[Текст] : моногр. / В.А. Городилов, М.Н. Руденко, А.А. Чубатюк. - СПб.: СПбГУЭФ, 2010.
3. Козырев, А.Н. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности [Текст] / А.Н. Козырев, В .Л. Макаров. - М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003. - С. 198.
4. Макаров, А.М. Измерение и формирование клиентского капитала организации [Текст] / А.М. Макаров // Практический маркетинг. - 2005. - № 95.
5. Мелентьева, Н И. Организация и планирование бизнес-коммуникаций: методология и методика [Текст] / Н.И. Мелентьева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
6. Просвирина, И.И. Интеллектуальный капитал: новый взгляд на нематериальные активы [Текст] / И.И. Просвирина // Финансовый менеджмент. -2004. - № 4.
7. Рубан, О. Приручить дракона. Из интервью с генеральным конструктором электротехнического концерна «Русэлпром» [Текст] / О. Рубан // Эксперт. -№ 139602. - С. 82.
8. Черкашина, Т. А. Оценка клиентских нематериальных активов [Электронный ресурс] / Т.А. Черкашина. - Режим доступа: http://www.rsue.ru/econferen-ce/index.aspx?id = 1
9. Caddy, I. Intellectual capital: recognizing both assets and liabilities [Text] / I. Caddy // Journal of intellectual capital. - 2000. - Number 2. Vol. 1. - P. 129-146.
10. Leliaert, Ph. Identifying and managing IC: a new classification [Text] / Ph. Leliaert, W. Candries, R. Til-mans // Journal of intellectual capital. - 2003. - Number 2. Vol. 4. - P. 202-214.
11. Rodov, I. FiMIAM: financial method of intangible assets measurement [Text] / I. Rodov, Ph. Leliaert // Journal of intellectual capital. - 2002. - Number 3. Vol. 3. -P. 323-336.
12. Sanchez, P. Management of intangibles: an attempt to build a theory [Text] / P. Sanchez, C. Chaminade, M. Olea // Journal of intellectual capital. - Number 4. Vol. 1. - P. 312-327.
13. [Electronic resource]. - URL: www.rsue.ru
УДК 65.012.1
О.Е. Лысов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНЫХ ПРИНЦИПОВ В СИТУАЦИОННОМ ПОДХОДЕ
Развитие мировых интегративных факторов и проблем, таких как экологическая безопасность, мировое научное знание, создание экономических сообществ, привело к тому, что принципы системности, системное видение и мировоззрение приобрели характер доминирующей ориентации философии, науки и методологии. Системология, включающая достижения многих научных дисциплин, - развивающаяся наука, не только преобразующая существующие методы исследования, но и формирующая новые подходы и методы. Постоянное усложнение факторов внешней среды, усиление их взаимосвязей, ускорение процессов развития и изменения всех сфер деятельности человека привели к тому, что в системологии с конца ХХ в. тен-
денции характеризуется следующими особенностями [5]: резко усложнились создаваемые системы, произошла потеря возможности иметь о них полное и адекватное представление; возросло взаимодействие систем различной природы; стремительно увеличилась интенсивность информационных воздействий и информационных технологий, т. е. начался практический переход в постиндустриальную, а затем и в информационную фазу развития общества.
Перечисленные особенности способствовали началу системной революции. Проблемы, возникающие в процессе проектирования систем любого класса, возникают в процессе взаимодействия со средой. Однако среда не является чем-то единым, а состоит из множества сфер,
воздействующих на систему одновременно. Сегодня принято рассматривать семь основных сфер, с которыми соприкасается человеческое общество. Это сферы физическая, биосфера, психологическая, техносфера, экономическая, социально-политическая, информационная [5, 6].
Каждая сфера подчиняется своим законам и принципам поведения, которые регулируют процессы обмена с проектируемой системой. Проекция системы в определенную сферу создает образ системы (ситуацию). Соответственно этап уяснения задачи состоит в том, чтобы выяснить, какие ситуации могут возникнуть и как их парировать в процессе проектирования. Общих процедур решения этой задачи в настоящее время не существует, и поэтому процесс проектирования во многом зависит от интуиции и опыта лиц, осуществляющих проектирование, и от набора средств и методов, которыми они располагают. В связи с этим важное значение приобретает использование ситуационного подхода в тесной взаимосвязи с системным.
Тесная связь системного и ситуационного подходов проявляется в том, что управленческая ситуация представляет собой систему, состоящую из элементов и входящую в более крупную систему. Качественное описание и анализ управленческой ситуации дает основание для определения элементов системы и ее закономерностей через взаимосвязи, структуру, развитие и пр. Управленческая ситуация требует решения и должна быть подвергнута анализу, включающему как системный, так и ситуационные подходы.
