Научная статья на тему 'Профессиональные культурообразующие и гуманистические аспекты личностно-ориентированного образования студентов высшей школы'

Профессиональные культурообразующие и гуманистические аспекты личностно-ориентированного образования студентов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩИЙ АСПЕКТ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФУНКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / PROFESSIONAL CULTURE-FORMING ASPECT / LEARNER-CENTERED EDUCATION / PERSONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES / PEDAGOGICAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Островская Лидия Васильевна

в статье рассматриваются профессиональные культурообразующие аспекты как феномен профессионально-образовательной деятельности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Островская Лидия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CULTURE-FORMING AND HUMANISTIC ASPECTS OF LEARNER-CENTERED EDUCATION OF STUDENTS OF HIGHER SCHOOL

in the article the author considers the professional culture-forming aspects as a phenomenon of educational activities of students.

Текст научной работы на тему «Профессиональные культурообразующие и гуманистические аспекты личностно-ориентированного образования студентов высшей школы»

УДК 37.01

ББК 74.484.4 L.V. OSTROVSKAYA

О-77

PROFESSIONAL CULTURE-FORMING AND HUMANISTIC ASPECTS OF LEARNER-CENTERED EDUCATION OF STUDENTS OF HIGHER SCHOOL

Аннотация: в статье рассматриваются профессиональные культурообразующиеаспекты как феномен профессионально-образовательнойдеятельности студента.

Ключевые слова: профессиональный культурооб разующий аспект; личностно-ориентированное образование, профессионально-личностные функции, профессионально-педагогические принципы.

ЛИДИЯ ВАСИЛЬЕВНА ОСТРОВСКАЯ*

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩИЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯСТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Annotation: in the article the author considers the professional culture-forming aspects as a phenomenon of educational activities of students.

Key words: professional culture-forming aspect, learner-centered education, personal and professional activities, pedagogical principles.

В настоящее время происходит своеобразный ренессанс идей о значении личности, переосмысление роли человека как цели. Возрождение наук о человеке; утверждение самоценности личности как гуманистического ориентира развития общества определяют значение вопроса об инновационных процессах в образовании как исследовательско-творческом виде деятельности высшего уровня.

Анализируя результаты опытно-экспериментальной работы в аспекте подготовки специалистов по основам профессиональных куль-турообразующих знаний, мы определили, что растущее значение гуманистической и куль-турообразующей функций личностно-ориенти-рованного образования обусловило преподавание в высшей школе курса профессиональной педагогики, направленного на личностный рост студента, развитие его культуротворческих способностей, необходимых в будущей деятельности, и на формирование умений выбора и рационального использования психолого-педагогических технологий в новом информационном пространстве.

Педагогическая система, в рамках которой осуществлялась подготовкаспециалистов вуза, как целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студентов по овладению инновационными культурологическимизнаниями и умениями, развития психолого-педагогической направленности и формирования профессиональных культурообразующихкачеств личности будущего специалиста интегрирует в

0

1

О

О) -

(D

а ш

О)

о

О)

с ■с

(D §

С Сс

о с о

я;

* Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологиии ТСО

(Рязанский государственныймедицинскийуниверситет имени академика И.П. Павлова). Е-таЛ: [email protected].

5« О

0

с

>3

1

о

Q)

з-

со О со го

Q) С

6

со

О §

§

О £

себе все эти аспекты. В психолого-педагогической системе данные аспекты выражены через принципы социальной обусловленности профессионального образования, диагностической целенаправленности, прогностичности и регулирующей ориентации культуросозида-ющей цели, например: в содержании профессиональной подготовки - через требования гуманизации и гуманности, открытости, формирования алгоритмов психолого-педагогической деятельности; в формах и методах обучения - через перенос акцента с усвоения научных основ профессиональных куль-турообразовательных знаний на становление обобщенных характеристик личности специалиста в целом.

