5.2.5. (08.00.14) МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 5.2.5. ЩТИСОДИЁТИ ^А^ОНЙ 5.2.5. WORLD ECONOMY
УДК: 339.5
DOI: 10.24412/2411-1945-2023-2-131-142
МЕТОДЫ И Кодирзода Диловар Бахридин, профессор кафедры ИНСТРУМЕНТЫ экономической теории Таджикского национального СТИМУЛИРОВАНИЯ университета; Гулзода Фаррух Махмадшо,
ЭКСПОРТА В УСЛОВИЯХ докторант кафедры международных экономических ЧЛЕНСТВА РЕСПУБЛИКИ отношений Таджикского национального университета ТАДЖИКИСТАН В ВТО (Душанбе, Таджикистан)
УСУЛХОВА ФИШАНГХОИ Цодирзода Диловар Бахридин, профессори
ХАВАСМАНДГАРДОНИИ кафедраи назарияи ицтисодии Донишгоуи миллии
СОДИРОТДАРШАРОИТИ Тоцикистон, Гулзода Фаррух Махмадшо,
АЪЗОГИИ ЦУМХУРИИ докторанти кафедраи муносибатуои ицтисодии
ТОЦИКИСТОН ДАР СОЗМОНИ байналмилалии Донишгоуи миллии Тоцикистон
БАЙНАЛМИЛАЛИИ САВДО (СБС) (Душанбе, Тоцикистон)
METHODS AND Kodirzoda Dilovar Bahridin, Full Professor of the
INSTRUMENTS FOR EXPORT Department of Economic Theory of Tajik National
PROMOTION UNDER THE University; Gulzoda Farrukh Mahmadsho, Doctoral
CONDITIONS OF THE REPUBLIC student of the Department of International Economic
OF TAJIKISTAN'S MEMBERSHIP Relations of Tajik National University (Dushanbe,
IN THE WTO Tajikistan) e-mail: [email protected]
Рассматриваются методы и инструменты стимулирования экспорта в условиях членства Республики Таджикистан в ВТО. При этом среди мер государственной поддержки экспорта особо выделены финансовые меры, которые играют важную роль в развитии экспорта. Отмечается, что финансовую поддержку можно оказать не только в процессе осуществления экспорта, но и при производстве товаров и услуг, которые ориентированы на удовлетворение потребностей внешних покупателей. Государственные институты могут предоставить предприятиям налоговые льготы, финансировать формирование и развитие инфраструктуры экспорта, оказать поддержку экспортоориентированным предприятиям при привлечении иностранных инвестиций и т.д. Важную роль среди финансовых мер стимулирования экспорта играют: предоставление экспортерам льготных кредитов, возмещение им части затрат на уплату процентов по кредиту, страхование рисков внешнеэкономической деятельности, предоставление прямых и косвенных субсидий и т.д. Также рассмотрены принципы формирования и использования экспортного потенциала страны, которые играют важную роль при расширении объемов экспорта на внешние рынки.
Ключевые слова: экспорт, налоговые льготы, государственная поддержка, финансовая поддержка, иностранные инвестиции, страхование рисков, инвестирование, экспортный потенциал
Усулуо ва фишангуои щвасмандгардонии содирот дар шароити узвияти Цум^урии Тоцикистон дар Созмони байналмилалии савдо (СБС) баррасй шудааст. Зимнан байни тадбируои дастгирии давлатии содирот махсус чорауои молиявй цудо карда шудаанд, ки дар рушди содирот ауаммияти вижа доранд. Цайд гардидааст, ки дастгирии молиявй на
тануо дар цараёни амалисозии содирот, балки уангоми истеусоли молу хизматуое, ки барои цонеъгардонии талаботи истеъмолгарони беруни равона шудаанд, низ истифода мегардад. Ниуодуои давлати метавонанд ба корхонауо имтиёзуои андози пешниуод кунанд, ташкил ва рушди инфрасохтори содиротиро маблаггузорй намоянд, корхонауои содиротмеуварро уангоми цалби сармояи хорици дастгири кунанд ва г. Дар доираи чорауои молиявии уавасмандгардонии содирот пешниуоди царзуои имтиёзнок ба содиркунандагон, пушонидани цисми хароцоти пардохти фоизи царз, сугуртаи хавфуои фаъолияти ицтисодии бурунмарзи, кумаки мустацим ва гайримустацим ва гайра ауаммияти калон доранд. Инчунин принсищои ташкил ва истифодаи неруи содиротии мамлакат, ки дар тавсеаи уацми содирот ба бозоруои беруна мавцеи мууим доранд, барраси гардидаанд.
