Научная статья на тему 'Уровень воспитанности студентов как критерий эффективности функционирования воспитательной системы вуза'

Уровень воспитанности студентов как критерий эффективности функционирования воспитательной системы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1302
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPREHENSIVE ASSESSMENT / EFFECTIVENESS / EDUCATIONAL SYSTEM / CRITERIA AND INDICATORS / MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Ольга Юрьевна, Кудрявцев Юрий Михайлович

В статье рассмотрены проблемы, связанные с оценкой эффективности функционирования воспитательной системы в вузе, описывается апробированная авторами система ее критериев и показателей. Они позволяют оценивать как структуру воспитательной системы, так и уровень воспитанности студентов. Критерии рассматриваются как приоритетные, определяющие уровень эффективности функционирования воспитательной системы вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOOD MANNERS OF STUDENTS AS A CRITERION FOR THE EFFICIENCY OF THE UNIVERSITY’S EDUCATIONAL SYSTEM

The article dwells on the issues related to specific functions of the university’s educational system. The author justifies and validates criteria and indicators for the evaluation of functioning and development of the educational system. Criteria are identified allowing us to evaluate both the structure of the educational system and manners of the students. The selected criteria are considered by the author as priority ones, defining the level of efficiency of the university’s educational system.

Текст научной работы на тему «Уровень воспитанности студентов как критерий эффективности функционирования воспитательной системы вуза»

УДК 378.01

МАКАРОВА Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Казанского государственного медицинского университета. Автор 92 научных публикаций

КУДРЯВЦЕВ Юрий Михайлович, доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии инженерной деятельности института дополнительного профессионального образования Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Казанского национального исследовательского технологического университета. Автор 152 научных публикаций

УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ СТУДЕНТОВ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА

В статье рассмотрены проблемы, связанные с оценкой эффективности функционирования воспитательной системы в вузе, описывается апробированная авторами система ее критериев и показателей. Они позволяют оценивать как структуру воспитательной системы, так и уровень воспитанности студентов. Критерии рассматриваются как приоритетные, определяющие уровень эффективности функционирования воспитательной системы вуза.

Ключевые слова: комплексная оценка, эффективность, воспитательная система, система критериев и показателей, воспитательная деятельность.

Анализ и изучение организации функционирования и развития воспитательной системы вуза, понимание условий ее эффективности, направлений и путей развития, исследование различных процессов, направленных на социально-личностное и профессиональное развитие будущего специалиста, имеет большое значение для педагогической теории и практики воспитания в вузе. На их знании и основывается методика педагогического воздействия, проверяется эффективность и результативность

© Макарова О.Ю., Кудрявцев Ю.М., 2013

функционирования и развития воспитательной системы.

Научно обоснованные системы критериев и показателей для оценки эффективности воспитательной системы вуза имеют целью выявить уровень воспитанности студентов и определить его динамику в рамках функционирования воспитательной системы вуза.

Теория и практика воспитания подтверждают, что сложно оценить со всей определенностью уровень воспитанности человека,

сформированности у него всего комплекса соответствующих качеств, степень воздействия на его сознание воспитательной среды, деятельности различных категорий педагогов и т. д. Эта сложность вызвана тем, что результаты воспитательного воздействия становятся заметны с течением времени и проявляются уже в профессиональной деятельности специалиста. Некоторые авторы считают, что возможно оценить только эффективность организации процесса воспитательной деятельности, которая, безусловно, связана с ее результатами [5].

Как показало исследование, проведенное в Казанском государственном медицинском университете, трудности оценки степени воспитанности студентов обусловлены также следующими обстоятельствами:

- концептуально неоднозначными теоретическими подходами к пониманию и трактовке сущности воспитания как многообразного явления;

- многофункциональностью и противоречивостью процесса формирования и развития личности студента как основного объекта воспитательной деятельности;

- спецификой проявления законов и закономерностей в духовной сфере и в воспитании;

- творческим характером воспитательной деятельности;

- неоднозначным соотношением качественных и количественных характеристик воспитательной деятельности;

- преобладанием субъективных аспектов в данном процессе и рядом других обстоятельств.

Но, несмотря на сложность затронутой проблемы, в нашем исследовании предпринята попытка создания системы критериев эффективности функционирования и развития воспитательной системы вуза и показателей уровня воспитанности студентов.

