УДК 378:796
ФОРМИРОВАНИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА НА УЧЕБНЫХ И СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ
Светлана Оганесовна Скворцова
Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, тел. (383)243-94-09, e-mail: [email protected]
В статье представлен обзор психолого-педагогической литературы, о понятии «самоорганизация», представлены результаты тестирования, целью которого являлось изучение самоорганизации у студентов разных курсов экономического вуза.
Ключевые слова: самоорганизация, студенты, здоровый образ жизни, физическая культура.
FORMATION OF SELF-ORGANIZATION IN THE PERSON OF THE STUDENT TRAINING AND SPORTS ACTIVITIES AT THE UNIVERSITY
Svetlana O. Skvortsova
Novosibirsk State University of Economics and Management, 630099, Russia, Novosibirsk, 56 Kamenskaya St., Ph. D., Associate Professor, Department of Physical Education and Sports, tel. (383) 243-94-09, e-mail: [email protected]
The article provides an overview of the psychological - pedagogical literature on the concept of «self-organization», presented the results of testing, the purpose of which was to study self-organization among students of different courses of economic high school.
Key words: self-organization, students, healthy lifestyle, physical culture.
Одной из возможностей повышения уровня успешной учебной деятельности и здоровьесбережения в высшем учебном заведении, по нашему мнению, является использование в повседневной жизни студентов рациональных приемов и методов распределения и планирования рабочего и свободного времени.
Самоорганизация - целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты различной природы: клетка, организм...Термин «самоорганизующаяся система», ещё в 1947 году, ввел английский кибернетик У.Р. Эшби.
Вопрос самоорганизации личности студентов давно обсуждается в системе высшего образования и физического воспитания. Наряду, с правилами научной организации труда необходимо, учитывать и личностные качества студентов. Мы рассматриваем университет, как место, где учащиеся проводят большую часть своего времени, а не просто накачиваются знаниями. Так, В.И. Андреев считает, что «способность к самоорганизации проявляется в четком планировании своей жизни, своих дел как на день, неделю, месяц,
год, так и на перспективу. Это способность рационально использовать свои силы и свое время» [1, с.72-74].
Исследователи М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, видят самоорганизацию личности как интегральную совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенную в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения, реализуемую в упорядоченности деятельности и поведе-ния[2, с.45]. Н.А. Афанасьева считает, что личностная самоорганизация студента в учебной деятельности, представляет собой упорядоченную совокупность целей и мотивов саморазвития, навыков самоконтроля и саморегуляции психических состояний, способностей к самоанализу и адекватной самооценке, преимущественно самостоятельно и целенаправленно сформированную и развиваемую в процессе обучения в вузе [3,с.61].
Анализ психолого-педагогической литературы, подтверждает наше мнение, о необходимой помощи педагогов, учащимся в раскрытии их потенциальных возможностей, в осознании себя личностью, способной к самоопределению и самореализации.
Учебная дисциплина «Физическая культура» является, одной из обязательных в Федеральном образовательном стандарте высшего образования и соответственно предполагает формирование общекультурных компетенций: ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию; ОК-8 способность использовать методы и инструменты физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Впервые представители кафедры физического воспитания и спорта заинтересовались самоорганизацией наших студентов в 2014году, проводя тест «Организованный ли Вы человек?», взятый из учебного пособия Ю.И.Евсеева [4,с.103-108].
Используемая методика позволила определить уровни самоорганизации студентов-первокурсников (425 респондентов). Высокий уровень показало -1,2%; средний - 4,5%; низкий - 94,3% учащихся. Низкий уровень самоорганизации студентов - первокурсников вполне оправдан тем, что, находясь, под постоянной опекой родителей и учителей в школе вступление в самостоятельную жизнь выявило, неумение осуществлять правильное планирование во всех аспектах деятельности.
К сожалению, не порадовал нас и второй курс, из 318 респондентов высокий уровень проявили - 1,9%; средний - 7,9%; низкий - 90,2% студентов.
Статистика последних лет, показывает снижение не только показателей физического развития и физической подготовленности, но и возросшее эмоциональное напряжение у студентов которое отражается на их адаптационных возможностях[5,с.67].
Гораздо лучше обстоят дела у студентов третьего курса и студентов, занимающихся в спортивных группах университета (волейбол, баскетбол, фехтование, плавание, легкая атлетика, шахматы и пауэрлифтинг). Возрастает роль самого студента, который участвует не только в процессе получения
знаний, но и в его поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки[6,с. 869].
Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности[7,с.292].
К третьему курсу студенты уяснили, что значит организовать самого себя, уметь планировать, анализировать и правильно расставлять приоритеты. Кроме того, им необходима материальная самостоятельность многие студенты начинают работать. Протестировав 239 студентов третьего курса, мы получили следующие результаты: высокий - 23,4%; средний - 48,1%; низкий - 28,5% учащихся.
Студенты - спортсмены в большинстве своем обладают активным сознанием, спортивные тренировки и соревнования помогают осуществлять контроль над собственными действиями, осознанием целей и результатов своей деятельности, то есть личностной самоорганизацией. Спортивная деятельность формирует мотивационные устремления, где наиболее выраженными являются мотивы психического и физического самосовершенствования средствами спорта. Специалисты отмечают и работа со студентами - спортсменами доказывает, что показатели учебной и спортивной мотивации тесно связаны, чем результативнее выступления, тем выше их мотивация по отношению к учёбе. На тренировочных занятиях осуществляется психологическая подготовка, которая оказывает существенное влияние на процесс формирования личностных качеств.
Кроме того, физкультурно-образовательные компетенции, которые формируются в процессе учебно-тренировочных занятий, подразумевают позитивное отношение занимающихся к своему здоровью[8,с.167].
Из 122 студентов - спортсменов участвующих в тестировании высокий уровень самоорганизации у - 22,1%; средний - 59,0%; низкий - 18,8%.
С нашей точки зрения, назрела необходимость включения, в лекционный материал, начиная с первого курса основ самоорганизованности, которые не рассматривались нами ранее, для формирования навыка самоорганизованности личности студента. Задача преподавателя будет состоять в том, чтобы научить студента оптимальной организации труда. Здоровый стиль жизни в сочетании с высоким уровнем самоорганизованности современного студента будет способствовать, быстрее адаптироваться к изменяющимся социально - экономическим условиям и получить навыки самостоятельной жизни.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ишков Д. А. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. - М. : АСВ, 2004. - 224 с.
2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Самоорганизация. - Минск : Хэлтон, 1998. - 399 с.
3. Афанасьева Н. А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 2. - С. 60-61.
4. Евсеев Ю. И. Физическая культура. - Изд. 5-е.-Ростов н/Д. : Феникс, 2008. -С.103-108.
5. Шмер В. В. Применение методик самооценки в физическом воспитании студентов экономического вуза. - Новосибирск : Смальта, 2014. - №4. - С. 67-70.
6. Коршунова О. С.Философский взгляд на физическое воспитание в современной России // Молодой ученый. - 2015. - № 3. - С. 868-870.
7. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов на Дону: «Феникс», 1998 - 554 с.
8. Скворцова С. О. Учебно-тренировочный процесс в спортивном отделении фехтования студентов экономического вуза // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2015. XI Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 13-25 апреля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. Т. 2. - С. 163-167.
© С. О. Скворцова, 2017