УДК 336 ГРНТИ 06.73 EDN: HQSOHM
Искусственный интеллект налоговых органов после цифровизации
©Мороз Виктор Владимирович3, ©Яковлева Екатерина Евгеньевнаь Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
ае-таН: [email protected] ье-таН: [email protected]
Аннотация. Целью исследования выступает анализ эффективной оценки использования в работе налоговых органов искусственного интеллекта, в частности выявление рисков и проблем между защитой прав, интересов граждан, а также самой безопасностью и справедливостью в отношении применения цифровых технологий в настоящее время. Исследуются этические и правовые аспекты внедрения искусственного интеллекта в налоговом администрировании. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: рассмотрение возможностей потенциала искусственного интеллекта в борьбе с налоговым мошенничеством и уклонением от уплаты налогов, исследование взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками посредством развития искусственного интеллекта, включая и международный опыт. Методология исследования. В данном исследовании использованы следующие методы: классификация, системный анализ, сравнение, индукция,динамический анализ
Ключевые слова: перспективы цифровизации, искусственный интеллект, прозрачность налогового процесса, налоговые органы, прогнозирование налоговых рисков, налоговое администрирование, опыт зарубежных стран.
Для цитирования: Мороз В. В., Яковлева Е. Е. Искусственный интеллект налоговых органов после цифровизации//Проблемы экономики и юридической практики. 2024. Т. 20. № 4. С. 236-242. Е01М: НЦБОНМ
Artificial Intelligence ofTaxAuthorities after Digitalization
©Viktor V. Moroza, ©Ekaterina E. Yakovlevab Financial Universityunderthe Government ofthe Russian Federation, Moscow, Russian Federation
ae-mail: [email protected] be-mail: [email protected]
Abstract. The purpose of the study is to analyze the effective assessment of the use of artificial intelligence in the work of tax authorities, in particular, to identify risks and problems between the protection ofthe rights and interests of citizens, as well as security and fairness itself in relation to the use of digital technologies at the present time. The ethical and legal aspects ofthe introduction of artificial intelligence in tax administration are investigated. To achieve this goal, the following tasks were set: to considerthe potential of artificial intelligence in the fight against tax fraud and tax evasion, to study the relationship between tax authorities and taxpayers through the development of artificial intelligence, including international experience. Research methodology. The following methods were used in this study: classification, system analysis, comparison, induction, dynamic analysis
Keywords: prospects of digitalization, artificial intelligence, transparency of the tax process, tax authorities, forecasting of tax risks, tax administration, experience of foreign countries.
For citation: Moroz V. V., Yakovleva E. E. Artificial Intelligence of Tax Authorities after Digitalization // ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE. 2024. Vol. 20. № 4. P. 236-242. (in Russ.) EDN: HQSOHM
236 ECONOMICPROBLEMSAND LEGAL PRACTICE Vol. 20, № 4, 2024 ISSN2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(online)
В эпоху стремительной цифровизации и технологического прогресса искусственный интеллект (ИИ) становится неотъемлемым элементом многих сфер государственного управления, и налоговая система не является исключением. Интеграция искусственного интеллекта в работе налоговых органов открывает новые горизонты для повышения эффективности фискальной политики, оптимизации процессов налогового администрирования и борьбы с уклонением от уплаты налогов. Однако внедрение столь мощного инструмента порождает не только беспрецедентные возможности, но и нетривиальные вызовы, связанные с этическими, правовыми и социальными аспектами применения искусственного интеллекта в налоговой сфере. В этих условиях критически важным становится всестороннее исследование потенциала и рисков использования искусственного интеллекта в налоговых органах, особенно в контексте цифровой трансформации.
Анализ существующих систем искусственного интеллекта в налоговой сфере демонстрирует, что мы находимся на пороге революционных изменений в области налогового администрирования. Уже сегодня многие страны активно внедряют интеллектуальные системы для оптимизации налоговых процессов. Как отмечает Огородникова И.И. в своём исследовании «Цифровая трансформация налогового контроля: эволюция и тенденции», «использование технологий больших данных, облачных вычислений и искусственного интеллекта позволяет налоговым органам существенно повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности» [6]
В России работает система АСК НДС-2, которая использует машинное обучение для поиска схем ухода от налогов. Эта система серьезно помогла бороться с незаконным возмещением НДС и уменьшить налоговые нарушения.
