УДК 339.5 ББК 65.428-18
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
БАЪЗЕ ЦАНБАХОИТАШАККУЛИСИЁСАТИ ГУМРУКИИ ЦУМХУРИИ ТОЦИКИСТОНДАР ТАНЗИМИ МУНОСИБАТХОИ САВДОИ
ХОРИЦИ
SOME ASPECTS OF THE FORMATION OF CUSTOMS' SERVICE OF TAJIKISTAN REPUBLIC IN REGULATION OF OUTWARD TRADE
RELATIONS
Маъруфов Фирдавсджон Каримович, ассистент кафедры таможенной службы ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)
Маъруфов Фирдавсцон Каримович,
ассистанти кафедраи хадамоти гумруки ДДХрСТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Marufov Firdawsjohn Karimovich,
assistant of the department of customs' service under the TSULBP (Tajikistan Khujand) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: таможенная политика, импортно-экспортный потенциал, внешнеэкономическая деятельность, экономическая интеграция, нормативно-правовые акты, конкурентоспособность
Исследованы проблемы формирования внешнеторговой таможенной политики, проанализировано состояние экспортно-импортных операций и отмечены пути рационализации их структуры. Рассмотрена ограниченность номенклатуры экспортируемых товаров, обоснована необходимость экономической интеграции со странами СНГ с целью достижения экономического роста и повышения конкурентоспособности, подчёркнута актуальность расширения принципов использования нормативно-правовых документов международной торговли. Выявлены приоритетные направления государственной поддержки внешнеторговых отношений, преодоления технологической отсталости производства, а также необходимость поддержки товаропроизводителей, работающих на экспорт. Изложены принципы формирования нормативно - правовых актов Республике Таджикистан, направленных на таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности: комплексность, системность, прозрачность, кодификация, направленность на защиту национальных экономических интересов.
Калидвожа^о: сиёсати гумруки, ицтидори содиротию воридоти, фаъолияти ицтисодии хорици, уамгироии ицтисодй, санадуои меъёрии ууцуцй, рацобатпазирй
Дар мацола муаммоуои ташаккули сиёсати гумрукии савдои хорици, вазъи амалиётуои содиротию воридоти ва омилуои такмили сохтори онуо мавриди таулил царор гирифтааст. Маудуд будани номгуи молуои содиршаванда баррасй гардидааст, зарурати уамгироии ицтисодй бо кишваруои ИДМ бо мацсади рушди ицтисодиёт ва баланд бардоштани рацобатпазирй асоснок карда шудааст. Ауамияти тавсеаи принсипуои истифодаи ууццатуо ва санадуои меъёрии ууцуции савдои байналхалцй
таъкид шудааст.Самтуои афзалиятноки дастгирии давлатии муносибатуои савдои хорици, рафъи цафомонии технологии истеусолот, уамчунин зарурати дастгирии истеусолкунандагони молуои содироти зикр гардидааст. Принсищои ташаккули санадуои меъёрии ууцуции Чумуурии Тоцикистон, ки ба танзими гумрукии фаъолияти савдои беруна - мацмуият, низомманди, шаффофият, тадвин, самтгири ба уифзи манфиатуои миллии ицтисоди нигаронида шудаанд, зикр гардидаанд.
Key words: customs' politics, import-export potential, outward economic activity, economic
integration, normative-legal instruments, competitiveness
The article presents a research of the formation of outward customs' policy being an analysis of the state of export-import operations with the ways of their structural rationalization which are underscored. The author considers a limitation of exported goods nomenclature and substantiates a necessity of economic integration with CIS countries with an objective of economy growth attainment and competitiveness elevation, he makes an emphasis upon an enlargement of the principles referring to the use of normative-legal documents of international trade. He has elicited priority streamlines of state support of outward trade relations surmounting technology backwardness of production, insisting on a support of goods producers working for export. The author expounds the principles of formation concerned with normativelegal instruments of Tajikistan Republic aimed at customs' regulation of outward economic activity: complex structure, sistemity, transparency, codification, targetedness at a defence of national economy interests.
