§
<0
О §
О С
<0 о <0 го
о
с:
УДК 378
ББК 74.484(2Рос) К90
L.V. OSTROVSKAY*, O.V. POLJAKOVA I.S.OSTROVSKY***, O.E. SLUSAREVA
**
I.V. NEVOLINA
****
*****
Аннотация: в статье раскрывается содержание куль-турообразовательных основ модернизации высшей школы, необходимькдля повышения качествапрофес-сиональной деятельности будущегсспециалиста
Ключевые слова: культурообразовательныйтро-цесс, подготовка компетентностных специалистов, профессионально-личностная культура
CULTURE-EDUCATIONAL BASES OF HIGH SCHOOL MODERNIZATION
Annotation: ideas of culture-educational bases of high school modernization necessary for improving the professional level of a future specialist are revealed in the article.
Key-word: culture-educational process, training of competent specialists, professional-personal culture.
ЛИДИЯ ВАСИЛЬЕВНА ОСТРОВСКАЯ*, ОЛЕСЯ ВИТАЛЬЕВНА ПОЛЯКОВА**, ИГОРЬ СЕРГЕЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ***, ОКСАНА ЕВГЕНЬЕВНА СЛЮСАРЕВА****, ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА НЕВОЛИНА*****
КУЛЬТУРО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Модернизация российского образования предполагает повышение качества подготовки специалиста, способного к непрерывному образованию в процессе профессиональной деятельности. Комплексная многоуровневая система управления качеством образования в вузе, которая постоянно развивается и совершенствуется является необходимойценностью и приоритетом как государственного управления, так и современной идеологии вузовского менеджмента.
Тенденция достижения нового качества образования сегодня представляет собой фундаментальную проблему, своеобразную модель соответствующего уровня культуры и дает направление на достижение таких показателей экономическогои социального развития общества, которые будут выражаться в более высоком уровне жизни людей и стабильности Российского государства.
Растущий интерес общественности вызывает и профессиональная подготовкав высшей школе будущих специалистов в культурообра-зовательном аспекте как специфической особенности их профессиональной деятельности. Высшая школа становится центром педагогической культуры и этики, источником гуманистических знаний, а также основой интеллектуально-нравственного совершенствования, высокого образовательно-профессионального и общекультурногоразвития будущих специалистов. В связи с этим важнейшая проблема современности состоит в том, чтобы осуществить поиск путей, способствующих культурологическому и культурообразовательному развитию студентов Осуществить такую под-
* Докторпедаогаческихнаук; профессор, заведушая кафедройпедагогики психологиии ТСО, E-mail: [email protected];
** кандидат педагогическихнаук, преподаватель кафедры, E-mail: [email protected];
*** преподаватель кафедры, E-mail: [email protected];
**** преподаватель кафедры, E-mail: [email protected];
***** преподаватель кафедры, E-mail: [email protected]
(Рязанский государственныймедицинскийуниверситетимени И.П. Павлова).
готовку можно, лишь опираясь на идеи гуманизации и гуманитаризации образования, выдвинув в качестве приоритетной концепцию куль-турообразовательной модернизации как ключевого принципа общеобразовательнойподготов-ки специалиста в процессе совершенствования высшего профессионального образования.
Культурообразовательныйпроцесс подготовки будущего специалиста может быть достигнут, если интегрированная культуросообразная деятельность будет организована в аспекте целостной системы по модернизации качества подготовки студентов и повышения культуры общения как высшей ценности профессионализма -квинтэссенции мировоззренческойкомпетентност-ной образованности личности выпускника.
Концепция модернизации содержания высшего образования должна стать основой методического обеспечения системы подготовки ком-петентностных специалистов высшей школы с аксиологическими, культурологическими, герменевтическими, синергетическими подходами, которые в единстве будут способствовать реализации гуманистической функции психологии и педагогики и обеспечат здоровьесберегающую и здоровьетворческую атмосферу в новом информационном пространстве.
Закономерно, что создание нами нетрадиционных технологий началось с модернизации методического инструментария в пределах объяснительно-иллюстративного типа обучения, а наш инновационный педагогический опыт позволил нам выявить целый ряд проблем, требовавших незамедлительного решения.
