ливается и включает угрозы и сообщения очевидного сексуального характера, связаться с районными правоохранительными органами.
Рассмотренные способы реагирования в ситуации буллинга, конечно же, не решают проблему полностью.
Только объединив усилия всех субъектов образовательного процесса педагогов, родителей, специалистов (психологов, социальных работников, социальных педагогов, медработников, юристов и т.д.) мы сможем противостоять этому общественному явлению и не дать ему укорениться в обществе.
Раскрывая сущность рассматриваемой проблемы, можно сделать выводы:
1. Одной из актуальнейших социальных проблем современного общества является буллинг способствующему, к сожалению, возникновению других проблем мирового сообщества.
2. Буллинг несет за собой большое количество негативных последствий для человека.
3. Должно быть активное общественное порицание буллинга.
Библиографический список
4. Необходимо постоянно наблюдать за социумом (например, родителям, педагогам за своими детьми и подопечными). Формирование доверия между детьми и взрослыми.
5. Нельзя быть равнодушным к буллингу.
6. Не культивировать у себя жертву внутри.
7. Необходимо формирование и принятие определённых, четких и справедливых, а также единых для всех правил и норм поведения.
На данный момент эта проблема все чаще освещается в кинематографе, часто стали показывать примеры буллинга и его последствия. Такие фильмы и сериалы смогут послужить отличным демотиватором для потенциальных буллеров.
И все же, рассматривая буллинг как мировое социальное явление, можно констатировать, что вопрос буллинга остается открытым во всем мировом сообществе. Нет такой страны в мире, которую это социальное общественное явление не коснулось и не беспокоит, но это уже тема следующих научных исследований.
1. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? Семья и школа. 2006; № 11: 15 - 18.
2. Психология девиантности: Дети. Общество. Закон. Москва: Юнити, 2016.
3. Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллин. Научная индустрия европейского континента: сборник докладов конференции Белгород: Рус-научкнига, 2008.
4. Цибуцинина Ю.Н. Преодоление буллинга в начальных классах. Тюмень. Available at: https://libraryutmn.ru/dl/VKR_Ishim/VKR_2020/Tsibutsinina.pdf References
1. Kon I.S. Chto takoe bulling i kak s nim borot'sya? Sem'ya ishkola. 2006; № 11: 15 - 18.
2. Psihologiya deviantnosti: Deti. Obschestvo. Zakon. Moskva: Yuniti, 2016.
3. Ozhieva E.N. Bulling kak raznovidnost' nasiliya. Shkol'nyj bullin. Nauchnaya industriya evropejskogo kontinenta: sbornik dokladov konferencii Belgorod: Rusnauchkniga, 2008.
4. Cibucinina Yu.N. Preodolenie bullinga v nachal'nyh klassah. Tyumen'. Available at: https://library.utmn.ru/dl/VKR_Ishim/VKR_2020/Tsibutsinina.pdf
Статья поступила в редакцию 23.01.21
УДК 378
Zairbekova N.I., postgraduate, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF FORMATION OF CIVIL DEFENSE COLLEGE STUDENTS AND EMERGENCIES OF DESIGN SKILLS. The aim of the
study was to study the pedagogical technologies for the formation of design skills among students of the College of Civil Defense and Emergencies. The main method used in this research work is the analysis of scientific and pedagogical literature. The best way to develop design skills among students of the College of Civil Defense and Emergency Situations occurs during industrial and educational internships. As part of the teaching of disciplines at the College of Civil Defence and Emergency Situations, the regional authorities of the Ministry of Emergency Situations should provide a structured internship program that enables students to gain professional experience in emergency management. It is concluded that the organization and conduct of educational practice of students is a complex multi-level process aimed at developing a sustainable interest of students in professional activities, consolidating knowledge, expanding ideas about the functions of the future profession, familiarity with work experience, and the formation of design skills.
Key words: pedagogical technologies, design skills, students, college of civil defense and emergency situations.
