педагогика и психология
ББК 74.58
О. Ю. Макарова
Уровень воспитанности студентов как критерий эффективности функционирования воспитательной системы вуза
O. Yu. Makarova
The Educational Level of Students as the Criterion of Efficiency of the University Educational System
Рассмотрены проблемы, связанные с оценкой эффективности функционирования воспитательной системы в вузе. Обоснованы и апробированы системы критериев и показателей оценки эффективности функционирования и развития воспитательной системы. Обозначены критерии, позволяющие оценивать как структуру воспитательной системы, так и уровень воспитанности студентов. Эти критерии рассматриваются как приоритетные, определяющие уровень эффективности функционирования воспитательной системы вуза.
Ключевые слова: комплексная оценка, эффективность воспитательной системы, система критериев и показателей, результат воспитательной деятельности.
DOI 10.14258/izvasu(2013)2.2-05
Анализ и изучение организации функционирования и развития воспитательной системы вуза, понимание условий ее эффективности, направлений и путей развития, исследование различных процессов, направленных на социально-личностное и профессиональное развитие будущего специалиста имеет большое значение для педагогической теории и практики воспитания в вузе. На их знании и основывается методика педагогического воздействия, проверяются эффективность и результативность функционирования и развития воспитательной системы вуза.
Научное обоснование системы критериев и показателей для оценки эффективности воспитательной системы вуза имеет целью выявить уровень воспитанности студентов и определить динамику развития этого уровня в рамках функционирования воспитательной системы вуза.
Теория и практика воспитания подтверждают, что сложно со всей определенностью установить уровень воспитанности человека, сформированности у него всего комплекса качеств личности, степень воздействия на сознание личности воспитательной среды, деятельности различных категорий педагогов и т. д. Эта сложность вызвана тем, что данные эффекты пролонгированы во времени, и результаты воспитательного воздействия проявятся уже в профессиональной деятельности специалиста. Некоторые авторы считают,
The article considers issues related to specific functions of educational system at the University. The author dwells on issues of justification and validation of criteria and indicators for the evaluation of the functioning and development of the educational system. Identified criteria evaluate both the structure of the educational system and the level of students’ education. The selected criteria considered by the author as a priority define the level of efficiency of the educational system of the university.
Key words: comprehensive assessment, effectiveness of the educational system, system of criteria and indicators.
что возможно оценить только эффективность организации процесса воспитательной деятельности, которая, безусловно, связана с ее результатами [1].
Как показало исследование, проведенное в Казанском государственном медицинском университете (КГМУ), трудности оценки степени воспитанности студентов обусловлены следующими обстоятельствами:
— концептуально неоднозначными теоретическими подходами к пониманию и трактовке сущности воспитания как многообразного явления;
— многофункциональностью и противоречиво -стью процесса формирования и развития личности студента как основного объекта воспитательной деятельности;
— спецификой проявления законов и закономерностей в духовной сфере и в воспитании, действующих как тенденции;
— творческим характером воспитательной деятельности;
— неоднозначным соотношением качественных и количественных характеристик воспитательной деятельности;
— преобладанием субъективных аспектов в данном процессе и рядом других обстоятельств.
Но, несмотря на сложность затронутой проблемы, в исследовании предпринята попытка создания
системы критериев эффективности функционирования и развития воспитательной системы вуза и показателей уровня воспитанности студентов.
Рассматривая данный вопрос, мы исходили из того, что главным критерием оценки личности является ее деятельность, представляющая собой ряд последовательных взаимосвязанных действий разного масштаба и характера. Поэтому понимание структуры деятельности очень важно для понимания проблемы критериев воспитанности. Подробный анализ структуры деятельности неизбежно приводит к необходимости решения вопроса о структуре сознания. Поскольку именно организация и результаты деятельности определяются строением психики, сознания, а следовательно, и качествами личности, а сама деятельность является сложной, то и критерий оценки качеств не может быть простым.
Критерий оценки воспитанности личности выступает совокупностью признаков воспитанности и степенью их выраженности, или уровнем воспитанности. Но так же, как собственно воспитанность личности имеет некоторую самостоятельность, специфичность, свои признаки, особенности и некоторую относительность, так и соответствующие оценки ее являются относительно самостоятельными, но в то же время взаимозависимыми.
Эти особенности отчетливо проявляются в педагогической оценке воспитанности личности. Педагогическая оценка выступает как суждение, в котором выражено отношение преподавателя к объекту воспитания. В этом отношении присутствуют элементы других оценок: психологической, нравственной, эстетической и др. Любая оценка, независимо от ее содержания, всегда содержит в себе воспитательный элемент. Многочисленные исследования, а также наблюдения показывают, что психологический механизм педагогической оценки достаточно сложен. Педагогическая оценка претерпевает некоторые превращения в зависимости от тех отношений, которые она отражает [2, с. 79].
Под воздействием оценки у воспитателей формируется вполне определенное мнение о студенте, о его воспитанности. Через воздействие оценки у каждого студента вырабатывается точка зрения как на самого себя, так и на свое ближайшее окружение, на преподавателей, т. е. формируются самооценка и взаимооценка.
