Научная статья на тему 'Создание трансграничных территорий как форма международных отношений'

Создание трансграничных территорий как форма международных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансграничная территория / приграничное сотрудничество / международные проекты / государственное регулирование / особые экономические зоны / юрисдикция / trans-border territory / cross-border cooperation / international projects / government regulation / special economic zone / jurisdiction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лой Дмитрий Константинович, Тургель Ирина Дмитриевна

Цель исследования. В статье рассматриваются трансграничные связи и формы образования территорий с особым статусом, а также способы их государственного регулирования с учетом путей их развития и проблем межгосударственного сотрудничества. Автор провел исследование экономических и политических процессов, выявил взаимосвязи и специфику, рассмотрел политическую и экономическую составляющие. Целью работы является изучение возможности для создания новых форматов международных взаимоотношений и оценивается возможность создания трансграничных территорий с особым правовым режимом, их администрирования и регулирования. Для достижения цели исследования были поставлены задачи по изучению российского и зарубежного опыта регулирования отношений, возникающих в сферах, выходящих за пределы юрисдикции государства; исследованию предпосылок создания трансграничных территорий, с особым порядком регулирования отношений на их территории; определению политических и экономических подходов и принципов, позволяющих создать трансграничные территории и реализовать их эффективное регулирование. Выводы. В ходе исследования автор пришел к выводу, что для построения эффективных трансграничных взаимоотношений, в основу их регулирования должна быть положена не только экономическая выгода для конкретных международных проектов, но и политические эффекты, для оценки которых в построении трансграничных отношений должны участвовать не только государственные органы, входящие в экономический блок, но и органы, формирующие политику в сфере международного сотрудничества для создания возможности боле гибкого функционирования и взаимодействия. Кроме того, необходимо привлекать к управлению ими не только органы федеральной власти, но и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в пределах своих полномочий. При этом, непосредственное оперативное управление должно осуществляться внутри самой трансграничной зоны, а органы власти всех участников трансграничных отношений должны осуществлять курирующие функции, выстраивать стратегию и рассчитывать экономический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating of Trans-border Territories as a New form of the International Relationships

The Purpose of research. The article examines cross-border relations and forms special status of territory formation, as ways of their state regulation, taking into the ways of their development and problems of interstate cooperation. The author conducted a study of economic and political processes, identified the interrelationships and specifics, considered the political and economic components. The purpose of the work is research the possibility of creating new formats of international relations and to assess the possibility of creating trans-border territories with a special regime, their administration and regulation. To achieve the purpose of the study, the tasks were set to study the Russian and foreign experience in regulating relations exclude territories outside the jurisdiction of the state; to study the prerequisites for the creation of trans-border territories, with a special procedure for regulating relations on them; to determine political and economic approaches and principles that allow creating cross-border territories and implementing their effective regulation. Results. In the course of the study, the author came to the conclusion that in order to build effective cross-border relations, their regulation should be based not only on the economic benefits for specific international projects, but also on political effects, for the assessment of which not only state bodies belonging to the economic block are involved, but also bodies forming policies in the field of international cooperation, to create the possibility of more flexible functioning and interaction. In addition, it is necessary to involve in their management not only federal authorities, but also state authorities of the subjects of the Russian Federation, as well as local governments within their powers. At the same time, direct operational management should be carried out within the border zone itself, and the authorities of all participants in border relations should exercise supervisory functions, build a strategy and calculate the economic effect.

Текст научной работы на тему «Создание трансграничных территорий как форма международных отношений»

УДКЗЗ ГРНТИ 06.51

EDN: SJROOQ

Создание трансграничных территорий как форма международных отношений

©Лой Дмитрий Константинович3, ©Тургель Ирина Дмитриевнаь Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ),

г. Екатеринбург, Российская Федерация ае-таН: [email protected] ье-таМ: [email protected]

