средних компаний самостоятельно развивать экспорт, без поддержки государства, минимальны
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Президента Таджикистана Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26.12.2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp://www. president.tj (дата обращения: 27.12.2019).
2. Деловая среда в Таджикистане глазами представителей малого и среднего предпринимательства: Группа Всемирного банка. Душанбе 2009. - С. 255.
3. Евразийская экономическая комиссия. Сводный обзор о мерах и механизмах поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, применяемых в государствах-членах Евразийского экономического союза и ведущих странах экспортёрах сельскохозяйственной продукции и продовольствия. - Москва, 2016. - С. 70.
4. Кнобель А.Ю., Лощенкова А.Н. Сравнительный анализ государственной поддержки экспорта малых и средних предприятий в региональном аспекте. - М.: Изд-во Института Е.Т. Гайдара, 2019. - С. 169.
5. Каримова Р.Т. От конкурентоспособности продукции к конкурентоспособности страны // Известия Академии наук РТ. - 2003. - № 1-2. - С. 38-49.
6. Лолаев З.Х. Развитие малого и среднего предпринимательства в промышленности как основа индустриализации национальной экономики (на примере Республики Таджикистан): дис. ... канд. экон. наук. - Душанбе, 2019. - С. 180.
7. Левашенко А.Д. Электронная коммерция: стандарты ОЭСР и опыт стран. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ictsd.org/bridges-news (дата обращения: 18.01.2020).
8. Развитие малого и среднего предпринимательства: международная повестка и интересы России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://apec-center.ru/wp-content/uploads/ 2014 2017.pdf (дата обращения: 97.01.2019).
9. Рахимов А.М. Уровень конкуренции на национальном рынке Республики Таджикистан // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2002. - № 4. - С. 44-57.
10. Содиков, М. С. Некоторые теоретические вопросы развития международной экономической интеграции / М. С. Содиков, Ф. Х. Фародов // Финансово-экономический вестник. - 2018. - № 4(16). - С. 20-27.
11.Центр поддержки экспорта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. omrbi.ru.centr-podderzhki-eksporta-pomozhet-malym-i-srednim-predpriyatiyam--na-mirovye (дата обращения: 14.01.2020).
12. Leonidou L.C. An analysis of the barriers hindering small business export development // Journal of Small Business Management. - 2004. - Vol. 42. - No. 3. - P. 279-302.
Сведения об авторе
Муллоев Парвиз Негматджанович - к.э.н. ст. преподаватель. Таджикский Государственный финансово-экономический университет, Республика Таджикистан. Адрес: 734067, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Нахимова Тел: 64/14. (+992) 934-04-41-14, E-mail: mulloevpn@gmail. com
Маълумот дар бораи муаллиф
Муллоев Парвиз Негматджанович - н.и.и. м. калон. Донишгоци давлатии молия ва ицтисоди Тоцикистон. Сурога: 734067, ш. Душанбе к. Нахимов, 64/14. Тел.: (+992) 934-04-41-14, E-mail: mulloevpn@gmail. com
Information about the author
Mulloev Parviz Negmatdzhanovich - Candidate of Economic Sciences - S. Lecturer. Tajik State University of Finance and Economics, Dushanbe, Republic of Tajikistan Address: 734067, Republic of Tajikistan, Dushanbe, st. Nakhimov 64/14. Tel.: (+992) 934-04-41-14, E-mail: [email protected]
УДК 657.6 (075.8)
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПЕНСИЙ ТАДЖИКИСТАНА
Абдурахмонова Мукадамхон Зокирхоновна
Аннотация. В данной статье проведено исследование в аспекте особенностей практической реализации национальных стандартов аудита в деятельности учреждений государственного социального страхования и пенсий Республики Таджикистан. Учитывая специфику деятельности учреждений государственного социального страхования и пенсий, изучена правильность и эффективность использования принятых национальных стандартов аудита в Таджикистане. Кроме того, автором предложены некоторые национальные стандарты аудита, способствующие совершенствованию внутреннего аудита в структурах государственного социального страхования и пенсий Таджикистана. В этой связи предлагается апробировать трансформированный перечень национальных стандартов аудита в практической деятельности учреждений государственного социального страхования, подходящие для современной системы внутреннего аудита. Автором приведены меры по совершенствованию системы внутреннего контроля, поскольку в настоящее время наблюдается проявление недостаточного внимания в аспекте данного сектора. Также в результате научных исследований определена роль и значимость национальных стандартов в деятельности системы внутреннего аудита учреждений государственного социального страхования и пенсий Таджикистана.
