5.1.5.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ INTERNATIONAL LAW
DOI: 10.33693/2541-8025-2023-19-4-128-133 УДК 34 ГРНТИ 10.87 EDN: GIJUMM
Соглашения в сфере международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: проблемы правового регулирования
©Логвинова Инна Владимировна Московский городской университетуправления Правительства Москвы, г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу правовой природы соглашений субъектов Российской Федерации в сфере международных связей и внешнеэкономической деятельности. Автор на основе методов анализа, формально-юридического и историко-правового подходов пришел к ряду выводов, имеющих практическое значение для совершенствования федеративных отношений в области координации международной деятельности российских регионов. В частности, поставлена проблема обеспечения контроля за такими формами международного взаимодействия субъектов Российской Федерации с зарубежными партнерами, как соглашения и иные двусторонние акты международного сотрудничества.
Ключевые слова: регион, соглашение, международные связи, федерация, субъект Российской Федерации.
Для цитирования: Логвинова И. В. Соглашения в сфере международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: проблемы правового регулирования //Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 4. С. 128-133. 001: 10.33693/2541-8025-2023-19-4-128-133. Е01Ч: вииММ
128 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE Vol. 19, № 4, 2023 ISSN2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(online)
DOI: 10.33693/2541-8025-2023-19-4-128-133
International and Foreign Economic Relations Agreements of the Subjects of the Russian Federation: Problems of Legal Regulation
©Inna V. Logvinova Moscow Metropolitan Governance University, Moscow, Russian Federation e-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes the legal nature of the agreements of the subjects of the Russian Federation in the sphere of international relations and foreign economic activity. Using analytical methods, formal-legal and historical-legal approaches, the author has come to a number of conclusions of practical importance for the improvement of federal relations in the field of coordination of international activities of Russian regions. In particular, the problem of ensuring control over such forms of international interaction as agreements and other bilateral acts of international cooperation between the subjects of the Russian Federation and foreign partners is posed.
Keywords: region, agreement, international relations, federation, subjects ofthe Russian Federation.
For citation: Logvinova I. V. International and Foreign Economic Relations Agreements of the Subjects of the Russian Federation: Problems of Legal Regulation // ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE. 2023. Vol. 19. № 4. P. 128-133. (in Russ.) DOI: 10.33693/2541-8025-2023-19-4-128-133. EDN: GIJUMM
ВВЕДЕНИЕ
Современные исследователи уделяют достаточно внимания теме роли международных договоров в регулировании сотрудничества между различными государствами [7, 8]. Международные договоры отнесены Конституцией Российской Федерации к компетенции федерального уровня (статья 71). Однако Основной Закон предусматривает, что в рамках предметов совместного ведения РФ и ее субъектов возможно осуществление международных и внешнеэкономических связей (п. «о» статьи 72) [1]. Реализация подобных связей оформляется не международными договорами, а соглашениями, которые имеют жестко установленные ограничения по предмету и кругу участников. Кроме того, они подлежат согласованию с полномочными федеральными органами исполнительной власти и регистрации в Министерстве юстиции РФ. Практика заключения разных актов сотрудничества с зарубежными партнерами постоянно расширяется. Однако предметом для всестороннего научного анализа она пока не стала. Отдельные исследования в сфере координации международных связей регионов лишь фрагментарно затрагивают данную проблему.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОГЛАШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХСВЯЗЕЙ
В федеративных государствах проблема международной правосубъектности имеет дискуссионный характер, так как внешние связи выстраиваются не только на федеральном, но и на региональном уровне [3, с. 3]. За субъектами РФ не закреплено право на осуществление международ-
ных отношений и внешней политики. Это полномочия исключительно федерального уровня, но регионы могут осуществлять международные и внешнеэкономические связи, координация которых, отнесена Конституцией РФ к предметам совместного ведения [5]. Конституционные нормы не регулируют вопрос о заключении соглашений в сфере международной деятельности. Однако они образуют необходимые правовые основы для выстраивания международных и внешнеэкономических связей. На законодательном уровне урегулировано, что регионам предоставлено право заключать соглашения с зарубежными участниками международной деятельности1. Соглашения не имеют статуса международныхдоговоров2.
