УДК 378:796
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС В СПОРТИВНОМ ОТДЕЛЕНИИ ФЕХТОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА
Светлана Оганесовна Скворцова
Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, тел. (383)243-94-09, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается учебно-тренировочный процесс спортивного отделения фехтования, где кроме спортивного совершенствования формируются личностные качества и профессиональные компетенции студентов.
Ключевые слова: фехтование, физическая культура, студенты, технико-тактическое мастерство, индивидуальный урок, соревновательная деятельность.
TRAINING PROCESS IN THE SPORTS DEPARTMENT OF FENCING ECONOMIC UNIVERSITY STUDENTS
Svetlana O. Skvortsova
Novosibirsk State University of Economics and Management, 630099, Russia, Novosibirsk, 56 Kamenskaja St., associate professor, Ph. D., of Department Physical education and Sport, tel. (383)243-94-09, e-mail: [email protected]
The article deals with the training process of sports department of fencing, where in addition to sports perfection formed personal qualities and professional competence of students.
Key words: fencing, physical culture, students, technical and tactical skill, private lessons, competitive activity.
Фехтование - вид спорта, история возникновения которого насчитывает не одно тысячелетие. Как зрелищное искусство, оно получило широкое распространение в Древней Греции и Римской империи. Греки создали школы обучения владению холодным оружием, а в Римской империи преподаватели, которых называли «докторами оружия», обучали солдат в армии.
В европейских странах первые труды по фехтованию принадлежат испанским учителям, затем итальянцы определили основные принципы фехтования и разработали классификацию приемов и действий. Одновременно во Франции выходят трактаты, в которых описывается техника фехтовальных приёмов, очень близкая современной.
В России фехтование ввел Петр I, сделав, фехтование на шпагах обязательным для придворных. В это же время для русского дворянства фехтование стало считаться одним из основных средств физического воспитания.
В 1755 году при МГУ была открыта гимназия, в которой фехтование преподавалось четыре часа в неделю и по итогам года по этому предмету проводились публичные экзамены. В XIX веке фехтование формируется как вид спорта [9].
Этим экскурсом в историю мы хотели подчеркнуть, что фехтование многогранный, благородный, Олимпийский вид спорта, требующий тонкого тактического мышления, остроты зрения, хладнокровия, быстроты и точности движения оружием.
Фехтование в нашем университете имеет богатые традиции, много лет назад, наша фехтовальная школа входила в тройку лучших в городе Новосибирске. Тренеры-преподаватели вели работу в детских и студенческих фехтовальных секциях, которые работали на спортивной базе нашего вуза.
К сожалению, эти традиции были утрачены с уходом ведущих тренеров.
В сентябре этого учебного года, учебно-тренировочный процесс спортивного отделения фехтования, возобновился. В состав занимающихся вошли, студенты с 1по3 курса желающие заниматься фехтованием и уже сложившиеся спортсмены, имеющие звания кандидатов в мастера спорта по разным видам оружия. Многолетний тренерский опыт показывает, что студенты, начинающие заниматься фехтованием в 17-19 лет, значительно быстрее осваивают основные технические и тактические приемы, и осознанно применяют их в боевых действиях, чем те, кто начал заниматься в детстве. В процессе обучения фехтованию студентов, обязательным условием является работа опытных спортсменов с начинающими. Таким образом, у занимающихся формируются педагогические навыки, ускоряется процесс овладения базовыми средствами нападения и защиты, позволяющими вести бой в соответствии с особенностями техники и тактики в избранном виде фехтования, вырабатывается способность анализировать свои действия и действия соперника.
Основными направлениями тренировки студентов-новичков, выступает обучение боевой стойки, технике передвижений на разной дистанции, формируются специальные умения, основанные на проявлениях двигательных реакций. Много внимания уделяется работе на мишени для улучшения показателей точности нанесения уколов. Большое внимание отводится парным упражнениям, играм на внимание и скорость реакции, используются упражнения с набивными и теннисными мячами, скакалками.
В основной части тренировки, по заданию тренера, в парах отрабатываются отдельные действия и их комбинации для создания прочного навыка движений оружием и передвижений. И конечно, боевая практика, направленная на ускорение процесса овладения средствами ведения боя и повышения результатов в соревнованиях.
Применение разновидностей действий в поединках требует от студентов проявлений быстроты, ловкости и выносливости. Выносливости принадлежит особое внимание в нашей работе, так как соревнования начинаются обычно с предварительных ступеней, и по мере выхода спортсмена в следующую ступень, могут длиться целый день. Что в конечном итоге вызывает утомление, снижение двигательной активности и ухудшения точности уколов.
Ловкость проявляется в выполнении комбинаций приемов и в успешности противодействий оружием клинку противника в скоротечных схватках.
Гибкость определяется подвижностью плечевого сустава «рабочей руки», а также максимальными по амплитуде выпадами и передвижениями.
Сила мышц ног, кисти и плеча вооружённой руки обеспечивает длину выполнения атак и сохранение качества движений оружием и маневрирования при неожиданных переменах направления движения[6].
