Экономика и управление в образовании
УДК 65.012.1
О.Е. Лысов
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ ВУЗА)
Управление проектами сегодня стало признанной во всем мире методологией проектно-ориентированной деятельности.
Понятие проекта позволяет охватить, с точки зрения управления, самые разные аспекты деятельности, в частности такие важные понятия, как «инновационный процесс» и «инновационный проект». Инновационные процессы, деятельность по воплощению их в новых продуктах, технологиях и социальной жизни - основа экономического развития общества. Инновационный проект представляет собой подготовку, осуществление и распространение инноваций и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, материализованное новшество.
Рассматривая планирование и управление проектами, особенно инновационными, необходимо помнить, что речь идет об управлении динамическим объектом. Поэтому система управления проектами должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать частые модификации без всеобщих изменений в рабочей программе. Тем самым определение проекта еще в большей степени отвечает конкретным рыночным потребностям.
Также основанием для реформирования высшего образования в современных условиях может стать реализация системного, процессного и ситуационного подходов и использование креативных технологий в управлении проектами университетов [1, 4].
Свойство управляемости тесно связано с условиями неопределенности, которые сопутст-
вуют практически любому инновационному проекту. Поэтому для обеспечения управляемости в широком диапазоне изменения характеристик целесообразно использование принципов ситуационного управления, которые учитывают наличие случайных факторов и рисковых ситуаций. Оно основано на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Самым эффективным методом при этом будет метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Постоянное отслеживание ситуации создает основу для возможности своевременного выявления новшеств и появления необходимости в новых проектах. Использование ситуационного подхода в учебном процессе вуза позволяет формировать у студентов навыки реального проектирования [3].
Для руководителей в промышленности и бизнесе сегодня не секрет, что молодой специалист, только что окончивший вуз, пока еще не обладает опытом работы и владеет лишь теоретическими профессиональными знаниями. В лучшем случае такой соискатель имеет минимальный опыт работы, если ему удавалось совмещать работу и учебу. Поэтому первые лица компаний при приеме на работу выпускников вузов обращают внимание, в первую очередь, на системность мышления кандидата, его креативность и способность принимать решения и нести за них ответственность, а также на амбициозность, самодостаточность, инициативность, способность к обучению, желание работать. Понятно, что уровень и качество знаний выпускника
также учитываются, но представители промышленности и бизнеса отдают себе отчет в том, что в нового сотрудника необходимо вложить еще немало денежных средств и потратить времени, прежде чем тот начнет работать с необходимой отдачей. В практике западной высшей школы применяются методы раннего привлечения (после шестого семестра) студентов для реализации конкретных заданий будущих работодателей. Подобная практика начинает применяться и передовыми вузами России. В частности, в ГУАП функционирует ряд проблемных лабораторий крупных российских (ХК «Ленинец», ФГУ «Гранит», ОАО «Электроавтоматика» и др.) и зарубежных (Intel, Bosh, Simens и др.) компаний. Студенты, работающие в этих лабораториях и выполняющие конкретные задачи, по окончанию ГУАП переходят на работу, например, в указанные фирмы и имеют хорошие перспективы для карьеры [4, 5].
В исследовательском университете научная работа преподавателей занимает такой же временной объем, как и учебная деятельность. Следует отметить, что научное направление, которым занимается преподаватель, далеко не всегда в точности совпадает с преподаваемой им дисциплиной. Потребности научной деятельности заставляют самоорганизовываться ученых университета в коллективы по интересам, которые опять же далеко не всегда структурно совпадают с теми учебными подразделениями, где они работают.
Использование ситуационного подхода в организационно-управленческих дисциплинах, таких как менеджмент, маркетинг, теория организации и пр., позволяет органично связывать учебный процесс с исследовательской работой, интересами работодателей и подключать студентов к реальным проектам. В этом случае студент может выступать инициатором проекта, реализуя его как результат учебно-исследовательской деятельности на базе анализа реальной ситуации в конкретной организации.
Символом исследовательского университета выступает пара аудитория - лаборатория, задающая двумерную структуру операционного ядра.