Ключевые слова: система внутреннего аудита, планирование аудита, аудиторское заключение, национальные стандарты аудита, учреждения государственного социального страхования и пенсий, документирование аудита, аудиторские доказательства, существенность в аудите.
Для цитирования: Абдурахмонова, М.З. Роль национальных стандартов аудита в деятельности учреждений государственного социального страхования и пенсий Таджикистана / М.З. Абдурахмонова // Финансово-экономический вестник. - 2024. - № 1 (40). - 210 - 216.
МАКОМИ СТАНДАРТНОЙ миллии аудит дар фаъолияти муассисахои сугуртаи
ИЧТИМОЙ ВА НАФАКАИ ТО^ИКИСТОН
Абдурахмонова Мукадамхон Зокирхоновна
Аннотатсия. Дар ин макола дар чанбаи хусусиятхои татбики амалии стандартхои миллии аудит дар фаъолияти муассисахои сугуртаи давлатии ицтимой ва нафакаи Чумхурии Тоцикистон тадкикот гузаронида шудааст. Бо дарназардошти хусусияти фаъолияти муассисахои сугуртаи давлатии ицтимой ва нафака дурустй ва самаранокии истифодаи стандартхои кабулшудаи миллии аудит дар Тоцикистон омухта шуд. Илова бар ин, муаллиф баъзе стандартхои миллии аудитро пешниход кардааст, ки ба такмили аудити дохилй дар сохторхои сугуртаи давлатии ицтимой ва нафакаи Точцкистон мусоидат мекунанд. Дар робита ба ин, пешниход карда мешавад, ки руйхати тагирефтаи стандартхои миллии аудит дар фаъолияти амалии муассисахои сугуртаи ицтимоии давлатй, ки барои системаи муосири аудити дохилй мувофиканд, санчида шавад. Муаллиф чорахои такмили системаи назорати дохилиро овардааст, зеро дар айни замон дар чанбаи ин бахш диккати нокифоя ба назар мерасад. Дамчунин дар натицаи тахкикоти илмй накш ва ахамияти стандартхои миллй дар фаъолияти системаи аудити дохилии муассисахои сугуртаи давлатии ицтимой ва нафакаи Тоцикистон муайян карда шуд. Калидвожахо: низоми аудити дохилй, банакшагирии аудит, хисоботи аудит, стандартхои миллии аудит, муассисахои сугуртаи давлатии ицтимой ва нафака, хуччатхои аудиторй, далелхои аудиторй, мухимият дар аудит.
THE ROLE OF NATIONAL AUDITING STANDARDS IN THE ACTIVITIES OF STATE SOCIAL
INSURANCE AND PENSIONS INSTITUTIONS OF TAJIKISTAN
Abdurahmonova Muqadamkhon Zokirkhonovna
Abstract. In this article, a study has been conducted in the aspect of the specifics of the practical implementation of national auditing standards in the activities of state social insurance and pension institutions of the Republic of Tajikistan. Taking into account the specifics of the activities of state social insurance and pension institutions, the correctness and effectiveness of the use of adopted national auditing standards in Tajikistan has been studied. In addition, the author proposes some national auditing standards that contribute to the improvement of internal audit in the structures of the state social insurance and pensions of Tajikistan. In this regard, it is proposed to test
a transformed list of national auditing standards in the practice of state social insurance institutions, suitable for a modern internal audit system. The author presents measures to improve the internal control system, since currently there is a lack of attention in the aspect of this sector. Also, as a result of scientific research, the role and importance of national standards in the activities of the internal audit system of state social insurance and pension institutions of Tajikistan has been determined.
