УДК 378.01
Макарова Ольга Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков ГБОУ ВПО Казанского государственного медицинского университета, [email protected], Казань
критерий оценки уровня взаимодействия субъекта И ОБЪЕКТА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, связанные с оценкой эффективности воспитательной системы в вузе. Автор останавливается на вопросах обоснования и апробации системы критериев и показателей эффективности оценки функционирования и развития воспитательной системы. Обозначены критерии, позволяющие комплексно оценивать структуру системы в плане субъект-объектного взаимодействия в воспитательном процессе. Выбранные критерии, рассматриваются автором как приоритетные, определяющие уровень эффективности воспитательной системы вуза.
Ключевые слова: комплексная оценка, эффективность воспитательной системы, система критериев и показателей, результат воспитательной деятельности.
Makarova Olga Yuryevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associat Professor of the Department of Foreign Languages at the GBOUHBO Kazan State Medical University, [email protected], Kazan
CRITERION FOR EVALUATION OF THE LEVEL OF SUBJECT-OBJECT INTERACTION ON EDUCATIONAL HIGH SCHOOL SYSTEM
Abstract. The article considers issues related to specific functions of educational system at the University. The author dwells on issues of justification and validation of criteria and indicators for the evaluation of the functioning and development of the educational system. Identified criteria evaluate the structure of complex systems in terms of subject-object interaction in educational process.
The selected criteria are considered by the author as a priority define the level of efficiency of the educational system of the university.
Keywords: comprehensive assessment, the effectiveness of the educational system, the system of criteria and indicators, the result of the educational activity.
Анализ и изучение воспитательной системы вуза, понимание условий эффективности её организации и функционирования, направлений и путей её развития, а также исследование различных процессов, направленных на социально-личностное и профессиональное развитие будущего специалиста, имеют большое значение для педагогической теории и практики воспитания в вузе. На знании этих вопросов и основывается методика педагогического воздействия, проверяется эффективность и результативность функционирования и развития воспитательной системы вуза.
Научное обоснование системы критериев и показателей для оценки эффективности воспитательной системы вуза имеют целью определить, насколько воспитательная си-
стема вуза имеет четкую направленность в плане формирования и развития личности будущего специалиста и какова степень воздействия различных категорий преподавателей на студентов. Наконец, что немаловажно, какова динамика объект-субъектного взаимодействия в рамках функционирования воспитательной системы вуза.
В педагогических исследованиях проблема обоснования критериев и показателей воспитанности и уровня сформированности определённых качеств у обучающихся также представлена достаточно широко.
Теоретическое обоснование проблемы определения критериев оценки результатов деятельности нашло должное отражение в работах Алёхина И. А., Барабанщикова А. В., Быкова А. К., Вдовюка В. И., Давыдо-
ва В. П., Городова П. Н., Зимней И. А., Кудрявцева Ю. М., Лямзина М. А., Масленниковой В. Ш., Познанского Д. П. и др.
Следует отметить, что критерии и показатели эффективности воспитательной системы вуза отражают объективные требования поведенческой стороны как субъектов, так и объектов воспитательной системы. Они показывают где, как и на каком уровне разрешается основное противоречие между реальным поведением субъекта и объекта воспитательной системы вуза и объективными требованиями, которые предъявляются как к субъекту, так и к объекту.
Совершенно очевидно, что реализация педагогического потенциала взаимодействий между воспитателями и воспитуемы-ми будет полной, если персонал вуза, выступающий в качестве воспитателя, пользуется высоким педагогическим авторитетом у студентов.
Важнейшими условиями профессионализма различных субъектов воздействия вос-
питательной системы вуза является наличие высокого уровня педагогической культуры у преподавателей и кураторов групп, проявляющегося в педагогическом мастерстве, педагогической этике, личной примерности в соблюдении норм морали, дисциплинированности и ответственности.
Основу педагогического авторитета преподавателя составляют: высокий профессионализм; знание возрастных психологических особенностей студентов, их нужд и запросов; высокая работоспособность и полная самоотдача в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей; знание положения дел в студенческом коллективе, настроения, проблемы и сложности, возникающие у будущих выпускников в ходе обучения; оптимизм; дружелюбное отношение к студентам, неустанная забота о них, готовность прийти на помощь, которые сочетаются с высочайшей к ним требовательностью, непримиримостью к недостаткам, решительным их искоренением; личный пример
Таблица
Критерии и показатели для оценки степени воздействия субъекта воспитательной системы вуза
Критерии Показатели
Мотивационно- ценностный - уровень представлений субъекта о воспитательной системе вуза; - направленность субъекта на воспитательную деятельность; - целенаправленность воспитательной деятельности; - характер воспитательной деятельности; - интерес к воспитательной деятельности.
