УДК 343.83 ББК 88.472 А42
G.I. AKSYONOVA
LEGAL CULTURE OF A CADET: ESSENCE, STRUCTURE, MEANS OF DEVELOPMENT
Аннотация: в статье с позиции аксиологического подхода раскрывается понятие правовой культуры курсатщ дается характеристикаее структурныхком-понентов, приводятся критерии ее сформированно-сти; утверждается, что основу технологии формирования правовой культурыкурсантов должны составлять активные формы обучения и воспитания.
Ключевые слова: правовая культура курсантов, компоненты правовой культурыкурсантов, правовое образование, правовое обучение, правовое воспитание, технология формирования правовой культуры курсантов.
ГАЛИНА ИВАНОВНА АКСЕНОВА*
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
Annotation: in the article the author considers the notion of legal culture of cadets from a position of axiological approach, characterizes its structural components, gives the criteria of its formation, and states that the active forms of training and education have to make the base for development technology of legal culture of cadets.
Key words: legal culture of cadets, elements of legal culture of cadets, legal education, legal training, technology of development of legal culture of cadets.
Правовая культура занимает особое место в социокультурномпространстве, обеспечивая уникальное сочетание духовных, идеальных и материальных компонентов При всем многообразии подходов к формированию правовой культуры( философский, социологический, антропологический и др.) выделяется аксиологический подход, позволяющий трактовать правовую культурукак средство облагораживания, одухотворения жизни людей (И.Ф. Исаев). В этом случае правовые нормы понимаются как ценности культуры, реализуемые в сфере права и воплощенные в конкретных правовых актах, нормах, отношениях. Из большого спектра ценностей культуры важнейшими для нее становятся уважение прав и свобод личности, равенство всех людей перед законом, справедливость, уважение человеческого достоинства, толерантность. Правовая культура характеризует качественное состояние жизни общества, отражающееся в уровне развития правовой деятельности, правосознания и степени гаранти-рованности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.
К специфическим функциям правовой культуры, раскрывающим ее сущность, можно отнести: познавательную (реализуется через правовые взгляды и представления, направленные на расширение правовых знаний, развитие правосознания, правового мышления); аксиологическую (способствуетиспользованию правовых знаний и умений в жизни и превращению их в убеждения); адаптивную (выражается в право-
0
1
О
0) -
(D
а
ш
0)
о
0)
с
■с
(D §
С Сс
о с о
я;
* Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии (Академия ФСИН России). E-mail: editor62@vandex.ru.
5« О
0
с
>3
1
о
Q)
з-
со О со го
Q) С
6
со
О §
§
О £
вой социализации и социально-правовои активности личности); регулятивную (позволяет соотносить общественные и личные интересы, реализуя их в рамках законности); интегратив-ную (позволяет личности, соблюдая законы, ощущать себя полноправным гражданином Российского государства, проявляется во взаимосвязи с другими компонентами общей культуры личности); коммуникативную (обеспечивает общение граждан в юридической сфере, соединяя в себе достижения всех типов правовых культур). Правовая культура связана с общественными процессами, обусловлена законами их развития.
В указанном контексте правовую культуру курсанта можно рассматривать как целостное личностное образование, проявляющееся в объеме и глубине правовых знаний, умении и навыках грамотно решать задачи практического поведения в правовой сфере. Это совокупность правовых знаний, отношения к праву как к ценности, правомерное поведение. Это выработанный личностью уровень овладения правом в своей профессиональной деятельности. В структуре правовой культуры личности курсанта мы выделяем следующие компоненты когнитивный (правовые знания); мотивационно-ценностный (уровень оценки и отношения, наличие разного по модальности отношения к знаниям, в результате чего формируется уважение к праву); регулятивно-деятельностный (опыт проявления правовой культуры в общении и поведении).
Когнитивный компонент правовой культуры обеспечивает будущих специалистов правовыми знаниями, создает основу для формирования правового мышления. Речь идет о знании правовых норм, владении информацией о различных аспектах правовой действительности, умении ориентироваться в источниках правовой информации, способности дифференцировать жизненные ситуации, выделяя те из них, которые требуют оценки с позиции закона. При этом когнитивный компонент - это и понимание сущности требований закона, способность видеть связь этих требований с процессами, происходящими в государстве, осознание места права в иерархии ценностей общества. Таким образом, когнитивный компонент правовой культуры предполагает и развитие правосознания и навыков правового мышления курсанта.
