Научная статья на тему 'Правовые аспекты формирования системы землепользования в России в XVIII веке'

Правовые аспекты формирования системы землепользования в России в XVIII веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история системы землепользования / правовое регулирование землеустройства / земельный кадастр / генеральное межевание / поземельные отношения / земельная реформа / history of the land use system / legal regulation of land management / land cadastre / general land surveying / land relations / land reform

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дереглазов Антон Алексеевич

Цель исследования. В статье рассматриваются основные этапы формирования и развития российской системы землепользования в XVIII веке. Анализируются основные нормативные акты, регулирующие земельные отношения, регламентирующие деятельность органов государственного управления земельными ресурсами и процесс межевания. Целью исследования является выявление закономерностей и тенденций развития системы землепользования в России в XVIII веке, а также влияния феодальной системы на эффективность использования земельных ресурсов. Выводы. В XVIII веке в России произошли значительные преобразования в системе землепользования, которые были связаны с реформами Петра I и последующих правителей. Эти преобразования были направлены на модернизацию государства, укрепление централизованной власти и повышение эффективности управления земельными ресурсами. Тем не менее, земельные отношения оставались тесно связанными с институтом крепостничества, который играл важную роль в распределении земельных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дереглазов Антон Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Aspects of the Formation of the Land Use System in Russia in the XVIII Century

The purpose of the research. The article examines the main stages of the formation and development of the Russian land use system in the XVIII century. The main normative acts regulating land relations, regulating the activities of state land management bodies and the process of land surveying are analyzed. The purpose of the study is to identify patterns and trends in the development of the land use system in Russia in the XVIII century, as well as the influence of the feudal system on the efficiency of land use. Results. In the XVIII century, Russia underwent significant transformations in the land use system, which were associated with the reforms of Peter I and subsequent rulers. These transformations were aimed at modernizing the State, strengthening centralized authority and improving the efficiency of land management. Nevertheless, land relations remained closely linked to the institution of serfdom, which played an important role in the distribution of land resources.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты формирования системы землепользования в России в XVIII веке»

УДК 340.154 ГРНТИ 10.09.01 EDN: CXVZMC

Правовые аспекты формирования системы землепользования в России в XVIII веке

©Дереглазов Антон Алексеевич Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

e-mail: [email protected]

Аннотация. Цель исследования. В статье рассматриваются основные этапы формирования и развития российской системы землепользования в XVIII веке. Анализируются основные нормативные акты, регулирующие земельные отношения, регла-ментирующиедеятельностьорганов государственного управленияземельными ресурсами и процесс межевания. Целью исследования является выявление закономерностей и тенденций развития системы землепользования в России в XVIII веке, а также влияния феодальной системы на эффективность использования земельных ресурсов. Выводы. В XVIII веке в России произошли значительные преобразования в системе землепользования, которые были связаны с реформами Петра I и последующих правителей. Эти преобразования были направлены на модернизацию государства, укрепление централизованной власти и повышение эффективности управления земельными ресурсами. Тем не менее, земельные отношения остава-лисьтесно связанными с институтом крепостничества, который играл важную роль в распределении земельных ресурсов.

Ключевые слова: история системы землепользования, правовое регулирование землеустройства, земельный кадастр, генеральное межевание, поземельные отношения, земельная реформа.

Для цитирования: Дереглазов А. А. Правовые аспекты формирования системы землепользования в России в XVIII веке// Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 6. С. 24-28. EDN: CXVZMC

Legal Aspects ofthe Formation ofthe Land Use System in Russia in the XVIII Century

©Anton A. Dereglazov

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

e-mail: [email protected]

Abstract. The purpose ofthe research. The article examines the main stages ofthe formation and development ofthe Russian land use system in the XVIII century. The main normative acts regulating land relations, regulating the activities of state land management bodies and the process of land surveying are analyzed. The purpose of the study is to identify patterns and trends in the development ofthe land use system in Russia in the XVIII century, as well as the influence ofthe feudal system on the efficiency of land use. Results. In the XVIII century, Russia underwent significant transformations in the land use system, which were associated with the reforms of Peter I and subsequent rulers. These transformations were aimed at modernizing the State, strengthening centralized authority and improving the efficiency of land management. Nevertheless, land relations remained closely linked to the institution of serfdom, which played an important role in the distribution of land resources.