Аннотация. Цель исследования. В статье рассматриваются трансграничные связи и формы образования территорий с особым статусом, а также способы их государственного регулирования с учетом путей их развития и проблем межгосударственного сотрудничества. Автор провел исследование экономических и политических процессов, выявил взаимосвязи и специфику, рассмотрел политическую и экономическую составляющие. Целью работы является изучение возможности для создания новых форматов международных взаимоотношений и оценивается возможность создания трансграничных территорий с особым правовым режимом, их администрирования и регулирования. Для достижения цели исследования были поставлены задачи по изучению российского и зарубежного опыта регулирования отношений, возникающих в сферах, выходящих за пределы юрисдикции государства;исследованию предпосылок создания трансграничных территорий, с особым порядком регулирования отношений на их территории;определению политических и экономических подходов и принципов, позволяющих создать трансграничные территории и реализовать их эффективное регулирование. Выводы. В ходе исследования автор пришел к выводу, что для построения эффективных трансграничных взаимоотношений, в основу их регулирования должна быть положена не только экономическая выгода для конкретных международных проектов, но и политические эффекты, для оценки которых в построении трансграничных отношений должны участвовать не только государственные органы, входящие в экономический блок, но и органы, формирующие политику в сфере международного сотрудничества для создания возможности боле гибкого функционирования и взаимодействия. Кроме того, необходимо привлекать к управлению ими не только органы федеральной власти, но и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в пределах своих полномочий. При этом, непосредственное оперативное управление должно осуществляться внутри самой трансграничной зоны, а органы власти всех участников трансграничных отношений должны осуществлять курирующие функции, выстраивать стратегию и рассчитывать экономический эффект.

Ключевые слова: трансграничная территория, приграничное сотрудничество, международные проекты, государственное регулирование, особые экономические зоны, юрисдикция.

Для цитирования: Лой Д. К., Тургель И. Д. Создание трансграничных территорий как форма международных отношений // Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 6. С. 202-207. Е01\1: Б^ООЦ

202

ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE

Vol. 19, № 6, 2023

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Creating of Trans-border Territories as a Newform ofthe International Relationships

©Dmitry K. Loy3, ©Irina D. Turgelb Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (UrFU), Yekaterinburg, Russian Federation

ae-mail: [email protected] ''e-mail: [email protected]

Abstract. The Purpose of research. The article examines cross-border relations and forms special status of territory formation, as ways of their state regulation, taking into the ways of their development and problems of interstate cooperation. The author conducted a study of economic and political processes, identified the interrelationships and specifics, considered the political and economic components. The purpose ofthe work is research the possibility of creating new formats of international relations and to assess the possibility of creating trans-border territories with a special regime, their administration and regulation. To achieve the purpose ofthe study, the tasks were set to study the Russian and foreign experience in regulating relations exclude territories outside the jurisdiction ofthe state; to study the prerequisites for the creation of trans-border territories, with a special procedure for regulating relations on them;to determine political and economic approaches and principles that allow creating cross-border territories and implementing their effective regulation. Results. In the course ofthe study, the author came to the conclusion that in order to build effective cross-border relations, their regulation should be based not only on the economic benefits for specific international projects, but also on political effects, for the assessment of which not only state bodies belonging to the economic block are involved, but also bodies forming policies in the field of international cooperation, to create the possibility of more flexible functioning and interaction. In addition, it is necessary to involve in their management not only federal authorities, but also state authorities ofthe subjects ofthe Russian Federation, as well as local governments within their powers. At the same time, direct operational management should be carried out within the border zone itself, and the authorities of all participants in border relations should exercise supervisory functions, build a strategy and calculate the economic effect.

Key words: trans-border territory, cross-border cooperation, international projects, government regulation, special economic zone, jurisdiction.

For citation: Loy D. K., Turgel I. D. Creating of Trans-borderTerritories as a New form ofthe International Relationships// ECONOMIC PROBLEMSAND LEGAL PRACTICE. 2023. Vol. 19. № 6. P. 202-207. (in Russ.) EDN: SJROOQ

ВВЕДЕНИЕ

Приграничное сотрудничество—основа для взаимного культурно-экономического проникновения и расширения партнерских связей. Именно с него начинается создание трансграничных связей между государствами.

В условиях глобализации и расширения международных связей и роста конкуренции между государствами, вопросы установления порядка работы в международном пространстве и государственного регулирования объектов, расположенных на территории государств с различным законодательством, становятся все более актуальными.

Существующая практика в каждом отдельном случае предусматривает заключение соглашений, регулирующих их правовое положение, однако предметом данной работы станет изучение способов создания новых форм межгосударственного взаимодействия—трансграничных территорий.

МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЯ

Объектом исследования являются трансграничные связи и формы образования территорий с особым статусом,

предметом исследования—способы их государственного регулирования с учетом путей их развития и проблем межгосударственного сотрудничества, которые решаются при их помощи. Теоретическая база работы включает в себя работы отечественных и зарубежных авторов, исследовавших вопросы межгосударственного взаимодействия и регулирование внутренних специальных экономических зон (Том Белл (2016), Марта Прато (2022), Шенг Кай, Вей Сянг (2022)) [1], [2], [3], в качестве информационных баз использовались публикации в различных журналах, а также законодательство, регулирующие создание и функционирование международных и внутренних экономических зон. В основу методологии легли системный подход, анализ и синтез, а также метод сравнения и сопоставления.

