УДК 371.4
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Е.В. Какалина
В статье рассматривается одно из условий функционирования и развития воспитательного пространства - критерии оценки сформированности качеств личности студента в системе открытого образования.
Ключевые слова: воспитательное пространство; критерии оценки; система открытого образования.
Одним из важных условий функционирования и развития воспитательного пространства является выявление критериев оценки сформированности качеств личности студента, необходимых для обучения в системе открытого образования. Наличие такого критериального аппарата может позволить приблизиться к объективному оцениванию исходного и текущего состояния воспитательного пространства, принимать меры по оптимизации воспитательного процесса в системе открытого образования. Критерии можно рассматривать как индикаторы, которые позволяют корректировать развитие и продвигаться в направлении совершенствования воспитательного пространства в системе открытого образования.
Требования общества сегодня носят обобщенный характер, оно дает лишь общую ориентацию поведения, побуждая человека к самостоятельному нравственному выбору применительно к многообразным событиям, т. е. предполагает личную моральную, гражданственную и профессиональную ответственность человека. Социально ценными можно назвать лишь действия, совершаемые человеком осознанно, самостоятельно, намеренно. В таком понимании проявление нравственных, гражданских и профессиональных качеств личности можно увидеть показателями достижения при функционировании и развитии воспитательного пространства в системе открытого образования. Оценка результатов воспитательного пространства в системе открытого образования через качества личности определяется признанием того, что развитие и профессиональный рост человека невозможны без соответствующих личностных качеств.
Гражданские, общечеловеческие нравственно-волевые, профессиональные качества
представляют собой единый комплекс и рассматриваются во взаимосвязи. О личности принято судить по делам и поступкам, что мы и учитывали при разработке критериев оценки воспитательного пространства в системе открытого образования.
Мы считаем, что выявить объективные измерители воспитанности практически невозможно. Вместе с тем нам представляются немаловажным шагом попытки создания системы критериев сформированности качеств личности студента, которые могут способствовать раскрытию сущности воспитательного пространства в системе открытого образования.
Итак, мы предлагаем следующую классификацию критериев оценки сформирован-ности качеств личности в условиях воспитательного пространства в системе открытого образования.
1. Мотивационный критерий. Мотивационная сфера личности многими педагогами понимается как источник активности и одновременно как система побудителей к любой деятельности (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, А. Маслоу), развивающейся в процессе жизнедеятельности образованием. Одним из наиболее побуждающих к деятельности факторов Е.И. Савонько и Н.М. Симонова выделяют проблемную ситуацию, которая через необходимость выбора, снятие временных ограничений и оценки побуждает человека к активности [1].
Основная деятельность в системе открытого образования заключается в планомерном и последовательном предъявлении педагогом проблемных ситуаций и их разрешении студентом посредством учебных действий. Ситуацию мы рассматриваем как педагогический механизм, где студент оказывается в новых условиях, изменяя привычный
ход его жизнедеятельности, требующий от него новую модель поведения. Этому предшествует рефлексия, осмысление и переосмысление сложившейся ситуации.
В структуре ситуации В. В. Сериков выделяет: а) жизненную проблему, некоторое событие в жизни личности; б) педагога-носителя личностного опыта как специфического вида содержания образования; в) студента, испытывающего потребность в личностном саморазвитии, и соответствующий этому дефицит личностного опыта в той сфере, где он хотел бы себя реализовать; г) «факторное поле» личностно-ориентированной ситуации - личностно значимая жизнедеятельность (ее фрагмент, проблема), при исполнении которой востребуются личностные функции воспитанника [2].
Мотивация есть необходимое условие для развертывания актуальной деятельности по решению задач (учебных, воспитательных и др.). Мотивационная сфера человека содержит множество мотивов, отражающих самые разнообразные потребности. На процесс формирования мотивов влияют свойства личности. Причем свойства личности оказывают влияние на индивидуальные особенности процесса формирования мотивов на всех его этапах.
Таким образом, мотивация в нашем исследовании рассматривается как выражающееся осознанное отношение личности к технологиям открытого образования и их роли в разрешении актуальных проблем современного воспитания и обучения. Это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей личности. Основу мотивации составляет потребность.
2. Когнитивный критерий предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания.
Когнитивный критерий для системы открытого образования включает не только понимание информации, но и обдумывание, и составление собственных представлений, формирование обобщенного, абстрактного понимания осваиваемого материала, понимание сути, решение частной задачи, планирование действий, направленных на практическое достижение целей, производимое с учетом нового теоретического знания.
В настоящее время, когда возрос поток научной информации и каждому человеку, желающему продуктивно работать, приходится постоянно доучиваться и переучиваться, система открытого образования не только и не столько снабжает студентов базовыми исходными знаниями, но и прививает умение самостоятельно их развивать в дальнейшем. Способность к самостоятельной работе можно привить не принуждением, а непосредственной заинтересованностью как самим учебно-воспитательным процессом, так и возможностью применения полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности.
