Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РТ / ИМПОРТНО-ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / НОРМАТИВНОПРАВОВЫЕ АКТЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / CUSTOMS' POLICY / IMPORT-EXPORT POTENTIAL / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ECONOMIC INTEGRATION / NORMATIVE-LEGAL ACTS / COMPETITIVENESS / СИЁСАТИ ГУМРУКИИ ҶТ / ИқТИДОРИ ВОРИДОТӣ ВА СОДИРОТӣ / ФАЪОЛИЯТИ БЕРУНАИ ИқТИСОДӣ / ҳАМГИРОИИ ИқТИСОДӣ / САНАДҳОИ МЕЪЁРИИ ҳУқУқӣ / РАқОБАТПАЗИРӣ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимов Ботуржон Хамидович

Исследованы проблемы формирования внешнеторговой таможенной политики Республики Таджикистан, проанализировано состояние экспортно-импортных операций и возможность рационализации их структуры. Показана ограниченность номенклатуры экспортируемых товаров, обоснована необходимость экономической интеграции со странами СНГ с целью достижения экономического роста и конкурентоспособности. Доказывается актуальность расширения принципов использования нормативно-правовых документов, касающихся международной торговли. Выявлены приоритетные направления государственной поддержки внешнеторговых отношений, преодоления технологической отсталости производства, а также поддержки производства товаров на экспорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF TAJIKISTAN REPUBLIC POLICY IN THE BRANCH OF INTERNATIONAL COMMERCE

In this article the problems of formation of customs' foreign trade policy are researched, the state of export-import operations and rationalization of thwir structure is analyzed. Limitations of the nomenclature exported products, necessity of economical integration with the CIS country-members with the aim of achieving economic growth and competitiveness, the relevance of expanding the principles of using normative-legal documents of international trade are considered. Priority directions of foreign trade relations state support, overcoming technological backwardness ofproduction support of goods export - all this has been identified.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ»

23.00.04 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ГЛОБАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

23 00 04 POLITICAL PROBLEMS OF INTERNATIONAL RELATIONS, GLOBAL

AND REGIONAL DEVELOPMENT

УДК 339.5 ББК 65.428

СТАНОВЛЕНИЕ И Алимов Ботуржон Хамидович, РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКИ канд. ист. наук, доцент, завкафедрой РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В международных отношений

ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд) ТОРГОВЛИ

Алимов Ботурцон Хрмидович, ТАШАККУЛВА ИНКИШОФИ н.и.и., дотсент, мудири кафедраи

СИЁСАТИ ЦУМХУУРИИ муносибатуои байналхалци, ДЦХБСТ ТОЦИКИСТОНДАР СОХ,АИ (Тоцикистон, Хуцанд)

САВДОИ БАЙНАЛХАЛ%Й Alimov Boturjohn Hamidovich, candidate

FORMA TION AND of historical sciences, chief of the

DEVELOPMENT OF TAJIKISTAN department of international relations,

REPUBLIC POLICY IN THE Associate Professor of the TS U LBP,

BRANCH OF INTERNATIONAL (Tajikistan, Khujand)

COMMERCE E-MAIL: [email protected]

Ключевые слова: таможенная политика РТ, импортно-экспортный потенциал, внешнеэкономическая деятельность, экономическая интеграция, нормативно-правовые акты, конкурентоспособность

Исследованы проблемы формирования внешнеторговой таможенной политики Республики Таджикистан, проанализировано состояние экспортно-импортных операций и возможность рационализации их структуры. Показана ограниченность номенклатуры экспортируемых товаров, обоснована необходимость экономической интеграции со странами СНГ с целью достижения экономического роста и конкурентоспособности. Доказывается актуальность расширения принципов использования нормативно-правовых документов, касающихся международной торговли. Выявлены приоритетные направления государственной поддержки внешнеторговых отношений, преодоления технологической отсталости производства, а также поддержки производства товаров на экспорт.