Key words: internal audit system, audit planning, audit report, national audit standards, state social insurance and pension institutions, audit documentation, audit evidence, materiality in the audit.
Постановка проблемы. В современных условиях нестабильности экономической системы, роста цен и инфляции всё большую актуальность приобретает государственное социальное страхование, аудиторская проверка которой ведётся на основании национальных стандартов аудита. Мировым опытом доказано, что аудиторская проверка деятельности учреждений государственного социального страхования и пенсий в соответствии с международными стандартами аудита, также в условиях цифровой экономики является очень актуальным вопросом. Но в практической деятельности учётно-аналитического и контрольного процесса учреждений государственного социального страхования и пенсий Таджикистана наблюдаются проблемы, связанные с практической реализацией стандартов аудита, также использование инновационных технологий в процессе деятельности государственного сектора. Также необходимо отметить, что по мере внедрения и использования стандартов аудита для контроля качества деятельности аудитора обязательным считаем определить ответственный орган.
Анализ последних исследований и публикаций. Результаты анализа свидетельствуют о том, что вопросами бухгалтерского учёта и национальными стандартами аудита занимались такие ученые как, К.Х. Хушвахтзода, С.Ф. Низомов, Д.Н., Дадаматов, А.А. Мирзоалиев, Б.Х. Каримов, Н.А. Ойев и другие.
Цель статьи. Основной целью статьи заключается в определении роли национальных стандартов аудита в деятельности структур социального страхования и пенсий Таджикистана.
Изложение основного материала. В настоящее время основной проблемой является практическая реализация международных стандартов аудита, которая заключается в том, что на основании международных стандартов разработаны всего лишь 6 национальных стандартов аудита. Но необходимо отметить, именно для учреждений государственного социального страхования и пенсий не имеются национальные стандарты.[1]
Национальные стандарты аудита
унифицированы, но, по нашему мнению, с учётом
особенностей деятельности учётно-аналитического и контрольного процесса учреждений государственного социального страхования и пенсий Таджикистана появляется острая необходимость адаптировать национальные стандарты под деятельность Агентства.
Для выявления практической проблемы и определения путей их решения нами проведено анкетирование между аудиторами Таджикистана об эффективности и реальности практической реализации национальных стандартов аудита.
В настоящее время на основании международных стандартов аудита (насчитывается более 40) разработаны только 6 национальных стандартов аудита в Республике Таджикистан, в частности:
- Национальный стандарт Республики Таджикистан «Планирование аудита» (1/2001,
12.04.2001, № 65);
- Национальный стандарт Республики Таджикистан «Документирование аудита» (2/2002,
29.01.2002, № 14);
- Национальный стандарт Республики Таджикистан «Составление письмо-обязательство» (2/2002, 12.02.2002, № 25);
- Национальный стандарт Республики Таджикистан «Аудиторское заключение» (4/2002, 25.07.2002, № 93);
- Национальный стандарт Республики Таджикистан «Существенность в аудите» (5/2002, 14.10.2002, № 118);
- Национальный стандарт Республики Таджикистан «Аудиторские доказательства» (5/2002, 14.10.2002, № 118).