Познавательный интерес носит избирательный характер. Студент чаще испытывает потребность в том, что имеет жизненную необходимость. Умение добывать знания самостоятельно характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Без самостоятельности невозможно глубокое освоение знаний, развитие мышления и целенаправленной деятельности. В этом случае развиваются и такие качества, как активность, настойчивость, увлеченность, причем независимо от вида изучаемого предмета.
Понимание студентами сути ценностей, нравственных и этических норм подразумевает их осмысленность и адекватность оценок. Поэтому важным является не просто знание, сформированность определенных понятий, а умение применить данные признаки понятия к данным ситуациям. Важно понимать, что высокого уровня воспитания невозможно достичь без знаний об этических и нравственных нормах и правилах поведения, принятых в обществе, необходимо также понимать значение этих норм и применять их в жизни.
3. Деятельностный критерий реализуется в применении студентом полученных знаний и навыков во время обучения в системе открытого образования и определяется мерой владения им современным содержанием и средствами решения учебных или профессиональных задач, продуктивными способами осуществления такой деятельности. Деятельностный критерий мы рассматриваем как комплекс умений и навыков по применению профессиональных технологий в струк-
туре собственной профессиональной деятельности.
Деятельностный критерий оценки воспитания студентов в системе открытого образования предполагает изучение направленности и активности личности. Являясь одним из структурных элементов личности, направленность определяет ее целеустремленность, характер деятельности, ориентацию в ценностях. Современные авторы рассматривают направленность как отдельную сторону личности, ее интегративное свойство. Подчеркиваются такие свойства направленности личности, как избирательность и побудительная активность, т. е. направленность рассматривается в качестве специфически ориентированного личностного побудителя деятельности, входящего в структуру личности. Формами проявления направленности являются потребности, мотивы, интересы, идеалы, убеждения и мировоззрение, причем потребности являются основой направленности.
В процессе воспитания в системе открытого образования студент приобретает личный опыт, который во многом является отражением общественно выработанного опыта, опыта старших поколений в определенной области человеческой практики.
В системе открытого образования как бы моделируется будущая профессиональная деятельность, а не просто накапливаются знания, формируются способы действий, обеспечивающие осуществление будущей профессиональной деятельности, а не простое запоминание и репродукция знаний.
4. Эмоционально-волевой критерий в нашем исследовании рассматривается как отношение человека к окружающей действительности, которое является важнейшей составной частью его мировоззрения, основных жизненных устремлений. Эмоциональность является свойством человека, характеризующим содержание, динамику и качество его чувств. Все аспекты духовности, ее интеллектуальный, нравственный, эстетический и религиозный потенциал связаны с эмоциональностью. Содержательная сторона эмоциональности соотносится с такими особенностями личности, как направленность, мотив, мировоззрение.
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы пе-
реживания чувств образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.
Отношение к себе «характеризуется са-мовосприятием и самооценкой личностью себя и своих особенностей, ее совестливостью, отношением к необходимости стать культурным, образованным и цивилизованным человеком, требовательностью к себе, самокритичностью, владением собой, отношением к самосовершенствованию, личностному росту, самореализации и самоутверждению...» [3].
Не менее важна роль самооценки, которая, будучи одним из центральных качеств личности, является важным регулятором ее поведения, от нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам. Таким образом, самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Самооценка связана с потребностью человека в самоутверждении. Как показал анализ литературы, самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно роль самооценки выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, т. к. она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.
Важно отметить, что на формирование самооценки студента в системе открытого образования влияет множество факторов: положение среди сверстников, отношение окружающего сообщества, отношение педагогов и т. п. По мнению Л.А. Небытова, сопоставляя мнения о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем сначала он учится оценивать других, а потом уже себя. Также Л.А. Небытов считает, что «надо стараться повышать уровень самооценки студентов для улучшения работоспособности. Необходимо, чтобы образование в вузе было направлено на развитие личной рефлексии и готовило студентов к решению проблем самоопределения» [4].
Создание положительной атмосферы в образовательном процессе благотворно сказывается на формировании адекватной самооценки, самосознании и поведении студентов и эффективном развитии, проявлении их интеллектуальных способностей.
5. Информационно-коммуникационный критерий вбирает в себя многообразие видов коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.
Внедрение современных образовательных технологий тесным образом связано с созданием в вузе информационно-коммуникационного пространства, которое включает в себя совокупность программных средств и систем, информационных сетей и каналов связи, организационно-методических элементов и прикладной информации. В числе приоритетов - развитие учебно-исследовательской деятельности с применением компьютерной техники; реализация междисциплинарного подхода к процессу формирования умений студентов применять информационные технологии и др.
