Педагогика и психология
УДК 378.1 L.V. OSTROVSKAYA*, L.M. URUBKOVA**,
ббк 674844 YE.S. BELYAEVA***, O.V. POLYAKOV****,
П84
I.S. OSTROVSKY***** PROFESSIONAL AND MORAL TRAINING OF STUDENTS IN THE INNOVATION PROCESS IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
Аннотация: в статье обосновывается, что только интeллeктуaльнo-нpaвcтвeннoe caмoвocпитaниe и caмooбpaзoвaниe cтудpнтa является вaжнeйшим кoмпoнeнтoм нeпpepывнoгo пoвышeния oбщe-культуэных нaвыкoв будупвш специалиста и coвepшeнcтвoвaния пpиopиIeтнoй тexники eгo дуxoвнoro профессионально-нpaвcIвeннoгo мacтepствa.
Ключевые слова: профессионально-нравственная подготовка интeллeктуaльнo-нpaвcтвeннoe caмoвocпитaниe и caмooбpaзoвaниe.
ЛИДИЯ ВАСИЛЬЕВНА ОСТРОВСКАЯ*; ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА УРУБКОВА**; ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА БЕЛЯЕВА***; ОЛЕСЯ ВИТАЛЬЕВНА ПОЛЯКОВА****; ИГОРЬ СЕРГЕЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ*****
ПРОФЕССИОНАЛЬНОНРАВСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИЙ В ВУЗЕ
Annotation: the article explains that only intellectual and moral self-education and self-cultivation of a student is the most important element of continuous improvement of common cultural skills of future specialists, and higher-priority technique improvement of his professional and moral skills.
Keywords: professional and moral training, intellectual and moral self-education and self-cultivation.
AHarro rny4Hbix №TO4HrnoB noKa3an, что в aKMeonora4ecKoM нaпpaвлeнии бoльшoe BHKMa^e уделяется профессионально-нравственной подготовке Ha этaпe aKraBrnro встушюния чeлoвeкa в TpygoByK) дeятeльнocть. OcHoBbi пpoфeccиoнaлизмa будущие cпeциaлиcтoв зaклaдывaютcя в пpoцecce npoфeccиoнaльнo-negarormecKoro oбpaзoвaния. В cвязи c этим таши иccлeдoвaния noкaзывaют, чтo MHorae студенты иcnытывaют нaибoльшиe тpyднDCти в nraHe ycтaнoвлeния интеллeкт}aльнo-нpaвcтвeнныx кoнтaктoв и нeoбxoдимoгo взaимonoнимaния.
Пpoфeccиoнaльнo-нpaвcтвeнныe тpeбoвaния к обучающемуся paccмaтpивaютcя нaми в Ka4eCTBe вaжнoгo cтимyлa, cyщecтвeнным o6pa3oM влияющего Ha xapa^ep oтвeтнoй peaкции взаимодействующего He BceM удастся coчeтaть Bce этo c нenpинyждeннocтью, дoбpoжeлaтeльнocтью, внимaтeльнocтью oбщeния, милocepднoй чyткocтью. Bce это дaeт HaM npиopитeтнoe ocнoвaниe noлaгaть, что в процессе инноваций в вузе в nepByro oчepeдь цeлecocбpaзнo иccлeдoвaниe кyльтзpocooбpaзнoй и кyльт)pooбpaзyющeй npoблeмы фopмиpoвaния межличностных o тнoшeний.
Haшa onытнo-экcnepимeнтaльнaя paбoтa BbMBraa, чтo onpeдeлeнныe npoфeccиoнaльнo-
* Доктор педагогических наук, профессор зав. кафедрой педагогики, психологиии ТСО E-mail: [email protected].
** кандидат педагогическихнаук;
*** кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
**** кандидат педагогических наук E-mail: polyakova [email protected].
***** преподаватель кафедры E-mail: [email protected]
(Рязанский государственныймедицинскийуниверситет имени И.П. Павлова)
личностные стороны этой с истемно-ценностной проблемы, такие как культуротворческие, культуэосозидающие, культузообразовательные методы психолого-педагогического воздействия, являются основополагающими в процессе формирования профессионально-культуэологи-ческих системно-ценностных основ у студентов высшей школы.
В ходе нашей исследовательской работы установлено, что без активного самосовершенствования будущего специалиста невозможно ускорение темпов культурологического общественного развития и увеличение системообразующих темпов развития всех членов общества в новом информационном пространстве.