Соглашения субъектов РФ с зарубежными акторами должны соответствовать Конституции страны, федеральному законодательству и иным федеральным нормативным правовым актам, которые уполномоченные органы принимают в пределах их полномочий для обеспечения единого внешнеполитического курса страны. Международные договоры могут включать нормы, поощряющие региональное взаимодействие, в этом случае их необходимо учитывать при осуществлении международных связей [6, с. 35-36]. Так, межправительственное Соглашение Российской Федерации и Монголии о содействии межрегиональному и приграничному сотрудничеству предполагает интенсификацию связей между административно-территориальными образованиями3. Ставится задача взаимодействовать на субрегиональном уровне по самым
1 Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» //СПС «КонсультантПлюс»
2 Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Там же.
3 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о содействии межрегиональному и пригра-
ISSN 2541-8025(print) Том 19, № 4,2023 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 129 ISSN 2712-7605(online)
разным направлениям [2, с. 56]. Можно привести и иные примеры4. Подобные международные документы не просто фиксируют договоренности, но и стимулируют внешние связи российских регионов и способствуют выработке новых соглашений с зарубежными партнерами.
Соглашения субъектов РФ должны находиться в правовом поле Российской Федерации и не могут нарушать законные интересы других российских регионов. При их заключении устанавливаются ограничения по кругу лиц. Это означает, что сторонами таких соглашений могут выступать только субъекты и административно-территориальные образования зарубежных государств, а также органы государственной власти иностранных государств (последние с согласия Правительства РФ)5. Подобные соглашения с иными субъектами противоречат требованиям российского законодательства6. Судебная практика в этом случае четко фиксирует, что такие соглашения нарушают законодательные нормы7. Примеры нарушений в основном относятся к периоду 1990-х годов [6]. В любом случае исключается ситуация, при которой стороной соглашения субъекта РФ высту-паетзарубежное государство.
В федеральные органы исполнительной власти должна своевременно поступать информация о планируемых соглашениях с зарубежными акторами. Их проекты надлежит направлять в Министерство экономического развития Российской Федерации8. Для рассматриваемых соглашений установлена обязательная процедура государственной регистрации и опубликования9. На этом завершающем этапе прохождения соглашений требуется взаимодействие с Министерством юстиции Российской Федерации.
Федеральное законодательство исходит из необходимости содействовать развитию международных контактов регионов. В этом плане основная работа сосредоточена в МИДе и Минэкономразвития. Федеральные органы дают соответствующие рекомендации на основе анализа и выявления типичных ошибок в соглашениях субъектов РФ10. В случае, если соглашение заключается с органом государственной
ничному сотрудничеству, 2019 // Бюллетень международных договоров. 2020. № 6. С. 57-61.
4 Межправительственная программа по развитию межрегионального сотрудничества на период 2022-2027 гг. между Российской Федерацией и Республикой Армения. Электронный ресурс. Режим доступа: http://government.ru/docs/all/137276/ (дата обращения 19.08.2023).
5 Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»; Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // СПС «КонсультантПолюс».
6 Там же.
7 Определение Верховного Суда РФ от 19 марта 2002 года по Делу № 66-Г02-6. Режим доступа: https://sudbiblioteka.ru/vs/text_bigl/ verhsud_big_16178.htm (дата обращения 18.06.2023).
3 Указ Президента РФ от 19 августа 2015 г. № 424 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»» // СПС «КонсультантПолюс».
9 Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 552 «Об утверждении Правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПолюс».
10 Рекомендации по подготовке проектов соглашений субъектов Рос-
сийской Федерации об осуществлении международных и внешнеэ-
кономических связей// Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/
mater¡al/f¡le/34b8514eЫa697cfa6c39c2ffalacl43/rekomendac¡¡_po_ podgotovke_proektov_soglasheniy.pdf (дата обращения 18.08.2023).