В информационно-коммуникационный критерий мы включаем и формирование информационной культуры, которая включает информационную грамотность. Быть информационно грамотным - значит осознавать необходимость в информации и уметь ее находить с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, оценивать и эффективно ее использовать. Информационные и коммуникационные технологии меняют саму природу и суть знания и информации. Они способны изменить стиль жизни, обучения и работы. Основными принципами формирования информационной культуры студента в системе открытого образования с учетом познавательно-ценностной компоненты мы выделяем самовоспитание, включающее в себя: принцип развития; принцип ценности информации; принцип осмысленности; принцип самоуправления; принцип ориентации на саморазвитие, самообразование и самореализацию.
Особое значение для нашего исследования имеют ценности информационной деятельности, т. к. информационная культура как система ценностей является одним из механизмов самоорганизации личности.
Формирование информационной культуры происходит в разнообразных формах, с использованием различных методов и
средств. Процесс формирования ценностнопознавательных основ информационной
культуры происходит в таких формах, как: лекционная, учебная практика, семинарские
занятия, самостоятельная работа, конференции и др.
Мотивационная составляющая информационной культуры выполняет роль механизмов регуляции поведения студента в системе открытого образования. Потребность в информации проявляет себя на социальном уровне. В социальном плане удовлетворение потребности в информации способствует познанию окружающего мира, освоению видов деятельности, ориентации в сложном социальном окружении, а также осознанию себя как личности в процессе освоения социальных функций. Осознание своих потребностей побуждает личность к поиску информации, формирует ее информационные интересы, обусловливает мотивацию поиска и использования информации в любой деятельности, в т. ч. и в процессе самосовершенствования. Отсюда важным компонентом системы является осознание студентами необходимости владения основами информационной культуры. Осознание проблемы будет способствовать эффективности процесса ее формирования.
6. Духовно-нравственный критерий.
Личность, включаясь в жизнь общества, должна не только правильно воспринимать, принимать предметы, различные социальные явления и их значение для общества, но и «присвоить» их, сделать ценностными лично для себя.
Сегодня теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются недостаточной ясностью и противоречивостью. В современной науке образуются ориентации, определяются научнотеоретические и методические подходы к постановке данного направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания студентов в системе открытого образования.
Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т. д.
Если говорить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [5]. В этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются.
Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.
Духовно-нравственные качества формируются преимущественно воздействиями на сознание и влияют на внешнее поведение человека, на его отношение к миру природы и миру людей и являются результатом направленности воспитания, отражая при этом ценностные ориентации личности.
Результатом воздействия воспитательного пространства на личность в системе открытого образования является сформирован-ность системы базовых отношений личности к основным жизненным ценностям, мотивов профессиональной самореализации, компетенций, в совокупности способствующих достижению ценностно-смыслового и деятельностного единства личности и позволяющих ей успешно функционировать и развиваться в изменяющемся социуме в различных социально-профессиональных ролях и статусах.
Полноценная личность сегодня - это не только владеющая суммой необходимых знаний, умений и навыков, но и обладающая широким культурным кругозором, комплексом профессионально значимых личностных качеств.
Следует заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому важно внешнее воздействие всего воспитательного пространства системы открытого образования при единстве всех форм воспитания.
Педагогический смысл воспитательного пространства мы видим в том, что оно позволяет выделить актуальные и перспективные задачи развития личности в системе от-
крытого образования: формирование ценностно-познавательного отношения к обучению в системе открытого образования; развитие информационной культуры; овладение эффективными методами, формами и средствами работы с информацией и др.
Таким образом, моделируя воспитательное пространство в системе открытого образования, обозначая критерии оценки, мы учитывали его сложность, многоаспектность и непрерывность. Развитие личности в условиях воспитательного пространства в системе открытого образования осуществляется в рамках различных социальных институтов. Данный процесс может быть управляемым и неуправляемым. Мы пришли к выводу, что пространство развития личности студента можно обозначить, с одной стороны, учебновоспитательным процессом в системе открытого образования, а с другой - процессом самовоспитания личности.
1. Спичкина Т.Ю. Личностный подход в образовательном процессе в вузе // Современные технологии в российской системе образования: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2007. С. 122-123.
2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.
3. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2004.
4. Ксенева И.Д. Формирование адекватной самооценки студентов в образовательном процессе вуза // Современные технологии в российской системе образования: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2007. С. 68-69.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Екатеринбург, 1994.
Поступила в редакцию 18.11.2009 г.
Kakalina E.V. Criteria of an estimation of educational space in the system of the open education.
The article considers one of conditions of functioning and development of the educational space - estimation criteria of preparedness of the student’s personal qualities in the system of open education.
Key words: educational space; criteria of estimation; system of open education.