Научная статья на тему 'Моделирование процесса профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских в вузе МВД России'

Моделирование процесса профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских в вузе МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВУЗ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерошенков Н. В.

Статья посвящена моделированию процесса профессиональнонравственной подготовки будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России и построению его в виде структурно-блочной модели. Авторы выделяют пять блоков описываемой модели: целевой, структурно-содержательный, средово-организационный, технологический и критериально-результативный, отражающих структуру и связи действующих в ней компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских в вузе МВД России»

УДК 378.1

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ В ВУЗЕ МВД РОССИИ

Н. В. Ерошенков

Белгородский юридический институт МВД России

e-mail:

nic_bui@mml.ru

Статья посвящена моделированию процесса профессиональнонравственной подготовки будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России и построению его в виде структурно-блочной модели. Авторы выделяют пять блоков описываемой модели: целевой, структурно-содержательный, средово-организационный, технологический и критериально-результативный, отражающих структуру и связи действующих в ней компонентов.

Ключевые слова: модель, моделирование, профессионально-нравственная подготовка, будущий полицейский, образовательная среда, вуз МВД России.

Практика последних лет продемонстрировала ряд серьезных проблем в системе управления подготовкой кадров МВД России, препятствующих выполнению возложенных на министерство задач по непрерывному воспроизводству специалистов органов внутренних дел с требуемым набором профессиональных характеристик, их нравственных качеств, соответствующих вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Это обусловливает необходимость поиска инновационных стратегий, более рациональных организационных механизмов, моделей и технологий профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России, понимаемой нами как процесс формирования профессиональной нравственности будущих полицейских, обусловленный влиянием на него различных микросред ведомственного вуза.

В настоящее время одним из важных этапов проведения научных исследований выступает моделирование (Л. М. Веккер, В. Н. Дружинин, А. Н. Орехова, Г. Саймон и др.), результатом которого является построение модели как системы, опосредованно отражающей совокупность факторов, воспроизводящих, имитирующих объект на разных уровнях самоорганизации и саморазвития (Т. А. Вострикова, Е. В. Селезнева,

Н. С. Толстоухова и др.) [1].

Моделирование такой системы применительно к профессиональнонравственной подготовке будущего полицейского в ведомственном вузе, стало возможным при опоре на комплекс методологических подходов, определяющих стратегию проводимого исследования. К основным из них мы относим: системный, культурологический [2], аксиологический, личностно-деятельностный, компетентностный и средовый подходы.

Функциональность процесса профессионально-нравственной подготовки (ПНП) будущего полицейского в образовательной среде вуза МВД России обуславливает необходимость учета определенных его функций: мотивационной, конститутивной, координационной, регулятивной, гносеологической, воспитательной, познавательной, коммуникативной, гуманизирующей, отражающих конструктивные и действенные особенности описываемого процесса.

Выделение системного подхода в качестве основного, позволило нам сконструировать структурно-блочную модель процесса профессионально-нравственной подготовки будущего полицейского в образовательной среде вуза МВД России и описать ее посредством определенных блоков: целевого, структурно-содержательного, средово-организационного, технологического и критериально-результативного (рис. 1).

I Цель ПНП: формирование профессиональной нравственности будущего полицейского в образовательной среде вуза МВД России

II

и

8

и

Л

0

1

в

8

О

-

о

в

5 В

0 в в

1

и

Л

С-

и

I

о

и

л

и

о

я

о

о

Щ

о

-

и

Л

Ч

О

*

ч

о

и

Структура ПН П (компоненты)

Когнитивный Аксиологический Деятельностный Регулятивный

Содержание профессиональной нравственности (характеристики)

III

Профессиональнонравственное сознание

Образовательная среда вуза

Обучающая > Акмеолого-развивающая к Воспитывающая Социокультурная К Инновационноисследовательская Информационная К Практикоориентированная

IV

слу-

жебная

Проф.-нравственные отношения и чувства ----------

Профессиональнонравственное поведение

вне-

служ,

науч.« исслед.

повыш.

квалиф.

проф.-

педаг.

Деятельность

преподавателей и сотрудников вуза МВД России

ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ПРАКТИЧЕСКИМ блоки взаимодействия

Деятельность

учебно-■ воспит.

вне- научно- само

учебн. исслед. вос-

пит.

практ.-

ориент.

Виды проф. подготовок

^ Начальная профессиональная

Собственно

профессиональ-

ная

Морально-

психологи-

ческая

’ Самоподготовка

* Технология ПНП

диагностикомировоззренческий этап процессуальноинтерактивный этап интеграционнодеятельностный этап

Педагогические условия

V

■ и

Критер эффективности процесса ПНП будущих полицейских

• Целевой

• Содержательный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Технологический

иецолн

вень

ире

логический

вень

*

1 уро-

2 уро-

акме^эгический 3

ур.

