Научная статья на тему 'Способ принятия управленческих решений на основе ситуационного анализа'

Способ принятия управленческих решений на основе ситуационного анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ / ЗНАНИЕ / ПОЛУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысов Олег Евдокимович

Рассмотрены особенности извлечения новых знаний в рамках ситуационного подхода, выявлены факторы, влияющие на этот процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of extraction of new knowledge in the situational approach are considered, the factors influencing this process are revealed

Текст научной работы на тему «Способ принятия управленческих решений на основе ситуационного анализа»

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2011. Экономические науки

8. Дзюбенко, А. Л. Информационные системы в экономике как основа прикладной информатики [Текст] : учеб. пособие / А.Л. Дзюбенко, В.В. Тита-ренко. - М.: МИЭМП, 2006.

9. Годин, В.В. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17 [Текст] / В.В. Годин, И.К. Корнеев. - М.:

Hm£pa-M, 2000. - 352 c.

10. Moore's law 40 th anniversary [Electronic resource]. - URL: www.intel.com/pressroom/kits/events/ moores_law_40th

11. Nanotechnology: the future is coming sooner than you think [Text] / J. Saxton (R-NJ) // Joint Economic Committee United States Congress. - March, 2007. - 21 p.

УДК 65.012.1

О.Е. Лысов

СПОСОБ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА

Ситуационный подход в управлении организациями основан на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует обилие факторов, влияющих на ситуацию как в самой фирме, так и во внешней среде, то не существует лучшего единого способа управлять объектом. При этом самым эффективным методом является тот, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Здесь под ситуацией важно понимать соответствующее современной организации понятие. Не претендуя на исчерпывающий характер определения и ограничиваясь только управленческими ситуациями, можно попытаться дать следующее определение: ситуация (управленческая) - это совокупность условий и обстоятельств, рассматриваемая на момент наблюдения ее субъектом управления как система, предмет управления, которая требует решения. При этом отсутствие решения также является решением [6, 7].

В практике управления и научных исследованиях важно проводить диагностику и оценку результатов анализа управленческих ситуаций. Наиболее важно применение диагностики для определения состояния процессов управления в реальных ситуациях. Целью диагностики явля-

ется установление диагноза объекта исследования и заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу. В современных условиях ситуации имеют сложный характер, характеризуются высокой динамикой изменений, что требует использования инновационных решений, т. е. получения новых знаний при учете особенностей конкретной ситуации [2, 3]. Подобные способы в интеллектуальных технологиях получили название методов извлечения знаний [4].

Большое место в диагностике ситуаций в процессе извлечения знаний занимает формулирование различных гипотез. В широком смысле слова под гипотезой подразумевают любое предположение, допущение, предсказание или догадку, истинность которых остается неизвестной и которые служат для предварительного объяснения и предсказания новых явлений, событий и фактов. Гипотезы служат в качестве предварительного объяснения новых явлений, событий и фактов, а также устранения противоречия между новыми фактами и старыми теоретическими представлениями. В первом случае речь идет о попытке объяснения сравнительно обособленных явлений и накопления первичной информации в рамках конкретных ситуаций, во втором - об объяснении фактов, не укладываю-

щихся в рамки существующих теорий, и попытке расширения такого объяснения применительно к новым фактам и данным. Если гипотезу удается включить в состав модифицированной и расширенной теории, она становится следствием этой теории.

Практика показывает, что все накапливающиеся новые факты, противоречащие старым теориям и парадигмам, в конце концов приводят к кризисным ситуациям и поискам новых, более общих и радикальных теоретических систем и понятий. На всем этом сложном и противоречивом пути гипотеза выступает именно как форма поиска и развития научного знания.

При проведении исследований управленческих ситуаций, в частности при формировании проблем, необходимо использовать гипотезы. В ситуационном подходе возникают дополнительные трудности, связанные с тем, что основания, или посылки, гипотез опираются на эмпирически наблюдаемые факты, а их заключения содержат теоретические понятия о ненаблюдаемых объектах. При этом данные, на которых основывается гипотеза в эмпирических науках, должны быть не только наблюдаемыми, но и достаточно надежными и не выходить за рамки опыта и наблюдения в конкретной ситуации. Гипотеза же создается для того, чтобы объяснить факты известные и предсказать неизвестные. Естественно поэтому, что по своему объему она должна быть шире имеющихся фактов, а по содержанию - глубже эмпирического знания, на котором строится. Это различие проявляется в самом содержании и логической форме тех высказываний, с помощью которых формулируются гипотеза и ее основание.

