Научная статья на тему 'Возможности ситуационного подхода при формировании компетентности студентов'

Возможности ситуационного подхода при формировании компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ / ПОДХОД / ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысов Олег Евдокимович

Рассмотрены особенности ситуационного подхода в формировании компетентности при подготовке менеджеров, выявлены факторы, влияющие на этот процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the situational approach in formation of competence are considered by preparation of managers, the factors influencing this process are revealed

Текст научной работы на тему «Возможности ситуационного подхода при формировании компетентности студентов»

УДК 65.012.1

О.Е. Лысов

ВОЗМОЖНОСТИ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Распространенным методом исследования реальных процессов в социально-экономических системах является ситуационный подход. Ситуационный подход в управлении организациями предполагает, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией, а эффективным методом в конкретной ситуации служит метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней [3, 4].

В связи с вводом компетентностного подхода в высшем образовании становится актуальным вопрос формирования и оценивания компетенций у студентов. Вследствие этого возникает задача создания комплексных измерителей, требующих включения различных оценочных средств.

Можно отметить, что ситуационный подход позволяет реализовать разные составляющие измерителей при использовании сквозных ситуаций для разных дисциплин, когда ситуация является не только средством формирования компетенции, но и может быть использована в качестве теста для оценки последней. Индивидуальная практика включает студента в реальную ситуацию и дает студенту возможность реализовать себя. Очевидно, что для реализации компетентностно-ориентированного обучения вузам необходимо пересматривать содержание образования, исходя из необходимости формирования у студентов той или иной компетенции, искать для этого новые методы и технологии, перестраивать учебный процесс, внедряя новые образовательные технологии [4-7].

Сегодня конкурентным преимуществом организаций является уже не столько использование отдельных инноваций, сколько способность постоянно генерировать и внедрять «пакеты» таких идей в жизнь, используя их синергетиче-ский эффект [7]. Отсюда ключевой задачей про-

фессионального образования становится обучение студентов творческому (системно-креативному) мышлению, в том числе и прежде всего - коллективному, а ключевым элементом компетентностного подхода любой современной технологии профессионального образования становится технология формирования и развития системно-креативного мышления, достаточно полно реализуемого в ситуационном подходе.

Реализация компетентностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС ВПО предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных технологий проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся студентов. К таким технологиям относится адаптивный подход к обучению в целом и к тестированию в частности. Идея адаптивного обучения состоит в индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

В условиях ситуационного подхода появляется возможность использования хорошо зарекомендовавшей себя в менеджменте системы управления по целям в образовании. Большие возможности для проведения индивидуальной практики открываются в связи с наблюдающейся тенденцией все более широкого сочетания студентами дневной формы обучения работы и учебы в вузе [3, 4]. В этих условиях одним из каналов приобретения практических навыков, опыта, компетенций, несмотря на все негативные стороны, становится практика рабочей деятельности студентов дневного обучения как новый фактор реальности, который можно практически использовать, например, в виде индивидуальной практики.

Учитывая специфику ситуационного подхода, можно отметить следующие его основные признаки и технологические особенности, свя-

занные с формированием компетентности в обучении (в литературе они именуются методами case-study [1]).

1. Наличие модели социально-экономиче-ской системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени в одной из возможных форм представления ситуации.

2. Коллективная и индивидуальная выработка решений при активном обмене знаниями и информацией.

3. Возможность многоальтернативных решений; принципиальное отсутствие единственного решения.

4. Единая цель или несколько целей при выработке решений в условиях освоения множества учебных дисциплин.

5. Наличие системы индивидуального и группового оценивания деятельности.

6. Возможность управления знаниями при обучении и формировании элементов интеллектуального капитала.

7. Представление ситуаций в различных видах и уровнях.

Наиболее полно и последовательно ситуационный подход реализован в аппаратно-технической среде учебного креативного ситуационного исследовательского центра (УКСИЦ) и может быть использован как студентами, так и сотрудниками. Это исследовательский комплекс в виде компьютерного класса, который содержит банки ситуаций, карты знаний и пр., дает возможность вводить и исследовать новые ситуации и осуществлять учебно-исследовательскую деятельность с использованием технологий управления знаниями [5, 6]. Все это позволяет:

- связать знания студентов по различным учебным дисциплинам в единую, постоянно развивающуюся систему знаний, позволяющую интенсифицировать процесс образования;

- значительно облегчить практическую работу преподавателей и студентов в компьютерных классах (УКСИЦ), перевести их в исследовательский режим; сделать эту работу интересной и увлекательной, повысить производительность труда всех участников образовательного процесса, в том числе за счет командной работы, дать возможность им работать самостоятельно;

- повысить интерес студентов к реальным проблемным управленческим ситуациям, привить вкус к культуре аналитической работы;

- реально включиться в процесс формирования и практического использования компетенций.

Принципиальной особенностью УКСИЦ является использование в процессе разработки, организации и реализации управленческих решений специальных технологий системно-креативного мышления (управления), основанных на нелинейных принципах мышления (управления).

Основными задачами УКСИЦ являются:

- формирование эффективных управленческих команд из студентов;

- формирование и развитие у участников творческих сессий практических навыков управленческого проектирования и эффективной ориентации в сложных проблемных ситуациях, а также профессиональных компетенций менеджеров;

- управление индивидуальной и командной креативностью в процессе решения управленческих проблем в режиме реального времени.

