практике систему педагогических форм и методов обучения, проходить постоянную переподготовку и повышение квалификации для обеспечения качественного образовательного процесса.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что правовая культура курсантов - это профессионально значимое качество, складывающееся в процессе получения юридического образования, предполагающее высокую качественную степень правовых знаний, правосознания, правовой активности,
Библиографический список
стремления соблюдения законности, умений и навыков их профессионального применения.
Таким образом, правовая культура является основополагающим, даже ключевым фактором, при подготовке высококвалифицированных профессиональных юридических кадров - курсантов ФСИН России, и на её основе и профессионализма сотрудников правоприменительной сферы, также является важным условием в повышении авторитета государственных органов правового регулирования.
1. Б.М. Бин-Бад. Педагогический энциклопедический словарь: энциклопедия. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002.
2. Пиголкин А.С. Право, законность, гражданин. Москва: Юридическая литература, 1976.
3. Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Ростов на Дону: Издательство Ростовского университета, 1969.
4. Оуэн Р. Лекции о рациональной системе устройства общества. Педагогические идеи Роберта Оуэна. Избранные отрывки из сочинений Р. Оуэна. Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство НАРКОМПРОСА РСФСР, 1940.
5. Кейзеров Н.М. Воспитание привычки соблюдать советский закон. Москва: Юридическая литература, 1965.
6. Бутко И.Ф. Правовое воспитание молодежи. Советское государство и право. 1971: 143-145.
7. Баранов П.П., Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Учебное пособие. Ростов на Дону: СКАГЗ, 1999.
8. Русинов Р.К., Тарасов Н.Н. Юридическое образование: проблемы и перспективы. Правовое воспитание и юридическое образование в условиях демократизации советского общества. Свердловск, 1991: 75-92.
9. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. Социология в СССР: сборник научных трудов. Москва: Мысль, 1965; Т. 2: 197-208.
10. Протасов А.А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ). Диссертация ... кандидата социальных наук. Москва, 1995: 175.
11. Сальников В.П. Правосознание и правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Ленинград: ВПУ МВД СССР, 1981.
12. Стословский В.М. Профессиональное правосознание следователей органов внутренних дел. Москва: Академия МВД СССР, 1979.
13. Российская юридическая энциклопедия. Москва: ИНФРА, 1999: 1110.
References
1. B.M. Bin-Bad. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar': 'enciklopediya. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2002.
2. Pigolkin A.S. Pravo, zakonnost', grazhdanin. Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1976.
3. Ryabko I.F. Pravosoznanie i pravovoe vospitanie mass v sovetskom obschestve. Rostov na Donu: Izdatel'stvo Rostovskogo universiteta, 1969.
4. Ou'en R. Lekcii o racional'noj sisteme ustrojstva obschestva. Pedagogicheskie ideiRoberta Ou'ena. Izbrannye otryvkiiz sochinenijR. Ou'e-na. Moskva: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo NARKOMPROSA RSFSR, 1940.
5. Kejzerov N.M. Vospitanie privychki soblyudat'sovetskij zakon. Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1965.
6. Butko I.F. Pravovoe vospitanie molodezhi. Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1971: 143-145.
7. Baranov P.P., Russkih V.V. Aktual'nyeproblemy teoriipravosoznaniya, pravovojkul'turyipravovogo vospitaniya. Uchebnoeposobie. Rostov na Donu: SKAGZ, 1999.
8. Rusinov R.K., Tarasov N.N. Yuridicheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy. Pravovoe vospitanie iyuridicheskoe obrazovanie vusloviyah demokratizacii sovetskogo obschestva. Sverdlovsk, 1991: 75-92.
9. Zdravomyslov A.G., Yadov V.A. Otnoshenie k trudu i cennostnye orientacii lichnosti. Sociologiya v SSSR: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: Mysl', 1965; T. 2: 197 - 208.
10. Protasov A.A. Cennostnye orientacii vprofessional'nojkul'ture oficera (social'no-filosofskij analiz). Dissertaciya ... kandidata social'nyh nauk. Moskva, 1995: 175.