Учитывая особенности деятельность учреждений социального страхования и пенсий, мы считаем, что некоторые дополнения в список национальный стандартов аудита способствует развитию системы, в частности для увеличения сумм по социальному страхованию и пенсиям стандарт «Проверка прогнозной финансовой информации» является очень важным и необходимым толчком вперед.[2]
На основании стандарта «Использование работы внутренних аудиторов» облегчается процесс аудиторской проверки внешних аудиторов
учреждений государственного социального страхования и пенсий, а также у специалистов отдела внутреннего аудита появляется наибольшая ответственность за проделанную работу и роль отдела приобретает наиболее высокий ранг. Посредством предлагаемого национального стандарта «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчётности» обеспечивается принцип достоверности, прозрачности и реальности проводимых аудиторских проверок как внутренними, так и внешними
аудиторами учреждений государственного социального страхования и пенсий Таджикистана. Итак, на основании исследования имеющихся национальных стандартов аудита, мы полагаем, что для совершенствования системы внутреннего аудита учреждений государственного социального страхования и пенсий нами трансформирован перечень национальных стандартов аудита (рисунок 1):
Национальный стандарт Республики Таджикистан «Планирование аудита» (1/2001, 12.04.2001, № 65)
Национальный стандарт Республики Таджикистан «Документирование аудита» (2/2002, 29.01.2002, № 14)
Национальный стандарт Республики Таджикистан «Составление письмо-обязательство» (2/2002, 12.02.2002, № 25)
Национальный стандарт Республики Таджикистан «Аудиторское заключение» (4/2002, 25.07.2002, № 93)
Национальный стандарт Республики Таджикистан «Существенность в аудите» (5/2002, 14.10.2002, № 118)
Национальный стандарт Республики Таджикистан «Аудиторские доказательства» (5/2002, 14.10.2002, № 118)
Трансформированный перечень национальных стандартов аудита Республики Таджикистан
Проверка прогнозной финансовой информации МСЗОУ 3400 (международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность)
Использование работы внутренних аудиторов МСА 610
Контроль качества при
проведении аудита финансовой отчётности МСА 220
Рисунок 1. Трансформированный перечень национальных стандартов аудита для учреждений государственного социального страхования и пенсий Таджикистана
Мы полагаем, что контроль качества аудиторской деятельности должен проводится органом государственного контроля аудиторской деятельности на основании стандартов контроля качества, разработанные Международным институтом бухгалтеров. [7]
Но отрадным фактом является то, что для устранения имеющихся проблем в процессе практики принимаются меры со стороны государства, в частности периодически согласно установленному расписанию, проводится сбор Рабочей группы по разработке и совершенствованию стандартов государственного аудита между странами-участниками СНГ.
Итак, 29 апреля 2022 года на очередном заседании участвовали сотрудники Счётной палаты Республики Таджикистан, руководитель Управления стандартов, анализа, развития и международного сотрудничества счётной палаты Республики Таджикистана и руководитель отдела развития международного сотрудничества.[3]
Особо отмечаем, что онлайн встреча была организована Счётным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан для сотрудников Высших учреждений аудита Азербайджана, Армении, Республики Беларусь, Молдовы, Казахстана, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана. Цель заседания заключалась в обмене опытом по вопросам формирования и институциональных основ государственного аудита, а также обсуждение и определение приоритетных аспектов развития и совершенствования системы внутреннего контроля (аудита) в государственном секторе.
На основании предложений каждого участника международного заседания и обсуждения
практических проблем аудита сводной бухгалтерской отчётности решены некоторые вопросы и намечены задачи, требующие своего решения для очередного заседания Рабочей группы. Общеизвестно, что аудиторская проверка играет важную роль в деятельности учреждений государственного социального страхования и пенсий.
Развитию системы национального бухгалтерского учёта, местных и государственных статистических данных, качества экономической информации учреждений государственного социального страхования и пенсий и пенсий способствует аудиторский контроль,
функционирующий в АССП в качестве отдела внутреннего аудита. Регулярный контроль над учётными операциями по социальному страхованию пенсиям, а также составление заключения о достоверности показателей финансовой отчётности учреждений государственного социального страхования и пенсий является основной целью службы внутреннего аудита АССП. [4]
Также одной из основных функций службы внутреннего аудита является следить за ведением бухгалтерского учёта и составлением финансовой отчётности по действующим нормативно-правовым актам и следовать изменениям и трансформациям в области бухгалтерского учёта. Перед исследованием особых методов и приемов аудита финансовой отчётности, используемых службой внутреннего аудита учреждений государственного социального страхования и пенсий нами рассмотрена сущность аудита финансовой отчётности. Итак, аудит финансовой отчётности проверка данных финансовой отчётности по соблюдению действующих нормативно-правовых актов сферы бухгалтерского учёта.