Несмотря на то, что системы искусственного интеллекта уже многое умеют, на данный момент их работа несовершенна. Часто они выполняют только узкие задачи и не анализируют налоговую ситуацию целиком. Современный искусственный интеллект в налоговых органах похож на способного ученика, который хорошо справляется с некоторыми предметами, но ещё в полной степени не усвоил весь необходимый материал.
Искусственный интеллект в налоговой сфере применяется для разных задач. Во-первых, он автоматизирует рутинный процесс для обработки деклараций и ведения документов. Это ускоряет работу, снижает нагрузку на специалистов и уменьшаетошибки.
Во-вторых, искусственный интеллект анализирует большие данные и находит признаки налоговых нарушений или схемы незаконной оптимизации.
В-третьих, искусственный интеллект прогнозирует налоговые поступления и риски. По словам исследователей, «ИИ в налоговом прогнозировании учитываетмного факторов и делает более точные прогнозы» [5]. Это помогает лучше планировать бюджет и налоговую политику. Анализируя данные о налоговых поступлениях, экономике и поведении людей, искусственный интеллект помогает создавать более эффективные и справедливые налоговые системы.
В-четвертых, искусственный интеллект способен персонализировать общение с налогоплательщиками через чат-боты и виртуальных помощников. Они круглосуточно отвечают на вопросы граждан и помогают заполнять декларации, освобождая от рутинных задач специалистов налогового отдела.
Стоит отметить, что внедрение искусственного интеллекта в налоговые органы включает в себя множество плюсов. Главный из них—повышение эффективности и точности обработки огромных объемов данных почти безошибочно, что немаловажно в сложных современных налоговых системах.
Кроме того, искусственный интеллект делает налоговую систему прозрачнее и уменьшает коррупцию.
Алгоритмы машинного обучения беспристрастны и не подвержены человеческим слабостям, что делает процесс налогового контроля более объективным. Это, в свою очередь, повышает доверие граждан к налоговым органам и способствует формированию культуры добровольного соблюдения налогового законодательства [1].
Еще одним существенным преимуществом является возможность более эффективного выявления случаев уклонения от уплаты налогов. Искусственный интеллект способен анализировать сложные схемы расхождения, которые отчасти не всегда замечает налоговый инспектор. Это особенно актуально в контексте глобализации экономики и усложнения международных финансовых потоков.
Однако, как и любая технология, искусственный интеллект в налоговой сфере имеет свои ограничения и потенциальные риски. Один из главных вызовов—это обеспечение конфиденциальности и защиты персональных данных налогоплательщиков. Использование искусственного интеллекта предполагает обработку огромных массивов чувствительной информации, что повышает риски утечек и несанкционированного доступа.
Лютова О.И. в своей работе «Актуальные вопросы правового регулирования налоговых отношений в условиях применения технологии искусственного интеллекта» подчеркивает: «Внедрение искусственного интеллекта в налоговое администрирование требует разработки новых правовых механизмов защиты прав налогоплательщиков и обеспечения конфиденциальности их данных» [4]. Действительно, баланс между эффективностью налогового администрирования и защитой приватности граждан—это тонкая грань, балансирование которой требует не только технологических, но и правовых, а также этических решений (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные направления применения искусственного интеллекта в налоговыхорганах
Направление Описание Преимущества
Анализ больших данных Выявление скрытых закономерностей и тенденций Повышение эффективности выявления случаев уклонения от налогов
Обработка документов Автоматическая классификация и извлечение информации Сокращение времени на рутинные задачи
Взаимодействие с налогоплательщиками Интеллектуальные чат-боты и виртуальные ассистенты Улучшение качества обслуживания, экономия ресурсов
Прогнозирование Оценка налоговых поступлений и влияния налоговых мер Более точное планирование государственных доходов
№№ 2541-8025(рппХ) Том 20, № 4,2024 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 237 ЮМ 2712-7605(опИпв)
Другое существенное ограничение связано с так называемой «проблемой черного ящика». Многие алгоритмы машинного обучения, особенно основанные на нейронных сетях, работают по принципу, который сложно объяснить человеку. Это создает проблемы с прозрачностью принятия решений и может вызывать недоверие со стороны налогоплательщиков.
Прежде всего, рассмотрим, как внедрение искусственного интеллекта (ИИ) трансформирует бизнес-процессы налоговых органов. Традиционная модель налогового администрирования, основанная на ручной обработке документов и выборочных проверках, уступает место высокотехнологичной системе, где искусственный интеллект играет роль неутомимого и безошибочного аналитика. Как отмечает Казакова М.П. в своей работе «Искусственный интеллект в налоговом праве: актуальная проблема 21 века», «использование искусственного интеллекта позволяет автоматизировать рутинные процессы, такие как обработка налоговых деклараций, что высвобождает человеческие ресурсы для решения более сложных задач» [2, С. 610].