власти иностранного государства, то к нему прилагается пояснительная записка и проект распоряжения Правительства РФ, а все документы должны визироваться высшим должностным лицом субъекта РФ (или его заместителем). Остальные соглашения направляются также с пояснительными записками в уполномоченный федеральный орган. Однако эти рекомендации применимы исключительно к внешнеэкономическим соглашениям. В частности, они нацелены на стимулирование экономического потенциала российских регионов, выстраивание новых устойчивых отношений с зарубежными партнерами в самых разных сферах экономики, торговли, культуры, образования и иных.
Важно заметить, что по соглашениям, принимаемым субъектами РФ, ответственность может быть возложена только на регионы, за исключением случаев, когда они заключены с согласия или под гарантии Правительства РФ.
Необходимость конкретизации положений федерального законодательства в сфере координации международной деятельности регионов возникает в практической деятельности как федеральных, так и региональных органов. Так, есть примеры разъяснения некоторых законодательных норм, в целях упорядочивания взаимодействия между аппаратом Правительства РФ и органами субъектов РФ по вопросам международных связей11.
Стоитзаметить, что практика международного сотрудничества ушла далеко вперед по сравнению с тем, что было в период разработки и принятия федерального закона от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ12. Поскольку в действительности на уровне субъектов РФ принимаются не только соглашения, но и иные акты (меморандумы, декларации, планы, протоколы), то возникают вопросы о необходимости их согласования, регистрации и опубликования. Федеральный законодатель это никак не регулирует. По сути, можно констатировать наличие законодательного пробела. Наличие неопределенности в этом вопросе может снижать эффективность контроля, поэтому действующее законодательство безусловно нуждается в дополнении. Требуется уточнение предмета контроля в сфере международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.
Региональные нормативные правовые акты принимаются для регламентации заключения соглашений с зарубежными участниками международных связей. Глубина такого регулирования различна. Например, есть законы субъектов РФ, которые очень четко ограничиваются терминологией и границами регулирования по аналогу с федеральным законодательством. В таких актах нормы носят общий характер и относятся ко всем соглашениям, то есть не выделяются акты двустороннего сотрудничества, направленные на их реализацию13. В преамбуле закона Томской области
11 Рекомендации по подготовке проектов соглашений субъектов Российской Федерации об осуществлении международных и внешнеэкономических связей // Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ mater¡al/f¡le/34b8514eЫa697cfa6c39c2ffalacl43/rekomendac¡¡_po_ podgotovke_proektov_soglashen¡y.pdf(дaтa обращения 18.08.2023).
12 Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»; Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // СПС «КонсультантПолюс».
13 Закон г. Москвы от 28.03.2001 г. № 11 «О договорах и соглашениях города Москвы» // СПС «КонсультантПлюс»; Закон Свердловской области от 28 октября 2005 г. № 99-03 «О международных и внешнеэкономических связях Свердловской области и участии Свердловской области и органов государственной власти Свердловской области в международном информационном обмене» // СПС «Гарант»; Закон
13 0 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE
Vol. 19, № 4, 2023 ISSN 2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(online)
от05.09.2017 года №98-03 установлено, что он применяется в отношении соглашений независимо от их вида и наименования14.
Можно выделить ряд примеров, когда регионы вводят нормы, которые учитывают многообразие внешних форм выражения двустороннего сотрудничества. В Законе Республики Крым от 15.12.2014 г. № 31-ЭРК/2014 содержится положение о применении его норм к соглашениям независимо от их наименования (протокол, меморандум, обмен письмами или иное наименование, о котором стороны договорились)15. Однако отдельно прописано, что соглашения могут требовать дальнейшей регламентации на уровне их применения. В этих целях могут вводиться в действие протоколы и программы (планы) реализации соглашений16. Таким образом, четко обозначено отграничение от соглашений иных актов, которые служат целям реализации достигнутых договоренностей в сфере внешних связей.
Все приведенные примеры доказывают, что широкая практика заключения различных актов международного сотрудничества ставит на повестку дня вопрос об отграничении соглашений и иных актов международного сотрудничества российских регионов, который декларируют установление связей с зарубежным актором или направлены на реализацию достигнутых ранее договоренностей в области международных связей.
