Научная статья на тему 'Сущность правовой культуры курсантов образовательных учреждений ФСИН России'

Сущность правовой культуры курсантов образовательных учреждений ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / КУРСАНТЫ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЗНАНИЯ / ЗАКОННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ПРАВОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ «ИММУНИТЕТ» / ANTICORRUPTION “IMMUNITY” / LEGAL CULTURE / CADETS / LEGAL EDUCATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL ORIENTATION / KNOWLEDGE / LEGALITY / PROFESSIONAL EXPERIENCE / LEGAL ACTION / SELF-IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гоигорян В. А.

В статье анализируется соотношение правовой культуры с правовым воспитанием. Анализируется понятие правового воспитания, определяется его задачи, место и роль в юридическом образовании. Выявляются особенности будущей профессиональной деятельности курсантов: определяются задачи, раскрывается её значимость, специфичность. Рассматриваются сущностные аспекты профессиональной правовой культуры курсантов Федеральной службы исполнения наказаний: ценностные ориентации, как основополагающие ориентиры профессиональной деятельности; профессионально-значимые знания, приобретаемые в процессе обучения; формируемые правовые чувства; особая роль духовно-нравственных качеств специалиста; осуществляемая правовая деятельность; приобретаемый профессиональный опыт правоприменения; роль общекультурного, интеллектуального, право-культурного и научного самосовершенствования. Оговаривается вопрос формирования антикоррупционного «иммунитета». Уделено внимание значимости научно-педагогических кадров в процессе ее становления. Дается авторское понятие правовой культуры курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE LEGAL CULTURE OF THE CADETS OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

In the paper the correlation of legal culture and legal education is analyzed. The concept of legal education is studied. The author defines its tasks and a place and role in education. Features of future professional activity of cadets are revealed by means of describing aims of this activity, its significance and specifics. The researcher observes intrinsic aspects of professional legal culture of cadets of Federal Penitentiary Service: value orientation as the fundamental points of professional activity; professional and significant knowledge in the learning process; forming legal senses; moral, spiritual and moral qualities of the specialists; legal activity; gained professional experience in law enforcement; the role of cultural, intellectual, right-cultural and scientific improvement. The paper mentions a problem of formation of anticorruption “immunity”. The anticorruption “immune system” is connected by the author with research-educational personnel. The whole paper shows the author’s concept of legal culture of students.

Текст научной работы на тему «Сущность правовой культуры курсантов образовательных учреждений ФСИН России»

5. Еремин Ю.В., Ильясов И.О. Обучение учителя средней школы профессиональному владению английским языком. Ростов-на-Дону, 1987.

6. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. Москва, 1982. References

1. Antyushina M.O. Obuchenie inoyazychnoj professional'noj rechi buduschego uchitelya inostrannogo yazyka v processe professional'noj podgotovki: dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Penza, 2006.

2. Bagramova N.V. O strukture professional'noj kompetencii uchitelya inostrannogo yazyka. Professional'no-pedagogicheskaya napravlennost' obucheniya inostrannym yazykam na starshih kursah yazykovogo fakul'teta pedvuza. Saratov, 1990.

3. Skripnikova T.I. K voprosu o professional'no orientirovannom vladenii ustnoj rech'yu na inostrannom yazyke kak vtoroj special'nosti. Profes-sional'no napravlennoe obuchenie inostrannomu yazyku vpedagogicheskom vuze. Leningrad, 1985.

4. Fischuk V.V., Matviishin V.G., Gandzyuk S.P. Vedi urok na inostrannom yazyke. Moskva, 1984.

5. Eremin Yu.V., Il'yasov I.O. Obuchenie uchitelya srednej shkoly professional'nomu vladeniyu anglijskim yazykom. Rostov-na-Donu, 1987.

