СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаджиев, М.М. Управление инновационным процессом на предприятии в условиях рыночной экономики [Текст] : моногр. / М.М. Гаджиев, Э.А. Козловская, В.А. Козловский; ИСЭИ ДНЦ РАН. - СПб., 1992. - 203 с.
2. Демиденко, Д.С. Оценка и управление стоимостью предприятия [Текст] / Д.С. Демиденко, Э.А. Козловская, Е.А. Яковлева, М.М. Гаджиев. - Ростов н/Д.: ЮФУ. 2009. - 340 с.
3. Бабкин, А.В. Модель национальной инновационной системы на основе экономики знаний [Текст] / А.В. Бабкин, Т.Ю. Хватова // Экономика и управление. - 2010. - № 12 (62). - С. 170-176.
4. Бабкин, А.В. Анализ подходов и методов оценки инновационного потенциала предприятия [Текст] / А.В. Бабкин, А.О. Новиков // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2009. - № 2, т. 2 (75). -С. 193-204.
УДК 65.012.1
О.Е. Лысов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Многие компании в поисках новых конкурентных преимуществ все чаще обращают внимание на знания, и здесь все большее значение приобретают факторы инноваций и распространения новых знаний. Рынок знаний постепенно начинает играть главную роль, опережая в развитии рынок материальных товаров.
Понятие «интеллектуальный капитал» как капитализированное знание позволяет перейти к экономической оценке знаний, которыми располагает организация. К важнейшим задачам управления знаниями в организации относится использование интеллектуального капитала в целях повышения конкурентоспособности.
Экономика, основанная на знаниях, - это экономика, создающая, распространяющая и использующая знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. В рамках такой экономики знания создаются в виде научной и высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, образования. Ценность знаний увеличивается, если они передаются, тиражируются и используются, и наоборот, если знания не используются, их ценность уменьшается.
В сетевой экономике ценность вырастает из изобилия и увеличивается от повсеместного
распространения. Это относится не только к сетевым товарам, но и к образованию. Высшее образование способствует сплочению нации, содействуя укреплению социального единства и доверия к социальным институтам, активизации населения и открытых дискуссий и пр.
Существенной особенностью конца XX -начала XXI в. стало не только доминирование знаний как таковых, но и переход от производства информации и знаний к производству новых технологий обработки информации. Главное в экономике, основанной на знаниях, - не только создать новое знание, но и продуктивно его использовать [7].
Современные фирмы сильно отличаются от фирм прошлого, прежде всего новой структурой основного капитала. Сегодня не основные фонды и материальные запасы определяют этот капитал, а информация, знания, т. е. то, что называется интеллектуальным капиталом. Источником добавленной стоимости становится не столько непосредственное производство, сколько те виды деятельности, которые непосредственно связаны с генерированием, трансформацией и использованием знаний.
В новых условиях смещается фокус управления: с материальных потоков и запасов - к нематериальным.
Экономику, основанную на знаниях, характеризует наличие развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения. Нужно, чтобы эти системы обеспечивали рост доли высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы, создавали благоприятные условия для непрерывного образования граждан, развивали их способности адаптироваться к меняющимся требованиям.
Затраты на обучение неуклонно растут, что требует применения новых технологий обучения, таких, например, как образование, основанное на использовании реальных ситуаций [1, 2]. Образовательная, обучающаяся составляющая в любой организации будет усиливаться вне зависимости от того, имеет ли она коммерческое предназначение или нет. Образование должно развивать способность человека к смене специальности в течение жизни, адаптировать его к социальным и экономическим изменениям. Очевидно, что любая организация (коммерческая или некоммерческая) должна укреплять именно свое «обучающее измерение», тесно связанное с интеллектуальным капиталом [4, 5].
Интеллектуальный капитал коммерческой организации есть совокупность знаний, информации, опыта, квалификации и мотивации персонала, организационных возможностей, каналов и технологий коммуникации, способная создавать добавленную стоимость и обеспечивающая конкурентные преимущества коммерческой организации на рынке [6].
Человеческий капитал - часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, личные и лидерские черты, культура труда, которые используются индивидом или организацией для получения дохода.
Организационный капитал - часть интеллектуального капитала, имеющая отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационные фор-
мы и структуры, патенты, культура организации.