Однако было бы наивно полагать, что внедрение искусственного интеллекта ограничивается лишь автоматизацией простых операций. Напротив, мы наблюдаем фундаментальное изменение самой логики работы налоговых органов. Искусственный интеллект становится своего рода «нервной системой» налогового администрирования, обеспечивая непрерывный мониторинг и анализ финансовых потоков в режиме реального времени. Это позволяет перейти от реактивной модели контроля к проактивной, когда потенциальные нарушения выявляются и предотвращаются ещё до их возникновения.
Особого внимания заслуживает роль искусственного интеллекта в повышении точности прогнозирования и выявления налоговых рисков. Традиционные статистические методы, которые долгое время использовались для оценки налоговых поступлений и выявления зон риска, уступают место сложным предиктивным моделям, основанным на машинном обучении. Эти модели способны учитывать множество факторов, от макроэкономических показателей до поведенческих паттернов налогоплательщиков, формируя многомерную картину налоговой среды.
Козырева С.Е. и Яковлева Н.В. в своем исследовании «Развитие и использование искусственного интеллекта в сфере налогообложения» подчеркивают: «Применение ИИ в налоговом прогнозировании позволяет не только повысить точность прогнозов, но и выявлять скрытые закономерности, недоступные для обнаружения традиционными методами» [3]. Действительно, способность искусственного интеллекта анализировать огромные массивы данных и находить в них неочевидные корреляции открывает новые горизонты для понимания динамики налоговых поступлений и факторов, влияющих на налоговое поведение.
Однако, говоря о преимуществах искусственного интеллекта в налоговом прогнозировании, нельзя не затронуть и потенциальные риски. Существует опасность чрезмерного доверия к алгоритмам, которые, несмотря на свою сложность, могут не учитывать уникальные экономические и социальные факторы. Кроме того, предиктивные модели, основанные на исторических данных, могут оказаться неэффективными в условиях резких экономических изменений или кризисов. Поэтому критически важно сохранять баланс между автоматизированным анализом и экспертной оценкой специалистов.
Трансформация роли налоговых инспекторов в эпоху искусственного интеллекта представляет собой ещё один аспект, заслуживающий пристального внимания. Традиционный образ налогового инспектора как строгого контролёра, вооружённого калькулятором и сводом налоговых правил, уходит в прошлое. На смену ему приходит новый тип специали-ста—«налоговый аналитик», обладающий навыками работы с большими данными и алгоритмами машинного обучения.
Эта трансформация несёт в себе как возможности, так и вызовы. С одной стороны, использование искусственного интеллекта (ИИ) освобождает налоговых инспекторов от рутинных задач, позволяя сосредоточиться на более сложных и творческих аспектах работы. С другой, это требует существенного повышения квалификации и освоения новых компетенций. Возникает резонный вопрос: не приведет ли повсеместное внедрение искусственного интеллекта к сокращению рабочих мест в налоговых органах? На наш взгляд, более вероятным сценарием является не сокращение, а качественное изменение характера работы налоговых специалистов.
Интересно отметить, что внедрение искусственного интеллекта может способствовать гуманизации налогового администрирования. Парадоксально, но именно «бездушные» алгоритмы могут сделать взаимодействие между налоговыми органами и налогоплательщиками более персонализированным и человечным. Например, искусственный интеллект может анализировать историю взаимодействий с конкретным налогоплательщиком и предлагать наиболее подходящие способы коммуникации и разрешения возможных проблем.
Однако нельзя игнорировать и этические аспекты использования искусственного интеллекта в налоговой сфере. Возникает целый ряд вопросов: насколько глубоко алгоритмы могут «заглядывать» в финансовую жизнь граждан? Где проходит грань между эффективным налоговым контролем и нарушением приватности? Как обеспечить справедливость и непредвзятость ИИ-систем?
Казакова М.П. справедливо отмечает: «Внедрение ИИ в налоговое администрирование требует разработки новых этических стандартов и правовых норм, регулирующих использование этих технологий». [2, С. 611-612]. Действительно, формирование этического и правового фреймворка для применения искусственного интеллекта в налоговой сфере становится одной из ключевых задач современного налогового права (см. табл. 2).