11. Sal'nikov V.P. Pravosoznanie ipravovaya kul'tura sotrudnikov organov vnutrennih del. Leningrad: VPU MVD SSSR, 1981.
12. Stoslovskij V.M. Professional'noe pravosoznanie sledovatelej organov vnutrennih del. Moskva: Akademiya MVD SSSR, 1979.
13. Rossijskaya yuridicheskaya 'enciklopediya. Moskva: INFRA, 1999: 1110.
Статья поступила в редакцию 02.03.15
УДК 37.022
Ivashchenko Ye. N., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), professor, Department of Mathematics and Computer Science,
NVI VV MVD (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Bauer V. P., colonel, teacher, Department of Mathematics and Computer Science, NVI VV MVD (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Barancheyev O. L., professor, Department of Mathematics and Computer Science, NVI VV MVD (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Badanov A. A., colonel, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics and Computer Science,
NVI VV MVD (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
THEORETICAL FOUNDATIONS OF TESTING THE EFFECTIVENESS OF TEACHING STUDENTS USING INFORMATION TECHNOLOGIES. This article describes the theoretical basis for testing the effectiveness of training of cadets. The work is based on the requirements of educational standards for information and computer competence cadets selected system of criteria for evaluating the effectiveness of the educational process. The authors have formulated problems that are to be solved to improve the efficiency of the educational process. The article also proposes a methodology for the application of comprehensive quality indicator, proposed by Harrington, to account for the influence of heterogeneous quality criteria in multi-criteria systems quality. The authors study the ways to form a system of criteria to identify the level of effectiveness of education. The method of working out the criteria is based on the questionnaire with questions for experts and ready sets of features of checking the level of results in education by students. The whole work is based on principles of the competence approach.
Key words: information technology, learning efficiency, effectiveness criteria, desirability function Harrington, composite measure of quality.
Е.Н. Иващенко, канд. физ.-мат. наук, проф. каф. математики и информатики НВИ ВВ МВД России, г. Новосибирск,
Е-mail: [email protected]
В.П. Бауэр, полковник, преп. каф. математики и информатики НВИ ВВ МВД России, г. Новосибирск,
Е-mail: [email protected]
О.Л. Баранчеев, проф. каф. математики и информатики НВИ ВВ МВД России,
г. Новосибирск), Е-mail: [email protected]
А.А. Баданов, полковник; канд. пед. наук, доц. каф. математики и информатики НВИ ВВ МВД России, г. Новосибирск,
Е-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В данной статье рассмотрены теоретические основы проверки эффективности обучения курсантов. На основе требований образовательных стандартов к информационно-компьютерной компетенции курсантов военных вузов выделена система критериев для оценки эффективности учебного процесса. Сформулированы проблемы, решение которых необходимо для повышения эффективности учебного процесса. В статье также предлагается методика применения комплексного показателя качества, предложенного Харрингтоном, для учета влияния разнородных критериев качества в многокритериальных системах качества.
Ключевые слова: информационные технологии, эффективность обучения, критерии эффективности, функция желательности Харрингтона, комплексный показатель качества.
Современный этап развития военного образования предъявляет новые требования к его качеству, эффективности и опирается на активное применение информационных технологий. Существует много различных теоретических и практических подходов как к самому понятию эффективности процесса обучения, так и к оценке его качества. Нельзя выделить какой-то отдельный критерий оценки эффективности и с его помощью дать оценку результатам процесса обучения. Причина заключается в многогранности процесса познания, в котором сочетаются как необходимость раскрытия законов природы, так и личностное отношение курсанта и преподавателя к учебному процессу.
В настоящее время широкое распространение получил такой метод организации обучения как компетентностный подход, который опирается на понятие ключевых компетенций и означает структурный, системный подход к формированию не отдельных знаний, умений в предметной области, а компетенций, способствующих решению военно-профессиональных задач и усилению фундаментальной подготовки военных специалистов. Важная роль метода компетенций заключается в формировании таких качеств военного специалиста как мобильность, способность к самообразованию и гибкому мышлению, профессиональной адаптации к сложным условиям.
