УДК 378 L.V. OSROVSKAJA*, L.M. URUBKOVA**,
ББК П24 YS- BELIAYEVA***, O.V. POLIAKOVA****, I.V.NEVOLINA*****
PEDAGOGICAL CULTURE AND ETHICS IN THE COURSE OF PREPARATION OF SPECIALISTS AT THE HIGHER SCHOOL
Аннотация: в статье идет речь о связи педагогической культурыи этики с профессиональной деятельностью, рассматриваются методологические вопросы интеграции и интенсификации в процессе формирования основ педагогическойкультурыи этики у будущихспециалистов, указываются комфортные условия учебно-воспитательной деятельности.
Ключевые слова: социопедагогическаякультура и этика; культуросообразныйпедагогический такт; культуротворческаяподготовка профессиональноэтические знания и умения.
ЛИДИЯ ВАСИЛЬЕВНА ОСТРОВСКАЯ*, ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА УРУБКОВА**, ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА БЕЛЯЕВА***, ОЛЕСЯ ВИТАЛЬЕВНА ПОЛЯКОВА****, ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА НЕВОЛИНА*****
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЭТИКА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Abstract: The article touches upon the connection of pedagogical culture and ethics with professional activity, methodological issues of integration and intensification in the course of forming of bases of pedagogical culture and ethics of the future specialists are considered, favourable conditions of teaching and educational activity are mentioned.
Keywords: sociopedagogical culture and ethics; appropriate cultural pedagogical tact; appropriate cultural preparation; professional-ethical knowledge and abilities.
Преподавание педагогики как методологическая проблема культурологическойподготов-ки студентов в вузе стало причиной изучения нами ее диалектики и отражения в научной позиции.
При определении сущности подготовки специалиста по интеграционным основам педагогической культуры и этики мы опирались на необычайно широкий круг культурологических социально-гуманитарных и естественнонаучных знаний. В этом плане были выделены три основных компонента
- первый - результат переосмысления и творческого развития интеграционных основ педагогической культуры и этики;
- второй - освоение, критическая переработка и новая интерпретация интеграционных эти-ко-культурологическихоснов;
- третий - постановка и разработка новых проблем, введение в научный оборот новых понятий, идей в результате опытно-экспериментальных исследований по формированию социо-педагогической культуры и педагогической этики в системе подготовки студентов.
Это позволило нам не только более четко сориентироваться в понимании специфики интегра-
* Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологиии ТСО факультета дополнительного профессионального образования.
E-mail: [email protected].
** Кандидат педагогических наук, доцент кафедры
*** Кандидат педагогических наук, доцент кафедры E-mail: [email protected]
**** Кандидат педагогических наук, доцент кафедры E-mail: polyakova [email protected].
***** Преподаватель кафедры
(Рязанский государственныймедицинскийуниверситетимени И.П. Павлова).
Педагогика
Педагогика
ционных основ педагогическойкультурыи этики применительно к высшему образованию, но и внести определенный вклад в развитие основ подготовки будущих специалистов в вузе. Ведущим направлением в этом процессе можно назвать решение проблемы соотношения общеобразовательных и развивающих ценностей в аспекте специфических основ педагогики как составной части образовательного процесса. Одним из основных принципов современной стратегии в области образования будущегоспециа-листа в вузе является его адаптивность к особенностям подготовки по основам культуросообразных педагогических знаний. Приобретение и накопление систематических социопедагоги-ческих знаний, имеющих жизненно важное значение для личности, - это системно-ценностное общечеловеческое образование.
Анализ научных источников показал, что направление и путь процесса получения образования представлялись Н.И. Пирогову ясно обозначенными и естественными. В статье «Вопросы жизни» он выдвинул и обосновал идею не узко специального, а общечеловеческого образования. Размышляя над педагогическими сочинениями Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинс-кий согласился с ним в том, что всякому специальному образованию должно предшествовать гуманное общечеловеческоевоспитание, и поставил вопрос о путях и науках, посредством которых преимущественно развивается гуманность, который, по его мнению, не был решен и не получил должного внимания, в том числе в работах Н.И. Пирогова. Суждения выдающегося педагога К.Д. Ушинского представляются нам наиболее объективными: диалектика общечеловеческогои национального, родного и иностранного, соотношение того и другого в содержании образования, своеобразно им представленные, весьма современны и актуальны для будущих специалистов.