Творчески-ориен- тированный - умение ставить конкретные воспитательные задачи исходя из целей; - постоянный поиск путей совершенствования воспитательной деятельности; - инновационный подход в воспитании; - гуманистическая направленность воздействия в целях формирования гармоничной личности; - работа над самосовершенствованием; - уровень организации и содержания воспитательной деятельности, обеспечивающей активность и творчество; - степень вовлечения в совместную деятельность всех студентов; - стимулирование инициативы и творчества.
Системно-дея- тельностный - система знаний, умений, навыков субъекта и их проявление в воспитательной деятельности; - реализация системного подхода в воспитательной деятельности; - способность выделять главное в воспитательной работе; - воспитательная направленность всех видов деятельности, занятий, мероприятий; - степень педагогического сотрудничества и сотворчества; - доминирующая позитивная тональность во взаимоотношениях; - гуманизация взаимоотношений; - стремление к самовоспитанию и самообразованию; - умение анализировать и оценивать воспитательную деятельность по реализации целей и задач воспитания.
справедливости, принципиальности, порядочности и ответственности.
Говоря о субъективной стороне воспитательной деятельности субъекта воспитательной системы, необходимо отметить, что она отражает его деятельностно-ролевые характеристики и субъективно-ролевые качества, необходимые для выполнения воспитательных функций.
Основные показатели по данной группе критериев для оценки степени воздействия субъекта воспитательной системы вуза на студентов представлена в таблице.
Согласно представленным данным можно сделать вывод о том, что важнейшими компонентами в этом плане здесь выступают:
- профессиональные знания как объективно необходимые требования ко всей воспитательной деятельности преподавателя, куратора, складывающиеся из востребованных практикой общих и профессиональных аспектов. Они составляют основу для формирования профессиональных умений, навыков, специфических психологических качеств, профессиональных позиций при реализации избранной технологии, модели и алгоритма достижения результатов воспитательной деятельности;
- профессиональные умения и навыки, представляющие собой действия и приёмы преподавателя, применяемые им для реализации обязанностей и функций в воспитательной деятельности;
- специфические психологические качества выражают сформированность всех компонентов психической структуры личности преподавателя - свойств, процессов, состояний, образований. Их характер определяется особенностями условий и действиями факторов воспитательной деятельности;
- профессиональная позиция преподавателя - его устойчивая установка и ориентация, система отношений и оценки внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив.
По мнению Д. В. Журавлёва, функционирование воспитательной системы вуза будет успешным, если она обеспечит наиболее полную реализацию таких функций, как:
1. Аналитико-диагностическая, включающая в себя сбор и анализ информации по каждому студенту; анкетирование студентов для выявления их интересов и потреб-
ностей; введение новых опытных методов воспитывающей деятельности и их анализ.
2. Проективно-прогностическая, предполагающая построение целостного образовательного процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности; выработку и принятие коллективного решения; прогнозирование результатов и последствий принимаемых решений.
3. Организацинно-деятельностная, являющаяся центральным звеном формирования единой воспитательной системы института. Это этап непосредственного взаимодействия воспитателя со студентом, реализации коллективного планирования.
4. Оценочно-результативная, включающая в себя сбор, обработку и хранение информации о состоянии и развитии педагогических систем, их объективную оценку.
5. Коррекционно-регулирующая, направленная на устранение недостатков в текущем педагогическом процессе и внесение в него необходимых корректив; установление необходимых комбинационных связей, регуляцию их и поддержку [1].
Кроме того, следует отметить, что для оценки степени воспитательного воздействия субъекта воспитательной системы вуза необходимо выделять и оценивать структурные элементы воспитательной деятельности преподавателя. Эти элементы логически взаимосвязаны, их взаимодействие и комплексное проявление в практической деятельности преподавателя позволяют качественно решать задачи воспитательной деятельности (данные элементы представлены на рис.).
Структура воспитательного воздействия может рассматриваться и как алгоритм этого воздействия, последовательность операций которого будет обеспечивать определённую результативность данного воздействия.
Для определения эффективности воспитательного воздействия, готовности субъекта воздействия к воспитательной деятельности нами была использована уровневая шкала, отражающая профессиональную подготовленность к воспитательной деятельности [2]. В данную шкалу включены следующие уровни: пассивно-преобладающий, формально-адаптивный, репродуктивно-деятельностный, активно-поисковый, креативно-ориентированный. Показателями данных уровней выступают следующие положения:
Умения и навыки Отбор содержания Проектирование использования
постановки целей и > воспитательного методов, приемов, средств вос-
задач воспитания воздействия питательного воздействия
Воспитательное Промежуточная и Умения самоанализа и рефлек-
воздействие -► конечная обратная -► сии своей воспитательной дея-
связь тельности
Рис. Структура воспитательного воздействия субъекта воспитания
1. Пассивно-преобладающий уро вен ь характеризуется в большей степени пассивностью в воспитательной деятельности; преобладает неу стойчивое отношение преподавателя к решению задач по воспитанию; индифферентное отношение к своим психолого-педагогическим знаниям; отсутствие системы знаний и мотивационной готовности к их использованию к повседневной воспитательной деятельности; тех-нологотпедагогиче ская готовность к воспитательной деятельности на самом низком ур овне; решение организационно-деятельностных задач 13 воспитании, как правило, осуществляется итходя из своего личного опыта; отсутствие творческого подхода в воспитательной деятельности; не проявляется интереса к теории и практике функционирования воспитательной еистемы вуза; отсутствует инициатива в воспитательной деятельности.