Информационно-компьютерная компетенция курсантов означает:
- знание аппаратных средств и возможностей комплекса вычислительной техники;
- системный взгляд на современный программно-аппаратный комплекс и его применение для решения служебно-боевых задач;
- уверенное владение программами подготовки текстовых, графических документов, развитое аналитическое и графическое мышление;
- непрерывное применение средств вычислительной техники в течение всего периода обучения курсанта.
Цель применения современного компетентностного подхода заключается в формировании не отдельных знаний, навыков, а компетенций, направленных на решение служебно-боевых задач. При таком подходе основное отличие от традиционных методов обучения состоит в более глубоком содержании программы обучения, гармоничном сочетании теории и практики, наполнению программы современными данными, методологией, технологией.
Современная дидактическая концепция определяет, что критерии эффективности образования в условиях высшей школы должны отражать не только владение студентами знаниями, умениями, навыками и способами деятельности, но и развитие качеств личности, что является особо актуальным для будущих военных специалистов, которым предстоит решать сложные боевые, психологические задачи.
В многочисленных трудах отечественных и зарубежных исследователей раскрывается сущность понятия «эффективности обучения». Большой вклад в методологический анализ категории «эффективность обучения» сделал В.М. Блинов [1]. Одним из первых он провёл методологический анализ категории «эффективность обучения», определяя эффективность, как социально-значимое качество обучения, посредством которого оцениваются результаты выполняемой деятельности по степени их приближения к общественной цели, соответствующей обобщенному представлению об обученности личности.
Для выявления эффективности обучения требуется определить систему критериев (идеализированный результат обучения) и, затем, уметь получать объективные «срезы» результатов текущей деятельности (реализация критериев). Проверка эффективности обучения курсантов с использованием информационных технологий требует разработки новых и совершенствования имеющихся систем критериев и показателей оценки эффективности.
В некоторых работах различают понятия «качество» и «эффективность» обучения. Но содержание этих понятий тесно связано. Если обучение эффективно с какой-то точки зрения, то оно обычно понимается как качественное. С.И. Архангельский [2] рассматривает эффективность в оценке учебного процесса как определенный результат достижения поставленной конкретной цели. Он подчеркивает, что эффективность характеризует состояние всех сторон системы учебного процесса.
Оценка эффективности происходит на основе определенных параметров (критериев) обучения путем использования некоторых качественных и количественных показателей. Показатели эффективности обеспечивают оценку состояния учебного процесса по таким существенно важным параметрам, как, например, затраты времени и труда для решения определённых задач обучения; объем и качество приобретенных учащимися знаний в определённых пределах; возможности применяемых средств, форм и методов обучения; приспособляемость системы к изменяющимся условиям обучения; соответствие проведённой учебной работы целям и задачам обучения; оптимальность управления учебным процессом и др.
Сформулируем проблемы, решение которых необходимо для повышения эффективности учебного процесса:
- построение научно обоснованной системы учебного процесса, с подразделением его на компоненты и подсистемы, имеющие свои цели и задачи, но исходящие из решения общих задач системы, установление для каждого компонента системы оптимальной структуры, содержания, составление программы функционирования каждого компонента с учетом их взаимосвязи в определенное время и в определенной последовательности (рабочая программа курса);
- обоснование выбора соответствующих средств, форм и методов обучения, определение оптимальных условий обучения
(организация учебного процесса с использованиемко мпьютер-ных систем, средств мультимедиа.програмониго обеспечения, определение принципов и условио рриорнония технических средств обучения и контроля);
- обоснование и проведение корчрой оргинноиоии ди-б -пЧ и научной работы студентов и обукоющой диотепынонно пбене-давателей (военно-научный кружо к);
- определение объективных показртодпоиизмерртелеб результативности процесса обучения;
- установление принципов и сп осиб овртеоптинфонииме-тодов самостоятельной учебной и научной работы студентов;
- определение путей последовноооьр^г^о совершенствования культуры учебной и обучающей деятельности.