Наши исследования показали, что только культуротворческая целенаправленная работа по самовоспитанию и самообразованию будущего специалиста обеспечит ликвидацию разрыва между получаемыми знаниями в вузе и своим профессионально-нравственным культуэосообразным самосовершенствованием как личности, а также успех культзрообразующего обучения и воспитания в вузе зависит в первую очередь от интеллектуальнонравственного преподавателя, от его научнотеоретической профессионально-нравственной подготовки, педагогического мастерства, деловых и духовно-нравственных качеств.
Будущийс пециалист обязан много трудиться над профессионально-нравственным совершенствованием себя как духовно-нравственной личности, как человека профессиональной культры. В связи с этим роль культузообразовательного самовоспита-ния, самообразования в повышении профес-сионально-этического мастерства студента н еоспорима. Интеллектуально-нравственное самовоспитание и самообразование студента, как показали наши исследования, являются важнейшими компонентами непрерывного повышения общекультурных навыков будущего специалиста и совершенствования приоритетной техники своего духовно-нравственного мастерства.
Системообразующее культуэосообразное самовоспитание обучающегося- это систематическая и сознательная профессионально-нравственная деятельность, направленная на выработку и совершенствование своих культузообразующих системно-ценностных качеств и преодоление отрицательных.
Профессионально-нравственное самообразование студентов - это образование, приобретаемое не только в вузе, но и вне культурологических учебных заведений, путем эталонной самостоятельной работы в аспекте профессиональной культуэы. Са мо-образование и самовоспитание в рамках культуро-
образующих системно-ценностных основ студентов вуза - это результат хорошо организованного культурообразования.
В опытно-экспериментальной работе мы выявили, что необходимым условием считается активность будущего специалиста в повышении культузообразовательной деятельности. Для этого необходима перестройка позиции студента в учении путем органического соединения профессиональноэтических учебных форм работы с внеучебной профессионально-личностной деятельностью будущего специалиста.
Как показали наши исследования, чтобы достичь акмеологических профессионально-нравственных вершин, будущий специалист должен научиться правильно и рационально организовывать свою профессионально-личностную познавательную деятельность, определять объем и виды своей работы, формы культуросообразного самоконтроля и анализа, выполняемых культуотворческих заданий, а также уметь корректировать качественные стороны приоритетного интеллектуально-нравственного самообразования и самовоспитания в новом информационном пространстве.
Успешное осуществление профессиональнонравственной образовательной деятельности зависит от студента, от его мастерства, эрудиции, культуры, идейной убежденности, основы которых студент должен заложить в период обучения в вузе. Будущий специалист должен быть не только подготовленным к выполнению профессиональноэтического долга, но и вооруженным культурообразовательными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для организации профессиональной деятельности.
Таким образом, с истемно-ценностной основой организации культзрообразующего самовоспитания и самообразования студентов в нашем исследовании является их профессиональноличностная деятельность, направленная на парадигмальное изменение своей личности - это культурообразовательная и культуротворческая сознательная работа над собой, активное участие в системообразующей жизни общества.
Наше опытно-экспериментальное исследование выявило, что для будущего специалиста необходимо профессионально-этическое самообладание -особенность волевого духовно-нравственного поведения человека, а в интеллектуально-нравственных устойчивых формах - стратегическая волевая черта характера, заключающаяся в умении владеть своими милосердными чувствами и настроениями, сдерживать непосредственные профессиональноличностные побуждения, если они ведут к неправильным реакциям, не допускать импульсивных
Педагогика и психология
Педагогика и психология
действий. Для того чтобы будущему профессионалу организовать тактическое культурологическое самовоспитание и самообразование, ему необходимо хорошо ориентироваться в этих культузообразующих системно-ценностных основах нового информационного пространства
В ходе исследовательской работы установлено, что основными признаками профессиональноэтического самовоспитания и самообразования является высшая степень осознанности обучающимся своего социально-нравственного поведения, своего с истематического культузообразовательного самоуправления приоритетным поведением и интенсивной профессионально-личностной деятельностью во всей своей жизни.
С нашей точки зрения по эффективному формированию системно-ценностных основ выявлено, что для интенсификации культуротворческого самовоспитания и самообразования будущих специалистов необходимы следующие принципы:
- профессионально-личностное осознание социально-нравственной потребности в психо-лого-педагогических знаниях;
- культурообразовательная постановка определенной цели на сознательное и глубокое овладение инновационными основами психологии и педагогики;
- системообразующая культуэосообразная разработка средств и направлений для формирования профессионально-этического недостатка в профессионально-педагогических знаниях;
- комплексная морально-волевая культузо-
образуюшая готовность к преодолению отрицательных качеств;
- культузотворческая систематичность в преодолении трудностей;
- культуросозидательная последовательность и постепенность усложнений самостоятельных профессионально-педагогических знаний;
- доступность и требовательность к себе и самокритичность.
