Научная статья на тему 'Использование ситуационного подхода для формирования интеллектуального капитала организации'

Использование ситуационного подхода для формирования интеллектуального капитала организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДХОД / СИТУАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / УПРАВЛЕНИЕ / ЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысов Олег Евдокимович

Рассмотрены особенности ситуационного подхода при формировании интеллектуального капитала. Выявлены факторы, влияющие на этот процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the situational approach are considered at formation of the intellectual capital, the factors influencing this process are revealed

Текст научной работы на тему «Использование ситуационного подхода для формирования интеллектуального капитала организации»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаджиев, М.М. Управление инновационным процессом на предприятии в условиях рыночной экономики [Текст] : моногр. / М.М. Гаджиев, Э.А. Козловская, В.А. Козловский; ИСЭИ ДНЦ РАН. - СПб., 1992. - 203 с.

2. Демиденко, Д.С. Оценка и управление стоимостью предприятия [Текст] / Д.С. Демиденко, Э.А. Козловская, Е.А. Яковлева, М.М. Гаджиев. - Ростов н/Д.: ЮФУ. 2009. - 340 с.

3. Бабкин, А.В. Модель национальной инновационной системы на основе экономики знаний [Текст] / А.В. Бабкин, Т.Ю. Хватова // Экономика и управление. - 2010. - № 12 (62). - С. 170-176.

4. Бабкин, А.В. Анализ подходов и методов оценки инновационного потенциала предприятия [Текст] / А.В. Бабкин, А.О. Новиков // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2009. - № 2, т. 2 (75). -С. 193-204.

УДК 65.012.1

О.Е. Лысов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Многие компании в поисках новых конкурентных преимуществ все чаще обращают внимание на знания, и здесь все большее значение приобретают факторы инноваций и распространения новых знаний. Рынок знаний постепенно начинает играть главную роль, опережая в развитии рынок материальных товаров.

Понятие «интеллектуальный капитал» как капитализированное знание позволяет перейти к экономической оценке знаний, которыми располагает организация. К важнейшим задачам управления знаниями в организации относится использование интеллектуального капитала в целях повышения конкурентоспособности.

Экономика, основанная на знаниях, - это экономика, создающая, распространяющая и использующая знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. В рамках такой экономики знания создаются в виде научной и высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, образования. Ценность знаний увеличивается, если они передаются, тиражируются и используются, и наоборот, если знания не используются, их ценность уменьшается.

В сетевой экономике ценность вырастает из изобилия и увеличивается от повсеместного

распространения. Это относится не только к сетевым товарам, но и к образованию. Высшее образование способствует сплочению нации, содействуя укреплению социального единства и доверия к социальным институтам, активизации населения и открытых дискуссий и пр.

Существенной особенностью конца XX -начала XXI в. стало не только доминирование знаний как таковых, но и переход от производства информации и знаний к производству новых технологий обработки информации. Главное в экономике, основанной на знаниях, - не только создать новое знание, но и продуктивно его использовать [7].

Современные фирмы сильно отличаются от фирм прошлого, прежде всего новой структурой основного капитала. Сегодня не основные фонды и материальные запасы определяют этот капитал, а информация, знания, т. е. то, что называется интеллектуальным капиталом. Источником добавленной стоимости становится не столько непосредственное производство, сколько те виды деятельности, которые непосредственно связаны с генерированием, трансформацией и использованием знаний.

В новых условиях смещается фокус управления: с материальных потоков и запасов - к нематериальным.

Экономику, основанную на знаниях, характеризует наличие развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения. Нужно, чтобы эти системы обеспечивали рост доли высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы, создавали благоприятные условия для непрерывного образования граждан, развивали их способности адаптироваться к меняющимся требованиям.

Затраты на обучение неуклонно растут, что требует применения новых технологий обучения, таких, например, как образование, основанное на использовании реальных ситуаций [1, 2]. Образовательная, обучающаяся составляющая в любой организации будет усиливаться вне зависимости от того, имеет ли она коммерческое предназначение или нет. Образование должно развивать способность человека к смене специальности в течение жизни, адаптировать его к социальным и экономическим изменениям. Очевидно, что любая организация (коммерческая или некоммерческая) должна укреплять именно свое «обучающее измерение», тесно связанное с интеллектуальным капиталом [4, 5].

Интеллектуальный капитал коммерческой организации есть совокупность знаний, информации, опыта, квалификации и мотивации персонала, организационных возможностей, каналов и технологий коммуникации, способная создавать добавленную стоимость и обеспечивающая конкурентные преимущества коммерческой организации на рынке [6].