Одним из важных компонентов физической культуры студентов- фехтовальщиков, являются мотивационные устремления, которые во многом и определяют их вовлечённость в регулярные занятия, где наиболее выраженными являются мотивы психического и физического самосовершенствования средствами спорта, общения с участниками спортивного процесса и удовлетворения от занятий спортом. Показатели учебной и спортивной мотивации тесно связаны, чем более студенты мотивированы на спорт, тем выше их мотивация по отношению к учёбе[5].
Отметим, что 30% занимающихся студентов, сдали зимнюю сессию на отлично, 60% на отлично и хорошо, и лишь 10% на хорошо и удовлетворительно.
Современная организация спортивной деятельности на основе новых форм воспитательного процесса формирует спортивную культуру студента, мотивацию и интерес к спортивному стилю жизни в дальнейшем[8].
Основные направления тренировки для этой возрастной группы направлены на индивидуализацию технико-тактической подготовки с учётом возникающих устойчивых склонностей к определённым действиям и особенностям тактики ведения боя, показателей психических и двигательных свойств занимающихся.
Выбор средств и методик индивидуализации техники и тактики, особенно проявляемых в составах действий и ситуациях их применения, проходит на фоне стабильных психических процессов в связи со сформированностью психофизиологической сферы занимающихся[6].
В нашей системе тренировок, одно из важнейших мест занимает индивидуальный урок. Индивидуальный урок в подготовке студентов выступает одновременно как средство и как метод формирования и контроля технико-тактического мастерства. Главным для индивидуального урока, выделяющего его среди других средств и методов тренировки, является деятельность тренера, где он одновременно выступает и в роли учителя и в роли противника. Тренер в индивидуальном уроке должен действовать разнообразно, предельно точно, имитировать особенности ситуаций единоборства с возможными противника-ми[1].
Одним из основных компонентов тренировочного занятия, является психологическая подготовка, которая оказывает существенное влияние на процесс формирования личностных качеств, в частности:
- целеустремленность;
- инициативность;
- самообладание;
- решительность;
- настойчивость;
- выдержка;
- дисциплинированность.
Постепенно и последовательно решаются задачи формирования психики спортсмена-новичка в соревновательной ситуации. Для этого мы проводим внутригрупповые турниры с обязательным разбором фехтовальных фраз и анализа боевых действий участников. По мере совершенствования спортивного мастерства и подготовки к соревнованиям психологическая подготовка дополняется специальными средствами, которые направлены на поддержание состояния соревновательной готовности.
Современная ориентация на творческое освоение физической культуры будущим специалистом, требует от физического воспитания упорядоченного воздействия на его интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность [7].
Студенты спортивного отделения в период соревновательной практики испытывают особый эмоциональный накал, что соответствует конфликтности спортивной деятельности. Кроме, внутриличностных противоречий, спортсмену необходимо в короткий срок принять и выполнить решение по ходу поединка, предвидеть замыслы и конкретные намерения соперника, мысленно поставить себя на его место, оценить последствия задуманных им решений и, в зависимости от этого, с пользой для себя определить свои ответные действия.
Физкультурно-образовательные компетенции, которые формируются в процессе учебно-тренировочных занятий подразумевают позитивное отношение занимающихся к своему здоровью[4]. Наряду с этим, в процессе соревновательной деятельности у студентов формируются профессиональные навыки, такие как: планирование действий; взаимодействие с партнерами; вероятность неизбежных изменений, отклонений, коррекции. Фехтование всегда являлось средством воспитания особенных интеллектуальных качеств. Здесь уместно вспомнить девиз мушкетёров « Один за всех и все за одного!», « Отвага, Родина, Честь!».
Физическая культура личности понимается сегодня как социально-детерминированная область общей культуры человека, представляет собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующиеся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психическом здоровье [2].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абдурасулова Г.В. Специализированные навыки тренера в индивидуальном уроке по фехтованию на рапирах // Фехтование: Ежегодник. - М., 1986. С. 26-27.
2. Виленский М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности/ М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №3. - С. 2-7.
3. Коршунова О.С. Реструктуризация физического воспитания в вузах // Проблемы и перспективы развития образования в России. - Новосибирск. 2013, № 24. - С.125-128.
4. Скворцова С.О.Технология формирования компетентности студентов в профилактике компьютерного синдрома в образовательном процессе //Динамика систем, механизмов и машин. Живые системы. - Омск: ОГТУ, 2014. №6. - С.163-165.
5. Теленков Д. В. Характеристики студентов вузов физической культуры как факторы успешности их деятельности // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6 (40). - С. 102-105.
6. Тышлер Д.А., Мовшович А.Д., Тышлер Г.Д. Многолетняя тренировка юных фехтовальщиков /Учебное пособие - М.: Типография Центра престижной рекламы «Деловая лига», 2002. - 254с.
7. Тышлер Д.А., Тышлер Г.Д. Фехтование. От новичка до чемпиона. - М.: Академический Проект, 2007. - 232с. + 32с. вкл. (Технологии спорта).
8. Шмер В.В. Психологические особенности первокурсников различных специальностей транспортного вуза // Динамика систем, механизмов и машин. Живые системы. -ОМСК: ОГТУ, 2014. №6. - С.173-176.
9. История фехтования. Федерация фехтования России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusfencing.ru/cntnt/o_fehtovan/istoriya_f1.html).
© С. О. Скворцова, 2015