Чтобы стать успешным профессионалом, адекватным культурообразующим системноценностным основам, будушему специалисту необходимо овладеть следующими культурологическими видами самовоспитания:
- интеллектуально-нравственная выработка самодисциплины;
- интеграционная культура рационального использования времени;
- культуросообразное выполнение режима дня;
- изучение профессионально-этической специальной и научной литературы;
-культурообразовательное самосовершенствование;
-профессионально-личностное самовоспитание трудолюбия;
- духовно-нравственная выработка воли и характера;
- системообразующее самовоспитание смелости и убежденности.
Для более полного овладения профессионально-нравственными основами представим ее структуру в таблице.
Признак Парадигма профессионально-нравственного образования
Академическая Практическая
Цель Культузообразующие профессионально-педагогические знания и их понимание Реализация культурообразующих навыков
Содержание Доминирование культурологической теории Доминирование профессиональнопедагогических умений
Средства Познавательные культуросозидательные умения Прикладные профессиональноэтические умения
Результат Опытно -экспериментальная р абота, освещающая инновационную культурообразующую деятельность Инновационные исследования, проясняющие и разрешающие системно-ценностные основы
Критерии оценки Системность, последовательность, доступность Способность определять и эффективно решать культурообразующие проблемы
В связи с этим основы педагогики рассматриваются нами как одна из составляющих профессиональной подготовки студентов в вузе, как содержательный элемент целостного учебновоспитательного процесса, разработка которого позволит сделать заключения и выводы об-щепедагогическогохарактера. Основы педагогики являются весьма значимыми в профессиональной деятельности, требующей от обучающегося серьезной научно-теоретической и творческой подготовки и понимания специфики будущего специалиста.
Главной специфической особенностью подготовки будущих специалистов мы считаем самодеятельный творческий характер деятельности. Именно это определяет особенности содержания основ педагогики, формы и методы вузовской подготовки студентов к профессионально-нравственной деятельности, их направленность на самостоятельную познавательную деятельность.
Такая структурная характеристика, на наш взгляд, имеет большую ценность и может быть использована для подготовкиразнопрофильных специалистов в вузах по основам психолого-пе-дагогических знаний как одной из важнейших частей образовательного процесса будущего специалиста.
Концептуальные идеи в области профессионально-педагогических знаний, определяющие переосмысление и реконструкцию форм познавательной деятельности студентов вуза и составившие суть разработанной нами концепции блочного обучения, состоят в следующем.
Через призму форм организации обучения и в их терминах сам его процесс может быть представлен несколькими крупными блоками, следующими в логической последовательности 1. Лекционный блок. 2. Блок индивидуальной работы. 3. Блок семинарских и практических занятий. 4. Блок профессиональной практики. 5. Блок самостоятельной работы студентов 6. Блок научно-исследовательской работы студентов
Каждому блоку обучения соответствуют вполне определенные компоненты, действия и
операции учения. По ходу их смены разворачиваются формы взаимодействия преподавателя и студентов в логике перестройки уровней саморегуляции от максимальной помощи преподавателя студентам в решении учебных задач к последовательному нарастанию собственной активности студентов вплоть до саморегули-руемых предметных и учебных действий и появления своей инновационно-педагогической позиции.
Системность и последовательность в обучении предполагают не только последовательность в изучении отдельных логически построенных доз учебной информации по педагогическим основам, а через них всего содержания образования, но и последовательное чередование познавательных процессов: компонентов учения, действий и операций учения. Каждому компоненту освоения знаний соответствуют свои (доминирующие) формы организации учебного процесса или их определенное сочетание.
Можно выделить два основных этапа в овладении студентами содержанием образования на уровне учебного предмета по педагогическим основам: на первом - доминируют его формы, направленные на усвоение знаний, а на втором - формы, направленные на их обработку. Четкой границы между ними нет, скорее, есть взаимопроникновение, поэтому более точно будет говорить о направленности той или иной формы на тот или иной компонент учения, но при содействии другому.
Рассмотренные методические вопросы интенсификации процесса формирования основ педагогическойэтики у специалиста позволили нам выявить комфортные условия учебной деятельности.
Таким образом, результаты проведенной работы показали, что будущий специалист должен обладать рядом профессионально-нравственных умений, необходимых для успешной реализации инновационной деятельности. Важным условием успешности осуществления данного процесса является наличие высокого уровня этических норм и принципов.
Педагогика и психология