Научная статья на тему 'К вопросу развития культурообразовательного аспекта при становлении личности студента - медика'

К вопросу развития культурообразовательного аспекта при становлении личности студента - медика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарарышкина М. А.

В статье формулируется концепция развития культурообразовательного аспекта в ходе подготовки студентов медиков, выделяются основные компоненты этого аспекта, а именно медико-педагогический такт, культурно-нравственное воспитание, активизация самообразования, нравственно деонтологическое поведение. Предложена модель культурообразовательного аспекта, определены условии и методы достижения данной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ASPECT IN THE MEDICO'S PERSONALITY FORMATION

The conception of development of cultural and educational aspect in the course of medical training is formulated in the article. The basic components of the aspect are singled out, namely medico and pedagogical tact, cultural and moral education, the stirring up of self-education, moral and deontological behaviour. A pattern of cultural and educational aspect is offered, the conditions and methods of goal achievement are defined.

Текст научной работы на тему «К вопросу развития культурообразовательного аспекта при становлении личности студента - медика»

© Тарарышкина М.А., 2006 ББК 71.0

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА - МЕДИКА

М.А. Тарарышкина

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова

В статье формулируется концепция развития культурообразовательного аспекта в ходе подготовки студентов - медиков, выделяются основные компоненты этого аспекта, а именно - медико-педагогический такт, культурно-нравственное воспитание, активизация самообразования, нравственно - деонтологическое поведение. Предложена модель культурообразовательного аспекта, определены условии и методы достижения данной цели.

Уровень развития современного общества предъявляет новые высокие требования к образованию в высшей школе страны, опираясь на модернизацию образования, его содержательное и структурное обновление. Видный российский психолог, профессор Б.С. Гершунский отмечает, что в основополагающих документах формулировки ценностей и целей образования носят предельно общий, характер: "формирование всесторонне развитой личности", "обеспечение

исторической преемственности поколений", "воспитание патриотов России", "формирование творческой личности", "обеспечение современного уровня и качества образования", "возвращение государства в сферу образования" и т. п. [1].

Главная цель образования, по мнению ряда ведущих ученых, формировать у студента активную познавательную позицию, научить его учиться, а также научить умению работать с постоянно меняющейся информацией, повышая свою квалификацию. «Обучение не должно сводиться лишь к приобретению определенной суммы знаний (зачастую чрезвычайно разорванных), которые довольно быстро забываются после очередного экзамена» [7].

Принятый в августе 1996 года «Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании» декларирует главную задачу вуза как «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования» [6].

Целью нашего исследования является разработка концепции и модели культурообразовательного аспекта в профессиональной подготовке студентов -медиков с учетом становления их личностной культуры и образовательных ценностей при системной организации их деятельности.

Продуктивное решение проблем формирования культуры будущего специалиста и всестороннее развитие его культурно-социальных качеств возможно на основе анализа учебно-воспитательной и организационной работы, обобщения выводов

теоретических, конкретно-социологических исследований, осуществляемых на стыке педагогики высшей школы, теории личности и культуры.

Наша опытно-экспериментальная работа показала, что гармоничное взаимодействие образования и культуры способствует осуществлению передачи, усвоению и потреблению знаний и ценностей современной молодежью. Следовательно, культурообразовательный аспект, по нашему мнению, в процессе образования выступает основным средством воспитания и развития личности. Культура проявляется в культуре бытия, мышления, досуга, общения, в отношениях, в мировоззренческой культуре, в эстетической деятельности. Культура выступает как ценность, поэтому приобщение к ней в процессе образования начинается с осмысления личностью ценностей культуры [8].

Анализ научной литературы выявил, что система образования - это феномен культуротворчества, живое бытие культуры в ее целостности. «Культура не есть простая совокупность высоких ценностей и идеалов хотя бы потому, что никакая «высокая» культура не дает никаких гарантий против хаотизации, архаизации и примитивизации общественной жизни [10] .Поскольку логика становления личности как бы повторяет логику становления системы культуротворчества на уровне социума, роль образования в процессе становления личности, тем более в современном обществе, огромна [7].

