DOI: 10.33693/2541-8025-2024-20-1-196-202
УДК 332.025.12 ГРНТИ 06.91
EDN: CXFHUK
Налоговые льготы как инструмент стимулирования использования проектов ГЧП для управления чрезвычайными ситуациями: опыт регионов КНР
©Гао Тунтун3, ©Тургель Ирина Дмитриевнаь Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ),
г. Екатеринбург, Российская Федерация ае-таН: [email protected] ье-таМ: [email protected]
Аннотация. Цель исследования. В статье рассматривается проект государственно-частного партнерства (ГЧП) как важный инструмент привлечения ресурсов частного сектора для повышения эффективности и качества реагирования на чрезвычайные ситуации. Анализируется степень влияния именно налоговых стимулов на финансовые решения корпораций и доходность инвестиций в контексте опыта регионов КНР. Целью исследования является выявление роли налоговых льгот в стимулировании использования проектов ГЧП для управления чрезвычайными ситуациями. Приведены конкретные кейсы использования налоговых льгот для восстановления деятельности предприятий—участников проектов ГЧП в условиях пандемии. Выводы. В результате проведенного исследования было выявлено, что предоставление налоговых льгот оказало положительное воздействие на проекты ГЧП. Это достигается за счет уменьшения финансового давления на предприятия, снижения затрат на реализацию проектов ГЧПи увеличения доходности инвестиций.Такие меры предоставляют необходимую поддержку для обеспечения стабильной реализации проектов ГЧП и способствуют устойчивому развитию национальной экономики. Опыт КНР показал, что даже во время общественных кризисов, таких как пандемия СОУЮ-19, налоговые льготы могут эффективно стимулировать частный сектор к участию в строительстве инфраструктуры и предоставлении государственных услуг, способствующему гармонизации экономических и социальных целей государственной политики.
Ключевые слова: налоговые льготы, проект ГЧП, КНР, устойчивое развитие экономики, региональная политика, управление чрезвычайными ситуациям.
Для цитирования: Гао Тунтун, Тургель И. Д. Налоговые льготы как инструмент стимулирования использования проектов ГЧП для управления чрезвычайными ситуациями: опыт регионов КНР // Проблемы экономики и юридической практики. 2024. Т. 20. № 1. С. 196-202. 001: 10.33693/2541-8025-2024-20-1-196-202. Е01Ч: СХРНЫК
196 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE Vol. 20, № 1, 2024 ISSN 2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(online)
Гао Тунтун, НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТОВ Тургель И.Д. ГЧП ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ СИТУАЦИЯМИ: ОПЫТ РЕГИОНОВ КНР
DOI: 10.33693/2541-8025-2024-20-1-196-202
Tax Incentives as a Tool of Development of PPP Projects for Emergency Management: Experience of PRC Regions
©Gao Tongtong3, ©Irina D. Turgelb Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation
ae-mail: [email protected] ''e-mail: [email protected]
Abstract. The purpose ofthe research. The article discusses the public-private partnership (PPP) projects as an important tool for attracting private sector resources to enhance the efficiency and quality of emergency response. It analyzes the extent to which tax incentives influence the financial decisions of corporations and investment returns in the context of regions in China. The purpose of the research is to identify the role of tax benefits in stimulating the use of PPP projects for managing emergencies. It presents specific cases where tax incentives were utilized to recover participating in PPP projects enterprises during the pandemic. Results. The research revealed that the provision of tax incentives has had a positive impact on PPP projects. This is achieved through the reduction of financial burdens on enterprises, lowering costs for PPP projects implementation, and increasing investment returns. These measures provide critical support for the successful implementation of PPP projects and contribute to sustainable national economic development. PRC's experience demonstrated that even during social crises such as the COVID-19 pandemic, tax incentives effectively promote private sector participation in infrastructure construction and the provision of public services to harmonize the economic and social goals in public policy.