6. Kitajgorodskaya G.A. Metodika intensivnogo obucheniya inostrannym yazykam. Moskva, 1982.

Статья поступила в редакцию: 14.03.15

УДК 37

Grigoryan V.A, teaching methods specialist, State and Law Department, Vladimir Law Institute of Federal Penal Service of Russia (Vladimir, Russia), E-mail: violetta_k89@mail.ru

THE ESSENCE OF THE LEGAL CULTURE OF THE CADETS OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA. In the paper the correlation of legal culture and legal education is analyzed. The concept of legal education is studied. The author defines its tasks and a place and role in education. Features of future professional activity of cadets are revealed by means of describing aims of this activity, its significance and specifics. The researcher observes intrinsic aspects of professional legal culture of cadets of Federal Penitentiary Service: value orientation as the fundamental points of professional activity; professional and significant knowledge in the learning process; forming legal senses; moral, spiritual and moral qualities of the specialists; legal activity; gained professional experience in law enforcement; the role of cultural, intellectual, right-cultural and scientific improvement. The paper mentions a problem of formation of anticorruption "immunity". The anticorruption "immune system" is connected by the author with research-educational personnel. The whole paper shows the author's concept of legal culture of students.

Key words: legal culture, cadets, legal education, professional activity, professional orientation, knowledge, legality, professional experience, legal action, self-improvement, anticorruption "immunity".

В.А. Гоигорян, методист каф. государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, г. Владимир, Е-mail: violetta_k89@mail.ru

СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ

В статье анализируется соотношение правовой культуры с правовым воспитанием. Анализируется понятие правового воспитания, определяется его задачи, место и роль в юридическом образовании. Выявляются особенности будущей профессиональной деятельности курсантов: определяются задачи, раскрывается её значимость, специфичность. Рассматриваются сущностные аспекты профессиональной правовой культуры курсантов Федеральной службы исполнения наказаний: ценностные ориентации, как основополагающие ориентиры профессиональной деятельности; профессионально-значимые знания, приобретаемые в процессе обучения; формируемые правовые чувства; особая роль духовно-нравственных качеств специалиста; осуществляемая правовая деятельность; приобретаемый профессиональный опыт правоприменения; роль общекультурного, интеллектуального, право-культурного и научного самосовершенствования. Оговаривается вопрос формирования антикоррупционного «иммунитета». Уделено внимание значимости научно-педагогических кадров в процессе ее становления. Дается авторское понятие правовой культуры курсантов.

Ключевые слова: правовая культура, курсанты, правовое воспитание, профессиональная деятельность, профессиональные ориентации, знания, законность, профессиональный опыт, правовые действия, самосовершенствование, антикоррупционный «иммунитет».

Правовая культура является особо значимой ценностью во всем мире, Россия - не исключение. От её наличия, зависит, будет ли государство идти дальше по пути модернизации, развития или же канет в небытие.

Сегодня, остро стоит задача актуализации правового просвещения, образования и воспитания населения, без которых невозможно распространение и углубление правовой культуры. Сущность правовой культуры мы тесным образом связываем с «правовым воспитанием» личности.

Б.М. Бин-Бад, правовое воспитание видит в «формировании правового сознания и поведения юного гражданина» [1, с. 210-211]. Данная трактовка ориентирована на внутреннее восприятие и принятие законов и правовых норм, как источника их правомерного поведения.

А.С. Пиголкин трактует правовое воспитание как «комплекс мер и приемов воздействия на сознание с целью привития устой-

чивых и прочных юридических знаний, убеждённости в правильности и справедливости норм законодательства, непримиримости в борьбе с антиобщественными проявлениями» [2, с. 79]. Таким образом, в данном подходе к пониманию правового воспитания, подчеркивается особая роль педагогических приёмов, методов, тактик и техник, применяемых в процессе обучения с целью формирования право - культурных основ поведения личности.

И.Ф. Рябко как видный деятель отечественной правовой педагогики, трактовал понятие «правового воспитания» как «определенное целеустремленное и систематическое влияние на сознание, психологию воспитуемых (личности и общественных групп) всего уклада общественной жизни и индивидуальных факторов» [3, с. 135]. Выдвинутое мнение, сформированное ещё в советские годы, не теряет, своей актуальности и по сей день. Подчеркивается не только педагогическое, систематическое вос-

питательное воздействие, оказываемое на личность, но и влияние внешних факторов, таких как общественное и семейное воздействие.

