Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / развитие / экспорт / импорт / государственная поддержка / предпринимательство / товары / сырье / конкурентоспособность. / соҳибкории хурду миёна / рушд / содирот / воридот / дастгирии давлатӣ / соҳибкорӣ / рақобатпазирӣ / мол / ашёи хом.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муллоев Парвиз Негматджанович

В статье рассматриваются меры по развитию экспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства в Республике Таджикистан. Отмечается, что развитие Таджикистана зависит от внешней торговли, а бизнес в сельском хозяйстве и промышленности, ориентированные на экспорт, требует быстрых, надёжных и экономически доступных транспортных и телекоммуникационных путей сообщения. Делается вывод, что нынешний состав экспорта не отличается разнообразием, что не способствует формированию возможностей для ускоренного экономического роста и поддержание его высокого уровня. Экспорт является важным показателем того, что страна способна производить товары с высокой производительной стоимостью и представлять их на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Муллоев Парвиз Негматджанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF THE DEVELOPMENT OF EXPORT-ORIENTED SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN MODERN CONDITIONS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Дар мақола тадбирҳо оид ба рушди соҳибкории хурду миёна дар Ҷумҳурии Тоҷикистон ба содирот нигаронида шудааст. Гуфта мешавад, ки рушди Тоҷикистон ба тиҷорати хориҷӣ вобаста буда, тиҷорати ба содирот нигаронидашуда дар соҳаи кишоварзӣ ва саноат масирҳои зуд, боэътимод ва дастраси нақлиёт ва телекоммуникатсионӣ талаб мекунад. Хулоса мешавад, ки таркиби феълии содирот гуногун нест, ки ин ба фароҳам овардани имкониятҳо барои рушди босуръати иқтисодӣ ва нигоҳ доштани сатҳи баланди он мусоидат намекунад. Содирот нишондиҳандаи муҳими он аст, ки кишвар қодир ба истеҳсоли молҳои дорои арзиши баланди истеҳсолӣ ва пешниҳоди он дар бозори ҷаҳонӣ мебошад.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

Khushvakhtzoda Kobiljon Khushvakht - President of the National Academy of Sciences of Tajikistan, Doctor of Economics, Professor. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue 33. E-mail: [email protected]. Phone: (+992) 919-16-98-64.

Orzuev Parvizjon Jamolidinovich - Tajik National University, applicant for the Department of Accounting. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue, 17. E-mail: [email protected]. Phone: (+992) 907-11-11-08.

УДК 347:334 (575.3)

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Муллоев Парвиз Негматджанович

Аннотация. В статье рассматриваются меры по развитию экспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства в Республике Таджикистан. Отмечается, что развитие Таджикистана зависит от внешней торговли, а бизнес в сельском хозяйстве и промышленности, ориентированные на экспорт, требует быстрых, надёжных и экономически доступных транспортных и телекоммуникационных путей сообщения. Делается вывод, что нынешний состав экспорта не отличается разнообразием, что не способствует формированию возможностей для ускоренного экономического роста и поддержание его высокого уровня. Экспорт является важным показателем того, что страна способна производить товары с высокой производительной стоимостью и представлять их на мировом рынке.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, развитие, экспорт, импорт, государственная поддержка, предпринимательство, товары, сырье, конкурентоспособность.

Для цитирования: Муллоев П.Н. Стимулирование развития экспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства в современных условиях республики таджикистан / П.Н. Муллоев // Финансово-экономический вестник. - 2024. - № 1(40). - С. 204-210.