Keywords: tax incentives, PPP project, PRC, sustainable economic development, regional economy, emergency management.
For citation: Gao Tongtong, Turgel I. D. Tax Incentives as a Tool of Development of PPP Projects for Emergency Management: Experience of PRC Regions // ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE. 2024. Vol. 20. № 1. P. 196-202. (in Russ.) DOI: 10.33693/2541-8025-2024-20-1-196-202. EDN: CXFHUK
ВВЕДЕНИЕ.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
На фоне пандемии СОУЮ-19 важностьуправления чрезвычайными ситуациями становится все более очевидной. Будь то стихийное бедствие или кризис в области здравоохранения, эффективное управление чрезвычайными ситуациями является ключом к обеспечению социальной стабильности и безопасности людей. В этих условиях проекты государственно-частного партнерства (далее—ГЧП) стали для правительств важным инструментом привлечения ресурсов частного сектора для повышения эффективности и качества реагирования на чрезвычайные ситуации. Однако, поскольку такие проекты часто связаны с высокими рисками и большими инвестиционными затратами, актуальным вопросом стало стимулирование участия частного сектора. Среди множества механизмов стимулирования именно налоговые стимулы оказывают непосредственное влияние на финансовые решения корпораций и доходность инвестиций, что определяет актуальность проведенного исследования как для государства, так и для частного сектора.
Цель исследования — выявить роль налоговых льгот в стимулировании использования проектов ГЧП для управления чрезвычайными ситуациями.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Обосновать возможности использования проектов ГЧП в управлении чрезвычайными ситуациями.
2. Обобщить и систематизировать данные о налоговых льготах, предоставляемых в КНР в ходе реализации проектов ГЧП в условиях пандемии.
3. Охарактеризовать конкретные кейсы использования налоговых льгот для стимулирования проектов ГЧП в регионах КНР.
ТЕОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Государственно-частное партнерство является важным инструментом развития общественных услуг и инфраструктуры, применяемой во всем мире. Налоговые стимулы играют решающую роль в продвижении проектов ГЧП. Особое значение приобретают налоговые льготы, которые способствуют привлечению частных инвесторов путем снижения налогового бремени и повышения рентабельности проекта. Налоговые льготы—это снижение налогов или освобождение от них, предоставляемые правительствами для стимулирования развития определенных видов экономической деятельности или отраслей. Для проектов ГЧП (государственно-частного партнерства) налоговые льготы могут снизить порог и стоимость участия частного сектора в государственных проектах, одновременно повышая отда-
ISSN 2541-8025(print) Том 20, № 1,2024 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 197 ISSN 2712-7605(online)
чу от инвестиций и мотивацию. Налоговые стимулы имеют прямое влияние на долгосрочную устойчивость проекта, позволяя осуществлять инициативы, которые в противном случае были бы недостижимыми или рискованными.
В области управления чрезвычайными ситуациями проекты ГЧП сталкиваются с уникальными проблемами, такими как необходимость быстрого реагирования, высокие первоначальные инвестиционные затраты и потенциально длительный цикл окупаемости. В данном контексте налоговые льготы играют важную роль как эффективный инструмент бюджетного стимулирования. Они способствуют разработке и внедрению передовых технологий и решений для обеспечения быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях. Налоговые льготы могут включать поддержку инвестиций в исследования и разработки, а также внедрение новых технологий, что способствует инновациям и повышает возможности органов государственного управления в условиях чрезвычайных ситуаций.