Человеческий капитал - часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, личные и лидерские черты, культура труда, которые используются индивидом или организацией для получения дохода.

Организационный капитал - часть интеллектуального капитала, имеющая отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационные фор-

мы и структуры, патенты, культура организации.

Организационный капитал - это организационные возможности компании ответить на требования рынка. Он также ответствен за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию.

Потребительский капитал - часть интеллектуального капитала, складывающаяся из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Чем больше экономическая мощь заказчиков и клиентов компании, тем большим потребительским капиталом она обладает. Информация о клиентах, в том числе представленная в виде ситуаций, карт знаний и пр., - главный капитал любой организации, который должен использоваться с максимальной пользой, чтобы достичь конкурентоспособности и сохранить ее. Подобного рода информация хранится в базе данных, которая является нематериальным активом организации и при необходимости может стать существенным фактором капитализации.

Человеческий, организационный и потребительский виды капитала взаимодействуют друг с другом. Недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект, и тогда происходит перекрестное влияние одного вида интеллектуального капитала на другие. При этом результат взаимодействия всех видов интеллектуального капитала не сводится к сумме его составляющих. Высокая оценка интеллектуального капитала означает признание рынком важности корпоративных знаний на ранних стадиях инновационного цикла. Так, в [3] предложен метод извлечения новых знаний из ситуации. Одновременно это означает возможность капитализации знаний, идей до их товарного воплощения.

Традиционные методы бухгалтерского учета не подходят для оценки интеллектуального капитала [6]. Сегодня менеджеры организаций не ограничиваются использованием традиционных методов оценки интеллектуального капитала. В процессе принятия решений руководители и собственники испытывают все большую потребность в информации нефинансового харак-

тера. Нефинансовые оценки проводятся для анализа конкурентоспособности организации, а также факторов этой конкурентоспособности. Они могут использоваться внешними и внутренними потребителями (начиная от персонала и заканчивая инвесторами и акционерами). Эти оценки учитываются при определении стратегии, долгосрочных трендов в развитии организации.

В ситуационном подходе к нефинансовым оценкам можно отнести, например, оценки качества менеджмента, корпоративной культуры. В частности, корпоративная культура оценивается такими индикаторами, как способность привлекать талантливых людей, качество системы оплаты труда, текучесть персонала, навыки персонала, тренинги и образование, удовлетворение потребностей клиентов и пр.

Обучение и развитие персонала определяет инфраструктуру, которую надлежит создать, чтобы обеспечить долговременный рост. Вложения в образование, науку и здравоохранение должны рассматриваться как инвестиции в поддержание и увеличение интеллектуального капитала, которые приведут к созданию стоимости путем генерирования знаний. Работник в знаниеемком производстве - это не столько затраты, сколько активы.

К нефинансовым оценкам раздела обучения и развития можно отнести комплекс общих показателей (удовлетворение рабочей ситуацией, текучесть персонала, ситуационное обучение, повышение квалификации) и специфических факторов, таких как подробный характерный для данной деятельности набор навыков, умений, компетенций, необходимых в новой конкурентной ситуационной обстановке. Главное конкурентное преимущество происходит из развития навыков, приобретенного опыта, инновационных возможностей, ноу-хау, понимания рынка путем использования БАЗ данных, карт знаний и ситуаций, систем обмена информацией, т. е. из элементов интеллектуального капитала.

Навыки, приобретенный опыт, инновационные возможности персонала, связанные с использованием ситуационного подхода, образуют существенную часть человеческого капитала организации.

Важной задачей является переход к новому состоянию, когда организация сама обладает

значительными интеллектуальными активами и способна обучаться. Для этого необходимо выделить те виды деятельности, которые в большей мере и наиболее эффективно создают вновь добавленную стоимость. Выявлению центральной компетенции фирмы помогает ответ на вопрос - «где мы можем достичь лучших в мире показателей?»

Процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационные формы и структуры, связанные с ситуационным подходом, концентрируются в условиях вуза в аппаратно-технической среде учебного креативного ситуационного исследовательского центра (УКСИЦ), образуя организационный капитал.

Одной из центральных компетенций компании становится база данных о предпочтениях и вкусах потребителей, а также организация постоянного потока информации о качестве товаров и услуг, производимых ею, и использование этой информации в инновационной и производственной деятельности; в том числе представленная в виде ситуаций (банки ситуаций, карты знаний и их производных). В совокупности это формирует потребительский капитал организации в условиях вуза, сконцентрированный в УКСИЦ.