ХАВАСМАНДГАРДОНИИ РУШДИ СОХ.ИБКОРИИ ХУРДУ МИЁНА ДАР ШАРОИТИ БА СОДИРОТ НИГАРОНИДАШУДА ДАР ШАРОИТИ МУОСИРИ Ч.УМХУРИИ ТОЧИКИСТОН

Муллоев Парвиз Негматджанович

Аннотатсия. Дар ма;ола тадбирдо оид ба рушди содибкории хурду миёна дар Чумдурии Точикистон ба содирот нигаронида шудааст. Гуфта мешавад, ки рушди Точикистон ба тичорати хоричй вобаста буда, тичорати ба содирот нигаронидашуда дар содаи кишоварзй ва саноат масирдои зуд, боэътимод ва дастраси на;лиёт ва телекоммуникатсионй талаб мекунад. Хулоса мешавад, ки таркиби феълии содирот гуногун нест, ки ин ба фародам овардани имкониятдо барои рушди босуръати и;тисодй ва нигод доштани сатди баланди он мусоидат намекунад. Содирот нишондидандаи мудими он аст, ки кишвар ;одир ба истедсоли молдои дорои арзиши баланди истедсолй ва пешнидоди он дар бозори чадонй мебошад.

Калидвожадо: содибкории хурду миёна, рушд, содирот, воридот, дастгирии давлатй, содибкорй, ра;обатпазирй, мол, ашёи хом.

STIMULATION OF THE DEVELOPMENT OF EXPORT-ORIENTED SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN MODERN CONDITIONS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Mulloev Parviz Negmatdzhanovich

Abstract. The article discusses measures for the development of export-oriented small and medium-sized businesses in the Republic of Tajikistan. It is noted that the development of Tajikistan depends on foreign trade, and export-oriented business in agriculture and industry requires fast, reliable and affordable transport and telecommunications routes. It is concluded that the current composition of exports is not

diverse, which does not contribute to creating opportunities for accelerated economic growth and maintaining its high level. Exports are an important indicator that a country is capable of producing goods with high productive value and presenting them on the world market.

Key words: small and medium business, development, export, import, state support, entrepreneurship, competitiveness, goods, raw materials.

Постановка вопросов. В рамках НСР Республики Таджикистан до 2030 года, одним из основных целей государства к переходу на индустриально-аграрную модель экономики, является развитие экспорта и его диверсификация. Для достижения поставленных целей необходимо снижать зависимость, от экспорта сырья и наращивать производство готовой продукции внутри страны и последующего его экспорта включив в этот процесс на ряду с крупными компаниями малые и средние. Малым и средним компаниям достаточно сложно выходить на внешний рынок, чем крупным предприятиям. Малые и средние компании, желающие выйти на внешний рынок и организовать свою международную деятельность, сталкиваются с множеством преград в основном

административного и финансового характера, а также связанными и валютными и другими рисками. В этом направление поддержка малых и средних компаний, которые поставляют свою продукцию, как на внутренний, так и на внешний рынок может ускорить процесс экспортного и производственного потенциала страны.

Анализ последних исследований и публикаций. Теоретические и практические исследования вопросов связанных с развитием экспорта и развития малого и среднего предпринимательства изучены в работах таких отечественных и зарубежных ученых как: Рахимова А.М., Каримовой Р.Т., Лолаева З.Х., Левашенко А.Д., Лощенкова А.Н. и др.

Цель статьи состоит в рассмотрении вопросов стимулирования развития и поддержки экспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства в современных условиях Республике Таджикистан.

Изложение основного материала. Развитие экспортного потенциала страны и расходы, связанные с ним, зависят от многих факторов, таких как: географическое положение страны, качества автомобильной и железной дороги и других, что является твёрдой инфраструктурой. Экспортёрам также необходимо, создавать условия, связанные с мягкой инфраструктурой такими как: упрощение таможенных, налоговых, административных и технических процедур [2,255]. Укрепление твёрдой и мягкой инфраструктуры и развитие экспортного потенциала, позволит Таджикистану сделать свою экономику более конкурентоспособной и устойчивой, а также, менее зависимой от сырьевого роста экономики [6,180].