Можно говорить о сочетании вертикальной иерархии учебно-научных подразделений и горизонтальной подсистемы, в которой в качестве
подразделений выступают проектные группы (временные творческие коллективы). При этом состав проектных групп «горизонтального университета» формируется из подразделений «вертикального университета». Главным ресурсом, на основе использования которого в настоящих условиях возможно всестороннее развитие университета, является в первую очередь интеллект всего основного состава сотрудников и наличие у сотрудников предпринимательских и лидерских качеств.
В рамках двухпродуктового университета устанавливаются неформальные горизонтальные связи между представителями разных учебных подразделений. Эти связи могут быть оформлены в виде межкафедральных или межфакультетских структур, обычно называемых центрами или институтами. Наиболее полно и последовательно ситуационный подход реализуется в аппаратно-технической среде учебного креативного ситуационного исследовательского центра, включающего в себя компьютерный класс, банки ситуаций, данных, карты знаний и пр.
В связи с этим следует отметить появление еще одного самостоятельного продукта деятельности университета и соответственно многопродуктовой модели университета [4, 5].
Дальнейшая логика развития многопродуктовой модели университета может быть основана на диверсификации основных результатов работы научно-преподавательского коллектива. Новые продукты университета появляются, например, в результате различных форм реализации одной и той же образовательной программы. Самостоятельными продуктами являются ускоренные программы обучения, дистанционное обучение, обучение иностранцев, обучение по программам, заказанным конкретным предприятием. Кроме запроса на стандартные образовательные программы, возникают запросы на множество нестандартных программ, включая междисциплинарные программы, курсы переподготовки и повышения квалификации различной длительности, консультационные услуги. Для выполнения всех этих задач формируются те или иные дополнительные организационные подструктуры (например, в ГУАП -иностранный факультет, факультет дополни-
^Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2011. Экономические науки
тельных видов образования, факультет дистанционного образования, факультет инноватики и магистерской подготовки). Другими словами, университет ориентируется на разные рынки, что означает появление еще одного (рыночного) измерения университета.
Межкафедральные или межфакультетские структуры могут быть виртуальными. Такая организация фирмы - одна из современных организационных инноваций. Идея виртуальной организации состоит в том, что при современных информационных технологиях нет необходимости собирать сотрудников в одном месте и тратить большие средства на штаб-квартиру корпорации. Контакты и обмен информацией могут осуществляться на основе сетевых компьютерных технологий. Проиллюстрируем примером создание проекта в одном из институтов университета. Допустим, что одно из предприятий региона заказало университету программу краткосрочного повышения квалификации своих сотрудников, для оплаты которой они имеют оговоренные финансовые средства. Подобные программы обучения носят «малосерийный» характер. Как правило, речь в таких случаях идет об обучении по определяемой совместно с предприятием программе нескольких групп сотрудников в заданные сроки (обычно несколько месяцев, причем даты начала и конца обучения могут быть фиксированными). Важной особенностью подобных программ является тот факт, что заказчик обычно выдвигает дополнительные требования к программе обучения, придающие ей междисциплинарный характер. Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с ограниченной во времени работой, носящей характер проекта. Может быть, конечно, подобный заказ повторится и в будущем, однако на данном этапе параметры будущей работы определить, как правило, не представляется возможным, хотя бы по причине невозможности спрогнозировать финансовую ситуацию. Следует предположить, что в условиях острой конкуренции за подобные заказы, руководство университета поставит задачу его выполнения на максимально высоком качественном уровне по всем основным параметрам: качество занятий (лучшие преподаватели), качество технического обеспечения (современная оргтехника, средства
презентации, лучший компьютерный класс), лучшие аудитории, оказание дополнительных сервисных услуг. Подобный проект может быть достаточно эффективно реализован в рамках ситуационного подхода, когда используется общая управленческая ситуация, рассматривающая организацию как единый объект управления, а междисциплинарный характер обеспечивается анализом различных аспектов единой ситуации в процессе обучения при тесной связи с интересами заказчика, которые могут быть связаны с выполнением определенного проекта.
Современные тенденции развития экономики, основанной на знаниях, призваны способствовать формированию глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследования, инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации системы образования.
Ключевое положение проектно-ориентиро-ванного подхода состоит в поощрении и поддержке инициатив сотрудников университета. Технология ситуационного подхода в вузе может внедряться в следующих формах.
