11. Танова О.М., Ондар Ч.М. Использование устного народного творчества тувинцев при ознакомлении детей с понятием числа. Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование. Материалы международной научно-практической конференции, г. Кызыл., 9-10 сентября 2009 г. Часть 1. Кызыл, 2009: 81 - 84.
12. Мижит Л.С. Тувинское трехстишие. Триада в тувинской традиционной культуре. Новосибирск, 2013.
13. Самбу И.У. Тувинские народные игры. Кызыл, 1978.
14. Ооржак Х.Д. Этнопедагогические проблемы физической культуры народов Южной Сибири. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 1996.
15. Ондар О.Ч. Борьба хуреш: история, современность, будущее. Кызыл, 2015.
16. Ооржак С.Ы. Тувинская национальная борьба «Хуреш» как средство физического воспитания учащихся во внеучебной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кызыл, 2009.
17. Ондар Ч.М., Танзы М.В. Применение элементов юрты при изучении геометрии в школе. Актуальные проблемы исследования этно-экологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая. Материалы IV международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной Году гостеприимства в Республике Тыва. Кызыл, 2016: 127 - 129.
References
1. Psihologiya semejnyh otnoshenij s osnovamisemejnogo konsul'tirovaniya: uchebnoe posobie. Pod redakciej E.G. Silyaevoj. Moskva, 2005.
2. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: uchebnik dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 1999.
3. Ondar Ch.M., Tanova O.M. Obogaschenie soderzhaniya matematicheskogo obrazovaniya detej 'etnokul'turnymi tradiciyami tuvinskogo naroda. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2009; 13: 331 - 338.
4. Kenin-Lopsan M.B. Tyva chanchyl. Moskva, 1999.
5. Kurbatskij G.N. Tuvincy v svoem folklore: istoriko-'etnograficheskie aspekty tuvinskogo fol'klora. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2001.
6. Munzuk T.T. Progressivnye idei i opyt tuvinskoj narodnoj pedagogiki i ih ispol'zovanie v semejnom vospitanii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 1990.
7. Ondar Ch.M. Formirovanie 'elementarnyh matematicheskih predstavleniju detejstarshego doshkol'nogo vozrasta na osnove 'etnokul'turnyh tradicij tuvinskogo naroda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2009.
8. Tovuu N.O. Psihologiya sem'ityva 'etnosa vusloviyahsocial'no-'ekonomicheskih izmenenij. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2001.
9. Shaaly A.S. 'Etnopedagogicheskaya podgotovka uchitelya k nravstvennomu vospitaniyu uchaschihsya tuvinskoj shkoly na tradiciyah narodnogo 'etiketa. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.
10. Kuzhuget A.K. Duhovnaya kul'tura tuvincev: struktura i transformaciya. Kemerovo, 2006.
11. Tanova O.M., Ondar Ch.M. Ispol'zovanie ustnogo narodnogo tvorchestva tuvincev pri oznakomlenii detej s ponyatiem chisla. Nasledie narodov Central'noj Azii i sopredel'nyh territorij: izuchenie, sohranenie i ispol'zovanie. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Kyzyl., 9-10 sentyabrya 2009 g. Chast' 1. Kyzyl, 2009: 81 - 84.
12. Mizhit L.S. Tuvinskoe trehstishie. Triada v tuvinskoj tradicionnoj kul'ture. Novosibirsk, 2013.
13. Sambu I.U. Tuvinskie narodnye igry. Kyzyl, 1978.
14. Oorzhak H.D. 'Etnopedagogicheskie problemy fizicheskojkul'tury narodov Yuzhnoj Sibiri. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1996.
15. Ondar O.Ch. Bor'ba huresh: istoriya, sovremennost', buduschee. Kyzyl, 2015.
16. Oorzhak S.Y. Tuvinskaya nacional'naya bor'ba «Huresh» kaksredstvo fizicheskogo vospitaniya uchaschihsya vo vneuchebnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kyzyl, 2009.
17. Ondar Ch.M., Tanzy M.V. Primenenie 'elementov yurty pri izuchenii geometrii v shkole. Aktual'nyeproblemyissledovaniya 'etno'ekologicheskih i 'etnokul'turnyh tradicij narodov Sayano-Altaya. Materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov i studentov, posvyaschennoj Godu gostepriimstva v Respublike Tyva. Kyzyl, 2016: 127 - 129.
