Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 5 (194)
УДК 378.145
00! 10.23951/1609-624Х-2018-5-226-231
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О. М. Стародубцева
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации,
Санкт-Петербург
Исследованы особенности воспитания профессионального правосознания у курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. Рассматриваются общие вопросы формирования правосознания как одной из форм общественного сознания и специфические особенности воспитания профессионального правосознания у курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации как у будущих офицеров, чья профессиональная деятельность тесно связана с обеспечением законности и правопорядка. Указывается, что курсанты вузов войск национальной гвардии Российской Федерации являются носителями особого профессионального правового сознания, представленного совокупностью правовых знаний, сформированных ценностных установок и обусловленного спецификой военной службы личного и профессионального опыта. Процесс воспитания профессионального правосознания у курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации как у будущих правозащитников и правоприменителей рассматривается в неразрывной связи с их правовым воспитанием и правовой культурой. Исследуются педагогические и образовательные условия для формирования высокого уровня профессионального правосознания у курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации при личностно ориентированной модели обучения и принципов компетен-тностного подхода в образовании.
Ключевые слова: правосознание, профессиональное правосознание, особенности профессионального правосознания курсантов, правовое воспитание, правовая культура, личностно ориентированная модель обучения, компетентностный подход.
В ходе исторического развития государства и складывавшихся общественных отношений необходимым атрибутом государственной власти стали выступать вооруженные формирования, предназначенные для поддержания порядка и обеспечения государственной и общественной безопасности. В настоящее время в разных странах указанные формирования имеют различные названия и отличительные особенности, касающиеся их организационно-правовой формы, функциональных возможностей и степени правового регулирования.
В Российской Федерации одним из федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную и общественную безопасность, а также защиту прав и свобод человека и гражданина является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия), создание которой опирается на отечественный опыт функционирования правоохранительных органов [1].
Росгвардия осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере
частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны [2].
Реализация задач, стоящих перед войсками национальной гвардии Российской Федерации (обеспечение общественной безопасности, охрана важных государственных и режимных объектов, участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом, контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия и др.), должна обеспечиваться высококвалифицированным кадровым составом.
В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы качественной профессиональной подготовки курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе процесс формирования у них профессионального правосознания.
В самом общем виде правосознание можно представить как «совокупность взглядов на действующее право, на существующие правовые нормы» [3]. С юридической точки зрения правосознание рассматривается как «исторически сложившаяся в конкретном обществе система взглядов, теорий, идей, оценок, суждений, чувств и эмоций, отражающих субъективно-психологическое отношение людей к действующему и желаемому праву и практике его реализации» [4].
Правосознание представляет собой одну из форм общественного сознания, взаимосвязанного и взаимодействующего с моралью, искусством, религией, философией, наукой. На формирование и развитие правосознания оказывают влияние различные факторы: политические, социально-экономические, культурные и др. В настоящее время существуют различные подходы к пониманию сущности и содержания правосознания.
Так, например, у И. А. Ильина правосознание является ключевой категорией философии права и рассматривается им как «естественное чувство права и правоты, особая духовная настроенность инстинкта в отношении к себе и к другим людям, особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей» [5, с. 82]. Основными аксиомами правосознания, по мнению И. А. Ильина, являются: закон духовного достоинства (чувство собственного духовного достоинства личности); закон автономии (способность человека к самообязыванию и самоуправлению); закон взаимного признания (взаимное уважение и доверие людей друг к другу) [5, с. 148].
М. Н. Марченко рассматривает правосознание как «совокупность взглядов, идей, чувств и настроений, относящихся к праву и отражающих правовую жизнь общества, правовых отношений, правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности» [6, с. 296].
Правосознание может быть классифицировано по различным основаниям. Так, по степени общности правосознание может быть индивидуальным, групповым или массовым, в зависимости от его носителя - обыденным, профессиональным или научным (теоретическим, доктринальным) [4]. Особенность формирования профессионального правосознания у конкретного субъекта как участника общественных отношений обуславливается спецификой его профессиональной деятельности.