В прошедшем 26 декабря 2019 года послании к Парламенту, правительство страны получило поручение от Лидера нации поддержать малые и средние формы хозяйствования, занятых производством продуктов, а также экспортёров страны, и образовать банк с ежегодным увеличением выделяемых средств из бюджета государства. Президентом страны также было отмечено что «...в ближайшем будущем государственная политика в сферах торговли и обслуживания должна проводиться по трём направлениям - стимулированию экспорта, обеспечению диверсификации экспортно-ориентированного производства и упрощению торговых процедур. В связи с этим, Министерству экономического развития и торговли, Таможенной службе, Агентству по экспорту, Торгово-промышленной палате страны необходимо ускорить работы по реализации единого окна экспортно-импортных и транзитных операций, и осуществить практические меры по вопросу вступления в общую систему пользования льготами и «зелёными коридорами». Хотя в сфере экспорта товары и продукция производства предприятий страны составляют 450 наименований, и доля экспорта во внешнеторговом обороте увеличилась с 18,9 процента в 2013 году до 27,4 в 2019 году, это ещё не может нас удовлетворить. То есть темпы роста всё ещё остаются низкими. Правительство страны обязано в последующие годы направлять все ресурсы на повышение экспортного потенциала страны, увеличение доли конечной промышленной продукции в общем объёме экспорта и устранение существующих административных препятствий» [1].

Как показывает опыт, единого механизма и методов поддержки экспорта нет. Страны используют различные стратегии в отношении поддержки экспортно-ориентированных малых и средних предприятий с соблюдением правил и норм принятой ВТО [4,169]. Например, в целях совершенствования экспортного потенциала в южной Корее реализацию государственной политики в области поддержки экспорта осуществляет созданное ещё в 1962 году государственное агентство KOTRA, который имеет более 120-ти представительств в разных странах. В Британии действует Департамент гарантирования экспортных кредитов - занимающийся содействием экспорта путём страхования выданных экспортных кредитов. В Соединённых штатах действует Совет по экспорту при президенте США, которая

подготавливает и предоставляет проекты и программы расширения экспорта. В Китае за разработку программ экспорта и его реализацию отвечает Министерство коммерции, как на территории страны, так и за рубежом [3,70]. Также в развитых государствах активно продвигается процесс поддержки малых и средних компаний, занимающихся международной торговлей.

Как правило, у тех малых и средних компаний, которые поставляют свою продукцию, как на внутренний, так и на внешний рынок, достаточно высокая эффективность в плане

финансового, организационного, кадрового, технологического и производственного потенциала [8]. Не смотря на имеющиеся преимущества малым и средним компаниям достаточно сложно выходить на внешний рынок, чем крупным предприятиям. Малые и средние компании, желающие выйти на внешний рынок и организовать свою международную деятельность, сталкиваются с множеством преград в основном

административного и финансового характера, а также связанными и валютными и другими рисками.

Рисунок 1. - Основные барьеры входа в международную торговлю для малого и среднего

предпринимательства

Источник: Составлено автором

Активное развитие экспортного потенциала малого и среднего

предпринимательства можно только при всесторонней государственной поддержке. Государству в целях вовлечения малого и среднего предпринимательства в цепочку экспортёров необходимо развивать финансовые и нефинансовые меры поддержки такие как: выдача государственных гарантий, кредитование экспорта, субсидирование процентных ставок по кредиту. К нефинансовым мерам можно отнести организацию внутренних и внешних выставок,

консультирование, защиты прав интеллектуальной собственности, снижение административно-бюрократических барьеров и вовлечения малых и средних фирм в цепочку экспортёров наряду с крупным бизнесом. Также необходимо выстроить грамотную дистрибуцию, так как дистрибьюторы являются основными представителями, т.е. торговыми агентами, предлагающими клиентам товары фирм производителей [12, с. 279-302].