Статья поступила в редакцию 06.03.18
УДК 37.013
Kalinina A.V., State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov; teacher, Maritime College (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru
Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Life Safety, State Marine University n.a. Admiral F.F. Ushakov, (Novorossiysk), E-mail: www.aumsu.ru
BASIC CONCEPTS OF LEGAL EDUCATION OF CADETS AT MARITIME SECONDARY SCHOOL. In modern conditions of Russian society the most important national task is to intensify and improve the legal education of all categories of citizens, including cadets of maritime educational institutions. This is indicated by the Federal law of December 29, 2012 № 273-F3 "On education in the Russian Federation". At the same time, the practical work shows that such serious educational activity should be carried out on the basis of a specially developed concept. In the article the authors on the basis of the conducted research offer the basic conceptual provisions and ideas of improvement of legal education of cadets of sea average educational institution.
Key words: education, citizenship, law-abiding, conceptual bases, legal education, legal consciousness, sea secondary school, formation.
А.В. Калинина, преп. Морского колледжа, Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru
А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф. каф. безопасности жизнедеятельности, Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО СРЕДНЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
В современных условиях российской действительности важнейшей общегосударственной задачей становится активизация и совершенствование правового воспитания всех категорий граждан, в том числе и курсантов морских учебных заведений. На это указывает и Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». В то же время, практика показывает, что такую серьезную воспитательную деятельность целесообразно проводить на основе специально разработанной концепции.
В статье авторы на основе проводимого исследования предлагают основные концептуальные положения и идеи совершенствования правового воспитания курсантов морского среднего учебного заведения.
Ключевые слова: воспитание, гражданская позиция, законопослушность, концептуальные основания, правовое воспитание, правовое сознание, морское среднее учебное заведение, формирование.
Реализация в нашей стране глубоких социально-политических и экономических преобразований требует активного участия в осуществляемом реформаторском процессе всех граждан Российской Федерации, в том числе и учащейся молодёжи. Юноши и девушки современной России - именно та категория граждан, которая в ближайшие годы вольётся в трудовые коллективы, и вскоре примут от старшего поколения эстафету созидания и сохранения государства, обеспечения его политической независимости и территориальной целостности.
Поэтому основная задача всех учебных заведений - подготовить учащуюся молодёжь к этой важнейшей миссии. ФГОС СПО [1] для курсантов плавательных специальностей средних морских учебных заведений к профессиональной сфере будущих морских специалистов среднего звена определяет их готовность к выполнению международного и национального законодательства в области водного транспорта. Положения ФГОС СПО разработаны на основе национального воспитательного идеала, представляющего «собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия ... государства, семьи, ... политических партий, религиозных и общественных организаций», образовательных учреждений [2]. При этом высшей целью профессионального образования является воспитание высоконравственной, творческой, компетентной личности, востребованной на рынке труда и принимающей судьбу Отечества как свою собственную, осознающей ответственность за настоящее и будущее Российской Федерации и её народа.
Кроме того, в морском колледже предпринимаются меры, включающие социализацию, воспитание и самовоспитание курсантов, интегративно объединенные в единую воспитательную систему. И в этой системе особое место занимает правовое воспитание курсантов.
Под термином правовое воспитание курсантов среднего профессионального морского учебного заведения понимается целенаправленный, организованный, систематический, целостный, планомерный и управляемый процесс комплексного педагогического воздействия на сознание и поведение курсантов с целью формирования в их правосознании основательных, глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, установок, потребностей и привычек правомерного и законопослушного поведения в период их обучения и реализуемых в последующей добросовестной профессиональной деятельности на судах морского транспорта.
