Научная статья на тему 'Интегративный критерий как показатель оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза'

Интегративный критерий как показатель оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ / РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPREHENSIVE ASSESSMENT / EFFICIENCY OF EDUCATIONAL SYSTEM / SYSTEM OF CRITERIA AND INDICATORS / RESULT OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Ольга Юрьевна

В статье рассмотрены проблемы, связанные с оценкой эффективности воспитательной системы в вузе. Автор останавливается на вопросах обоснования и апробации комплекса критериев и показателей эффективности оценки функционирования и развития воспитательной системы. Выбранные критерии рассматриваются автором как приоритетные, определяющие уровень эффективности исследуемой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE CRITERION AS AN INDICATOR FOR EVALUATING THE EFFICIENCY OF THE UNIVERSITY’S EDUCATIONAL SYSTEM

The article considers issues related to specific functions of the educational system at the university. The author dwells on justification and validation of criteria and indicators for the evaluation of functioning and development of the educational system. Criteria are identified for a comprehensive assessment of the educational system structure. The selected criteria are considered by the author as priority ones, defining the level of efficiency of the educational system of the university.

Текст научной работы на тему «Интегративный критерий как показатель оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза»

УДК 378.01

МАКАРОВА Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Казанского государственного медицинского университета. Автор 92 научных публикаций

ИНТЕГРАТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ

КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА

В статье рассмотрены проблемы, связанные с оценкой эффективности воспитательной системы в вузе. Автор останавливается на вопросах обоснования и апробации комплекса критериев и показателей эффективности оценки функционирования и развития воспитательной системы. Выбранные критерии рассматриваются автором как приоритетные, определяющие уровень эффективности исследуемой системы.

Ключевые слова: комплексная оценка, эффективность воспитательной системы, система критериев и показателей, результат воспитательной деятельности.

Важной научной задачей в процессе опытно-экспериментальной работы, проводимой в Казанском государственном медицинском университете (КГМУ), является обоснование и апробация системы критериев и показателей, по которым оценивается эффективность функционирования и развития воспитательной системы вуза.

Для оценки эффективности функционирования воспитательной системы необходимо применять комплекс критериев и показателей, который в определенной степени можно свести к интегративному критерию. Основу данного обобщенного интегративного критерия как отражения педагогической целесообразности воспитательной системы составляет «самочувствие студента, его личностное развитие, уме-

© Макарова О.Ю., 2013

ние педагогического коллектива предвидеть кризисные состояния и преодолевать их» [4]. Поэтому в ходе опытно-экспериментальной работы решение целей и задач воспитательной системы направлено на создание условий для профессионального и личностного развития студентов. А уровень воспитанности каждого студента определяется на основе разработанных критериев и показателей уровня воспитанности объекта воспитательной системы вуза. Критерий оценки воспитанности личности выступает совокупностью признаков воспитанности и степенью их выраженности, или уровнем во спитанно сти.

Н.Б. Авалуева считает, что критерием оценки эффективности воспитательной деятельности является включенность воспитанников

в деятельность [1]. Но так же, как собственно воспитанность личности имеет некоторую самостоятельность, специфичность, свои признаки, особенности и некоторую относительность, так и соответствующие оценки ее являются относительно самостоятельными, но в то же время взаимозависимыми.

Особенности оценочной деятельности позволяют предположить, что педагогическая оценка несет преимущественно воспитательную функцию, в т. ч. и при оценке компетенций студента. Педагогическая оценка является не столько компонентом познавательной деятельности, сколько компонентом познаватель-но-преобразующей деятельности, в которой не только познается, но и преобразуется окружающий человека мир и сам человек. Поскольку было отмечено, что педагогическая оценка включает в себя другие оценки, то и критерии оценки воспитанности по своему содержанию также должны включать соответствующие признаки, а именно: психические, нравственные, эстетические, правовые, физические и др. Таким образом, критерий не должен быть только нравственным, политическим, правовым или иным. В педагогическом плане он выступает как сложный, комплексный. По мнению И.А. Зимней, оцениваемым компонентам воспитательной деятельности образовательного учреждения должны соответствовать система критериев оценивания воспитательной деятельности образовательного учреждения [2].

Принято считать, что педагогическая оценка выступает как суждение, в котором выражено отношение воспитателя к воспитаннику. В этом отношении присутствуют элементы других оценок: политической, нравственной, эстетической и др. Любые оценки, независимо от их содержания, всегда несут в себе воспитательный элемент. Многочисленные исследования, а также наблюдения показывают, что психологический механизм педагогической оценки достаточно сложен. Педагогическая оценка претерпевает некоторые превращения в зависимости от тех отношений, которые она отражает.