Культуросообразноеобоснование творческих основ выявило, что быстротекущее время продолжает приносить в нашу жизнь все новые и новые перемены. Можно без преувеличения сказать, что наша педагогика попала в экстремальную ситуацию, когдакоренным образом пересматриваются мировоззренческие позиции, меняется положение человека в общественной жизни и переоцениваются культуросозидательныецели воспитания . Проблема человека в педагогике не может быть разрешена без четкого представления о его системно-ценностной сущности.
Понимание человека как цель воспитания определяло в разные эпохи и в разных социаль-
но-экономических условиях основное содержание педагогических учений и практики воспитания и представляло собой узел всех педагогических приоритетов: целей, принципов, задач, содержания и организации обучения и воспита -ния. Понимание педагогикой человека зависит также от конкретно-исторического положения личности в обществе, философско-мировоззренческих установок, а также от конкретных научных знаний о ней. Опираясь на исследования Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.И. Мясище-ва, В. А. Сластенина, можно выделить группы таких наиболее значимых качеств личности, как познавательная активность, инициативность, самостоятельность, творческое отношение к своей специальности, гуманность, добросовестность, трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность. Все эти качества играют главную роль в подготовке специалистов - как главной задаче вуза, которая не будет выполнена без научного решения проблемы взаимосвязи теоретических и практических знаний по основам педагогической культуры и этики с профессиональной деятельностью.
Наша исследовательская работа показала, что непосредственная связь педагогической культуры и этики с профессиональной деятельностью характеризуется многообразием ее видов, а также спецификой творческого исследования, определившим вид изучаемой деятельности. Педагогическая культура и этика основываются на гуманизме, оптимизме личности, социопедагогическом такте, культуросообразной справедливости и требовательности. Кроме того, важно, как складываются отношения в социуме, ибо от этого во многом зависят результаты совместной деятельности, достижение поставленных целей. О фундаментальной основе новых, подлинно гуманных отношений между людьми писали В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, С. Л. Рубинштейн и др. Отношения - это свойства, характеризующие направленность личности. Нормой отношений являются гуманные, дружеские отношения. Начиная организацию какой-либо деятельности, личность выдвигает определенные требования к партнеру.
Этика - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде или профессиональной группе, в которой без профессионализма, индивидуально-личностного начала, по существу, невозможно современное социопедагогическое общение. От того, какие свойства своего Я специалист передаст собеседникам, какие струны их души он сумеет затронуть, зависят формирование
идеалов и возможность совершения поступков культурным человеком, а значит, во многом и будущее нашего общества.
Культура есть мера развития человека, так как она характеризует не только и не столько объем усвоенных им ценностей жизнедеятельности общества на протяжении всей истории, сколько способ его приобщения к этим ценностям. Человек в ходе общения всегда реализует определенные цели деятельности, но при этом, конечно, хочет быть верно (так, а не иначе) услышанным, понятым.
Специфической чертой профессионального труда является процесс взаимодействия людей, в котором предмет - человек, продукт труда -человек, результат труда - человек. Следовательно, в профессиональном труде цели, задачи и направления работы осуществляются в форме личностных отношений. Эта особенность труда подчеркивает важность рассматриваемой проблемы.
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показали, что будущий специалист должен обладать квинтэссенцией этических умений и навыков, необходимых для успешной реализации интеллектуально-нравственной профессиональной деятельности. Важное условие успешности осуществления данного процесса - наличие высокого уровня этических норм и принципов в новом информационном пространстве.
Рассмотренные нами методологические вопросы интеграции и интенсификации процесса формирования основ педагогической культуры и этики у будущих специалистов позволили выявить комфортные системно-ценностные условия учебно-воспитательной деятельности. Весь процесс обучения будущих специалистов в вузе условно был разделен на несколько основных этапов, которые стали основой для проведения формирующего эксперимента.