В условиях пандемии СОУЮ-19, Ван Цяньи отмечает, что государство играет важную роль в налогообложении, используя налоговые стимулы для стабилизации общественной ситуации, что способствуетэкономическому восстановлению. Эти меры направлены на профилактику и борьбу с эпидемиями, стимулирование инвестиций в общественную инфраструктуру, помощь предприятиям в возобновлении производства и поддержание социальной стабильности путем снижения налоговых бремен и увеличения доходов населения [1]. Бай Яньфэн и Тан Инин указывают, что финансы являются основой модернизации национального управления, а способность финансовых и налоговых органов реагировать на чрезвычайные ситуации в области здравоохранения является важным элементом национальной безопасности [2]. В случае крупных социальных потрясений, таких как пандемия СОУЮ-19, предприятия не могут полностью полагаться на себя для решения проблем развития и выживания, поэтому государственные органы должны вмешиваться, чтобы обеспечить благоприятные условия для социально-экономического развития [3]. Ян Юаньюань считает, что налоговые льготы в рамках профилактики и борьбы с эпидемией помогают предприятиям не только снизить налоговые издержки, но и расширить производство, что способствует их выживанию и росту занимаемой доли рынка. Правительство Китая ввело ряд налоговых стимулов, включая сокращение налогов, отсрочку уплаты и ускоренное возмещение налогов, чтобы обеспечить профилактику и борьбу с эпидемией, а также возобновление работы предприятий. Эти меры существенно улучшили положение хозяйствующих субъектов и сыграли ключевую роль в качественном развитии экономики [4]. Вспышка пандемии СОУЮ-19 оказала серьезное влияние на мировую экономику, причем малые и средние предприятия (МСП) стали одними из наиболее пострадавших субъектов рынка [5]. Шу И Цинь отметил, что внедрение налоговых стимулов помогает мобилизовать усилия малых и средних предприятий и высвободить их ресурсы для развития. С точки зрения создания благоприятных условий для экономического роста после пандемии, основная роль также отводится снижению налогового бремени на предприятия, чтобы помочь им противостоять операционным рискам [6]. Для того чтобы малые и средние предприятия в условиях пандемии СОУЮ-19 нормально развивались, местные органы власти должны оценить возможности налогового стимулирова-
ния, чтобы малые и средние предприятия имели долгосрочный горизонт планирования [7]. Ли Хуэй сосредоточилась на изучении эффекта налоговых преференций в сфере благотворительности в условиях чрезвычайных ситуаций. Она отметила, что в условиях пандемии СОУЮ-19 политика налоговых преференций становится важным направлением, определяющим социальное развитие. Благодаря стандартизированной политике налоговых преференций в сфере благотворительности можно направлять и поощрять все слои общества к активному участию в росте общественном благосостоянии, поощрять развитиефилантропии [8].
Большинство ученых отмечают, что пандемия СОУЮ-19 препятствует развитию государственно-частного партнерства, и органам государственной власти необходимо осуществлять целенаправленный контроль, внедрять налоговую политику, способствующую профилактике и контролю эпидемии, совершенствовать фискальную и налоговую систему, чтобы поддержать функционирование общества и минимизировать негативные последствия. Таким образом, существующие сегодня исследования, концентрируются на анализе налоговой политики и использовании налоговых стимулов в условиях пандемии. Вопросы использования налоговыхстимуловдля поддержки проектов ГЧП в условиях чрезвычайных ситуаций пока не получили должного внимания исследователей. Таким образом, данное исследование позволяет расширить представления об инструментах государственной политики в чрезвычайных ситуациях и сформулировать рекомендации для их практического применения. В ходе исследования были использованы официальные сайты Правительства и территориальных органов управления, Министерства финансов, Государственного управления по налогам и сборам Китая и Национальной комиссии по здравоохранению и охране здоровья КНР. Проанализированы и систематизированы нормативно-правовые акты в сфере чрезвычайной фискальной и налоговой политике, а также сообщения СМИ и комментарии экспертов.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ГЧП В УПРАВЛЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ СИТУАЦИЯМИ
Государственно-частное партнерство (ГЧП)-это модель сотрудничества между правительством и частным сектором в целях совместного инвестирования, строительства, эксплуатации и технического обслуживания государственных объектов и услуг. Согласно этой модели, правительство несет ответственность за планирование проекта, надзор и контроль, в то время как частный сектор берет на себя ответственность за финансирование, строительство и эксплуатацию. В то же время управление чрезвычайными ситуациями относится к комплексным мероприятиям, осуществляемым правительством и связанными с ним ведомствами для эффективного реагирования на природные и социальные внешние шоки. Это предполагает оценку риска стихийных бедствий, планирование в чрезвычайных ситуациях, распределение ресурсов и проведение спасательных операций, а также восстановление и реконструкцию после произошедших инцидентов.