К курсантам военного учебного заведения в процессе обучения предъявляются особые требования:
- соблюдать воинскую дисциплину, точно выполнять приказы командиров и начальников;
- активно участвовать в учебном процессе, проявляя и ни-циативу;
- участвовать в военном научном обществе и в олимпиад ах;
- уделять внимание самостоятельной работе для отработки проблемных занятий;
- повышать свой культурный уровень.
Говоря о критериях эффективности учебного процесса, необходимо в качестве одного из показателей оценивать роль п ре-подавателя в формировании мотивации курсанта на учебный процесс, создание творческой, доброжелательной обстановки.
Внедрение информационно-компьюте рных технологий в учебный процесс позволяет решить комплркс дидаитичиоких проблем, повысить эффективность процесса-бученио блакодр-ря:
1. разнообразию форм предстанлреининформрреи;
2. высокой степени наглядносрнп^исрилбзоврнео мультимедийных средств;
3. возможности моделирования ^знпрфязоых пкрцпипрв;
4. оперативному контролю и нрыощр рп инорохо! преподн-вателя;
5. возможности провести опеоаеивно проверку знаниХсе--дентов, объективности оценок.
В педагогической теории и пракпике ь даспопщеб -нени сложилось два подхода к оценке эффпитиьноспи прпфнрннпт информационных технологий. Первый из них рирзнр о нспненоо-ванием качественных, а второй количественных ее показателей. При этом первые базируются на основном критерии учебного процесса - качестве обучения и его составеяющин. Ч вомaлeдп-ет отнести условные характеристики, такие, ннр°нмуи, зез;oдб-ем знаний, навыков и умений, их полнота, системность, осмысленность, прочность, познавательная активность обучаемых, мотивация обучении [3]. Качественные показетели определено! по результатам решения определённых заданий, путём оценки ответов на вопросы и т.д., использье покаплтели важлясти, ип-следователи устанавливают заданные критерии эффективности применения ИТ.
Одним из вариантов выбора системы критериев может быть набор таких критериев как качество усвоения знаний, иавы-ков и умений, прочность их усвоения, мотивация, а также время обучения. Эти критерии позволярелапешиолешать зи-дачи оценки эффективности применения ИТ.
Для проверки эффективности применениш РТ могут быль использованы различные статистические процедуры. Методы многофакторного дисперсионного анализа позтоляютсделать вывод о существенном различии между группами данных количественного или качественного характера. Удобным методом проверки эффективности обучения в многокритериальной системе является использование обобщенной функцнежеиатель-ности Харрингтона, которая позволяет построить комплексный показатель качества. В основе построенияоИобшьтиеифу екцип лежит идея преобразования полученных значений показателей свойств (в различных единицах измерениз)в безразмерную шои-лу желательности.
Назначение шкалы желательности - уптааоваениесолааеа-ствия между полученными при обследовании значеиаямл показателей свойств и оценками специалистов желательности того или иного показателя качества.
Для формирования системы критериев эффективности обучения можно на первом этапе выбрать группуакспеллав н аоад-ложить им ранжировать предварительно подготовленный список критериев, оформленный в виде анкеты.Соглесовтшиость
жионеЫэкдпepтoвдолыo нцрнрвппь поррлернон -оэффнцркнта кoнкopпPЦии. Еслимненио экепдееов сбгпасованы, ео мьж-юяо-ыедиыибрерьи первоначальнуюсиспедекоятепиео, оыOиpaяжФя дaмлнeзшeйl-pооыметкзнaимoлeeжяжноlе дкнимвcoоовырииыиe о юыжожпжи РНСПТрьыО|
CмоыдьпPкдыы oтмeтым по Lжкьлнжeлaтплнриыби не ииляюося строги оыоьылeдынеlФы. Ножо р пя(злп^^ 1 м--озтдяоcж peкьщоы-довбньые крпмчцье жо-неолзьмрпт. Показосеби жьжтоллонооси - это безразмерные характеристики качества, изменяющиеся в поaдeлaоoо нрчт до удижомоlяни люЩоммнтопьoрe кьщоымиос размерных показателей качества.1ИOl-noлпчения единой, обобщенной оценки необходимо задаться наиболее желательными значениями оьд-льно,- иоинямыж и анапизу критериев (количественных и качественный). Жьп пнаденро для отдельных показа-телейлучшо ЛЖPжпoррльпoмлpaвочникам, экспертным оценкам.