Основными задачами внутреннего аудитора являются:
• контроль за исполнением приказов и распоряжений руководителя учреждений государственного социального страхования и пенсий;
• сбор информации об общей деятельности учреждений социального страхования и пенсий и предоставление их руководству;
• проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждений социального страхования и пенсий и определение приоритетных направлений развития. [6]
Аудитор регулярно по мере предоставления отчёта руководителю учреждений государственного социального страхования и пенсий, также должен указать на имеющиеся недостатки и ошибки в сфере бухгалтерского учёта, поскольку наличие службы внутреннего аудита не освобождает учреждений государственного социального страхования и пенсий от внешнего аудита. Необходимо отметить, что учреждений государственного социального страхования и пенсий при наличии следующих случаев может воспользоваться аутсорсингом аудиторских услуг:
• когда нету экономической возможности (в период развития деятельности
учреждений государственного
социального страхования и пенсий);
• при возникновении необходимости для проведения аудита в какой-либо отдельной области, например, в области 1Т - технологии;
• когда нету внутренних резервов учреждений социального страхования и пенсий или при интенсивной занятости штатного аудитора. [5]
Таким образом, необходимо отметить, что в зависимости от статуса аудиторов выделяют внутренний и внешний аудит. Касательно учреждений государственного социального страхования и пенсий в обязательном порядке аудиторскому контролю подлежат один раз в год. Также в обязательном порядке в учреждениях государственного социального страхования и пенсий имеется служба внутреннего аудита, аудитор которого назначается со стороны руководителя, задача которого заключается в контроле и проверке информационной системы АССП в соответствии с национальными и международными стандартами аудита и считается штатным работником, предоставляющим отчёт о проведенной проверке только руководителю, но обычно имеют прямую связь с аудиторским комитетом и другими руководящими государственными инстанциями.
ЛИТЕРАТУРА
1.Грекова В.А., Логинова А.В. Методические аспекты аудита финансовой отчетности организации // Современные научные исследования и инновации, 2017.- №5. https://web.snauka.ru/issues/2017/05/82549 (дата обращения: 07.09.2023).
2. Демина И.Д., Кришталева Т.И. Организация внутреннего контроля и финансового аудита в организациях бюджетной сферы // Учет. Анализ. Аудит. 2023. - 10(3) С.45-57. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2023-10-3-45-57.
3. Давлатзода Д.А. Внутренний аудит и практика его осуществления в системе социального страхования и пенсии Республики Таджикистан // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и социальных наук 2020, № 4. - С.152-158.
4. Закон Республики Таджикистан «О внутреннем аудите в организациях государственного сектора» от 21 июля 2010г., № 631 (в редакции Закона РТ от 23.07.2016г., № 1354, от 17.12.2020г., № 1747).
5. Кабанов А.А., Пименов Д.М., Демина Т.Ю., Савушкина И.С. Подходы к реализации стратегического аудита: опыт госкорпорации «РОСАТОМ» // Учет. Анализ. Аудит. 2023. - №2. URL: https://cvberleшnka.щ/article/n/podhodv-k-realizatsii-strategicheskogo-audita-opvt-goskorporatsii-rosatom (дата обращения: 09.12.2023).
6. Любимцева О.В. Проблемы контроля и аудита основных средств и материалов в бюджетных учреждениях Москвы // Финансовый менеджмент. - 2019. - №2. - С. 48-54.