Keywords: history of the land use system, legal regulation of land management, land cadastre, general land surveying, land relations, land reform.

For citation: Dereglazov A. A. Legal Aspects ofthe Formation ofthe Land Use System in Russia in the XVIII Century// ECONOMIC PROBLEMSAND LEGAL PRACTICE. 2023. Vol. 19. № 6. P. 24-28. (in Russ.) EDN: CXVZMC

24 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE Vol. 19, № 6, 2023 ISSN 2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

ВВЕДЕНИЕ

К концу XVII века в России усилился разрыв между правовым и фактическим положениями наделов, выдаваемых за службу государю, в сторону сближения на практике двух основных форм землевладения: вотчины и поместья, что создавало серьезные препятствия для укрепления центральной власти, исчисления и сбора налогов, а также эффективного управления земельными ресурсами. Таким образом, начало восемнадцатого столетия в период проведения масштабных реформ не могло не отразиться на системе землепользования.

РЕФОРМЫ ПЕТРА I

Земельные реформы Петра I были частью широкомасштабных преобразований, которые он проводил для модернизации Российского государства. Эти реформы направлялись на упорядочение земельных отношений, усиление государственного контроля над землей и оптимизацию налогообложения.

Были созданы новые институты для управления земельными ресурсами, такие как Камер-коллегия, которая отвечала за финансы и налоги, в том числе и земельные. Это способствовало централизации власти и упрощению сбора налогов. Вотчинная коллегия пришла на смену Поместному приказу, который занимался вопросами распределения земельных наделов (поместий) среди дворянства за службу государю, контролем за их использованием и сбором с них оброков или других платежей.

Поместный приказ возник в конце XV века, когда Иван III начал активно использовать систему поместного владения для поощрения служилых людей. Во времена Ивана IV (Грозного) приказ стал одной из важнейших структур государственного аппарата. В его функции входило не только распределение земель, но и решение споров между помещиками, учёт земельных наделов и контроль за соблюдением условий службы1.

Система поместий позволяла создать класс служилого дворянства, который был заинтересован в службе государю, так как сохранение и увеличение земельных владений зависело от его благоволения. Поместное владение было условным и могло быть отозвано за недобросовестную службу или другие проступки. Поместный приказ развивался и менял свои функции в зависимости от потребностей государства. В XVI-XVII веках он играл ключевую роль в поддержании феодальной армии, так как большинство служилых людей получали земли именно за военную службу.

С течением времени Поместный приказ сталкивался с различными проблемами, такими как злоупотребления чиновников, незаконное захватывание земель, уклонение от службы. Это приводило к постепенному ухудшению управления земельными ресурсами и необходимости реформ.

К середине XVII в. российские крестьяне были закрепощены окончательно2. Соборное уложение 1649 г. ввело принцип крепостной наследственности. Крестьянин превратился в абсолютно зависимого человека, почти раба;

1 Малиновский Ф. Л. Исторический взгляд на межевание земель в России до 1765 г. СПб.: тип. А. Сычева, 1844. С. 175.

2 Софроненко К. А. Соборное уложение 1649 г. — кодекс русского феодального права. Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 1959. —С. 58.

феодал мог его продать, обменять, мог распоряжаться его бытом и поступками, наказывать по своему усмотрению ит. д.К концу XVII в. в крепостной зависимости находилось уже около 90% крестьян. Согласно подворной переписи 1678 г., черные и посадские (свободные) крестьяне составляли 10,4%, дворцовые—9,3%, церковные и монастыр-ские—13,3%, боярские—10%, дворянские—57%3.

Изначально при свободном крестьянстве отсутствие возможности передавать поместья по наследству не вызывало особых затруднений, поскольку предметом владения служилых людей был доход от выдаваемой земли в виде оброка и труда тяглого населения. Однако в процессе закрепощения крестьян и оседания дворянского сословия на землю, последние всё реже хотели расставаться с обустроенным хозяйством, на котором они обустраивали усадьбу, заводили пашню и селили холопов и крестьян. Так на протяжении почти двух веков происходило сближение вотчины и поместья.

