Научная статья на тему 'Аэробные способности студенток 1-го курса экономического вуза'

Аэробные способности студенток 1-го курса экономического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ 1 КУРСА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВУЗ / АЭРОБНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / STUDENT COURSE 1 / ECONOMIC UNIVERSITY / AEROBIC CAPACITY / STAMINA / PHYSICAL EDUCATION / AND HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмер Валентина Владимировна

В статье представлены данные аэробных способностей студенток 1-го курса экономического вуза. Опросник Ю. И. Евсеева, определил низкую двигательную активность девушек в быту и занятиями циклическими видами спорта. Представлены новые подходы для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмер Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AEROBIC CAPACITY ECONOMIC COURSE 1 STUDENTS OF THE UNIVERSITY

This article presents data of aerobic abilities 1 economic course students of the University. Questionnaire, Y. I. Evseeva, identified low motor activity of girls at home and a cyclical sport. Introduces new approaches to improve the quality of the educational process.

Текст научной работы на тему «Аэробные способности студенток 1-го курса экономического вуза»

УДК 378:796

АЭРОБНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОК 1-ГО КУРСА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

Валентина Владимировна Шмер

Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская 56, доцент кафедры физического воспитания и спорта, тел. (383)243-94-09, e-mail: [email protected]

В статье представлены данные аэробных способностей студенток 1-го курса экономического вуза. Опросник Ю. И. Евсеева, определил низкую двигательную активность девушек в быту и занятиями циклическими видами спорта. Представлены новые подходы для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: студентки 1 курса, экономический вуз, аэробные способности, выносливость, физическое воспитание, здоровье.

AEROBIC CAPACITY ECONOMIC COURSE 1 STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Valentina V. Schmer

Novosibirsk State University of Economics and Management, 630099, Russia, Novosibirsk, 56 Kamenskaya St., Associate Professor of physical education and sport, tel. (383)243-94-09, e-mail: [email protected]

This article presents data of aerobic abilities 1 economic course students of the University. Questionnaire, Y. I. Evseeva, identified low motor activity of girls at home and a cyclical sport. Introduces new approaches to improve the quality of the educational process.

Key words: student course 1, economic university, aerobic capacity, stamina, physical education, and health.

Здоровье человека определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества, является чутким барометром ее социально-экономического развития. Этой проблеме в содержании высшего образования уделено особое внимание [1.с.8].

«Социально-экономические преобразования, происходящие в России, внедрение современных информационных технологий, предполагают по-новому выстраивать образовательный процесс в высших учебных заведениях, дополняя и совершенствуя традиционные формы и методы обучения [2. C.187].

Статистика последних лет указывает на снижение уровня здоровья у современных студентов, по сравнению с данными конца прошлого века. Одним из показателей данной положения, является изменение контрольных нормативов по физической подготовленности студентов в сторону их снижения. Особую озабоченность вызывает низкий уровень выносливости, одного из основных физических качеств, влияющих на адаптационные возможности и здоровье человека. Проведенный анализ показателей физической подготовленности студенток 1-2 курсов за последние годы, подтвердил данное положение в экономическом вузе.

Новосибирский государственный университет экономики и управления является одним из крупнейших за Уралом, в котором получают образование студенты не только из различных регионов, но и стран как ближнего, так и даль-

него зарубежья. «Учитывая тот факт, что большинство учащихся в НГУЭУ являются «прекрасной половиной» человечества, следует понимать, что все знания и умения они передадут своим детям, нашему новому поколению» [3. с.93].

Первый курс является очень важным жизненным этапом для студентов. Наступает период взросления, у многих смена места жительства, отход от опеки родителей, изменилась форма обучения, «наиболее глубокие познания молодежь должна получить в стенах высших учебных заведений, это возраст осознанного отношения к своему здоровью, формирования мировоззрения, отношения к деятельной активности в дальнейшем. Компетентная помощь - наша задача » [4. с. 603].

Современный образовательный стандарт третьего поколения, предусматривает обязательный теоретический и методико-практический разделы. Одной из задач дисциплины «физическая культура» является: приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности в быту, в семье и на производстве для достижения жизненных и профессиональных целей.

Именно воспитание, как компонент педагогики, вышедший на первое место в современной системе образования, и представляется нам наиболее приоритетным в такой дисциплине, как физическая культура [5. с.27].

