УДК 378:796
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Ольга Сергеевна Коршунова
Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 52, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, тел. (383)243-94-09, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены возможности применения инновационных технологий для физического воспитания в высших учебных заведениях. Перспективы научно-методической работы преподавателей.
Ключевые слова: студенты, инновации, двигательный режим, применение коммуникаций, научная работа, индекс - Хирша, критерии оценки.
EXPLORING THE EMOTIONAL WELL-BEING OF STUDENTS OF THE ECONOMIC UNIVERSITY
Olga S. Korshunova
Novosibirsk state University of Economics and management, 630099, Russia, Novosibirsk, 52 Kamenskaya St., Senior lecturer Department of physical education and sports, tel. (383)243-94-09, e-mail: [email protected]
The article considers the possibility of applying innovative technologies for physical education in higher education institutions. Prospects of scientific and methodical work of teachers.
Key words: students, innovation, movement, the use of communications, scientific work, the index - Hirsch, evaluation criteria.
Поиск инноваций в области физического воспитания и образования студентов - направление, которое требует пристального внимания преподавателей этой дисциплины. Применительно к педагогической деятельности, понятие «инновация» может означать введение новой цели в образовательный процесс. На основе этого выстраивается последовательный ряд задач, решать которые, необходимо с применением современных научно-методологических приемов, основанных на передовом педагогическом опыте и опираясь на новейшие научные исследования. Студенческий возраст более всего подходит для создания устойчивой мотивации к здоровому образу жизни формированию потребности в физическом, психическом и нравственном совершенствовании и может явиться целевой установкой для формирования компетенций.. .[1]
В области сохранения и укрепления здоровья студентов в качестве структурных компонентов комплексного подхода используется множество параметров, отражающих особенности психофизического статуса и отдельных компонентов жизнедеятельности. В основном данное многообразие базируется на концептуальной основе изучения физического психического и социального компонентов здоровья.[2] Возрастает роль самого студента, который участвует
не только в процессе получения знаний, но и в его поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки.
Статистика последних лет, показывает снижение не только показателей физического развития и физической подготовленности первокурсников, но возросшее эмоциональное напряжение у студентов, которое отражается на их адаптационных возможностях. Применяемая методика физического воспитания в вузах не решает поставленных перед ней задач, по оздоровлению молодежи [3]. Так же это касается студентов старших курсов. Необходимо выстроить определенную модель отношений «преподаватель - студент» Задача преподавателя, найти золотую середину, не быть назидательной и директивной фигурой в глазах студента, а регулировать учебный процесс и заниматься его общей организацией. Современный студент - самостоятельная личность, не желающая полностью интегрироваться в общую массу, а требующая индивидуального специфического подхода. Отрегулировать без обострений такие отношения -задача современного преподавателя. Коммерциализация высшего образования диктует выстраивать именно такие правила отношений. Таким образом, получение психолого-педагогических знаний для преподавателя физического воспитания одно из приоритетных направления его саморазвития на современном этапе.
В настоящее время формируется широкий философско-культорологический взгляд на спортивную культуру и физкультурно-спортивное образование. Это требует преодоления ограниченности методологических конструкций, связанных с неприемлемой организацией и содержанием физического воспитания молодежи, осознанием человеком и обществом, всего богатства этого социального явления, несущего в себе большой культурный потенциал.[4] Поиск новых форм методологии в организации физкультурно-спортивного пространства важное направление в поиске инноваций в этой области. На подъеме общего интереса к спорту в нашей стране, важно не упустить момент и не отстать по уровню внимания молодежи и к традиционной физической культуре. Все великие спортсмены, «родом» с обычных уроков по физическому воспитанию. Поддерживать интерес молодого поколения, формировать привязанность, «зависимость» к двигательной активности - задача педагогов на всем образовательном временном отрезке, начиная от дошкольного образования и заканчивая высшими учебными заведениями.
Организовывать образовательный процесс на высоком уровне эффективности помогут новые научно-методологические приемы. Их поиск - задача преподавательского коллектива физического воспитания всех уровней образования. Оригинальная система методологии, научно-обоснованная и адаптированная с учетом специализации будущих выпускников, будет наиболее эффективна. Важно это для преподавателей высшей школы. Студенческая молодежь, осознанно относится к современным здоровьесберегающим технологиям. Как правило, после окончания средней школы они уже имеют отклонения в состоянии здоровья, и к возможности реабилитации они относятся с повышенным вниманием. Множество фитнес центров, не всегда придерживаются курса на
оздоровительные технологии, в большинстве случаев ими движет коммерческий интерес. Помочь разобраться в этом студенту, дать квалифицированную оценку двигательному режиму, найти оптимальную нагрузку под силу квалифицированному преподавателю физического воспитания. При наметившейся тенденции к гендерной социализации, не только в спорте, но и в оздоровительных технологиях пристальное внимание преподавателей к физической нагрузке студентов просто необходимо. Возможность оптимизации, нормирования физической нагрузки в рамках учебного процесса - новаторское направление при учете индивидуальности и специальностей студентов.