Поэтому, «правовое воспитание» в широком смысле можно понимать, как способ передачи (трансляции) правовой культуры, той сферы, которая аккумулирует, сохраняет и воспроизводит в себе все существующие образцы, нормы, убеждения, ценности, для формирования правовых качеств, взглядов, убеждений и ценностных ориентаций обучающихся. В более узком - как целостный, целенаправленный, организованный педагогический процесс воздействия на правовое сознание обучающегося.

Целесообразно различать правовое формирование личности и правовое воспитание. Эти понятия очень близки, но существуют и некоторые различия. Правовое формирование личности - это весьма ёмкое понятие, включающее в себя не только сам процесс правового воспитания, но и захватывающий еще и стороннее, неуправляемое в какой-то мере внешнее воздействие на сознание индивидуумов.

В этой связи, заслуживает внимания мнение Р Оуэна, который под воспитанием понимает «культивирование и упражнение всех обстоятельств, включая и лиц, которые окружают индивидуума, начиная от его зарождения в утробе матери и до его смертного часа, ибо все эти обстоятельства оказывают свое влияние на формирование характера каждого человеческого существа» [4, с. 153]. Данная точка зрения представляется нам весьма интересной и важной, поскольку в реальности каждый человек не живет в вакууме, его окружает общество, от которого он перенимает господствующие там установки, нормы, ценности. С самого раннего возраста личность начинает подвергаться воспитанию, прямому или косвенному, объективному (общественный строй, микросреда и др.) или субъективному (целенаправленная сознательная деятельность), как внешние, так и внутренние обстоятельства общества формируют индивид. Чем выше правовая культура общества, тем более успешнее складывается усвоение индивидуумами существующих в нем правовых установок.

В юридической науке существуют различные трактовки, как понятия «правового воспитания», так и его целей. Некоторые ученые считают целью «правового воспитания»: «развитие правовых навыков правомерного поведения, выработку привычки соблюдать и исполнять законы» (Н.М. Кейзеров) [5, с. 4]; «распространение правовых знаний, формирование правовых убеждений и правовой культуры, воспитание чувства уважения к нормам права и убежденности в их исполнении» (И.Ф. Бутко) [6, с. 143]. И хотя указанные мнения были выработаны в 70-х годах XIX века, они не теряют своей актуальности и в наши дни. Другие деятели юридической науки, видят основную задачу правового воспитания в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на повышение их социально-правовой активности (П.П. Баранов, В.В. Русских) [7, с. 48].

По нашему мнению, к основным задачам, стоящим перед системой правового воспитания, как совокупности элементов, обеспечивающих правовоспитательный процесс, относятся: передача и формирование базы общей суммы правовых знаний, умений и навыков, их правильное восприятие и толкование; формирование ценностных ориентаций, устойчивой системы глубокого внутреннего уважения права, закона, общей законности, правопорядка в силу личностного убеждения; привитие навыков профессиональных умений, компетенций применения приемов, техник, методик, тактик применения правовых знаний на практике; закрепление привычки действия и поведения в соответствии с законом, невосприимчивость к совершению правонарушений посредством целенаправленного, систематического воздействия.

Неоспорим тот факт, что самое значимое место в государственной системе правового воспитания занимает именно юридическое образование. Оно является своего рода ячейкой, колыбелью формирования, рождения правовой системы государства в целом, воспитания и обучения тех специалистов-юристов, от которых зависит правовая система и, в частности, правовая культура в стране.

Р.К. Русинов и Н.Н. Тарасов уверены, что «никакие новации в правовой системе, реформы юридических структур не дадут результата в достижении поставленной цели, если не будет решена основная проблема - проблема юридического образования» [8, с. 75]. Таким образом, можно сделать вывод, что качество подготовки юристов, определяет состояние «права» в государстве, которое в свою очередь, является плодом работы юридического образования.

Профессиональная деятельность курсантов, как готовящихся специалистов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) в области осуществления правоохранительной деятельности включает: разработку и реализацию правовых норм, обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями, исполнение наказания, юридическое образование и правовое воспитание.