Представим классификацию этико-педагогических культурных ценностей взаимодействия личностей: формирующие нравственный индивидуализм и коллективизм на духовном фундаменте совести, надежды, чести, достоинства, интеллигентности; развивающие способности к производительному интеллектуальномуи физическому труду; содействующие нравственному, эстетическому и экологическомувосприятию и осознанию мира; помогающие обретению внутренней нравственной свободы, сознания долга и ответственности; способствующие развитию всех сущностных сил и дарований индивидуальности. К устойчивым ментально-этническим
ценностям взаимодействия относятся: традиции, обычаи, уклад жизни; особенности семейных отношений, традиции; образовательные традиции (формы, методы, содержание обучения и воспитания); черты национального характера; своеобразие образа жизни.
Представленная разработка инновационной системы взаимосвязи научно-теоретических основ педагогической этики и такта личности как части образовательно-профессиональной подготовки специалистов вуза стала приоритетным социальным требованием к подготовке будущих специалистов, которое выдвигает общество.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами выявлены и разработаны цели подготовки специалиста по основам педагогическойэти-ки и такта как органической части всей системы взаимодействия, состоящей в формировании у студентов направленности и установки на приобретение необходимых культурно-образовательных знаний, умений и навыков. При этом в целях и содержании подготовки студентов в вузе доминирует аспект социальный, а в формах и методах обучения - педагогический, что выражается в переносе акцента с усвоения предметно-дисциплинарного знания на становление обобщенных характеристик и личности в целом.
Подготовка будущих специалистов по основам педагогической культуры и этики, педагогического такта прежде всего предполагает нравственное формирование личности студента средствами научной, народной педагогики.
У словиями повышения эффективности нравственного формирования личности будущего специалиста являются изучение им народных традиций, основ педагогической этики и педагогического такта, а также его культурно-образовательное самовоспитание в соответствии с профессиональными требованиями вуза к личности будущегоспециалиста.
В основе педагогической этики и педагогического такта специалиста находятся важнейшие свойства и состояния личности: его способность и готовность к осуществлению образовательно-профессиональной деятельности. Учитывая то, что они составляют внутренний мир специалиста и не поддаются прямому наблюдению, а проявляются косвенно в процессе и результате профессиональной деятельности, для их изучения использован метод моделирования.
Модель культурно-образовательной и профессиональной деятельности будущегоспеци-
Педагогика
Педагогика
алиста составлена на основе отражения призна -ков деятельности (осуществление которой обеспечивается наличием субъекта, объекта и предмета как совокупности существенных характеристик, сохраняющих целостность на всех этапах движения от цели к результату). В соответствии с этим при подготовке будущих специалистов в вузе на основе инновационных педагогических знаний как приоритетной состав -ляющей образовательного процесса личности были выделены субъектный, объектный и предметный компоненты.
Субъектный компонент выражает качественное своеобразие будущегоспециалиста как целеобразующего, производящего и развивающего субъекта. Субъектность выражается в умении осуществлять культурно-образовательную и профессиональную самодиагностику, самоизме-нение, самооценку и самоанализ, а также диагностику, оценку и анализ профессиональной деятельности и ее результатов. Системообразующим элементом субъектного компонента является профессиональная позиция специалиста.
Объектный компонент характеризует процесс профессионального труда, который состоит в создании системы культурно-образовательной деятельности будущегоспециалиста на основе педагогической этики и педагогического такта как одного из процессов функционирования на всех этапах движения к воплощенному результату.
Предметный компонент выявляется в промежуточных и итоговых результатах, составляющих продукт совместно распределенной профессиональной деятельности будущегоспе-циалиста и действий лиц, контактирующих с ним. Системообразующим элементом результата служит оказываемая помощь. Предмет деятельности будущегоспециалиста находится во внутреннем мире получателя профессиональной помощи.
Структура восполнения профессиональнонравственных знаний разработана с учетом специфики содержательного проявления в каждом компоненте модели на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях.
Таким образом, направленность культурно-образовательных и профессиональных знаний будущего специалиста зависит от содержания каждого составляющего их компонента, соотношение которых определяет структуру типа рассматриваемой деятельности в целом. В опытно-экспериментальном исследовании смоделированы следующие структурные типы: однонаправленный; доминирование или подчинение двух однонаправленных компонентов (в содержании побудителей каждого типа представлены два уровня направленности); доминирование одного компонента в разнонаправленной структуре (содержание компонентов имеет три разных уровня направленности деятельности).