Опираясь на теоретико-методологические подходы, в данной работе было проведено исследование экономических и политических процессов, выявлена их взаимосвязь и специфика, рассмотрена взаимосвязь политической и экономической составляющей.

В работе используется подход, в рамках которого качество управления обусловлено достижением значимых результатов при сохранении качества управленческих процессов и их комплексность.

ISSN 2541-8025(print) Том 19, № 6,2023 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 203 ISSN 2712-7605(online)

Целью настоящей работы является изучение возможности для создания новых форматов международных взаимоотношений и оценивается возможность создания трансграничных территорий с особым правовым режимом, их администрирования и регулирования

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

-изучение российского и зарубежного опыта регулирования отношений, возникающих в сферах, выходящих за пределы юрисдикции государства;

-исследование предпосылок создания трансграничных территорий, с особым порядком регулирования отношений на их территории;

-определение политических и экономических подходов и принципов, позволяющих создать трансграничные территории и реализовать ихэффективное регулирование.

ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Создание трансграничных связей между государствами, помимо внешнеэкономической составляющей, затрагивающих также культурные, гуманитарные, социальные и прочие сферы деятельности, как правило, начинаются с развития приграничного сотрудничества, которое становится основой для взаимного культурно-экономического проникновения и расширения партнерских связей.

Понятие приграничного сотрудничества было введено Концепцией приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденной распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р (далее—Концепция) [4], и подразумевает по собой согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия РФ и сопредельных государств, повышение благосостояния населения приграничных территорий РФ и сопредельных государств, укрепление дружбы и добрососедства сэтими государствами.

Кроме того, Федеральным законом от 22 июля 2002 г. № 91-ФЗ была ратифицирована Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (далее—Мадридская конвенция) [5].

После ратификации Мадридской конвенции, национальное законодательство стало противоречить международному и для приведения его в соответствие, 26 июля 2017 г. был принят Федеральный закон № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» [6].

С учетом современного видения межгосударственных отношений в 2020 г. была разработана новая Концепция приграничного сотрудничества, которая была утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 2577-р [7].

В новой Концепции не приводится прямое определение международного сотрудничества, однако, в качестве основных принципов декларируются взаимное уважение суверенитета, обеспечение интересов России в приграничном сотрудничестве, ненанесение ущерба интересам государств, учет особенностей приграничных территорий.

В качестве основных целей определены развитие и укрепление связей между государствами, упрощение общения органов государственной власти, деловых кругов и населения, совместное развитие инфраструктуры, совместное решение экономических, транспортных, гуманитарных

и других проблем, создание условий, способствующих прохождению экспортных, импортных и транзитных товаров через приграничную территорию, повышение эффективности использования производственной и социальной базы, создание условий, способствующих прекращению оттока населения и развитиючеловеческого капитала, содействие реализации внутренней и внешней политики, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности.

Анализ перечисленных документов позволил нам сделать вывод о том, что в текущей ситуации приграничное сотрудничество направлено на реализацию собственных интересов приграничных регионов с опорой на географическое положение. При этом международные отношения построены таким образом, чтобы предоставить соседнему государству те же бенефиции, что получают сами, сохранив при этом баланс интересов.

Таким образом, приграничное сотрудничество не направлено на создание общих проектов, представляющих собой единый комплекс, выходящий за пределы влияния одного государства.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Как уже упоминалось, трансграничные отношения являются логичным продолжением развития приграничного сотрудничества, и если в российском правовом поле приграничное сотрудничество имеет свое регулирование, а законодательство регулярно актуализируется и обновляется, то трансграничные отношения не имеют четко очерченных правовых границ и представляют собой разрозненные акты, точечно регулирующие отношения в конкретных случаях.

В условиях глобализации экономики, расширении международных связей и роста конкуренции не только между корпорациями, но и между государствами был отмечен рост актуальности вопроса уточнения порядка работы в международном пространстве, особенно, при реализации совместных инфраструктурных проектов, когда части единого или объединенного объекта расположены на территориях различных государств.

Не менее актуальным является вопрос государственного регулирования объектов, расположенных на территории страны, законодательство которой не позволяет иностранным гражданам осуществлять деятельность по этому направлению или устанавливает иные нормативные требования кучастникамдеятельности.

