ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ...
УДК 371.1:31
Лаптев Алексей Анатольевич
Старший преподаватель ФГВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России», \apteff aa@mail.ru, Новосибирск
Ильенко Евгений Викторович
Аспирант, НГПУ, Новосибирск
Беловолов Валерий Александрович
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии факультета начальных классов ГОУ ВПО НГПУ, vabelovoIov@mail.ru, Новосибирск
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Laptev Alexey Anatolevich
Senior instructor, Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops named after Gen of the Army I. K. Yakovlev of the MIA of RF, ¡apteffaa@mail.ru, Novosibirsk
Iljenko Yevgeni Viktorovich
Post-graduate, Novosibirsk
Belovolov Valeriy Alecattdrovich
Doctor of Pedagogical Science, Professor, Head of department of pedagogy and psychology NGPU, vabelovolov@mail.ru, Novosibirsk
FORMATION OF LEGAL CULTURE CADETS, AS PEDAGOGIC
PHENOMENON
Правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда возникает необходимость в осознанном усвоении курсантами вузов внутренних войск не только уставных общевоинских требований, но и положений законодательства, выработке чувства глубоко уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в их личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую воинскую активность при выполнении своих служебных обязанностей в будущей деятельности.
Таким образом, важной чертой такого воспитания должно являться не просто усвоение воспитуемым правовой информации, а превращение ее в устойчивые привычки всегда поступать в соответствии с требованиями уставов, приказами командиров и законов.
Для определения педагогических условий совершенствования правового воспитания курсантов, вузов внутренних войск потребовалось рассмотрение соотношения таких понятий, как «правовая культура», «правовая подготовленность», «правовая воспитанность» курсантов вузов внутренних войск. С этой целью был проведен теоретический анализ указанных понятий в научной литературе.
Существуют различные определения понятия «правовой культуры личности». Однако большинство ученых традиционно рассматривает ее как категорию, характеризующую правосознание и поведение человека с точки зрения уровня и содержания его правовой воспитанности и неразрывно связанную с состоянием правового развития и правовой культуры общества. С этих позиций под правовой культурой личности принято понимать степень правовой осведомленности граждан, уважительное отношение к требованиям правовых норм и их неуклонное исполнение, непримиримость к нарушениям законности, участие в общественно-правовой жизни [10].
По мнению Е. А. Зорченко, необходимо ставить перед правовым воспитанием комплексную цель по формированию правовой культуры личности (сплав правовых знаний, убеждений, ценностных ориентации, правомерного и социально активного поведения). Только в этом случае обеспечивается переход от распространения правовой информации через этап формирования ценностных отношений и навыков правомерного поведения до вовлечения населения во все сферы государственной и общественной жизни, урегулированные правом, т. е. до формирования социально-правовой активности [7].
Правовая культура личности представляет собой своеобразную проекцию правовой кулыуры общества, результат сотворчества и взаимодействия людей. В процессе такого взаимодействия общественные отношения порождают в личности совокупность различных социальных черт, качеств, свойства которые проявляются затем в деятельности человека.
Следовательно, правовую культуру личности можно определить как совокупность социально полезных качеств правосознания и основанного на нем правомерного поведения, отражающих освоение человеком правовых достижений общества.
Носителями социально полезных качеств выступают различные структурные элементы правосознания и формы правомерного поведения.
Л. К. Суворов к таким носителям культурно-правовых качеств относит правовые знания, правовые взгляды и чувства, правовые интересы, цели, мотивы, волю, а также такие формы правового поведения, как соблюдение, использование и исполнение права. При этом правовые знания, взгляды, чувства, интересы, цели, мотивы и воля могут быть обозначены как идейно-психологические носители правовой культуры личности, а формы правомерного поведения - как социально-практические [10].
Идейно-психологические носители правовой культуры способны отражать уровень и характер осознания личностью правовой действительнос-
ти, обуславливать правовую ориентацию, формы и способы правомерного поведения и его мотивацию, а социально-практические - объективировать элементы внутренней структуры личности, выражать ее отношение к правовой системе [4].
Рассмотренные элементы правосознания и правомерного поведения еще не отражают уровень правовой культуры, поскольку могут быть носителями не только социально полезных, но и социально вредных свойств личности. Как справедливо указывается в литературе, правосознание имеется у каждого человека, оно может быть ущербным, ограниченным, содержащим порочные установки и неадекватные оценки правовых явлений. Оно может отражать личные качества правонарушителя и даже преступника, что убедительно подтверждается социологическими исследованиями. То же можно сказать и о правомерном поведении, которое в ряде случаев обуславливается мотивами, отнюдь не свидетельствующими о правовой культуре человека, например, страхом наказания.