Ещё одной проблемой экспортно-ориентированных малых и средних предприятий является то, что производимые ими товары и услуги являются неконкурентоспособными на внешнем рынке, как с точки зрения качества продукции, так

и цены. По мнению А.М. Рахимова, «...конкурентное преимущество имеет та страна, которая в состоянии оперативно улучшить качественное состояние факторов производства и, что не менее важно, эффективно их использовать. Экономика конкурентоспособна, если в ней созданы условия для повышения уровня квалификации рабочей силы, существуют предприятия, способные производить современное оборудование, имеются технологии для добычи полезных ископаемых с наименьшими затратами и др.» [9,44-57]. Другой отечественный учёный М.Т. Каримова, утверждает, что «.основным условием эффективности внешнеэкономических связей считается высокий уровень конкурентоспособности экспортируемых товаров. При этом эти товары должны быть товарами конечного потребления» [5,38-49].

В связи со всем вышесказанным на рисунке 3.3.3. нами предложены меры по государственной поддержке экспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства, включающего в себя прямую финансовую поддержку, стимулирование развития экспортного

производства, а также косвенные меры, содействующие экспорту и созданию

благоприятного делового климата для ведения бизнеса.

Предлагаемые нами меры Государственной поддержки, экспортно-ориентированных малых и

средних предприятий могут способствовать ускоренному развитию экспорта в стране, а также поднятию рейтинга Таджикистана на международной торговой арене.

Государственная поддержка экспортно-ориентированного МСП

Прямая финансовая

поддержка

Стимулирование развития экспортного производства

Меры содействия экспорту

Льготное кредитование экспортёров

Государственное страхование экспорта

Возмещение части затрат по

процентам кредита

Г

Предоставление налоговых и таможенных льгот Создание региональных

лизинговых компаний Поощрение национальных экспортёров

Создание национального клуба экспортёров

Создание региональных центров по экспорту

Поддержка компаний экспортёров за рубежом

Финансовая помощь в выставках и ярмарках

Развитие электронной экспортной торговли

Рисунок 2. - Меры государственной поддержки экспортно-ориентированного малого и среднего

предпринимательства

Источник: Составлено автором

Прямая финансовая поддержка -

предусматривает стимулирование национального экспорта посредством, кредитования, возмещения части затрат по процентам кредита, страхования экспортных поставок и финансовую помощь на проводимых выставках и ярмарках.

Льготное кредитование экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства - своевременная финансовая поддержка со стороны государства малого и среднего предпринимательства в виде долгосрочных льготных кредитов, позволит малым и средним компаниям повысить свой экспортный потенциал, становясь постепенно финансово устойчивой и конкурентоспособной организацией. В развитых странах давно успешно функционируют специальные финансовые организации в виде экспортных кредитных агентств, в задачу которых входит кредитование и страхование экспортных кредитов. Благодаря деятельности таких агентств, предприниматели экспортёры имеют возможность получать долгосрочные банковские кредиты на льготных условиях.

Государственное страхование экспорта -государственные гарантии, защищают экспортёров особенно из числа малых и средних компаний от возможных финансовых потерь. Страхование экспорта — это новое понятие в отношении сотрудничества бизнеса с государством. Грамотно организованное страхование экспорта, позволит существенно снизить риск предпринимателей в

условиях неопределённости рынка. Страхованием экспорта могут заниматься как специальные госучреждения, или подразделения министерств, так и частные банки, страховые компании, фонды, финансовые учреждения, находящиеся в совместной с государством собственности.

Возмещение части затрат по процентам кредита - когда предприниматель решает экспортировать произведённый товар, он сталкивается со значительными трудностями, например, если он добивается успеха, получаемые выгоды делятся с другими, однако в случае неудачи предприниматель вынужден брать все расходы на себя. Поэтому Государство может предоставить необходимый стимул и реальную поддержку экспортёрам в виде погашения части процентных ставок по имеющимся кредитам с целью вовлечения все больше малых и средних компаний в производственный и экспортный процесс.

