УДК 378:796
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Ольга Сергеевна Коршунова
Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская 52, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, тел. (383)243-94-09, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы уровня профессионально прикладной подготовки будущих выпускников ВУЗов, их готовность к трудовой деятельности. Значимость полученных в высшем учебном заведении знаний по физическому воспитанию и способность применить их на практике.
Ключевые слова: студенты, инновации, компетентностный подход, информационно-знаниевая основа, практические навыки, мотивация.
VOCATIONAL AND APPLIED TRAINING IN THE PHYSICAL EDUCATION STUDENTS
Olga S. Korshunova
Novosibirsk state University of Economics and management, 630099, Russia, Novosibirsk, Kamenskaya street, 52, Senior lecturer Department of physical education and sports, tel. (383)243-94-09, e-mail: [email protected]
This article looks at the level of applied professional training of future graduates, their willingness to work. The relevance obtained in higher school physical education knowledge and ability to apply them in practice.
Key words: students, innovation, competence approach, information and knowledge base, practical skills, motivation.
Уровень готовности выпускников ВУЗов к трудовой деятельности один из актуальных вопросов современного физического воспитания студентов. Задачи, поставленные для формирования компетенций в этой области, обозначены в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах нового поколения. Физкультура должна стать неотъемлемой частью системы современного образования, так как она имеет огромное воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение. Её ценность состоит не только в приобретении и сбережении здоровья, но и в том, что это эффективный инструмент формирования личности и совершенствования характера, помогающего молодому человеку успешно социализироваться и адаптироваться в профессиональном сообществе[1].
В 2015-16 учебном году, согласно утвержденной программе по физическому воспитанию в Новосибирском Государственном Университете Экономики и Управления (НГУЭУ) впервые проводились лекционные занятия для студентов первого курса всех специальностей. Лекции проводились преподавателями кафедры физической воспитания и спорта в поточных аудиториях с ис-
пользованием мультимедийного оборудования для презентации материала. Отношение студентов к нововведениям было неоднозначным, но посещаемость занятий была высокой. По итогам каждой лекции проводилась небольшая практическая работа или тестирование. Преподаватели могли объективно оценить усвоение материала, внести коррективы, подвести итоги. Так же была возможность узнать мнение студентов о значимости физического воспитания в их образовательном процессе.
Профессионально прикладная физическая подготовка (ППФП) еще не занимает ведущую роль, в формировании качественного и необходимого уровня готовности выпускников к трудовой деятельности по выбранной специальности. Инновации в области физического воспитания подразумевают более активное использование ППФП в образовательном пространстве высшей школы. Это приведет к формированию значимых профессионально-прикладных качеств, специалистов различных направлений. Помимо развития физических показателей ППФП оказывает положительное влияние и на формирование морально-волевых качеств в условиях учебного заведения. На вопрос: «Какие функциональные системы организма важны для обеспечения высокоэффективной профессиональной деятельности в будущем?» Большинство студентов юридического факультета называют центральную нервную систему 48%. Сердечно сосудистую систему выбрали 23%, костно-мышечную - 19% и дыхательную 10% . Это говорит о том, что студенты уже сейчас испытывают нервно -психические и эмоциональные перегрузки, а так же имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, с чем и связали значимость для себя этих систем в дальнейшем. Студенты экономического факультета на тот же вопрос поставили на первое место костно-мышечную систему, отдав ей наибольшую значимость в эффективной профессиональной деятельности-35%, остальные функциональные системы расположены в той же последовательности с разницей лишь, в процентных показателях. Центральная нервная система - 30%, сердечнососудистая - 24% и дыхательная - 11%. Показатели нас информируют о том, что студенты понимают о будущих профессиональных заболеваниях, сопутствующих их трудовой деятельности. И связывают их с недостаточной физической активностью, застойными явлениями в костно-мышечном аппарате.
Информационно-знаниевая основа студента по профилактике профзаболеваний должна быть сформирована к моменту получения дифиренцированного зачета по физическому воспитанию. Оценка по физической культуре будет соответствовать качественному показателю полученных знаний.
Статистика последних лет, показывает снижение не только показателей физического развития и физической подготовленности первокурсников, но возросшее эмоциональное напряжение у студентов, которое отражается на их адаптационных возможностях. Применяемая методика физического воспитания в вузах не решает поставленных перед ней задач, по оздоровлению молодежи [2]. Но понимание этого способствует поиску новых решений для устранения этих проблем. Н кафедре физического воспитания и спорта ведется научно-исследовательская работа, которая позволит достоверно оценить индивидуаль-
но-психологические особенности студентов разных факультетов. Это даст возможность создать программы, которые будут объективно совершенствовать профессионально значимые качества наших будущих выпускников.
В области сохранения и укрепления здоровья студентов в качестве структурных компонентов комплексного подхода используется множество параметров, отражающих особенности психофизического статуса и отдельных компонентов жизнедеятельности. В основном данное многообразие базируется на концептуальной основе изучения физического психического и социального компонентов здоровья.[3] Возрастает роль самого студента, который участвует не только в процессе получения знаний, но и в его поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки.
От уровня ППФП в каждом учебном заведении зависит и дальнейшие статистические показатели трудоустройства и профессионального роста выпускников. Молодежь, имеющая диплом о высшем образовании оценивается работодателем не только по его наличию. Выпускники, как продукт системы высшего образования имеют свою значимость по целому ряду факторов. Тенденция руководства современных бизнес компаний различного уровня иметь в своем составе не только высокопрофессиональных специалистов, но и физически привлекательных, здоровых, мотивированных на активный и здоровый образ жизни молодых людей [4]. ППФП способна повысить психофизиологический, биологический и физический потенциал человека. И это будет способствовать полной профессиональной самореализации и продлению физического долголетия. Научно обоснованный подход к формированию профессионально прикладной физической подготовки для студентов конкретного учебного заведения, будет эффективен в образовательной программе и принесет положительные результаты. Что повлияет и на качественную оценку работы ВУЗа в целом.
Важно - соединить результаты научно-исследовательской работы в этом направлении с практикой. Так как наметилась тенденция отставания теоретико- методологической основы от практики физкультурно-спортивной деятельности. Основные научные исследования в этой сфере, как правило, не доступны для широкого круга профессионалов, поставлены на коммерческие рельсы и не имеют бесплатного доступа к своим результатам. Поэтому так важны научные исследования «на местах» преподавателями физического воспитания, что и делается в НГУЭУ. Большинство преподавателей понимают необходимость качественных изменений практики физической культуры и спорта и стремятся работать в этом направлении.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Казначеев С.В. Физическая культура и её роль в воспитании студентов нефизкультурного вуза / С.В. Казначеев, И.Б.Страхова, О.В. Лопатина // Образование и наука. - 2015. -№3. С. 156-164
2. Шмер В.В. Применение методик самооценки в физическом воспитании студентов экономического вуза /В.В. Шмер// «СМАЛЬТА». - 2014. - № 4.- С.67 -70.
3. Скворцова С.О. Технология формирования компетентности студентов в профилактике компьютерного синдрома в образовательном процессе по физическому воспита-нию/С.О.Скворцова// Динамика систем, механизмов и машин. 2014.- № 6. С. 163-165.
4. Коршунова О. С. Формирование компетенций по физическому воспитанию в вузе с учетом профессиограммы будущих специалистов // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 637-640.
© О. С. Коршунова, 2016