Курсанты вузов войск национальной гвардии Российской Федерации как будущие офицеры и командиры подразделений, чья профессиональная деятельность тесно связана с обеспечением законности и правопорядка, являются носителями особого профессионального правового (юридического) сознания, представленного совокупностью правовых знаний, сформированных ценностных установок и обусловленного спецификой военной службы профессионального опыта.
В настоящее время военные вузы (в том числе вузы войск национальной гвардии Российской Федерации) осуществляют подготовку кур-
сантов по федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения, предполагающим компетентностный подход к образовательному процессу, основанному на формировании у обучающихся определенного набора компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и др.). Среди перечня профессиональных задач, на решение которых направлены новые образовательные стандарты, следует особо выделить совершенствование правового воспитания будущих офицеров в целях формирования у них высокого правосознания и правовой культуры [7, с. 54].
Несмотря на то что активное изучение вопросов формирования правосознания началось еще в 1920-е гг., в период становления классовой идеологии, тесно связавшей пролетарское правосознание с политическим сознанием [8, с. 15], проблемы профессионального правосознания, в том числе воспитания профессионального правосознания у курсантов специализированных военных вузов (к которым относятся и вузы войск национальной гвардии Российской Федерации), до сих пор являются недостаточно исследованными как в теории, так и в практике обучения.
Однако именно в советский период было сформулировано объективное (и близкое к современному) научное понимание правосознания как одной из специфических форм общественного сознания, основополагающими идеями которого являются: обеспечение законности и правопорядка; равноправие; уважительное отношение к закону; обеспечение прав и свобод; ответственность перед обществом и др. Профессиональное правосознание, согласно советской доктрине, определялось как «совокупность представлений, понятий, идей, убеждений, обычаев, традиций, чувств, складывающихся у профессиональных юристов и имеющих наиболее существенное значение при реализации юридических норм» [9, с. 106].
В настоящее время наибольший исследовательский интерес представляют общие проблемы правосознания (И. В. Абдурахманова, В. С. Бредне-ва, Т. И. Демченко, И. А. Ильин, В. П. Малахов, И. Е. Фарбер и др.) и специальные вопросы, касающиеся особенностей профессионального правосознания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (М. В. Гирская, В. Н. Коробка, В. П. Сальников, Ю. А. Тихомиров, М. А. Шер-менев, С. О. Чалков, А. В. Щеглов, И. Б. Юнаш и др.).
Особое внимание обращено на изучение причин деформации профессионального правосознания
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2018. 5 (194)
у юристов и правоприменителей (Р. А. Кузнецов, В. Ю. Мельников, С. Б. Поляков, Т. В. Юлдашева и др.), а также на выявление причин противоправного поведения и механизмов правового воспитания обучающихся (социально-экономических, морально-этических, культурных, психолого-педагогических и др.) в рамках реализации компетент-ностного подхода в образовании (А. А. Тыртыш-ный, Е. Ю. Суховецкая, В. А. Шадрин и др.).
Историко-педагогический анализ отечественного опыта становления и развития профессионального правосознания юристов и изучение современных тенденций в системе высшего образования позволяют рассматривать воспитание правосознания у курсантов военных вузов (в том числе у курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации) как планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс педагогического, образовательно-правового взаимодействия командиров, преподавателей и курсантов военных вузов с применением всей совокупности форм, средств и методов обучения и воспитания с целью формирования в сознании курсантов как будущих офицеров глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, мотивации правомерного поведения, а также навыков, умений, способности и готовности к применению полученных правовых знаний в служебной деятельности [10, с. 13].
В целях качественной подготовки выпускников юридических вузов (в том числе силовых ведомственных вузов) и формирования у них позитивного профессионального правосознания, на государственном уровне были приняты меры, направленные на развитие системы оценки качества юридического образования [11] и требований ФГОС ВО, а также с учетом разработки и введения профессиональных стандартов для соответствующих областей профессиональной деятельности [12].