7. Маханько Л.С. Аудит непрерывности деятельности в контексте институционального подхода // Учет. Анализ. Аудит. 2023;10(2):19-28. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2023-10-2-19-28
8. Мухаметзянов Р. З. Методологическое обеспечение комплексного экономического анализа как элемента эффективной системы Управления организацией / Р. З. Мухаметзянов // Экономика и управление в XXI веке. - 2014. - № 6. - С. 92-96. - ББМ Тр1ХМ https://elibrarv.ru/item.asp?id=23323181.
Информация об авторе:
Абдурахмонова М. З. - к.э.н.,доцент, зав. кафедрой "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит" Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции. Адрес: 735000, Республика Таджикистан, г. Худжанд, 29-1а-25. Почта: [email protected] Маълумот дар бораи муаллиф:
Абдурахмонова М.З. - н.и.и., дотсент, мудири кафедраи бауисобгирии бухгалтеры, таулил ва аудити Донишкадаи ицтисод ва савдои Донишгоуи давлатии тицорати Тоцикистон. Сурога: 735000, Цумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд, 29-1а-25. Почта: mukaddam81 @gmail.com Information about the author:
Abdurakhmonova M. Z. - сandidate of economics, Associate Professor, Head of the Department" Accounting, Analysis and Audit" of the Institute of Economics and Trade of the Tajik State University of Commerce. Address: 735000, Republic of Tajikistan, Khujand, 29-1a-25. Mail: [email protected]
УДК: 336.581.(575.3)
РОХХОИ БАЛАНД БАРДОШТАНИ НАКШИ ДАВЛАТ ДАР МАБЛАГГУЗОРИИ ФАЪОЛИЯТИ САРМОЯГУЗОРЙ
Сафаров Илхом Нурмахмадович
Барои таъмини маблаггузории фаъолияти сармоягузорй дар кишвар накши давлат зарур мебошад. Дар чунин шароит накши давлат хамчун механизми танзимкунандаи инкишофи муносибатхои сармоягузорй ва тахкими хамкорихои созандагй бо шарикони рушди кишвар ва инчунин бо дигар кишвархои дуру наздик меафзояд. Танзими давлатии фаъолияти сармоягузорй дар шароити кунунй барои тахкими маблаггузории фаъолияти сармоягузорй басо мухим арзёбй мегардад.
Муаллиф дар асоси тахкими адабиётхои иктисодй ва осорхои олимони ватанию хорицй тавонистаанд, ки нак,ши давлатро дар маблаггузории фаъолияти сармоягузориро пурра тахлил намудааст.
Дар хулоса муаллиф доир ба роххои баланд бардоштани накши давлат дар маблаггузории фаъолияти сармоягузорй пешниходхои мушаххас намудааст, ки дар амалия татбики онхоро ба максад мувофик шуморидан мумкин аст
Калидвожахо: давлат, маблаггузорй, сармоягузорй, сиёсати сармоягузорй, дастгирии сохибкорй, шарикии давлат, танзими давлатй, хавасмандгардонй, имтиёзхои андозй.
Барои иктибос: Сафаров И.Н. Роххои баланд бардоштани накши давлат дар маблаггузории фаъолияти сармоягузорй / И.Н. Сафаров // // Паёми молия ва иктисод. - 2024. - N0. 1(40). - С. 216 - 225.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ФИНАНСИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сафаров Илхом Нурмахмадович
Роль государства необходима для обеспечения финансирования инвестиционной деятельности в стране. В таких условиях возрастает роль государства как регулирующего механизма развития инвестиционных отношений и укрепления конструктивного сотрудничества с партнерами по развитию страны, а также с другими зарубежными странами ближнего и дальнего зарубежья. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в современных условиях считается очень важным для усиления финансирования инвестиционной деятельности.
На основе изучения экономической литературы и работ отечественных и зарубежных ученых автору удалось всесторонне проанализировать роль государства в финансировании инвестиционной деятельности.
В заключение автором выдвинуты конкретные предложения по путям повышения роли государства в обеспечении финансировании инвестиционной деятельности, реализацию которых можно считать целесообразной на практике.