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ СОГЛАШЕНИЙ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХСВЯЗЕЙ
Субъекты Российской Федерации активно заключают самые разнообразные соглашения, устанавливая внешние связи 11. Начиная с 1990-х гг. этот процесс шел достаточно
Нижегородской области от26 октября 1995 года № 15-3 «Осоглашениях Нижегородской области об осуществлении международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей» // ИН:р5://т1егпа1:юпа1. nobl.ru/documents/active/133536/ (дата обращения 11.08.2023).
14 Закон Томской области от 05.09.2017 года №98-03 «О соглашениях Томской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей» // https://foreign.tomsk.gov.ru/documents/front/ v¡ew?¡d=34249 (дата обращения 11.08.2023)
15 Закон Республики Крым от 15 декабря 2014 г. № 31-ЭРК/2014 «О Соглашениях об осуществлении межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей» // СПС «Гарант».
16 Постановление Совета Министров Республики Крым от 25.02. 2015 г. № 73 «Об утверждении Порядка заключения Соглашений об осуществлении межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей» // СПС «Гарант».
17 Соглашение об установлении побратимских связей между городом Санкт-Петербургом Российской Федерации и городом Алексан-
дрия Арабской Республики Египет, 2005 г. // СПС «Гарант». Режим
доступа: http://base.garant.rU/7908310/#friends (дата обращения 19.05.2021); Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Санкт-Петербурга Российской Федерации и Городским Советом Кейптауна Южно-Африканской Республики, 2005 г. Режим
доступа: https://docs.cntd.ru/document/8356355 (дата обращения 19.05.2021); Соглашение о сотрудничестве между правительством Санкт-Петербурга и муниципалитетом города Бизерта, 2014. Режим
доступа: https://www.gov.spb.ru/press/governor/49182/ (дата обращения 19.05.2021); Международные договоры и соглашения города Москвы. 1992-2005: сборник документов. М. : Изд-во Главархива Москвы, 2006 344 е.; Международные соглашения города Москвы. Сборник документов 2008-2010. Главное архивное управление города Москвы. 2011. 175 е.; Соглашение между Правительством Республики Мордовия (Российская Федерация) и Правительством Республики Бурунди «О сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной, культурной и иных областях»,
активно, однако были отдельные примеры выхода регионов за пределы собственных полномочий, очерченных конституционными и законодательными нормами18. Практика регионов опережала развитие законодательства и доктри-нальное осмысление [9, с. 3, 11, 12]. Причины на тот момент крылись в ослаблении федерального центра и усилении центробежных тенденций в системе федеративных отношений, по сути, в кризисе российского федерализма после распада СССР. Процесс крушения советской системы прошел стремительно, но последствия катастрофы ощущались во всех сферах, включая федеративные отношения [4, с. 27-28]. Преодоление последствий стремления ряда субъектов РФ расширить свои полномочия в сфере международной деятельности, заняло время.
Последовательная позиция Министерства иностранных дел РФ, которая выражается в одновременном контроле при осуществлении внешних связей регионов и поощрении этой деятельности в русле общей внешнеполитической линии Российской Федерации, оптимизировала координацию усилий федерального центра и регионов. При МИДе России создан Совет глав субъектов РФ, который способ-ствуетдостижению цели такой координации.
Все многообразие внешней деятельности регионов оформляется соглашениями. Например, Меморандумы о сотрудничестве подписаны Москвой в 2022 г. с Гаваной, а в 2023 г. со столицей Алжира19. Столица имеет десятки подобных соглашений. Санкт-Петербург заключил 29 двусторонних актов о сотрудничестве с зарубежными регионами20. Более десятка аналогичных соглашений у Свердловской области, а среди ее партнеров—регионы стран СНГ и КНР21. Аналогичный опыт имеется у Республики Башкор-
2017 г. // Электронный ресурс. Режим доступа: ЬНр5://е-то^оу!а. ги/о1кгу1уе^аппуе/погтайупуе-ак1у (дата обращения 19.05.2021); Соглашение между Правительством Свердловской области (Российская Федерация) и Правительством провинции Мпумаланга (Южно-Африканская Республика) об осуществлении международных и внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической, культурной и гуманитарной сфер, 2019 г. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/6600201905230003 (дата обращения 19.05.2021); Соглашение между Правительством Монголии и Правительством Республики Алтай Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, 1993 г. // Электронный ресурс. Режим доступа: https://mid.ru/ru/foreign_policy/ econom¡c_d¡plomacy/vnesneekonom¡cesk¡e-svaz¡-sub-ektov-ross¡jskoj-1^егасм/1552465/ (дата обращения 11.08.2023).