В педагогических исследованиях уровень воспитанности студентов определяется в соответствии с методикой оценки и учета сфор-мированности важнейших моральных, нравственных и профессиональных качеств. Суть методики оценки уровня воспитанности состоит в обосновании количественных показателей для каждого уровня сформированности качества и создании такого алгоритма действий, который дает возможность использовать метод обобщения независимых характеристик для вычисления этих количественных показателей. Всесторонность и комплексность оценки конкретного качества во многом обеспечивают результативность использования критериев и показателей уровня сформированности моральных, нравственных и профессиональных качеств, а также объективную оценку признаков данного качества.

Теория и практика воспитания подтверждают, что сложно установить со всей определенностью уровень воспитанности человека, наличие у него всего комплекса качеств личности, степень воздействия на сознание личности воспитательной среды, деятельности различных категорий преподавателей и т. д. Эта сложность обусловлена тем обстоятельством, что данные эффекты пролонгированы во времени и результаты воспитательного воздействия проявляются уже в профессиональной деятельности специалиста [5]. По мнению Н.Ю. Си-нягиной, объективно можно оценить только эффективность организации процесса воспитательной деятельности, которая органически связана с ее результатами.

Проведенное исследование показывает, что трудности оценки степени воспитанности обусловлены следующими обстоятельствами: концептуально неоднозначными теоретическими подходами к пониманию и трактовке сущности воспитания как многообразного явления; многофункциональностью и противоречивостью процесса формирования и развития личности студента как основного объекта воспитательной деятельности; спецификой проявления законов и закономерностей в духовной сфере

и в воспитании, действующих как тенденции; творческим характером воспитательной деятельности; неоднозначным соотношением качественных и количественных характеристик воспитательной деятельности; преобладанием субъективных аспектов в данном процессе и рядом других обстоятельств.

Но, несмотря на сложность данной проблемы, в исследовании предпринята попытка создания системы критериев и показателей для оценки эффективности функционирования и развития воспитательной системы вуза.

Ориентируясь на руководящие документы Минобразования РФ по вопросам воспитания в ходе опытно-экспериментальной работы совместно с различными категориями профессорско-преподавательского состава, деканатами факультетов, кураторами групп и студентами КГМУ была проведена работа по конкретизации требований, предъявляемых к уровню воспитанности студентов. В результате этой работы оценка степени воспитанности конкретных студентов определялась по 4 уровням (образцовый, удовлетворительный, посредственный, неудовлетворительный). Использование принятых уровней воспитанности послужило стимулом для студентов внести коррективы в личностное поведение, придерживаться норм и правил принятого распорядка.

Методика оценки сформированности моральных, нравственных и профессиональных качеств у студента осуществлялась следующим образом: назначались эксперты, которые в соответствии с основными показателями моральных, нравственных и профессиональных качеств определяли уровень сформирован-

ности вышеназванных качеств по 4-бальной шкале. Затем выводилась средняя оценка экспертов по всем качествам. На основе суммирования средних оценок за все качества экспертов определялась средняя интегральная оценка сформированности моральных, нравственных и профессиональных качеств у конкретного студента. Для большей объективности оценки сформированности моральных, нравственных и профессиональных качеств практиковалось привлечение экспертов из числа кураторов студенческих групп. Реализация конкретнооценочной функции по определению уровня сформированности и проявления моральных, нравственных и профессиональных качеств у студентов в определенной степени способствовало повышению уровня воспитанности студентов. Об этом свидетельствуют изменения уровня воспитанности студентов в КГМУ (см. таблицу).

Следует отметить, что повышению уровня воспитанности студентов способствует целенаправленная воспитательная деятельность в вузе, а также создание соответствующих условий на всем образовательном и воспитательном пространстве вуза, что предусмотрено программой реализации принятой в вузе Концепции развития воспитательной системы.

Наиболее действенными факторами повышения уровня воспитанности студентов являются: мировоззренческие, познавательные и эстетические возможности учебно-воспитательной работы; авторитет преподавателей; высокий методический и содержательный уровень проведения мероприятий; использование методов и приемов активизации познавательной

ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ В ХОДЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В КГМУ

Этапы замеров Образцовый Удовлетворительный Посредственный Неудовлетворительный

Начальный 11 38 43 8

Промежуточный 19 32 38 11

Заключительный 24 48 18 10

Динамический показатель +13 +10 -25 +2

деятельности, умелая объективная, принципиальная, справедливая оценочная практика преподавателей, стимулирующая стремление студентов к решению воспитательных задач в ходе самовоспитания; единство требовательности, уважения и доверия к студенту; привлечение его к общественной и спортивной работе.