Профессиональное правосознание у курсантов силовых ведомственных вузов (в том числе у курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации) формируется в неразрывной связи с их правовым воспитанием и правовой культурой, в результате чего выпускники обладают качествами, позволяющими им осуществлять дальнейшую профессиональную деятельность не только непосредственно в качестве офицеров и руководителей подразделений, но и правозащитников и правоприменителей. К таким качествам относятся: уважительное отношение к закону и установленному в войсках правопорядку; непримиримость к коррупционным проявлениям и любым
нарушениям законности; чувство личной ответственности за деятельность вверенного офицеру подразделения; чувство патриотизма и любви к Родине; готовность к неукоснительному соблюдению норм права и требований воинских уставов; психологическая устойчивость и способность действовать в боевых, чрезвычайных и экстремальных условиях; готовность к самопожертвованию и др.
В современных условиях модернизации Вооруженных сил Российской Федерации и движения системы военного образования в сторону его интеграции в мировое образовательное пространство (при соблюдении условий обеспечения национальной безопасности страны) можно выделить основные направления воспитания профессионального правосознания у курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации:
1) правовое образование, воспитывающее в будущих офицерах готовность к добросовестному исполнению служебных обязанностей и соблюдению воинской дисциплины;
2) формирование ценностных установок, ориентированных на правовое, патриотическое и духовно-нравственное воспитание курсантов;
3) четкая организация служебной деятельности, поддержание уставного порядка в курсантских подразделениях;
4) правовая пропаганда в целях недопущения проявлений у курсантов правового нигилизма и деформации профессионального правосознания;
5) создание и поддержание в коллективе благоприятного психологического климата в целях исключения возможности совершения правонарушений;
6) сочетание групповой и индивидуальной воспитательной работы с обучающимися;
7) проведение плановых мероприятий по правовому воспитанию курсантов в целях последовательного формирования у них антикоррупционного правосознания;
8) повышение уровня правовой подготовки командиров, а также систематическое повышение квалификации научно-педагогического состава кафедр.
Помимо этого, воспитание профессионального правосознания у курсантов должно опираться на хорошо проработанную научно-педагогическую основу. Эффективность формирования высокой правовой культуры и правосознания у курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации как у будущих офицеров зависит также от согласованности и взаимосвязанности действий всех участников образовательного процесса: руко-
водства вуза, административно-вспомогательного персонала, командиров курсантских подразделений, преподавательского состава и самих обучающихся. Немаловажное значение имеют и условия, обеспечивающие освоение образовательных программ по реализуемым вузом специальностям и направления подготовки: кадровые, учебно-методические, информационные, материально-технические и др.
Динамично меняющееся законодательство требует от военных вузов быстрой адаптации к новым условиям. Смена образовательной парадигмы, переход от моноуровневой к многоуровневой системе подготовки на основе личностно ориентированного процесса обучения требуют от выпускников вузов войск национальной гвардии Российской Федерации владения определенным набором компетенций, установленных новыми образовательными стандартами, а деятельность руководства и преподавательского состава вуза должна быть направлена на систематическое отслеживание (мониторинг) состояния правовой культуры и правосознания обучающихся.
Для формирования позитивного профессионального правосознания у курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации необходимы определенные педагогические условия, обеспечивающие достижение желаемого результата. К таким педагогическим условиям можно отнести следующие: включение в образовательный процесс компетенций, направленных на понимание и учет в дальнейшей профессиональной дея-
тельности ценности права; создание единой информационно-образовательной (цифровой) среды вуза в целях повышения качества и доступности образования при сохранении необходимого уровня безопасности (режима государственной, военной, служебной и иных видов тайн); специальная педагогическая и методическая подготовка научно-преподавательского состава кафедр и администрации вуза; нацеленность образовательного процесса на развитие правосознания в течение всего периода обучения; организация субъект-субъектного взаимодействия в системе «курсант - преподаватель - командир»; внедрение компетентност-ного подхода к определению содержания, форм и методов образования и воспитания будущих офицеров.