В теоретическое занятие по изучению «Основ здорового образа жизни студентов», было включено анкетирование аэробных возможностей первокурсниц. Студенткам был предложен опросник Ю. И. Евсеева [6.с.256], который кроме оценки физического качества, предлагал рекомендации для лиц с разным уровнем подготовленности. Своей задачей мы ставили, изучение первокурсницами своих аэробных способностей, и доступные методы для повышения данного качества.

Анкета включала пять вопросов и варианты ответов, которые оценивались в очках и суммировались. Результаты распределялись по трем категориям. Опрос проводился анонимно. Всего охвачено 227 девушек 1 курса экономического вуза. Представляем некоторые данные анкетирования.

Основной интерес вызвала информация, о двигательной активности молодежи в быту. Ходить пешком «от 1 до 3 км в день» предпочитают только 10 % опрошенных; «регулярно по 1км в день» ходят 21% девушек; категорию «иногда» выбрали 69 %.

Регулярно самостоятельно занимаются циклическими видами спорта, только 10% опрошенных девушек, иногда 42%, вариант «никогда» выбрали 58% первокурсниц.

При анкетировании по результатам Теста Купера заявленные студентками данные, были переведены в оценочную систему, чтобы занимающиеся могли ориентироваться, насколько реально готовы они к сдаче норм ГТО на выносливость. Анализ опроса показал, что за 12 минут ходьбы или бега трусцой, 3 4% девушек могут показать результат на 2 балла, 60% опрошенных по силам преодолеть дистанцию на 3 балла, и только 6 % первокурсниц готовы выполнить задание на 4 балла.

По результатам суммирования определены три категории с практическими рекомендациями для каждой:

Самый низкий уровень аэробных способностей показали 13% опрошенных. Этой группе, необходимо разработать свою программу, в которой предусмотреть ежедневные физические нагрузки, причем постоянно увеличивать продолжительность занятия и расстояние.

Средний уровень, определен у 23% первокурсниц, которым при развитии своих аэробных способностей следует выполнять физические нагрузки продолжительностью не менее 20 минут.

Высокий уровень аэробных способностей отмечен у 64% девушек. Данная категория отмечен как «активная, умеющая давать своим мускулам и сердцу самое лучшее «горючее»-кислород», которая имеет потенциал, но не использует в полной мере. Молодежь расценивает «хорошее здоровье» как данность, которое будет всегда, и заниматься им нужно по мере поступления проблем.

Полученные данные определили, что у вчерашних старшеклассников приоритетными были задачи образовательного характера. Высокий конкурс при поступлении в вуз, выдерживают абитуриенты с прочными знаниями, которые они получают в ущерб своему здоровью.

В настоящее время для повышения аэробных возможностей студентов, кроме теоретических знаний, на элективных занятиях стали практиковать спортивную ходьбу, как в круговой тренировке, так и в сочетании с бегом. Данный вид нагрузки для девушек является доступным и эффективным, а самоконтроль позволяет регламентировать индивидуальную нагрузку для студенток с любым уровнем физической подготовленности и группой здоровья.

Впервые для студентов организована работа секции туризма, в которой развитие аэробных способностей является одной из основных задач. Учитывая возрастающий интерес, создана группа подготовки студентов к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Физическая культура: учебник /коллектив авторов ; под ред. М.Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - М. :КНОРУС, 2013. - 424 с. - (Бакалавриат).

2. Скворцова С. О. Физическое здоровье студенток специальности «прикладная информатика» Омский научный вестник. - 2009. - № 2 (76). - С. 187-188.

3. Шмер В.В. Современный образ жизни студенток экономического вуза / В сборнике: Физическая культура, здравоохранение и образование. Материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В. С. Пирусского. Под редакцией проф. В.Г. Шилько. Томск, 2015. С. 93-97.

4. Коршунова О. С. Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе //Молодой ученый. - 2015. -№ 5. -С. 599-603.

5. Капленко О. М. Приоритетные педагогические задачи кафедры физической культуры вуза в современной системе обучения // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск : СГГА, 2013. Т. 2. - С. 25-27.

6. Евсеев Ю. И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Изд. 5-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 378, [1] с. : ил. - (Высшее образование).

© В. В. Шмер, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.