Н.И. Заирбекова, соискатель, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ УМЕНИЙ
Целью исследования было изучить педагогические технологии формирования у студентов колледжа гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций проектировочных умений. Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы. Наилучшим способом формирование проектировочных умений у студентов колледжа гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций происходит в ходе производственной и учебной практик. В рамках преподавания дисциплин в колледже гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций региональные органы Министерства чрезвычайных ситуаций МЧС должны предоставлять структурированную программу стажировки, позволяющую студентам получить профессиональный опыт в области управления чрезвычайными ситуациями. Сделан вывод о том, что организация и проведение учебной практики студентов - многоуровневый процесс, направленный на развитие устойчивого интереса студентов-практикантов к профессиональной деятельности, закрепление знаний, расширение представлений о функциях будущей профессии, знакомство с опытом работы, формирование проектировочных умений.
Ключевые слова: педагогические технологии, проектировочные умения, студенты, колледж гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Одним из приоритетных направлений развития современного профессионального образования является повышение качества подготовки специалистов, легко адаптирующихся к изменениям, способных к анализу сложных ситуаций и принятию ответственных решений.
Проблема формирования профессионально важных качеств специалиста привлекает внимание, как участников образовательного процесса, так и работодателей. Интеллектуальный потенциал специалиста в настоящее время рассматривается как важнейший фактор развития экономики, а уровень образования -как стратегический ресурс данного развития [1].
Задача, стоящая перед профессиональным образованием, - это подготовка конкурентоспособных специалистов, готовых решать профессиональные задачи. Необходимо не только вооружить студентов определенными теоретическими знаниями. Они должны обладать общепрофессиональными компетен-
циями, позволяющими организовывать свою трудовую деятельность, добывать, анализировать информацию, оценивать ее, искать пути реализации и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, овладев для этого необходимыми умениями и навыками.
Катастрофа может произойти в любое время и в любом месте. Готовность к стихийным бедствиям играет важную роль в сокращении потерь сообщества/ страны. Цель данного исследования состояла в том, чтобы установить влияние развития проектировочных умений, которые помогут будущим студентам колледжа гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций находить решения в сложных ситуациях.
Прежде всего проанализируем теоретические аспекты мышления для того, чтобы понять сущность формирования проектировочных умений на современном этапе.
Предположим, что мышление в современном мире должно быть переосмыслено. То есть необходимо понимать, что сегодня, в век технологий - это не просто традиционная концепция, скорее, это индивидуальный когнитивный процесс.
В частности, мышление может быть дифференцировано как несколько моделей с уровнями, а образование в области науки, техники, инженерии и математики (БТЕМ-образование) позиционируется для развития мышления студентов с помощью нашей новой предложенной концепции.
Проектировочные умения становятся основой для студентов, обучающихся по направлениям архитектуры, дизайна, инженерии, моды, современных технологий. Развитие идентичности профессиональных дизайнеров и инженеров строится на специальной подготовке и многолетней практике, причем их проектная деятельность часто приводит к ценным конечным продуктам.
Очевидно, что проектировочные умения - это не тот вид деятельности, который обычно используется в школьном образовании, за исключением искусства и уроков технологии, поскольку многие традиционные школьные предметы, такие как математика и естественные науки, не рассматриваются как дисциплины, в которых студенты проектируют.
Неудивительно, что проектировочные умения не получили особого внимания в традиционном школьном образовании, поскольку они легко воспринимаются как создание новых продуктов, деятельность, часто рассматриваемая как принадлежащая профессиональным математикам и ученым, а не обучающимся школ.
Разрыв между навыками, которые студенты получили в школе, и навыками, необходимыми для работы в 21 веке, давит на систему образования.
В рамках данной исследовательской работы нас интересуют студенты колледжа гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Поэтому мы будем рассматривать те направления, которые целиком и частично связаны с инженерией.
Таким образом, недавнее внедрение техники и технологий в образование открывает новые перспективы относительно того, что учащиеся могут и должны изучать и делать, а также результаты, которые можно получить от проектной деятельности, включая развитие проектировочных умений.