Финансовая помощь в выставках и ярмарках - результатом финансовой государственной поддержки экспортно-ориентированных малых и средних компаний, желающих участвовать на международных выставках, может стать увеличение доли экспортёров, а также реклама товаров и услуг, производимых в Таджикистане. Участие малых и средних фирм в торговых выставках и ярмарках это шанс для заключения контракта с потенциальным заказчиком. Но большинство малых и средних предприятий за неимением опыта и необходимых

финансовых средств даже при всем желании не могут участвовать в данных мероприятиях.

Стимулирование развития экспортного производства - предусматривает развитие экспорта посредством освобождения налоговых и таможенных сборов, создание региональных лизинговых компаний и меры поощрения национальных экспортёров.

Предоставление налоговых и таможенных льгот - как известно налоговая нагрузка является основным сдерживающим фактором развития малого и среднего предпринимательства. Данная государственная поддержка начинающих экспортёров, из числа производственных малых и средних предприятий, может дать нужный стимул малому и среднему предпринимательству выводить свой производимый продукт на внешние рынки. Широта производимого продукта и возможности его обновления, а также его

конкурентоспособность напрямую зависят от налоговых и таможенных послаблений.

Создание региональных льготных лизинговых компаний - для большинства предпринимателей, особенно малого предпринимательства,

приобретение нового оборудования представляет собой значительную финансовую

проблему. Создание лизинговых компаний с государственным участием с целью предоставления льготного лизинга на долгосрочной основе сроком до 10 лет и с предоставлением промышленного оборудования экспортно-ориентированным малым и средним предприятиям по заниженным ставкам (от 4% до 8% годовых в зависимости от страны происхождения оборудования) может существенно улучшить развитие экспорта в Таджикистане.

Поощрение национальных экспортёров -имеет мотивационный характер, например, представление к награждению успешно действующих экспортно-ориентированных

производственных малых и средних предприятий. Поощрения, связанные с представлением к награждению, можно осуществлять посредством вручения орденов и медалей Республики Таджикистан, вручения Почётной грамоты со стороны Министерства экономического развития Республики Таджикистан, а также вручения Почётной грамоты со стороны администрации городов и районов, в которых функционируют данные предприятия.

Меры содействия экспорту - предполагают на базе Агентства по экспорту Республики Таджикистан создание национального клуба экспортёров, региональных центров по экспорту, поддержку компаний-экспортёров за рубежом и развитие международной электронной торговли.

Создание национального клуба экспортёров -создание на государственном уровне

Национального клуба экспортёров Таджикистана, это объединение всех отечественных экспортёров в общей деловой площадке, начиная от крупных и средних до тех, которые ещё только начинают свою деятельность. В рамках Клуба регулярно должны проводиться деловые встречи экспортёров с участием соответствующих государственных органов с целью устранения препятствий и недостатков, возникающих при экспорте, рассматриваться и учитываться позитивные идеи и предложения самих предпринимателей,

занимающихся экспортом, и, следовательно, должно оказываться положительное влияние на экспортный потенциал страны. В предоставляемые услуги данного Клуба можно включить: обучение, консалтинг, аналитику рынка, поиск партнёров, PR&Branding и другие сопровождающие услуги на бесплатной основе начинающим экспортёрам.

Создание региональных центров по экспорту

- на наш взгляд, развитие экспортного потенциала страны невозможно без региональной стратегии развития экспорта. Создание в регионах страны экспортных центров позволит в кратчайшие сроки расширить географию поставок и облегчит существующие проблемы поставок на региональном уровне. Региональные центры при содействии Агентства по экспорту Республики Таджикистан должны предоставлять экспортёрам разные услуги, начиная от юридического и лингвистического сопровождения экспортных контрактов до логистической поддержки, а также при необходимости финансовую помощь в стандартизации и сертификации поставляемой малыми и средними предприятиями на экспорт продукции.

Поддержка компаний-экспортёров за рубежом - включает в себя, прежде всего, юридическую защиту прав и интересов национальных экспортёров в стране пребывания, ведение переговоров между экспортёрами стран со стороны дипломатических представительств Республики Таджикистан.