Поскольку гипотеза создается для того, чтобы расширить наше знание, она не ограничивается простым описанием фактов, а стремится перенести найденное в ходе их исследования общее свойство или закономерность на другие неизученные факты или на весь их класс в целом, например закономерности, выявленные в одной ситуации, важно обоснованно переносить на другие аналогичные ситуации. С этим, конечно, связан определенный риск, который необходимо иметь в виду. Тем не менее, наука располагает рядом методов и приемов, с помо-

щью которых можно оценить и уменьшить такой риск. Одним из таких эффективных методов является вероятностный подход к ситуациям, где преобладает неопределенность, когда ситуация рассматривается не как строго детерминированная система, а как вероятностная, изменяющаяся, допускающая различные толкования.

В отличие от обычных догадок и предположений, гипотезы в науке тщательно анализируются с точки зрения их соответствия критериям и стандартам научности. Перед разработкой гипотеза должна пройти стадию предварительной проверки и обоснования. Такое обоснование должно быть как эмпирическим, так и теоретическим, поскольку в опытных и фактуальных науках гипотеза строится не только на основании существующих фактов, но и имеющегося теоретического знания и, прежде всего, законов, принципов и теорий.

В ситуационном подходе имеют значения и эвристические принципы отбора гипотез, и гипотеза может использоваться при анализе конкретных ситуаций и выступать как средство формирования целей и проблем, способов их выявления, принятия управленческих решений, поиска новых знаний и пр. Стадии извлечения новых знаний с использованием конкретной управленческой ситуации представлены здесь схематически (см. схему).

При этом сбор и обработку фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу, целесообразно проводить последовательно во времени по ситуационным периодам, под которыми понимаются отрезки времени, в течение которых ситуация существенно не меняется [6, 7].

Таким образом, научно обоснованное использование аппарата формирования гипотез позволяет повышать эффективность практического использования управленческих ситуаций для принятия своевременных решений.

В научном исследовании используется также гипотетико-дедуктивный метод. Кратко такой метод можно определить как способ рассуждения, в котором заключения выводятся по правилам дедукции из посылок, являющихся системой гипотез. Другими словами, его можно рассматривать как дедукцию следствий из гипотез.

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2011. Экономические науки

Уровень работы с ситуацией

Передача и применение знаний

_I-Л-1_

Новое знание

I-Л-^

Объяснение с гипотезой

фактов (абдукция) _[--^_

Проверка гипотезы

Ь-л-^

Работа с гипотезой

Формирование

гипотезы _л_

Сравнительный анализ по периодам _1г-Л-^ —

Анализ ситуации

Ситуационный

период -Л-^

Стад ии ситуации

Время

Стадии извлечения новых знаний (деления - точки бифуркации)

В научном познании при работе с ситуациями обычно имеют дело не с изолированными обобщениями или гипотезами, а с определенной системой логически взаимосвязанных гипотез.

Важной особенностью ситуационного подхода является то, что здесь исходные посылки опираются на наблюдения и эксперимент и поэтому могут уточняться, модифицироваться и видоизменяться с течением времени по мере хода развития ситуации. Путь же к глубоким причинным законам лежит через гипотезы, об истинности или ложности которых можно судить по проверке выводимых из них логических следствий.

Чем больше логическая сила гипотезы, тем большее количество следствий можно вывести из нее, а значит, тем больший круг явлений, связанных с различными ситуациями, она может объяснить.

В связи с этим большие возможности в исследовании может предоставить абдукция и объяснительные гипотезы. Абдукция представляет собой рассуждение, которое осуществ-

ляется на основании информации, описывающей определенные факты или данные, и приводит к гипотезе, объясняющей их. Из этого определения кажется, что абдукция ничем не отличается от индукции, в которой заключение делается на основе обобщения фактов и поэтому также имеет характер гипотезы, но индукция просто перечисляет факты, обладающие некоторым общим признаком, не объясняя их.