Профессиональная деятельность предусматривает дальнейшую трудоустройство в должности оперуполномоченного оперативного отдела (группы) в различных органах и учреждениях УИС.

К основным задачам профессиональной деятельности будущих специалистов относятся: обеспечение личной безопасности всех лиц находящихся на территории учреждения; осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания, а также установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц уклоняющихся от уголовного наказания; поиск информации о действиях создающих угрозу безопасности нашего государства; оказание содействия в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных до прибытия в исправительное учреждение; осуществление взаимодействия с другими органами исполнительной власти.

По итогу освоения основной образовательной программы выпускник должен обладать целым перечнем освоенных общекультурных, профессиональных, профессионально-специализированных профессионально-значимых компетенций. В связи с чем, при подготовке курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН) России, как будущих действующих сотрудников в процессе обучения чрезвычайно важно сформировать качественный и высокий уровень правовой культуры как источника правового поведения и его правовых действий.

Крайне необходимо, чтобы «ценностные ориентации» курсанта ФСИН России соответствовали направлениям его профессиональной деятельности. Данная дефиниция коррелирует с психологическим содержанием термина «установка». А.Г. Здра-вомыслов, В.А. Ядов определяют ценностные ориентации как «установку личности на те, или иные ценности - материальной и духовной культуры общества. Это - тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой решаются многие жизненные вопросы» [9, с. 199].

Формирование и развитие профессиональной правовой культуры, как утверждает А.А. Протасов, «представляет собой одновременно и развитие, и коррекцию ценностных ориентаций, которыми сотрудник руководствуется в своей профессиональной деятельности» [10, с. 104].

Анализируя категорию ценностных ориентаций, можно с полной уверенностью утверждать, что они являются теми внутренними ориентирами и установками на поведение индивида и его отношения к существующей действительности, которыми он должен руководствоваться в жизни и своей профессиональной деятельности. Ценностные ориентации являются основополагающими в формировании правовой культуры курсантов.

О правовой культуре курсантов образовательных учреждений ФСИН России можно судить по их деятельности и поведению в правовой сфере. В процессе образования курсанты получают детализированные, специализированные профессионально значимые знания о действовавших издревле и ныне системах права в мире и государствах: о законодательстве, нормативно-правовых актах, правовых, политических, нравственных нормах и принципах и т.д. Но знания, получаемые курсантами в процессе обучения, не имеют никакой силы, если нет их осознания, осмысления, определения значимости в практической деятельности. Существует острая необходимость понимания и ориентирования в общей системе права, правовых и нравственных нормах, проводимой правовой и социальной политики государства, ценности законодательства и правосудия, обеспечивающих законность и обоснованность его профессиональных действий.

Курсанты в процессе обучения для качественного выполнения своих служебных обязанностей в будущем, должны четко знать и ориентироваться в существующем многообразии правовых терминов, без их понимания невозможно усвоение сути, анализ и применение правовых норм на практике. Четкие, глубокие и детализированные знания правовых и отраслевых принципов, структуры законодательства служат для оперативного ориенти-

рования и своевременного реагирования в отношении определения законности для каждого конкретного случая. Курсанты должны иметь навыки уверенного профессионального отношения к нормам права и практики их применения, их эффективного анализа и использования для обеспечения достижения правопорядка.

В.П. Сальников совершенно справедливо отмечает, что «показателем уровня правовых знаний, является способность сотрудников совершать активные профессиональные действия, отвечающие требованиям законности и эффективности» [11, с. 53], что, по сути, является целью формирования правовой культуры у курсантов.

Крайне важное качество, формируемое у курсантов в процессе получения образования, обостренного чувства законности, справедливости. Законность «можно рассматривать, как побуждение соблюдать и исполнять требования законов и подзаконных актов, не допускать произвола в отношении прав и интересов граждан» [12, с. 48], основанное на осознании и убеждении в его социальной необходимости и значимости, уважения к закону и правопорядку, правам и интересам личности, нетерпимость к их злоупотреблению. Правовые чувства, как и ценностные ориентации, несут в себе психологическое содержание, побуждая к соблюдению и исполнению правовых норм, тем самым регулируя и направляя его деятельность на защиту существующих прав и свобод, укрепления правопорядка. Данные категории невозможно не рассматривать в контексте нашего исследования, так как они являются своего рода основополагающими морально-нравственными, социально-правовыми качествами, принципиальной профессиональной внутренней направляющей в процессе формирования правовой культуры в сознании, как курсантов, так и действующих сотрудников ФСИН России.