Таблица 2
Этические и правовые аспекты использования ИИ в налоговой сфере
Аспект Проблема Возможное решение
Безопасность данных Риск утечки конфиденциальной информации Внедрение строгих мер кибер-безопасности
Прозрачность алгоритмов «Черный ящик» ИИ-систем Публикация информации об алгоритмах, независимый аудит
Предвзятость Дискриминация отдельных групп налогоплательщиков Тщательная проверка и калибровка ИИ-систем
Автоматизация принятия решений Ограничение роли человеческого суждения Сохранение человеческого контроля на ключевых этапах
Правовое регулирование Отсутствие специфических норм для ИИ Разработка новых законодательных актов
238
ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE
Vol. 20, № 4, 2024
ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)
Особого внимания заслуживает вопрос о том, как внедрение искусственного интеллекта влияет на взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками. С одной стороны, использование передовых технологий может повысить доверие к налоговой системе, сделав её более прозрачной и эффективной. С другой, существует риск возникновения «цифрового разрыва», когда часть налогоплательщиков, не обладающих достаточными технологическими навыками, можетоказаться в невыгодном положении.
Интересно рассмотреть и перспективы развития «умных» налоговых систем будущего. Можно представить себе налоговую систему, которая не только автоматически обрабатывает налоговые декларации, но и предлагает налогоплательщикам оптимальные стратегии налогового планирования, учитывающие их индивидуальные особенности. Такая система могла бы в режиме реального времени адаптироваться к изменениям экономической ситуации, автоматически корректируя налоговые ставки и льготы для достижения оптимального баланса между фискальными целями государства и стимулированием экономического роста.
Однако реализация подобных «умных» систем сталкивается с рядом технических и концептуальных вызовов. Один из ключевых вопросов—как обеспечить прозрачность и объяс-нимость решений, принимаемых искусственным интеллектом в налоговой сфере? Проблема «черного ящика», когда алгоритм принимает решения, логику которых сложно объяснить человеку, становится особенно острой, когда речь идёт о таком чувствительном вопросе, как налогообложение.
Козырева С.Е. и Яковлева Н.В. предлагают интересный подход к решению этой проблемы: «Необходимо разрабатывать гибридные системы, где искусственный интеллект работает в тандеме с человеком-экспертом, обеспечивая баланс между автоматизацией и человеческим суждением». [3, С. 15]. Это предложение кажется весьма
разумным, так как оно позволяет сочетать эффективность искусственного интеллекта с гибкостью и этической осознанностью человеческого мышления.
Ещё одним важным аспектом влияния искусственного интеллекта на налоговые органы является потенциал этих технологий в борьбе с налоговым мошенничеством и уклонением от уплаты налогов. Алгоритмы машинного обучения способны выявлять сложные схемы уклонения от налогов, анализируя огромные массивы данных и находя неочевидные связи между, казалось бы, несвязанными транзакциями.
Однако здесь мы сталкиваемся с интересной дилеммой: чем эффективнее становятся системы выявления налоговых нарушений, тем более изощренными становятся методы уклонения от налогов. Возникает своеобразная «гонка вооружений» между налоговыми органами и теми, кто пытается обойти налоговое законодательство. В этом контексте ключевым фактором становится не только техническое совершенство систем-искусственного интеллекта, но и скорость их адаптации к новым схемам уклонения от налогов.
Нельзя не отметить и потенциальное влияние искусственного интеллекта на международное налоговое сотрудничество. В эпоху современных технологий у граждан также сохраняется потребность в эффективном взаимоотношении с органами власти. Инициативные правительства разных стран реагируют на данную тенденцию, повышая доступность государственных услуг и удовлетворенность ими посредством внедрения искусственного интеллекта.
Например, страны ОЭСР совершенствуют использование искусственного интеллекта в государственном секторе для предоставления различных услуг и совершенствования процессов. Большинство государств, по которым имеются данные (29 из 30), что составляет 97%, имеют планы в отношении внедрения искусственного интеллекта (см. рис. 1) [7].
НАЛИЧИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ПО ВНЕДРЕНИЮ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, 2022 ГОД
Люксембург Литва Латвия Мексика
Республика Корея Япония
Норвегия
Новая Зеландия
Польша Португалия Словения
Соединенное Королевство Франция
Финляндия
Австрия
Эстония
Испания
Дания Чехия сЧи™
Колумбия
Бельгия Канада
Рис. 1. Наличие национального плана по внедрению искусственного интеллекта в государственном секторе в 2022 г.