Поскольку проектировочные умения также поощряют различные точки зрения и подходы в рассмотрении и решении проблем, они жизненно важны для творчества и инноваций. Важность проектировочных умений действительно была признана в образовании в последнее время, особенно в нынешнем движении STEM-образования.
Если не ограничивать значение использования проектировочных умений формальной деятельностью в конкретных профессиональных областях, то время от времени они могут пригодиться в реальной жизни.
Фактически, мы все выполняем неформальные и формальные проекты в нашей повседневной и академической жизни, такие как планирование путешествий, украшение дома, укладка волос, экспериментальный дизайн в исследованиях. Проектирование может просто означать подход человека к выявлению и решению проблемы в этом созданном человеком мире.
Вопрос о том, как можно и нужно обучать или использовать проектировочные умения, имеет большое значение в различных профессиональных областях.
Наилучшим способом формирования проектировочных умений у студентов колледжа гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций происходит в ходе производственной и учебной практик.
Практика является обязательным разделом программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Она представляет собой вид деятельности, направленный на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная [2].
Учебная и производственная практики (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализо-вываться как концентрированно, в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках дисциплин профессионального цикла [3].
В программе, разработанной образовательной организацией по каждому виду практики, определены ее цели, задачи и формы отчетности. Эта информация доводится до студентов перед началом практики во время установочной конференции.
Практики для студентов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций могут быть организованы в условиях, приближенных к реальным. Так, например, практика для будущих горноспасателей организовывается каждый год «от простого к сложному».
Эмоционально-психологическая составляющая, которая складывается в процессе практики, посещения метрополитена и знакомства с аварийно-спасательным оборудованием, укрепляет уверенность у обучающихся в правильности выбранной профессии, а также формирует у них представление о связи теоретических и практических знаний, их необходимости в реальных условиях производства.
Отдельное внимание уделяется изучению особенностей применения средств индивидуальной защиты горноспасателя, в частности респиратору Р-30. Практикантам дается возможность под контролем опытного представителя горноспасательного пункта показать в аудитории непростую технику включения в
респиратор на примере двух - трех добровольцев из числа студентов. Необходимо отметить, что включение в кислородный респиратор требует определенных навыков.
Первые шаги в профессию, сделанные ошибки перед своим студенческим коллективом, - все имеет важное познавательно-образовательное значение.
Региональные органы МЧС должны предоставлять структурированную программу стажировки, позволяющую студентам получить профессиональный опыт в области управления чрезвычайными ситуациями.
Стажировка также позволяет студентам расширить свою базу знаний, а также получить практический опыт, который укрепит концепции, преподаваемые в колледже гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Производственная практика может быть проведена в базах добровольцев, которые помогают в результате стихийных бедствий. В их деятельность входит:
- управление распределительными центрами и убежищами;
- приготовление и распределение пищи;
- расчистка завалов;
- уборка мусора;
- обследование общин;
- распространение учебных материалов и комплектов готовности к стихийным бедствиям;
- внедрение учебных программ по обеспечению готовности к стихийным бедствиям;
- картографирование ГИС для улучшения общинных систем реагирования на чрезвычайные ситуации;
- работа с документами;
- проведение опросов или работа в Центре помощи;
- логистика-помощь в распределении припасов в районы стихийных бедствий и восстановления;
- инвентаризация припасов и управление складским хранением;
- планирование и ГИС-системы-планирование во время стихийного бедствия или исследования, написание и управление информацией для региональных отделений МЧС;
- формулирование планов действий по инцидентам и сбор информации для других продуктов;
- тесное сотрудничество с группами планирования для составления карт инцидентов и входных данных для картографических служб и баз данных;
- оказание помощи в разработке специалистами конкретных геопространственных продуктов по инцидентам [4].
Большой опыт может дать стажировка в Международной организации ЮНИСЕФ, действующей под эгидой Организации Объединённых Наций [5].