Особенности оценочной деятельности позволяют предположить, что педагогическая оценка выполняет преимущественно воспитательную функцию, в том числе и при оценке компетенций студента. Педагогическая оценка является компонентом не столько познавательной деятельности, сколько по-знавательно-преобразующей, в которой не только познается, но и преобразуется окружающий человека мир и сам человек. Поскольку было отмечено, что педагогическая оценка включает в себя другие оцен-
ки, то и критерии оценки воспитанности по своему содержанию также должны иметь соответствующие признаки: психические, нравственные, эстетические, правовые, физические и другие, т. е. критерий не должен быть только нравственным, правовым или иным. В педагогическом плане он выступает как сложный, комплексный. На практике это означает, что к оценке воспитанности личности нужно подходить комплексно, всесторонне, целостно.
Следует отметить, что критерий сложен не только по своему содержанию, но и по структуре. Первое, что входит в структуру критерия, — это результат воздействия, который может быть материальным, предметным, или идеальным. Однако о человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по его конкретным делам. «Статую красит вид, а человека деяния его», — подчеркивал Пифагор [3, с. 28], а Гегель отмечал, что действия человека определяют его сущность: «.. .что человек делает, таков он и есть» [4, с. 131]. И все же результат действия как важнейший и основной структурный элемент критерия не следует абсолютизировать. По этому поводу А. С. Макаренко писал: «.о поведении человека можно судить только по внешним его действиям,. но внешние действия тоже являются в известной степени условным обозначением истинной сущности данного человека» [5, с. 47]. Поэтому нельзя при оценке воспитанности личности ограничиваться только одним показателем — результатом действия. Следует еще учитывать то обстоятельство, что иные действия могут не иметь своего результата, они как бы являются еще не законченными или могут иметь отрицательный результат, тем не менее, и они вправе иметь оценку. Следовательно, вторым обязательным структурным элементом критерия является мотив действия, внутренние побудительные силы, которые заставляют поступать, действовать человека определенным образом.
Потребности, желания, интересы, идеалы, убеждения человека выступают как мотивирующая побудительная часть деятельности, определяющая выбор тех или иных целей. В то же время именно характерные для того или иного человека мотивы деятельности и связанные с ними цели определяет личность. Чем глубже проникновение определенных установок, идей в сознание человека, т. е. чем выше уровень сформированности у него позитивных качеств, тем меньше в его действиях случайного, стихийного. Критерий воспитанности обязательно включает в себя стойкость и прочность нравственных убеждений, установок, позволяющих человеку самостоятельно определять свое поведение.
Совершая определенные действия, человек руководствуется не только прошлым опытом, интуицией и индивидуальными мотивами, но и вновь приобретенными знаниями. Последние, относясь к категории психических образований, определенным образом
входят в мотивы деятельности. Они могут рассматриваться самостоятельным, третьим компонентом критерия оценки воспитанности.
Кроме перечисленных основных компонентов критерия, при оценке следует учитывать и другие составляющие, например, степень влияния своего поступка на окружающих, линию поведения или реализацию конкретной нормы поведения. Но очевид-
Следует также отметить, что критерий предполагает определение признаков того или иного явления не только с качественной стороны, но и с количественной. Поэтому, говоря о критерии воспитанности качеств личности, вполне правомерно оценивать и количественную определенность их признаков. В настоящее время в психолого-педагогической и социологической литературе является признанной и проверенной точка зрения о возможности количе-
но, что для практической деятельности преподавателя при оценке воспитанности студента вполне достаточно включать в критерий лишь основные компоненты: а) результат действия, б) мотивы, в) знания. Без совокупности названных показателей нельзя определить уровень воспитанности студентов. Структурные компоненты критериев и показателей для определения воспитанности студентов представлены в таблице 1.
ственной оценки качественных признаков личности. Оценка, выраженная в количественной форме, баллах, определяет уровень соответствия достигнутого уровня воспитанности студентов предъявляемым требованиям, поставленным целям и задачам воспитания [6, с. 216].
В общем виде, безотносительно к конкретному уровню воспитанности, количественный критерий оценки может быть выражен следующим образом:
Таблица 1
Критерии и показатели оценки уровня воспитанности объекта воспитательной системы вуза
Критерий Показатели
Мотивационно- ценностный — проявление устойчивого интереса к нормам поведения, правилам, уровню воспитанности; — потребность в познании социально-ценностных норм, нравственной морали; — направленность поведения в соответствии с личными представлениями и убежденностью; — социально-ценностная направленность личности; — мотивы личности (социальные, интеллектуальные и др.); — вектор соотношения положительных и отрицательных качеств личности; — проявление активности в учебе и общественной жизни; — осмысление своей роли и места в жизни общества
Мировоззренчески- познавательный — уровень развития сознания личности; — знание основных норм, социально-нравственных ценностей, правил поведения; — устойчивая убежденность в необходимости высокого уровня воспитанности; — общие представления о нравственных, социальных, культурных, идеологических, патриотических ценностях; — приоритет общественно значимых ценностей; — уровень сформированности профессиональных качеств; — готовность к соблюдению норм, требований и т. д.