В таблице представлена связь между отдельными качествами будущего специалиста (компетенциями) и возможностями воздействия метода case-study на их формирование

Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта с помощью нетрадиционных технологий обучения как основы формирования интеллектуального капитала организации. В подобных технологиях акцент делается не столько на организации и переработке знаний, сколько на их порождении. Отсюда ключевой задачей профессионального образования становится обучение слушателей творческому мышлению, в том числе и коллективному, а ключевым элементом любой современной технологии профессионального образования -технология формирования и развития креативного мышления. Таким образом, ситуационный подход формирует компетентность при подготовке менеджеров за счет: использования реальных, а не учебных ситуаций; подключения

Связь между отдельными качествами будущего специалиста (компетенциями) и возможностями воздействия

метода case-study на их формирование

Формируемые компетенции специалиста Характеристика компетенции Влияние методасаБе^иду на формирование компетенции

Способность принимать решения Умение вырабатывать и применять модели обоснованных действий в условиях конкретных ситуаций Сопоставление и оценка достоинств и недостатков различных ситуаций, выделение логики развития ситуации; формирование индивидуального банка ситуаций

Способность к обучению Способность и интерес к поиску новой информации и знаний; овладение умениями и навыками самообучения Постоянный поиск новой информации, новшеств в процессе формирования и анализа ситуации; умение делать выводы

Системное восприятие действительности Способность к целостному восприятию объектов в их структуре и взаимодействию элементов Всестороннее осмысление ситуации при ее формировании и системном анализе; видение связей с другими ситуациями

Самостоятельность, активность и инициативность Желание и умение самостоятельно вырабатывать и активно реализовывать решения Высокая индивидуальная активность на всех стадиях работы с ситуациями

Готовность к изменениям и гибкость Желание и способность быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям Видение изменений в ситуациях, требующее гибкого и быстрого реагирования; выработка своего поведения в постоянно меняющихся ситуациях

Умение работать с информацией Способность искать и находить информацию, проводить ее анализ, переводить ее из одной формы представления в другую Постоянный поиск, выделение, оптимальное представление, классификация, группировка и анализ информации на всех стадиях работы с ситуациями

Упорство и целеустремленность Умение видеть и ставить цели, отстаивать свою точку зрения, преодолевать противодействие со стороны партнеров Умение видеть и понимать многообразие целей и проблем в ситуациях, формировать желание позитивно разрешить ситуацию

Коммуникативные способности Владение различными средствами общения; умение вступать в контакт Понимание коммуникативных возможностей ситуации; высказывание своей точки зрения; умение слушать и понимать собеседника

Способность к проблемному и креативному мышлению Способность видеть направления развития ситуации, предполагать и видеть новые цели и проблемы в конкретных ситуациях; способность вырабатывать модели формирования целей и решения проблем Поиск проблемы первоначально в виде гипотезы и последующее ее формулирование; поиск путей разрешения проблемы в кейсе; формулирование целей

студентов ко всем стадиям работы с ситуациями; использования активных методов обучения; возможностей использования сквозных единых ситуаций по разным курсам учебного процесса, позволяющим раскрывать разные аспекты си-

туаций; использования нелинейных технологий исследования, технологий управления знаниями, способных генерировать новые знания; возможности использовать результаты исследований в различных формах учебного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виханский, О.С. Практикум по курсу «Мендж-мент» [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов; под. ред. А.И. Наумова. - М.: Гардарика, 2004. - 288 с.

3. Лысов, О.Е. Ситуационный подход в управлении организациями [Текст] / О.Е. Лысов. - СПб.: ГУАП, 2009.

4. Лысов, О.Е. Ситуационный подход в управлении знаниями [Текст] / О.Е. Лысов. - СПб.: ГУАП, 2009.

5. Джанетто, К. Управление знаниями [Текст] :

руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями / К. Джанетто, Э. Уилер; пер. с англ. Е.М. Пестеревой. - М.: Добрая книга, 2005. - 192 с.

6. Мильнер, Б.З. Управление знаниями в корпорациях [Текст] / Б.З. Мильнер и др. - М.: Дело, 2006. -303 с.

7. Шевырев А.В. Креативный менеджмент: синер-гетический подход [Текст] / А.В. Шевырев. - Белгород: ЛитКараВан, 2007. - С. 215.

УДК 378.046

Е.Н. Семерикова

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Экономическую эффективность деятельности высшего учебного заведения предлагается оценивать как упущенную выгоду и, образующуюся в результате нетрудоустройства выпускников вуза в течение определенного времени. Она определяется долей невостребованных на рынке труда выпускников N от общего числа окончивших вуз специалистов N , от неосуществленного выпускником вклада г во внутренний валовой продукт, а также от величины перечислений с из государственных источников на подготовку специалиста в течение соответствующего количества лет (в государственном образовательном учреждении) или платы студентом за обучение в коммерческом вузе. Аналитически эту зависимость можно представить следующим образом:

U =

N

cN„

(1)

Поскольку выпуск осуществляется ежегодно, то целесообразно оценку N , N и г производить за один год.

N

В (1) отношение —н является показателем N0

невостребованности выпускников. Обозначим

его п. Тогда и = — п. Значения г и с определяют -

с

ся экономической ситуацией в регионе и мало зависят от конкретных учебных заведений, поэтому показателем экономической эффективности того или иного вуза можно считать меру невостребованности выпускников п: чем меньше п, тем выше экономическая эффективность вуза.

Экспертный анализ показал, что величины с как в государственных, так и в коммерческих образовательных учреждениях приблизительно одинаковы.

Значение г для выпускников государственных вузов принято равным частному от деления регионального валового продукта на количество трудящихся, занятых в народном хозяйстве республики (области).

Для тех, кто получил высшее образование на коммерческой основе, г определяется как средняя заработная плата молодого специали-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.