¡ББЫ 2541-8025(рппЬ) Том 20, № 4,2024 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 239 ЮМ 2712-7605(опИпв)
Согласование и соблюдение общих этических ценностей, а также принципов управления алгоритмами имеют важное значение в постцифровой эпохе. Основываясь на принципах искусственного интеллекта, ОЭСР представила цифровому Правительству статистические исследования в отношении выявления существенных различий в подходах, используемых странами для обеспечения эффективного управления и внедрения технологических процессов в государственные учреждения.
В дополнение к этому, стоит подчеркнуть, что внедрение и использование искусственного интеллекта в государственном секторе также варьируется в зависимости от страны—23 из 30 опрошенных государств (77%) сообщи-
Так, например, 16 из 30 стран, что составляет (53%) полагаются для этой цели на формальные требования (включая законы и нормативные акты), 12 из них, что включает в себя (40%)—основываются на политических инициативах (стандарты и принципы) и всего лишь два государства (Литва и Латвия) не применяют никаких инструментов (см. рис. 2)
ли об использовании искусственного интеллекта по крайней мере в одной из трех категорий: внутренние процессы в государственном секторе, разработка и предоставление государственных услуг и политики (см. рис. 3)
Использование ИИ в государстенном секторе, 2022 год
1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0
^ А? ^ J- # А* ч# ¿fr ,<g>
л
f
I Разработка политики
Разработка и предоставление государственных услуг I Внутренние процессы в государственном секторе
Рис. 3. Использование искусственного интеллекта в государственном секторе в 2022 г.
ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE
Vol. 20, № 4, 2024
ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИИ, 2022 ГОД
Люксембург
Латвия
Республика Корея Япония
Италия Израиль Исландия
Ирландия
Соединенное Королевство Франция
Финляндия
Литва
Мексика
Норвегия
Новая Зеландия
Польша Португалия Словения
Бельгия
Дания Чехия
Колумбия
Канада Чили
Рис. 2. Инструменты для эффективного использования искусственного интеллекта.
240
Если рассматривать конкретно каждую категорию, то 22 из 30 стран (73%) использовали искусственный интеллект для улучшения работы внутренних процессов в государственном секторе. Так, например, Канада внедряет автоматизацию для оптимизации повышения эффективности работы сотрудников. Столько же стран (22 из 30) разработали проекты с использованием технологических процессов для проектирования государственных услуг. Например, в Финляндии искусственный интеллект рекомендует пользователям только услуги государства на основе их характеристик. И небольшое число (11 из 30) стран, что составляет 37%—применили область технологий для улучшения самого процесса разработки. В качестве примера следует отметить эстонскую полуавтоматическую информационную систему дистанционного зондирования для геопривязки лесных ресурсов и улучшения возможностей принятия экологических решений. И только 10 стран используют искусственный интеллект во всех 3 категориях (33%), в то время как 7 стран (23%) не разработали ни одного проекта ни в одной из 3 категорий.
Именно поэтому в эпоху глобальной экономики и цифровых транзакций эффективное налоговое администрирование требует тесного взаимодействия между налоговыми органами разных стран. Искусственный интеллект может сыграть ключевую роль в обеспечении такого взаимодействия, обеспечивая быстрый и безопасный обмен информацией, выявление трансграничных схем уклонения от налогов и гармонизацию налоговых практик.
Однако здесь мы сталкиваемся с проблемой различий в законодательстве и подходах к использованию искусственного интеллекта в разных странах. Как обеспечить эффективное международное сотрудничество в условиях, когда государства имеют разнообразные стандарты конфиденциальности данных и этические нормы использования искусственного интеллекта? Этот вопрос требует тщательного обсуждения на международном уровне и, возможно,
разработки глобальных стандартов применения искусственного интеллекта в налоговой сфере.
Размышляя над влиянием искусственного интеллекта на эффективность и трансформацию налоговых органов, нельзя не задаться вопросом о долгосрочных последствиях этих изменений для общества в целом. Может ли повышение эффективности налогового администрирования привести к более справедливому распределению налоговой нагрузки? Как изменится восприятие налоговой системы гражданами в условиях её возрастающей автоматизации и «дегуманизации»?
На наш взгляд, ключевым фактором успешной интеграции искусственного интеллекта в налоговую систему является сохранение баланса между технологической эффективностью и человеческим фактором. Важно помнить, что налоговая система—это не только механизм сбора средств, но и важный инструмент социальной политики и экономического регулирования. Поэтому, при всей эффективности искусственного интеллекта, последнее слово в принятии важных решений должно оставаться за человеком.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что внедрение искусственного интеллекта в работу налоговых органов представляет собой не просто технологическое новшество, а катализатор глубинных изменений в системе налогового администрирования и взаимоотношениях между государством и налогоплательщиками.