Таблица 1
Шкала желательности
Желательность Отметки по шкале желательности
0 тлич но 1,00 - 0,80
Хорошо 0,80 - 0,63
Удовлетвор итееьне 0,63 - 0,37
Поохо о—о - 0,20
Очееь ололе 0,20 - н^О
Вслн зaнчыcенымиз ииложен ер ниюoвоопlнoмпиииcлпдo-тоо отжяллоых надао-оров цели-ооНо-тнее
yниaньжиыивжecпoвьмжиыJимр.Уcоaнувять-paницыжoпромилые 31^ачьжты.Окрапньрпии-зязоитapиeидeлaюрин нн основании ооыто и иччyицииcпeпнрлрыр0в. В зaинaимоиличя екяоеждвь» оноазателя ycиыоивтизaчи идзocтыопзнвн ты двопоо-
^^олие о гп-орорпор. желотельносои,соответсопоющоя
шкрвежелртыоьирвтн В.C. Жаррингтона [4], предназначена для ycрaнолмррыиcooпвeтcрыыи о^^р^ду физическими и психологиче-нччмониооылтрами и имеет вид:
о-для односторонних ограничений
= ххр[—ххр(——)], е, е (0; со), ( ^
п- дон лвусторонних ограничений
с^ = ехрН^Н], е е (—сс; со), (2)
кдо -з л ыодиасотоинне пылч-оео чaатпмLO ь>^зр^зл1епп<ько показателя качества (критерий); di -частный показатель жела-ллооиноппи; и - число кппользьлтых бпврeлчнлчH - телoмстpра сравипиио длядрннойсиФтммыкритлрнеж бпичем ио-ыю этих пиктзипелер льь-еп чыео офч,--чниытпь-.в для 6рзных ьистом, гнло позволяет сравнивать обобщенные коэффициенты даже тогда, косдо от^яа"^с^аяу^п честь лара молоoьрppвшсмкя у pезликтрlocи-стем или данные по ним.
Однпм ньидлснак яеашобов решениязадреи ацепоилф-фективности внедрения инновационной технологии в учебный ^[зтз^тссио^!^^тся предеравпанис c^е^-э^-l^eонди ф^оциижела-тельности как среднее геометрическое частных желательностей еoлсцщeниыепейaзосeл ь (D) рассчитывается по формуле:
Б = -й2 -... -йп. (3)
MлнкмиаXapоимгтo^¡арнаЯая^лс^^» плитЛтещeнпк,имсa-кие факторы, кроме личных предпочтений, не влияют на конеч-ныт дeзyльтлсьлсаocесопбитшкaлы жялателаилрти. Тбобщен-ный отклик является результатом более или менее независимого обабщаяие вceофпцаopoявсaвиoй стеилии.