Рассматриваемый нами культурообразовательный аспект - это важная характеристика личности, содержащая интерпретацию тенденции гармонического взаимодействия образования и культуры, выражающееся в личностном и профессиональном росте будущего специалиста - медика и способствующее становлению образовательных ценностей, в развитии и воспитании творческо-интеллектуальной личности.

Методологической и теоретической основой исследования являются культуротворческий, системно-структурный и социально-психологический подходы в изучении и анализе культурообразовательного аспекта при развитии и становлении медико-педагогической культуры будущих врачей, под которой понимается совокупность знаний, умений, личностных качеств в целостной системе педагогического такта, педагогической этики, основанных на толерантных, культурологических, гуманистических, менталеобразующих, нравственных принципах

[9].

В ходе нашего исследования выявлено, что одной из важнейших составляющих культурообразовательного аспекта является педагогический такт врача в части овладения методикой выбора правильного подхода и стиля общения с больным. При этом врачу необходимо определять и реализовывать на практике некую разумную степень сопереживания, а также предъявлять к больному комплекс медикопедагогических требований. Способность предвидеть различные отрицательные ситуации, умение найти оптимальную меру применения педагогических методов во врачебной деятельности - это тот педагогический уровень, на котором применение тех или иных лечебных воздействий даст оптимальный эффект и ожидаемый результат.

В результате нашего исследования была сформулирована модель культурообразовательного аспекта в профессиональном образовании будущих медицинских работников, основанная на базе существенных характеристик врачебной деятельности. Нами были выделены ее структурные компоненты:

• мотивационный, включающий в себя мотивы, потребности, интересы, т.е. то, что обеспечивает включение будущих специалистов в процесс культуротворчества и культурообразования;

• содержательно-операционный, состоящий из двух взаимосвязанных частей: системы ведущих знаний (теории, законы, факты, представления) и способов учении (инструменты получения информации и применения знаний);

• волевой включает в себя внимание, волю, эмоциональную окрашенность действий по освоению культурно - нравственными ценностями;

• ориентационный, заключающийся в принятии студентом цели познавательной деятельности и своего нравственного самосовершенствования, их планирование и прогнозирование;

• оценочный имеет своим содержанием систематическое

получение обратной информации о ходе совершении действий на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей.

Психолого-педагогический анализ литературы показал, что целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивается научно организованным воспитанием или специально организованной воспитательной работой [11]. Поэтому одной из ключевых проблем формирования личности студента в аспекте

культурообразования является воспитание у него высокой нравственной культуры. Сущность нравственной культуры определятся органическим единством этических знаний, моральных убеждений, способностей к нравственной деятельности и

активности их проявления в реальных условиях. Практика показывает, что зачастую у студентов имеется определенный разрыв между знаниями об идеальном и их собственном поведении в определенных ситуациях. Суть воспитания как раз в том, чтобы достичь органического единства нравственных знаний, убеждений и действий [2].

Для успешной реализации поставленной задачи нами определены следующие условия:

• постоянное образование и самообразование студентов;

• своевременное включение его в систему общественных, политических, нравственных, культурообразовательных отношений.

Вышеперечисленное создает возможности для проявления активной жизненной позиции и приобретения самостоятельного опыта в процессе культурообразования.

Нами было установлено, что уровень нравственной культуры студента зависит от степени усвоения им общественных требований, постановки учебно-воспитательного процесса в вузе и его собственного стремления к самосовершенствованию. Культурнонравственное воспитание в вузе слагается из двух взаимосвязанных направлений: морального образования, т.е. этической направленности учебного процесса, и обучения студентов навыкам нравственного поведения в процессе деятельности [4]. В результате нашего исследования выявлено, что процесс развития культурообразовательного аспекта осуществляется во всей совокупности учебной, внеучебной, научной, общественной работе студента, его общении с преподавателями и сокурсниками на протяжении всего срока обучения. Вся система воспитательной работы должна способствовать накоплению знаний, приобретению умений и навыков, практического опыта, а, следовательно, гражданскому и профессиональному становлению будущего специалиста [5].