Таким образом, проблема воспитания профессионального правосознания у курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации является предметом научных исследований и важной педагогической проблемой, на решение которой должны быть направлены усилия государства и научного сообщества. Следует заметить, что, несмотря на большое количество имеющихся исследований и публикаций по проблемам формирования правосознания у курсантов военных вузов, вопросы особенностей воспитания профессионального правосознания у курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации до сих пор не находит достаточно широкого теоретического осмысления и нуждается в дальнейшем изучении и разработке.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (ред. от 30.09.2016) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 11.04.2016. № 15, ст. 2072.
2. Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации) // Собрание законодательства РФ. 10.10.2016. № 41, ст. 5802.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. М., 1997. 944 с.
4. Большой юридический словарь / под ред. А. В. Малько. М.: Проспект, 2011. 703 с.
5. Ильин И. А. О сущности правосознания / подготовка текста и вступ. статья И. Н. Смирнова. М.: Рарогъ, 1993. 235 с.
6. Теория государства и права: в 2 т. / под общ. ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2011. Т. 2. 336 с.
7. Суховецкая Е. Ю. Педагогические условия совершенствования правового воспитания курсантов вузов внутренних войск МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 171 с.
8. Кодан С. В. Средства обеспечения идеологической определенности советского социалистического права // Личность, право, государство. 2017. № 4. С. 4-18.
9. Алексеев С. С. Проблемы общей теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. 396 с.
10. Стародубцева О. М. Воспитание профессионального правосознания у курсантов военных вузов как будущих офицеров // Региональное образование XX! века: проблемы и перспективы. 2013. № 1. С. 12-15.
11. Указ Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» // Российская газета. 29 мая 2009 г. № 4921 (97).
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 5 (194)
12. Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» // Собрание законодательства РФ. 04.05.2015. № 18, ст. 2625.
Стародубцева Ольга Михайловна, соискатель Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации (ул. Летчика Пилютова, 1, Санкт-Петербург, Россия, 198206). E-mail: pfanmp@mail.ru
Материал поступил в редакцию 02.03.2018.
DOI 10.23951/1609-624X-2018-5-226-231
THE FEATURES OF PROFESSIONAL LEGAL CONSCIOUSNESS EDUCATION AMONG THE CADETS OF THE RUSSIAN FEDERATION UNIVERSITIES OF THE NATIONAL GUARD TROOPS
0. M. Starodubtseva
Petersburg military Institute of troops of national guard of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russian Federation
The article is devoted to the research of features of professional education of legal consciousness of the cadets of universities of national guard troops of the Russian Federation. Discusses general issues of formation of legal consciousness as a form of social consciousness and the specific features of the education of the professional legal consciousness of the cadets of universities of national guard troops of the Russian Federation as future officers, whose professional activity is closely linked with law and order, indicates that cadets of higher education institutions of national guard troops of the Russian Federation are carriers of specific professional legal consciousness, represented by a set of legal knowledge generated values and due to the specific military service personal and professional experience. The process of education of professional legal consciousness of the cadets of universities of national guard troops of the Russian Federation as future advocates and enforcers, is considered in indissoluble communication with their legal education and legal culture. Examines pedagogical and educational conditions for the formation of a high level of professional legal consciousness of the cadets of universities of national guard troops of the Russian Federation in the personality-oriented education model and principles of competence approach in education.
Key words: legal consciousness, professional legal consciousness, peculiarities of cadets' professional legal consciousness, legal education, legal culture, personality-oriented model of education, competence approach.
References
1. Ukaz Prezidenta RF ot 05.04.2016 no. 157 (red. ot 30.09.2016) "Voprosy Federal'noy sluzhby voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii" [Decree of the president of the Russian Federation of 05.04.2016 no. 157 (as amended on 30.09.2016) "Questions of the Federal Service of Troops of the National Guard of the Russian Federation"]. Sobraniye zakonodatel'stva RF, 11.04.2016, no. 15, st. 2072 [Collection of Legislation of the Russian Federation, 11.04.2016, no. 15, art. 2072] (in Russian).