Рассматривая данный вопрос, мы исходили из того, что главным критерием оценки

личности является ее деятельность, представляющая собой ряд последовательных, взаимосвязанных действий разного масштаба и характера. Поэтому понимание структуры деятельности очень важно для понимания проблемы критериев воспитанности. Подробный анализ структуры деятельности неизбежно приводит к необходимости решения вопроса о структуре сознания, поскольку организация и результаты деятельности определяются строением психики, сознания, качествами личности. Деятельность является сложной, потому и критерий оценки качеств не может быть простым.

Критерий оценки воспитанности личности является совокупностью признаков воспитанности и степенью их выраженности, или уровнем воспитанности. Так же, как собственно воспитанность личности имеет некоторую самостоятельность, специфичность, свои признаки, особенности и некоторую относительность, так и соответствующие оценки ее являются относительно самостоятельными, но в то же время взаимозависимыми.

Эти особенности отчетливо проявляются в педагогической оценке воспитанности личности. Педагогическая оценка выступает как суждение, в котором выражено отношение преподавателя к объекту воспитания. В этом отношении присутствуют элементы других оценок: психологической, нравственной, эстетической и др. Любая оценка, независимо от ее содержания, всегда содержит в себе воспитательный элемент. Многочисленные исследования, а также наблюдения показывают, что психологический механизм педагогической оценки достаточно сложен. Она претерпевает некоторые превращения в зависимости от тех отношений, которые отражает [3, с. 79].

В результате оценки у воспитателей формируется вполне определенное мнение о студенте, о его воспитанности. Под воздействием оценки у каждого студента вырабатывается точка зрения как на самого себя,

так и на свое ближайшее окружение, на преподавателей, т. е. формируется самооценка и взаимооценка.

Особенности оценочной деятельности позволяют предположить, что педагогическая оценка несет преимущественно воспитательную функцию, в том числе и при оценке компетенций студента. Она является не столько компонентом познавательной деятельности, сколько компонентом познава-тельно-преобразующей деятельности, в ходе которой изменяется окружающий человека мир и сам человек. Поскольку было отмечено, что педагогическая оценка включает в себя другие оценки, то и критерии оценки воспитанности по своему содержанию также должны включать соответствующие признаки: психические, нравственные, эстетические, правовые, физические и др., т. е. критерий не должен быть только нравственным, правовым или иным. В педагогическом плане он выступает как сложный, комплексный. На практике это означает, что к оценке воспитанности личности следует подходить всесторонне, целостно.

Следует отметить, что критерий сложен не только по своему содержанию, но и структуре. Первое, что входит в структуру критерия -это результат действия, который может быть материальным, предметным или идеальным. О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по его конкретным делам. «Статую красит вид, а человека деяния его», -подчеркивал Пифагор [2, с. 28], а Гегель отмечал, что действия человека определяют сущность его: «...что человек делает, таков он и есть» [1, с. 131].

И всё же действие как важнейший и основной структурный элемент критерия не следует абсолютизировать. По этому поводу А.С. Макаренко писал: «... о поведении человека можно судить только по внешним его действиям, ...но внешние действия тоже являются в известной степени условным обозначением истинной сущности данного человека» [4, с. 47].

Поэтому нельзя при оценке воспитанности личности ограничиваться только одним показателем - результатом действия. Следует еще учитывать то обстоятельство, что иные действия могут не иметь своего результата, они как бы являются еще незаконченными, или могут иметь отрицательный результат; тем не менее и они вправе иметь оценку. Следовательно, вторым обязательным структурным элементом критерия является мотив действия, внутренние побудительные силы, которые заставляют поступать, действовать человека определённым образом.

Потребности, желания, интересы, идеалы, убеждения человека выступают как мотивирующая побудительная часть деятельности, определяющая выбор тех или иных целей. В то же время именно характерные для того или иного человека мотивы деятельности и связанные с ними цели определяет личность. Чем глубже проникновение определенных установок, идей в сознание человека, т. е. чем выше уровень сформированности позитивных качеств у человека, тем меньше в его действиях случайного, стихийного. Критерий воспитанности обязательно включает стойкость и прочность нравственных убеждений, установок, позволяющих человеку самостоятельно определять свое поведение.

Совершая определенные действия, человек руководствуется не только прошлым опытом, интуицией и индивидуальными мотивами, но и вновь приобретенными знаниями. Последние, относясь к категории психических образований, определенным образом входят в мотивы деятельности. Они могут рассматриваться как самостоятельный, третий компонент критерия оценки воспитанности.

Кроме перечисленных основных компонентов критерия, при оценке следует учитывать и другие - такие как степень влияния поступка на окружающих, линию поведения или реализацию конкретной нормы поведения. Но очевидно, что для практической

деятельности преподавателя при оценке воспитанности студента вполне достаточно включать в критерий лишь основные компоненты: а) результат действия, б) мотивы, в) знания. Без совокупности названных показателей нельзя определить уровень воспитанности студентов.