Калидвожах;о: содирот, имтиёзуои андози, дастгирии давлати, дастгирии молияви, сармоягузории хорици, сугуртаи хавфуо, сармоягузори, неруи содироти
The article discusses methods and tools to stimulate exports in the conditions of membership of the Republic of Tajikistan in the WTO. At the same time, financial measures that play an important role in the development of exports are highlighted among the measures of state support for exports. It is noted that financial support can be provided not only in the process of exporting, but also in the production of goods and services that are focused on meeting the needs of external buyers. State institutions can provide tax incentives to enterprises, finance the formation and development of export infrastructure, support export-oriented enterprises in attracting foreign investment, etc. An important role among financial measures to stimulate exports is played by: granting preferential loans to exporters, reimbursement of part of their costs for paying interest on loans, insurance against risks of foreign economic activity, provision of direct and indirect subsidies, etc. The principles offormation and use of the country's export potential, which play an important role in expanding exports to foreign markets, are also considered.
Keywords: export, tax benefits, state support, financial support, foreign investment, insurance risks, investment, export potential
Республика Таджикистан, выступая как неотъемлемая часть мирового хозяйства, участвует в международном разделении труда посредством экспорта сырьевых товаров, электроэнергии, рабочей силы и некоторых видов промышленных изделий. Стимулирование экспорта сырьевых и готовых товаров чрезвычайно важно для развития экономики, так как он является важным источником поступления в страну иностранной валюты. В диверсификации структуры экспорта важную роль играют формы, методы и инструменты его стимулирования, которые получили широкую известность во всех странах мира.
В экономической литературе имеется много исследований относительно форм и методов стимулирования экспорта. Ознакомление с ними позволяет сгруппировать основные меры и инструменты стимулирования экспорта, которые соответствуют особенностям экономики Таджикистана. К этим мерам относятся: финансовые меры, меры по созданию особых экономических зон, меры поддержки малого и среднего бизнеса; институционально-правовое обеспечение, торгово-политические меры и меры экономической дипломатии [3, с. 115; 6, с. 7].
Среди мер государственной поддержки экспорта особое место занимают финансовые меры. Они играют важную роль в развитии экспорта посредством снижения издержек экспортеров при выходе на внешние рынки и формировании конкурентных преимуществ в процессе ценообразования на экспортируемые товары. Финансовую поддержку можно оказать не только в процессе осуществления экспорта, но и при производстве товаров и услуг, ориентированных на внешних потребителей. В частности при производстве
экспортоориентированных товаров государство может предоставить налоговые льготы, финансировать формирование и развитие инфраструктуры экспорта, оказать поддержку предприятиям при привлечении иностранных инвестиций и т.д.
Расходы, которые несут государственные институты для оказания финансовой поддержки экспортеров, часто являются экономически оправданными. Ведь приток экспортной выручки в страну не только является необходимым стимулом для участников внешнеэкономической деятельности, но и выступает для государства важным ресурсом в обеспечении экономики валютными средствами. Среди финансовых мер стимулирования экспорта важную роль играют: предоставление экспортерам льготных кредитов, возмещение им части затрат на уплату процентов по кредиту, страхование рисков внешнеэкономической деятельности, предоставление прямых и косвенных субсидий, финансирование издержек экспортеров при участии в выставочно -ярмарочной деятельности за рубежом и т.д. [7, с. 15].