Правовое воспитание в учреждениях среднего профессионального образования, прежде всего, направлено на создание благоприятных условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся [3]. Дальнейшее освоение основ правовой грамотности, правовой культуры и навыков правового поведения, которые весьма необходимы, сыграют большую роль для будущих выпускников при выполнения основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Курсант морского вуза - это субъект российского общества, на которого согласно действующей Конституции Российской Федерации, возложена ответственность за личные, социальные и профессиональные поступки и действия. Данное обстоятельство обуславливает содержание правового воспитания курсанта морского колледжа, включающее ценностные отношения (патриотизм, любовь к Отечеству, к малой родине и своей семье; долг и ответственность перед Отечеством и социумом; закон и правопорядок; гражданственность, уважение к старшим поколениям, доверие к людям, толерантность, эмпатия).
Основными особенностями правового воспитания курсантов морского колледжа являются [3; 4]:
- формирование патриотизма и гражданственности, уважения к предоставляемым правам, свободе и обязанностям личности;
- развитие правовых мотивов курсантов;
- содействие воспитанию высокого уровня правосознания и правовой культуры;
- направлено на укрепление правовой идеологии, правовой психологии, правовой культуры, на соблюдение установленных правил поведения, уважение человека, его прав и свобод.
- регулирование деятельности личности;
- вырабатывает оценочное отношение каждого курсанта к Конституции страны, федеральным законам, установленным юридическим требованиям;
- объективное влияние на мысли, чувства, волю и сознание курсантов;
- обеспечение законопослушности и правопорядка.
Правовое воспитание в морском колледже осуществляется
разнообразными способами и протекает в различных формах, в том числе и изучением таких дисциплин как: «Обществознание» и «Правовые основы профессиональной деятельности», вооружающие каждого курсанта необходимыми правовыми знаниями и умениями, формирующие правовое сознание, правовое мировоззрение и ценностные установки в этой сфере.
По мнению большинства ученых, процесс правового воспитания учащихся учебных заведений следует организовывать проводить на основе специально разработанной концепции, что обеспечивает высокую эффективность и существенную результативность проводимого воспитательного воздействия.
По мнению С.Н. Томилиной [5], основными компонентами педагогической концепции являются: цель, задачи, методологические подходы, принципы, функций, направления деятельности, механизмов реализации и ожидаемого результата.
Рассмотрим последовательно основные концептуальные положения и идеи правового воспитания курсантов морского колледжа.
Цель правового воспитания курсантов морского колледжа - формирование правового сознания и правовой культуры, базирующихся на основательных знаниях российского и международного законодательства, необходимых для личной жизнедеятельности и практической профессиональной деятельности на судах морского транспорта.
Достижение настоящей цели возможно при решении следующих задач:
- овладение курсантами широкими знаниями российских и международных законов и нормативно-правовых актов, относящихся к личной, социальной и профессиональной сферах;
- формирование правового сознания, включающее правовые представления, взгляды, убеждения и чувства, определяющих отношение личности будущего морского специалиста к требованиям Конституции Российской Федерации, законов, регулирующих их поведение в любой правовой ситуации;
- вырабатывание и развитие уважения к государству и праву;
- формирование навыков и привычек законопослушности как продукта сознательного отношения к конституционно-гражданскому долгу и профессиональной деятельности;
- создание нетерпимого отношения к правонарушениям, преступности;
- обучение навыкам и умениям противодействовать и противостоять негативным явлениям;
- преодоление в правовом сознании и поведении ложных представлений, сформированных под влиянием негативных общественных явлений и правового нигилизма.
Важнейшими методологическими подходами правового воспитания курсантов средних морских учебных заведений являются:
- системно-деятельностный (требует: обеспечить в ходе учебного процесса целенаправленную, активную и разностороннюю, самостоятельную познавательную деятельность учащихся, позволяющую сформировать личность курсанта в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания»);
- компететностный (предполагает: применение совокупности принципов определяющих цели правового воспитания, отбора содержания воспитательно-правовой работы, организации воспитательного процесса и оценки результатов деятельности и воспитанности курсантов);
- программно-диагностический (полагает: наличие специально разработанной целевой программы, овладение ее учащихся и проведение систематического педагогического диагностирования в интересах контроля хода изучения модулей программы и итоговое диагностирование).
