УДК 378:796
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
Светлана Оганесовна Скворцова
Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, тел. (383)243-94-09, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается психолого-педагогическая технология, способствующая формированию физкультурно-оздоровительных компетенций у бакалавров экономического вуза.
Ключевые слова: образовательный стандарт, психолого-педагогическая технология, студенты, средства физического воспитания.
PSYCHO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY AS A MEANS OF IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY
Svetlana O. Skvortsova
Novosibirsk State University of Economics and Management, 630099, Russia, Novosibirsk, 56 Kamenskaja St, associate professor, Ph. D., of Department Physical education and Sport, tel. (383)243-94-09, e-mail: [email protected]
The article deals with psychological and pedagogical technologies that contribute to the formation of health and fitness competence in undergraduate Economic University.
Key words: educational standard, psychological and pedagogical tehnology, the students, means of the physical training.
Модернизация российского образования, совершенствование государственного образовательного стандарта, предполагает повышение эффективности обучения студентов, поскольку социальные требования к уровню подготовки и развитию обучающихся непрерывно повышаются. Специалисты - преподаватели кафедр физического воспитания и спорта, ведут постоянный поиск перспективных направлений совершенствования учебного процесса по дисциплине «Физическая культура». Одним, из которых является применение физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном процессе вуза.
Работая над созданием психолого-педагогической технологии, мы учитывали: значительную интенсификацию учебного процесса, адаптацию к условиям вуза, отсутствие элементарных знаний о здоровом образе жизни его сохранении и укреплении, профессиограммы разных специальностей будущих выпускников.
Первоначально, преподавателями, участниками проекта «Развитие психолого-педагогической технологии в системе физического воспитания и саморазвития студентов экономического вуза», в течение нескольких месяцев проводилось диагностическое исследование психологического состояния студентов,
тестировалось физическое развитие, функциональное состояние, физическая подготовленность студентов.
Результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход в образовании.
Педагогическая технология - это систематическое воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счёт повышения интереса и мотивации к нему учащихся [1,с.3,28].
Технология - это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантиро-ванности результата, чем традиционные способы обучения [6, с.54].
В исследовании приняли участие студенты второго курса специальности: экономика (Э)-145; менеджмент (М) - 99; информационные технологии (ИТ) -72 человека. Студенты, отнесенные, по медицинским показателям в группу лечебной физкультуры и освобожденные от практических занятий физической культурой в исследовании не участвовали.
Для определения состояния психологического здоровья студентов применялись следующие методики исследования: определение соматотипа студента, оценка стрессоустойчивости и социальной адаптации, оценка показателей внимания, теппинг - тест для диагностики свойств нервной системы, оценка самоорганизованности, определение силы воли.
Мы, посчитали, что они наиболее показательны для определения личностных особенностей и уровня функционирования психических процессов студентов.
Особое значение в психическом здоровье имеет психическое благополучие, которое определяется внутренним состоянием самого индивида и отношением к себе, а также качеством внешних взаимодействий и условий. Противоположность психическому здоровью - психические отклонения, психические расстройства и психические заболевания [3, с.8].
Особую тревогу вызвали результаты оценки самоорганизованности, когда 96,8% студентов имеет низкий уровень, что свидетельствует об отсутствии организационных навыков и привычек. Оценки других методик соответствовали среднему уровню показателей психологического здоровья.
Конструирование современных физкультурно-оздоровительных технологий включает в себя диагностику уровня здоровья, постановку цели, разработку задач, оздоровительной программы, тестирование физической подготовленности, реализацию разработанного плана [5, с.59].
Морфофункциональное обследование проводилось по показателям антропометрии и функциональным показателям с учётом пола и разных специальностей: всего участвовало 312 девушек и 75 юношей. Анализ морфофункцио-нальных показателей и уровня физической подготовки, соответствует средне-
му, а по некоторым показателям (ЖЕЛ, индекс кистевой силы, статической выносливости мышц спины, общей выносливости), ниже среднего значения.
В число причин, определяющих низкую физическую подготовленность студентов, входит отставание теории и методики физического воспитания от требований педагогической практики в вузах [8, с.55].
Во второй половине, нашего исследования мы определяли профессионально значимые качества специальностей: экономика, менеджмент, информационные технологии, с позиции функций данной профессии, психофизиологическими качествами работающего и с организацией производства. Для успешной деятельности экономиста необходимо:
- способность к вычислению; усидчивость; обязательность; организованность; бдительность; логическое мышление; эмоционально-психическая устойчивость; хорошие показатели кратковременной памяти; устойчивость к моно-тонии.
Менеджеру необходимо: энергичность; уверенность в самом себе, принимаемых решениях; ответственность; эрудированность; умение подчиняться требованиям и нормам, принятым в организации. Необходимые способности: организаторские, коммуникативные, аналитические, самодисциплина, самоорганизация, умение прогнозировать ситуации.