Особое значение правовая культура приобретает в рамках механизма реализации конституционных прав и свобод граждан, создаваемого в процессе политико-правовой реформы, в условиях строительства правового государства.
Воспитание человека, как личности является единым, все охватывающим процессом, в котором правовое воспитание является существенной составной его частью. Правовое воспитание выступает тем социальным каналом, который дает возможность прививать гражданам правовые знания. Однако процесс развития личности сложен и многогранен, формирование знаний происходит не только в процессе специально организованной сознательной воспитательной деятельности, но и под воздействием различных объективных факторов социальной действительности.
Поэтому в правовой работе следует различать понятия; «правовое воспитание» и «правовое формирование» личности.
Под правовым воспитанием понимается целенаправленный (целеустремленный), организованный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществляемый с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм и средств.
Правовое формирование личности - понятие более широкое и объемное.
Оно включает помимо самого процесса правового воспитания еще и процессы массовых, зачастую неуправляемых неорганизованных, преднамеренных воздействий на правосознание людей со стороны всей совокупности объективно-существующих, проникающих во все сферы общественной жизни социальных факторов.
Будучи составной частью системы воспитательной работы, правовое воспитание содействует решению задачи формирования гармонично развитой, общественно активной личности.
Вместе с тем оно является действенным средством укрепления дисциплины, законности и правопорядка, предупреждения правонарушений и дру-
гих негативных явлений, укрепления единоначалия, утверждения уставных взаимоотношений между военнослужащими, подлинной дружбы и товарищества в воинских коллективах.
Основными задачами правового воспитания курсантов внутренних войск являются (из «Концепции воспитания личного состава внутренних войск МВД России в современных условиях их служебно-боевой деятельности»):
1. Формирование самосознания, ценностного отношения к таким понятиям как Отчизна, конституционный долг, честь, совесть, неподкупность, законность, уважение прав человека;
2. Воспитание уважения к закону, правам и свободам граждан и уставным нормам жизнедеятельности в воинских коллективах;
3. Воспитание ответственности за свои поступки. Это воспитание высокой гражданственности личности, непримиримости к любым нарушениям законности, готовности активно участвовать в охране правопорядка,
4. Повышение социально-правовой активности воинов, которые находят свое проявление в инициативном исполнении законов, уставов.
5. Преодоление антиобщественных взглядов и привычек, дефектов в правосознании, имеющихся у отдельных личностей [9].
Лица с такими негативными качествами могут знать и понимать требования законов и воинских уставов, но неодобрительно к ним относиться, уклоняясь от их пополнения, поскольку они не соответствуют их деформированным взглядам, оценкам, суждениям.
Особенно актуально стоят сейчас вопросы правового воспитания руководящих кадров, в том числе и повышение правовой культуры офицеров, которые выступают в роли руководителей, организаторов и воспитателей подчиненных.
Правовая культура будущих офицеров внутренних войск - понятие ёмкое и многогранное. Оно включает в себя ряд взаимосвязанных элементов, в своей совокупности образующих ее содержание.
Правовая культура - явление исключительно сложное по своей внутренней структуре и богатству социальных явлений.
Она отражает правовое состояние общества на определенном историческом этапе, характеризует уровень правосознания, знания права, уважение к законам,
Правовую культуру можно подразделить на обыденную, профессиональную и теоретическую.
Такое разделение не следует абсолютизировать.
В реальной жизни, в практической деятельности людей, грани между ними весьма подвижны и относительны.
Они переплетаются, влияют друг на друга, в известной мере проникают друг в друга.
Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей при соприкосновении с правовыми явлениями.
Этот уровень правовой культуры ограничивается преимущественно осознанием социально-правовой практики, характерной для данного индивида или группы людей.
Обыденный уровень правовой культуры возникает в процессе повседневной, будничной практики, включает в себя накопленный в течении длительного времени опыт общения, правоохранительной деятельности, эмпирических знаний о действующем праве и других правовых явлениях. Он формируется под всевозрастающим и непосредственным воздействием профессионального и теоретического уровня правовой культуры.
Для нас же важно изучение сущности содержания, функций структуры, прежде всего профессиональной (воинской) правовой культуры,
Профессиональная правовая культура - как одна из коллективных форм правовой культуры общества, выступающая в виде системы взглядов, совокупности свойств и качеств, убеждений, оценок, представлений определенной категории военнослужащих, т. е. офицерского состава и представляет собой более высокую ступеньку правовой культуры в целом и располагает более строгими и точными формами выражения результатов своей деятельности [3].
Если, например, обыденный уровень закрепляет мыслительную правотворческую работу сравнительно ограниченными средствами, выступающими в виде повседневных представлений, суждений и взглядов, в которых очень часто истинное переплетается с ложным, то профессиональная правовая культура решает эту задачу, опираясь на строгую систему научных понятий, суждений, принципов и теоретические доказательства.