Одним из серьезных барьеров на пути роста экспорта товаров за рубеж в развивающихся странах является слабый финансовый рынок, который не позволяет производителям и экспортерам своевременно привлекать кредитные ресурсы и решать вопросы финансирования производственного процесса. Неэффективность финансового сектора и недостаточный уровень кредитоспособности частных фирм вынуждает государство вмешиваться в этот процесс. Оно, используя различные управленческие рычаги, расширяет доступ производителей и экспортеров к кредитам. Достаточно популярной формой государственной поддержки в этом аспекте является субсидирование кредитов для малых предприятий, стимулирование конкуренции на кредитных рынках, страхование экспортных кредитов. Экспортные кредиты предоставляются в случаях, когда по какой-нибудь причине покупатель товара откладывает платеж на определенный период. Правительство обычно берет на себя кредитный риск через специализированные финансовые учреждения. Экспортные кредиты подпадают под понятие косвенных субсидий, и по этой причине их предоставление регулируется ВТО [8, с. 135; 1, с. 345].
Кроме того, правительство может создать специализированные фонды в иностранной валюте для оплаты экспортерам импортных промежуточных ресурсов, осуществлять предотгрузочное финансирование потенциальных экспортеров, которые не имеют достаточных доказательств кредитоспособности для предоставления залога, получения экспортных грантов, экспортеров, которые реализуют новые проекты в экспортном секторе, и т.д.
Важной формой реализации финансовых мер являются экспортные субсидии, которые подразумевают финансовые льготы, предоставляемые государством предприятиям на осуществление экспорта определенных товаров за рубеж. Эти субсидии предоставляются не только в процессе осуществления экспорта товаров, но и в ходе организации процесса производства товаров. Под субсидиями скрываются протекционистские барьеры, и, независимо от того, что они нарушают нормы и принципы ВТО, широко используются для поддержки экспортеров, особенно при экспорте сельскохозяйственной продукции.
Экспортная субсидия в документах ВТО определяется как льгота, предоставляемая правительством предприятиям, осуществляющим экспортную деятельность. Она может принимать разные формы, начиная с денежной суммы, выделяемой государством субъектам внешнеэкономической деятельности в прямом или в косвенном видах, либо в виде освобождения от уплаты налогов, отсрочки от выплаты обязательных платежей, возврата пошлин на импортированные промежуточные ресурсы, и до преференций экспортерам, предоставления компаниям-экспортерам общественного блага бесплатно или по цене ниже рыночной.
В свою очередь производственные субсидии обходятся правительству дороже, чем
экспортные, и повышают неопределенность в отношении желаемого результата [2, с. 130; 4, с. 25; 9, с. 330].
Соглашение ВТО определяет две категории субсидий:
(a) запрещенные субсидии (перечислены в статье III);
(b) обжалуемые субсидии (не попадающие под действие статьи III и отвечающие требованиям статьи V).
Запрещенные субсидии бывают двух видов:
1. Все субсидии, которые де-юре или де-факто зависят от результатов экспорта.
2. Все субсидии, зависящие от использования отечественных, а не импортных промежуточных ресурсов.
Неблагоприятное воздействие означает вред, причиненный отечественной промышленности в стране-импортере. Такое воздействие часто может иметь отрицательные последствия не только для промышленности, но и для других, сопредельных отраслей национальной экономики.
Всемирная торговая организация (ВТО) регулирует действия, которые страны могут предпринять, чтобы компенсировать последствия субсидий. Страны-импортеры через орган для разрешения споров ВТО может добиваться отмены субсидий, которые были введены другими членами, или устранить их неблагоприятные последствия путем принятия ответных мер. Есть два возможных пути противодействия таким субсидиям. На многостороннем уровне любая страна-член ВТО, в отношении которой была принята субсидия, может организовать судебное разбирательство в органах урегулирования споров ВТО. На национальном уровне затронутый член ВТО может ввести компенсационные таможенные пошлины, когда выявится, что импорт субсидируется.
Обычно субсидии предоставляются только крупным фирмам, у которых производительность выше, чем у обычных предприятий. Эти предприятия в основном учитывают иностранный спрос и в состоянии освоить внешние сегменты рынка товаров и существенно расширить объем сбыта за рубежом.