Важнейшим концептуальным компонентом правового воспитания являются:
- принцип связи правового воспитания с жизнью (включает: учет в проводимой воспитательной деятельности состояния организованности, дисциплинированности, исполнительности и
порядка в учебных группах и коллективе колледжа, практической деятельностью курсантов);
- принцип воспитания в учебном коллективе (предполагает: регулирование моральных и правовых отношений курсантов, поддержание здоровой морально-нравственной атмосферы в учебных группах, обеспечение прав и свобод учащихся, выполнение ими требований федеральных законов и положений Устава морского колледжа);
- принцип опоры на положительное в личности курсанта (требует: глубокого изучения и знания личности курсанта, позволяющие найти хорошие качества и акцентирования на них всей правовоспитательной работы с трудными курсантами, имеющих нарушения и задолженности);
- принцип сочетания высокой требовательности с уважением к курсантам студентам (означает: обоснованное использование различных форм контроля и требований к учащимся педагогическим составом, не допускающих ущемления личности, ее законных прав и свобод);
- принцип единства, систематичности и последовательности педагогических воздействий (означает: создание единой системы воспитательно-правового воздействий со стороны преподавателей, семьи и общественных организаций, формирующие у курсантов высокий уровень правового сознания, навыков и привычек правомерного поведения);
- принцип учета возрастных особенностей и жизненного опыта курсантов (содержит: диагностирование и определение уровня правовой культуры учащихся, при поступлении в морском колледже и определения комплекса воспитательно-правовых усилий, с учетом возраста курсантов, их нового статуса как учащегося среднего морского профессионального учебного заведения).
Следующим компонентом концептуальных основ правового воспитания курсантов СПО является направления воспитательно-правовой деятельности, целью которых являются распространение правовых знаний, последовательный рост общей юридической культуры и образованности курсантов, воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки личности. К таким направлениям относятся:
- обучающее (содержит: комплекс мер изучения Конституции российской Федерации и российского законодательства);
- консультативное (включает: деятельность преподавателей и общественной юридической службы морского колледжа проводящие правовые и учебные консультации курсантам, направленные на повышение правовой грамотности и углубление правовых знаний);
- факультативное (предполагает: активное участие курсантов в деятельности молодежных движений, кружковой сети, факультативных занятиях по изучению целевой программы с целью, повышения правовой грамотности).
Библиографический список
Основными механизмами реализации концепции являются:
- информационное обеспечение, включающее:
а) разъяснение прав, свобод и обязанностей курсантов, сущности и содержания российских законов (осуществляется через: проведение лекций, индивидуальных и групповых бесед, обсуждение газетных и журнальных статьей, кинофильмов театральных постановок, применение наглядных форм агитации и др.);
б) применение разнообразных методов правовоспитательной работы (включает: проведение тематических вечеров, собеседований, семинаров, обменов опытом работы, встречи с юристами, руководителями различных правоохранительных органов, ветеранами войны, прокуратуры, следственных органов, МВД и др.).
- совершенствование правового обучения (предполагает повышение педагогического мастерства и правовой культуры педагогов, командиров курсантских рот, что позволит повысить качество и результативность обучения и воспитания курсантов);
- активизация воспитательной работы (включает: акцентирование воспитательного воздействия на курсантов в интересах развития добросовестного отношения к учебной и общественной деятельности, формирования научного мировоззрения, активной социальной и гражданско-патриотической позиции, высокой нравственности и культуры).
Проведение целенаправленного правового воспитания с курсантами морского колледжа позволит получить ожидаемый результат: воспитание высоконравственного, законопослушного профессионала морского транспорта, для которого свойственно:
а) наличие основательных правовых знаний, глубокое понимание их содержания, роли и значения;
б) уважительное отношение к праву, российским законам, законности, правопорядку и дисциплине;
в) умение самостоятельно применять полученные правовые знания в повседневной и профессиональной деятельности;
г) законопослушность, дисциплинированность и исполнительность, образцовое социальное поведение, соответствующее полученным правовым знаниям;
д) крепкий и постоянный духовный правовой иммунитет, исключающий асоциальную деятельность.