Интеграция модели ГЧП в сферу государственного управления в чрезвычайных ситуациях может оптимизировать распределение ресурсов и повысить эффективность реагирования. Таким образом, частный сектор использует
198 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE
Vol. 20, № 1, 2024 ISSN 2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(online)
Гао Тунтун, НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТОВ Тургель И.Д. ГЧП ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ СИТУАЦИЯМИ: ОПЫТ РЕГИОНОВ КНР
свои профессиональные возможности и технические преимущества при оценке рисков, распределении ресурсов и проведении спасательных операций, в то время как правительство обеспечивает соответствие этих мероприятий установленным стандартам безопасности и социальным целям. Кроме того, на этапе ликвидации последствий стихийных бедствий, ГЧП также может обеспечить необходимую финансовую поддержку и технические решения для быстрой реконструкции инфраструктуры и восстановления общественного порядка. Таким образом, интеграция механизмов ГЧП в систему управления чрезвычайными ситуациями является ключевым способом повышения профессионализма и эффективности управления общественной безопасностью. Необходимость и целесообразность использования проектов ГЧП в чрезвычайных ситуациях определяется следующими факторами
Проекты ГЧП могут оперативно предоставлять материальные ресурсы для поддержки системы государственного управления. Они имеют более гибкие механизмы и ускоренные процессы принятия решений, что обеспечивает более быструю и эффективную поддержку в чрезвычайных ситуациях.
Возможности мобилизации социальных ресурсов с помощью рыночных механизмов и повышение эффективности предоставления государственных услуг. Участие частного сектора может способствовать более гибкому и эффективному распределению ресурсов при управлении чрезвычайными ситуациями.
Стимулирование инноваций и технологического прогресса. Проекты ГЧП могут обеспечить более инновационные решения в области предотвращения бедствий, спасения, восстановления и реконструкции и способствовать созданию механизмов обмена информацией и сотрудничества между государственным и частным секторами, чрезвычайные ситуации.
Снижение финансового давления на правительство. Средства и ресурсы быстро инвестируются в усилия по оказанию помощи во время чрезвычайных ситуаций и последующее восстановление.
Проекты ГЧП могут способствовать участию общественности и повышению социальной ответственности. Участие в управлении чрезвычайными ситуациями на основе партнерства государства и частного сектора может повысить осведомленность общества о риске бедствий и общественной безопасности, а также побудить бизнес к выполнению своей социальной ответственности путем усиления поддержки усилий по предотвращению бедствий, оказанию помощи, восстановлению и реконструкции.