Вожа^ои калиди: сиёсати гумрукии ЦТ, ицтидори воридоти ва содироти, фаъолияти берунаи щтисодй, уамгироии щтисодй, санадуои меъёрии ууцуци, рацобатпазири

Масъалауои ташаккули сиёсати гумрукии савдои берунаи Цумуурии Тоцикистон барраси гардидаанд, вазъи амалиёти содиротию воридоти ва имкониятуои такмили сохтори ощо мавриди таулил царор гирифтааст. Маудудияти номгуи молуои содиршаванда зикр гардида, зарурати уамгироии ицтисоди бо мамлакатуои ИДМ бо мацсади ба даст овардани рушди ицтисоди ва рацобатпазири мудаллал сохта шудааст. Мубрамияти васеъ кардани принсищои истифодаи ууццатуои меъёрии ууцуции савдои байналхалци исбот карда шудааст. Самтуои афзалиятноки дастгирии давлатии муносибатуои савдои беруна, рафъи цафомонии технологии истеусолот, уамчунин дастгирии истеусоли мол барои содирот ошкор карда шудаанд.

Key words: customsл policy, import-export potential, foreign economic activity, economic

integration, normative-legal acts, competitiveness

In this article the problems of formation of customsл foreign trade policy are researched, the state of export-import operations and rationalization of thwir structure is analyzed. Limitations of the nomenclature exported products, necessity of economical integration with the CIS country-members with the aim of achieving economic growth and competitiveness, the relevance of expanding the principles of using normative-legal documents of international trade are considered. Priority directions of foreign trade relations state support, overcoming technological backwardness ofproduction support of goods export - all this has been identified.

Первые годы независимости в истории нашей страны были трудными, так как республика прошла путь тяжких испытаний: политического противостояния и примирения, реформ и рыночных преобразований. Благодаря взвешенной политике Президента республики Эмомали Рахмона страна достигла гражданского согласия и приступила к последовательному преодолению экономического кризиса, начала поэтапную реализацию экономических преобразований. Их основной целью было создание благоприятных условий для структурных изменений, макроэкономической стабилизации и экономического роста, формирование правовой среды для рыночной экономики и укрепление внешнеторговой деятельности. Экономика Республики Таджикистан в период независимости сделалась глубоко интегрированной в международное разделение труда: все более расширяется ее торгово-экономическое сотрудничество со всеми странами мира, международными экономическими институтами, и эти вопросы находится в центре внешнеэкономической политики государства.

В условиях трансформационной экономики развитие внешнеэкономических отношений республики со всеми странами мира является важнейшим фактором её развития. Международная торговля Республики Таджикистан играет важную роль в развитии национальной экономики. В настоящее время развиваются внешнеэкономические и торговые связи республики не только с ближним, но и с дальним зарубежьем, в результате чего год за годом увеличивается объем внешнеторгового оборота Республики Таджикистан.

Становление политики Республики Таджикистан в области международной торговли целиком зависит от расширения и усиления внешнеторговых операций, связанных с товарами и услугами. Кроме того, эффективность этой политики коренным образом связана с тем, что инструменты внешнеторговой политики в полной мере должны быть согласованы с экономическими процессами, которые происходят в суверенном государстве.

Таблица 1 - Экпорт Республики Таджикистан по товарным группам в 2013-2017 годах (в тыс. долл.)

Наименование Годы

2013 2014 2015 2016 2017

Всего 943,4 977,3 890,6 898,7 1198,0

Живые животные и продукты животноводства 0,4 0,3 0,5 0,4 0,6

Продукты растительного происхождения 53,2 40,5 39,5 28,3 25,9

Жиры и масла растительного и животного происхождения 0,1 0,2 0,0 0,0 0,0

Готовые пищевые продукты, алкогольные и безалкагольные напитки, табак и его заменители 1,2 2,1 2,3 4,1 5,0