Указ о единонаследии, изданный Петром I в 1714 году, был одной из ключевых земельных реформ и важной частью его попыток модернизировать Российское государство. Этот указ имел целью укрепление дворянства как класса и обеспечение его верности государству, а также предотвращение раздробления поместий, которые могли бы ослабить экономическую основу дворянского сословия и их способность поддерживать государственную службу. Указ запрещал разделение поместий между наследниками. Вся собственность должна была переходить к одному наследнику, обычно старшему сыну, что предотвращало их уменьшение и раздробление. Владелец поместья был обязан служить государству, в противном случае он мог быть лишен своих земельных владений. Это помогало поддерживать военную мощь и бюрократический аппарат России. Указ направлялся на укрепление экономического положения дворянства, что делало его более зависимым от монарха и укрепляло социальную иерархию. Крупные поместья создавали более благоприятные условия для ведения хозяйства, что могло способствовать развитию сельского хозяйства и повышению эффективности производства. Указ способствовал централизации власти в руках царя, так как усиливалась зависимость дворян от воли монарха и уменьшалось влияние местной знати4.

Таким образом, Указ о единонаследии стал значимым шагом в процессе формирования абсолютистского государства и подготовил почву для дальнейших реформ, направленных на модернизацию России. Петр стремился к более точному учету земельных наделов и прав собственности на них. Были предприняты попытки создать единую систему земельного кадастра, что упрощало бы налогообложение и контроль за использованием земли. В результате реформ появилась возможность для дворян не только служить государю, но и заниматься хозяйственной деятельностью на своих землях, что стимулировало развитие сельского хозяйства.

На Указ о единонаследии дворянство взглянуло как на пожалование поместий в наследственную собственность владельца и только тяготилось навязанным ему порядком наследования. Исполняя желание шляхетства

3 Варламов А. А., Гальченко С. А., Богданова О. В., Гвоздева О. В. Генезис формирования и функционирования Российской системы землепользования: монография / под науч. ред. А. А. Варламова. —Москва: Первое экономическое издательство, 2021. —С. 228.

4 Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. —М.: Мысль, 1992. С. 800.

ISSN 2541-8025(print) Том 19, № 6,2023 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 25 ISSN 2712-7605(online)

1730 г., императрица Анна отменила этот порядок и дала законное основание дворянскому толкованию Указа 1714 г. Этот указ не принес добрых плодов, каких ожидал законодатель, но породил множество затруднений5.

По докладу Сената о неудобствах единонаследия, Указ от 07 марта 1791 г. отменил этот порядок, повелевая как поместья, так и вотчины именовать одинаково—недвижимое имение-вотчина — и делить такую недвижимость между детьми по Уложению «всем равно». Так огромный запас населенных государственныхземель, какими были поместья, окончательно и безмездно отчуждался в частное владение, а помещик, прежде являвшийся в свое поместье редким гостем, теперь стал чувствовать себя там полным хозяином, получив значение вотчинника.

На систему землепользования также сильно повлияли преобразования в системе налогообложения. В 17191720 годах была введена подушная подать, заменившая предыдущие формы налогообложения, такие как дымная подать. Этот налог взимался с каждой «души» мужского пола, то есть с каждого крестьянина и мещанина, независимо отегодохода или имущественного положения.

Для эффективного сбора подушной подати были введены регулярные переписи населения, так называемые «ревизии». Они проводились для учёта всех податных граждан и определения размера налога, который должен был быть уплачен. Петр I ввел государственные монополии на некоторые виды товаров (например, соль, табак, спиртное), что позволяло государству получать дополнительные доходы. Были введены акцизы на различные товары и услуги, что также увеличивало доходы государства. Введение новых форм местного самоуправления (губернских и уездных управлений) содействовало более эффективному сбору налогов. Введены подати для финансирования строительства новой столицы-Санкт-Петербурга, а также для покрытия расходов на армию и флот. Для регулирования торговли и сбора налогов с неё была введена система патентов.

Из-за введения подушной подати отпала необходимость в полном кадастровом описании земель Российской империи, поскольку теперь налог взимался с количества душ, а не площади участков. С одной стороны—это позволило значительно сократить государственные расходы на проведение межевых и землеустроительных работ, содержании межевщиков, с другой стороны, ухудшило качество кадастровых описаний, накоплению ошибок в писцовых книгах и возникновению межевых споров6.