Программа стажировок ЮНИСЕФ предоставляет студентам и недавним выпускникам возможность получить непосредственный практический опыт работы. Возможности стажировки доступны по всему миру.
Когда отделение ЮНИСЕФ определяет необходимость в стажере для поддержки своей команды, они публикуют эту информацию, и все подходящие кандидаты могут подать свою заявку через веб-сайт.
Чтобы кандидатура была рассмотрена для прохождения стажировки, студент должен соответствовать следующим требованиям:
- владеть хотя бы одним из рабочих языков ЮНИСЕФ: английским, французским или испанским;
- иметь отличную академическую успеваемость, о чем свидетельствуют последние записи образовательного учреждения;
- не иметь близких родственников (например, мать, отец, сестра, брат), работающих в ЮНИСЕФ;
- студенту должно быть не менее 18 лет.
Дополнительное внимание будет уделено любому профессиональному опыту, имеющему отношение к той функции, на выполнение которой претендует студент.
Все стажеры имеют право на стипендию в качестве взноса на покрытие расходов на проживание, выплачиваемую ЮНИСЕФ или партнерским учреждением. Единовременная выплата в качестве взноса на покрытие путевых и визовых расходов также может быть предоставлена при наличии финансирования [5].
Таким образом, можно утверждать, что организация и проведение учебной практики студентов - сложный и многоуровневый процесс, направленный на развитие устойчивого интереса студентов-практикантов к профессиональной деятельности, закрепление знаний, расширение представлений о функциях будущей профессии, знакомство с опытом работы, формирование проектировочных умений.
Однако в рамках преподавания дисциплин в колледже ГО и ЧС региональные органы МЧС должны предоставлять структурированную программу стажировки, позволяющую студентам получить профессиональный опыт в области управления чрезвычайными ситуациями.
Стажировка также позволяет студентам расширить свою базу знаний, а также получить практический опыт, который укрепит концепции, преподаваемые в колледже гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Производственная практика для студентов колледжа гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций может быть проведена в базах добровольцев, которые помогают в результате стихийных бедствий.
Библиографический список
1. Утемов В.В. Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднего профессионального образования. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2015; № 11: 91 - 95.
2. Ниатшин А.Т. Сущность и структура формирования проектировочных умений у студентов вуза. Вестник Башкирского университета. 2008; № 2. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-formirovaniya-proektirovochnyh-umeniy-u-studentov-vuza
3. Дубровская Ю.А. Опыт организации практической подготовки и защиты отчетов по результатам прохождения производственных практика. Наука и образование транспорту. 2019; № 2: 254 - 256.
4. Хусаенова А.А., Насретдинова Л.М., Богданов РР Адаптация студента в периоде прохождения учебной и производственной практики. Образование и воспитание. 2015; № 2: 59 - 61.
5. UNICEF Careers. Available at: https://www.unicef.org
References
1. Utemov V.V. Kompetentnostnaya model' obucheniya v kolledzhe pri realizacii FGOS srednego professional'nogo obrazovaniya. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2015; № 11: 91 - 95.
2. Niatshin A.T. Suschnost' i struktura formirovaniya proektirovochnyh umenij u studentov vuza. VestnikBashkirskogo universiteta. 2008; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/suschnost-i-struktura-formirovaniya-proektirovochnyh-umeniy-u-studentov-vuza
3. Dubrovskaya Yu.A. Opyt organizacii prakticheskoj podgotovki i zaschity otchetov po rezul'tatam prohozhdeniya proizvodstvennyh praktika. Nauka i obrazovanie transportu. 2019; № 2: 254 - 256.
4. Husaenova A.A., Nasretdinova L.M., Bogdanov R.R. Adaptaciya studenta v periode prohozhdeniya uchebnoj i proizvodstvennoj praktiki. Obrazovanie i vospitanie. 2015; № 2: 59 - 61.