Экспортные субсидии также имеют некоторые недостатки. Например, фирмы, получающие экспортные субсидии от государства, могут использовать их на другие цели, а не для наращивания экспорта. Это особенно характерно для развивающихся стран, в которых отсутствует контроль над целевым использованием субсидий. Во -вторых, схема предоставления экспортных субсидий является долгим и сложным процессом и экспортерам необходимо проходить определенные контрольные процедуры для обоснования получения таких льгот. В-третьих, чаще всего они предоставляются фирмам и предприятиям, которые находятся в прямом подчинении у определенных государственных чиновников или политических обществ. Таким образом, независимо от того, что выделение субсидий для стимулирования экспорта теоретически оправдано, на практике возникает множество проблем в процессе их реализации.
Вопрос предоставления экспортных субсидий особенно актуален для сельского хозяйства. Сельское хозяйство является одной из самых острых проблем в торговых переговорах между развитыми и развивающимися странами. Правила, касающиеся экспортных субсидий и внутренних мер поддержки сельского хозяйства, рассматриваются в Соглашении ВТО по сельскому хозяйству. В соглашении говорится, что члены ВТО могут предоставлять экспортные субсидии только на товары и их количества, перечисленные в списке уступок членов, о которых они договорились в период вступления в ВТО, который обычно ограничивается сроком до 10 лет. ВТО допускает введение субсидий для наименее развитых стран, в которых ВВП на душу населения составляет 1000 долларов США в год.
В соглашении ВТО «По субсидиям и компенсационным мерам», часть II -«Запрещенные субсидии», в статье 3 «Запрет» с учетом исключений, предусмотренных Соглашением по сельскому хозяйству, устанавливается запрет на предоставление
субсидий некоторым странам-членам Всемирной торговой организации (см. рис. 1).
Существует ряд других мер, которые не относятся к экспортному субсидированию, но имеют такой же эффект, как субсидии. Они также строго регламентируются ВТО. К ним относятся меры по возврату таможенных пошлин посредством разработки и реализации механизма возмещения таможенных пошлин, уплаченных при импорте промежуточных ресурсов для производства готовых экспортируемых товаров. Они играют существенную роль в продвижении экспорта товаров, на промежуточные ресурсы которых действует высокая ставка таможенной пошлины. Члены ВТО могут устанавливать систему возврата таможенных пошлин при условии, что они не предусматривают неявной экспортной субсидии [11; 12].
Еще одной мерой, которая используется для поддержки экспорта, являются налоговые льготы, предоставляемые некоторым предприятиям экспортеров или предприятиям, имеющим стратегическое значение для развития экономики. Эти льготы могут принимать различные формы. Наиболее распространенной формой является полное освобождение от выплаты некоторых видов налогов, или снижение ставки налога на прибыль, или предоставление налоговых каникул на определенный период. Данные меры также положительно влияют на привлечение в страну иностранных фирм для инвестирования или организации производства отдельных социально значимых товаров.
Расу пек I
Применимость экспортных субсидий еразвивающихся странах [14. с. 3]
В продвижении экспорта готовой продукции за рубеж важную роль играют экспортные кредиты. Кредитование экспортных операций включает краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты. Они выплачиваются из специальных фондов через уполномоченные на то коммерческие банки.
В покрытии коммерческих рисков экспортеров важную роль играет страхование экспорта. Оно применяется в отношении широких групп товаров и осуществляется через страховые организации или банки, финансирующие внешнеэкономическую деятельность. При экспорте стратегических товаров на зарубежные рынки, продукции НИОКР и знаниеёмких товаров экспортеров также часто освобождают от уплаты определенных косвенных налогов. Многие страны мира для стимулирования экспорта искусственно занижают курс своих валют [15, с. 112; 17, с. 34].
Другой наиболее популярной формой стимулирования экспорта является создание специальных экономических зон для его поддержки. В таких зонах предоставляются финансовые и административные льготы для предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Благодаря использованию в таких зонах особого режима осуществления предпринимательской деятельности, предприниматели-экспортеры выпускают и реализуют продукцию, которая свободно конкурирует с аналогичными товарами на внешних рынках.
Экпортоориентированные зоны являются разновидностью свободных экономических зон с особым режимом налогообложения и с соответствующей инфраструктурой, они создаются в определенном географическом пространстве страны. Деятельность этих зон направлена на стимулирование производства и занятости в отраслях, специализирующихся в экспортном секторе, увеличение доходности операций субъектов ВЭД в иностранной валюте, стимулирование ПИИ в данной области и др. [16, с. 82; 18, с. 55].