Эти реформы значительно увеличили доходы государства, что было необходимо для финансирования амбициозных проектов Петра I, включая модернизацию армии, строительство флота и создание новой столицы. Однако они также усилили нагрузку на население, особенно на крестьянство, что способствовало закрепощению крепостных и ухудшению их жизненных условий.

Развивалась система земельно-оценочных работ. «Справка о четвертной пашне» 1728 года в Российской империи—это документ, который отражает одну из мер аграрной политики времён правления Петра I. Данный документ является указанием на то, как должна была осуществляться

5 Варламов А. А., Гальченко С. А., Богданова О. В., Гвоздева О. В. Генезис формирования и функционирования Российской системы землепользования: монография / под науч. ред. А. А. Варламова. —Москва: Первое экономическое издательство, 2021. —С. 228.

6 Герман Е.И. История русского межевания. —М; 1914, С. 291

обработка земель и использование пашенного севооборота для улучшения плодородия почвы.

В то время сельское хозяйство в России опиралось на традиционные методы земледелия, которые были не очень эффективны и приводили к истощению земель. Пашенный севооборот, в частности система четвертной пашни, предусматривала, что часть земли должна отдыхать (быть под паром), чтобы восстановить свои плодородные свойства. Таким образом, если у фермера было четыре поля, то каждый год одно из них не засевалось, а оставалось пустующим. В следующем году под паром оставалосьдругое поле и так далее по циклу.

«Справка о четвертной пашне» основывалась на материалах писцовых книг и содержала данные о том, какие есть земельные угодья различных категорий по волостям и станам, какие участки земли были взяты под пар в данном году, а также фиксировала планы на будущее по соблюдению этой системы севооборота. Это было важно для контроля над соблюдением аграрных правил и улучшения эффективности сельскохозяйственного производства. Система четвертной пашни была шагом в сторону рационального землепользования, хотя и не самым продвинутым методом агрономии.

Петровские реформы привели к значительным изменениям в социальной структуре и экономике России, закладывая основы для перехода от феодального строя к более централизованному абсолютистскому государству.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ЦЕРКОВНЫХ ЗЕМЕЛЬ

В 1764 году Екатериной II была проведена секуляризация церковных земель. Это процесс передачи земельных владений и других материальных ресурсов, принадлежавших церкви, в государственную собственность или в собственность светских лиц. В контексте Российской империи эта процедура является одним из ключевых моментов в истории отношений государства и церкви, а также в истории аграрных реформ. Цели секуляризации были многогранными: укрепление государственной власти, пополнение казны, модернизация экономики и управления, а также ослабление экономической и политической мощи церкви. До секуляризации Русская православная церковь обладала огромными земельными владениями и крестьянами, которые на них жили. Эти земли использовались для поддержания церковных институтов, монастырей и духовенства. Однако многие из этих владений были освобождены от налогов и не приносили дохода государству. В ходе секуляризации Екатерина II конфисковала большую часть земельных владений церкви и перевела их в государственную собственность. Церковь получила компенсацию в виде денежного содержания для священнослужителей и фонда, из которого должны были финансироваться церковные нужды. Крестьяне, проживавшие на этих землях, стали государственными крестьянами, что увеличило доходы казны за счет налогов.

Секуляризация привела к значительному изменению социального и экономического положения церкви в России. Церковь потеряла значительную часть своего богатства и политического влияния, хотя сохраняла своё духовное значение для общества. С другой стороны, это позволило государству использовать конфискованные ресурсы для модернизации страны и финансирования различных социальных и экономических проектов.

26 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE

Vol. 19, № 6, 2023 ISSN 2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

Закрепощение крестьян в России достигло своего апогея в XVIII веке. В 1763 году была введена обязанность содержания крестьянами войсковых команд для подавления крестьянских восстаний, в 1765 году был издан указ о возможности ссылать помещиками крестьян на каторгу за неповиновение, в 1767 году запретили крестьянам жаловаться на помещика. Секуляризация церковных земель также повлияла на положение крестьян. Когда церковные земли были конфискованы и превращены в государственные, крестьяне, жившие на этих землях, стали государственными крестьянами. Это означало, что они теперь должны были платить налоги государству, но также и то, что они могли быть проданы или переданы в частные руки, что иногда усугубляло их положение7.