Таможенной службе принадлежит важнейшая роль в обеспечении экономических интересов государства, так как она является одним из базовых институтов экономики.
Становление политики Республики Таджикистан в области международной торговли целиком зависит от расширения и активизации внешнеторговых операций, связанных с товарами и услугами. Кроме того, эффективность этой политики коренным образом связана с тем, что инструменты внешнеторговой политики в полной мере должны быть согласованы с ходом экономических процессов, которые происходят в суверенном государстве.
В этой связи перед республикой возникает целый ряд проблем, решение которых зависит от осуществления руководством страны четкой и продуманной внешнеторговой политики. Это, в частности: совершенствование качества и структуры экспорта и импорта с преобладанием в экспорте товаров с высокой добавленной стоимостью, повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, развитие и совершенствование производственной структуры с целью увеличения экспортного потенциала.
Таблица 1 - Экпорт Республики Таджикистан по товарным группам в 2013-2017 годах (в
тыс. долл.)
Наименование годы
2013 2014 2015 2016 2017
Всего 943,4 977,3 890,6 898,7 1198,0
Живые животные и продукты животноводства 0,4 0,3 0,5 0,4 0,6
Продукты растительного происхождения 53,2 40,5 39,5 28,3 25,9
Жиры и масла растительного и животного происхождения 0,1 0,2 0,0 0,0 0,0
Готовые пищевые продукты,
алкогольные и безалкогольные 1,2 2,1 2,3 4,1 5,0
напитки, табак и его заменители
Продукция химической промышленности 0,9 0,7 0,7 2,2 2,8
Пластмассы и изделия из них 0,3 0,6 0,5 0,5 0,8
Кожсырье, кожи, пушнина, мехсырье и изделия из них 3,5 3,8 3,5 2,5 2,5
Древесина и изделия из неё 0,3 0,4 0,1 0,2 0,4
Бумажная масса, бумажные и картонные отходы, макулатура 0,7 0,0 0,7 0,1 0,1
Текстиль и текстильные изделия 227,2 166,0 171,0 153,1 181,8
Обувь, головные уборы и прочее 0,1 0,2 0,1 0,1 0,0
Изделия из камня, гипса, цемента 0,2 0,1 0,0 0,1 0,2
Жемчуг, драгметаллы и другие 76,7 146,3 207,6 99,3 213,8
Недрагоценные металлы 385,8 243,0 232,1 225,4 299,4
Машины, оборудование, механизмы, их запчасти 26,5 11,1 14,6 18,4 14,9
Средства наземного, воздушного и водного транспорта 25,7 14,8 10,5 39,2 25,9
Приборы оптические,
музыкальные инструменты, часы 3,4 4,1 2,5 16,9 6,5
и др.
Разные промышленные товары 0,7 0,2 0,3 0,7 0,3
Произведения искусства 0,3 0,0 - 0,0 0,0
Прочие нерасшифрованные товары 0,0 115,7 - - 0,0
Источник: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. -
Душанбе: АСПРТ, 2018. - С. 349-350 [1].
Согласно данным таблицы 1, в данный момент основу экспорта из республики составляют текстиль и текстильные изделия - 15,2 %, драгоценные и недрагоценные металлы - 17,8 %. Однако основу производства в Таджикистане составляют сельскохозяйственные товары, но их доля в экспорте равна 2,6 %.
Необходимо отметить, что нужно создавать подходящие условия для экспорта скоропортящихся товаров, поскольку проведенный анализ показал, что одна из причин снижения экспорта некоторых основных видов товаров заключается в опасениях производителей о том, что в случае экспорта таких товаров и продуктов возникнет риск их безосновательного задержания на границах на неопределенные сроки.