При этом, вопрос статуса объектов, как правило, определен, например, государственная принадлежность воздушного или морского судна определяется портом его приписки и обозначается государственным флагом, а положение инфраструктурного объекта регулируется государством, на территории которого он зарегистрирован.

Гораздо больший интерес вызвали объекты, расположенные на территории двух и более государств, а также производственные предприятия, географически разнесенные на территориях нескольких государств, но отрабатывающие единый производственный цикл, а также правила и нормы, в соответствии с которыми они создаются, функционируют, управляются и начисляют налоги, сборы и прочие обязательные платежи. [8] [9]

Было установлено, что согласно сложившейся практике, такие объекты, в основном не имеют единого междуна-

204 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE

Vol. 19, № 6, 2023 ISSN 2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

родно-правового режима и по каждому отдельному случаю заключаются отдельные соглашения, регулирующие их правовое положение, с учетом исходных положений международного права. [10]

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

С учетом физических и производственных параметров, мы разделили объекты, распределенные по территории нескольких государств, на две категории:

-единые—то есть объекты, которые не имеют внутри своей структуры составных частей, либо могут существовать только при условии компактного размещения;

-комплексные—объекты, осуществляющие единые производственные циклы, структурные подразделения которых способны существовать отдельно друг от друга без потери эффективности.

И если с едиными объектами ситуация представляется не такой сложной, и, на первый взгляд, можно установить для такого объекта единое государственное регулирование, то комплексные объекты требуют гораздо более гибкого подхода, поскольку, помимо государственного регулирования, каждой структурной единицы необходимо, например, определить правила для логистических цепочек, особые таможенные и налоговые режимы, определить по нормам какого государства осуществляется строительство и регулируется деятельность юнитов, какие требования предъявляются к сырью и промежуточному продукту внутри цикла и тд. Таким образом, подразделения таких предприятий объединяются в комплекс, в систему объединенных национальных предприятий. [11] При этом каждое государство будет регулировать деятельность подразделения, находящего на его территории, как отдельного предприятия.

При реализации данной модели возникают дополнительные административные барьеры и необходимость прохождения таможенных налоговых и иных процедур при перемещении продуктов через границы между производственными циклами. Чаще всего, такой подход предусма-триваетеще и управление каждым сегментом различными операторами. [12] Отсутствие единой системы регулирования создает дополнительные сложности, однако, создание таких правовых систем, опирающихся на национальное законодательство не представляется сложным.

ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В ходе изучения международного опыта были выявлены следующие подходы к регулированию международных взаимоотношений в области строительства и дальнейшей эксплуатации производственных и инфраструктурных объектов: -заключение рамочных соглашений, устанавливающих общие принципы взаимодействия, цели и задачи сотрудничества, основные права и обязательства, принятые на себя сторонами, важно, что такие соглашения часто распространяют свое действие на реализацию всех подобных проектов между договаривающимися сторонами;

-подписание соглашений в отношении каждого конкретного проекта, и подробно регулирующих только правоотношения, вытекающие из них.

Разница в проектах и подходах, а также отсутствие единообразия приводит к необходимости унифицировать правовую структуру трансграничных отношений, что позволи-

ло нам определить сферы регулирования, которые должны быть сформированы в любых системах:

-отношения, не регулируемые национальным законодательством;

- резидентство участников отношений;

-отношения в области безопасности и охраны окружающей среды;

- проведение совместных или односторонних инспекций и мониторинга;

-управление совместным проектом, выбор оператора; -территория, на которой осуществляется деятельность по оговоренным правилам; -таможенный режим.

ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ЗОНЫ

Изучение мировой практики показывает, что создание трансграничных территорий с особым правовым режимом положительно влияет на экономическое развитие этих территорий или прилегающего к ним кластера.

Обнаружено, что выгода, получаемая государством от создания трансграничных территорий не всегда может быть измерена в денежном выражении, так, создание подобных зон может дать толчок к совместной работе, например, над продуктами военного и двойного назначения, особенно в условиях санкционного давления и иных ограничений.

Кроме того, обмен технологиями более продуктивен если он осуществляется не между двумя отдельными предприятиями, преследующими собственные цели и выгоды, а двумя подразделениями одной международной компании, которые работают над общими задачами.

Распределение готовой продукции, наполнение ей внутренних рынков или рынков иных стран, также может стать одним из пунктов договоренностей между государствами—участниками трансграничных взаимоотношений.