Внедрение - технология нововведений, в которой процесс нововведений осуществляется самим разработчиком ситуаций. Используется для инновации, не требующей всего комплекса инновационных услуг.
Тренинг - технология нововведений, обеспечивающая этап подготовки кадрового сопровождения инновации, в том числе, например, создания малого предприятия. Выполняется фирмами, специализирующимися в этом виде инновационных технологий (инкубаторы, технологические парки, центры и др.). Эти функции можно осуществлять в рамках учебного креативного ситуационного исследовательского центра
Консалтинг - технология нововведений, обеспечивающая этап выбора стратегии и бизнес-планирования инновационной деятельности. Выполняется фирмами, специализирующимися в области экспертизы и консультаций, а также при достаточной квалификации самими разработчиками ситуаций.
Трансфер - технология нововведений, обеспечивающая реализацию инновационного проекта за счет передачи освоенных технологий в иную предметную или географическую сферу. Требует определенной коррекции ситуаций для новой среды.
Инжиниринг - комплексная технология нововведений, наиболее полно охватывающая все этапы инновационного цикла: от маркетинга, предпроектного обследования, бизнес-планирования, разработки и до комплектной поставки оборудования и кадрового сопровождения, сдачи «под ключ» и последующего сервисного обслуживания. Включает в себя все этапы и формы работы с управленческими ситуациями.
Опытные данные, накопленные за последние годы при разработке системы менеджмента качества образования и ее международной сертификации, а также использование ситуационного подхода позволяют сделать следующие выводы:
- проекты в области образовательной деятельности и университетского управления могут быть построены на изучении конкретных практических случаев (case study), их анализе и обобщении;
- проектно-ориентированный ситуационный подход открывает возможности предпринимательской деятельности внутри университета на основе принципов проектной организации и связей с коммерческими структурами;
- ситуационный подход не отрицает никаких традиций академического сообщества, т. е. является органичным управленческим методом. Он развивает, дополняет и обобщает ряд управленческих находок и методов, уже применяемых
в практике университетского управления и принятых университетским сообществом;
- ситуационный подход задает алгоритм управленческих мероприятий, которые нужно провести с целью поддержки инициативных сотрудников, ориентированных на поиск и получение средств из разнообразных дополнительных источников финансирования;
- создание проектно-ориентированной организации университета - это цель развития вуза. Ситуационный подход и ситуационные стратегии являются частью стратегического управления университетом и определяют степень включения ситуационного подхода в проекты. При этом отслеживание управленческих ситуаций обеспечивает гибкий, динамический характер проектно-ориентированной организации, создает условия для самообновления и облегчает дальнейший процесс стратегического управления и активной связи с заказчиком;
- ситуационный проектно-ориентированный подход является организационным средством обеспечения синергетического эффекта при развитии отраслей знаний, поскольку преодолевает барьеры традиционной дисциплинарной депар-таментализации образования и науки, позволяя создавать творческие коллективы сотрудников, принадлежащих разным подразделениям университета и внешним организациям;
- проектно-ориентированный ситуационный подход требует эволюционного внедрения, постепенного «выращивания» новой организационной культуры, формирования умения работать в различных организационных инновационных структурах, таких, например, как обучающаяся, интеллектуальная и консультативная.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лысов, О.Е. Ситуационный подход в управлении организациями [Текст] / О.Е. Лысов. - СПб.: ГУАП, 2009. - 157 с
2. Лысов, О.Е. Ситуационный подход в управлении знаниями [Текст] / О.Е. Лысов. - СПб.: ГУАП, 2009.- 157 с
3. Лысов, О.Е. Способ принятия управленческих решений на основе ситуационного анализа [Текст] / О.Е. Лысов // Научно-технические ведомости
СПбГПУ. - 2011. - № 1.
4. Оводенко, А.А. Креативные технологии управления проектами университета [Текст] : моногр. / А.А. Оводенко. - СПб.: ГУАП, 2010. - 344 с.
5. Оводенко, А.А. Обеспечение качества образования в технических университетах России при реализации Болонской декларации [Текст] : моногр. / А.А. Оводенко. - СПб.: ГУАП, 2010. - 278 с.