Научная статья на тему 'Направления использования квалиметрии в управленческих ситуациях'

Направления использования квалиметрии в управленческих ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ / ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КВАЛИМЕТРИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысов Олег Евдокимович

Рассмотрены особенности ситуационного подхода при использовании квалиметрии, выявлены факторы, влияющие на этот процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the situational approach are considered at use in qualimetry, the factors influencing this process are revealed.

Текст научной работы на тему «Направления использования квалиметрии в управленческих ситуациях»

УДК 65.012.1

О.Е. Лысов

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВАЛИМЕТРИИ В УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ

Ситуационный подход - это один из достаточно распространенных подходов в менеджменте и преподавательской деятельности вузов. Он основан на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. При обилии факторов как в самой организации, так и во внешней среде, не существует лучшего единого способа, чем названный, управлять объектом.

Большое значение в ситуационном подходе при формировании управленческих ситуаций в учебном процессе вуза имеет правильное использование нетекстового материала в конкретных ситуациях [1, 2] и, в частности, количественных показателей.

Большинство критериев выбора количественных показателей можно получить с помощью теории квалиметрии, используя экспертные оценки [5, 6]. Обычно в рамках квалиметрии изучаются методология и проблематика комплексного количественного оценивания качества объектов любой природы, имеющих различный характер и происхождение.

Управленческая ситуация, представляющая собой сочетание событий и обстоятельств, образующих систему [2, 3], может иметь качественную оценку так же, как и объект исследования. При этом виды количественных показателей и их особенности существенно влияют на возможности принятия решений в результате анализа ситуации.

На практике возникает вопрос, сколько же видов количественных оценок нужно иметь? В менеджменте не существует четких нормативных требований относительно видов и числа необходимых для принятия решений количественных оценок. В управлении часто используют тот минимум, который нужен, чтобы осущест-

вить свою цель. В подобной ситуации трудно решить, на что обращать внимание.

В связи с этим возникает задача выбора и обоснования целесообразного множества количественных показателей, включение которых позволит качественно сформировать управленческую ситуацию.

Квалиметрия является одним из направлений системного представления качества - ква-литологии, находящей все большее применение в различных сферах человеческой деятельности. Она включает в себя теорию, методы и средства измерения и оценки качества.

Так как качество объекта проявляется, в первую очередь, через его свойства, т. е. через объективные особенности, то можно считать, что для повышения качества управленческой ситуации при использовании количественных показателей целесообразно использовать ква-лиметрию по следующим направлениям:

- обоснование номенклатуры количественных показателей (определение перечня тех свойств, совокупность которых в достаточно полной мере характеризует качество описания ситуации);

- разработка методов определения количественных показателей в ситуации и их оптимизация (измерение свойств, т. е. определение их численных значений);

- разработка принципов построения обобщенных количественных показателей и обоснование условий их использования в ситуационных задачах по управлению.

Актуальность проблемы квалиметрии в образовании обусловлена целым рядом объективных факторов, среди которых следует выделить: глобальное и интенсивное внедрение в учебный процесс вузов современных информационных технологий; направленность высшего образования на новый результат обучения - универсальные и профессиональные ком-

петенции; вхождение России в европейское образовательное сообщество и интеграция национальных систем аккредитации образовательных программ. В связи с этим одной из базовых характеристик образовательного процесса является качество знаний, умений и навыков студентов, в формировании которых значительную роль может сыграть ситуационный подход [2, 3].

Поскольку цель количественных измерений -получить информацию в контексте, способную произвести более качественный анализ вследствие глубокого понимания ситуации, то не нужно измерять все подряд, а только то, что может дать информацию для понимания, побуждающего к действиям.

Можно предложить общий процесс разработки количественных оценок при формировании ситуации в соответствии с направлениями использования квалиметрии, который включает следующие этапы:

1. Определение целей использования ситуации.

2. Определение потребителей количественных оценок.

3. Определение способов формирования количественных оценок.

4. Определение того, какие данные будут собираться и как.

Разработка количественных оценок - это своеобразная проверка реальности ради достижения целей. Если цели нечеткие и неясные, эта проверка покажет, что может быть сбой в работе. Для количественных оценок нужно определить цели в терминах, которые поддаются количественной оценке. Для этого, возможно, нужно будет потратить какое-то время на обсуждение и шлифовку целей, которые предварительно сформулировали. Также в процессе написания ситуации во время разработки количественных оценок по мере проявления все новых обстоятельств цели, возможно, придется периодически пересматривать. В этом случае та или иная цель потребует дополнительных исследований или же обнаружится невозможность ее количественно измерить.

Трудность сбора новых данных может навести на мысль разработать новые количест-

венные оценки путем использования уже имеющихся данных. Однако наличие надежных данных - это еще не оправдание для разработки системы количественных оценок, направленной именно на их анализ. Каждая система количественных оценок должна давать только важную информацию. Даже если сбор дополнительных данных для новой количественной оценки может и не потребовать дополнительных ресурсов, все равно тратятся ресурсы, например на составление отчета и на наблюдение за использованием метода.