Основными типовыми свойствами системы являются: интегративность, единство проти-воположностостей компонентов, структура, системное время, функционирование, целесообразность, коммуникационность, внутренние противоречия, внешние противоречия, способность к управлению и самоуправлению. Следует заметить, что в управленческих ситуациях все эти элементы присутствуют в достаточной мере и должны быть выделены при анализе ситуаций.
Учет вышеприведенных свойств при проектировании системы должен способствовать созданию эффективных систем управления.
Можно отметить, что с возрастанием сложности одновременно возрастает и эмергентность систем (наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее подсистемам и блокам), кроме того, появление информационных технологий внесло коррективы в системные принципы. Поэтому целесообразно рассмотреть основные принципы системного подхода с учетом высказанных соображений и возможности их реализации в ситуационном подходе.
Принцип целеобусловленности. Цель первична, для ее реализации создается сама система.
Для проектирования системы и решения задач анализа и синтеза необходимо определить более общее формирование (надсистему), куда проектируемая система будет входить как компонент (в ситуационном подходе это ситуация более высокого уровня управления). Глобальная цель позволяет сформулировать ряд локальных целей, решение каждой из которых приведет к выполнению главной цели. Процесс формирования локальных целей трудно формализуем, так как могут существовать различные множества потенциальных локальных целей, приводящих к выполнению глобальной цели. Задачей проектировщика является сужение круга возможных локальных целей и установление на усеченном множестве отношений порядка (асимметричности, транзитивности и рефлексивности). При задании ряда глобальных целей обязательно должен быть задействован принцип разумного компромисса. Для этого применительно к управленческим ситуациям можно использовать ситуационные стратегии, рассмотренные в [3]. При изменении цели структура и/или принцип функционирования в большинстве случаев претерпевают коренные изменения. Для того чтобы отслеживать выполнение цели в процессе функционирования, необходимо выполнение двух условий:
- цель должна быть задана количественно измеримыми параметрами, что обязательно требует включения в описание ситуации обоснованного, необходимого числа количественных показателей, характеризующих ситуационные переменные [1-3];
- должен существовать механизм достижения цели, позволяющий учитывать, сопоставлять,
анализировать информацию о параметрах системы и вырабатывать управляющие импульсы, что определяется качественным описанием и глубоким анализом ситуации.
Принцип относительности. Одна и та же совокупность компонентов может рассматриваться самостоятельно, либо как управляемая часть подсистемы, либо как управляющая для подсистем.
Из этого принципа следует, что проектируемая система не может рассматриваться изолированно, более того, цель является внешней категорией по отношению к системе и она формулируется надсистемой. В результате этого анализа определяется структура, которая представляет собой иерархию, т. е. многоуровневую структуру, упорядоченную по уровням координации и субординации. Такая структура органически присуща управленческим ситуациям, а иерархическая упорядоченность, анализ ситуации и выявление новшеств делают реальной задачу проектирования. В ситуационном подходе это реализуется также в виде иерархии ситуаций различного уровня управления.
Принцип управляемости. Создаваемая система должна быть способной изменять свою фазовую траекторию под воздействием сигналов управления.
Цели и структура системы не могут быть жестко детерминированы, изменение внешних условий заставляет систему динамично их отслеживать, что и делает сформулированный принцип весьма важным для проектирования системы. При этом возникает необходимость создания в формируемых ситуациях модулей управляемых контуров, представляющих собой механизмы управления в виде управляющих и управляемых частей, соединенных прямыми и обратными связями. Параметры цели передаются по прямой линии связи, по обратной связи передается информация о выполнении цели. Принцип управляемости в ситуационном подходе реализуется в виде выделения в управленческой ситуации объекта и предмета управления при анализе управляемой структуры, функций и стилей управления.
Принцип связанности. Исследуемая система должна быть управляемой по отношению к над-
системе и управляющей по отношению к подсистемам.
Принцип связанности реализует одно из главных концептуальных свойств кибернетики и заставляет определять для любой большой системы механизм связанности надсистемы, исследуемой системы и подсистем, связанных прямыми и обратными связями в единичный контур управления. В ситуационном подходе это реализуется в виде иерархии ситуаций различного уровня управления, включения их в контур управления, выделения в каждой управленческой ситуации объекта и предмета управления единством целей и методов исследования.