Проблемы внешнеторговой политики Республики Таджикистан занимают важное место в программах правительства страны, однако в них особое внимание уделяется либерализации внешнеэкономической деятельности, налаживанию и укреплению внешнеэкономических связей, нежели рационализации структуры экспорта и импорта в целях повышения качества и конкурентоспособности отечественных товаров и услуг [4, с. 33].
Следует отметить, что в настоящее время особое значение приобретает
рационализация структуры экспорта и импорта товаров и услуг.
Статистические данные свидетельствуют, что структура импорта страны ориентирована на удовлетворение потребительских нужд населения, а главной особенностью экспорта является его моноориентированность, что не характерно для мирового экспорта развитых стран [6, с. 118]. Моноориентированность экспорта товарной продукции означает, что основной объём экспорта республики составляют всего несколько видов экспортируемых товаров, в основном товарно - сырьевые ресурсы. Кроме того, этим объясняется ограниченность номенклатуры экспортируемых товаров и сырьевая специализация экономики, что приводит к высокой зависимости от конъюнктуры мировых цен на международных рынках.
В связи с этим участие нашей страны в международном разделении труда зависит от того, в каком стратегическом направлении будет разрабатываться внешнеэкономическая политика Республики Таджикистан и каким образом будет использоваться экспортный потенциал, что является важным фактором экономического роста.
Следует отметить, что роль государства в регулировании внешнеторговых отношений значительно возрастает в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Поэтому необходим поиск новых идей и вариантов при выработке эффективной государственной политики с целью создания благоприятных условий для развития внешнеторгового сектора экономики и её диверсификации для достижения устойчивого экономического развития.
Концептуальная формулировка проблем развития отношений во внешней торговле определена увеличивающейся взаимозависимостью экономических систем отдельных стран, их зависимостью от доступности естественных индикаторов страны и от приобретенных качеств. Под естественными индикаторами подразумеваются имеющиеся климатические условия и доступность натурального сырья, а под приобретенными -введение и развитие передовых технологий, уровень профессионального обучения и повышения квалификации рабочих и специалистов, улучшение организации производства, его реконструкция и модернизация [5, с. 108].
Усиление и расширение взаимозависимости экономики отдельных стран связано с доступностью и наличием на их территории природных ресурсов, а также от приобретенных ими навыков, важности концептуального изучения проблем развития внешнеторговых связей. В этом контексте под природными условиями следует понимать климатические условия и природные ресурсы.
Переход к рыночной экономике требует новых подходов к участию республики в международных экономических отношениях и усиления трансформации внешнеэкономических отношений.
Важнейшим направлением государственной политики страны по вопросам внешторговых отношений является чёткая проработка структурными органами государственного управления экономической политики на базисной основе, системное стратегическое планирование развития хозяйственного механизма отдельных отраслей экономики, сфер деятельности и каждого из регионов.
Механизм формирования и внедрения таможенной политики во внешней торговле -это системные меры с применением прямых и косвенных методов регулирования объектов и предметов иностранной экономической деятельности.
Реализация
Рисунок 1. Главные направления развития международной торговли Республики Таджикистан
На современном этапе краеугольным вопросом в Республике Таджикистан является решение проблем совершенствования таможенного регулирования международной торговли, вызванных прежде всего расширением внешнеторговых отношений с зарубежными странами и активным участием в работе таких интеграционных экономических объединений, как СНГ, ЕАЭС, ШОС, ВТО.
Таблица 2. Внешняя торговля Республики Таджикистан в 2013-2017 годах (в тыс. долл.)
Наименование годы
2013 2014 2015 2016 2017
Внешнеторговый оборот, 4 988,4 5 247,7 4 326,2 3 929,9 3 972,9
всего
Страны СНГ 2 093,0 2 405,7 2 045,4 1 968,0 2 086,9
Страны остального мира 2 095,8 2 869,0 2 280,8 1 961,9 1 886,0
Экпорт: всего 943,4 977,3 980,6 898,7 1 198,0
Страны СНГ 177,4 246,0 226,7 294,4 430,7
Страны остального мира 766,0 731,3 663,9 604,3 767,3
Импорт: всего 4 045,4 4 297,4 3 435,6 3 031,2 2 747,9
Страны СНГ 1 915,6 2 159,7 1 818,7 1 673,6 1 656,2
Страны остального мира 2 129,8 2 137,7 1 616,9 1 357,6 1 118,7
Источник: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе:
АСПРТ, 2018. - С.336-343 [1].