Мотивационно-ценностный компонентпред-полагает погружение курсантов в мир нравственных и правовых ценностей, сформирован-ность гуманистических жизненных установок,
гражданственности, знание законов и норм деловой этики, потребность в самосовершенствовании; определяет степень сформированности отношения к закону как к ценности. В этот компонент правовой культуры входит понимание нравственного смысла закона, уважение к закону, восприятие его сути как нравственно значимой для себя ценности с одновременным неприятием аморального, противоречащегонор-мам права поведения.
Регулятивно-деятельностный компонентпра-вовой культуры предполагает умения и навыки адекватно применять положения закона в реальных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности, выработку привычки к соблюдению правовых норм, выбор правильного (с точки зрения правовых требований общества) варианта поведения и совершения соответствующих поступков, умения отстаивать свои законные права и интересы, готовность будущих специалистов к деятельности в социуме.
Единицей анализа правовой культурыкурсан-та, на наш взгляд, служит его правовая деятельность, конкретные правовые действия. Правовая культура является личностной характеристикой курсанта, предстает как способ его правовой деятельности, обеспечивающий решение различных правовых задач - ситуаций из профессиональной практики. Средствами формирования правовой культуры курсантов выступают правовое образование и правовое воспитание, единство которых обеспечивает активную правовую деятельность личности.
Анализ научной литературы показал, что правовое образование и воспитание возможно рассматривать в качестве факторов правового развития личности, которые могут ускорять или замедлять правовой прогресс. При этом главной задачей правового образования является обеспечение определенного уровня правовой обученности личности, а правового воспитания -формирование правовой воспитанности, то есть социальной направленности правовых представлений, убеждений, идеалов, правомерного поведения. Следовательно, правовая культура являет собой результат правового образования и правового воспитания.
Таким образом, степень (уровень) сформи-рованности правовой культуры курсантов можно определить через следующие показатели: когнитивный компонент - усвоение необходимого минимума правовых знаний, умений и навыков, развитое правосознание, навыки правового мышления; мотивационно-ценностный компонент - понимание нравственного смысла за-
кона, отношение к закону как к ценности; регулятивный компонент - умение и навыки адекватно применять закон в реальной жизненной (профессиональной) ситуации, привычка к соблюдению правовых норм, правомерное поведение, социально-правовая активность. В качестве критериев сформированности правовой культуры личности курсанта в учебно-воспитательном процессе мы рассматриваем степень правовой сформированности и правосознания; степень сформированности отношения к закону как ценности; степень сформированности умений и навыков правомерного поведения, социально-правовой активности. Важно подчеркнуть, что формирование правовой культуры курсантов возможно за счет обеспечения единства правового обучения, правового воспитания и правовой деятельности, которые реализуются в культуре правового поведения.
Основу технологии формирования правовой культуры курсантов должны составлять проблемные ситуации, актуализирующие проявление правовых функций в их будущейпрофессиональ-ной деятельности. В этом случае необходимо специальное учебно-методическое обучение (набор дидактических средств, например банк правовых задач-ситуаций) самостоятельной образовательной деятельности курсантов в зависимости от выбранной ими специальнос-
ти, а также создание условий для самостоятельного изучения учебного материала (аудиторно и внеаудиторно).
При формировании правовой культуры курсантов в условиях теоретического обучения наибольшую эффективность приобретают проблемные лекции, семинары-диспуты, семинары-беседы, практические занятия-тренинги, а в условиях практики - встречи с представителями правоохранительных органов, конкурсы правовой эрудиции, вечера вопросов и ответов по правовой тематике, деловые и ролевые игры.
В отличие от информационно-рецептивной направленности педагогического процесса, когда курсант является объектом воздействий, перечисленные методы обеспечивают проблемно-рефлексивный подход, направленный не только на получение правовых знаний и умений, но и на развитие ключевых компетенций современного специалиста: умение разрешать правовые проблемы, креативность, коммуникабельность и др. Процесс правового развития личности приобретает оптимальный характер лишь тогда, когда курсант выступает подлинным субъектом обучения и воспитания, когда в нем пробуждается сознательное стремление к самосовершенствованию и самореализации в различных сферах жизнедеятельности.