Теоретический уровень правовой культуры - представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии права и других правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных составных частей.
Она вырабатывается усилиями ученых-юристов и коллективным опытом практических работников. Реализация норм права должна носить научно обоснованный характер. Поэтому элементы правовой культуры обязательно должны быть у лиц, осуществляющих правоохранительную и правоприменительную деятельность во внутренних войсках.
Профессиональный (воинский) уровень правовой культуры, носителями которой выступает большинство офицеров внутренних войск, тесно связан с уровнем их правовых знаний, полученных в период обучения в военном вузе, и является своеобразным связующим звеном между повседневными правовыми условиями жизни военнослужащих и теоретическим уровнем правовой культуры, выражающим существенную сторону этих условий.
Исходя из того, что культура курсанта, в том числе и правовая, представляет концентрированный результат ее развития и деятельности, определим понятие правовой культуры курсанта вуза внутренних войск.
Под правовой культурой курсанта вуза внутренних войск следует понимать обусловленную спецификой будущей воинской службы его правовую
подготовленность, которая определяется системным знанием теоретических основ юридических наук, законодательства Российской Федерации, а также воинских уставных требований и проявляется в дисциплинированности, ответственности, правопослуилност.и.
От уровня правовой культуры и профессиональной (воинской) подготовки курсантов в военных вузах во многом зависит эффективность механизма функционирования частей и подразделений внутренних войск, строгое и точное соблюдение требований законов, воинской, дисциплины и правопорядка.
Основным инструментом формирования правовой культуры военнослужащих выступает правовое воспитание.
Основное направление правового воспитания курсантов вузов внутренних войск заключается в формировании у них высокого уровня правовой воспитанности.
По определению Педагогического энциклопедического словаря, воспитанность в широком смысле «означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении». Из этого определения следует, что правовая воспитанность как конечный результат правового воспитания предполагает сформированность правовых умений и навыков в поведении, деятельности на основе действующих в стане законов, которая проявляется в убеждениях, привычках, действиях, отношениях воспитуемого.
Таким образом, правовая воспитанность курсантов вузов внутренних войск может быть определена как система правовых и специфических (воинских) знаний, а также умений и навыков использования их в правовой и повседневной деятельности будущего офицера, сформированная в процессе целенаправленного целостного педагогического воздействия всех структурных подразделений вуза на личность курсанта в период его обучения в высшем военном учебном заведении.
Изучение научной литературы позволило разделить близкие по значению понятия «правовая культура» и «правовая воспитанность» как результаты правового воспитания и констатировать, что понятие «правовая культура» более связано с достижение высокого уровня правовой подготовки по юридическим предметам, а «правовая воспитанность» с проявлением в деятельности сформированных на основе юридических знаний правовых умений и навыков.
Таким образом, правовое воспитание курсантов вузов внутренних войск следует определить как целостный, планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействий на сознание, психологию и поведение курсантов вузов внутренних войск всей совокупности многообразных воспитательных форм, средств и методов, реализующихся в учебно-воспитательном процессе военного вуза, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, установок, потребностей и привычек правомерного и право-
послушного поведения, необходимых для их будущей служебной деятельности. [11].
При анализе научной литературы было обращено внимание на такую научно-правовую категорию, как «правовая активность» личности. Обычное содержательное наполнение данного термина дает возможность интерпретировать понятие правовой активности как обозначение высшего уровня правомерного поведения личности, включающего напряженную, инициативную деятельность по эффективному и наиболее полному осуществлению и защите прав, и исполнению обязанностей. Тем не менее, согласившись с признаком выделения правовой активности как инициативной деятельности, нельзя согласиться с объемом видов деятельности: выполнение и защита прав и обязанностей и исполнение обязанностей. В рамках теории права такой подход вполне может быть оправдан, но в рамках социологии права и культуры он довольно узок. Поэтому в рамках всего социально-полезного поведения, содержание которого определено выше, можно выделить наиболее активную и инициативную часть, которую и следует назвать правовой активностью.
В этом ключе понимают правовую активность, как меру инициативности поведения, в связи с чем выделяет три уровня правовой активности: высокий (творческий), средний (исполнительский) и низкий (репродуктивный). Если творческий уровень правовой активности отличается значительной развитостью и проявлением в правовой деятельности всех групп правовых свойств личности - информативных, ценностно-ориентирующих и поведенческих, то низкий уровень характеризуется слабой выраженностью всех групп свойств, их недостаточной устойчивостью и глубиной.