Таким образом, именно компоненты психолого-педагогической системы, соединяющие каждый в себе и социальный, и культурообра-зующий аспекты, по своей сути и содержанию являются теми социальными культурообразу-ющими основами, следование которым определяет высокую готовность будущего специалиста к реализации научных профессиональных культурообразующих принципов: гуманизма; индивидуально-личностного отношения; оптимизма; активности; сотрудничества, морально-этического; педагогического такта; педагогической этики; психолого-педагогических мер воздействия.

Базовый профессиональный культурообразу ющий уровень курса профессиональной педагогики ориентирован на понимание психолого-педагогических теорий, систем и технологий как основы осуществления практической деятельности. На этом уровне особую значимость приобретают интеграционные и инновационные структурные преобразования в сознании и деятельности студентов, основанные на синтезе культурологических, педагогических, психологических наук, опережающем усвоение ими знаний как фундамента становления частномето-дической подготовки путем систематизации теоретических и практико-ориентированных знаний и способов деятельности, развития профессионального мышления в целом, актуализации готовности личности к изменению своего социального статуса и предстоящей самореализации в качестве будущего специалиста. В ходе деятельности как промежуточный, так и конечный результаты оказывают влияние на мотивы и цели, способствуя их стабилизации, дополнению или изменению.

Нами разработан способ выявления эффективности овладения научными основами про-

фессиональной педагогики. При проведении исследования мы исходили из предположения о том, что оно выражается в той побудительной силе, которую мотивы придают деятельности студента при ее осуществлении на определенном уровне сложности решаемых в конкретной ситуации задач. На основе модели подготовки будущих специалистов в высшей школе по основам профессиональных культу-рообразующих знаний как составной части образовательного процесса нами выделено содержание умений по овладению психолого-педагогическими знаниями, которые конкретизированы с учетом специфики действий студента в чередующихся периодах освоения образовательных знаний.

Содержание субъектного компонента умений будущегоспециалиста включает в себя:

I. Стратегическое умение проектировать и воплощать перспективу образовательного профессионального становления.

II. Тактические умения реализовать и восполнять готовность:

- к освоению научных основ профессиональной педагогики;

- применению профессиональных культуро-образующих знаний.

III. Оперативные умения, цикл которых объединяет:

1) умение актуализировать профессиональную образовательную позицию и готовность:

- к освоению инновационных основ профессиональной педагогики;

- применению психолого-педагогических знаний;

2) умение выработать самореализационные, содержательные, технологические и управленческие задачи:

- учебно-познавательной деятельности;

- образовательной профессионально-практической деятельности;

3) умение организовать и осуществлять:

- учебно-познавательную деятельность;

- образовательную профессионально-практическую деятельность;

4) умение оценивать и учитывать результаты самоактуализации психолого-педагогической позиции:

- в учебно-познавательной деятельности и взаимодействии с преподавателями и сокурсниками;

- образовательной профессионально-практической деятельности.

В содержание объектного компонента умений входят:

I. Стратегическое умение строить систему овладения инновационными основами профессиональной педагогики.

II. Тактические умения профессионально мыслить и действовать:

- в профессионально-образовательной деятельности;

- профессионально-практической деятельности.

III. Цикл следующих оперативных умений:

1) умение выделять собственные профессионально-образовательные проблемы и выдвигать задачи:

- освоения психолого-педагогических знаний;

- применения профессиональных культуро-образующих знаний;

2) умение конструировать и осуществлять логически завершенную систему:

- учебно-познавательных действий;

- имитационно-моделирующих или реальных профессиональных действий;

3) умение выделять, устанавливать и приводить в действие взаимосвязи между компонентами и факторами:

- развития научных психолого-педагогических знаний;

- результативности профессионально-практической деятельности;

4) умение оценивать и учитывать результаты:

- освоения инновационных психолого-педагогических знаний;

- применения профессиональных культуро-образующих знаний.

Предметный компонент умений будущего специалиста включает в себя:

I. Стратегическое умение разработать и реализовать перспективу овладения психолого-педагогическими знаниями.

II. Применяемые в конкретных актах овладения психолого-педагогическими знаниями тактические умения:

- определять и удовлетворять собственные профессионально-образовательные запросы и потребности;

- определять и удовлетворять запросы и потребности.