Продукция химической промышленности 0,9 0,7 0,7 2,2 2,8

Пластмассы и изделия из них 0,3 0,6 0,5 0,5 0,8

Кожсырье, кожи, пушнина, мехсырье и изделия из них 3,5 3,8 3,5 2,5 2,5

Древесина и изделия из древесины 0,3 0,4 0,1 0,2 0,4

Бумажная масса, бумажные и картонные отходы, макулатура 0,7 0,0 0,7 0,1 0,1

Текстиль и текстильные изделия 227,2 166,0 171,0 153,1 181,8

Обувь, головные уборы и прочее 0,1 0,2 0,1 0,1 0,0

Изделия из камня, гипса, цемента 0,2 0,1 0,0 0,1 0,2

Жемчуг, драгметаллы и др. 76,7 146,3 207,6 99,3 213,8

Недрагоценные металлы 385,8 243,0 232,1 225,4 299,4

Машины, оборудование, механизмы, их запчасти 26,5 11,1 14,6 18,4 14,9

Средства наземного, воздушного и водного транспорта 25,7 14,8 10,5 39,2 25,9

Приборы оптические, музыкальные инструменты, часы и др. 3,4 4,1 2,5 16,9 6,5

Разные промышленные товары 0,7 0,2 0,3 0,7 0,3

Произведения искусства 0,3 0,0 - 0,0 0,0

Прочие нерасшифрованные товары 0,0 115,7 - - 0,0

Источник: Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: АСПРТ, 2018. - С. 349-350.

Согласно данным таблицы 1, в данный момент основу экспорта республики составляют текстиль и текстильные изделия - 15,2%, драгоценные и недрагоценные металлы - 17,8%. Однако в Таджикистане основу производства составляют сельскохозяйственные товары, доля которых в экспорте равна 2,6 %.

Необходимо отметить, что следует создавать подходящие условия для экспорта скоропортящихся товаров, поскольку проведенный анализ показал, что одна из причин снижения экспорта некоторых основных товаров заключается в опасениях производителей, что в случае экспорта таких товаров и продуктов возникнет риск их безосновательного задержания на границах на неопределенный срок.

Проблема внешнеторговой политики Республики Таджикистан занимает важное

место в программах правительства страны, однако в них основное внимание уделяется либерализации внешнеэкономической деятельности, налаживанию и укреплению внешнеэкономических связей, нежели рационализации структуры экспорта и импорта в целях повышения качества отечественных товаров и услуг и их конкурентоспособности [4, с. 33].

Следует отметить, что особое значение приобретает рационализация структуры экспорта и импорта товаров и услуг. В отличие от других стран СНГ, имеющих значительные энергетические и другие природные ресурсы, более крупные внутренние рынки, близость к транспортным артериям, Республика Таджикистан не располагает аналогичными условиями и ресурсами. Поэтому развитие экономики страны невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. Решение этой задачи во многом зависит от успешного реформирования внешнеэкономической сферы, повышения экспортного потенциала страны и от того, насколько национальные отрасли экономики способны улучшить конкурентные позиции на мировом рынке и завоевать новые рыночные сегменты за рубежом. Внешнеторговая деятельность Республика Таджикистан играет важную роль в развитии национальной экономики. За счет этого поддерживается финансовая стабильность, формируется доходная часть бюджета, обеспечиваются развитие производства и занятость населения в отраслях, которые ориентированы на экспорт товаров, насыщенность внутреннего рынка потребительскими товарами.

Статистические данные свидетельствуют, что структура импорта страны ориентирована на удовлетворение потребительских нужд населения, а главной особенностью экспорта является его моноориентированность, что не характерно для мирового экспорта развитых стран [6, с. 118]. Моноориентированность экспорта товарной продукции означает, что основной объём вывозимой из республики продукции составляют всего несколько видов экспортируемых товаров, в основном товарно-сырьевые ресурсы. Это положение вызывает сырьевую специализацию экономики и приводит к высокой зависимости от конъюнктуры мировых цен на международных рынках.

В связи с этим, от того, в каком стратегическом направлении будет разрабатываться внешнеэкономическая политика Республики Таджикистан и каким образом будет использоваться экспортный потенциал страны, будет зависеть её участие в международном разделении труда, что является важным фактором экономического роста.

Следует отметить, что роль государства в регулировании внешнеторговых отношений сильно возрастает в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Поэтому необходим поиск новых идей и вариантов по выработке эффективной государственной политики с целью создания благоприятных условий для развития внешнеторгового сектора и диверсификации экономики для достижения устойчивого развития.