Организационный капитал - это организационные возможности компании ответить на требования рынка. Он также ответствен за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию.
Потребительский капитал - часть интеллектуального капитала, складывающаяся из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Чем больше экономическая мощь заказчиков и клиентов компании, тем большим потребительским капиталом она обладает. Информация о клиентах, в том числе представленная в виде ситуаций, карт знаний и пр., - главный капитал любой организации, который должен использоваться с максимальной пользой, чтобы достичь конкурентоспособности и сохранить ее. Подобного рода информация хранится в базе данных, которая является нематериальным активом организации и при необходимости может стать существенным фактором капитализации.
Человеческий, организационный и потребительский виды капитала взаимодействуют друг с другом. Недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект, и тогда происходит перекрестное влияние одного вида интеллектуального капитала на другие. При этом результат взаимодействия всех видов интеллектуального капитала не сводится к сумме его составляющих. Высокая оценка интеллектуального капитала означает признание рынком важности корпоративных знаний на ранних стадиях инновационного цикла. Так, в [3] предложен метод извлечения новых знаний из ситуации. Одновременно это означает возможность капитализации знаний, идей до их товарного воплощения.
Традиционные методы бухгалтерского учета не подходят для оценки интеллектуального капитала [6]. Сегодня менеджеры организаций не ограничиваются использованием традиционных методов оценки интеллектуального капитала. В процессе принятия решений руководители и собственники испытывают все большую потребность в информации нефинансового харак-
тера. Нефинансовые оценки проводятся для анализа конкурентоспособности организации, а также факторов этой конкурентоспособности. Они могут использоваться внешними и внутренними потребителями (начиная от персонала и заканчивая инвесторами и акционерами). Эти оценки учитываются при определении стратегии, долгосрочных трендов в развитии организации.
В ситуационном подходе к нефинансовым оценкам можно отнести, например, оценки качества менеджмента, корпоративной культуры. В частности, корпоративная культура оценивается такими индикаторами, как способность привлекать талантливых людей, качество системы оплаты труда, текучесть персонала, навыки персонала, тренинги и образование, удовлетворение потребностей клиентов и пр.
Обучение и развитие персонала определяет инфраструктуру, которую надлежит создать, чтобы обеспечить долговременный рост. Вложения в образование, науку и здравоохранение должны рассматриваться как инвестиции в поддержание и увеличение интеллектуального капитала, которые приведут к созданию стоимости путем генерирования знаний. Работник в знаниеемком производстве - это не столько затраты, сколько активы.
К нефинансовым оценкам раздела обучения и развития можно отнести комплекс общих показателей (удовлетворение рабочей ситуацией, текучесть персонала, ситуационное обучение, повышение квалификации) и специфических факторов, таких как подробный характерный для данной деятельности набор навыков, умений, компетенций, необходимых в новой конкурентной ситуационной обстановке. Главное конкурентное преимущество происходит из развития навыков, приобретенного опыта, инновационных возможностей, ноу-хау, понимания рынка путем использования БАЗ данных, карт знаний и ситуаций, систем обмена информацией, т. е. из элементов интеллектуального капитала.
Навыки, приобретенный опыт, инновационные возможности персонала, связанные с использованием ситуационного подхода, образуют существенную часть человеческого капитала организации.
Важной задачей является переход к новому состоянию, когда организация сама обладает
значительными интеллектуальными активами и способна обучаться. Для этого необходимо выделить те виды деятельности, которые в большей мере и наиболее эффективно создают вновь добавленную стоимость. Выявлению центральной компетенции фирмы помогает ответ на вопрос - «где мы можем достичь лучших в мире показателей?»
Процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационные формы и структуры, связанные с ситуационным подходом, концентрируются в условиях вуза в аппаратно-технической среде учебного креативного ситуационного исследовательского центра (УКСИЦ), образуя организационный капитал.
Одной из центральных компетенций компании становится база данных о предпочтениях и вкусах потребителей, а также организация постоянного потока информации о качестве товаров и услуг, производимых ею, и использование этой информации в инновационной и производственной деятельности; в том числе представленная в виде ситуаций (банки ситуаций, карты знаний и их производных). В совокупности это формирует потребительский капитал организации в условиях вуза, сконцентрированный в УКСИЦ.