Реализация настоящей концепции позволит в современных условиях организовать и систематизировать правовое воспитание курсантов морского среднего учебного заведения, придать новый, творческий импульс воспитательно-правовой работе, вооружить курсантов основательными, глубокими и устойчивыми правовыми знаниями, сформировать у них твердых убеждений, установок, потребностей и привычек правомерного и законопослушного поведения как в период их обучения так, и в последующей профессиональной деятельности на судах морского транспорта.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение. Available at: http://mmrc.mstu.edu.ru/fgos/files/26.02.03_sudovozhdenie.pdf
2. Данилюк А.Я. Воспитание и социализация младших школьников. Педагогика. 2009; 5: 8.
3. Григорьева О.В., Наумова А.Н. Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса. Молодой учёный. 2014; 4: 816 - 819. Available at: https://moluch.ru/archive/63/9791/
4. Ермакова Е.И. Правовое воспитание студентов колледжа в процессе профессионального образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.
5. Соколова О.А. Теоретико-методологический аспект гражданско-правового воспитания студентов неюридических вузов при изучении дисциплины «Правоведение». Культурна жизнь юга России. 2011; 1 (39): 97 - 98.
6. Томилина С.Н. О Концепции государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза. Человек и образование. 2015; 2: 48 - 52.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 26.02.03 Sudovozhdenie. Available at: http://mmrc.mstu.edu.ru/fgos/files/26.02.03_sudovozhdenie.pdf
2. Danilyuk A.Ya. Vospitanie i socializaciya mladshih shkol'nikov. Pedagogika. 2009; 5: 8.
3. Grigor'eva O.V., Naumova A.N. Pravovoe vospitanie kak neot'emlemaya chast' obrazovatel'nogo processa. Molodoj uchenyj. 2014; 4: 816 - 819. Available at: https://moluch.ru/archive/63/9791/
4. Ermakova E.I. Pravovoe vospitanie studentov kolledzha v processe professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
5. Sokolova O.A. Teoretiko-metodologicheskij aspekt grazhdansko-pravovogo vospitaniya studentov neyuridicheskih vuzov pri izuchenii discipliny «Pravovedenie». Kul'turna zhizn'yuga Rossii. 2011; 1 (39): 97 - 98.
6. Tomilina S.N. O Koncepcii gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza. Chelovek i obrazovanie. 2015; 2: 48 - 52.
Статья поступила в редакцию 26.03.18
УДК 371
Shurpaeva M.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Deputy Director, Institute n.a. A.A. Taho-Godi (Makhachkala, Russia),
E-mail: m.shurpaeva@mail.ru
Kurbanova Z.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, senior researcher, Literature Sector, Dniepropetrovsk National
University n.a. A.A. Takho-Godi (Makhachkala, Russia), E-mail: zaira2466 @yandex.ru
THE INTRODUCTION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN TO THE ART OF THE NATIVE WORD (ON THE MATERIAL OF THE LITERATURE OF THE PEOPLES OF DAGESTAN). In the article an attempt is made to disclose a problem of perception by younger schoolchildren of works of literature of the peoples of Dagestan as the art of the native word. At the same time, the example of the tasks of the methodical apparatus considers a possibility of universal primary educational classes in primary school students in accordance with the GEF. All tasks are aimed at the formation and development of their ability to express value judgments that have vital and practical significance. All of them contribute both to obtaining literary knowledge, and expanding the outlook, the formation of aesthetic taste for the artistic word.
Key words: universal educational activities, artistic taste, literary text, aesthetic wealth, native literature, perception of exemplary speech, communicative orientation.
М.И. Шурпаева, д-р пед. наук, проф., зам. директора ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи, г. Махачкала,
E-mail: m.shurpaeva@mail.ru
З.Г. Курбанова, канд. филол. наук, доц., ст. науч. сотр. сектора родных литератур ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи,
г. Махачкала, E-mail: zaira2466 @yandex.ru
ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСКУССТВУ РОДНОГО СЛОВА (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА)
В данной статье раскрывается проблема восприятия младшими школьниками произведений литературы народов Дагестана как искусства родного слова. При этом на примере заданий методического аппарата рассматривается возможность формирования у учащихся начальных классов универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС. Все задания направлены на формирование и развития у них умения выражать оценочные суждения, имеющие жизненное и практическое значение. Такой подход способствует не только овладению предметным содержанием изучаемой литературы, но и расширению кругозора, формированию эстетического вкуса к художественному слову, читательских интересов учащихся.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, родное слово, художественный вкус, литературный текст, эстетическое богатство, родная литература.