Преобразование натуральных показателей качества в без-дазмерные показатели у; аналитическим методом дает более точпыепоыультатб тacчeтсиаличины(DЗ. по припоймслщс-ствптнеусылжоя еяп^цод^о птлдслцппя юoмплeкc^■ю-oмскс-зaтолскaчeосиa (£Д.Cpсфики фытзцсй (1 ьст) ппиорденл! ниже; на рис 1-2. На рисунке 1 показан стандартный график функции Харяеишсоадля ядноссослнних офяничениИ ирияатиепкача-ства, то есть когда качество возрастает с увеличением значений критерие дценкп в школе), нп ни блзгсанияит (не
выше 100%). Такие зависимости называют «односторонними». Если же отклонения некоторого признака от его оптимального значения (в любую сторону)приводяткснижению качества,то такие зависимости называют «двусторонними» (рис. 2). Кривые Дункцчй Хдрриннтянанеяюл
однако они возникли эмпирически как результат наблюдений за реальными решениями исследователей-экспериментаторов. Кдивыеоблададю тахимсдюлезуыми чйоюлствтмю.кчк неире.ещ-ность, монотонность, гладкость.
Длятого чтобыиспользовать духнндретоспуддренкюи выборе оптимального варианта решения, первоначально необходимо установить (задать) границы допустимых значений для ксдюыасднсдпарамеурои о^нки (опкямиаацйи).ынраничения могут быть односторонними или двусторонними. При односто-Конюем одрадючендиотметхе сК == 0
соответствует ут|п или утах (задан нижний или верхний предел соответственно), при двустороннем ограничении - ут|п и утах . По-сдеуого ск ясе чссчных пардметуы(с,)йердвехено1 в явок желательности (с!), необходимо приступить к построению обобщен-нрдопаюадчсрюуренйи, назаанадгчОурриагуинчаоеубщенной
функцией желательности D. Для построения графика желательности необходимо на оси абсцисс нанести значения частных откликов у, а на оси ординат - частные функции желательности. График удобно и желательно строить на миллиметровой бумаге.
Далее для каждого показателя у. нужно построить оси, параллельные у, и нанести на них «пороговые» значения желательности. По значениям, полученным в результате эксперимента, используя графики функции желательности, можно найти для каждого у соответствующее значение С. Значит, можно провести преобразование частных откликов в частные функции желательности. Далее приступить к построению обобщенного параметра D - обобщенной функции желательности Харрингтона (формула (3)). Завершают обработку оценкой эффективности обучения с использованием информационных технологий.
Таким образом, в данной работе исследованы теоретические основы проверки эффективности обучения курсантов. Выделены системы критериев для оценки эффективности обучения. Разработана методика применения комплексного показателя качества, предложенного Харрингтоном, для учета влияния разнородных критериев качества в многокритериальных системах качества.
Рис. 2. Функция желательности для двустороннего ограничения
Библиографический список
1. Блинов В.М. Эффективность обучения. Москва, 1976.
2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Москва: Высшая школа, 1980.
3. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Орел: Орловский государственный технический университет, 2000.
4. Harrington E.C. Industrial Quality Control. 1965, 21, № 10.
References
1. Blinov V.M. 'Effektivnost'obucheniya. Moskva, 1976.
2. Arhangel'skij S.I. Uchebnyjprocess v vysshej shkole, ego zakonomernye osnovy imetody. Moskva: Vysshaya shkola, 1980.
3. Obrazcov P.I. Psihologo-pedagogicheskie aspekty razrabotki i primeneniya v vuze informacionnyh tehnologij obucheniya. Orel: Orlovskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet, 2000.
4. Harrington E.C. Industrial Quality Control. 1965, 21, № 10.
Статья поступила в редакцию 02.03.15
УДК 378
Magomedova R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Jurisprudence, Rostov State University of Economics (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Daudov M.B. postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
COMPONENTS OF FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS. The article considers the problem of formation of legal consciousness of students of non-legal institutions. Special emphasis is placed on the components of the formation of legal consciousness, criteria and indicators for its formation. In the structure of legal consciousness of students the authors distinguish the following components: cognitive, value-oriented and behavioral parts. A feature of the cognitive component is determined by the knowledge system of legal acts, the main institutions of separate branches of Russian law and so on. The value-based component is characterized by such attitudes, as respect for applicable laws, compliance with regulatory and legal requirements, obedience, etc. The core idea of the behavioral component in the sense of justice is socio-legal behavior of students. The paper contains descriptions of interactive methods of teaching and learning. One example of a teaching "business" game is based on modeling and acting out social roles, and it is called "A case in court".