Возможность применение инновационных технологий и их ассимиляция в образовательном пространстве влечет за собой поиск новых критериев оценки эффективности новых методологических конструкций. Эффективность того или иного нововведения должна оцениваться по определенным критериям. Пересмотр отдельных нормативных требований в двигательных заданиях (например, в тестах по легкой атлетике) уже давно назревшая необходимость. Новизна в поиске оценки научных педагогических исследований, формируется на основе анализа передового и собственного педагогического опыта, и должна привести к пониманию целесообразности нововведений в систему физического воспитания студентов. Ведение оптимальности в систему критериев эффективности инновационных технологий, означает оправданную затрату сил преподавательского состава и средств университета для достижения результатов. Результативность, как критерий инноваций означает определенную устойчивость положительных результатов в профессиональной деятельности педагога.
Коммуникативные технологии активно интегрируются и в образовательное пространство по физическому воспитанию. Студенты, активно использующие современные гаджеты, предпочитающие общение в соц. сетях тем самым, вынуждают старшее поколение - преподавателей, «вступить на их путь». Соответствовать им, осваивать он-лайн, интернет пространство с целью быть ближе, коммуникативное и доступнее для диалога. Многие вопросы могут быть поставлены и решены без очного участия оппонентов, Плюсы таких технологий несомненны, это экономия времени, доступность, продуктивность. Возможность выбора возможности и характера сотрудничества и общения остается за преподавателем. Но время диктует преимущество применения коммуникаций в современной системе образования. Рекомендации по реферативным работам, освобожденных по состоянию здоровья студентов, подготовка к научным конференциям, экстренные сообщения - целесообразны при удаленной зоне доступа. И имеют место быть.
Мониторинг научной продуктивности ВУЗов позволяет оценивать учебные заведения и осуществлять ранжирование по их вкладу в науку. Затронула эта тенденция и кафедры физического воспитания и спорта. Научное направление в системе физического воспитания вызывает много дискуссий у преподавателей практики физической культуры. Консервативные тенденции преобладают в большинстве коллективов, и для этого есть основания. Отсутствие научно-технического оборудования, лабораторий, дополнительных материальных
средств, времени - оказывают отрицательное влияние на динамику в этом процессе. И все же возможности для ассимиляции науки в работу кафедры - есть. В рамках университета предоставляются гранты на научно-исследовательскую работу. Следуя единому плану, инициативной группе преподавателей, вполне по силам принять участие в реализации научных проектов. Обосновать необходимость научно-исследовательской работы, поставить актуальные задачи, разработать методы исследования и возможности для последующей реализации полученного продукта. Внедрение инновационных технологий в практику на основе собственных исследований - задача посильная, при благоприятном отношении научно-технического совета университета к идее проекта. При обратном, всегда останется возможность для изучения и анализа литературных источников, результатов исследований научных лабораторий и отдельных ученых в этом направлении. Интеллектуализация учебного пространства повышает его эффективность. Оценка уровня научной активности преподавателя по индексу Хирша - спорна и вызывает много дискуссий. Преподаватели физической культуры и спорта - практики, имеющие богатый спортивный и педагогический опыт, максимально эффективно применяя его на академических занятиях со студентами. Оценивать их вклад в общую научно-педагогическую деятельность университета следует по другим критериям. Вызывает споры и возрастные ограничения для желающих принять участие в программе получения грантов на научно-исследовательскую деятельность. Средний возраст преподавателей кафедры ФВиС около 50 лет, по условиям участия в конкурсе определенное количество заявителей должны быть моложе 40 лет, таким образом, пропадает возможность заниматься наукой даже у инициативной группы преподавателей.
Совершенствование материально-технической базы вузов, наличие высококвалифицированного кадрового потенциала - необходимость для реализации основных образовательных программ нового поколения. Наметившаяся модернизация системы педагогического и методического обеспечения работы кафедр физического воспитания направлена на повышения роли и возможности физической культуры в социально-экономическом развитие страны и повышению качества жизни Россиян.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Скворцова С.О. Технология формирования компетентности студентов в профилактике компьютерного синдрома в образовательном процессе по физическому воспита-нию/С.О.Скворцова// Динамика систем, механизмов и машин. 2014.- № 6. С. 163-165.
2. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования / В.И. Бондин//Теория и практика физ. Культуры.-2004.- №10.- С. 15-18.
3. Шмер В.В. Применение методик самооценки в физическом воспитании студентов экономического вуза /В.В. Шмер// «СМАЛЬТА». - 2014. - № 4.- С.67 -70.
4. Лубышева Л.И. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы / Л.И.Лубышева, В.И. Романович.- М., 2011.-240с.
© О. С. Коршунова, 2015