Такие зоны создаются, когда общая система налогообложения препятствует росту экспорта. Многие соглашения ВТО допускают создание особого дифференцированного режима налогообложения в странах-членах ВТО. Зоны экспортной переработки прямо не упоминаются в соглашениях ВТО и потенциально противоречат правилам ВТО в том случае, если они предоставляют фирмам субсидии для осуществления экспорта.
В условиях глобализации экономическая дипломатия в области поддержки экспорта выступает важным рычагом его стимулирования. Эффективная организация деятельности торговых представительств за рубежом позволяет значительно продвигать национальный экспорт посредством организации официальных зарубежных визитов руководителей отечественных предприятий и организаций или руководства уполномоченных органов в области поддержки и регулирования экспорта [13, с. 15].
Важную роль в продвижении экспорта за рубеж также играют организации содействия торговле, деятельность которых направлена на предоставление местным экспортерам необходимой информации о конъюнктуре зарубежных рынков, о спросе на отечественную продукцию, а с другой стороны - на повышение осведомленности потенциальных иностранных покупателей об отечественных товарах и фирмах. Они играют важную роль в устранении барьеров для выхода отечественных предпринимателей на зарубежные рынки из-за отсутствия знаний. Кроме того, в их функции включается создание имиджа отечественных фирм за рубежом, рекламирование их продукции, защита их интересов, маркетинг отечественной продукции посредством организации торговых представительств, торговых ярмарок, выставок и распространения
информации, проведение маркетинговых исследований для повышения осведомленности об экспортных возможностях, определение целей и потенциальных деловых партнеров.
В настоящее время организации по содействию торговле широко распространены в развитых и в развивающихся странах. Причина значительного увеличения числа таких организаций связана с изменениями в направлениях внешнеторговой политики многих стран и правил Всемирной торговой организации. Многосторонний торговый режим в последние десятилетия существенно ограничил возможности стран предоставлять своим экспортерам экспортные субсидии, что побудило правительства искать новые меры по обходу таких ограничений. Кроме того, растущая либерализация рынков товаров, услуг и факторов производства, пересмотр участия страны в региональных торговых соглашениях и изменение баланса сил между развитыми и развивающимися странами, а также достижения в области информационно-коммуникационных и транспортных технологий, с одной стороны создали новые выгодные возможности для экспортеров и инвесторов во всем мире, а с другой - усилили неопределенность на глобализированной международной арене. Чтобы не упускать потенциальные возможности для участия в мирохозяйственных процессах из-за ограниченности информации, отсутствия надлежащей оценки и связанных с ними рисков, во многих странах было создано значительное количество организаций по продвижению торговли. Цель этих организаций состоит в оказании помощи отечественным и иностранным организациям, работающим на международном уровне, чтобы сочетать потенциальные возможности с прибыльным опытом.
На уровне государства организации по содействию торговле способствуют стимулированию темпов экономического роста за счет экспорта, увеличения национального дохода и поступлений валютных средств. На уровне фирмы они влияют на изменение объема экспортных потоков фирмы, формирование предпринимательских навыков, диверсификацию экспортного рынка и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Однако не все фирмы-экспортеры участвуют в деятельности таких организаций из-за необходимости выплаты членских взносов. Но, независимо от этого, участие в деятельности таких организаций полезно для планирования экспорта, оценки и принятия экспортных решений.
За последние 20 лет в мировой экономике заметно изменилась институциональная среда, с которой сталкиваются организации по содействию торговле. ВТО продемонстрировала достаточно сдержанное отношение к деятельности таких организаций, потому что их вмешательство в торговлю позволило компенсировать запрещенные на практике меры стимулирования экспорта.
В расширении экспортного потенциала страны важную роль играют принципы его построения и функционирования, которые приведены на рис. 2.
Соблюдение приведенных принципов позволяет рационально использовать экспортный потенциал и оптимизирует структуру экспорта в соответствии с меняющимися требованиями мирового рынка [5, с. 13].