Термин «лояльность правосознания» и десять уровней лояльности, из которых пять относятся к позитивному поведению и пять к негативному. Правовую личность как таковую могут характеризовать следующие уровни лояльности.
Активный положительный уровень (активный позитивизм). Для данного уровня характерно в высшей степени положительное отношение к праву, как правило, осознанное, которое проявляется в отношении большинства единичных правовых предписаний. Очень высока готовность к реализации правовых предписаний, к защите своих прав и прав третьих лиц при помощи правовых процедур. Высока и степень доверия к правоохранительным органам. Лица, имеющие подобный уровень лояльности правосознания, достаточно редко совершают правонарушения, да и то незначительные.
Как показывает анализ научной литературы, правовое воспитание курсантов вузов внутренних войск направлено на решение многих задач: формирование и развитие высокого уровня правосознания, научное знание и понимание права, правовой культуры, как производной правосознания, воспитание чувства ответственности у курсантов за неукоснительное выполнение предписаний правовых норм, осознание ими социальной значимости права и правопорядка, воспитание убежденности в правильности и справед-
ливости правовых предписаний и привычки к правомерному поведению.
Достижение высокого уровня правовой воспитанности у курсанта -сложный, непрерывный процесс, имеющий цели и задачи, объект и субъект воспитания, содержание, приемы, формы и методы воспитательных воздействий во всех видах деятельности курсантов, соответствующие результаты их оценки и корректирования. Все его структурные элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Систематическое изучение эффективности процесса правового воспитания делает его управляемым, обеспечивает реальные условия для дальнейшего повышения уровня правовой культуры курсантов. Его эффективность достигает цели, если: педагогический коллектив института готов к профессионально-квалифицированному управлению процессом правового воспитания, во всех звеньях института он проводится планомерно и целеустремленно, правовое воспитание осуществляется при оптимальном использовании правовоспитательных возможностей основных видов деятельности курсантов, у которых формируются установки на обязательное выполнение требований законов и воинских уставов, осуществляется вовлечение их в активную правовоспитательную деятельность [11].
Из вышесказанного следует, что основное направление воспитания курсантов вузов внутренних войск должно заключаться в формировании высокого уровня их правовой культуры, правовой воспитанности, социально-правовой активности.
Исходя из этого, правовое воспитание в военных вузах следует сосредоточить на формировании в правосознании курсантов такой совокупности понятий, которая включала бы: знание системы основных правовых и уставных предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и знамения; глубокое внутреннее уважение к уставным требованиям, праву, законам, законности и правопорядку; умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными уставными и правовыми знаниями; привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями и распоряжениями командиров; прочный и устойчивый нравственный правовой минимум (невосприимчивость) к совершению любых нарушений уставных и правовых норм.
Библиографический список
1. Аграновская, Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности [Текст] / Е. В. Аграновская. - М.: Юрид. Лит., 1988 - 112 с.
2. Баранов, П. П. Правовая психология курсантов ВУЗов МВД России. [Текст] / П. П.Баранов, А. В. Мещерякова-Ростов-на-Дону. -2001. РЮИ МВД России. -2] 1 с.
3. Бондуровский, В. В. Формирование правовой культуры курсантов и слушателей государственных образовательных учреждений пожарной безопасности МВД России [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук. / В. В. Бондуровский - СПб., 1999.
4. Ветрова, Г. Н. Закон и нравственность в уголовном судопроизводстве [Текст] / Г. Н. Ветрова. // Вестник Московского университета. - 1996. - 52 с.
5. Глоба, В. В. Правовое воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук. / В. В. Глоба - М., 1997.
6. Даничев, Н. В. Формирование правовой культуры офицера (на примере военного института ВВ МВД России): автореферат дис. ... канд. пед. наук: [Текст] / Н. В. Даничев. - Новосибирск, 2005. - 22 с.
7. Зорченко, Е. А. Формирование правовой культуры трудящихся [Текст] / Научная редакция В. П. Казимирчук. - Минск.: Наука и техника, 1984. - 128 с.
8. Колпаков, В. Ю. Военно-педагогическая подготовка курсантов вузов ВВ МВД России [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. / В. Ю. Колпаков. - СПб У МВД России 2002. - 196 с.
9. Концепция воспитания личного состава внутренних войск МВД России в современных условиях их служебно-боевой деятельности (основные положения) [Текст].
10. Суворов, JI. К. Правовая культура работников органов внутренних дел. [Текст]/ Л. Кю Суворов. - М.: ВЮЗШ СВД РСФСР, 1991. - 57 с.
11. Суховецкая, Е. Ю. Педагогические условия совершенствования правового воспитания курсантов вузов внутренних войск МВД России [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. / Е. Ю. Суховецкая. - Санкт-Петербург, 2007. - 171 с.