Во многих отраслях наиболее значимая центральная компетенция компаний - это их способность осуществлять инновации. На первое место выходят нематериальные условия производства (навыки, опыт, квалификация, инновационные возможности, ноу-хау, информационные системы, базы данных, понимание рынка, дистрибуция). В стратегическом плане целесообразно развивать несколько выбранных видов активности, которые базируются на одной из центральных компетенций компании, и в качестве таковой могут стать результаты использования ситуационного подхода [3]. Главная задача топ-менеджеров в сфере знаний - вычленять, систематизировать и тиражировать интеллектуальный капитал внутри вверенной им организации.
Формирование интеллектуального капитала в организации при использовании ситуационного подхода включает в себя следующие компоненты:
- стимулирование прироста знаний, представленных в виде ситуационных знаний;
- отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних по отношению к данной организации источников в виде банка ситуаций, карт знаний и пр.;
- сохранение, классификация, трансформация, обеспечение доступности ситуационных знаний;
- распространение и обмен ситуационных знаний, в том числе в рамках организации;
- использование ситуационных знаний в деловых процессах, в том числе при принятии решений, разработке стратегий, связей с потребителями и пр.;
- воплощение ситуационных знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении;
- оценка знаний, измерение и использование НМА организации, представленных в виде ситуационных знаний.
Управление знаниями можно определить как искусство создавать стоимость из нематериальных активов организации, как целенаправленный процесс конвертации ситуационных знаний в стоимость.
Основной формой ситуационных знаний может быть каталог исследуемых организаций, ситуаций, ситуационных проблем, вариантов решений, карт знаний и пр., представляющий собой формализованный и нормативно закрепленный опыт менеджеров фирмы и представленный в УКСИЦ. Формализация позволяет каждому новому сотруднику, а также опытному работнику в общении с клиентами опираться на выработанные за все время существования фирмы решения. Каталог - это хранилище корпоративных знаний, которые были накоплены за предыдущие годы. Полезность каталога прояв-
ляется, прежде всего, в том, что помимо самого ситуационного решения показываются этапы его принятия, необходимая для этого информация и пр. элементы.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
В целях мониторинга, а также для сравнения интеллектуального капитала компании с интеллектуальным капиталом конкурентов применяются нефинансовые показатели, связанные с ситуационным подходом.
Одним из методов оценки интеллектуального капитала на базе преимущественно нефинансовых показателей может быть предложенная совокупность показателей. Эта система помогает руководителям переводить стратегические цели компании в четкий план оперативной деятельности подразделений и ключевых сотрудников и оценивать результаты этой деятельности с точки зрения реализации стратегии с помощью ключевых показателей.
В последние годы все чаще конкурентные преимущества обусловлены свойствами персонала, а также эффективно встроенными в бизнес-процессы информационными технологиями, связанными также и с ситуационным подходом. При этом высокие результаты деятельности организаций обусловлены удачно найденными решениями в сфере управления интеллектуальным капиталом.
Ситуационные стратегии управления знаниями направлены на то, чтобы создать новую стоимость, реализованную в продуктах, людях и в процессах с помощью рационального формирования и использования знаний в организациях [2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лысов, О.Е. Ситуационный подход в управлении организациями [Текст] / О.Е. Лысов. - СПб., ГУАП, 2009.
2. Лысов, О.Е. Ситуационный подход в управлении знаниями [Текст] / О.Е. Лысов. - СПб.: ГУАП, 2009.
3. Лысов, О.Е. Способ принятия управленческих решений на основе ситуационного анализа [Текст] / О.Е. Лысов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2011. - № 1.
4. Оводенко, А.А. Креативные технологии управления проектами Университета [Текст] : моногр. / А.А. Оводенко. - СПб.: ГУАП, 2010. - 344 с.
5. Оводенко, А.А. Обеспечение качества образования в технических университетах России при реализации Болонской декларации [Текст] : моногр. / А.А. Оводенко. - СПб.: ГУАП, 2010. - 278 с.
6. Ольховский, В.В. Управление нематериальными активами как инновационным ресурсом развития современных организаций [Текст] : моногр. / В.В. Ольховский. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 304 с.
7. Бабкин, А.В. Модель национальной инновационной системы на основе экономики знаний [Текст] / А.В. Бабкин, Т.Ю. Хватова // Экономика и управление. - 2010. - № 12 (62). - С. 170-176.