Специалисту в сфере информационных технологий необходимо: владение широким спектром современных информационных технологий; навыками проектирования, программирования и сопровождения систем. Профессиональные качества - аналитический склад ума, хорошая память, способность работать с большим количеством информации.
Личные качества: ответственность, самоорганизованность, стрессоустой-чивость, коммуникабельность.
Условия труда у специальностей экономика и информационные технологии достаточно похожи: постоянная работа в тесном помещении на персональном компьютере, длительная статическая нагрузка на позвоночник, перегрузка зрительного аппарата и запястного канала. Что является предметом внимания различных специалистов: медицинских работников, педагогов, эргономистов, психологов, специалистов по физической культуре[7,с.3].
Условия работы менеджеров предполагает мобильный характер (включающий поездки по городу и области), увеличения объема сбыта продукции, руководство деятельности других людей в процессе выполнения ими работы по изготовлению товаров.
Отличительными особенностями психолого-педагогических технологий являются: творческий характер образовательного процесса, индивидуализация педагогического воздействия. В нашем случае особенно важно чтобы техноло-гизация процесса формирования здорового образа жизни сделала механизмы и сам процесс устойчивыми и целостными [5,с.61].
Учитывая результаты проведенного анализа морфофункциональных показателей и уровня физической подготовки, а также проанализировав профессио-граммы специальностей наших будущих выпускников, нами разработана пси-
холого-педагогическая технология, направленная на совершенствование процесса физического воспитания в условиях экономического вуза.
Возрастает роль самого студента, который участвует не только в процессе получения знаний, но и в его поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки. Смена двигательной активности положительно влияет на усвоение материала и по другим образовательным дисциплинам[4,а869].
Любая технология представляет собой в той или иной мере теоретически осмысленную, успешную, педагогическую деятельность и в то же время направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и опытом, интегрирует теорию и практику образования. При определении статуса педагогической технологии полезно соотнести ее с той научной концепцией, которая лежит в её основе, указать номенклатуру целей, достигаемых с ее помощью[2,с.7].
Для повышения качества знаний и уровня функционирования, психических процессов (самоорганизованности, стрессоустойчивости, силы воли), мы дополнили лекционный курс, а именно темы «Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания» и «Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности», необходимым материалом по данной проблеме.
Следует отметить, что общее количество часов, необходимое на освоение каждого раздела программы, остается неизменным и соответствует Государственному образовательному стандарту. Но сами занятия становятся более динамичными и содержательными за счет выполнения по разработанной нами технологии специальных комплексов упражнений для: снижения утомления зрения; для предупреждения болевых ощущений в шейном, грудном и поясничном отделах позвоночника; укрепления мышц рук и, в частности, «работающей» руки.
Кроме того, на практических занятиях оценивается готовность к использованию профилактических комплексов физических упражнений в режиме учебной и будущей трудовой деятельности студентов[7,с.18].
Хотелось остановиться на подвижных и спортивных играх, которые представляют универсальный вид физических упражнений, которые одновременно влияют на психическую, эмоционально-волевую и двигательную системы, координационные способности студентов. Включение их в основную часть занятий и учебно-тренировочный процесс спортивных групп, способствует, совершенствованию важнейших физических качеств (ловкости, выносливости, быстроты и силы).
Мы придаем большое значение формированию мышечного корсета для повышения адаптационных возможностей организма, за счет небольших блоков общеразвивающих упражнений, оптимизирующих подвижность и трофику межпозвонкового диска. Для девушек, в заключительной части занятия используется стретчинг.
Анализируя вышесказанное, мы считаем, что проведенное нами исследование, и разработка психолого-педагогической технологии, частично или в целом может быть применено в учебном процессе по физическому воспитанию, и позволит улучшить психоэмоциональное состояние, физическое развитие, функциональную подготовленность и сформировать физкультурно- оздоровительные компетенции студентов экономического вуза.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: 1989. - 94с.
2. Борытко Н.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов /Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 59с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып.2.)
3. Карлышев В.М. Студенту о психическом здоровье / В.М. Карлышев: учеб пособие. - 2-е изд., перераб. - Челябинск: Урал ГУФК, 2009. - 128с.
4. Коршунова О.С. Философский взгляд на физическое воспитание в современной России [Текст] / О.С.Коршунова //Молодой учёный. - 2015. - №3. - С.868-870.
5. Садовников Е.С. Технологизация процесса формирования здорового образа жизни / Е.С. Садовников // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - №10. - С.59-61.
6. Сериков В.В. Образование и личность // Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: «Логос», 1999. - 272с.
7. Скворцова С.О. Формирование компетентности студенток в профилактике компьютерного синдрома в процессе занятий физической культурой: автореф. дис.канд. пед. наук/ С.О Скворцова.- Москва, 2010.- 24с.
8. Шмер В.В. Взаимосвязь морфофункциональных и двигательных показателей студентов в когортах соматотипов /В.В. Шмер // Теория и практика физ. культуры. - 2012. -№11. - С. 55-58.
© С. О. Скворцова, 2016