В настоящее время нами накоплен достаточный объем эмпирических и научных знаний по проблемам развития личности будущего специалиста. Назрела необходимость осмысливания, обобщения и систематизации материалов данного исследования в аспекте единых психолого-педагогических научных и методических позиций (в рамках специфической ее ветви) в целях формирования личности будущегоспеци-алиста в обновленной системе.
Организуя учебный процесс, мы ориентировались на определенную модель познавательной деятельности студентов, сверяя по ней ход получения ими знаний, предполагая возникновение возможных отклонений, которые надо предупредить или выправить, чтобы обеспечить достижение поставленной цели обучения с наибольшим эффектом.
Основная задача нашего исследования- помочь каждому студенту раскрыться, проявить себя, увлечь творческим поиском в своей профессии.
Для этого процесс преподавания должен быть связан с современными инновационными психолого-педагогическими исканиями, направленными на формирование высокообразованных специалистов в высшей школе.
Большое внимание в подготовкебудущегопро-фессионала мы уделяли его самосовершенствованию, ибо общеизвестно, что человека в себе ты воспитываешь прежде всего сам.
Поиск и использование внутренних резервов овладения инновационными основами педагогики в учебно-познавательной, моделируемой, имитируемой и профессионально-практической деятельности будущегоспециалиста обеспечивается применением преподавателями педагогических технологий в целях развития культуры специалиста.
В нашем понимании под технологией подготовки высокообразованныхспециалистов в высшей школе по основам культурообразователь-ных знаний как части учебно-воспитательного процесса понимается взаимосвязанная совокупность способов и средств проектирования, осуществления и анализа результатов психолого-педагогического труда преподавателя.
Растущее значение гуманистической и куль-турообразующей функции личностно-ориенти-рованного образования обусловило преподавание в высшей школе курса педагогики, направленного на личностный рост и развитие профессиональных способностей студента, необходимых в будущей профессиональной деятельности, формирование умений выбора и рационального использования педагогических технологий, отвечающих целям и содержанию высшего профессионального образования. С учетом этого наше исследование было направлено на отбор содержания культурообразовательныхоснов, необходимыхдля повышения качества профессиональной деятельности будущегоспециалис-та. Подготовка специалиста в высшей школе будетэффективна при наличии интеграции обучения психологическим, человековедческими педагогическим наукам с применением инновационных психолого-педагогических технологий, способов управления обучением и воспитанием студента в аспекте современного образовательного процесса гуманистической направленности.
Эффективность освоения культурообразова тельных ценностей в образовательном процессе студентов высшей школы будет достигнута, если этот процесс включает в себя:
- цели и задачи обучения и воспитания студентов, направленные на создание условий раз-
(D
а
ш
0)
о
0)
с
2 С
о §
§
о
0)
S
§
<0
О §
О С
<0 о <0 го
о
с:
вития их культуры и творческо-образователь-ных способностей;
- научное содержание культурообразова-тельных ценностей, адекватных общекультурной подготовке специалистов и способствующих профессиональному росту;
- эффективную модель образовательно-воспитательных действий по развитию культуро-образовательных ценностей у студентов;
- механизмы развития культурообразова-тельных ценностей в аспекте подготовки разнопрофильных специалистов, основанной на парадигмах совершенствования образования будущего специалиста;
- нацеленность вузовской профессиональной программы на использование потенциала куль-турообразовательных ценностей как основного содержательного аспекта подготовки студентов высшей школы.
В ходе совершенствования высшего образования важное место занимают его гуманизация и гуманитаризация, создание истинно гуманистической системы воспитания студенческой молодежи, формирование интеллектуально развитой, творческой гуманной личности будущего специалиста. Помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих специальность, мы выделяем такие наиболее значимые личностные качества, как гуманность, педагогический такт, моральная чистота, познавательная активность, самостоятельность, инициативность, педагогическая этика, общечело-вечность, исполнительность, творчество, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, работоспособность, оригинальность, профессиональное мастерство.
Общей целью развития культурообразователь ных ценностей в вузе стало всестороннее и гармоничное развитие личности, которое конкретизировалось в соответствующих ей направлениях:
- информационно-мировоззренческая ориентация студентов в понимании смысла жизни, своей уникальности и ценности;
- приобщение к системе культурных ценностей, выражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, формирование личного отношения к ним;
- усвоение общечеловеческихнорм гуманизма (истины, справедливости, добра, красоты, взаимопонимания, сочувствия, милосердия и др.);
- развитие у студентов этических и эстетических ценностей, уважение к законам страны и гражданским правам личности.