Анализ текущего состояния и перспектив применения искусственного интеллекта в налоговых органах показал, что мы находимся на пороге революционных изменений. Уже сегодня интеллектуальные системы успешно применяются для автоматизации рутинных процессов, анализа больших данных и выявления налоговых нарушений. Однако потенциал искусственного интеллекта в налоговой сфере гораздо шире и включает в себя создание «умных» налоговых систем, способных адаптироваться к изменениям экономической ситуации в реальном времени.
Список литературы:
1. Горячих С.П., Рычкова H.A., Огородникова A.A. Искусственный интеллект в сфере налогообложения // Студент. Наука. Регион. 2023. №1. С. 398.
2. Казакова М.П. Искусственный интеллект в налоговом праве: актуальная проблема 21 века // Вопросы российской юстиции. 2020. №9. С. 610.
3. Козырева С. Е., Яковлева Н.В. Развитие и использование искусственного интеллекта в сфере налогообложения //Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. №6-2 (100). С. 14.
4. Лютова О. И. Актуальные вопросы правового регулирования налоговых отношений в условиях применения технологии искусственного интеллекта // Актуальные проблемы российского права. 2023. №7 (152). С. 64-65.
5. Новикова Ю.С., Селюкова A.A., Колосов Н.В. Влияние искусственного интеллекта на налоговое законодательство //Вестник науки. 2023. №11 (68). Т.З. С. 425-426.
6. Огородникова И. И. Цифровая трансформация налогового контроля: эволюция и тенденции // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. №6. С. 155.
7. OECD (2023), Government at a Glace 2023, OECD Publishing, Paris. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/governance/government-at-a-glance-2023_3d5c5d31-en#page4 (дата обращения: 25.06.2024).
Reference list:
1. Goryachikh S.P., Rychkova N.A., Ogorodnikova A.A. Artificial intelligence in the field of taxation // Student. The science. Region. 2023. No. 1. P. 398.
2. Kazakova M.P. Artificial intelligence in tax law: an urgent problem of the 21st century // Issues of Russian justice. 2020. No. 9. P. 610.
3. Kozyreva S. E., Yakovleva N.V. Development and use of artificial intelligence in the field of taxation //Economics and business: theory and practice. 2023. No. 6-2 (100). P. 14.
4. Lyutova O.I. Current issues of legal regulation of tax relations in the context of the use of artificial intelligence technology // Current problems of Russian law. 2023. No. 7 (152). pp. 64-65.
5. Novikova Yu.S., Selyukova A.A., Kolosov N.V. The influence of artificial intelligence on tax legislation // Bulletin of Science. 2023. No. 11 (68). T.3. pp. 425-426.
6. Ogorodnikova I. I. Digital transformation of tax control: evolution and trends // Bulletin of Tomsk State University. Economy. 2019. No. 6. P. 155.
7. OECD (2023), Government at a Glace 2023, OECD Publishing, Paris. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/governance/ government-at-a-glance-2023_3d5c5d31-en#page4 (access date: 06.25.2024).
ISSN 2541-8025(print) Том 20, № 4,2024 Проблемы экономики и юридической практики 241 ISSN 2712-7605(online)
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 76,95%.
Рецензент: Осипов B.C., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры налогов и налогового администрирования; Финансовый университетпри Правительстве Российской Федерации.
Статья поступила в редакцию 09.07.2024, принята к публикации 29.07.2024 The article was received on 09.07.2024, accepted for publication 29.07.2024
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Мороз Виктор Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, профессор Кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа; Финансовый университетпри Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация, SPIN-код: 4495-5016, AuthorlD: 711320, e-mail: [email protected]
Яковлева Екатерина Евгеньевна, Факультет налогов, аудита и бизнес-анализа; Финансовый университетпри Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация, SPIN-код: 1468-6000, AuthorlD: 1130154, e-mail: prostoekaterinayakovleva@ yandex.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Viktor V. Moroz, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Professor of the Department of Taxes and Tax Administration of the Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation, SPIN-code: 4495-5016, AuthorlD: 711320, e-mail: [email protected]
Ekaterina E. Yakovleva, the Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation, SPIN-code: 1468-6000, AuthorlD: 1130154, e-mail: [email protected]
242 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE Vol. 20, № 4, 2024 ISSN2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(online)