Концептуальная формулировка проблем развития отношений внешней торговли определена увеличивающейся взаимозависимостью экономических систем отдельных стран, зависимостью от доступности естественных данных страны и приобретенных качеств. Под естественными облюбованными индикаторами понимаются специальные климатические условия и доступность натурального сырья, а под приобретенными - введение и развитие передовых технологий, в том числе учебных, повышение квалификации рабочих и специалистов, улучшение организации производства, его реконструкция и модернизация [5, с. 108].

Усиление и расширение взаимозависимости отдельных стран обусловливается доступностью и наличием на территории государства природных ресурсов, а также от приобретенных навыков, важности концептуального познания проблем развития внешнеторговых связей. Переход к рыночной экономике требует новых подходов к участию республики в международных экономических отношениях и усиления трансформации внешнеэкономических отношений [2, с. 59].

Важнейшим направлением государственной политики страны по вопросам внешторговых отношений является чёткая разработка экономической политики структурными органами государственного управления на базисной основе, системное стратегическое планирование развития хозяйственного механизма отдельных отраслей экономики, конкретных сфер деятельности и регионов республики.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе, которая является одним из базовых институтов экономики. Механизм формирования и внедрения таможенной политики внешней торговли - системные меры прямых и косвенных методов регулирования объектов и предметов иностранной экономической деятельности.

На современном этапе краеугольным вопросом в Республике Таджикистан является решение проблемы совершенствования таможенного регулирования международной торговли, вызванной, прежде всего, расширением внешнеторговых отношений с зарубежными странами и активным участием Республики Таджикистан в работе таких интеграционных экономических объединений, как СНГ, ЕАЭС, ШОС, ВТО.

Таблица 2 - Внешняя торговля Республики Таджикистан в 2013-2017 годах

(в тыс. долл.)

Наименование Годы

2013 2014 2015 2016 2017

Внешнеторговый оборот, 4988,4 5247,7 4326,2 3929,9 3972,9

всего

Страны СНГ 2093,0 2405,7 2045,4 1968,0 2086,9

Страны остального мира 2095,8 2869,0 2280,8 1961,9 1886,0

Экпорт, всего 943,4 977,3 980,6 898,7 1198,0

Страны СНГ 177,4 246,0 226,7 294,4 430,7

Страны остального мира 766,0 731,3 663,9 604,3 767,3

Импорт, всего 4045,4 4297,4 3435,6 3031,2 2747,9

Страны СНГ 1915,6 2159,7 1818,7 1673,6 1656,2

Страны остального мира 2129,8 2137,7 1616,9 1357,6 1118,7

Источник: Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: АСПРТ, 2018. - С.336-343.

По официальным данным Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, внешнеторговый оборот Республики Таджикистан в 2017 году составил 3 972,9 млн долларов США. При этом в последние годы наблюдается уменьшение объемов внешнеторгового оборота, что происходит за счёт уменьшения импорта. Импорт составил 3 435,6 млн долларов, в том числе из стран СНГ - 1818,7 млн долларов, из стран дальнего зарубежья - 1 616,9 млн долларов. Экспорт составил 890,6 млн долларов, в том числе в страны СНГ - 226,7 млн долларов, в страны дальнего зарубежья - 663,9 млн долларов.

Доля основных партнеров в экспорте в 2017 году: Турция - 19,5%, Швейцария -7,4%, Казахстан - 27%, Иран - 2,5%, Россия - 2,6%, Афганистан - 8,3%, Китай - 3,0%, Пакистан - 1,4 и другие страны - 64,0%.

Доля основных партнеров в импорте: Россия - 37, %, Китай - 20,0%, Казахстан -18,5%, Турция - 3,8%, Иран - 2,2%, Туркменистан - 1,7%, Швейцария - 3,2% и другие страны - 40,3% [1, с. 356].

Экспорт по товарным группам: недрагоценные и драгоценные металлы, текстильные изделия, минеральные продукты, продукты растительного происхождения и другие товары. Импорт по товарным группам: машины, оборудование, механизмы, запасные части, минеральные продукты, продукты растительного происхождения, продукция химической промышленности, готовые пищевые продукты, древесина, недрагоценные металлы, транспортные средства и другие товары. Объём внешнеторгового оборота Республики Таджикистан в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом снизился на 1,1%, (отрицательное сальдо) и составляет 1 576,9 млн долларов. Как свидетельствуют статистические показатели, экспорт товаров - это в основном сырьевые продукты и полуфабрикаты, готовая продукция отсутствует.