Во многих отраслях наиболее значимая центральная компетенция компаний - это их способность осуществлять инновации. На первое место выходят нематериальные условия производства (навыки, опыт, квалификация, инновационные возможности, ноу-хау, информационные системы, базы данных, понимание рынка, дистрибуция). В стратегическом плане целесообразно развивать несколько выбранных видов активности, которые базируются на одной из центральных компетенций компании, и в качестве таковой могут стать результаты использования ситуационного подхода [3]. Главная задача топ-менеджеров в сфере знаний - вычленять, систематизировать и тиражировать интеллектуальный капитал внутри вверенной им организации.

Формирование интеллектуального капитала в организации при использовании ситуационного подхода включает в себя следующие компоненты:

- стимулирование прироста знаний, представленных в виде ситуационных знаний;

- отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних по отношению к данной организации источников в виде банка ситуаций, карт знаний и пр.;

- сохранение, классификация, трансформация, обеспечение доступности ситуационных знаний;

- распространение и обмен ситуационных знаний, в том числе в рамках организации;

- использование ситуационных знаний в деловых процессах, в том числе при принятии решений, разработке стратегий, связей с потребителями и пр.;

- воплощение ситуационных знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении;

- оценка знаний, измерение и использование НМА организации, представленных в виде ситуационных знаний.

Управление знаниями можно определить как искусство создавать стоимость из нематериальных активов организации, как целенаправленный процесс конвертации ситуационных знаний в стоимость.

Основной формой ситуационных знаний может быть каталог исследуемых организаций, ситуаций, ситуационных проблем, вариантов решений, карт знаний и пр., представляющий собой формализованный и нормативно закрепленный опыт менеджеров фирмы и представленный в УКСИЦ. Формализация позволяет каждому новому сотруднику, а также опытному работнику в общении с клиентами опираться на выработанные за все время существования фирмы решения. Каталог - это хранилище корпоративных знаний, которые были накоплены за предыдущие годы. Полезность каталога прояв-

ляется, прежде всего, в том, что помимо самого ситуационного решения показываются этапы его принятия, необходимая для этого информация и пр. элементы.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

В целях мониторинга, а также для сравнения интеллектуального капитала компании с интеллектуальным капиталом конкурентов применяются нефинансовые показатели, связанные с ситуационным подходом.

Одним из методов оценки интеллектуального капитала на базе преимущественно нефинансовых показателей может быть предложенная совокупность показателей. Эта система помогает руководителям переводить стратегические цели компании в четкий план оперативной деятельности подразделений и ключевых сотрудников и оценивать результаты этой деятельности с точки зрения реализации стратегии с помощью ключевых показателей.

В последние годы все чаще конкурентные преимущества обусловлены свойствами персонала, а также эффективно встроенными в бизнес-процессы информационными технологиями, связанными также и с ситуационным подходом. При этом высокие результаты деятельности организаций обусловлены удачно найденными решениями в сфере управления интеллектуальным капиталом.

Ситуационные стратегии управления знаниями направлены на то, чтобы создать новую стоимость, реализованную в продуктах, людях и в процессах с помощью рационального формирования и использования знаний в организациях [2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лысов, О.Е. Ситуационный подход в управлении организациями [Текст] / О.Е. Лысов. - СПб., ГУАП, 2009.

2. Лысов, О.Е. Ситуационный подход в управлении знаниями [Текст] / О.Е. Лысов. - СПб.: ГУАП, 2009.

3. Лысов, О.Е. Способ принятия управленческих решений на основе ситуационного анализа [Текст] / О.Е. Лысов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2011. - № 1.

4. Оводенко, А.А. Креативные технологии управления проектами Университета [Текст] : моногр. / А.А. Оводенко. - СПб.: ГУАП, 2010. - 344 с.

5. Оводенко, А.А. Обеспечение качества образования в технических университетах России при реализации Болонской декларации [Текст] : моногр. / А.А. Оводенко. - СПб.: ГУАП, 2010. - 278 с.

6. Ольховский, В.В. Управление нематериальными активами как инновационным ресурсом развития современных организаций [Текст] : моногр. / В.В. Ольховский. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 304 с.

7. Бабкин, А.В. Модель национальной инновационной системы на основе экономики знаний [Текст] / А.В. Бабкин, Т.Ю. Хватова // Экономика и управление. - 2010. - № 12 (62). - С. 170-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.