Уважение к праву и закону является основополагающей составляющей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Отметим некоторую специфику и значимость уважения права и его социальной необходимости как профессиональной особенности. «Уважение» по определению исключает возможность недобросовестного профессионального отношения к праву и закону, его злоупотреблению, индивидуальной неосознанности назначения и необходимости, важности возложенных на него служебных обязанностей. Исполнение закона, курсант / сотрудник УИС воспринимает не как приказ, а как личное убеждение, как свой долг перед отечеством. Уважение имеет свойство укореняться и углубляться в сознании курсанта, в процессе постоянного нахождения с правовыми явлениями, подкрепляясь при взаимодействии с участниками правоприменительного процесса. Он должен являться ярким примером уважительного отношения к закону и поддерживать его авторитет.

Для эффективного формирования право-культурной личности курсанта, необходимо, чтобы знания, ценностные ориентации, уважение к закону перерастали во внутренние убеждения, обеспечивая активную плодотворную профессиональную деятельность.

Особую роль в формировании правовой культуры курсанта имеют его особые духовно-нравственные качества: честность, совесть, справедливость, добросовестность, чувство долга, патриотичность, ответственность и т.д. Они являются своеобразным фундаментом развития профессионально-значимых качеств специалиста.

Одним из элементов профессиональной правовой культуры курсанта, является его правовая деятельность, которая подразумевает наличие профессионального умения, приемов и навыков применения различных техник, методик и тактик служебной деятельности, для обеспечения эффективного, своевременного, профессионального решения служебных задач, способности действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, иными правовыми актами, руководствуясь, в первую очередь, принципами законности, патриотизма и т.д. Несомненно, можно обладать достаточным количеством знаний, иметь внутреннюю убежденность в правовых ценностях, но в тоже время иметь совершенно неграмотное и непрофессиональное отношение к нормам права, попросту не уметь работать с ними: систематизировать, анализировать, обобщать правовые ситуации, сопоставлять с правовыми нормами, применять их на практике. Данные обстоятельства влекут принятие неправомерных, ошибочных решений (действий), подрывающих профессиональный авторитет сотрудника, так и права в глазах общественности.

Большую роль в формировании правовой культуры курсанта имеет практическая часть обучения и формируемый профессиональный опыт правоприменения. Он как бы аккумулирует, углубляет и закрепляет в себе все знания, умения и навыки, помогает в получении практических навыков работы с правовыми нормами, за счет чего, курсанты более проникаются социальной необходимостью правоохранительной деятельности.

Помимо прохождения ежегодной практики в функционирующем учреждении ФСИН, все большее количество высших учебных заведений ФСИН России применяют практику консультирования молодых специалистов в Юридических клиниках, для оказания юридической помощи населению на безвозмездной основе. Данная деятельность имеет весьма плодотворную практику. Курсант вживую имеет возможность проверки и оттачивания своих знаний, есть возможность, пока они не приступили к своим служебным обязанностям, найти прорехи и пробелы и системе полученных ими знаний, и восполнить их, они глубже психологически проникаются социальной важностью и необходимостью в правовом регулировании общественных отношений, осознания значимости своей роли в личной жизни и жизни государства, оттачивая мастерство правоприменения в практической деятельности.

Профессиональная деятельность подразумевает как активную социально-правовую позицию в сфере реализации нормативных положений в профессиональной области, так и активное участие в реализации в повседневной жизни и ориентирование на подобное поведение всех окружающих, чувство правового достоинства и социально-правовой ответственности, привычку соблюдения закона в интересах общества.

Проводить постоянное общекультурное, интеллектуальное, право - культурное и научное самосовершенствование для своевременной адаптации к условиям постоянно изменяющегося законодательства и социокультурных общественных условий жизни, в целях качественной, законной и эффективной правовой деятельности. Повышать и развивать уровень имеющихся профессиональных компетенций.

