Научная статья на тему 'Особенности объема внимания у студентов различных специальностей экономического вуза'

Особенности объема внимания у студентов различных специальностей экономического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА / ВНИМАНИЕ / МЕТОДИКА ШУЛЬТЕ / ЭКОНОМИКА / МЕНЕДЖМЕНТ / ИНФОРМАТИКА / ECONOMIC UNIVERSITY STUDENTS / ATTENTION TECHNIQUE SCHULTE / ECONOMICS / MANAGEMENT / INFORMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмер Валентина Владимировна

В статье представлены результаты оценки показателей внимания по методике Шульте у студентов 2-го курса экономического вуза. Выявлены особенности по изучаемому показателю у представителей специальностей: экономика, менеджмент, информатика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULAR AMOUNT OF ATTENTION AMONG STUDENTS OF DIFFERENT SPECIALTIES OF THE ECONOMIC UNIVERSITY

This article presents the results of the evaluation indicators focus on methodology 2 course students Schulte economic University. Peculiarities of the target index from representatives of specializations: Economics, management, informatics.

Текст научной работы на тему «Особенности объема внимания у студентов различных специальностей экономического вуза»

УДК 378:796

ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

Валентина Владимировна Шмер

Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская 56, доцент кафедры физического воспитания и спорта, тел. (383)243-94-09, e-mail: [email protected]

В статье представлены результаты оценки показателей внимания по методике Шульте у студентов 2-го курса экономического вуза. Выявлены особенности по изучаемому показателю у представителей специальностей: экономика, менеджмент, информатика.

Ключевые слова: студенты экономического вуза, внимание, методика Шульте, экономика, менеджмент, информатика.

PARTICULAR AMOUNT OF ATTENTION AMONG STUDENTS OF DIFFERENT SPECIALTIES OF THE ECONOMIC UNIVERSITY

Valentina V. Schmer

Novosibirsk State University of Economics and business administration, 630099, Russia, Novosibirsk, Princess 23-65, Associate Professor of physical education and sport, tel. (383)243-94-09, e-mail: [email protected]

This article presents the results of the evaluation indicators focus on methodology 2 course students Schulte economic University. Peculiarities of the target index from representatives of specializations: Economics, management, informatics.

Key words: Economic University students, attention technique Schulte, economics, management, informatics.

Настоящее время характеризуется большим потоком информации и ритмом жизни, в котором, современная молодежь испытывает высокие псиоэмо-циональные нагрузки, что негативно отражается на здоровье.

«Ориентация на модель профессиональной деятельности стимулирует стремление к самосовершенствованию, установлению роли и места физической культуры и спорта в саморазвитии интеллектуальных, и двигательно-координационных качеств. Такая организация учебного процесса по физическому воспитанию обеспечивает теоретическую и психологическую готовность к предстоящей профессиональной деятельности; выбор эффективных действий в сложных ситуациях, требующих проявления определенных личностных, профессиональных, физических, психологических свойств личности» [1. c.53].

«Внимание-это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач» [2. с.28]. Для профессий, которые связаны с осмыслением большого объема информации важную роль играет «внимание», как необходимое условие овладения видом любой деятельности.

«Наиболее глубокие познания молодежь должна получить в стенах высших учебных заведений, это возраст осознанного отношения к своему здоровью, формированию мировоззрения, отношения к двигательной активности в дальнейшем. Компетентная помощь - наша задача» [3.].

Ранее в Новосибирском государственном университете экономики и управления изучались психофизические особенности студентов специальности «информационные технологии», которые включали «исследования продуктивности и устойчивости внимания - важнейших профессиональных качеств для пользователя - проводилось по корректурной пробе, полученные результаты показали, что интенсивность внимания возрастает с увеличением "рабочего стажа" [4.].

В настоящем исследовании, выборка студентов увеличена до трех специальностей. Изучение проводилось по методике Шульте, которая позволяла, определить объем динамического внимания, получить данные о степени врабаты-ваемости и психической устойчивости (выносливости) у студентов. Всего охвачено 213 юношей и девушек 2 курса, специальностей: экономической-78 чел, менеджмента-90 чел и информатика-45 чел. Используя классификацию профессий, разработанную Е.А. Климовым, выделены две группы. Представителей системы «человек-человек» 90 студентов (специальность менеджмент); «человек - знаковая система» 123 студента (специальностей экономика и информатика). Данные тестирования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка показателей «объема внимания» (по Шульте) у студентов 2-го курса разных специальностей экономического вуза

Показатели объема внимания (по Специальность

Шульте), уровень (оценка) экономика информатика менеджмент

п=78 чел п=45чел п= 90 чел

Объем внимания

высокий 113-123 (сек) 46 % 24% 31%

выше среднего 123-163 (сек) 36 % 48% 35%

средний 163-203 (сек) 12 % 24% 22%

ниже среднего 203-283 (сек) 6 % 4% 12%

низкий 283.. ..и выше (сек) -- -- --

средний результат (сек) 130,4±22 138,5±27 146,9±25

Степень врабатываемости

высокая (результат <1,0) 58 % 68% 19%

низкая (результат >1,0) 42 % 32% 81%

Психическая устойчивость

высокая (результат <1,0) 40% 36% 49%

низкая (результат >1,0) 60% 64% 51%

Результаты исследования и их оценка показали, что высокий объем внимания выявлен у 46% - представителей экономической специальности; 31% -

менеджмента и 24 %-информатики. Средний результат 130,4 ±22сек, закрепил за экономистами преимущество по данному показателю; 138,5±27 сек - средний показатель «информатиков» и 146,9±25 сек - «менеджеров».

Изучение степени врабатываемости определило «высокий уровень» у 68% студентов информатиков, 58% экономистов и 19% менеджмента.

Оценка данных психической устойчивости (выносливости) выявила «высокий уровень» у 49% - менеджеров, у 40% - экономистов и 36% информатиков. «Высокий» показатель у представитей специальности менеджмента объясняется тем, что основная часть времени приходится на работу с персоналом.

Выводы: Изучение «объема внимания» у студентов экономического вуза определило, что средний показатель у студентов всех изучаемых специальностей оценен, как «выше среднего».

Установлены особенности по типам профессий:

Студенты типа «человек - знаковая система» лидируют по характеристикам «объема внимания» и «степени врабатываемости»;

Представители типа «человек-человек» опережают сверстников других изучаемых нами специальностей по показателям «психическая устойчивость».

Учет полученных данных в учебно-воспитательном процессе, позволит повысить эффективность занятий по физической культуре, направленных на повышение профессиональных качеств у студентов экономического вуза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кодолова Ф.М., Назаренко Л.Д. Совершенствование системы физического воспитания студентов нефизкультурных вузов / Ф.М. Кодолова, Л.Д. Назаренко // Физическая культура и спорт: воспитание, образование, тренировка. - 2014. №3. - С.52-55.

2. Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура / Э.Н. Вайнер, С.А. Кастюнин. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 144 с.

3. Коршунова О.С. Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе/ О.С. Коршунова //Молодой ученый. - 2015. --№5. -С. 599-603.

4. Скворцова С.О. Формирование компетентности студенток в профилактике компьютерного синдрома в процессе занятий физической культурой: автореф. дис. ... канд.пед.наук / С О. Скворцова. - Москва, 2010. - 24с.

© В. В. Шмер, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.