Помимо перечисленных положений, немаловажное значение приобретает разработка ме-
тодики преподавания гуманитарных предметов в высшей школе, значительно отличающихся от профильных предметов, а также новые способы мониторинга качества гуманитарной подготовки, которая не должна сводиться лишь к воспроизведению заученных сведений.
В ходе исследования по педагогическому развитию культуротворческихценностей студентов мы выяснили, что важно создать особую культурную среду, в которой внутренний духовно-нравственный потенциал будущегоспе-циалиста реализовался бы в рамках стратегического, тактического и оперативного уровней.
Понятие «культурообразовательная модернизация» мы рассматриваем в сопряжении с духовными ценностями общества, поддержание и развитие которых призвано обеспечить профессионально-личностный рост. При этом образование видится нам как способ передачи культурнойинформации и актуализации культурного потенциала общения (интонация, взгляд, жест, сопереживание).
В аспекте педагогического развития культуро-творческих ценностей студентов сформулирован тезис о том, что культура передается не в процессе пассивного освоения готовой информации, а в личностном общении, а также во взаимосвязи в аспекте нестандартных творческих устремлений, то есть трансляция культуры всегда включает в себя субъект-субъектное сотворчество.
Чтобы добиться эффективных успехов в развитии культуротворческихценностей в системе образовательной подготовки студентов, необходимосоздавать эффективные психолого-педагогические условия, способствующие возникновению и развитию позиции субъекта учения. Наиболее перспективны среди них, на наш взгляд, следующие: коррекция содержания курсов учебных дисциплин, с тем чтобы в них были представлены не только предметные знания, но и культурологические метазнания - знания о знаниях, методах их добывания, фиксации, хранения и передачи другим; разработка проблемно-творческих методов обучения, позволяющих формировать «надпредметные» профессионально-личностные способы учебной работы, составляющие умение учиться; использование культурологическихвариативных форм организации самостоятельной работы студентов.
Как показало наше исследование, оптимальное развитие культурообразовательных ценностей при подготовке студентов в высшей школе представляется как взаимосвязь нескольких компонентов: информационно-теоретического, ценностно-ориентационного,
нормативно-регулятивного, коммуникативного, практического.
В ходе исследовательской работы нами были выявлены психолого-педагогические технологии, способствующие наиболее оптимальному развитию культурообразовательных ценностей у студентов: игровые технологии, информационные, созидательные, а также технологии проблемного обучения.
Применение технологий активизации и интенсификации культурообразовательногоучебно-воспитательного процесса студентов способствовало развитию у них всех интеллектуально-нравственных компонентов, а именно: активизации интеллектуально-мыслительной деятельности; использованию нравственно-психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного культурологического взаимодействия в процессе решения профессионально-личностных задач; развитию самосознания и рефлексивных куль-турообразовательных навыков; культурному и общему личностному развитию; реализации творческого потенциала и самостоятельности.
В опытно-экспериментальном исследовании в качестве определяющего аспекта разработана концепция развития культурообразовательных ценностей студентов высшей школы, основной
идеей которой является воспитание личности в рамках мировой, национальной и региональной культуры человека, стремящегося к развитию духовно-нравственного творчества, профессионально-личностной культуры в будущейдеятель-ности. В качестве основных педагогических подходов к реализации этих условий мы предлагаем личностно-ориентированный, культурологический, аксиологический и креативный. При их применении студент рассматривается как полноправный субъект деятельности, а преподаватель, используя, кроме того, высокую профессионально-личностную культуру, ориентируется на сотрудничество со студентами в учебно-воспитательном культуротворческомпроцессе и реализует при этом гуманистические педагогические установки.
Таким образом, наша опытно-экспериментальная работа показала, что эффективность развития культурообразовательныхценностей у студентов зависит от ряда педагогических условий: дидактических, организационных, психологических. Основное дидактическое условие - реализация культурообразовательных технологий как формы организации поведения будущегоспециалиста, выработка у него педагогического такта и педагогической этики как регуляторов поведения специалиста.