Принцип моделируемости. Исследуемая система должна содержать механизм прогнозирования ее поведения во времени, позволяющий оптимизировать ее фазовую и выходную траектории.
Таким механизмом являются различные, в том числе и математические модели, позволяющие либо непосредственно прогнозировать и оценивать ситуацию, либо прибегать к помощи машинной имитации. В ситуационном подходе этот принцип реализуется в полной мере, поскольку всякая управленческая ситуация является одновременно и описательной моделью действительности.
Принцип симбиозности. Исследуемая система должна строиться с учетом объединения в контуре управления естественного и искусственного интеллектов.
При этом человек воспринимается как звено системы управления, играющее главенствующую роль. Человек создает концепцию системы, ее модель, анализирует их качество, принимает решения. Проникновение информационных технологий в процессы исследования, проектирования и управления изменили роль искусственного интеллекта, так как часто возникают ситуации, когда человек превращается в управляемое звено, принимая и перерабатывая решения, выданные искусственным интеллектом в процессе управления. Последовательная смена приоритетов человека и ЭВМ в процессе управления характерна для современного этапа использования информационных технологий. Очевидно, такая связь интеллектов должна под-
держиваться специализированными языками общения человека и ЭВМ, где интеллектуальные технологии становятся все более важными ситуационными переменными. Наиболее полно этот принцип реализуется в рамках креативного ситуационного исследовательского центра (УКСИЦ). Это позволяет связать знания студентов по различным учебным дисциплинам в единую, постоянно развивающуюся систему знаний с использованием вычислительного комплекса, позволяющую интенсифицировать процесс образования [3].
Принцип оперативности. Реакция на изменение параметров функционирования должна происходить своевременно, т. е. в реальном масштабе времени.
Реальные ситуации постоянно изменяются и, следовательно, система управления должна непрерывно отслеживать этот процесс, фиксируя все стадии зарождения и развития ситуаций, т. е. сбор и обработку информации, формирование ситуации, ее анализ, формулирование и решение проблем, получение ситуационных знаний и их использование. Процесс обучения и принятия управленческих решений, рассматриваемый в системе управления знаниями [3], также должен иметь динамический характер. Непрерывность процесса обучения при этом может выражаться тремя основными циклически повторяющимися фазами: «обучение до ситуации», «обучение во время ситуации», «обучение после ситуации». Такой подход позволяет улучшить оперативность и качество управленческих решений, что повышает
экономическую эффективность системы управления организацией.
Для проектирования человеко-машинных систем вполне достаточно семи указанных принципов. В социально-экономических системах дополнительно используются также [7]:
- множественность описания системы. В ситуационном подходе это реализуется в виде различных форм представления ситуаций [4];
- непрерывность функционирования и эволюция (ситуации являются динамическими системами);
- альтернативность путей функционирования и развития (ситуация имеет как правило, множество путей и сценариев развития);
- приоритет интересов системы более широкого (глобального уровня) перед интересами ее компонентов (иерархии ситуаций различного уровня управления).
В заключение можно сделать следующие выводы:
- ситуационный и системные подходы тесно взаимосвязаны друг с другом;
- определение управленческой ситуации должно формулироваться в системных терминах;
- формирование управленческой ситуации должно происходить как последовательное формирование системы, включающее и качественные и количественные ситуационные переменные;
- наиболее полно и последовательно системный и ситуационный подходы реализуются в аппаратно-технической среде учебного креативного ситуационного исследовательского центра (УКСИЦ) [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лысов, О.Е. Формирование и исследование управленческих ситуаций. [Текст] / О.Е. Лысов. -СПб.: ГУАП 2008.
2. Лысов, О.Е. Ситуационный подход в управлении организациями [Текст] / О.Е. Лысов. - СПб.: ГУАП, 2009.
3. Лысов, О.Е. Ситуационный подход в управлении знаниями [Текст] / О.Е. Лысов. - СПб.: ГУАП, 2009.
4. Лысов, О.Е. Особенности использования количественной информации в управленческих ситуациях [Текст] / О.Е. Лысов // Вестник ИНЖЭКОНа. - 2008. - № 1.
5. Оводенко, А. А. Креативные технологии управления проектами университета [Текст] : моногр. / А.А. Оводенко. - СПб.: ГУАП, 2010. - 344 с.
6. Оводенко, А.А. Обеспечение качества образования в технических университетах России при реализации Болонской декларации [Текст] : моногр. / А.А. Оводенко. - СПб.: ГУАП, 2010. - 278 с.
7. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Бизнес-школа; Интел-Синтез, 2004.