5. UNICEF Careers. Available at: https://www.unicef.org
Статья поступила в редакцию 20.01.21
УДК 378
Plieva A.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Ingush State University (Magas, Russia),
E-mail: [email protected]
Guzueva E.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Kuchmezov R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Organization of Law Enforcement Activities,
North Caucasus Institute for Advanced Studies, Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs (Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]
DISTANCE TECHNOLOGIES IN ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS. The article reveals that at the moment it has become relevant and necessary to search for new ways of organizing students' independent work, provided that the remote mode is used. There is no single local normative act regulating the independent work of students at the federal level. Universities independently determine and establish the forms and requirements for the organization and control of students' independent work in a particular educational organization. These requirements are developed and approved in the form of regulations or guidelines for the organization of independent work at the university. Many universities use an automated distance education system using the LMS Moodle virtual environment. The platform provides a space for teachers and students to work together. Moodle has a variety of options for organizing and tracking student performance, including self-driving, for example, self-learning and testing.
Key words: student independent work, distance technologies, distance education system.
А.О. Плиееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: [email protected]
Э.Р. Гузуееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
Р.А. Кучмезое, канд. пед. наук, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета
МВД России, г. Нальчик, E-mail: [email protected]
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В статье выявлено, что на сегодняшний момент стал актуальным и необходимым поиск новых способов организации самостоятельной работы студентов при условии применения дистанционного режима. Единого локально-нормативного акта, регламентирующего самостоятельную работу студентов на федеральном уровне, на сегодняшний момент не существует Вузы самостоятельно определяют и устанавливают формы и требования к организации и контролю самостоятельной работы студентов в конкретной образовательной организации. Данные требования разрабатываются и утверждаются в виде положений или методических рекомендаций по организации самостоятельной работы в вузе. Многие учебные заведения используют автоматизированную систему дистанционного образования c помощью виртуальной среды LMS Moodle. Платформа предоставляет пространство для совместной работы педагогов и студентов. В Moodle доступны различные возможности для организации и отслеживания успеваемости студентов, результатов выполнения самостоятельной работы, например, самостоятельного изучения нового материала, проведение тестирования.
Ключевые слова: самостоятельная работа студента, дистанционные технологии, система дистанционного образования.
Сегодня главной задачей развития российского образования является его модернизация, в рамках которой высшее образование как профессиональная подготовка включает в себя содержание нового качества, заключающееся в формировании личности, адаптивной к запросам общества, рынка труда и экономики. Целями нового образования в такой парадигме является разработка и реализация образовательных программ для подготовки профессиональных кадров с ориентацией вхождения российского образования в европейское, значит, и в мировое образовательное пространство. Особенную нишу в высшей школе занимают вопросы формирования ключевых и профессиональных компетенций в образовательном процессе. Как отдельный виток развития сферы образования стоит рассматривать формирование личности в части самообразования.
С переходом на двухуровневую систему высшего образования и введением Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) третьего поколения значение самостоятельной работы обучающихся существенно возрастает и предполагает перераспределение ресурса учебного времени в сторону увеличения времени, отводимого на самостоятель-
ную работу. Изучение учебных планов программ бакалавриата некоторых вузов показало, что разработчики образовательных программ выделяют на самостоятельную работу обучающихся по некоторым дисциплинам до 90% объема времени от общего количества часов, отведенных на изучение данной дисциплины.
Самостоятельная работа студента - это ключевая часть обучения, которая требует определённых навыков. Прямого воспроизведения того, что студенты услышали на занятиях или прочитали в источниках, для глубокого освоения предмета недостаточно. Современное образование требует не столько заучивания и запоминания, сколько умения критически осмысливать материал и осваивать его, превращая информацию в собственное знание.
Но стоит отметить, что в настоящее время происходят кардинальные изменения в мировой и, в частности, российской системе образования, которые касаются перехода образования в основном в онлайн-форму. Причиной данных изменений является появление в конце декабря 2019 г. мировой проблемы -вспышки пандемии COVID-19. В России и других странах мира был введен режим повышенной готовности и самоизоляции, в связи с чем высшее образование