Широкие возможности использования проектов ГЧП для снижения негативного воздействия и предупреждения чрезвычайных ситуаций определяют целесообразность
их поддержки со стороны государства, в т.ч. с использованием налоговых стимулов. Такие стимулы могут использоваться для поощрения и поддержки различных видов деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. Например, правительство может поощрять в рамках проектов ГЧП инвестирование в исследования и разработки технологий управления чрезвычайными ситуациями и обновление оборудования;поощрять предприятия участвовать в учениях по подготовке к стихийным бедствиям;поддерживать организации гражданского общества в проведении пропаганды и обучения в области общественной безопасности. Эти стимулы могут эффективно способствовать участию различных сил в управлении чрезвычайными ситуациями и повысить общий потенциал адаптивности и устойчивости экономики и общества
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ГЧП В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СОУШ-19
Пандемия СОУЮ-19 оказала существенное негативное влияние на ход реализации проектов ГЧП: во многих случаях сроки реализации были сдвинуты, стоимость проектов возросла, коэффициент возврата инвестиций увеличился. В связи с общим давлением на национальную экономику участники проектов ГЧП в той или иной степени испытывают финансовые трудности, что еще больше повышает риск снижения инвестиций. Об остроте проблемы свидетельствуют следующие данные. Так, по состоянию на конец третьего квартала 2019 года совокупное количество проектов в библиотеке комплексной информационной платформы ГЧП Китая составило 9 249 единиц с общим объемом инвестиций 14,1 трлн юаней, а общее количество проектов в стадии реализации—3 559 единиц, с инвестициями в 5,3 триллиона юаней [9]. По состоянию на конец октября 2020 г. в стране насчитывалось всего 877 новых проектов с объемом инвестиций 146,35 млрд юаней, что на 417,3 млрд юаней или на 22,2% меньше, чем в прошлом году [10].
В этих условиях, чтобы гарантировать стабильную реализацию проектов ГЧП и обеспечить устойчивое развитие национальной экономики, правительство, изучив общественный спрос и рыночную конъюнктуру, ввело необходимые меры поддержки. С момента вспышки сингуаньской пневмонии Китай активно использовал налоговые льготы для стимулирования проектов ГЧП по преодолению чрезвычайной ситуации. Проведенный анализ позволил выделить 4 ключевых направления деятельности, в рамках которых правительство предоставляло проектам ГЧП налоговые льготы. Информация об этих направлениях, видах налогов и налоговыхльгот приведена втаблице.
№№ 2541-8025(рппХ) Том 20, № 1,2024 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 199 ЮМ 2712-7605(опИпв)
Таблица 1
Налоговое стимулирование проектов ГЧП, реализуемых по приоритетным направлениям противодействия пандемии
Направление противодействию пандемии Вид налога Вид налоговыхльгот
1.Поддержка мер по оказанию медицинской помощи Личный подоходный налог Освобождение от налогов
2.Поддержка привлечения материальных ресурсовдля противодействия пандемии НДС Возврат налогов, освобождение от налогов
Подоходный налог на бизнес Вычет налогов
тариф Освобождение от налогов
З.Поощрение благотворительных пожертвований для профилактики и борьбы с пандемией Корпоративный подоходный налог или личный подоходный налог Налоговый вычет
НДС Освобождение от налогов
НДС Освобождение от налогов
4.Поддержка восстановления бизнеса Подоходный налог на бизнес Налоговый вычет
Источник: составлено авторами. Source: compiled by the authors.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СТИМУЛОВ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ—УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТОВ ГЧП В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Сокращение всех видов налогов и сборов, подлежащих уплате, напрямую снижает финансовые затраты проектов ГЧП в период эксплуатации и строительства. Сэкономленные налоги и сборы могут быть использованы в других направлениях, таких как технологические инновации или повышение качества услуг и т. д. Это повышает экономическую эффективность всего проекта, улучшает окупаемость инвестиций для увеличения нормы прибыли, а снижение налогового бремени напрямую увеличивает распределяемую прибыль и возможности для реинвестирования, активное применение налоговых льгот в КНР дало свои плоды. За первые 11 месяцев 2021 года было сдано в эксплуатацию 527 проектов ГЧП с объемом инвестиций 1 210.3 млрд. юаней, что на 49,6 млрд. юаней и на 4,3% больше, чем в прошлом году. Начато строительство 478 проектов с инвестициями в 890,2 млрд. юаней, что на 31,2 млрд. юаней и на 3,6% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Несмотря на то, что объем инвестиций в новые проекты снизился, объем инвестиций в сданные в эксплуатацию проекты и объем инвестиций в начатые проекты неуклонно росли.[11]
Ярким примером использования налоговых льгот для восстановления бизнеса стал проект ГЧП, реализуемый в уезде Фунань в китайской провинции Аньхой, который является крупным зернопроизводящим и животноводческим уездом страны. С 2017 года в уезде реализуется проект ГЧП по разработке и утилизации сельскохозяйственных отходов и производству биогаза. «Помимо того, что предприятие получило налоговую скидку в размере более 10 миллионов юаней, оно также получило в общей сложности более 30 миллионов юаней в виде различных субсидий». После того как проект выйдет на производственную мощность и начнет стабильно работать, предприятие также сможет воспользоваться финансовой поддержкой, например, субсидиями на потребление соломы и субсидиями на разницу в цене на «зеленое» электричество.[12]
Смягчая финансовое давление и риски, с которыми компании могут столкнуться при реализации проектов ГЧП, стратегии налогового стимулирования могут значительно повысить их мотивацию к участию в совместных проектах
в секторе государственных услуг и повысить уровень ожидаемой прибыли. Однако при реализации этих стратегий необходимо всесторонне учитывать их возможное влияние на государственные финансы, рыночную справедливость и экономическое развитие.