По официальным данным Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, внешнеторговый оборот Республики Таджикистан в 2017 году составил 3 972,9 млн долларов США. При этом в последние годы наблюдается уменьшение объемов внешнеторгового оборота, что происходит за счёт уменьшения импорта. Импорт составил 3 435,6 млн долларов, в том числе из стран СНГ - 1 818,7 млн долларов, из стран дальнего зарубежья - 1 616,9 млн долларов. Экспорт составил 890,6 млн долларов, в том числе в страны СНГ - 226,7 млн долларов, в страны дальнего зарубежья - 663,9 млн долларов.
Доля основных партнеров по экспорту в 2017 году: Турция - 19,5 %; Швейцария -7,4 %; Казахстан - 27 %; Иран - 2,5 %, Россия - 2,6 %, Афганистан - 8,3 %, Китай - 3,0 %, Пакистан-1,4%, и другие страны - 64,0%.
Доля основных партнеров по импорту: Россия - 37 %; Китай - 20,0 %, Казахстан -18,5 %; Турция - 3,8 %; Иран - 2,2 %; Туркменистан - 1,7 %; Швейцария - 3,2 %, и другие страны - 40,3 % [1, с. 356].
Экспорт по товарным группам: недрагоценные и драгоценные металлы, текстильные изделия, минеральные продукты, продукция растительного происхождения и другие товары. Импорт по товарным группам: машины, оборудование, механизмы, запасные части, минеральные продукты, продукты растительного происхождения, продукция химической промышленности, готовые пищевые продукты, древесина, недрагоценные металлы, транспортные средства и другие товары. Объём внешнеторгового оборота Республики Таджикистан в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом снизился на 1,1 % (отрицательное сальдо) и составляет 1 576,9 млн долларов. Как свидетельствуют статистические показатели, экспорт товаров в основном составляют сырьевые продукты и полуфабрикаты и отсутствует готовая продукция.
В период 2016-2020 гг. главные задачи и приоритеты тарифной политики нацелены на дальнейшее аннулирование негативных последствий финансового и экономического кризиса и продвижение экономики страны по пути стабильного экономического роста. Нельзя не отметить, что таможенная система в намеченный период должна восстановить свою регулирующую функцию, значительно снизив фискальную составляющую, способствовать организации и развитию конкурентной среды в целях обеспечения в дальнейшем эффективности экономического роста [2, с.54].
В перспективе правительство страны поставило стратегическую задачу: введение в целях перехода к регулированию таможенных ставок импортных пошлин считается долгосрочной перспективой экономической и структурной политики. В то же время приоритет должен быть отдан импорту высокотехнологичного оборудования, введению передовых технологий, использование которых может значительно повысить конкурентоспособность производимой продукции и расширить объемы экспорта товаров.
Основной задачей периода 2016-2020 годов в области государственного таможенно-тарифного регулирования международной торговли поставлено дальнейшее совершенствование механизма всесторонней поддержки экспортных операций.
Рисунок 2. Приоритетные направления государственной поддержки внешнеторговых отношений
Применение механизмов государственной протекционистской политики (таможенно-тарифной) будет осуществлено исходя из развития и предоставления условий для функционирования режима свободной торговли в СНГ, включая дальнейшее продолжение действий по заключению нового многостороннего соглашения о свободной межгосударственной торговле в странах СНГ [3, с.120].
Реализация указанных приоритетов таможенно - тарифного регулирования в недалёком будущем будет регламентировать решение тактических и стратегических задач социально - экономической политики государства во время глобального финансово - экономического кризиса, а в посткризисный период будет способствовать инновационному пути развития экономики.