Поэтому необходимо развить систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач. Поскольку основной целью международной торговли и таможенной политики Республики Таджикистан является обеспечение экономических интересов государства, необходимо обратить внимание на следующие составляющие:

-обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Таджикистан;

-участие в реализации торгово-политических задач по защите отечественного рынка;

-стимулирование развития национальной экономики;

-содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики Таджикистана.

Направленность целей таможенной политики на защиту отечественного рынка товаров и на стимулирование развития международной торговли обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой Республики Таджикистан. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика Республики Таджикистан призвана реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы способствовать проведению ее структурной перестройки с целью последующего подъема [3, с. 202]. На современном этапе необходимы административные инструменты регулирования внешней торговли. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления коммерческих операций большим числом компаний может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный баланс, более рационально распоряжаться иностранной валютой при ее острой нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга.

Необходимо особо отметить отдельные аспекты формирования государственного регулирования в условиях глобализации и экономической интеграции Республики Таджикистан со странами СНГ и дальнего зарубежья. В целях повышения эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан, необходимо использовать и расширять принципы формирования нормативно - правовых актов на базе:

1. Комплексности, что означает комплексное решение организации способов администрирования поступления доходов от международной торговли и

формирование законодательных актов, включающих исчерпывающее количество комплексных нормативных документов, содержанных фискальный характер.

2. Системности, что выражается в организации системы таможенной регламентации импортно-экспортных операций, содержащих конкретное упорядоченное направление и согласованных с системой внутреннего и внешнего регулирования, применяемой в международной торговле.

3. Прозрачности, которая заключатся в организации системы оптимального и результативного механизма исчисления и взимания всех видов таможенных налогов и пошлин, подлежащих уплате во время перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, которая позволяет контролировать движение уплаченных таможенных платежей и их влияние на дальнейший устойчивый экономический рост республики.

4. Защиты национальных экономических интересов путём формирования взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными государствами-партнерами и международными институтами.

Список использованной литературы:

1. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: АСПРТ, 2018. - 482 с.

2. Максимов Ю.А. Принципы формирования таможенной политики в сфере регулирования внешнеторговых отношений Российской Федерации // Вопросы правоприменительной практики (DE LEGE LATA). - 2012. - №3. - С. 56-61.

3. Маъруфов Ф.К., Мустафоева П.Х. Проблемы организации межгосударственных таможенных связей со странами СНГ/ Государства Центральной Азии в условиях глобализации: материалы Международной научно-практической конференции (Худжанд, ТГУПБП, 25 ноября 2016 г.) - Худжанд, 2016. - С. 203 -206.

4. Жуков Е.Ф., Калоева Т.И. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 485 с.

5. Смитиенко Б.И. Международная торговля. - М.: Экзамен, 2015. - 256 с.

6. Таможенная служба при Правительстве Республики Таджикистан. hhp//www.costums.tj. (дата обращения: 11.02.2019).

Reference Literature:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. The Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President. -Dushanbe: ASATRP, 2018. - 482pp.

2. Maximov Yu.A. Principles of Formation in Regard to CustomsЛ Policy in the Sphere of Regulation of Outward Trade Relations in Russian Federation // Issues of Law Application (DE LEGE LATA). - 2012, #3. - pp. 56 - 61.

3. Marufov F.K., Mustafoyeva P.H. The Problems of Organization of Interstatal CustomsЛ Relations with CIS Countries // States of Central Asia under the Conditions of Globalization (Materials of the International Scientific-Practical Conference). -Khujand: TSU LBP, 25 November 2016). - Khujand, 2016. - pp. 203 - 206.

4. Zhukov Ye.F., Kaloyeva T.I. International Economic Relations. - M.: UNITG-DANA, 2000. - 485 pp.

5. Smitiyenko. International Trade. - M.: Examination, 2015. - 256 pp.

6. CustomsЛ Service under the Auspices of Tajikistan Republic Government hhp//www.costums.tj. (Date of request: 11.02.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.