Рисунок 2
Принципы построения и функционирования экспортного потенциала [5, с. 12]
«
ч
«
Я
X
8 <и н
К о а
I о
<и и
о о
а I
н н
и а
о о
е а
и
л ы
е п
я к
я
I I
«
а 03
И о а
I
О
Я
Ы
I
^
принцип управляемости
принцип целостности и комплексности
принцип информационной достаточности
принцип единообразия
целостное и комплексное изучение процессов функционирования структурообразующих элементов экспортного потенциала страны, которое позволит уточнить взаимосвязь различных факторов в развитии её экспортного потенциала
Эффективное управление процессом формирования и развития с использованием экономических механизмов регулирования экспортной деятельности (меры налогового, валютного и финансового воздействия)
наличие и доступность информационной среды, что делает возможным поиск потенциально выгодных рынков сбыта, экспортных товаров, цен
корректировка внутриструктурных параметров экспортного потенциала в зависимости от потребностей экономики и складывающихся изменений конъюнктуры мировых товарных рынков
формирование и развитие экспортного потенциала в рамках единого правового и экономического пространства экспортной деятельности страны
Анализ практики современного этапа развития мировой экономики показывает, что все инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в области стимулирования экспорта по их значимости и роли в развитии национальных экономик можно разделить на три крупные группы: макроэкономические, микроэкономические и организационно-технические инструменты поддержки экспортеров (см. рис. 3) [10, с. 17].
Макроэкономические инструменты, которые включают меры в области стимулирования движения капитала и облегчения таможенных процедур, на определенном уровне влияют на рост экспорта страны. В частности государство посредством проведения политики слабой национальной валюты поддерживает экспортеров, хотя бы и во вред импорту. Хорошо разработанная политика в области движения капитала улучшает инвестиционный климат в стране, что существенно влияет на производственную деятельность отечественных предприятий, специализирующихся в экспортном секторе.
Рисунок 3
Инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в области стимулирования экспорта
на уровне денежно-кредитной и валютной политики
ценовые и неценовые методы адресной поддержки отдельных предприятий
Поддержка экспортеров в процессе выхода на внешние рынки
Независимо от того, что ВТО противостоит широкому использованию стимулирующих мер для продвижения экспорта, многие члены ВТО в определенной степени в скрытой форме используют ряд приведенных выше мер поддержки экспорта. Однако ожидаемый эффект от использования таких мер не всегда является одинаковым. Наряду с этим часто экспорт товаров, в процессе которого были использованы стимулирующие меры, подвергается ответному фискальному давлению посредством применения антидемпинговых и компенсационных мер странами -импортерами, что нивелирует их эффект.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что политика продвижения экспорта представляет собой набор форм, методов и инструментов, направленных на прямую или косвенную поддержку экспорта. Она содержит широкий набор политических инструментов, начиная с политики обменного курса и заканчивая любыми «особыми» мерами, которые обычно означают, что государство несет часть затрат на производство экспорта. Меры поддержки экспорта могут быть адресованы либо национальным экспортерам, либо предприятиям и организациям, производящим продукцию на экспорт. Тем не менее, в последние десятилетия набор мер, доступных правительствам для оказания влияния на экспорт, постепенно ограничивался ВТО. Например, использование выборочных экспортных субсидий в настоящее время в большинстве стран строго ограничено. Тем не менее, правила ВТО не запрещают все инструменты поддержки экспорта. В условиях ВТО наиболее подходящими мерами стимулирования экспорта являются:
- инвестирование в исследования и научно-технические разработки;
- инвестирование в региональное развитие;
- инвестирование в деятельность, связанную с защитой окружающей среды, и др.
Эти меры, наряду с обеспечением развития экономики, существенно влияют на
повышение качества экспортируемых товаров и диверсификацию их структуры.
Исходя из этого, в условиях членства в ВТО необходимо искать доступные варианты продвижения экспорта. Необходимо отметить, что политика стимулирования экспорта не означает политику защиты отечественного производства. Она побуждает фирмы повышать производительность, чтобы быть конкурентоспособными на международном рынке. Кроме того, правительственная поддержка экспортоориентированных предприятий и производств во многом направлена на решение общенациональных задач
и повышение общественного благосостояния. Поэтому государственные институты ищут
различные направления и формы поддержки экспорта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ:
1. Арутюнян, Г.А. Пути стимулирования экспорта малых и средних предприятий: мировой опыт и возможности Армении / Г.А. Арутюнян // Ученые записки. -2019. - №2. - С. 344-355.