Актуальной проблемой общеобразовательной школы Республики Дагестан является изучение родной (аварской, даргинской, кумыкской, лакской, лезгинской, табасаранской и др.) литературы, начиная с начального этапа обучения. В республике функционируют два типа школ: мононациональные сельские школы с однородным составом учащихся и многонациональные городские школы со смешанным национальным составом. В обоих типах школ изучаются родные языки. В отличие от мононациональных школ, в которых изучается родной язык и он является языком обучения в начальных классах, в многонациональных образовательных организациях для изучения родного языка создаются учебные группы на национальных языках, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся одной национальности. В случаях, когда из-за малого количества учащихся в параллельных классах не могут быть созданы учебные группы по обучению родному языку, комплектуется группа для изучения литературы народов Дагестана на русском языке.
На уроках родной литературы за ограниченное учебное время необходимо не только ознакомить младшего школьника с произведениями искусства родного слова, но и приобщить его к этнокультурным ценностям, духовному опыту своих этносов, нашедшему отражение в фольклоре и литературе народов Дагестана. Для изучения родной литературы в начальных классах отобраны произведения дагестанских поэтов и писателей с учетом их эстетической и нравственной ценности в соответствии с возрастными и психологическими возможностями младших школьников так, чтобы основная мысль этих произведений была понятна детям и чтобы они обеспечивали коммуникативную направленность в процессе развития речи [1]. Большинство текстов сюжетного характера, с ярко выраженной динамикой, которые имеют воспитательное воздействие. Герои некоторых произведений - дети, поэтому мир их чувств, действий и поступков близок учащимся начальных классов. И самое главное, произведения родной литературы учат ребенка думать об окружающем его мире, о своем месте в этом мире, воспитывают в младших школьниках художественный вкус, чувство наслаждения при восприятии образцовой речи [2].Тематическая компоновка материала позволяет проводить свободные беседы, организовать самостоятельные высказывания, небольшие рассказы по вопросам, поставленным в изучаемых произведениях.
Перед литературным образованием младших школьников в соответствии с ФГОС стоят задачи: научить эмоционально воспринимать слово, прививать любовь к книге; через чтение и анализ художественного текста не только добиваться знания литературных фактов, но и вырабатывать умения и навыки, связанные с оценкой художественного произведения и развитием речи. Эти задачи в полном объеме решаются на уроках литературного чтения. Поэтому при изучении дагестанской литературы в начальных классах необходимо осуществлять межпредметные связи с уроками литературного чтения, что способствует развитию на уроках литературы народов Дагестана у учащихся умения воспринимать текст, прежде всего, слушать и слышать слово, понимать читаемое и т. д. Например, при изучении аварской сказки «Три сестры» дается задание: «Какую сказку А.С. Пушкина напомнила вам эта сказка? Расскажите, что общего в этих сказках» [1, с. 30]; в работе над стихотворением о матери А. Меджидова «Что в мире мягче всего?» дается задание: «Вспомните ваше любимое стихотворение о маме из русской литературы. Расскажите» и т. д. [1, с. 63].
Задания и вопросы к текстам, как известно, должны способствовать развитию ребенка, формированию у него универсальных учебных действий. Общая направленность системы заданий - это максимальная обращенность к личностным особенностям учащихся при организации работы с текстом, что обусловливает эмоциональную и речевую активность обучающихся. Например, для формирования у учащихся личностных универсальных учебных действий при изучении произведений раздела «Мой Дагестан» предусмотрены вопросы и задания, направленные на то, чтобы дети понимали важность их участия в исследовании литературного текста, авторский замысел, вырабатывали свое отношения к прочитанному с аргументацией:
«1. Как относится герой к своему аулу?
2. У каждого человека есть большая родина и малая родина. Как вы это понимаете?
3. Расскажите, откуда родом (из какого селения, района) ваши родители.
4. В каком селении живут ваши бабушки, дедушки, род-ственники?5. Составьте рассказ о селении, в котором вы побывали» [1, с. 9].
Подобные задания развивают умения выражать оценочные суждения, имеющие жизненное и практическое значение. Кро-