ГЕНЕРАЛЬНОЕ МЕЖЕВАНИЕ

Генеральное межевание в России было крупномасштабной землеустроительной реформой, начатой в 1765 году при императрице Екатерине II. Оно направлялось на упорядочение и рационализацию земельных отношений, учет и инвентаризацию земельных угодий, а также на обеспечение повышения эффективности сельского хозяйства и увеличения поступлений в казну от податей8.

Цели Генерального межевания:

1. Классификация и установление точных границ между угодьями различных категорий землевладельцев: государственными, помещичьими и крестьянскими.

2. Создание точных карт и планов земельных владений.

3. Упорядочение системы обложения податями путем создания актуальной базы данных о землевладениях.

Процесс Генерального межевания включал в себя: -подготовку и обучение межевых инженеров и землемеров, -проведение топографических изысканий и земельных измерений.

-составление «межевых книг» с записями результатов измерений.

-установление каменных столбов для обозначения границ.

В ходе Генерального межевания выявились значительные проблемы:

-недостаток квалифицированных кадров и технических средствдля проведения измерений.

-сопротивление помещиков и крестьян, которые опасались изменений в своих правах на землю и возможного увеличения налогов.

-сложность и длительность процесса измерений из-за обширности территории России и непростыхприродныхусловий.

Несмотря на значительные трудности, Генеральное межевание имело важные последствия для развития российского аграрного сектора. Оно способствовало улучшению землепользования, стимулировало развитие сельского хозяйства и повысило эффективность сбора налогов.

Тем не менее, Генеральное межевание не было завершено в полном объеме из-за его чрезвычайной сложности и высоких затрат. В конечном итоге, оно было прекращено в начале XIX века, хотя некоторые его элементы легли в основу последующихземельных реформ в Российской империи.

Значение Генерального межевания и других землеустроительных реформ для модернизации российского

7 Тетерин Г.Н. История межевания, землеустройства и земельного кадастра. Новосибирск: СГГА, 2007. —С. 93. 3 Иванов П. О генеральном межевании земель в России и полюбовном социальном размежевании в Московской губернии, —М.: 1843. С. 45

общества отмечал В.О. Ключевский, так как эти реформы были направлены на упорядочение земельных отношений, что было необходимо для развития экономики страны. В.О. Ключевский также критически относился к крепостничеству и его влиянию на развитие российской экономики и общества. Он подчёркивал, что крепостное право сдерживало развитие сельского хозяйства, так как крестьяне не имели достаточных стимулов для улучшения обработки земли и повышения её продуктивности9.

С.М. Соловьёв выделял значимость земельных отношений для понимания общей картины развития российского государства и общества. Он подчеркивал, что крепостное право являлось одной из основных причин экономической отсталости России по сравнению с Западной Европой, а также одним из факторов, определивших характер и последствия социальных противоречий в Российской империи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в XVIII веке в России происходили значительные преобразования в области землеустройства, которые были связаны с реформами Петра I и последующих правителей. Эти преобразования были направлены на модернизацию государства, укрепление централизованной власти и повышение эффективности управления земельными ресурсами.

1. Петровские реформы: Петр I провел масштабные реформы, в том числе в области административного деления и управления землями. Он стремился к европеизации России, в том числе и в методах управления земельными ресурсами.

2. Введение новых административных единиц: в 1708 году была проведена реформа, которая разделила страну на губернии и уезды, что позволило улучшить управление территориями и контрольза сбором налогов.

3. Земельные реформы: в XVIII веке в России были предприняты попытки упорядочить земельные отношения, в том числе через межевание земель и составление точных карт и планов. Это было необходимо для урегулирования споров по земельным вопросам, а также для оптимизации налогообложения.

4. Секуляризация церковных земель: Екатерина II провела секуляризацию церковных земель, что привело к передаче больших участков земли из церковного владения в государственное. Это также позволило лучше управлять этими территориями и использовать ихдля развития экономики.