2. Волчкова, Н.А. Региональные инициативы: экспортные возможности стран ЕАЭС / Н.А. Волчкова, П.О. Кузнецова, Н.А. Турдыева // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2016. - Т. 11. - № 4. - С. 127-148.
3. Гулзода, Ф.М. Анализ динамики развития экспорта Республики Таджикистан в контексте ее членства в ВТО / Ф.М. Гулзода // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2023. - №2. -С. 110-118.
4. Дембицкий, С.Г. Анализ экономических проблем после вступления России в ВТО / С.Г. Дембицкий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - Москва, 2013. - № 2. - С. 21-30.
5. Кирсанов, В.В. Сравнительный анализ и оценка экспортного потенциала региона: на примере Республики Татарстан: автореф. дис. ... канд. экон. наук / В.В. Кирсанов. -Казань, 2005. - 26 с.
6. Кодирзода, Д.Б. Внутренний рынок Республики Таджикистан: современное состояние и меры его защиты / Д.Б. Кодирзода, Р.Х. Бобохонзода // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - Душанбе, 2019. - № 6. - С. 5-10.
7. Кодирзода, Д.Б. Теоретико-методологические основы совершенствования механизма стимулирования экспорта в условиях членства в ВТО / Д.Б. Кодирзода, Ф.М. Гулзода // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2022. - № 2. - С. 13-19.
8. Кодирзода, Д.Б. Вопросы обеспечения внешнеэкономической безопасности Республики Таджикистан в условиях интеграции в мировую экономику / Д.Б. Кодирзода, К.Х. Хушвахтзода, Б.М. Джумъаев // Международные отношения и безопасность. - 2022. - № 1 (1). - С. 130-140.
9. Корден, У.М. Стратегическая внешнеторговая политика / У.М. Корден // Панорама экономической мысли конца XX столетия / Под ред. Д. Гринэуэй. - Санкт-Петербург: Экономическая школа, 2002. - Т. 1. - С. 328-350.
10.Кривошеева, Е.Л. Механизмы функционирования прямых и косвенных инструментов поддержки и развития экспорта энергоресурсов / Е.Л. Кривошеева // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2010. - № 10. - С. 15-21.
11.Кузубов, А.А. Модернизация инструментария по стимулированию экспорта в условиях глобализации / А.А. Кузубов // Азимут научных исследований: экономика и управление. - Самара, 2018. - Т. 7. - № 3 (24). - С. 149-151.
12.Оганисян, Г.О. Механизмы стимулирования экспортной деятельности / Г.О. Оганисян // Проблемы экономики и юридической практики. - Москва: Издательский дом "'Юр-ВАК, - 2017. - № 4. - С. 39-41.
13.Полоник, С.С. О развитии экспортного потенциала Республики Беларусь / С.С. Полоник, Э.В. Хоробрых, А.А. Литвинчук // Весц Нацыянальнай Акадэмй Навук Беларуси. Серия аграрных наук. - 2016. - № 1. — С. 13-22.
14.Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. -International trade centre, 2009. - 132 с.
15.Сырцов, Д.Н. Современная система государственной поддержки экспорта: использование международного опыта в российских условиях / Д.Н. Сырцов: дисс... кандидата экономических наук. - Москва, 2014. - 160 с.
16.Школяр, Н.А. Корректировка системы поддержки экспорта: принципы и подходы / Н.А. Школяр //Российский внешнеэкономический вестник. - Москва, 2014. - № 2. - С. 79-86.
17.Шулековский, В. Стимулирование экспорта как мера экономической политики / В. Шулековский //Банковский вестник. - Кострома, 2007. - С. 32-36.
18.Rodrik D. Trading in illusions. Foreign Policy. - 2001. - № 123. - P. 54-63.