Key words: competence approach, legal consciousness, components of formation of legal consciousness.
Р.М. Магомедова, канд. пед. наук, доц. каф. юриспруденции Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.Б. Даудов, аспирант Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается проблема формирования правового сознания студентов неюридических вузов. Особый акцент делается на компонентах формирования правового сознания, критериях и показателях его сформированности. В структуре правового сознания студентов выделяют следующие компоненты: когнитивный, ценностно-ориентированный, поведенческий. Особенность когнитивного компонента определяется системой знаний нормативно-правовых актов, основных институтов отдельных отраслей российского права и др. Ценностно-ориентированный компонент характеризуется такими ориентациями, как уважение к действующим законам; соблюдение нормативно-правовых предписаний; законопослушность и др. Сущность поведенческого компонента правосознания заключается в характеристике социально-правового поведения студенческой молодёжи.
Ключевые слова: компетентностный подход, правовое сознание, компоненты формирования правового сознания.
В современном обществе идёт процесс формирования личности, для которой характерен высокий уровень правовой компетентности. В Концепции модернизации образования подчеркивается, что система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в правовом государстве и гражданском обществе, но и создавать их, в связи с чем, стало очень актуальным освоение основ права, категории прав человека, прав и обязанностей гражданина, нормативно - правовых актов, имеющих отношение к будущей профессиональной деятельности. Компетентностный подход в правовом обучении студентов в учебных заведениях неюридического профиля отражается в решении государственной проблемы создания систем правового и гражданского общества через качественное и общедоступное образование. В таких вузах правовое образование студентов реализуется преподаванием курсов «Основы российского права», «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Права человека» и др. Задачей высшей школы становится воспитание личности посредством формирования в правосознании твердых правовых убеждений, ценностных ориентаций, принятия эталонов правомерного поведения, основанных на правовых знаниях и представлениях. В нашем исследовании мы определили правосознание студентов как сложную интегративную характеристику личности, отражающую правовую осведомленность, осознанное восприятие социально-правового опыта, готовность и способность строить свое социально-профессиональное поведение в соответствии с действующими правовыми нормами.
Формирование правосознания есть не что иное, как становление личности профессионала, требующее в рамках вуза целенаправленной педагогической деятельности по проектированию «идеальной» модели специалиста и тактик её реализации, отражающих единство условий, методов, приёмов и средств их достижения; это и процесс актуализации сущностных
сил и личностных потенциалов, охватывающий, с одной стороны, усилий субъекта педагогической деятельности по созданию определенных условий, с другой - активность самой личности; субъективный процесс, связанный с переходом находящихся в ресурсе способностей, знаний, умений, личностных и профессионально-культурных качеств, ценностей и смыслов познавательно-профессиональной деятельности из потенциального состояния в актуальное [1].
Формирование правосознания должно происходить в системном подходе к изучению всех дисциплин в период обучения в вузе, требует создания условий для осознания студентами необходимости формирования правосознания и развития качеств, необходимых для успешного его использования в ходе овладения профессией, что осуществляется благодаря использованию различных подходов в образовании системного, личност-но - деятельностного, компетентностного, аксиологического и структурно-функционального и соответствующего арсенала методов обучения. Среди которых дискуссионные, игровые, методы погружения, методы тренировки различных качеств и т.п. Система формирования правосознания также должна, по мнению Г.Ш. Бибарсовой, характеризоваться целесообразностью, наличием компонентов, целостностью, интегративностью, открытостью, модульностью, уровневым характером, динамичностью [2]. К специфике формирования правового сознания студентов, будущих педагогов, можно отнести наличие следующих компонентов: когнитивный, ценностно-ориентированный, поведенческий.
Особенность когнитивного компонента формирования правосознания студентов определяется спецификой предстоящей профессиональной деятельности: знание основных нормативно-правовых актов, непосредственно регулирующих их профессиональную деятельность; знание основных институтов отдель-