Кроме обыденного мышления, абдуктивные рассуждения можно широко использовать во всех тех случаях, когда приходится объяснять факты или обращаться к гипотезам. Главное значение в абдукции придается скрупулезному анализу и объяснению фактов, подтверждающих гипотезу. В ситуационном подходе объектом исследования является управленческая ситуация, представляющая собой по определению совокупность условий и обстоятельств, т. е., в конечном счете, фактов, которые в совокупности должны быть подвергнуты анализу. В результате этого должны быть выдвинуты различные гипотезы, подтверждаемые фактами. Вслед-

7

6

5

4

3

2

ствие этого абдукция может быть эффективно применена при анализе ситуаций, формировании выводов и рекомендаций.

Использование абдукции в исследовании имеет более сложный характер. Во-первых, в ней в качестве посылок для заключения могут выступать как эмпирические факты, так и основанные на них обобщения и эмпирические гипотезы, во-вторых, уровень объяснения фактов возрастает по мере перехода от эмпирических гипотез к теоретическим. Наибольшее применение абдукция находит в процессе умозаключений от фактов к гипотезе, наилучшим образом объясняя или оценивая их. Хотя такой процесс обычно характеризуют как эмпирическую стадию исследования, тем не менее, абдукция не укладывается полностью в ее рамки. На этой стадии не ограничиваются эмпирическими понятиями, а начинают использовать теоретические понятия и в связи с этим обращаются к абстракциям и идеализациям. Поскольку ситуации представляют собой не простой набор фактов, а систему со своей иерархией и структурой, то такое образование является достаточно разнообразным и информативным, что позволяет более широко использовать как эмпирические, так и теоретические понятия и соответственно проводить эмпирические и теоретические исследования. В результате одновременно повышаются и обоснованность гипотез и их достоверность, а также возможности обоснованного прогнозирования вариантов изменения ситуаций.

Следовательно, гипотетико-дедуктивный метод является, прежде и больше всего инструментом обоснования готового, существующего знания. С его помощью можно выводить следствия из гипотез и некоторые из них проверять с помощью фактов. Но как приходят к таким гипотезам, в какой мере они инициированы фактами и объясняют ли их - все это остается за рамками метода.

В абдукции же именно новые факты обосновывают и корректируют выбор объяснительных гипотез, т. е. абдукция позволяет в условиях ситуационного подхода формировать гипотезы, обладающие еще и свойством креативности (способностью генерации нового знания путем недедуктивного расширения и трансформации видения реальности) [5].

Таким образом, предложенный способ принятия управленческих решений на основе ситуационного анализа позволяет:

- с использованием метода абдукции в условиях ситуационного подхода формировать гипотезы, представляющие также новые знания;

- своевременно выявлять новшества в рамках ситуации, позволяющие принимать инновационные решения;

- использовать новшества для формирования нововведений, новых проектов, баз данных и информации, банков ситуаций и пр., что создает предпосылки для создания различных элементов интеллектуального капитала в рамках конкретных организаций [2, 3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов [Текст] / Г.И. Рузавин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 317 с.

2.. Гапоненко, А.Л. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал [Текст] / А.Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.

3. Мильнер, Б.З. Управление знаниями в корпорациях [Текст] / Б.З. Мильнер и др. - М.: Дело, 2006. -303 с.

4. Гаврилова, Т.А. Интеллектуальные технологии в менеджменте: инструменты и системы [Текст] : учеб.

пособие / Т.А. Гаврилова, Д.И. Муромцев; Высш. шк. менеджмента СПбГУ. - 2-е изд. - СПб., 2008. - 488 с.

5. Шевырёв, А.В. Креативный менеджмент: си-нергетический подход [Текст] / А.В. Шевырев. - Белгород: ЛитКараВан, 2007. - С. 215.

6. Лысов, О.Е. Ситуационный подход в управлении организациями [Текст] / О.Е. Лысов. - СПб.: ГУАП, 2009.

7. Лысов, О.Е. Ситуационный подход в управлении знаниями [Текст] / О.Е. Лысов. - СПб.: ГУАП, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.