Кроме того, мотивы могут быть и чисто политическими, поскольку такие зоны становятся точками возникновения интересов и уступки внутри них могут стать аргументом на переговорах в поле других интересов.

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

В отличие от существующих в настоящее время территорий опережающего развития, резидентами трансграничных территорий могут стать граждане различных стран, имеющих собственные нормы права, регулирующие гражданские и социальные взаимоотношения, и привыкших к определенному уровню социальной свободы и порядкам ведения дел. Поэтому важно установить единые правила для резидентов трансграничных зон, чтобы устранить возможные противоречия и спорные вопросы.

Кроме того, необходимо предусмотреть механизмы защиты прав резидентов трансграничных зон, попавших в правовое поле государств, на территории которых они физически находятся, например, подозреваемые и обвиняемые в совершенных правонарушениях.

Таким образом, необходимо воспользоваться принципом экстерриториальности и частично изъять трансграничные зоны из правового поля государства, на территории которого они будут размещены. При этом, изъятие должно осуществляться разумно.

Однако, в вопросе внедрения собственных правил должен соблюдаться баланс интересов всех участников про-

№№ 2541-8025(рппХ) Том 19, № 6,2023 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 205 ЮМ 2712-7605(опНпв)

цесса, для того, чтобы исключить ситуации, при которых гражданам более развитых государств придется отказываться от более высокого уровня получаемых благ и свобод, а для граждан других стран, эти территории станут социальной гаванью.

В любом случае, создание отдельного правового поля внутри трансграничной территории, приведет к ограничению государственной власти, что чревато возникновением юрисдикционной конкуренции со стороны правительств как по отношению к администрации самой территории, так и по отношению к правительствам других государств-участников трансграничных отношений.

Снизить уровень конкуренции не удастся, и единственным выходом может стать повышение уровня лояльности администрации и резидентов трансграничных территорий, для чего были сформулированы следующие принципы:

-Автономность в пределах юрисдикции зоны;

-Защита индивидуальных прав;

- Разрешение споров действительно независимыми органами;

-Свобода выхода.

РАЗМЕЩЕНИЕ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЗОН

Несмотря на то, что ранее было указано, что выгода может быть не только денежная, о деньгах тоже нельзя забывать. Например, при упрощении транзитных и таможенных процедур, вплоть до полной отмены пошлин и иных обязательных платежей, можно установить особый налоговый режим, при котором государства—участники получают выплаты в виде части прибыли, полученной от своей деятельности. Таким образом, за счет таких выплат, государство компенсирует выпавшие доходы за счет того, что экономия предприятия будет учтена как прибыль, что, при влиянии синергетического эффекта, может быть гораздо выгоднее, чем пополнение оттаможенных сборов.

Однако не каждый регион сможет обеспечить подходящие условия для размещения трансграничных объектов. В первую очередь, стоит принять во внимание цели создания таких территорий и виды размещаемых на них объектов. К примеру, недопустимо размещать производственные объекты на территории Хинганского заповедника, который, хоть и находится на приграничной территории, но не подходитдля этих целей.

Также необходимо учитывать плечо доставки и размещать такие объекты вблизи логистических артерий государств-участников.

Администрирование трансграничных зон — новая практика, которая ранее не была реализована в России, и создание управленческой системы станет отправной точкой для ее решения.

В настоящее время, территории опережающего развития находятся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации, при этом, ТОР, расположенные на территории Дальнего Востока, подведомственны Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

В рамках трансграничных отношений, будет целесообразным помимо экономического эффекта учитывать перемещение товаров и сырья, однако, для этого, в число курирующих ведомств необходимо включить не Федераль-

ную таможенную службу, а Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Такое предложение обоснованно тем, что сами трансграничные зоны создаются для более гибкого взаимодействия, поэтому с позиции международного взаимодействия необходим не орган, который будет отслеживать правильность выполнения ранее установленных правил, а орган, формирующий политику в международной сфере, и способный принять решение, а также просчитать последствия и эффекты от его принятия.

Кроме того, как уже упоминалось ранее, трансграничное и приграничное сотрудничество осуществляется на различных уровнях, поэтому необходимо привлекать к управлению не только органы федеральной власти, но и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в пределах своих полномочий.

При этом, непосредственное оперативное управление должно осуществляться внутри самой трансграничной зоны, а органы власти всех участников трансграничных отношений должны осуществлять курирующие функции, выстраивать стратегию и рассчитыватьэкономический эффект.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание трансграничных территорий может стать эффективным продолжением приграничного сотрудничества, а также развития совместных проектов на международном уровне. Однако, для этого должны быть созданы условия, при которых такие территории создаются в виде особых саморегулируемых экономических зон, в которых государственная власть ограничена, а регулирующая роль государства отведена только в отношении основополагающих сфер общественных отношений, а общее регулирование будет осуществляться непосредственно администрацией самой территории.