ПНП / Проф. нравст-

3 уровень ный

2 уровень ный

1 уровень ный

сонвенциональ-

элементар-

Критерии 1 проф. нравственности будущих полицейских

• Мотивационно-ценностный

• Эмоционально-^волевой

• Рефлексивнодеятельностный

• Качественноличностный

4—^ Результат: Профессиональная нравственность будущего полицейского

в

вот

о

и

д

о

п

5 В

о

н

н

е

ветс

в

а

р

н

-

о

и

ь

ф

о

р

п

=

=

Я

X

Рис. 1. Структурно-блочная модель ПНП будущих полицейских в образовательной среде вуза

МВД России

(Блоки: I - целевой; II - структурно-содержательный; III - средово-организационный;

IV - технологический; V - критериально- результативный)

Целевой блок модели процесса ПНП курсанта в образовательной среде вуза МВД России отражает основную цель изучаемой подготовки - достижение высшего уровня сформированности профессиональной нравственности будущего полицейского. При этом источниками целеполагания являются: 1) социальный заказ, выражающийся как в объективных тенденциях развития общества, так и в сознательно выражаемых запросах граждан; 2) курсант как субъект особой социальной реальности, имеющий самостоятельную ценность; з) преподаватели, начальники подразделений, курсовые офицеры, кураторы взводов как наиболее значимые Другие, эффективно реализующие формирование профессиональной нравственности у будущих полицейских [3].

Профессионально-нравственная подготовка будущего полицейского имеет общие и частные цели. Общие - определяются господствующими общественными отношениями, профессиональными, нравственными, духовными и личностными ценностями. Частными целями ПНП будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России являются: разъяснение будущим сотрудникам ОВД требований государства к их профессиональному и нравственному облику, социальной значимости их службы; стимулирование потребности личного состава к моральному совершенствованию, стремления к положительному нравственному идеалу; целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности личного состава, в процессе которой предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть; использование духовнонравственного потенциала общественных объединений в воспитании личного состава.

Посредством структурно-содержательного блока описываемой модели обеспечивается единство структуры изучаемой подготовки (через когнитивный, аксиологический, деятельностный и регулятивный компоненты) и содержания профессиональной нравственности будущих полицейских (через профессионально-нравственное сознание, профессионально-нравственные отношения и чувства, профессиональнонравственное поведение), выражающееся в профессионально-нравственных идеалах, этических ценностях, нормах, моральной мотивации, этических оценках и нравственных поступках. Так, с точки зрения структуры ПНП и содержания профессиональной нравственности будущий полицейский только тогда является нравственным, когда для него нормы нравственности и морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы служебного и внеслужебного поведения.

Такое понимание содержания ПНП обуславливает: 1) формирование у будущих полицейских специальных морально-психологических, гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности; 2) развитие у будущих полицейских представлений о гражданском и профессиональном долге, чести и достоинстве, нравственных ценностях и принципах службы в органах внутренних дел; 3) воспитание у личного состава курсантов ответственного отношения к выполнению должностных и специальных обязанностей и повышению уровня профессионализма; 5) подготовку будущих полицейских, способных успешно решать оперативнослужебные задачи при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина; 6) обучение будущих сотрудников навыкам поведения и общения, основанным на соблюдении профессионально-этических норм, применения способов регуляции своего состояния в различных условиях обстановки и др.

Личностно-смысловая направленность содержания ПНП предполагает реализацию в образовательной среде вуза МВД России таких базисных ценностей личности, как самореализация, жизнетворчество, культурная идентификация, индивидуализация и др. Поэтому становится важным, чтобы в современной системе ПНП особое внимание уделялось процессам порождения и развития профессиональнонравственного поведения, сознания, отношений, чувств, ценностей, а не их трансляции, что возможно обеспечить при соответствующей организации данной подготовки в условиях образовательной среды вуза МВД России.

Исходя из вышесказанного, мы выделяем средово-организационный блок модели, представленный различными микросредами в составе образовательной среды вуза МВД России (обучающей, акмеолого-развивающей, воспитательной, практикоориентированной, инновационно-исследовательской, социокультурной, информационной), видами профессиональной подготовки, осуществляемыми в ведомственном вузе за весь период обучения курсанта (начальная профессиональная, собственно профессиональная, морально-психологическая, самоподготовка), направленными на профессионально-нравственную подготовку будущих полицейских.