Нами было определено, что в основе этой системы лежат такие принципы нравственного воспитания, как:

• единство профессионального, гражданского и нравственного развития личности специалиста;

• непрерывность, преемственность и последовательность в нравственном воспитании;

• координация деятельности научно-педагогических и студенческих коллективов.

Опытно-экспериментальной работой нами было установлено, что в рамках медицинского вуза проблемы воспитания становятся вопросами формирования профессиональной этики. Процесс культурно-нравственного воспитания здесь проявляется в двух аспектах: нравственно-этическом и нравственно-деонтологическом, так как профессиональная мораль выдвигает ряд особых требований к специалисту-медику: аккуратность, ответственность, доброжелательность, тактичность,

коммуникативная компетентность, гуманность и др. Это повышает актуальность задач профессионально-нравственного воспитания студентов.

Анализ литературы выявил, что особо следует подчеркнуть значимость формирования ведущего врачебного качества как милосердия - индивидуальной формы гуманности. Как качество личности, гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений [12]. Это качество личности раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия, готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему, в рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место, в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию, в толерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Эти личностные проявления гуманности исключают высокомерие, злопамятность, проявление раздражительности в случаях неловкости или замешательства со стороны других, подчеркивание своего превосходства [3].

Таким образом, в период обучения студентов - медиков центральным звеном культурно-нравственного воспитания является учебный процесс. Посредством содержания методов и форм его организации реализуются основные установки на формирование социальной активности, нравственно зрелой личности, ответственной за свое профессиональное и общекультурное развитие.

В результате всей проводимой работы мы пришли к выводу, что:

1. главной составляющей культурообразовательного аспекта

является педагогическая культура личностей, участников учебновоспитательного процесса, в рамках врачебно-педагогической этики.

2. модель культурообразовательного аспекта - это образец

системы профессиональных действий, обеспечивающих единство теоретической и практической готовности специалиста к осуществлению профессионально - педагогической тактичности, как основы педагогической культуры будущего врача специалиста и может быть использована в системе вузовского образования и дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности.

3. широкому внедрению модели культурообразовательного аспекта будут способствовать взаимосвязь специальных дисциплин медицинского профиля, способствующих развитию культурнонравственной направленности студента-медика; создание в системе

медицинского университета целостного профессиональнообразовательного пространства, основанного на обмене созидательным опытом; формирование и развитие культуронравственной школы, основанной на прочной и осознанной русской медицинской традиции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. - 2003. №10. -

с 3- 5.

2.Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практикоориентированных концепций). - М.: «ИнтерДиалект», 1997. - 235с.

3. Данилова М.И. Культура толерантности в современной парадигме образования.

- Краснодар. - http://www.rusoir.ru.

4. Дианкина М.С., Данько Е.А. Нравственное воспитание студентов в медицинских вузах РСФСР./ Деонтологическое воспитание в медицинском вузе// под ред. А.И.Федина. - М., 1998. - С.17-25.

5. Дианкина М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы (Психолого - педагогический аспект). Изд. 2-е. - М., 2002. - 256с.

6. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». - М., 1996.

7. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие.

- М.: Высш. школа, 1990. - 142с.

8. Мещеряков А.С., Крылова Н.Н. Ценностные ориентации и адаптационный потенциал молодежи Пензинского региона//Материалы II международной научнопрактической конференции «Феномен развития в науках о человеке». - Пенза, 2006. -9-25.

9. Островская Л. В. Теоретические основы педагогического обеспечения подготовки разнопрофильных специалистов в высшей школе. - Рязань.: Ряз ГМУ, 2002. - 327с.

10. Севрюгин В. За журнальным столом / газета «Первое сентября». - 2002. - №84.

11. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512с.

12. Фролова Н.Г. Воспитание культуры толерантности. - 2002. - <[email protected].

TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ASPECT IN THE MEDICO’S PERSONALITY FORMATION

М.А. Tararyshkina

The conception of development of cultural and educational aspect in the course of medical training is formulated in the article. The basic components of the aspect are singled out, namely medico and pedagogical tact, cultural and moral education, the stirring up of self-education, moral and deontological behaviour. A pattern of cultural and educational aspect is offered, the conditions and methods of goal achievement are defined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.