Использование налоговыхстимуловдля поддержки проектов ГЧП, направленных на развитие медицинской инфраструктуры в условиях пандемии
Налоговая политика в отношении предприятий-участников ГЧП включает в себя три основных пункта.
1. Полный возврат дополнительного вычета по налогу на добавленную стоимость, который позволяет предприятию сначала вернуть налог на производственное оборудование без получения вычета, что позволяет снизить финансовые затраты. При приобретении производственного оборудования осуществляется единовременный налоговый вычет до уплаты корпоративного подоходного налога. Стоимость может быть возмещена в течение одного налогового года. Освобождение от регистрационных сборов и налога на добавленную стоимость при осуществлении деятельности по поставке соответствующих противоэпидемических препаратов и медицинских изделий.
2. Поддержка доходов. Это направление налоговой политики направлено на обеспечение средств к существованию людей. Доход, полученный налогоплательщиками от предоставления бытовых услуг, услуг общественного транспорта, а также курьерского сбора и распространения материалов, необходимых для жизни резидентов, освобождается от налога на добавленную стоимость.
3. Поощрение пожертвований всех слоев общества. Для прямых пожертвований больницам ограничение на долю вычетов до налогообложения будет отменено, а пожертвования предприятиям и частным лицам были включены в полный вычетдо вычета подоходного налога.[13]
Во время пандемии СОУЮ-19 некоторые местные органы власти сотрудничали с частными компаниями при строительстве больниц для лечения пациентов с легкими заболеваниями. Такого рода сотрудничество может быстро расширить медицинские ресурсы и снизить нагрузку на традиционные больницы. В проекте строительства больницы Вулкан Маунтин государственно-частное партнерство продемонстрировало свою важное значение в преодолении чрезвычайной ситуации. Тесное сотрудничество между Третьим строительным бюро Китая, Ухань Констракшн
200 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE
Vol. 20, № 1, 2024 ISSN 2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(online)
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ГЧП ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ СИТУАЦИЯМИ: ОПЫТ РЕГИОНОВ КНР
Гао Тунтун, Тургель И.Д.
Инжиниринг, муниципальным правительством Уханя и муниципальным правительством Ханьяна и частными предприятиями, такими как Yongming Group, Baoye Construction Engineering, China Railway Construction, Shanhe Group, Huazhong Cnc, Maxima Machinery Supply Chain Co., Ltd. и Hefei Nippon Construction Workers Machinery Co., Ltd. Помогло быстро мобилизовать большое количество ресурсов и рабочей силы за короткий промежуток времени. Высокую эффективность продемонстрировал например проект ГЧП «Интеллектуальная система определения температуры тела с инфракрасным тепловизором», разработанный Huazhong CNC и командой инженеров, присланных Maxima Machinery Supply Chain Co., Ltd. и Hefei Nippon Construction Workers Machinery Co., Ltd.