Развитие электронной экспортной торговли

- является, необходимым условием для более успешного развития экспортного потенциала Республики Таджикистан. Особое внимание, нужно уделять созданию и развитию специализированных электронных экспортных торговых площадок, ориентированных на малый и средний бизнес. Продажа через сеть Интернет является самым дешёвым и простым способом продвижения товаров за рубеж, но в Таджикистане большинство субъектов предпринимательства имеют слабое представление о возможностях электронной торговли и её преимуществах.

Преимущества развития электронной экспортной торговли

Освоение новых экспортных рынков с наименьшими затратами

1

Предложение и доступность товара целевой аудитории

Г Возможность отправки товара из любой точки мира

Удобный сбор аналитической информации о рынках и потребителях

S Контроль изменения спроса и отношения потребителей к товару в режиме онлайн

Рисунок 3. - Основные преимущества электронной э Источник: Составлено автором.

С целью все большего привлечения малого и среднего бизнеса к площадкам электронной торговли и развитию экспорта через интернет, нужно проводить экспортные семинары и обучающие курсы по тематике «онлайн-экспорт». На курсах эксперты должны помочь предпринимателям, желающим заниматься электронным экспортом, находить клиентов и закрепиться на торговых площадках. Такие торговые площадки, как Alibaba, Amazon, eBay, Europages используются широкой аудиторией покупателей, что может дать возможность предпринимателям расширить диапазон предлагаемых товаров и услуг практически без лишних финансовых затрат [11].

Развитие электронной экспортной торговли в Республике Таджикистан может в значительной степени также повысить уровень эффективности закупок за счёт исключения звена посредников. Открытость электронной площадки также способствует честной конкуренции. Такая прозрачность выгодна как заказчикам, так и поставщикам. Простота функционала электронных площадок может обеспечить ежедневный рост участников закупочных процедур.

Цифровизация приводит к существенной трансформации рынков. Особенно ярко это заметно в секторе торговли. Сегодня электронная коммерция не только прочно вошла в жизнь обычных граждан, но и стала конкурентным преимуществом в международной торговле для тех государств, которые стимулируют ее развитие. Доля электронной торговли в мире неуклонно растёт, захватывая все новые рынки. К примеру, в странах ОЭСР на долю электронной торговли приходится около 20% от общего объёма товарооборота. Основная доля электронного товарооборота приходится на сектор В2В (продажи между юридическими лицами), но и сектор В2С (коммерческое взаимодействие бизнеса и частных лиц) развивается с большой скоростью. Лидером в развитии данных направлений является Китай, где

юртной торговли

рано поняли все преимущества электронной торговли [7].

Электронная торговля поднимает на качественно новый уровень экономические взаимодействия. В Таджикистане

предпринимателям нужно развивать электронную торговлю не только в экспортной сфере, но и в повседневной деятельности, предлагая свои товары и услуги через интернет. Для этого необходимо улучшить качество и доступность интернета. По скорости мобильного интернета Таджикистан занял 138-е место из 145 стран мира в обновлённом рейтинге Speedtest Global Index на октябрь 2023 года. В Таджикистане, по подсчётам Speedtest, скорость фиксированной широкополосной связи в среднем по стране составляет 21,1 мегабита в секунду, а скорость мобильного интернета и того ниже - 8,51 мегабита.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет является не только источником информации, но и эффективным инструментом продаж. Им активно пользуются зарубежные предприятия, представители малого и среднего бизнеса, поставляя продукцию и услуги в разные страны мира. Развитие электронной торговли напрямую зависит от качества и доступности интернета. Как показала практика, в условиях пандемии и всеобщего карантина, в связи с распространением COVID-19, малые и средние компании, предлагающие свои товары и услуги посредством интернета, оказались менее подвержены кризису. Заказы к ним в основном поступали через интернет, благодаря on-line продажам в карантинный период, они не только не потеряли, а наоборот, смогли расширить свою клиентскую базу.