13 Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2002 года по Делу № 66-Г02-6. // Электронный ресурс. Режим доступа: https://lawrussia.ru/texts/legal_280/doc280a708x620.htm (дата обращения 20.08.2023).
19 Совместная декларация о сотрудничестве между городом Москвой (Российская Федерация) и городом Берлином (Федеративная Республика Германия) в сфере охраны окружающей среды. // Международные соглашения города Москвы. Сборник документов 20082010. Главное архивное управление города Москвы. 2011. С. 61; План реализации протокола о сотрудничестве между городом Москвой (Российская Федерация) и городом Берлином (Федеративная Республика Германия) в сфере общего, начального и среднего профессионального образования на 2009-2010 гг. // Международные соглашения города Москвы. Сборник документов 2008-2010. Главное архивное управление города Москвы. 2011. С. 62
20 https://kvs.gov.spb.ru/sankt-peterburg-strany-mira/sotrudnichestvo-5апк1-ре1егЬи^а-5-7агиЬегЬпут^о^атн-^юпат!/ (дата обращения 11.08.2023).
21 Соглашение между Правительством Свердловской области (Российская Федерация) и Правительством Киргизской Республики об осуществлении международных и внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической, культурной и гуманитарной сферах от 28 марта 2019 года; Соглашение между Правительством Свердловской области (Российская Федерация) и Правительством Азербайджанской Республики об осуществлении международных и внешнеэкономи-
№№ 2541-8025(рппХ) Том 19, № 4,2023 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 131 ЮМ 2712-7605(опИпв)
тостан22. Калининградская область участвует в 19 соглашениях в рассматриваемой сфере23.
Меморандумы и декларации, как правило, содержат общие положения: например, стороны декларируют намерения сотрудничать в какой-либо сфере на принципах долгосрочного партнерства и в этих целях планируют регулярно обмениваться информацией, поощрять взаимовыгодное сотрудничество и т.д. Обычно такие заявления носятхарак-тер самых общих заверений. Требуется значительный объем работы по воплощению этих деклараций в реальные проекты. Например, декларация о сотрудничестве в 2019 г. была подписана между Москвой и Рабатом (Марокко), а в 2023 г. -Меморандум о сотрудничестве между Москвой и Алжиром (одноименной столицы государства Алжир)24.
В некоторых регионах Российской Федерации сложилась практика заключения соглашений о приграничном сотрудничестве: Хабаровский край, Магаданская область, Калининградская область, Республика Алтай и других 25. Заключать их могут только приграничные субъекты РФ. Анализ федеральных законов дает основание рассматривать такие акты как отдельный вид соглашений в сфере международной деятельности субъектов РФ.
Соглашения и иные акты в сфере международной деятельности субъектов РФ могут заключаться государственными
ческих связей в торгово-экономической, научно-технической и иных сферах от 11 сентября 2019 года; Соглашение между Правительством Свердловской области (Российская Федерация) и Хокимиятом Наман-ганской области (Республика Узбекистан) о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах от 25 ноября 2019 года; Соглашение между Правительством Свердловской области (Российская Федерация) и Правительством провинции Мпумаланга (Южно Африканская Республика) об осуществлении международных и внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно технической, культурной и гуманитарной сферах от 6 марта 2019 года; Соглашение об установлении дружественных отношений между городом Заречный и городом Тахов (Пльзенский край, Чехия); Соглашение об установлении дружественных связей между Тавдинским городским округом и городом Лисаковском (Костанайская область, Казахстан) // Электронный ресурс. Режим доступа: http://mvs.midural.ru/ mezhdunarodnoe-sotrudn¡chestvo (дата обращения 11.08.2023).
