritarnihkh institutakh Rossii 90-kh godov (opiht sociologicheskogo analiza specifiki professionaljnoyj podgotovki kadrov organov vnutrennikh del): monografiya. - Krasnoyarsk, 1999.
2. Rubchevskiyj, K.V. Obthestvo i chelovek: fenomen socializacii lichnosti na rubezhe vtorogo i tretjego tihsyacheletiyj: monografiya. -Krasnoyarsk, 2003.
3. Osipov, G.V. Sociologiya i socialjnoe mifotvorchestvo: monografiya. - M., 2002.
4. Zheltov, V.V. Osnovih politologii: ucheb. posob. - Rostov-na-Donu, 2004.
5. Polyanceva, O.I. Psikhologiya: ucheb. posob. - Rostov-na-Donu, 2002.
6. Kasjyanov, V.V. Osnovih sociologii i politologii: ucheb. posob. - Rostov-na-Donu, 2005.
7. Ivanov, A.V. Socialjnaya pedagogika: ucheb. posob. / A.V. Ivanov [i dr.]; pod obth. red A.V. Ivanova. - M., 2010.
8. Mardakhaev, L.V. Socialjnaya pedagogika: uchebnik. - M., 2005.
9. Giddings, F.H. The Theory of Socialization: A Syllabus of Sociological Principles for the Use of College and University Classes. New York; London, MacMillan & Co., Ltd. xiv, 1897.
10. Parsons, T.O strukture socialjnogo deyjstviya. - M., 2000.
11. Parsons, T. Sistema koordinat deyjstviya i obethaya teoriya sistem deyjstviya: kuljtura, lichnostj i mesto // Amerikanskaya sociologicheskaya mihslj. - M., 1996.
12. Primakov, V.L. Socializaciya oficera v usloviyakh voennoyj sluzhbih. - M., 2000.
13. Devyatko, I.D. Mertonovskiyj korrektiv k parsonovskoyj versii strukturnogo funkcionalizma // Ocherki istorii teoreticheskoyj sociologii XX stoletiya. - M., 1994.
14. Smelzer, N. Sociologiya: uchebnik. - M., 1994.
15. Andreeva, G.M. Socialjnaya psikhologiya: uchebnik. - M., 2001.
16. Yadov, V.A. Stanovlenie lichnosti: Obthestvennoe i individualjnoe // Sociologicheskie issledovaniya. - 1986. - № 3.
17. Ananjev, B.G. O psikhologicheskikh ehffektakh socializacii // Chelovek i obthestvo. - 1971. - Vihp. 9.
18. Kharcheva, V.G. Osnovih sociologii: ucheb. posob. - M., 1999.
19. Stepanov, O.V. Sociologiya prava: uchebnoe posobie / O.V. Stepanov, P.S. Samihgin. - Rostov-na-Donu, 2006.
20. Samihgin, P.S. Deviantnoe povedenie molodezhi. - Rostov-na-Donu, 2006.
21. Kozihrj, V.I. Pravovaya socializaciya uchathikhsya sistemih vihsshego voennogo obrazovaniya: dis. ... kand. soc. nauk. - Stavropolj, 2002.
22. Liginchuk, G.G. Socialjnihe stereotipih kak faktor politicheskoyj socializacii voennosluzhathikh Vooruzhennihkh Sil Rossiyjskoyj Federacii: diss. ... kand. polit. nauk. - M., 2005.
23. Rovenskikh, O.A. Pedagogicheskaya tekhnologiya processa adaptacii voennosluzhathikh k usloviyam professionaljnoyj deyateljnosti: dis. . kand. ped. nauk. - Kaliningrad, 2011.
24. Kovaleva, A.I. Koncepciya socializacii molodezhi: normih, otkloneniya, socializacionnaya traektoriya // Socis. - 2003. - № 1.
25. Namlinskaya, O.O. Russkaya identichnostj v molodezhnoyj srede // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2006. - № 2.
26. Likhachev, M.V. Poznavateljnaya deyateljnostj kak sfera socializacii kursanta v voennom uchilithe: avtoreferat dis. ... kand. soc. nauk. - M., 1995.
27. Zabara, A.L. Socialjnaya regulyaciya disciplinarnihkh otnosheniyj v VS RF: avtoref. dis. ... kand. soc. nauk. - M., 1998.
Статья поступила в редакцию 15.11.14
УДК 378
Volkova N.V. WORKING-OUT AND REALIZATION OF PEDAGOGICAL ACTIVITY FORMATION MODEL IN THE PROCESS OF STUDENTS' PREPARATION. The article deals with the investigation problem of the pedagogical activity formation in the process of students' education. The author defines her research goal as task of how to work out and realize a pedagogical model of forming activity. Pedagogical modelling is considered by the author as one of the investigating methods of the above mentioned problem. The article singles out a theoretical background of the pedagogical activity formation model. Working-out and formation of the above model is put into the basis of the hypothesis. The author accentuates his attention on the structure of the pedagogical activity formation model, singles out and exposes vertical and horizontal structures of the pedagogical model for forming activity. The change of quality in the students' education is considered a general result of working-out and realization of pedagogical activity formation model.
Key words: model, formation, pedagogical activity, preparation, students, educational event, eventive planning.
Н.В. Волкова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Алтайской гос. академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail:VolkovaNVI@yandex.ru
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
В статье описаны подходы к разработке и этапы реализации модели становления педагогической деятельности в процессе подготовки студентов. Формулируются теоретические основания и гипотеза, положенные в основу разработки модели. Выделяются вертикальная и горизонтальная структуры модели. Вертикальная структура (разработка модели) представляет этапы и логику становления педагогической деятельности студентов. Горизонтальная (реализация модели) структура - условия, средства, формы и результаты, имеющие особенности на каждом этапе становления педагогической деятельности. В работе сформулирован общий результат разработки и реализации модели становления педагогической деятельности в подготовке, которым является изменение качества подготовки студентов к педагогической деятельности.
Ключевые слова: модель, становление, педагогическая деятельность, подготовка, студенты, образовательное событие, событийное проектирование.
Исследование проблемы становления педагогической деятельности в подготовке студентов позволило зафиксировать следующие ее аспекты:
- необходимость изменений в подготовке к педагогической деятельности;
- подготовка студентов к педагогической деятельности связывается с формированием готовности к ней, но не с открытиями, смыслами, отношениями;
- обоснование подготовки как становления педагогической деятельности;
- выделение и обоснование образовательных событий как условия становления педагогической деятельности;
- обоснование влияния образовательных событий на качество подготовки к педагогической деятельности.
В качестве одного из методов исследования в решении обозначенных проблем мы в своём исследовании использовали