Важность внешнеторговых отношений для развития экономики государства очевидна. Ни одна страна не сможет стать конкурентоспособной на мировой арене, пока не будет производить готовую продукцию на экспорт. В условиях высокой конкуренции на рынке, возможности у малых и

средних компаний самостоятельно развивать экспорт, без поддержки государства, минимальны

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента Таджикистана Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26.12.2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp://www. president.tj (дата обращения: 27.12.2019).

2. Деловая среда в Таджикистане глазами представителей малого и среднего предпринимательства: Группа Всемирного банка. Душанбе 2009. - С. 255.

3. Евразийская экономическая комиссия. Сводный обзор о мерах и механизмах поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, применяемых в государствах-членах Евразийского экономического союза и ведущих странах экспортёрах сельскохозяйственной продукции и продовольствия. - Москва, 2016. - С. 70.

4. Кнобель А.Ю., Лощенкова А.Н. Сравнительный анализ государственной поддержки экспорта малых и средних предприятий в региональном аспекте. - М.: Изд-во Института Е.Т. Гайдара, 2019. - С. 169.

5. Каримова Р.Т. От конкурентоспособности продукции к конкурентоспособности страны // Известия Академии наук РТ. - 2003. - № 1-2. - С. 38-49.

6. Лолаев З.Х. Развитие малого и среднего предпринимательства в промышленности как основа индустриализации национальной экономики (на примере Республики Таджикистан): дис. ... канд. экон. наук. - Душанбе, 2019. - С. 180.

7. Левашенко А.Д. Электронная коммерция: стандарты ОЭСР и опыт стран. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ictsd.org/bridges-news (дата обращения: 18.01.2020).

8. Развитие малого и среднего предпринимательства: международная повестка и интересы России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://apec-center.ru/wp-content/uploads/ 2014 2017.pdf (дата обращения: 97.01.2019).

9. Рахимов А.М. Уровень конкуренции на национальном рынке Республики Таджикистан // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2002. - № 4. - С. 44-57.

10. Содиков, М. С. Некоторые теоретические вопросы развития международной экономической интеграции / М. С. Содиков, Ф. Х. Фародов // Финансово-экономический вестник. - 2018. - № 4(16). - С. 20-27.

11.Центр поддержки экспорта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. omrbi.ru.centr-podderzhki-eksporta-pomozhet-malym-i-srednim-predpriyatiyam--na-mirovye (дата обращения: 14.01.2020).

12. Leonidou L.C. An analysis of the barriers hindering small business export development // Journal of Small Business Management. - 2004. - Vol. 42. - No. 3. - P. 279-302.

Сведения об авторе

Муллоев Парвиз Негматджанович - к.э.н. ст. преподаватель. Таджикский Государственный финансово-экономический университет, Республика Таджикистан. Адрес: 734067, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Нахимова Тел: 64/14. (+992) 934-04-41-14, E-mail: mulloevpn@gmail. com

Маълумот дар бораи муаллиф

Муллоев Парвиз Негматджанович - н.и.и. м. калон. Донишгоци давлатии молия ва ицтисоди Тоцикистон. Сурога: 734067, ш. Душанбе к. Нахимов, 64/14. Тел.: (+992) 934-04-41-14, E-mail: mulloevpn@gmail. com

Information about the author

Mulloev Parviz Negmatdzhanovich - Candidate of Economic Sciences - S. Lecturer. Tajik State University of Finance and Economics, Dushanbe, Republic of Tajikistan Address: 734067, Republic of Tajikistan, Dushanbe, st. Nakhimov 64/14. Tel.: (+992) 934-04-41-14, E-mail: [email protected]

УДК 657.6 (075.8)

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПЕНСИЙ ТАДЖИКИСТАНА

Абдурахмонова Мукадамхон Зокирхоновна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.