Структурные компоненты критериев и показателей для определения воспитанности студентов представлены в табл. 1.

Говоря о критерии воспитанности качеств личности, вполне правомерно оценивать и количественную определенность их признаков.

Таблица 1

уровень воспитанности студента вуза

Критерий Показатели

Личностно-поведенческий - приоритетность ценностей и интересов; - реальная направленность поведения; - уровень проявления активности в учебе, службе; - беспрекословное выполнение предъявляемых требований; - проявление активной социальной позиции; - проявление своих убеждений и умение отстаивать их; - проявление принципиальной позиции в отношении личностей, допускающих нарушения и отклонения от норм; - самореализация в качестве субъекта деятельности, воздействия на других личностей; - устойчивое поведение в соответствии с личными принципами; - проявление смыслообразующих ценностных мотивов жизнедеятельности при выполнении профессионального долга; - реальный вклад в подержание организованности, дисциплинированности, исполнительности в вузе; - проявление высокого уровня воспитанности как активная жизненная позиция.

Мотивационно- ценностный - проявление устойчивого интереса к нормам поведения, правилам, уровню воспитанности; - потребность в познании социально-ценностных норм, нравственной морали; - направленность поведения в соответствии с личными представлениями и убеждениями; - социально-ценностная направленность личности; - мотивы личности (социальные, интеллектуальные и др.); - характер соотношения положительных и отрицательных качеств личности; - проявление активности в учебе и общественной жизни; - осмысление своей роли и места в жизни общества.

Мировоззренчески- познавательный - уровень развития сознания личности; - знание основных норм, социально-нравственных ценностей, правил поведения; - устойчивая убежденность в необходимости высокого уровня воспитанности; - общие представления о нравственных, социальных, культурных, идеологических, патриотических ценностях; - приоритет общественно значимых ценностей; - уровень сформированности профессиональных качеств; - готовность к соблюдению норм, требований и т. д.

В настоящее время в психолого-педагогической и социологической литературе количественная оценка качественных признаков личности признается возможной. Оценка, выраженная в баллах, определяет уровень соответствия достигнутого уровня воспитанности студентов предъявляемым требованиям, поставленным целям и задачам воспитания [6, с. 216].

В общем виде, безотносительно к конкретному уровню воспитанности, количественный критерий оценки может быть представлен следующим образом:

1. Неудовлетворительный уровень воспитанности: наличие признаков негативного поведения даже при понимании сущности воспитанности и предъявляемых требований;

2. Посредственный уровень воспитанности: воспитанность не является чертой характера, развита слабо - ее проявления неустойчивы, отмечаются частые повторяющиеся отклонения даже при знании сущности воспитанности и предъявляемых к нему требований;

3. Удовлетворительный уровень воспитанности: воспитанность является чертой харак-

тера человека, постоянно проявляется во всех действиях и поступках, но отмечаются отдельные незначительные отклонения, вызванные неполным развитием воспитанности или незнанием полного существа его или предъявляемых требований;

4. Образцовый уровень воспитанности: воспитанность является ярко выраженной чертой характера человека, постоянно проявляется во всех действиях и поступках; человека характеризует знание существа воспитанности и предъявляемых к нему требований.

Уровень воспитанности студента определяется проявлением моральных и профессиональных качеств. Поэтому при определении уровня воспитанности целесообразно проводить диагностику уровня сформированности качеств, необходимых для успешного выполнения многообразных задач (см. табл. 2).

При определении уровня воспитанности целесообразно соотносить его с уровнем сфор-мированности важнейших профессиональных качеств, при оценке которых целесообразно

Таблица 2

ПРОЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

В ПОВЕДЕНИИ СТУДЕНТОВ

Качество Характерные признаки проявления

Целеустремленность - умение ставить перед собой цели и конкретно определять пути, средства их достижения; - настойчивость в достижении поставленных целей.

Принципиально сть - проявление активной жизненной позиции в борьбе с недостатками, нравственными отступлениями; - единство слова и дела, строгое соблюдение установленных правил, норм поведения; - высокая требовательность к себе и членам коллектива.

Патриотизм - преобладание общественных интересов над личными; - верность традициям.

Тактичность - умение соблюдать меру в педагогическом воздействии; - уважение к подчиненным и требовательность, отсутствие грубости и фамильярности в отношениях с ними; - умение влиять на других, не подчеркивая своего превосходства; - бескорыстное и искреннее участие в судьбах подчиненных и товарищей.