Личностно- поведенческий — приоритетность ценностей и интересов; — реальная направленность поведения; — уровень проявления активности в учебе, службе; — беспрекословное выполнение предъявляемых требований; — проявление активной социальной позиции; — проявление своих убеждений и умение отстаивать их; — проявление принципиальной позиции в отношении личностей, допускающих нарушения и отклонения от норм; — самореализация в качестве субъекта деятельности в плане воздействия на других личностей; — проявление устойчивого поведения в соответствии с личными принципами; — проявление смыслообразующих ценностных мотивов жизнедеятельности по выполнению профессионального долга; — реальный вклад в подержание организованности, дисциплинированности, исполнительности в вузе; — проявление высокого уровня воспитанности как активная жизненная позиция
1) неудовлетворительный уровень воспитанности: в его проявлениях характерны признаки негативного поведения даже при понимании сущности воспитанности и предъявляемых требований;
2) посредственный уровень воспитанности: не является чертой характера, в проявлениях неустойчив, отмечаются частые повторяющиеся отклонения, обусловленные слабым развитием воспитанности даже при знании сущности воспитанности и предъявляемых к нему требований;
3) удовлетворительный уровень воспитанности: является чертой характера человека, постоянно проявляется во всех действиях и поступках, но отмечаются отдельные незначительные отклонения,
вызванные неполным развитием воспитанности или незнанием полного существа его или предъявляемых требований;
4) образцовый уровень воспитанности: является ярко выраженной чертой характера человека, постоянно проявляется во всех действиях и поступках, основан на знании существа воспитанности и предъявляемых к нему требований.
Уровень воспитанности студента обусловлен проявлением моральных и профессиональных качеств. Поэтому при определении уровня воспитанности целесообразно проводить диагностику уровня сформи-рованности качеств, необходимых для успешного выполнения многообразных задач (табл. 2).
Таблица 2
Основные профессиональные и морально-нравственные качества, характерные признаки их проявления в поведении студентов
№ п/п Качество Характерные признаки проявления качества
1. Целеустремленность — умение ставить перед собой цели и конкретно определять пути, средства их достижения; — настойчивость в достижении поставленных целей
2. Принципиально сть — проявление активной жизненной позиции в борьбе с недостатками, нравственными отступлениями; — единство слова и дела, строгое соблюдение установленных правил, норм поведения; — высокая требовательность к себе и членам коллектива
3. Патриотизм — преобладание общественных интересов над личными; — верность традициям
4. Тактичность — умение соблюдать меру в педагогических воздействиях; — уважение к подчиненным и требовательность, отсутствие грубости и фамильярности в отношениях с ними; — умение влиять на других, не подчеркивая своего превосходства; — бескорыстное и искреннее участие в судьбах подчиненных и товарищей
5. Толерантность — терпимость к мнению других людей; — умение разрешать конфликтные ситуации
6. Самообладание — самообладание в сложных, критических ситуациях; — умение довести любое дело до конца
7. Самокритичность — критическое отношение к результатам своей деятельности; — умение признавать свои ошибки и прислушиваться к мнению воспитателей и товарищей
8. Коллективизм — активное участие в общих коллективных делах; — критичное отношение к недостаткам товарищей, самокритичность
9. Физическая культура — борьба за здоровый образ жизни
10. Общая культура — соблюдение установленных правил и норм поведения
11. Эстетическая направленность интерес к искусству, литературе
12. Кругозор — широта интересов, любознательность; — характер, объем, устойчивость, направленность преобладающих увлечений
13. Профессиональное мастерство уровень специальных знаний и практических навыков
При определении уровня воспитанности целесообразно соотносить эти уровни с уровнем сформи-рованности важнейших профессиональных качеств, оценивать которые следует по характерным признакам их проявления в поведении студентов.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что программирование деятельности по реализации концепции развития воспитательной системы КГМУ позволяет создавать условия, которые в наибольшей степени способствуют формированию и развитию личности будущего специалиста.
Библиографический список
1. Синягина Н. Ю. Воспитательная работа: проблемы, задачи, методы // Электронный журнал «Аккредитация в образовании». — 2009. — № 31.
2. Ленев Ю. А. Концептуальные положения развития воспитательной системы в высшем военном учебном заведении : монография. — М., 2010.
3. Изречения древнейших греческих мыслителей. — Харьков, 1987.
4. Гегель Г. В. Ф. Собрание сочинений : в 14 т. — М. ; Л., 1929-1958. — Т. 1.
5. Макаренко А. С. Собрание сочинений : в 5 т. — М., 1971. — Т. 5.
6. Шарухин А. П. Вуз как воспитательная система: проблема повышения эффективности и качества функционирования // Материалы 10-й юбилейной меж-дун. конф. : в 2 ч. / сост. Н. А. Лобанов ; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова. — Вып. 10. — СПб., 2011. — Ч. II.