III. Цикл следующих оперативных умений:

1) умение использовать:

- уровень собственной профессиональной образованности как основу выдвижения задач овладения профессиональными культурообра-зующими знаниями;

- исходный уровень предмета образовательной профессионально-практической деятельности;

2) умение актуализировать и развивать конструктивную мотивацию:

- овладения основами профессиональной педагогики;

- задействования студентов в процессе получения психолого-педагогическойпомощи;

3) умение взаимодействовать:

- с сокурсниками в процессе совместно распределенной профессионально-образовательной деятельности;

- в процессе совместно распределенного оказания и получения психолого-педагогической помощи;

4) умение оценивать и учитывать результаты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- овладения научными профессиональными культурообразующимизнаниями при саморегулировании и самокоррекции взаимодействия с субъектами профессионально-образовательного процесса;

- применения психолого-педагогических знаний, профессиональной культурообразующей помощи и услуг для коррекции их взаимодействия.

Эффективность умений будущегоспециали-ста осваивать и применять психолого-педагогические знания в профессиональной деятельности определяли по самооценке и экспертной оценке результативности действий студента в учебно-познавательных, имитационно -моделирующих и образовательных профессионально-практических ситуациях. На основе сопоставительного анализа результатов действий студентов экспериментальных и контрольных групп выделены ведущие тенденции применения образовательной подсистемы подготовки специалистов высшей школы по основам психолого-педагогических знаний как составной части образовательного процесса будущего специалиста, уточнены исходные предположения и определены следующие психолого-педагогические условия и механизмы, обеспечивающие конструктивное разрешение проблемы исследования

- переориентация вузовского образовательного процесса с моносубъектной на полисубъектную парадигму, так как направленность и умения каждого будущего специалиста осуществлять профессиональную деятельность - это продукт совместной коллективно распределенной деятельности субъектов профессионально-образовательного процесса и субъектов получения психолого-педагогической помощи;

- нацеленность профессионально-образовательной программы на использование потенциала всех циклов вузовских дисциплин;

0

1

О

0) -

(D

а

ш

0)

о

0)

с

■с

(D §

С Сс

о с о

я;

- преемственность учебно-познавательной, имитационно-моделирующей и практической деятельности будущего специалиста;

- гуманистически ориентированная диагностика и самодиагностика подготовки специалистов в высшей школе;

- использование системы субъектно-реали-зационных, содержательно технологических и предметно результативных задач как средства подготовки субъектного, объектного и предметного компонентов на основе психолого-педагогических знаний;

- психолого-педагогическое обеспечение функционирования механизмов стабилизации, дополнения и профессионально значимой трансформации направленности и умений овладения психолого-педагогическими знаниями, их синтез в процессе освоения и применения в профессиональной деятельности.

В результате исследования установлено, что общий уровень профессиональной деятельности может не совпадать с уровнем культуросообраз-ных коммуникативных умений. Это несовпадение свидетельствует о возможном дальнейшем снижении уровня деятельности вообще. Для устранения этого недостатка необходимо создать профессиограммы, включающие в себя как об-

щие, так и специальные качества, требующиеся человеку для того, чтобы он мог успешно решать все основные задачи, связанные с подготовкой будущих специалистов к образовательной профессиональной деятельности. Наличие таких профессиограмм позволяет скорректировать содержание психолого-педагогических основ, по которым готовятся в настоящее время в высшей школе студенты, что в наибольшей степени будет способствовать выработке у будущих специалистов качеств, которых потребует от них работа по специальности.

Кроме того, после создания подобных профессиограмм стало легче формулировать систему объективных критериев, которыми нужно руководствоваться при подготовке будущих специалистов.

При таком подходе к содержанию, функциям и структуре профессиональных культурооб-разующих и гуманистических аспектов мы выделяем следующие организационно-функциональные блоки: адаптационный, стабилизационный и проектный. Каждый организационно-функциональный блок характеризуется определенным уровнем развития у будущихспециали-стов мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.