2. Формально-адаптивный уровень характеризуется неустойчивым отношением субъекта к воспитательной реальности. Система психолого-педагогиченеих знаний и готовность к их использованию в необходимых педагогических ситуациях практически отсутствует. Технолого-педагогическая готовность определяется в основном относительно успешным решением организационно-деятельностных задач практической направленности, как правило, воспроизводящим собственный опыт и опыт коллег. Профессионально-педагогическую деятельность субъект строит по заранее отработанной схеме, ставшей алгоритмом, отсутствует креативный подход; не проявляют активности и в плане профессионально-педагогического самосовершенствования.
3. Репродуктивно-деятелуностный уровень характеризуется устойчивым ценностным отношением субъекта к воспитательной реально сти: более ответственно оценивает роль психолого-педагогических знаний, проявляет стремление к установлению субъект-объектных отношений между участниками воспитательного процесса, отмечается более вегсокий индекс удовлетворённости воспитательной деятельностью; успешно решаются не только организационно-деятельностные, но и конструктивно-прогностические задачи воспитания, предполагающие ц елепола-ганзе и планирование профессиональных действий, прогноз их пос ледствий. Творческая активность по-прежнему ограничена рамками воспроизводящей деятельности, но возникают элемснты поиска новых решений в стандартных ситуациях. Формируется педагогическая направленность потребностей, интересов, склонностей; в мышлении намечается переход от репродуктивных форм к поисковым.
4. Активно-поисковый уровень характеризуется в болешей саепени целенаправленностью, устойчивостью путей и способов профессиональной воспитательной деятельности. Имеет место профессиональная осознанность действий, направленность которых определяется общественно значимой мотивацией и общечеловеческими ценностями; ориентировочной основой действий являются преимущественно научно-методические знания и профессионально отработанные навыки; целесообразность действия определяется, как правило, нужным выбором целей и средств решения задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей вос-питуемых, а также условий действий; имеет
место своевременность, оперативность, точность. Воспитательная деятельность связана с готовностью к внедрению новых идей, проектов, технологий воспитания, а также к преобразованию опыта собственной деятельности; преобладает нацеленность на самосовершенствование.
5. Креативно-ориентированный уровень отличается высокой степенью результативности педагогической деятельности; мобильностью психолого-педагогических знаний, утверждением отношений сотрудничества и сотворчества со студентами и коллегами. Положительно-эмоциональ-
ная направленность деятельности педагога стимулирует устойчиво преобразующую, активно созидательную и самосозидатель-ную активность личности. Технологическая готовность к воспитанию находится на высоком уровне, особое значение приобретают аналитико-рефлексивные умения. В деятельности важное место занимают такие проявления творческой активности, как педагогическая импровизация, педагогическая интуиция, воображение, способствующие оригинальному продуктивному решению воспитательных задач. В структуре личности субъекта гармонично сочетаются научные и педагогические интересы и потребности; развитая педагогическая рефлексия и творческая самостоятельность создают условия для эффективной самореализации индивидуально-психологических, интел-
лектуальных, нравственных возможностей личности, всего творческого потенциала в
целом. Выбор, обоснование критериев, показателей и уровней для оценки эффективности воспитательного воздействия субъекта воспитательной системы обусловлен пониманием важности воспитательной деятельности как единства теоретической, практической и мотивационной готовности и способности субъекта квалифицированно, эффективно и результативно осуществлять воспитательную деятельность, обеспечивающую целенаправленность, системность, последовательность действий в решении сложных задач воспитания в вузе.
Таким образом, обоснование и применение в опытно-экспериментальном исследовании системы критериев и показателей свидетельствует, с одной стороны, что они представляют собой субъективный инструмент оценочной деятельности по эффективности функционирования воспитательной системы вуза и позволяет получить конкретные данные, соответствующим целям исследования и доступные для оперирования ими на практике.
Библиографический список
1. Журавлев Д. В. Добро и совесть - основа души: Концепция воспитывающей деятельности. Извлечения // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2003. - №5 (11) - С. 7-9.
2. Ленев Ю. А. Концептуальные положения развития воспитательной системы в высшем военном учебном заведении: монография. - М.: ВУ МО РФ, 2010 - 162 с.