Также средово-организационный блок разработанной нами модели представлен многообразной аудиторной и внеаудиторной деятельностью субъектов профессиональнонравственной подготовки, обеспечивающей полноценную организацию данного процесса в образовательной среде вуза МВД России. К таким субъектам относятся: сам будущий полицейский, кураторы взводов, курсовые офицеры, преподаватели-предметники, руководители НИР, практик, сотрудники отдела морально-психологического обеспечения, начальники и сотрудники подразделений вуза МВД России.

По своей сути выступает системообразующим фактором интеграции служебной, внеслужебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности, деятельности по повышению квалификации преподавателей и сотрудников, а также учебно-воспитательной, внеучебной, научно-исследовательской, практикоориентированной деятельностью курсантов, деятельностью, направленной на их самовоспитание.

Взаимодействие субъектов ПНП в образовательной среде вуза МВД России осуществляется в совместной деятельности сотрудников структурных подразделений, преподавателей и будущих полицейских посредством теоретического и практического блоков ее реализации.

Теоретический блок включает в себя взаимодействие субъектов ПНП во время учебных занятий в рамках преподавания и изучения: общих дисциплин (история, социология, культурология, педагогика, психология); базовых («Профессиональная этика и служебный этикет»), элективных («Психология делового общения») курсов и др. Теоретический блок организации ПНП будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России реализуется через личностно-индивидуальные, социальноколлективные, общественно-групповые формы обучения с использованием методов: формирования гражданского сознания, организации общественно полезной деятельности, стимулирования нравственного поведения и гуманистических отношений.

Практический блок включает в себя взаимодействие субъектов ПНП в учебное и внеучебное время в рамках преподавания, воспитания, с одной стороны, и участия, с другой стороны в следующих формах и видах деятельности: 1) в работе общественных объединений курсов и факультетов (женсовет, совет младших командиров и др.); 2) в деятельности факультативов, семинаров и круглых столов («Профессионализм и нравственность будущего полицейского», «Служебный этикет в профессиональной сфере» и др.); з) в воспитательной работе во внеучебное время, которая включает: управление процессом адаптации курсантов к учебе и службе в вузе МВД России, формирование учебных (служебных) коллективов, руководство проведением социокультурных и спортивно-массовых мероприятий и др.; 4) в процессе самообразования и самовоспитания курсантов (посещение музеев, библиотек; изучение соответствующей литературы, информационных источников; участие в различного рода выставках, в том числе и современной профессионально-нравственной литературы; участие в экскурсионных турах, направленных на повышение уровня нравственности курсантов; включение механизмов самореализации, самоактуализации, самооценки, оценки группы и др.); 5) в научно-исследовательской деятельности, включающей различные исследовательские задания профессионально-нравственного характера; теоретические и экспериментальные научно-исследовательские работы; 6) в различного рода практиках и стажировках [3]. Взаимодействие заинтересованных субъектов ПНП в рамках практического блока способствует формированию профессиональной нравственности будущего сотрудника правоохранительных органов, способного занять сознательную активную профессионально-нравственную позицию во всех основных сферах общественной жизни по служению закону, государству и народу [4, с. 222 - 224].

Таким образом, реализация целей и задач профессионально-нравственной подготовки обеспечивается совместными усилиями всех его субъектов. Чтобы успешно осуществлять профессионально-нравственную подготовку будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России сотрудникам факультетов, курсов целесообразно четко представлять социальные, профессиональные, нравственные, личностные цели и задачи профессионально-нравственной подготовки курсантов, которые обу-

словлены требованиями общества, характером получаемой профессии и личностью курсанта [5, с. 5 - 8].

Опыт проведенного исследования показывает, что эффективность профессионально-нравственной подготовки будущего полицейского в образовательной среде вуза МВД России имеет прямую зависимость от комплексности реализации применяемых методов, приемов и средств, организационных форм, от степени интеграции всех типов микросред в структуре образовательной среды вуза МВД России и разнообразных видов профессиональной подготовки, осуществляемой в ней, а также от выбора и применения инновационных педагогических методик и технологий.

Технологический блок модели процесса профессионально-нравственной подготовки включает в себя систему педагогических условий эффективности процессаПНП, а также саму технологию процесса ПНП будущего полицейского в образовательной среде вуза МВД России, представляющую собой совокупность, параллельность отдельных видов работ и последовательность реализации педагогических методов, форм и средств, направленных на достижение указанной выше цели взаимодействия, и состоящую из трех этапов (диагностико-мировоззренческого, процессуальноинтерактивного, интеграционно-деятельностного).