Вместе с тем государственная система таможенного регулирования опирается на большое количество нормативно - правовых документов различного уровня, а также на достаточно сложную систему административного вмешательства в таможенные платежи и в принятие необходимых решений в сфере регулирования внешнеторговой политики.
В государственном регулировании внешнеторговой деятельности Республики Таджикистан особое место занимает Таможенная служба при правительстве Республике
Таджикистан, осуществляющая функции исполнительного органа власти в структуре внешнеторгового регулирования, выполнения контрольных и регламентирующих функций [3, с. 205].
Ввиду сложности и многогранности таможенной регламентации международной торговли Республики Таджикистан, необходимо особо отметить отдельные аспекты формирования государственного регулирования в условиях глобализации и экономической интеграции страны с государствами СНГ и дальнего зарубежья. В целях повышения эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, Республике Таджикистан необходимо использовать и расширить принципы формирования нормативно - правовых актов на базе:
1. Комплексности, что означает комплексную организацию способов администрирования доходов от международной торговли и формирование законодательных актов, включающих исчерпывающее количество комплексных нормативных документов, имеющих фискальный характер.
2. Системности, что выражается в организации системы таможенной регламентации импортно-экспортных операций, содержащих конкретное упорядоченное направление, согласованное с системой внутреннего и внешнего регулирования, применяемой в международной торговле.
3. Прозрачности, которая заключается в организации оптимального и результативного механизма исчисления и взимания всех видов таможенных налогов и пошлин, подлежащих уплате во время перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, и позволяет контролировать направленность уплаченных таможенных платежей на дальнейший устойчивый экономический рост республики.
4. Кодификации, унификации и внедрения полностью гармонизированной законодательной базы и нормативно - правовых документов по регулированию таможенной деятельности в области международных торговых правоотношений.
5. Защиты национальных экономических интересов путём формирования взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными государствами - партнерами и международными институтами.
Список использованной литературы:
1. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе: АСПРТ, 2018. - 482 с.
2. Максимов Ю.А. Принципы формирования таможенной политики в сфере регулирования внешнеторговых отношений Российской Федерации // Вопросы правоприменительной практики (DE LEGE LATA). - 2012. - №3. - С. 56-61.
3. Маъруфов Ф.К., Мустафоева П.Х. Проблемы организации межгосударственных таможенных связей со странами СНГ// Государства Центральной Азии в условиях глобализации (материалы Международной научно-практической конференции. Худжанд, ТГУПБП, 25 ноября 2016 г.) - Худжанд, 2016. - С. 203 -206.
4. Жуков Е.Ф., Калоева Т.И. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 485 с.
5. Смитиенко Б.И. Международная торговля. - М. : Экзамен, 2015. - 256 с.
6. Таможенная служба при Правительстве Республики Таджикистан. htpp//www.costums.tj. (дата обращения: 11.02.2019).
Reference Literature:
1. Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President. - Dushanbe: ASATRP, 2018. - 482 pp.
2. Maximova Yu. A. Principles of Customs' Policy Formation in the Sphere of Regulation of Outward Trade Relations in Russian Federation // The Issues of Law Application Practice (DE LEGE LATA). - 2012, №3. - PP. 56-61.
3. Marufov F. K., Mustafoyeva P. Kh. The Problems of Organization of International Customs'
Ties with CIS Countries // States of Central Asia under the Conditions of Globalization (materials of the International scientifico-practical conference. Khujand, TSULBP, November 25, 2016) - Khujand, 2016. - PP. 203-206.
4. Zhukov Ye.F., Kaloyeva T. I. International Economic Relation. - M.: UNITY-DANA, 2000. -485 pp.
5. Smitiyenko B. I. International Trade. - M. : Examination, 2015. - 256pp.
6. Customs' Service under Tajikistan Republic Government. htpp//www.costums.tj. (date of request: 11.02.2019).