Для обеспечения достоверности и надежности использования статистических показателей при формировании ситуации предлагается своевременно отслеживать динамику развития ситуации, связывая качественные и количественные показатели. Для этого предлагается ввести в обращение понятие «ситуационные периоды». Это отрезки времени, в течение которых основные ситуационные параметры внешней и внутренней среды относительно стабильны, причинно-следственные связи и состав участников ситуации резко не изменяются. Ситуационные периоды характеризуют временные отрезки относительной стабильности ситуации, а их окончания и начала следующих ситуационных периодов показывают изменения в ситуации, которые требуют принятия или непринятия управленческих решений. Принципиальным моментом является то, что ситуационные периоды фиксируют не только негативные тенденции в развитии ситуации, например в антикризисном управлении, но и всякие существенные изменения любой направленности. Это важно как для обоснования включения количественных показателей в ситуацию, так и для дальнейшего анализа, выводов и рекомендаций.

Как известно [4], все многообразие статистических методов изучения социально-экономических систем систематизируется по их целевому применению на три последовательно выполняемые основные стадии экономико-статистического исследования:

- сбор первичной статистической информации:

- статистическая сводка и обработка первичной информации;

- анализ статистической информации.

На первой стадии статистического исследования решается задача получения соответствующих поставленной задаче значений изучаемых признаков по отдельным единицам статистической совокупности. Для осуществления этой начальной стадии статистического исследования применяются методы массового наблюдения.

На второй стадии статистического исследования собранная в ходе массового наблюдения информация подвергается статистической обработке с получением итогов по изучаемой совокупности в целом и отдельным ее частям, систематизации единиц совокупности по признакам сходства и т. д. На данной стадии используется метод статистических группировок, позволяющий выделять в изучаемой совокупности социально-экономические типы. Основное содержание этой стадии заключается в переходе от характеристик единичного к сводным (обобщающим) показателям совокупности в целом или ее частей (групп). Отграничение качественно однородных в существенном отношении групп социально-экономических явлений - одно из непременных условий научного применения в статистическом исследовании метода обобщающих статистических показателей. Нарушение принципа качественной однородности изучаемой совокупности приводит к получению нетипичных характеристик, искажению результатов исследования. Важно, чтобы сводка и группировка производились в соответствии с выделенными ситуационными периодами, в которых происходит формирование статистической совокупности и различных групп объектов, например формальных и неформальных групп в коллективах и т. д.

Группировочные признаки и интервалы должны выбираться в соответствии с ситуационными периодами и находиться внутри них.

На третьей, заключительной, стадии статистического исследования проводится анализ статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных, относительных и средних величин, статистических коэффициентов и др. При формировании статистических показате-

лей необходимо рассчитывать их самостоятельно на основе обработки первичной информации или использовать готовые показатели, но отнесенные к соответствующим ситуационным периодам.

Анализ статистической информации и данных позволяет раскрывать причинные связи изучаемых явлений, определять влияние и взаимодействие различных факторов, оценивать эффективность принимаемых управленческих решений, возможные экономические и социальные последствия складывающихся ситуаций, отличие от других единиц изучаемой совокупности.

Прежде чем использовать данные, надо убедиться в том, что они определяются, собираются и представляются в соответствии с одним и тем же определением во всех подразделениях организации, и заполнить каждую позицию. В нашем случае это означает, что нужно выяснить, выработаны ли количественные оценки для каждой из целей. Следует посмотреть, нет ли таких количественных оценок, которые похожи настолько, что практически дублируют друг друга. Следует также проверить, не слишком ли много оценок для каких-то отдельных целей, тогда как для других целей их слишком мало. Наиболее полно это может быть реализовано в системе менеджмента качества вуза [5].

Работая с цифрами и другими нетекстовыми данными, следует помнить о необходимости разъяснения и растолковывания сложных данных через комментарии, таблицы и наглядные приложения. Существенно обогащает конкретную ситуацию введение в нее визуального представления и иллюстрации сложных и неоднозначных отношений внутри организации (схемы организационной структуры, схемы организационных и технологических процессов, фотографии продукции, участников, заседаний и т. п.), а также связей с внешним окружением (место в отрасли, корпорации, регионе). Вводимые схемы и таблицы по истории организации, отрасли или региона, динамике статистики позволяют упростить и облегчить сам текст.

Таким образом, использование квалиметрии в ситуационном подходе позволяет получить следующие результаты:

- объективно оценивать качество сформированных управленческих ситуаций, проводить более глубокий качественный и количественный анализ ситуации;

- определять пути включения управленческих ситуаций в систему баз знаний в организации, в том числе и вузе;

- расширять системное представление ситуаций;

- использовать управленческие ситуации для обучения специалистов и студентов, а также оценки качества их знаний, умений и навыков.

Результатом такого использования квали-метрии в ситуационном подходе может стать расширение возможностей обоснованного применения управленческих ситуаций как в практике управления организациями, так и в учебном процессе вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виханский, О.С. Практикум по курсу «Мендж-мент» [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов; под. ред. А.И. Наумова. - М.: Гардарика, 2004. - 288 с.

2. Лысов, О.Е. Ситуационный подход в управлении организациями [Текст] / О.Е. Лысов. - СПб.: ГУАП, 2009.

3. Лысов, О.Е. Ситуационный подход в управлении знаниями [Текст] / О.Е. Лысов. - СПб.: ГУАП, 2009.

4. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности

[Текст] : учебник / А.И.Харламов и др.; под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 296 с.

5. Оводенко А.А. Креативные технологии управления проектами университета [Текст] : моногр. / А.А. Оводенко. - СПб.: ГУАП, 2010.

6. Оводенко, А.А. Обеспечение качества образования в технических университетах России при реализации Болонской декларации [Текст] : моногр. / А.А. Оводенко. - СПб.: ГУАП, 2010. - 278 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.