Понятие «правовой культуры», тесно связано с дефиницией «законность». Она характеризуется «точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права» [13, с. 334]. Профессиональная деятельность курсанта предполагает и нацелена в своем итоге на поддержание законности в обществе, в своей служебной деятельности он действует согласно этому принципу, и сам, в свою очередь, являются средством ее распространения. Уровень правовых знаний, ценностных ориентаций, правовых чувств, правовых действий, наличие профессионального опыта - все эти показатели являются средством для достижения законности. Чем выше уровень указанных показателей, тем более эффективными и качественными будут действия по поддержанию законности. Соответственно, невысокий уровень правовой культуры курсанта будет служить толчком к ее снижению и дальше.

Сфера исполнения наказания весьма специфична по своей сути, сотрудники находятся в постоянном контакте с осужденными лицами за совершение каких-либо преступлений. Они являются источником противоправного поведения и далеко не все осужденные встали на путь исправления. Борьба с коррупцией является одной из острейших проблем службы исполнения наказаний. В данном контексте важна антикоррупционная составляющая формируемой правовой культуры, система правового воспитания должна уделять данной категории значимую роль. С самых истоков получения юридического образования, у курсантов должен культивироваться иммунитет антикоррупционного поведения, им необходимы знания и определенные стандарты, пути и направления их преодоления. Глубокая внутренняя убежденность в единственно верном правовом поведении.

Необходимо отметить, что правовое воспитание и обучение в современных условиях является, в первую очередь, педагогическим процессом. Его реализацию должны осуществлять высококвалифицированные специалисты-профессионалы - научно-педагогические кадры, практические работники, осуществляющие научную деятельность. Все те, кто, по сути, является двигателями правового прогресса. От того, насколько они сами научены, будет зависеть и степень образованности обучающихся. Необходимо обратить внимание на степень их педагогического мастерства. Можно обладать множеством знаний, как теоретических, так и практических, но не уметь передать их обучающимся. Необходимо иметь и применять на

практике систему педагогических форм и методов обучения, проходить постоянную переподготовку и повышение квалификации для обеспечения качественного образовательного процесса.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что правовая культура курсантов - это профессионально значимое качество, складывающееся в процессе получения юридического образования, предполагающее высокую качественную степень правовых знаний, правосознания, правовой активности,

Библиографический список

стремления соблюдения законности, умений и навыков их профессионального применения.

Таким образом, правовая культура является основополагающим, даже ключевым фактором, при подготовке высококвалифицированных профессиональных юридических кадров - курсантов ФСИН России, и на её основе и профессионализма сотрудников правоприменительной сферы, также является важным условием в повышении авторитета государственных органов правового регулирования.

1. Б.М. Бин-Бад. Педагогический энциклопедический словарь: энциклопедия. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002.

2. Пиголкин А.С. Право, законность, гражданин. Москва: Юридическая литература, 1976.

3. Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Ростов на Дону: Издательство Ростовского университета, 1969.

4. Оуэн Р. Лекции о рациональной системе устройства общества. Педагогические идеи Роберта Оуэна. Избранные отрывки из сочинений Р. Оуэна. Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство НАРКОМПРОСА РСФСР, 1940.

5. Кейзеров Н.М. Воспитание привычки соблюдать советский закон. Москва: Юридическая литература, 1965.

6. Бутко И.Ф. Правовое воспитание молодежи. Советское государство и право. 1971: 143-145.

7. Баранов П.П., Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Учебное пособие. Ростов на Дону: СКАГЗ, 1999.

8. Русинов Р.К., Тарасов Н.Н. Юридическое образование: проблемы и перспективы. Правовое воспитание и юридическое образование в условиях демократизации советского общества. Свердловск, 1991: 75-92.

9. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. Социология в СССР: сборник научных трудов. Москва: Мысль, 1965; Т. 2: 197-208.

10. Протасов А.А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ). Диссертация ... кандидата социальных наук. Москва, 1995: 175.