В ситуации юрисдикционной конкуренции важным фактором является уровень лояльности администрации и резидентов. В ходе исследования были сформулированы основные принципы регулирования трансграничных зон, следование которым поможет повысить уровень лояльности, такие как: автономность, защита индивидуальных прав, независимость органов, разрешающих споры и свобода выхода.

В основе регулирования трансграничных отношений должна находиться не только экономическая выгода, но и политические эффекты, для оценки которых должны участвовать не только государственные органы, отвечающие за экономические показатели, но и органы, формирующие политику в области международных отношений, обеспечивая возможности для принятия гибких решений.

Кроме того, к управлению трансграничными зонами необходимо привлекать не только органы власти федерального уровня, но и власти субъектов, а также органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий.

При этом, непосредственное оперативное управление должно осуществляться администрацией самой трансграничной зоны, а органы власти участников отношений осуществляют курирующие функции, выстраивают стратегию и рассчитываютэкономические эффекты.

206 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE

Vol. 19, № 6, 2023 ISSN 2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

Список литературы:

1. Белл, Т.У. Особые экономические зоны в США: от колониальных хартий к зонам свободной торговли и ОЭЗ США, Обзор права Баффало, 2016, № 5 (64).

2. Акджигит У., Пирс Дж.Г., Прато М. Использование талантов: сочетание образовательной и инновационной политики для экономического роста, 2020, рабочий доклад.

3. Цай Ш., Сян В. Многонациональное производство, распространение технологий и экономический рост, рабочий доклад, 2022.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.02.2001 г. № 196-р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации», Собрание законодательства РФ, 19.02.2001, № 8, ст. 764.

5. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (ETS № 106), Бюллетень международныхдоговоров, 2003, № 10, с. 3-120.

6. Федеральный закон от 26.07.2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества», Российская газета, № 167, 31.07.2017.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 г. № 2577-р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации», Собрание законодательства РФ, 19.10.2020, № 42 (часть III), ст. 6650.

Reference list:

1. Bell, T.W. Special Economic Zones in the United States: From Colonial Charters, to Foreign-Trade Zones, Toward USSEZs, Buffalo Law Review, 2016, № 5, vol. 64.

2. Akcigit U., Pearce J.G., Prato M. Tapping into Talent: Coupling Education and Innovation Policies for Economic Growth, 2020, working paper.

3. Sheng Cai, Wei Xiang Multinational Production, Technology Diffusion and Economic Growth, Job Market Paper, 2022.

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 196-r dated 09.02.2001 «On Approval of the Concept of Cross-border Cooperation in the Russian Federation», Collection of Legislation ofthe Russian Federation, 19.02.2001, No. 8, Article 764.

5. European Framework Convention on Cross-Border Cooperation of Territorial Communities and Authorities (ETS No. 106), Bulletin of International Treaties, 2003, No. 10, pp. 3-120.

6. Federal Law No. 179-FZ dated 07/26/2017 «On the Basics of Cross-border Cooperation», Rossiyskaya Gazeta, No. 167, 07/31/2017.

7. Decree of the Government of the Russian Federation dated 07.10.2020 No. 2577-r «On approval of the Concept of cross-border cooperation in the Russian Federation», Collection of Legislation ofthe Russian Federation, 19.10.2020, No. 42 (Part III), art. 6650.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,68%.

Рецензент: Власова Н.Ю., доктор экономических наук, профессор; Уральский государственный экономический университет.

Статья поступила в редакцию 01.12.2023, принята к публикации 21.12.2023 The article was received on 01.12.2023, accepted for publication 21.12.2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Лой Дмитрий Константинович, аспирант, МВА; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ); г. Екатеринбург, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Тургель Ирина Дмитриевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, директор школы экономики и менеджмента; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ); г. Екатеринбург, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Dmitry K. Loy, postgraduate student, MBA; Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin; Yekaterinburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Irina D. Turgel, Dr. Sci. (Econ.), Professor, Head of Chair of the Department for Theory, Methodology and Law Support of State and Municipal Administration, Head of School of Economics and Management; Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin; Yekaterinburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]

ISSN 2541-8025(print) Том 19, № 6,2023 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 207 ISSN 2712-7605(online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.