Необходимо подчеркнуть, что перечисленные факторы являются общими для всех этапов опытно-экспериментальной работы, формирования гражданских качеств и высоконравственной личности будущего специалиста. Но специфика их воздействия на каждом этапе в большей степени обусловлена содержанием и методикой воспитания.

Поэтому наряду с воздействием на мотивационную сферу личности с целью формирования моральных и профессиональных качеств, больше внимания при проведении формирующегося эксперимента на всех этапах воспитания уделялось и накоплению у студентов опыта адекватного интеллектуального и эмоционального поведения.

По результатам опросов и анкетирования 42 % студентов отметили, что изменили в лучшую сторону свое поведение под воздействием различных факторов воспитания в вузе (повышение требовательности к их поведению

со стороны всех категорий преподавателей на всем воспитательном пространстве вуза, установление обстановки взаимного уважения, доброжелательности и комфортной психологической атмосферы в вузе).

Мы разделяем точку зрения Ю.А. Ленёва о том, что более высокий уровень эффективности воспитания обеспечивается тогда, когда имеют место следующие педагогические условия, а именно:

- позитивный личностно-профессиональный пример преподавателя;

- дифференцированный подход к постановке воспитательных целей каждого проводимого мероприятия;

- активизация познавательной деятельности в ходе воспитания студентов;

- повышение воспитательного воздействия в учебной и внеучебной деятельности студентов;

- вовлечение студентов в активную общественно значимую деятельность [3].

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что программирование деятельности по реализации Концепции развития воспитательной системы КГМУ позволяет создавать условия, которые в наибольшей степени способствуют формированию и развитию личности будущего специалиста.

Список литературы

1. Авалуева Н.Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности: автореф. ... дис. канд. пед. наук. СПб., 2003.

2. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки. М., 2007.

3. Ленёв Ю.А. Концептуальные положения развития воспитательной системы в высшем военном учебном заведении: моногр. М., 2010. 162 с.

4. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1. С. 170.

5. Синягина Н.Ю. Воспитательная работа: проблемы, задачи, методы. URL: http://akvobr.ru/vospitatelnaja_ rabota_problemy_zadachi_metody.html (дата обращения: 15.08.2013).

References

1. Avalueva N.B. Kriterial’nyy podkhod k otsenke effektivnosti vospitatel’noy deyatel’nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. [Criterion Approach to the Evaluation of Efficiency of Educational Activities. Cand. Pedagog. Sci. Diss. Abs.]. St. Petersburg, 2003.

2. Zimnyaya I.A. Vospitatel’naya deyatel’nost’ obrazovatel’nogo uchrezhdeniya kak ob”ekt kompleksnoy kriterial’noy otsenki [Educational Activities of Educational Institutions as an Object of a Comprehensive Criterion Evaluation]. Moscow, 2007.

3. Lenev Yu.A. Kontseptual’nye polozheniya razvitiya vospitatel’noy sistemy v vysshem voennom uchebnom zavedenii [Conceptual Propositions for the Development of the Educational System of Institutes of Higher Military Education]. Moscow, 2010. 162 p.

4. Rossiyskayapedagogicheskaya entsiklopediya [Russian Pedagogical Encyclopedia]. Moscow, 1993, vol .1, p. 170.

5. Sinyagina N.Yu. Vospitatel’naya rabota: problemy zadachi, metody [Educational Work: Problems, Objectives, Methods]. Available at: http://akvobr.ru/vospitatelnaja_rabota_problemy_zadachi_metody.html (accessed 15 August 2013).

Makarova Olga Yuryevna

Foreign Languages Department, Kazan State Medical University (Kazan, Russia)

INTEGRATIVE CRITERION AS AN INDICATOR FOR EVALUATING THE EFFICIENCY OF THE UNIVERSITY’S EDUCATIONAL SYSTEM

The article considers issues related to specific functions of the educational system at the university. The author dwells on justification and validation of criteria and indicators for the evaluation of functioning and development of the educational system. Criteria are identified for a comprehensive assessment of the educational system structure. The selected criteria are considered by the author as priority ones, defining the level of efficiency of the educational system of the university.

Keywords: comprehensive assessment, efficiency of educational system, system of criteria and indicators, result of educational activity.

Контактная информация: адрес: 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49;

e-mail: [email protected]

Рецензент - Буторина Т.С., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения института педагогики и психологии, директор научно-образовательного центра «Ломоносовский институт» Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.