Окончание табл. 2

Качество Характерные признаки проявления

Толерантность - терпимость к мнению других людей; - умение разрешать конфликтные ситуации.

Самообладание - способность владеть собой в сложных, критических ситуациях; - умение довести любое дело до конца.

Самокритичность - критическое отношение к результатам своей деятельности; - умение признавать свои ошибки и прислушиваться к мнению воспитателей и товарищей.

Коллективизм - активное участие в коллективных делах; - критичное отношение к недостаткам товарищей, самокритичность.

Физическая культура борьба за здоровый образ жизни.

Общая культура соблюдение установленных правил и норм поведения.

Эстетическая направленность интерес к искусству, литературе.

Кругозор - широта интересов, любознательность; - характер, объем, устойчивость, направленность преобладающих увлечений.

Профессиональное мастерство уровень специальных знаний и практических навыков.

оценивать качество по характерным признакам их проявления в поведении студентов.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что программирование деятельности по реализации

Концепции развития воспитательной системы Казанского государственного медицинского университета позволяет создавать условия, которые в наибольшей степени способствуют формированию и развитию личности студента.

Список литературы

1. ГегельГ.В.Ф. Собрание сочинений. М.; Л., 1929-1958. Т. 1.

2. Изречения древнейших греческих мыслителей. Харьков, 1987.

3. Ленев Ю.А. Концептуальные положения развития воспитательной системы в высшем военном учебном заведении: монография. М., 2010.

4. МакаренкоА.С. Собрание сочинений. М., 1971. Т. 5.

5. Синягина Н.Ю. Воспитательная работа: проблемы, задачи, методы // Аккредитация в образовании. 2009. № 31. URL: http://www.akvobr.ru/joumal_akkreditacia_v_obrazovanii_31.htm

6. Шарухин А.П. Вуз как воспитательная система: проблема повышения эффективности и качества функционирования // Материалы 10-й юбилейной междунар. конф. Вып. 10. СПб., 2011. Ч. II.

References

1. Hegel G.W.F. Sobranie sochineniy [Collected Works]. Moscow, Leningrad, 1929-1958. Vol. 1.

2. Izrecheniya drevneyshikh grecheskikh mysliteley [Aphorisms of Ancient Greek Thinkers]. Kharkov, 1987.

3. Lenev Yu.A. Kontseptual’nye polozheniya razvitiya vospitatel’noy sistemy v vysshem voennom uchebnom zavedenii [Conceptual Points of the Educational System Development in a Military Institution of Higher Education]. Moscow, 2010.

4. Makarenko A.S. Sobranie sochineniy [Collected Works]. Moscow, 1971. Vol. 5.

5. Sinyagina N.Yu. Vospitatel’naya rabota: problemy, zadachi, metody [Educational Work: Problems, Objectives, Methods]. Akkreditatsiya v obrazovanii, 2009, no. 31. Available at: http://www.akvobr.ru/journal_akkreditacia_v_ obrazovanii_31.htm.

6. Sharukhin A.P. Vuz kak vospitatel’naya sistema: problema povysheniya effektivnosti i kachestva funktsioniro-vaniya [University as a System of Moral Education: Improving the Efficiency and Quality of Its Functioning]. Materialy 10-yyubileynoy mezhdunar. konf [Proc. 10th Int. Conf.]. Iss. 10, St. Petersburg, 2011. Part 2.

Makarova Olga Yuryevna

Department of Foreign Languages, Kazan State Medical University (Kazan, Russia)

Kudryavtsev Yury Mikhailovich

Department of Methodology and Engineering, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russia)

GOOD MANNERS OF STUDENTS AS A CRITERION FOR THE EFFICIENCY OF THE UNIVERSITY’S EDUCATIONAL SYSTEM

The article dwells on the issues related to specific functions of the university’s educational system. The author justifies and validates criteria and indicators for the evaluation of functioning and development of the educational system. Criteria are identified allowing us to evaluate both the structure of the educational system and manners of the students. The selected criteria are considered by the author as priority ones, defining the level of efficiency of the university’s educational system.

Keywords: comprehensive assessment, effectiveness, educational system, criteria and indicators, moral education.

Контактная информация: Макарова Ольга Юрьевна, адрес: 420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49;

e-mail: [email protected] Кудрявцев Юрий Михайлович, адрес: 420029, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Попова, д. 10;

e-mail: [email protected]

Рецензент - Буторина Т.С., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения института педагогики и психологии, директор научно-образовательного центра «Ломоносовский институт» Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.