REFERENCES:
1. Arutunyan G.A. Ways of Export Stimulation of Small-scale and medium enterprise: world experience and Armenia's potential / G.A. Arutunyan // Bulletin of Scientists. - 2019. - №2.
- PP. 344-355.
2. Volchkova N.A. Regional Initiatives: export potential UAEC N.A. Volchkova, P.O.Kuznetsova, N.A.Turdyeva // Bulletin of International Organizations: education, science, new economics. - 2016. - V. 11. - № 4. - PP. 127-148.
3. Gulzoda F.M. Dynamic Analyze of Export Development of Tajikistan Republic in the context of its membership in WTO / F.M. Gulzoda// Bulletin of Tajik National University. Series of social-economic and social sciences. - 2023. - №2. - PP. 110-118.
4. Dembitsky S. G. Economic Problem Analyze after Joining Russia in WTO / S. G. Dembitsky // Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Economics. - Mоscow, 2013. - № 2.
- PP. 21-30.
5. Kirsanov V. V. Comparative Analyze and Marking the Export Potential of the Region: on the example of Tatarstan Republic: dissertation candidate of economy sciences / V.V. Kirsanov.
- Kazan, 2005. - 26 pp.
6. Kodirzoda D.B. Local Market of Tajikistan Republic: modern status and level of security /D.B. Kodirzoda, R.Kh. Bobokhonzoda // Bulletin of Tajik National University. Series of social-economic and social sciences. - Dushanbe, 2019. - № 6. - PP. 5-10.
7. Kodirzoda D.B. Theoretico-methodological Basis of Mechanism Effect of the Export Stimulation in the condition of membership in WTO / D.B. Kodirzoda, F.M. Gulzoda // Bulletin of Tajik National University. Series of social-economic and social sciences.. -2022. - № 2. - PP. 13-19.
8. Kodirzoda D.B. Providing Matters of External Economic Security of Tajikistan Republicin the condition of Integration to the World Economy/ D.B. Kodirzoda, KKh.Khushvakhtzoda, B.M. Jumaev //International Relations and Security. - 2022. - № 1 (1). - PP. 130-140.
9. Korden U.M. Strategic External Trade Policy / U.M. Korden // Panorama of Economical Mind of the end of XX century / Under the editorship of D. Grinuwey. - Saint-Petersburg: Economical School, 2002. - V. 1. - PP. 328-350.
10.Krivosheeva E.L. Mechanisms of Functioning of Direct and Indirect Tools of Support and Development of Export Resource / E.L. Krivosheeva // The Problems of Economy and Management of Oil-and-gas Complex. - 2010. - № 10. - PP. 15-21.
11.Kuzubov A.A. Tools' Modernization in Export Stimulation in the condition of Globalization / A.A. Kuzubov //Azimuth of scientific research: economy and management. - Samara, 2018.
- V. 7. - № 3 (24). - PP. 149-151.
12. Oganisyan G. O. Mechanisms of the Stimulation of Export / G. O. Oganisyan // The Problems of Economics and Juridical practice. - Moscow: Publishing House "Ur-VAK, - 2017. - № 4. - PP. 39-41.
13.Polonik S.S. About the Development of Export Potential of Belarus Republic / S.S. Polonik, E.V. Khorobrykh, A.A. Litvinchuk// Bulletin of National Akademy Sciences of Belarus. Series of agrarian sciences. - 2016. - № 1. — PP. 13-22.
14.Agreement in the Measure of Subvention and Compensatory. -International trade centre, 2009. - 132 pp.
15.Syrtsov, D.N. Modern System of State Export Support: Use of International Experience in Russian Condition / D.N. Syrtsov: dissertation of the candidate of economy sciences. -Moscow, 2014. - 160 pp. 16.Shkolyar N.A. Updating System of Export Support: principles and approaches / N.A.
Shkolyar // Bulletin of Russian External Economy. - Moscow, 2014. - № 2. - PP. 79-86. 17.Shulekovsky V. Export Stimulations as the Measure of Economical Policy / V. Shulekovsky //
Banking Bulletin. - Kostroma, 2007. - PP. 32-36. 18.Rodrik D. Trading in Illusions. Foreign Policy. - 2001. - № 123. - PP. 54-63.