При этом в нашем исследовании были реализованы следующие формы ПНП будущего полицейского в образовательной среде вуза МВД России: индивидуальноличностные (беседа, задания, поручения); социально-коллективные (общие собрания сотрудников, торжественные ритуалы, празднование памятных дат, вечера вопросов и ответов, диспуты, тематические вечера, викторины, научные, практические и читательские конференции, экскурсии, стенная печать); общественно-массовые (общественно-государственная подготовка, информирование), а также формы проведения учебных занятий: деловые игры, командно-штабные учения, групповые упражнения, дискуссии, тренинги, групповые беседы [4, с. 222 - 224].

Исключительное значение при осуществлении процесса ПНП курсантов имеют соответствующие методы: формирования гражданского сознания; организации коллективной общественно полезной деятельности; стимулирования нравственного поведения и гуманистических отношений; самовоспитания профессионально значимых качеств [6]. Кроме того, эффективность при организации процесса профессиональнонравственной подготовки доказали: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия (коллективная игра, коллективное самоуправление, коллективное самообслуживание, единые требования); методы повседневного систематического целенаправленного общения, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (социальная защита, уважение, педагогическое требование, убеждение, предупреждение, осуждение, доверие, сочувствие, принятие решения, проблемные ситуации); методы личностной самодеятельности: самоорганизация как самоанализ и самосознание, самоорганизация чувств и разума (самовоспитание), самоорганизация воли и поведения (самостимулирование); методы педагогического и психологического сопровождения педагогом личности курсанта в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (разъяснение, создание ситуации успеха, актуализация мечты, упражнение, поощрение, наказание).

Для осуществления содержательного взаимодействия будущих полицейских и образовательной среды вуза МВД России, способствующего эффективности процесса ПНП курсантов, необходимы определенные педагогические условия, реализуемые в соответствующей технологии. К таким условиям мы относим: 1) системность и согласованность содержания профессионально-нравственной подготовки в различных видах подготовки и микросредах вуза МВД России; 2) ценностное регулирование процесса ПНП будущих полицейских в ведомственных вузах; 3) рациональная сбалансированность субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в образовательной среде вуза МВД России; 4) наличие встречных профессионально-нравственных потоков

взаимодействия между образовательной средой вуза МВД России и курсантом; 5) ориентация курсантов на моральный компромисс целей и средств в конкретной правоохранительной сфере их будущей профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного, сделаем вывод о том, что ПНП будущего полицейского в образовательной среде вуза МВД России осуществляется до определенного уровня под влиянием соответствующих педагогических условий. Обеспечение комплекса необходимых педагогических условий - это трудоемкий процесс объединения усилий всех субъектов профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России.

Критериально-результативный блок модели подразумевает выделение критериев эффективности процесса ПНП (целевой, содержательный, технологический) и критериев профессиональной нравственности будущих полицейских (мотивационноценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-деятельностный, качественноличностный), на их основе определение соответствующих уровней осуществления профессионально-нравственной подготовки (исполнительский, логический, акмеоло-гический) и уровней сформированности профессиональной нравственности будущих полицейских (элементарный, конвенциональный, автономный). Результат модели отражает достижение высшего автономного уровня сформированности профессиональной нравственности будущего полицейского.

Таким образом, моделирование процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России отражает способность реализации разработанной модели на основе интеграции ее целевого, структурно-содержательного, средово-организационного, технологического и критериально-результативного блоков.

Список литературы

1. Солянкина Л. Е. Психолого - акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде: авто-реф. докт. псих. наук. - Тамбов. - 2011 - 51 с.

2. Исаев И. Ф.Становление и развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы в России: историко-педагогический контекст (1755 - 1917 гг.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 5. - № 77. - С. 83 - 91.

3. Слепов В. Я. Морально-психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР к деятельности в условиях современной войны: автореф. ...дис. д-ра пед. наук. - Л., 1976.

4. Рыбаков В. Н. Социально-педагогические условия формирования социальнонравственной нравственности личности курсанта вуза МВД России // Мир науки, культуры, образования. 2010. - № 1 (20). - С. 222 - 224.

5. Бородавко Л. Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08. - СПб., 2005. - С .5 - 8.

6. Турченко В. Н., Шафранов-Куцев Г. Ф. Россия: от экстремальности к устойчивости. -Тюмень: ТГУ, 2000.

MODELING PROCESS PROFESSIONALLY AND MORAL TRAINING OF FUTURE OFFICERS IN HIGH SCHOOL RUSSIAN INTERIOR MINISTRY

N. V. Eroshenkov

Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

e-mail:

nic_bui@mail.ru

Article describes the modeling process professional and moral training of future officers in the educational environment of the university and the Russian Ministry of Internal Affairs building its structural block model .The authors identify five blocks described by the model: the target, substantial structural, environmental, organizational, technological and criterion- score, reflecting the structure and connection of existing components in it.

Keywords: model, modeling, professional and ethical training future police, educational environment, school Russian Interior Ministry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.