Предприятие Kyushu Express, занимающееся закупкой и распределением медицинских материалов, приобрело новый склад и использовало корпоративную систему управления логистикой Kyushu Cloud Warehouse, чтобы организовать доставку противоэпидемических средств и материалов в провинции Хубэй. При этом, за счет государственной поддержки, предприятие показало позитивную динамику финансовых результатов. Годовой операционный доход составил 110,86 млрд юаней, увеличившись на 11,42% в годовом исчислении. Чистая прибыль компании, приходящаяся на акционеров компаний, зарегистрированных на бирже, составила 3,075 млрд юаней, увеличившись на 78,10%, а чистый денежный поток от операционной деятельности составил 3,444 млрд юаней, увеличившись на 24,42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.[14]
Ряд частных компаний активно участвовали в строительстве больниц Вулкан Маунтин и Лейшен Маунтин в Ухане. Их участие позволило быстро построить и ввести больницы в эксплуатацию, сделав более доступной медицинскую помощь пациентам с новой короновирусной инфекцией.
ВЫВОДЫ
Во время пандемии COVID-19 модель взаимодействия правительства и частного сектора в форме ГЧП стала особенно важной в управлении чрезвычайными ситуациями в области общественного здравоохранения.
Проведенное исследование показало, что налоговые льготы оказали положительное влияние на проекты ГЧП за счет снижения финансового давления на предприятия, снижения затрат на реализацию проектов ГЧП и увеличения отдачи от инвестиций. Эти меры обеспечивают необходимую под-
держку для обеспечения стабильной реализации проектов ГЧП и устойчивого развития национальной экономики.
Опыт КНР показал, что даже во время общественных кризисов, таких как пандемия СОУЮ-19, налоговые льготы могут эффективно стимулировать частный сектор к участию в строительстве инфраструктуры и предоставлении государственныхуслуг. Эти инструменты политики снизили порог и стоимость участия в проектах ГЧП, сократили финансовую нагрузку в первую очередь на малые и средние предприятия, увеличили объем инвестиций. В то же время налоговые стимулы не только обеспечивают прямую финансовую поддержку проектов ГЧП, но и помогают мобилизовать социальный капитал для участия в предоставлении государственных услуг, особенно при реагировании на чрезвычайные ситуации. Этот инструмент политики очень важен для гармонизации экономических и социальных целей государственной политики
Однако, поощряя участие проектов ГЧП в управлении чрезвычайными ситуациями в государственном секторе, также необходимо обращать внимание на возможные проблемы и риски. Например, при введении налоговых льгот необходимо учитывать их влияния на государственные финансы, обеспечивать рыночную справедливость, прозрачность политики и жесткость надзора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт, приобретенный в реализации проектов противодействия пандемии и теперь востребован в КНР. Он используется как для восстановления экономической устойчивости предприятий в кризисных ситуациях, так и для повышения эффективности общественного здравоохранения, улучшения инфраструктуры и доступности медицинских учреждений.
В качестве рекомендаций по повышению эффективности налогового стимулирования проектов ГЧП в чрезвычайных ситуациях следует выделить: усиление государственного надзора;обеспечения более полной информации и прозрачности действий компаний, вовлеченных в проекты, а также развитие механизмов оценки и мониторинга проектов ГЧП.
Перспективы развития исследования связаны с расширением базы региональных кейсов, систематизацией лучших практик использования проектов ГЧП в регионах в условиях чрезвычайных ситуаций, разработкой методических руководств для региональных органов управления по эффективному налоговому стимулированию проектов ГЧП.
Список литературы / Reference list:
[D], + 2022.DOl:10.27623/d.cnki.gzkyu.2022.002326.
2. Sift, and
ftfiWfcfcWS. » g^ai^^ta .07(2020):17-29. doi: CNKI:SUN:JJLL.0.2020-07-003.