2. Ukaz Prezidenta RF ot 30.09.2016 no. 510 "O Federal'noy sluzhbe voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii" (vmeste s "Polozheniyem o Federal'noy sluzhbe voysk natsionalnoy gvardii Rossiyskoy Federatsii" [Decree of the president of the Russian Federation of September 30, 2016 no. 510 "On the Federal Service of the Troops of the National Guard of the Russian Federation" (together with the Regulations on the Federal Service of the Troops of the National Guard of the Russian Federation) ]. Sobraniye zakonodatel'stva RF, 10.10.2016, no. 41, st. 5802 [Collection of Legislation of the Russian Federation, 10.10.2016, no. 41, art. 5802] (in Russian).
3. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyyslovar'russkogoyazyka: 80 000slovifrazeologicheskikh vyrazheniy. 4-e izd. [Dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological expressions. 4th ed.]. Moscow, 1997. 944 p. (in Russian).
4. Bol'shoyyuridicheskiyslovar'[Large law dictionary]. Ed. by A. V. Malko. Moscow, Prospekt Publ., 2011. 703 p. (in Russian).
5. Ilin I. A. O sushchnosti pravosoznaniya [On the essence of legal consciousness]. Text preparation and entry article by I. N. Smirnov. Moscow, Rarog'' Publ., 1993. 235 p. (in Russian).
6. Teoriya gosudarstva i prava. V 2 t. T. 2. Pod obshch. red. Marchenko M. N. [Theory of state and rights: in 2 volumes. Vol. 2. Ed. by M. N. Marchenko]. Moscow, Zertsalo-M Publ., 2011. 336 p. (in Russian).
7. Sukhovetskaya E. Yu. Pedagogicheskiye usloviya sovershenstvovaniyapravovogo vospitaniya kursantov vuzov vnutrennikh voysk MVD Rossii. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for improving the legal education of cadets of higher schools of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Diss. cand. ped. sci.]. Saint Petersburg, 2007. 171 p. (in Russian).
8. Kodan S. V. Sredstva obespecheniya ideologicheskoy opredelennosti sovetskogo sotsialisticheskogo prava [Means for ensuring the ideological certainty of Soviet socialist law]. Lichnost, pravo, gosudarstvo, 2017, no. 4, pp. 4-18 (in Russian).
9. Alekseyev S. S. Problemy obshchey teoriiprava [Problems of general theory of law]. Sverdlovsk, 1972. Vol. 1. 396 p. (in Russian).
10. Starodubtseva O. M. Vospitaniye professional'nogo pravosoznaniya u kursantov voyennykh vuzov kak budushchikh ofitserov [Education of professional sense of justice among cadets of military universities as future officers]. Regional'noye obrazovaniye XXI veka: problemy i perspektivy, 2013, no. 1, pp. 12-15 (in Russian).
11. Ukaz Prezidenta RF ot 26.05.2009 no. 599 "O merakh po sovershenstvovaniyu vysshego yuridicheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii" [Decree of the president of the Russian Federation of 26.05.2009 no. 599 "On measures to improve higher legal education in the Russian Federation"]. Rossiyskayagazeta, 29 maya 2009 g. no. 4921 (97) (in Russian).
12. Federal'nyy zakon ot 2 maya 2015 g. no. 122-FZ "O vnesenii izmeneniy v Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii i stat'i 11 i 73 Federal'nogo zakona "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of May 2, 2015 no. 122-FZ "On amendments to the Labor Code of the Russian Federation and articles 11 and 73 of the Federal Law "On education in the Russian Federation"]. Sobraniye zakonodatelstva RF 04.05.2015, no. 18, st. 2625 p. [Collection of Legislation of the Russian Federation, 05.04.2015, no. 18, art. 2625] (in Russian).
Starodubtseva O. M., St. Petersburg military Institute of troops of national guard of the Russian Federation (ul. Letchika Pilyutova, 1, Saint Petersburg, Russian Federation, 198206). E-mail: pfanmp@mail.ru