11. Сальников В.П. Правосознание и правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Ленинград: ВПУ МВД СССР, 1981.

12. Стословский В.М. Профессиональное правосознание следователей органов внутренних дел. Москва: Академия МВД СССР, 1979.

13. Российская юридическая энциклопедия. Москва: ИНФРА, 1999: 1110.

References

1. B.M. Bin-Bad. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar': 'enciklopediya. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2002.

2. Pigolkin A.S. Pravo, zakonnost', grazhdanin. Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1976.

3. Ryabko I.F. Pravosoznanie i pravovoe vospitanie mass v sovetskom obschestve. Rostov na Donu: Izdatel'stvo Rostovskogo universiteta, 1969.

4. Ou'en R. Lekcii o racional'noj sisteme ustrojstva obschestva. Pedagogicheskie ideiRoberta Ou'ena. Izbrannye otryvkiiz sochinenijR. Ou'e-na. Moskva: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo NARKOMPROSA RSFSR, 1940.

5. Kejzerov N.M. Vospitanie privychki soblyudat'sovetskij zakon. Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1965.

6. Butko I.F. Pravovoe vospitanie molodezhi. Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1971: 143-145.

7. Baranov P.P., Russkih V.V. Aktual'nyeproblemy teoriipravosoznaniya, pravovojkul'turyipravovogo vospitaniya. Uchebnoeposobie. Rostov na Donu: SKAGZ, 1999.

8. Rusinov R.K., Tarasov N.N. Yuridicheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy. Pravovoe vospitanie iyuridicheskoe obrazovanie vusloviyah demokratizacii sovetskogo obschestva. Sverdlovsk, 1991: 75-92.

9. Zdravomyslov A.G., Yadov V.A. Otnoshenie k trudu i cennostnye orientacii lichnosti. Sociologiya v SSSR: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: Mysl', 1965; T. 2: 197 - 208.

10. Protasov A.A. Cennostnye orientacii vprofessional'nojkul'ture oficera (social'no-filosofskij analiz). Dissertaciya ... kandidata social'nyh nauk. Moskva, 1995: 175.

11. Sal'nikov V.P. Pravosoznanie ipravovaya kul'tura sotrudnikov organov vnutrennih del. Leningrad: VPU MVD SSSR, 1981.

12. Stoslovskij V.M. Professional'noe pravosoznanie sledovatelej organov vnutrennih del. Moskva: Akademiya MVD SSSR, 1979.

13. Rossijskaya yuridicheskaya 'enciklopediya. Moskva: INFRA, 1999: 1110.

Статья поступила в редакцию 02.03.15

УДК 37.022

Ivashchenko Ye. N., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), professor, Department of Mathematics and Computer Science,

NVI VV MVD (Novosibirsk, Russia), E-mail: ien1234@ngs.ru

Bauer V. P., colonel, teacher, Department of Mathematics and Computer Science, NVI VV MVD (Novosibirsk, Russia),

E-mail: ien1234@ngs.ru

Barancheyev O. L., professor, Department of Mathematics and Computer Science, NVI VV MVD (Novosibirsk, Russia),

E-mail: ien1234@ngs.ru

Badanov A. A., colonel, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics and Computer Science,

NVI VV MVD (Novosibirsk, Russia), E-mail: ien1234@ngs.ru

THEORETICAL FOUNDATIONS OF TESTING THE EFFECTIVENESS OF TEACHING STUDENTS USING INFORMATION TECHNOLOGIES. This article describes the theoretical basis for testing the effectiveness of training of cadets. The work is based on the requirements of educational standards for information and computer competence cadets selected system of criteria for evaluating the effectiveness of the educational process. The authors have formulated problems that are to be solved to improve the efficiency of the educational process. The article also proposes a methodology for the application of comprehensive quality indicator, proposed by Harrington, to account for the influence of heterogeneous quality criteria in multi-criteria systems quality. The authors study the ways to form a system of criteria to identify the level of effectiveness of education. The method of working out the criteria is based on the questionnaire with questions for experts and ready sets of features of checking the level of results in education by students. The whole work is based on principles of the competence approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.