3. Rutkow L. An Analysis of State Public Health Emergency Declarations!.!]. American Journal of Public Health, 2014, 104(9):1601-1605.DOI: 10.2105/AJPH.2014.301948
4. mmm. »
Wa-g ,f,tt, 23.17(2020):70-71. doi:CNKI:SUN:GLXZ.0.2020-17-033.
5. im
W% .02(2023):24-27. doi:C&\tMNKI:SUN:JUR.0.2023-02-006.
6. шш.
--Ш^ШШЖШШ.»
.08(2023):51-54. doi: CNKI:SUN:YNJR.0.2023-08-018.
%» ШИ&Й .23(2020):148-149. doi:10.16675/j.cnki.cnl4-1065/f. 2020.23.070.
.04(2020):123-126. doi:10.19376/j.cnki.cnll-1011/f. 2020.04.018.
9. Ф^АйЛМФААййда, Ш^Ф&^ШрррШШ^Ш Retrieved from: www.gov.cn/xinwen/2019-12/03/ content 5457739.htm, 2019.12.03
ISSN 2541-8025(print) Том 20, № 1,2024 Проблемы экономики и юридической практики 201 ISSN 2712-7605(online)
4.7%--Available at: www.gov.
cn/xinwen/2020-12/03/content_5566560.htm, 2020.12. 03
4.7%--PPP^'&iisftM.&'W^.MiQ, Retrieved from: www.gov.
cn/xinwen/2020-12/03/content_5566560.htm, 2020.12. 03
H.^^A^mM , 4.7%--
Available at: www.gov.cn/ xinwen/2020-12/03/content_5566560.htm, 2020.12. 03
Retrieved from: www.gov.cn/fuwu/2020-02/14/ conten t_5479013.htm,2020-02-14
14. A :
I 2020^ ^ ;
A ¡Ж UStSlftt
Available at: http://www.sse.com.cn/disclosure/listedinfo/ announcement/c/new/2021-04-27/600998_20210427_33.pdf
15. Naumov, I.V., Krasnykh, S.S., & Otmakhova, Yu.S. (2022). Scenario forecasting of the socio-economic consequences of the COVID-19 pandemic in Russian regions. R-economy, 8(1), 5-20. doi: 10.15826/recon.2022.8.1.001
16. Omir, A.S., Panzabekova, A.Zh., Satybaldin, A.A. (2023). Evaluating the Financial Efficiency of the Healthcare System: A Three-Stage DEA Model Analysis. R-Economy, 9(4), 353-365. doi: 10.15826/ recon.2023.9.4.022
17. Dzhuraeva, Z., Okrah,J„ Naziri, G. N. (2023). The effect of COVID-19 restrictions (lockdown) on GDP growth in CIS countries. R-Economy, 9(4), 422-436. doi: 10.15826/recon.2023.9.4.026
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81%.
Статья поступила в редакцию 12.01.2024, принята к публикации 02.02.2024 The article was received on 12.01.2024, accepted for publication 02.02.2024
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Гао Тунтун, аспирант; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ); г. Екатеринбург, Российская Федерация, e-mail: [email protected] Тургель Ирина Дмитриевна, доктор экономических наук, профессор, директор Школы экономики и менеджмента, заведующий кафедры Теории, методологии и правового обеспечения; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ); г. Екатеринбург, Российская Федерация, AuthorlD: 455545, ORCID ID:0000-0001-8647-7739, ResearchlD:6429-9218, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Gao Tongtong, postgraduate student; Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin; Yekaterinburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Irina D. Turgel, Dr. Sei. (Econ.), Professor; Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin; Yekaterinburg, Russian Federation, AuthorlD: 455545, ORCID ID:0000-0001-8647-7739, ResearchlD:6429-9218, e-mail: [email protected]
202 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE Vol. 20, № 1, 2024 ISSN 2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(online)