5. «Крепостное право» и земельные отношения: в XVIII веке крепостное право достигло своего апогея, что оказало значительное влияние на землеустройство. Крепостные крестьяне были привязаны к земле, что делало их фактически собственностью помещика. Это приводило к определенной стабильности в использовании земельных ресурсов, но также вызывало социальное недовольство и конфликты.

6. Развитие сельского хозяйства: введение новых технологий и методов обработки земли, расширение пахотных угодий и рост экспорта сельскохозяйственной продукции способствовали изменению подходов кземлепользованию.

7. Кадастры и картография: появление более точных геодезических измерений и картографических материалов позволило улучшить учет земельных участков и способствовало развитию наук о земле.

9 Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т.У. Курс русской истории (4)/ Под ред. В.Л. Янина М.: Мысль, 1989. С. 78-79.

№№ 2541-8025(рппХ) Том 19, № 6,2023 Проблемыэкономикииюридическойпрактики ЮМ 2712-7605(опНпв)

Землеустройство XVIII века оставалось тесно связанным с социальными и политическими структурами эпохи, особенно с институтом крепостничества, который

ограничивал мобильность труда и влиял на распределение земельных ресурсов.

Список литературы:

1. Варламов А. А., Гальченко С. А., Богданова О. В., Гвоздева О. В. Генезис формирования и функционирования Российской системы землепользования: монография / под науч. ред. А. А. Варламова. —Москва: Первое экономическое издательство, 2021. С. 228.

2. Герман Е.И. История русского межевания. —М.: 1914. С. 291.

3. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. —М.: Мысль, 1992. С. 800.

4. Иванов П. О генеральном межевании земель в России и полюбовном социальном размежевании в Московской губернии, -М.: 1843 С. 45.

5. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т.У. Курс русской истории (4) / Под ред. В.Л. Янина М.: Мысль, 1989. С. 489.

6. Малиновский Ф. Л. Исторический взгляд на межевание земель в России до 1765 г. СПб.: тип. А. Сычева, 1844. С. 175.

7. Софроненко К. А. Соборное уложение 1649 г.—кодекс русского феодального права. Москва: Московский государственный университетимени М.В.Ломоносова, 1959. С. 58.

8. Тетерин Г.Н. История межевания, землеустройства и земельного кадастра. Новосибирск: СГГА, 2007. С. 93.

Reference list:

1. Varlamov A. A., Galchenko S. A., Bogclanova O. V., Gvozdeva O. V. The genesis ofthe formation and functioning ofthe Russian land use system: monograph / edited by A. A. Varlamov. —Moscow: First Economic Publishing House, 2021. p. 228.

2. Herman E.I. The history of Russian land surveying. —M.: 1914. p. 291.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Zaichkin I.A., Pochkaev I.N. Russian history. —M.: Mysl, 1992. p. 800.

4. Ivanov P. On the general land surveying in Russia and amicable social demarcation in the Moscow province, —M.: 1843 p. 45.

5. Klyuchevsky V.O. Essays in 9 volumes. The course of Russian history (4)/ Edited by V.L. Yanina M.: Mysl. 1989. pp. 78-79.

6. Mallnovsky F. L. Historical view on land surveying in Russia before 1765 St. Petersburg: A. Sychev's type, 1844. p. 175.

7. Sofronenko K. A. The Cathedral Code of 1649—the Code of Russian feudal law. Moscow: Lomonosov Moscow State University. 1959, p. 58.

8. Teterin G.N. History of land surveying, land management and land cadastre. Novosibirsk: SGGA, 2007. p. 93.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,13%.

Рецензент: Петюкова О. Н., доктор юридических наук, доцент, профессор Департамента международного и публичного права Юридиче-скогофакультета; Финансовый университетпри Правительстве Российской Федерации.

Статья поступила в редакцию 03.12.2023, принята к публикации 23.12.2023 The article was received on 03.12.2023, accepted for publication 23.12.2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Дереглазов Антон Алексеевич, аспирант Департамента международного и публичного права Юридического факультета; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация, SPIN-код: 4392-7226, ORCID: 0009-0003-4384-983Х, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Anton A. Dereglazov, postgraduate student of the International and Public Law Department of the Law Faculty; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation, SPIN-koa: 4392-7226, ORCID: 0009-0003-4384-983X, e-mail: [email protected]

28 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE

Vol. 19, № 6, 2023

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.