22 Соглашение между Правительством Республики Башкортостан (Российская Федерация) и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и социально-культурной сферах от 29.09.2020 года; Соглашение между Правительством Республики Башкортостан (Российская Федерация) и Народным правительством провинции Хубэй (Китайская Народная Республика) об осуществлении международных и внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической, социальной и культурной областях от 23.05.2019 года; Соглашение от между Правительством Республики Башкортостан (Российская Федерация) и Народным правительством провинции Цзянси (Китайская Народная Республика) о расширении сотрудничества от 16.06.2017 года; Соглашение между Правительством Республики Башкортостан (Российская Федерация) и Народным комитетом провинции Бари-я-Вунгтау (Социалистическая Республика Вьетнам) о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной сферах от 12.01.2017 года // Электронный ресурс. Режим доступа: ЬНрэ:// foreign.bashkortostan.ru/activity/421/ (дата обращения 11.08.2023).
23 Электронный ресурс. Режим доступа: https://id.gov39.ru/agency/ асйуШеэ/РБреааЬу (дата обращения 19.08.2023).
24 Электронный ресурс. Режим доступа: https://tass.ru/moskva/7363667 (дата обращения 04.08.2023); Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.mos.ru/dvms/documents/materialy_smi/view/283779220/ (дата обращения 14.08.2023).
25 Соглашение о приграничном торгово-экономическом, научно- техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Алтай Российской Федерации и Акиматом Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан (заключено 07.09.2010 года)// Электронный ресурс. Режим доступа: https://mid.ru/ru/ fore¡gn_pol¡cy/econom¡c_d¡plomacy/vnesneekonom¡cesk¡e-svaz¡-sub-ек1оу-го55!]5ко]-1^егаси/1552465/ (дата обращения 11.08.2023).
органами регионального уровня в пределах компетенции и не могут передаваться иным акторам. Соглашения и договоры в сферах образования, здравоохранения, а также внешнеэкономические сделки, могут осуществляться иными акторами в соответствии с законодательством РФ. Это уже будут иные правоотношения, которые не регулируются федеральным законом от04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». В частности, внешнеэкономические сделки будут иметь природу гражданско-правовых отношений и соответственно регулироваться Гражданским кодексом РФ.
Практика международного сотрудничества российских регионов растет. Несмотря на сложные геополитические условия она не сокращается, а субъекты РФ использует накопленный опыт для наращивания сотрудничества с регионами Африки, Латинской Америки, Азии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многообразие соглашений субъектов РФ приводит к необходимости определения их статуса. От соглашений в сфере международных и внешнеэкономических связей следует отличать акты, принятые для их реализации.
Однако проблема заключается в том, что в одних случаях, программы, протоколы и планы принимаются под реализацию соглашений, в других—они являются самостоятельными актами двустороннего сотрудничества, заключенными регионами с зарубежными партнерами. Планов, программ и протоколов заключаются с зарубежными акторами десятки, если не сотни. Тогда как соглашений в сфере международных связей намного меньше. Федеральный законодатель пока не внес определенность в этот вопрос. Думается, что буквальное толкование норм о праве субъектов РФ заключать соглашения в сфере международного сотрудничества, может привести к дискреционному подходу регионов к проблеме согласования и регистрации иных актов международного сотрудничества. Имеется ввиду, что в такой ситуации уполномоченные региональные органы могут по собственному усмотрению решать вопрос о необходимости согласования деклараций, меморандумов, программ, протоколов и т.д. в том же порядке, что и соглашений. Относить это в соответствии с 73 статьей Конституции Российской Федерации к предмету ведения субъекта РФ опрометчиво. Сфера международных связей нуждается в контроле со стороны федерального центра в целях проведения единого внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны. Конституция РФ в п. «о» части 1 статьи 72 достаточно емко обозначила, что в предметы совместного ведения входит координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. Осуществление таких связей в формате деклараций, меморандумов, планов, протоколов должно быть скоординировано с федеральным центром, поэтому здесь явно правовой пробел, связанный с более быстрым развитием общественных отношений при отставании правового регулирования. Устранить данную проблему необходимо, внеся соответствующее изменение в федеральный закон, и, уточнив, что соглашения с зарубежными субъектами, независимо от их наименования, подлежат обязательному согласованию с федеральными органами государственной власти.
13 2 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE
Vol. 19, № 4, 2023 ISSN 2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(online)
Список литературы:
1. Баков А. А., Керимов А. А., 2018. Регионы как эффективный участник международных отношений: условия формирования новой практики в международной деятельности // Социально-политические науки. 2018. № 4. С. 42-46.
2. Дандарова Т.К., Шаралдаева И.А. Правовое обеспечение приграничного сотрудничества регионов России и Монголии на примере Республики Бурятия // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 4. С. 56-60.
3. Дубровина О. Ю., Плотникова О. В., 2016. Международные связи регионов государств: характеристика и особенности : учебник. М.: Норма :ИНФРА-М, 2016.192 с.
4. Кремнев П. П. Международно-правовые проблемы, связанные с распадом СССР : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.10 / П.П. Кремнев. М., 2010. 66 с.
5. Логвинова И. В. Координация как метод регулирования международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 112-116.
6. Логвинова И. В. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: монография / И.В. Логвинова. М. : МГИМО-Университет, 2018. 238 с.
7. Осьминин Б. И. Заключение и имплементация международных договоров и внутригосударственное право. М.; Берлин: Инфотро-пик медиа, 2010. 383 с.
8. Современная концепция толкования международных договоров: монография (коллектив авторов; под ред. А. Я. Капустина). Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма: ИНФРА-М, 2023. 432 с. DOI 10.12737/1839409.
9. Толстых В. Л. Конституционно-правовые основы международной деятельности субъектов Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук : 12.00.02/В.Л. Толстых. Томск, 1997. 27 с.
Reference list:
1. BakovA. A., KerimovA. A., 2018. Regions as an Effective Participant in International Relations: Conditions for the Formation of New Practices in International Activities // Socio-political sciences. 2018. № 4. pp. 42-46.
2. Dandarova T., Sharaldaeva I., 2022. Legal support of cross-border cooperation between Russian regions and Mongolia on the example of the Republic of Buryatia // State power and local self-government. 2022. № 4. pp. 56-60.
3. Dubrovina O.Ju,. Plotnikova O.V., 2016. International links of regions of States: characteristics and features : textbook. Moscow, Russia. 2016. 192 p.
4. Kremnev P. P., 2010. International legal problems related to the collapse of the USSR : abstract, diss... / P.P. Kremnev. M., 2010. 66 p.
5. Logvinova I. V., 2017. Coordination as a method of regulation of international and foreign economic relations of the subjects of the Russian Federation // Socio-political sciences. 2017. No. 5. pp. 112-116.
6. Logvinova I.V., 2018. Coordination of international and foreign economic relations of the subjects of the Russian Federation: monograph. Moscow : MGIMO-University, 2018. 238 p.
7. Osminin B. I., 2010. Conclusion and implementation of international treaties and domestic law. M.; Berlin: Infotropik media, 2010. 383 p.
8. Modern concept of interpretation of international treaties: monograph / ed. by A. Y. Kapustin. Moscow: Institute of Legislation and Comparative LawundertheGovernment ofthe Russian Federation: Norma : INFRA-M, 2022. 432 p. DOI 10.12737/1839409.
9. Tolstykh V. L., 2010. Constitutional and legal foundations of the international activity of the subjects of the Russian Federation: abstract ofthe dissertation ... /V.L. Tolstykh. Tomsk, 1997. 27 p.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,83%.
Статья поступила в редакцию 12.07.2023, принята к публикации 02.08.2023 The article was received on 12.07.2023, accepted for publication 02.08.2023
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Логвинова Инна Владимировна, кандидат юридических наук, доцент; Московский городской университет управления Правительства Москвы; г. Москва, Российская Федерация, Author ID: 369558, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Inna V. Logvinova, Cand. Sei. (Law), Associate professor; Moscow Metropolitan Governance University; Moscow, Russian Federation, Author ID: 369558, e-mail: [email protected]
ISSN 2541-8025(print) Том 19, № 4,2023 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 133 ISSN 2712-7605(online)